Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира
Горы в фотографиях >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Элина Гусарова, Красноярск

Плоть от камня

Рассказ изнутри, о Красноярских Столбах и столбистах

В самом сердце Сибирской тайги, рядом с большим городом, уже почти 200 лет существует сообщество людей, объединённых уникальным природным ландшафтом, сильным духовным стержнем и идеями внутренней свободы.

Прячась от мира, они нашли место максимальной к нему близости. Близости к самим себе, другим людям, богу.

Люди приходят из города в тайгу, к древним сиенитовым скалам, покоряют их невообразимыми лазами, строят в лесу избушки, живут, дружат, воюют, поют песни, связывая с этим местом свою судьбу.

В Красноярске «Столбами» называют заповедник, площадью 47,2 тыс. га, расположенный в пешей доступности от города. Внутри него- «Столбы» - это высокие скалы магматического происхождения, разбросанные среди леса. И наконец, для многих людей «Столбы» - целый мир, культура, люди, особенный край. Место, где родилась и живёт субкультура столбизма - малоизвестный миру социальный феномен.

Начало эры человека на Столбах датируется 1823 годом, а спустя 30 лет группой воспитанников приюта было совершено первое восхождение на столб. Так началась яркая, насыщенная людьми и событиями, история Столбов.

В конце 19 века на Столбах проходили собрания революционных рабочих, их столкновения с жандармами заканчивались массовыми арестами и поджогами изб. В это же время на Втором столбе метровыми белыми буквами было написано слово «СВОБОДА». Слово стало местной Сутью. В край причудливых скал всегда тянуло людей азартных до жизни и свободы, несогласных с культурно-нравственными ценностями общества и его правителей. Многие нашли именно здесь свободу и ту самую близость, создав в статичной тайге контркультурное движение. Движение, преимущественно, вверх.

Столбы = Свобода

Люди собирались в компании, строили избы и стоянки под камнями, осваивали новые скалы и ходы, выводя свободное скалолазание на массовый уровень. На столбах сложились свои законы и традиции, появился самобытный фольклор и бунтарская мода: лазили в шароварах и юбках, кушак - длинный пояс, иногда использовали как страховку, На скале Перья можно было наблюдать целые представления, когда разодетые скалолазы играючи поднимаются и спускаются вниз головой по сложным ходам. Легендарная Красноярская обувь для скалолазания — резиновые галоши, подвязанные тканью или шнурком, отлично держали ногу на скале. Сейчас им на смену пришли скальники, а из характерной для столбиста одежды в ходу остались лишь старые военные шинели.

В 1925 году по инициативе столбистов был создан заповедник, однако жизнь от того мирной не стала. Избы продолжали жечь и строить, люди продолжали ходить, лазить и иногда падать... Смерть, почти как персонаж, играет на столбах особую роль. Лазание по скалам непременно связано с риском для жизни, и у столбистов, людей высоты, этот риск осознанный и обоснованный. Для многих наземных людей это — безумство храбрых или же храбрость безумия, а для столбистов — нечто жизненно необходимое. Как бы то ни было, со Столбов выходили невероятно сильные телом и духом люди. В 1934 столбисты братья Абалаковы стали ведущими альпинистами страны, покоряя многие, до того неприступные вершины мира.

На время войны заповедник опустел, все избы сожжены за некоторым исключением. Затишье кончилось в 46 году и на Столбы вернулась жизнь, сложились новые компании и избы, началась эпоха спортивных достижений.

60-80-е годы можно считать эрой расцвета столбизма. Благодаря активной популяризации Столбов, внутри заповедника происходило мощное движение человеческих масс и энергии. В это время появилось много легендарных людей и компаний, например полумифические «Абреки» — яркая компания маргинально- криминального характера, которая сыграла весьма неоднозначную роль в истории. Такие местные разбойники из Бременских музыкантов, в расшитых бисером жилетках, лихо и раскованно лазили Абреки по самым сложным ходам, и пели свои песни на все Столбы. Веселая жизнь была на Столбах в те годы.

Легендарный столбист Володя Теплых, почти летая по камням, открывает новые сложнейшие ходы и лазы, которые сегодня ходят лишь со страховкой. Красноярские скалолазы и альпинисты, воспитанные Столбами, участвуют и побеждают в соревнованиях, покоряют горы, выводя нашу спортивную школу в этих дисциплинах на международный уровень.

Но постепенно и естественно, начался процесс, когда спорт стал понемногу вытеснять столбизм, как культуру не только свободного лаза, но и идеи. Сегодня альпинизм и скалолазание, бесспорно составляют основу столбовской жизни, лишь частично сохраняя дух и традиции столбизма в некоторых компаниях.

Для меня кажется крайне важным сохранить этот дух внутренней свободы. Важно осознавать, что скалолазание далеко не единственное, что заставляет людей всей душой любить это место, и раз за разом сюда возвращаться.

