Автор: Сергей Шмелёв, СПб

Маршрутная книжка: 20/10
Руководитель: Шмелев Сергей Андреевич

Заявленный маршрут:

Пос. Теберда – д. р. Назлыкол – пер. Назлы-Рынжи (1Б, 3350) – ур. Рынжи – д. р. Даут – лед. Даут – пер. Узловой (1Б, 3300) – д. р. Махар – д. р. Джалпакол – пер. Северный Джалпакол (1А, 3400) – д. р. Мырды – д. р. Узункол – а/л Узункол – д. р. Кичкинекол – пер. Малый Кичкинекол (1А, 3118) – д. р. Чириккол – д. р. Уллу-Кам – пер. Хотютау (1Б, 3546) – станция "Мир" – пос. Азау

Километраж: 124

Заявленный маршрут согласован с маршрутно-квалификационной комиссией Петроградского клуба туристов г. Санкт-Петербурга, шифр 178-16-134-000-000, маршрутная книжка 20/10

Пройденный маршрут:

Пос. Теберда – д.р. Джемагат – д.р. Эпчик – пер. Эпчик (Даут) (н/к, 3000) – д. р. Даут – лед. Даут – пер. Узловой (1Б, 3300) – д. р. Махар – д. р. Гондарей – д. р. Индрекой – д. р. Ак-Тебе – пер. Ак-Тебе (1Б, 3350) – д. р. Мырды – д. р. Узункол – а/л Узункол – пер. Сев. Доломиты (1Б, 3450) – д. р. Чириккол – д. р. Уллу-Кам – пер. Хотютау (1Б, 3546) – плато Хотютау – станция "Старый кругозор" – пос. Азау.

Километраж: 140

Список группы:

График движения:

2.08.10. Заброска на маршрут. г. Невинномысск – п. Теберда – д.р. Джемагат – д.р. Эпчик

Прибыли в г. Невинномысск по расписанию в 5:40.
Трансфер мы заказали у "Барса" за 4 тыр. А пропуска в этот раз у "Скитура", по-скольку они делают дешевле (100 р, а не 150 с человека) и "Барс" не может сделать про-пуска по КБР.

Не понравилось то, что Скитур последние две недели не хотел с нами общаться по электронной почте. Мы знали, что у них заказана машина для другой группы, с которой должны были отвезти нашу заброску в Узункол и пропуска для двух групп. Но у нас не было координат водителя. К счастью, он сам нас нашел.

Пропуска получились в два раза дешевле! Очевидно, не потребовалось отдельного по КБР, просто было отмечено, что с выходом в Азау.

В Черкесске заехали к спасателям, отметились.
Примерно в 9:30 были у администрации Тебердинского заповедника.
Здесь надо заметить, что единственный разрешенный путь через заповедник в д.р. Даут – через перевал Эпчик. К тому же д.р. Даут с 2009 года объявлена заказником и принадлежит заповеднику.

Побродили по территории, нашли главного лесничего, чтобы получить пропуск. Оказался очень приятным человеком, а я ожидал увидеть какого-то злобного выходца из "лесников", закаленного в боях с браконьерами и туристами. Выписал нам пропуск всего за 200 р! Хотя раньше звучала цифра 100 р чел/сутки. Итого, экономия в 10 раз!

Это радостное событие омрачило поведение вахтеров-лесников на кордоне ущелья Джемагат. Они (сначала один, потом другой) нагло утверждали, что нам все выдано не-правильно и мы должны доплатить за какую-то ночевку. Доводы, что главный лесничий как-то старше их по званию, не действовали. В результате было предложено позвонить ему и проверить.

После телефонного разговора вахтер сник, вернул пропуска, тихо сказал:
"Счастли-вого пути". Однако искренности в его голосе я не почувствовал. Скорее глубокую скорбь о деньгах, проплывших мимо его кармана.

Контакты:

• Сайт заповедника
  • Главный лесничий Тебердинского заповедника AvB.teberda@yandex.ru
  • Барс - bars@dombai.info
  • Скитур - info@kavkazskitur.com 8(8662) 44-двадцать-26
  • Перевал Эпчик (Даут) (н/к, тр-ос, 3000). Расположен в Хаджерском хребте. Соеди-няет д.р. Эпчик и Кенделлесу. Ориентация склонов запад-восток. Крутизна склонов 30 град. Описание дается от кордона д.р. Джемагат до аула Даут.

Фото 1

Через кордон д.р. Джемагат прошли в 10:25. Первый день, идем в режиме 30-10. Дорога три раза пересекает реку (мосты) – соответствует обозначенным на карте-хребтовке.

12:10 доходим до слияния рек Эпчик, Кышкаджер, Горалыкол (фото 1). Потратили немного времени на поиск нужной тропы: хорошая дорога идет вправо (по х. д.), вдоль р. Кышкаджер, а нам нужно вверх по Эпчику. Много следов старых дорог, но это не то. А ориентироваться надо было на дерево с белой тряпочкой! Чуть дальше за ним начинается хорошая тропа. Сразу идет резкий набор высоты. Загажена коровами, а скоро появляются и они сами. Зато много малины и земляники!

Поскольку белую тряпочку нельзя считать постоянным ориентиром, можно пореко-мендовать искать тропу примерно в 100 м правее (по х.д.) от р. Эпчик.

Фото 2

Идем по левому (ор.) берегу р. Эпчик (фото 2), пора бы обедать, но нет подходящего места – узко, грязно, вода далеко внизу. 13:10 выходим на полянку, где вода близко, отно-сительно чисто и есть тень.

Выходим 14:50, идем по тропе. 15:10-15:30 брод на правый (ор.) берег. Неглубоко, 0.1-0.15 м, течение не сильное. Снова набор высоты, высокая трава, крапива.., но и мали-на. 16:20-16:40 снова брод на левый (ор.) берег, течение уже посильнее. В обоих случаях какая-либо специальная страховка не нужна.

Тропа продолжается. Можно бы уже и встать, нет ровного места и вода далеко вни-зу. 17:20 находим одно приемлемое место – ровная площадка на две-три палатки, вода не рядом, но доступна. Время еще есть, идем дальше.

Фото 3

18:25 выходим к маленькому озеру на слиянии р. Эпчик и её притока с юга (фото 3). Вода в озере мутная, много лягушек. К счастью, река рядом.

Мобильная связь пропадает через 2-3 км после входа в д.р. Джемагат!

От кордона в ущелье Джемагат до слияния с р. Эпчик 1 ч 50 мин
    От слияния трех рек до озера (без времени обеда) 4 ч 40 мин
    3.08.10. Озеро под пер. Эпчик – пер. Эпчик – д.р. Кенделлесу – д.р. Даут

Подъем в 7:30 (дежурные в 7:00), вышли в 9:20. Продолжая идти по левому (ор.) бе-регу немного ошиблись (доверились ГПС) и ушли на юг. Через один переход спохвати-лись, вернулись обратно, траверснув отрог, спустились к нужному ручью. Виден перевал, а слева отложения мрамора и известняков.

Переходим на правый (ор.) берег и движемся в сторону перевала, ориентируясь на тропу, которую видим впереди. Оказалось, что это не тропа, а пересохшее русло ручья. Пошли траверсом, пока не нашли хорошую тропу (фото 4). Начала её не видно, очевидно, где-то правее (по х. д.).

Фото 4

Поднялись на перевал в 11:50. Широкая плоская седловина (фото 5). Сильный ветер, холодно. Сняли записку группы из Одессы от 30.07.10.

Фото 5

12:15 начали спуск в д. р. Кенделлесу (фото 6). Явной тропы нет, траверсим склон сначала вправо (по х.д.), потом забираем влево к реке. 13:10-14:30 обед. Тропа есть.

Фото 6

Идем по тропе вдоль левого (ор.) берега. Когда доходим до коша, видим такой же на другом берегу и там же видна хорошая дорога. Но поскольку наша тропа уже перешла в хорошую грунтовку, не делаем попыток переходить – неизвестно, куда она может заве-сти.

16:10 мост через Кенделлесу, у слияния её с р. Даут. Рядом аул Даут. Подошел лес-ничий. Гораздо вежливее, чем вахтеры на кордоне.

Перевал Узловой (1Б, ск-сн-ос, 3300). Расположен в хребте Даут. Соединяет д.р. Даут и Махар. Ориентация склонов запад-восток. Крутизна склонов 30-35. Пройден из д.р. Даут. Описание дается от аула Даут до т/б Глобус.

Переходим мост и движемся вверх по д.р. Даут левым (ор.) берегом. Тропа теряется в траве, но внизу видна дорога, выходим прямо на нее по травянистому склону, обходя крайние постройки (фото 7). Примерно через километр после аула видим мост через реку. Мост хороший, но на карте дорога обозначена (и в наличии) по этому берегу. Немного подумав и разведав за мостом, пошли дальше по-прежнему левым берегом.

Фото 7

18:00 дошли до р. Кичкинесу, вливающейся в Даут. Вся дорога залита, часть группы перешла вброд, часть – сбоку по ненадежным на вид бревнам. Снова хорошая дорога, по-добие кордона, люди. Через Даут лежит недавно спиленное дерево. Опять сомнения: не пора ли переходить? Сомнения развеял егерь, который сказал, что надо идти дальше этим же берегом, а переправляться уже в верховьях. 19:00 стоянка. Можно было еще пройти, но дорога начала забирать вверх – уходить от воды, поэтому я решил, что пора остановиться.

От озера до пер. Эпчик 2 ч 30 мин
    От пер Эпчик до аула Даут (без времени обеда) 2 ч 40 мин
    От аула Даут до места ночевки 2 ч 50 мин
    4.08.10. д.р. Даут – ур. Рынджи

7:00 подъем, 9:20 выход. Режим 40-10. Дорога хорошая, идет с плавным набором высоты. Три перехода и обед 12:30-14:05. Дорога переходит в тропу, периодически теря-ется, ориентир – река.

Фото 8

17:40 подошли к слиянию Даута и ручья с пер. Уллу-Мурджу. Виден ледник Даут (фото 8).

Здесь ждал сюрприз – долго не могли перейти ручей (три рукава) из-за сильного те-чения. Для переправы с веревочной страховкой не было удобных камней, на которых можно закрепить перила. Поднимались все выше и выше, до 19:30, пока не нашли место, где не так сильно сносит.

Спускались по правому (ор.) берегу ручья к озеру (у слияния Даута и Уллу-Мурджу) до 21:00. Спуск неприятный – тропы нет, средняя осыпь, рододендроны, много маленьких ручьев. Встали на западном берегу озера, есть место под две палатки (наверное, их сделали те, кто набил тропу вдоль ручья Уллу-Мурджу) и маленький ручей с чистой водой. Чув-ствуется, что ходят здесь редко.

Вообще, за два года тут все сильно изменилось. Тогда спуск не казался мне таким утомительным, озеро не было таким заросшим. Была удобная полянка на восточном (вы-соком) берегу озера и песчаный берег, удобный для купания.

По переправе. Возможно, было место поближе и мы его проскочили. Тем, кто не хочет так долго обходить можно порекомендовать только переправу с веревочной страховкой.

От ночевки до слияния рек Даут и Уллу-Мурджу 6 ч 20 мин
    Обход в поисках брода и до озера 3 ч 20 мин
    5.08.10. ур. Рынджи – д.р. Даут – ледник Даут

Подъем 6:00, выход в 8:00.
    Обходим озеро слева (по х.д.) и идем по тропе вверх левым (ор.) берегом р. Даут.

Фото 9

9:00-9:20 переправа через Даут по камням (Фото 9, 10). Ориентиры – на правом бе-регу большой камень, на левом – два средних. Помечены туриками. Проходится ногами – камни "выложены" природным "мостом", даже ноги мочить не надо. Но залезать на боль-шой камень тяжело, слабым участникам нужна веревка или гимнастическая страховка.

Фото 10

Идем по правому (ор.) берегу, хорошая стоянка, переходим ручей, держим курс на морену прямо по х.д. (фото 11). Траверс травянистого склона. 10:50 переходим ручей с пер. Нефтяник ниже водопадов и идем по гребню морены, есть слабо выраженная тропа. 11:30 уходим влево (по х.д.) на травянисто-осыпную "полку". Идем плотной группой. Подходим к ручью, стекающему по кулуару со снежником, переходим по камням, еще не-большой подъем по мелкой осыпи, ровная площадка (места под палатки, но до воды по-рядка 100 м). Обед 13:10-15:20.

Фото 11

В описаниях я читал, что группы шли по заснеженному кулуару. Сейчас это делать опасно, поскольку снежник снизу сильно подтаял и лежит «мостом».

Движемся по «бараньим лбам» на юг, в сторону ледника Даут. После скал идем вниз по конгломерату, целимся в морену на леднике у правого (ор.) борта долины. Склон кру-той, сыпется, движение плотной группой, обязательно каски (фото 12).

Фото 12

16:40 на морене. Хорошо виден наш перевал, слева от вер. Узловая (фото 13). При-нял решение ставить лагерь, поскольку на перевал мы сегодня явно не успеем, да и пого-да портится. Расчищаем площадки. Возле морены по льду бежит ручеек с чистой водой. От возможного камнепада нас прикроют снег и гряда, а левый борт долины далеко. Чув-ствуется, что мы на леднике – сразу начинает пробирать холод.
    Успели провести небольшую ледовую тренировку.

Фото 13

От озера у слияния Даута и Уллу-Мурджу до переправы через Даут 1 ч 20 мин
    От переправы до конца морены 2 ч 10 мин
    От морены до площадки 1 ч 40 мин
    От площадки до морены Даут. лед. (ночевки) 1 ч 20 мин
    6.08.10. ледник Даут – пер. Узловой – д.р. Махар

Ночевка была очень холодной… Подъем 4:00, чай и сборы. Систему и каски надева-ем в лагере. Выходим 6:00.
    Движемся к перевалу по морене. Она кончается, надеваем кошки, связки (двойка и тройка) 6:30.
    Крутой открытый участок льда, градусов 35, протяженность 150 м. Иногда идется только на передних зубьях. Есть большая трещина – перешли со страховкой через бур.

Потом идет снежник такой же крутизны, тоже порядка 150 м. Снова большая тре-щина – попеременная страховка через ледоруб.

Перевальный взлет – 5 м сыпухи, которая очень хорошо летит вниз. Залезали по од-ному, остающиеся внизу прятались за камнем. Перевал – узкая скальная седловина. Время 8:30 (фото 14). В перевальном туре записка группы из г. Лермонтова (!) от 7.07.2010. Сня-ли систему и кошки.

Фото 14

Кулуар под нами выглядит довольно крутым, на камне осталась чья-то расходная петля. Согласно описаниям, должно быть три кулуара и спускаться надо в третий. Про-шел вправо, второй кулуар гораздо лучше – не такой крутой и есть подобие тропы. Не сразу сообразил, где третий, а он идет не параллельно, а перпендикулярно второму и вы-водит за отрог, не в д.р. Кичи-Талы-Чат, а в цирк пер. Даутская щель (фото 15).

Фото 15

9:30 начали спуск по третьему, скально-осыпному кулуару. Плотная группа, каски, ледорубы. Несложное лазание. После прохождения узкого места тяжело выбрать пра-вильное направление среди камней, поэтому иногда приходилось возвращаться. 11:00 кулуар пройден, сидим на первом снежнике (фото 16). Перекусываем, пере-одеваемся. 11:30 идем вниз. Снежник заканчивается, прямо под ним — обрывистые ска-лы. Уходим вправо (по х.д) по травянистому склону, потом налево, осыпь, снежник 12:10.

Фото 16

Со снежника увидел, что есть вариант спуска по скалам, который не заметил сверху (фото 16.1).

Фото 16.1

После снежника осыпь, ручей (ручей сверху казался озером, а он просто разливает-ся), обед 12:40-14:40.

Дальше опять непонятно, куда идти. Слева (по х.д.) разведка выявила обрыв. Ухо-дим вправо, есть плохая тропа, доходим до небольшого кулуара, спускаемся на снежник, пересекаем его, тропа по гребню морены (фото 17). 15:40 спускаемся на травянистую тер-расу, где ручей разливается на несколько рукавов.

Фото 17

Переходим на левый (ор.) берег ручья. Тропа то появляется, то исчезает. Траверсим травянистые склоны.

Наконец, найдена тропа, идем до 18:20, снова травянистая терраса, обрыв... Видим р. Махар. Влево (по х.д.) тропа вроде бы продолжается, но тоже приводит к очень круто-му травянистому склону. Визуально оценив, уходим вправо, снова трава, кулуарчик, хо-рошая тропа (фото 19).

Фото 19

19:20 мы у Махара. Последние метры тропы вдоль скалы оборудованы ступеньками. Дорога, 19:40 стоянка, красивое место, есть дрова — делаем костер.
    Подъем от морены до пер. Узловой 2 ч 30 мин
    Спуск с пер. Узловой в д.р. Махар 8 ч 10 мин
    7.08.10. Д.р. Махар – т/б Глобус – д.р. Гондарей – д.р. Индрекой – д.р. Ак-Тебе

Подъем 6:00, выход 8:10.
    Продолжаем движение вниз по д.р. Махар левым (ор.) берегом. Примерно километр идет тропа, потом лагерь рабочих, подвесной мост, грунтовка. Периодически дорога за-лита.
    Встретили УАЗ с пограничниками, пара общих вопросов, напомнили о регистрации в Глобусе.
    Минеральные источники проскочили – не захотелось переходить по бревнам, а мост не нашли.
    10:20 Т/б Глобус. Отмечаемся на заставе.

Перевал Ак-Тебе (1Б, сн-лед, 3350). Расположен в отроге ГКХ. Соединяет д.р. Ак-Тебе и Мырды. Ориентация склонов северо-запад – юго-восток. Крутизна склонов 40. Пройден из д.р. Ак-Тебе. Описание дается от т/б Глобус до а/л Узункол.

10:50 идем по дороге на пер. Ак-Тебе. Хорошая грунтовка, направление – юго-восток, мост через Махар. Идем вверх по д.р. Гондарай левым (ор.) берегом. Впереди (налево) видна долина. Думаю, наша — других не видно... (фото 20) 12:20-14:10 обед.

Фото 20

16:10 дошли до слияния рек Гондарай и Индрекой. Уходить влево-вверх надо по до-роге, не доходя до слияния. Нам же пришлось потом ломить вверх через кусты. Зато по-смотрели водопад.

Фото 21

Лесовозная дорога на ор. правом берегу Индрекоя сначала круто взбирается на борт долины, затем траверсирует его с небольшим набором высоты (фото 21). За последним участком леса - кош. Дальше идет тропа по пологой открытой долине – 17:00. Впереди открывается развилка долины: направо по ходу - в ущ. Кичкинекол, налево - в долину Ак-Тебе (фото 22).

Фото 22

Поднимаемся вверх по д.р. Ак-Тебе правым (ор.) берегом вдоль завала из крупных глыб со множеством слабых тропок. После края нижней террасы они сливаются в одну скотопрогонную тропу (фото 23).

Фото 23

18:40 у травянисто-осыпного холма. Много коз и овец, загажено, вода в Ак-Тебе мутная.
    19:10 стоянка у большого камня. Здесь чистый ручеек и травянистая площадка.
    От ночевки до т/б Глобус 2 ч 10 мин
    От т/б Глобус до слияния рек Гондарай и Индрекой 5 ч 20 мин
    От слияния до ночевки в д.р. Ак-Тебе 3 ч
    8.08.10. Д.р. Ак-Тебе – пер. Ак-Тебе – ледник Мырды – д.р. Мырды – а/л Узункол

Фото 24

Подъем в 4:00, выход 5:40 (фото 24).
    Продолжаем идти по правому (ор.) берегу Ак-Тебе. По каменистым террасам подхо-дим к склону правобережной морены ледника Гвандра и переваливаем через нее в ее карман 7:35, есть места под палатки.
    По гребню морены идем в направлении ледника вдоль ручья (фото 25). По некру-тым среднеосыпным склонам доходим до места его поворота налево по ходу. Выше он образует водопады, которые мы обошли слева (по х.д.) в 8:15.

Фото 25

8:30 у языка ледника. Надеваем кошки, каски. Ледник не сложный, открытый, тре-щины видны.

9:00 выходим на ледник. Почти сразу же видим вер. Малая Гвандра и наш перевал (фото 26). Трещины легко перешагиваются.

Фото 26

10:00 лед закончился, подошли под снежник.
    10:40 все на перевале (фото 27). Седловина – узкий осыпной гребень. Там много па-мятных досок, вымпелов и пр., но почему-то нет тура. Сложили свой.

Фото 27

11:10 начали спуск. Сначала 30 м конгломерата, потом снежник. Одели кошки.
    Вле-во-вниз (по х.д.) по пологому снежному склону (фото 28).

Фото 28

11:40 дошли до бараньих лбов. Обходим их слева направо (по х.д.) и выходим на ледник Мырды.

12:40 дошли до края ледника (фото 29). Тропа на морене помечена туриками, но иногда теряется. 13:20-14:25 обед на морене над Мырдинскими ночевками (там всё занято альпинистами).

Фото 29

15:00 закончен крутой участок спуска, переходим ручей и идем вниз по д.р. Мырды левым (ор.) берегом. Тропа хоженая, но часто приходится перебираться через разливы. Видим сначала верхний кош, потом нижний. Болотисто, через самые бурные места пере-кинуты бревна.

После нижнего коша тропа идет правым (ор.) берегом. Большие каменные глыбы, но в этот раз к ним приставлены деревянные лесенки. Система мостов на левый берег Мырды. У слияния Мырды, Кичкинекола и Узункола погранзастава. В этом году там ни-кого.

17:30 мы в а/л Узункол. Взяли нашу заброску в кафе. Остаемся ночевать на террито-рии лагеря.
    Прошли разведать тропу на пер. Сев. Доломиты, она начинается на правом (ор.) бе-регу р. Узункол за крайними строениями. Там же есть родник. Тропа выводит на широкий травянистый конус выноса.
    Еще родник есть у входа в лагерь.

От ночевки до пер. Ак-Тебе 5 ч
    От пер. Ак-Тебе до Мырдинских ночевок 2 ч 10 мин
    Мырдинские ночевки – а/л Узункол 3 ч
    9. 08. 10. а/л Узункол – пер. Сев. Доломиты – д.р. Чириккол

Перевал Северные доломиты (1Б, ск.-ос., 3450). Расположен в северном отроге ГКХ. Соединяет д.р. Узункол и Чириккол. Ориентация склонов запад-восток. Крутизна склонов 30-35. Пройден из д.р. Узункол. Описание дается от а/л Узункол до д.р. Чирик-кол.

Подъем в 6:00, вышли 7:55, идем по тропе на пер. Сев. Доломиты (фото 30). Тропа хорошая, но крутая. Когда переходит в пересохшее русло ручья, нужно не пропустить по-ворот налево (по х.д.) – 9:40.

Фото 30

Далее идем по травяной полке между лесом и осыпью, переваливаем травянисто-осыпной отрог, выходим на осыпь (есть турики). 11:35 проходим нижние Чатские ночев-ки. Стоят две группы. Видим пер. Охотничий (фото 31).

Фото 31

Нам налево. Тропа уже похуже, 12:40 выводит на ровную площадку, но без воды. Дальше тропы не было. Идем по осыпям и снежникам, забирая влево (по х.д.). Ищем верхние Чатские ночевки. Воды нет на всем пути от нижних до верхних ночевок. При острой необходимости можно натопить снега, но удобных мест для стоянки/обеда тоже нет.

14:10 нашли ручеек в камнях, где можно начерпать воды кружкой. Далее и сами но-чевки. Места немного, если только под одну группу. Мы уже в цирке перевала (фото 32).

Фото 32

Обед до 16:05. Пошли на перевал и обнаружили нормальный ручей на краю пло-щадки!

Перевальный взлет – крупная осыпь. 16:30, ориентируясь на фотографии из описа-ния, первые на перевале… Только это что-то не то… Нет обещанной скальной полки, об-рывистые скалы, нет тура… и расходная петля на камне. Осмотрев окрестности, увидел справа еще одну седловину, а под ней как раз скаль-ную полку. Разведка показала, что это наш перевал. Также разведали и седловину слева – там тоже можно спуститься, но только в крайнем случае – довольно круто.

Из цирка перевала видны три седловины. Надо идти на самую правую (по х.д.)! 17:00 все на перевале (фото 33, 34).

Фото 33

Фото 34

17:40 начали спуск с южной части седла (снаряжение – каски, ледорубы) – неболь-шое скальное нависание, можно обойти по простым скалам высотой 5 м на косую скаль-но-осыпную полку (ширина 4 м, 15 гр.), по ней - под северную часть седла. Полка выво-дит под скалу у левого края цирка. Выходим на подвижную среднюю осыпь на левом борту цирка.

С правого края цирка хорошо сыпет. А один раз загрохотало совсем рядом с перева-лом, у края нашей полки.

Ниже осыпь становится круче (до 35 град.), с участками конгломерата. Траверсом с потерей высоты огибаем по этой осыпи озеро слева и выходим к его дальней оконечно-сти.

19:40 мы у озера, хорошие песчаные площадки. Виден Эльбрус!

От а/л Узункол до поворота тропы 1 ч 45 мин
    От поворота тропы до нижних Чатских ночевок 1 ч
    От нижних до верхних Чатских ночевок 2 ч 40 мин
    От верхних ночевок до пер. Сев. Доломиты 55 мин
    Спуск с пер. до озера 2 ч
    10.08.10. Восточный цирк пер. Сев. Доломиты – д.р. Чириккол – д.р. Уллу-Кам Подъем в 7:00, выход 9:25.
    Идем вниз по центральной морене вдоль ручья (фото 35). Потом по пересохшему руслу и забираем к скале слева (по х.д.) (фото 36).

Фото 35

11:05 находим тропу. Она ведет вниз-вправо по травянистым террасам, потом по осыпи. В лес слишком рано не уходить! Тропа по лесу начинается от конца осыпи. Кру-той серпантин, потерять сложно. В долине тропа разветвляется и некоторые уводят в бо-лото. Правильно идти по краю (по кустам) вправо (по х.д.), перейти ручей и будет хоро-шая стоянка в сосняке – 13:30. Обед до 15:30.

Фото 36

Перевал Хотютау (1Б, ск-ос, 3546) через «Старый кругозор». Расположен в север-ном отроге ГКХ, в перемычке Хотю-Тау, с юго-запада от Эльбруса. Соединяет д.р. Уллу-Кам и ледник Большой Азау. Ориентация склонов запад-восток. Крутизна склонов 30. Пройден из д.р. Уллу-Кам. Описание дается от д.р. Чириккол до т/б Азау.

Проходим прямо к реке Чириккол порядка 100 м и находим грунтовку. Идем вниз по долине левым (ор.) берегом. Периодически река сливается с дорогой. Вода мутная. Много малины.

17:20 переходим мост у слияния р. Чириккола и Уллу-Кама, поднимаемся вверх по Уллу-Каму правым (ор.) берегом. Тоже хорошая грунтовка.
    После 18:00 начинаем высматривать стоянку. Нужна ровная площадка (лучше в сто-роне от дороги) и ручей, поскольку в Уллу-Каме вода мутная и сама она где-то внизу.
    19:20 идеальная стоянка найдена. Справа (по х.д.) выкошенный луг, за ним – ниже, не видный с дороги, еще один. И ручей тоже рядом.

От ночевки под Сев. Доломитами до края морены 1 ч 40 мин
    От края морены до д.р. Чириккол 2 ч 30 мин
    По д.р. Чириккол до слияния с р. Уллу-Кам 2 ч
    От слияния до стоянки 2 ч
    11.08.10. д.р. Уллу-Кам – Ворошиловские коши – пер. Хотютау – ледник Большой Азау – ледник Малый Азау

Подъем 4:20, выход 6:20. В 7:00 подошли к Ворошиловским кошам – как маленькая деревня и погранзаставе. Она на левом (ор.) берегу Уллу-Кама. Проверяли нас минут 20.

Сначала пошли от заставы вверх по левому (ор.) берегу, вовремя спохватились (по описаниям и воспоминаниям), что лучшая тропа идет по другому берегу. И, правда, ле-вый берег выглядел плохо проходимым – круто и осыпи, тропы не видно.

У нас тропа тоже пропала – наверное, ушли слишком близко к реке. Болотисто.

Увидели, что выше едут пограничники на конях, пошли туда – вроде получше. Про-должая идти правым берегом Уллу-Кама, 8:50 дошли до места, где она делает резкий по-ворот в ущелье. Значит, проскочили мост, поскольку в описаниях тропа по другому бере-гу.

Пошли обратно и нашли – 9:30 (фото 37). Ориентиры: площадка (вертолетная?) с ка-кими-то деревянными конструкциями. Здесь Уллу-Кам разделяется на два потока, пере-кинуты бревна.

Фото 37

Идем левым (ор.) берегом, троп много, доходим до холма. Нужная тропа находится только после траверса склона, но её ни с чем не спутать – хороший серпантин. 10:40 тро-па становится ровной, идет по левому борту долины (ор.), высоко над рекой. Потом спус-кается к реке, видим вер. Уллу-Кам-баши (фото 38), уже понятно, где наш перевал.
    11:30-13:30 обед.

Фото 38

Тропа идет вдоль ручья, переходит на правый (ор.) берег у начала осыпи и идет вверх по правому борту долины (фото 39). Осыпь чередуется со снежниками. С левого борта долины и вер. Уллу-Кам-баши постоянные камнепады. До нас не долетало, но идти там (левым бортом) не рекомендуется.

Фото 39

Перевальный взлет – крупная осыпь. 16:40 на перевале (фото 40). Здесь несколько палаток, но воды нет.

Фото 40

Виден Эльбрус, станция Мир, перевал Эхо войны, ледники Малый и Большой Азау. Появилась мобильная связь! Нам нужно на моренное озеро, которое виднеется за лед-ником (фото 41).

Фото 41

Спуск начали в 17:00. Примерно 20 м осыпи – снежника у перевала в этом году нет, потом одеваем кошки и идем по леднику. Нашего озера отсюда не видно, но ориентиру-емся на характерный рельеф.

18:30 повернули налево (по х.д.) через морену, немного не доходя до пер. Эхо вой-ны. Хорошо виден «Мир», а нашего озера все не видно…

Идем по леднику Азау Малый, обходя трещины (довольно большие). Вдруг начина-ется еще одна морена, спускаемся к ручейку, есть место для стоянки – 19:30.

Утром выяснилось, что до озера не дошли одного перехода, но тогда начался дождь с градом и я принял решение ставить лагерь, исходя из погодных условий и времени.

От ночевки до Ворошиловских кошей 40 мин
    Ворошиловские коши – переправа через Уллу-Кам 1 ч 30 мин
    От переправы до пер. Хотютау 5 ч
    Пер. Хотютау – стоянка на морене 2 ч 30 мин
    12.08.10. морена лед. Малый Азау – станция Старый Кругозор – т/б Азау

Спалось гораздо теплее, чем на Даутском леднике. Ручей за ночь стал мельче и чи-ще. Подъем 6:00, выход 8:15.

Перелезаем еще один гребень морены, подобие тропы, видим озеро, обходим слева (по х.д.), ровные площадки. Много надписей, выложенных из камней. Слева уже совсем хорошо виден «Мир» и крутой ледник.

9:00, идя по тропе, видим «Старый кругозор». Доходим в 9:40.
    Спуск по хорошей тропе. 13:50 мы в Азау.

От крайних построек идем прямо по тропе вниз и встаем на берегу Баксана. Течение очень сильное – слышно, как ворочает камни. Рядом только одна группа.

В Азау много кафе и гостиниц, но всего один продуктовый магазин, и, то пополам с сувенирным. Нет никаких фруктов и молочных продуктов – за этим надо идти в Терскол. Базар уменьшился, но шерстяных изделий много. Душевая в гостинице за 100 р/чел.

Поскольку машина заказана не была, пошли искать сами. Здесь трудностей нет – на стоянке куча Газелей. Договорились на завтра по 500 р. с человека.
    Надо заметить, что когда заказываешь трансфер через фирму, они явно увеличи-вают цену. Если договариваться напрямую с водителем, будет меньше. Если бы нас было больше, то вышло бы еще дешевле.

Вечером позвонил спасателям в Черкесск, доложил, что все хорошо.
    Погода очень непостоянная – то дождь, то солнце.

От ночевки на морене до Старого кругозора 1 ч 30 мин
    Старый кругозор – т/б Азау 3 ч 10 мин
    13.08.10. Выход с маршрута. Т/б Азау – г. Минеральные воды.

Проснулись в 8:00. Договоренность с водителем была на 10:30 у Логова (это гости-ница на дороге в Терскол). Вышли в 10:00, прошли по тропе вниз по Баксану, она выво-дит на шоссе.

Погрузились, поехали. В Терсколе огромный палаточный лагерь, есть магазин Аль-пиндустрии.

Ни на одном посту нас не останавливали.
    Возле Пятигорска (и в самом Пятигорске) попали в длинную пробку.
    Понял, что билеты на поезд можно брать отсюда, а не из Минвод.
    В Минводах были около 14:00. Высадил нас недалеко от вокзала, рядом с магазина-ми.
    В 15:00 подогнали поезд, пошли грузиться, встретили всех наших сотоварищей.

Выводы и рекомендации
    1. Маршрут изначально задумывался, как сложный, но интересный. Так и получи-лось. Идти его можно сильной группой. В конце выяснилось, что можно было даже под-сократить, поскольку по километражу мы выполнили норму похода 3 (или 4) КС!

2. Мобильная связь исчезает в 3-4 км от входа в Тебердинский заповедник (д.р. Джемагат) и появляется только на пер. Хотютау.

3. Заброска на маршрут осуществлялась с помющью двух фирм: «Барс» и «Скитур»
    Зато пропуска получились дешевле, просто в пропуске по КЧР было указано, что с выходом в Азау.
    У Барса есть кафе в а/л Узункол, где можно оставить заброску на хранение.

4. Тебердинский заповедник. Изначально я хотел попасть на пер. Назлы-Рынджи, который соединяет д.р. Назлыкол и Даут. Но в заповеднике нас разочаровали: эта долина закрыта, пройти можно только через пер. Эпчик, а д.р. Даут теперь тоже относится к за-поведнику и туда нужно оформлять разрешение, которое выдается только в администра-ции (пос. Теберда). Таким образом, не получился обходной вариант из пос. Учкулан через пер. Карачайауш, поскольку ехать из Теберды в Учкулан долго и накладно.
    Изначально стоимость пребывания в заповеднике озвучивалась как 100 р/чел/сутки. Реально мы оплатили через кассу по 40 р с человека.
    При разговоре с вахтерами заповедника нужно проявлять твердость, поскольку мо-гут захотеть еще денег. Отсылать к начальнику.

5. Перевалы:

• Эпчик (Даут) (н/к, 3000). Можно охарактеризовать, как «обычная н/к-шка». Из д.р. Джемагат ведет натоптанная тропа, сложности не представляет, подходит для акклимати-зации в начале похода.
  • Узловой (1Б, 3300). Самый сложный перевал нашего похода. «Звезда» там неспро-ста. Чтобы попасть в цирк перевала, нужно зайти на Даутский ледник. Подъем-спуск за-нял целый день. Не исключен вариант провешивания перил. Описанный способ захода-спуска на перевал (и Даутский ледник) не считаю единственно правильным, возможны другие.
  • Ак-Тебе (1Б, 3350). Пологий открытый ледник. Если в снежный год или межсезонье ледник будет закрытым, необходимы связки.
  • Сев. Доломиты (1Б, 3450). Из цирка идти на самую правую (по х.д.) перемычку! Камнеопасен.
  • Хотютау (1Б, 3546). Считается 1Б, но прост для прохождения. Надо только не под-ходить близко к вер. Уллу-Кам-баши – постоянные камнепады.
  • 6. Снаряжение.

В этом году была взята на всякий случай дополнительная (третья) горелка. Бензина взяли поменьше, чем в прошлом году, но едва хватило. Раньше считали по 100 мл/чел/сутки – все время оставались излишки. В этом году взяли по 90 мл – едва хватило (с учетом того, что в долинах готовили на костре).
    Две веревки (50 м) – 10-ка и 9-ка. Вторая себя оправдала в плане облегчения веса (в 1.5 раза легче 10-ки). С ней работала связка-двойка.
    Были взяты (на всякий случай) расходные петли (10 м х 8 мм), но ни разу не понадо-бились.
    Ледобуры брались из расчета один на человека плюс один на связку. Применялись один раз для попеременной страховки при подъеме на пер. Узловой.