Автор: Анель Булатова, г. Алматы

Отчет о горном путешествии 1 к.с. по Заилийский Алатау (Сев Тянь- Шань), совершенное с 27 июня по 4 июля 2018 года.

Справочные сведения

Сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность, дни.

27.06.18 г.

4.07.18 г.

Район: Северный Тянь-Шань - хребет Заилийский Алатау

Нитка маршрута: Ущ. Малое Алматинское - р. Бутаковка - пер. КимАсар (н/к, 2200 м) – ущ. Малое Алматинское - р. Батарейка - плато Кок Жайлау - р.Казачка-ущ. Бол. Алм.-ур. Аю Сай - р. Кумбель Су - пер. Терешковой (н/к, 3400 м.) – пер. Трапеция (н/к,) - пер. Титова (1А, 3400 м) – м/с Мынжилки - пер. Талгарский (н/к, 3200 м) - ущ. Левый Талгар - лед. Туристов – пер. Туристов (1А, 4000 м) - р. Озерная – БАО - ущ. Проходное - г. Алматы

План-график маршрута:

пути

Нитка маршрута

Расстояние (км)

Способ передвижения

Примечание

ущ. Мал. Ал-р. Бутаковка - пер. Ким- Асар (н/к,2200 м) – ущ. Мал. Алм. Р. Батарейка

Авто-пеший

лед. Туристов – пер. Туристов (1А, 4000 м) - р.Озерная

р. Озерная – БАО - ущ. Проходно - г. Алматы

Обзорная карта района.

Препятствия, определяющие категорию сложности маршрута

Вид препятствия

Краткий дневник похода

27.06.2018. День 1.

10:00

Наша команда взяла стартовой точкой конечную остановку автобусного маршрута №29. Состояние группы хорошее, погодные условия благоприятные.

13:00

После нескольких часов пути на восток мы сменили направление и повернули в южную сторону. Минув мостик, отправились по грунтовой дороге на перевал Ким-Асары, откуда начали подъем на перевал по реке Бутаковка.

16:00

После подъема на перевал Ким-Асары и короткого отдыха продолжили путь. При спуске с перевала осуществляли движение на юг вдоль ручья вниз.

19:30

Закончили первый день на остановке Просвещенец, разбили лагерь для ночевки в месте впадения ручья в реку Батарейка. Расстояние, преодоленное за день, примерно 22 километра.

28.06.2018. День 2

10:00

С места первой ночевки мы отправились на Кок Жайляу. Путь пролегал вдоль левого берега реки Батарейка на северо-запад, через какое-то время асфальтированная дорога закончилась и команда сошла на тропу, проходящую через скопление загородных домов. Спустя четверть часа мы вышли на понижение в грунтовом гребне и начали движение на юг через еловый лес. По мере погружения в лес тропа становилась круче, однако меньше, чем через час пути, выровнялась. Спустя два часа мы, продолжив движение на юг, вышли на пологий альпийский луг Кок Жайляу.

Фото №1. На подходе к Кок Жайляу

12:50

Прибытие на Кок Жайляу. Путь занял неполные три часа, группе требовался отдых. После короткого перекуса мы продолжил путь, но недолго - недалеко от реки разбили лагерь и пообедали.

Фото № 2. на плато Кок-Жайлау

15:20

Конец обеда и отдыха. Собравшись, мы повернули на юго-запад и начали движение вниз по плато.

Сделали небольшой привал, дойдя до западного плеча Кумбеля. Погода безоблачная, немного ветрянно, но участники группы чувствуют себя хорошо.

Для второй ночевки выбрали место под гребнем между Трапецией и Терешковой, в ущелье Аю Сай, миновав Большое Алматинское ущелье и двигаясь в восточном направлении.

29.06.2018. День 3

Стартовав с места второй ночевки, мы начали путь к реке Кумбель

Су. Путь пролегал большей частью по асфальтированной дороге, поэтому через пять часов пути в среднем темпе было решено совершить привал на обед.

Конец обеда и продолжение пути в сторону БАО. К 16.00 мы поменяли направление движения и двинулись на запад, к перевалу.

Большую часть времени занял крутой подъем, поэтому лагерь для ночевки разбивали уже в сумерках.

30.06.2018. День 4

Подъем. Приготовив завтрак и собрав лагерь, мы двинулись в сторону БАО к перевалу Терешковой. Погода остается ветряной, но солнечной.

Поднялись на перевал Терешковой. Погода начинает портиться: облачно, местами туманно. Участники группы чувствуют хорошо. Поменяли перевальные записки. Мы приняли решение подняться на перевал Трапеция перед обедом.

Фото № 4. На перевале Терешковой

Поднялись на перевал Трапеция. Погода окончательно испортилась, горизонт затянуло густым туманом. Перевальной записки на перевале Трапеция мы не нашли. Участники группы чувтвуют себя сносно, отправляемся на обед.

Фото №5. На перевале Трапеция

Остановились на обед у реки Горельник. Через полтора часа продолжили путь, уже через несколько минут попали под короткий, но сильный град. Град сменился сильным дождем, сопровождавшимся густым туманом.

Прибыли на ночевку у реки Горельник. При переходе через реку погода снова резко испортилась, лагерь разбивали под градом и порывами ветра. Задача следующего дня - взойти на перевал Титова, поэтому выбор ночевки был связан с необходимостью как можно ближе к нему подобраться.

01.07.2018. День 5

Подъем, завтрак. Выход от ночевки к тропе, ведущей к перевалу Титова. Погода солнечная, почти безоблачно.

09:50

Остановились на привал недалеко от озера под перевалом Титова. Участники группы чувствуют себя хорошо.

Фото №6. Перед перевалом Титова

Минуя озеро Титова, мы начали свой подъем на перевал. Горный склон покрыт подтаявшим слоем снега, пришлось пробивать тропу.

Солнце светило очень ярко, из-за снега слепило даже через очки.

Группа взошла на перевал, устроили небольшой привал. Восхождение прошло без происшествий, погода благоприятная, участники чувствуют себя хорошо и готовы продолжать путь. Поменяли перевальные записки.

Группа на перевале Титова

Фото № 8, 9. На перевале Титова

После долгого спуска в стороны метеостанции Мынжылки по крутой осыпи мы остановились на обед у реки Малая Алматинка. Задачей на тот день день было добраться до Мемориала, где и предполагалось устроить ночевку, поэтому долго задерживаться с отдыхом не стали.

Добрались до Мемориала. Погода снова испортилась, моросил дождь, пасмурно. Лагерь разбивали под дождем, но ближе к отходу ко сну небо прояснилось.

02.07.2018. День 6

Чтобы выполнить норму на день и взойти до обеда на Талгарский перевал, мы приняли решение встать и выйти пораньше. Поэтому к шести утра уже собрали вещи и отправились в путь в сторону Чимбулака.

Группа добралась до Талгарского перевала. Дорога без происшествий: путь несложный, погода благоприятная. С седловины перевала на востоке открывается широкая долина р. Лев. Талгар, а на юге - цирк лед. Богдановича.

Фото №11, 12. Группа на Талгарском перевале

После небольшого отдыха начали спуск в ущелье левый Талгар через Малый Талгарский Перевал. Спустя почти пять часов пути остановились на привал и обед у реки Левый Талгар.

Конец обеда, выдвигаемся к месту ночевки – Солнечной Поляне. Двигались вдоль реки по тропе, поросшей кустарником. Погода портится, заметно похолодало.

К моменту нашего появления на Солнечной Поляне погода окончательно испортилась: небо затянуло тучами, то и дело налетали порывы ветра, моросил дождь. Лагерь разбивали под дождем у реки Левый Талгар, которая несколькими рукавами широко разлилась по Поляне.

03.07.2018. День 7

Подъем, завтрак и выход с ночевки. Задача дня – максимально близко подойти к перевалу Туристов, чтобы облегчить восхождение, запланированное на завершающий день.

На месте слияния рек Левый Талгар и Туристов устроили привал, пообедали. До места ночевки примерно 3 часа пути, поэтому уже через час продолжили путь. Погода портится, заметно холодает.

Прибытие на место ночевки у берега небольшого маренового озера. Едва мы успели разбить лагерь, разразилась гроза, сменившаяся снегопадом. Тонкий слой снега покрыл склон уже во время ужина.

04.07.2018. День 8

Основой задачей на этот день являлось перейти перевал Туристов (1А*, 4000 м). В 6.00 мы проснулись оценить погоду: перевал затянуло густым туманом, обильный снегопад. Приняли решение дождаться прояснения и только после этого выдвинуться к перевалу.

Выход с ночевки, начало подъема на перевал Туристов. Из-за продолжающегося снегопада видимость плохая, по мере приближения к перевалу снег сменяется градом, очень ветряно.

Группа совершила восхождение на перевал Туристов без происшествий. Поменяли перевальные записки, однако привал сделать не получилось ввиду плохой погоды: град с ветром усилились. Мы начали спуск по тропе, занесенной снегом, из-за толстого слоя которого путь был затруднен.

Фото №13. Группа на перевале Туристов

Через ущелье Кызыл-Сай мы почти добрались до БАО, но погода так и не улучшилась: ниже град сменился мокрым снегом, а потом – дождем. Уже в сумерках мы спустились к Большому Алматинскому Озеру, немного отдохнули и отправились в город.

Фото №15. На пути к Большому Алматинскому Озеру

Приложение

Фото - П1. Перевальная записка, снятая нами на перевале Терешковой

Фото - П2. Перевальная записка, снятая на перевале Титова

Фото - П3. Перевальная записка, снятая на перевале Туристов.