Зимняя обувь столбиста — трикони — ботинки с прикрученными к толстой подошве железными скобами. Прыжки с камня на камень частая забава на столбах. Есть место на первом столбе, где расстояние между камнями — 7 метров, только прыжки оттуда заканчивались оставленными на скале зубами

Реконструкция избы «Грифы» — одной из самых легендарных компаний на столбах. Тяжеленные бревна ребята поднимают на высоту около 40 м. с помощью лебедки и специальных рычагов

Изба — по сути, воплощенная взрослыми, детская мечта о домике на дереве, в нашем случае — на скале. Место, где можно собраться с друзьями, спрятавшись от всего остального мира

Хитрушки — местное название короткого, но технически сложного лаза

У нас говорят — три кита столбизма - "Любование, лазание, общение", тогда сам человек - это черепаха, на которой лежат киты. Любование красотой природы, испытание себя на прочность и силу, узы с другими людьми, всё это о внутреннем диалоге человека с собой, с миром, части с целым, человечества с богом. И богом я называю не какой-либо конкретный образ, а нечто глобальное, всеобъемлющее, непостижимое. Лишь наше личное восприятие делает природу красивой, а людей близкими.

Всё происходит внутри человека, и зачастую эти внутренние процессы запускаются факторами внешними. Внешний фон определяет внутренний. На столбах естественный фон дает выход самым сильным потокам, провоцирует максимум возможностей физического тела и внутреннего духа. Зона комфорта в этих условиях расширяется до размеров тайги вокруг.

Внутреннее мироощущение в целом может резко колебаться от ноля вниз и вверх, следовательно человек особенно остро ощущает слабость и страх или бесстрашие и силу, счастье или грусть, любовь или ненависть.

В городской среде эти колебания значительно менее интенсивны. Именно отсюда рождается та самая близость. Поэтому и люди на Столбах чувствуют некое родство. Даже незнакомцы, даже враги тут ближе всех остальных людей из Города. В городской среде комфортом считается минимализация или же отсутствие телесных контактов между людьми. Фону города естественна отчужденность, несмотря на огромное количество общественных пространств.

Уходя из города, человек оставляет в нём свои дела, проблемы, суету, маски, даже имя. Столбисты предпочитают клички именам, так тут повелось.

Ночное лазание — любимейшее занятие столбистов в любое время года. Ночью исчезает страх и появляется невероятное ощущение жизни

Лестница от избы на вершину скалы. До вершины с Грифов ближе, чем до земли

Новый год тоже часто встречают на скалах. В последние года на Первом столбе в новогоднюю ночь можно встретить до 20 человек. С фейерверками, фальшфейерами и гирляндами

Чай — как символ гостеприимства и дружбы. Всегда необъяснимым образом вкуснее, чем в городе

Вечера в избе - особая мистерия, моменты наибольшей духовной близости между людьми, хоть и внешне это вполне сходит за обычную дружескую посиделку за большим столом, с чаем, выпивкой, песнями и историями. Возможно это так и есть, но я искренне верю, что за этим лежит нечто большее. Верю в слово, удачно описывающее то, что происходит на столбах в социальном плане - слово "Братство"

Обычно второй этаж на избе — нары, место для сна.

Изба «Идея»

Я на Столбах около 5-и лет, и 3 из них — в избе. Этого времени оказалось достаточно чтобы Столбы стали для меня вторым домом, а компания - семьёй.

Жизнь нашей компании на Столбах — как кино. Бесконечное движение вверх и вглубь. Ночные походы в гости, в глухую тайгу, до высокой скалы, внутри которой — изба, где тебе уже заварили чай и встречают звуками гитары и старых песен. Лежать на крыше, посреди желто-зеленого моря, смотреть на россыпь звезд, курить и смеяться. Ночное скалолазание, а скорее бег по камням в любое время года, встречи рассветов и закатов на вершинах скал, дружеские собрания, соревнования и фестивали, ночные балы с нарядами и танцами под старый патефон. На Столбах легко потеряться во времени. Зимой то и дело, какие-то сумасшедшие люди в шинелях летают по скалам, как шерстяные птицы с железными когтями, и пугают бесконечных туристов.

Я считаю существование таких сообществ и таких отношений между людьми и природой, уникальными, и поэтому стараюсь запечатлеть их изнутри. Я и мои друзья — самое молодое поколение столбистов. Мы — будущее этого маленького мира. В наших руках хранить его прошлое в настоящем, пропуская через себя и сквозь всё ускоряющийся современный мир.

Я — это Мы, и Я — это Мир

Я, ползущий к солнцу по скале, взбирающийся вверх по льду и снегу железными зубами на моих ботинках. Я, шуршащий листьями и ручьями многие лесные мили, заходящий на чай в таёжный дом, обнимающий близких и далёких. Я, говорящий с ними о самом низшем и высшем из человечьего, смотрящий в многозвёздное небо, куря сладкую самокрутку. Я, весело вливающий в себя сухое испанское и чистую русскую. Я, поющий песни всю ночь, и снова карабкающийся по скалам встречать рассвет.
Я уснувший под утро в старой шинели, уступив солнцу сиять и греть. Я, днём нехотя уходящий в город.
Я - возвращающийся.


Фото-проект «Плоть от камня», автор фото и текста: Элина Гусарова, Красноярск. 2015-2019 г.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru