Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о прохождении горного маршрута 4 к.с. по Вост. части Ц.Тянь-Шаня, совершенном группой, в период с 31 июля по 23 августа 2017 года.
Комментарии: В отчёте определение «правый», «левый» даются орографические, если это не указано отдельно. Указанное время чисто ходовое. Расстояния указаны с коэффициентом 1,2. Использованы общепринятые туристские сокращения. На фотографиях красным цветом показан путь движения группы, синим цветом путь движения группы по перилам. Номера ледников, за неимением названий, указаны согласно каталога «Ледники СССР». Высоты пройденных перевалов указаны по данным GPS-навигатора группы. Для определения координат использовался GPS навигатор GARMIN GPSmap 62s. Система координат WGS 84. Координаты пройденных перевалов, отмеченных нами с помощью GPS навигатора: Пер. Лушникова (2А, 4685м.)Координаты: 42° 5'30.18"С, 79°31'7.92"В Пер. Каинды (2Б, 5000м.) Координаты: 42° 5'24.24"С, 79°50'28.62"В Пер. Броненосец+Мирошкина (2А, 4292м.) Координаты седловины пер. Броненосец: 42°11'7.92"С, 79°51'34.86"В Пер. Одиннадцати (2Б, 5035 м.) Координаты: 42°17'38.76"С, 80° 9'20.76"В Пер. Семёнова (1Б, 4300м.) Координаты: 42°20'14.39"С, 80° 4'58.20"В Справочные сведения Проводящая организация: Школа горных гидов «Странник» Место проведения: Киргизия, Восточная часть Центрального Тянь-Шаня Общие справочные сведения о маршруте:
Подробная нитка маршрута: г. Бишкек – г. Каракол - дол. Иныльчек - дол. Ат-Джайлоо – р. Ат-Джайлоо – пер. Лушникова (2А, 4685м.) – лед. Каинды – пер. Каинды (2Б, 5000м.) – лед. Комсомолец - лед. Южный Иныльчек – пер. Броненосец + Мирошкина (2А, 4292м.) – озеро Мерцбахера - лед. Северный Иныльчек – МАЛ «Хан-Тенгри Север» – лед.Одиннадцати – пер. Одиннадцати (2Б, 5035м.) – лед. Западный Баянкольский – пер. Семёнова (1Б, 4300м.) - лед. Семёнова – дол. Сары-Джаз – г. Каракол – оз. Иссык- Куль – г. Бишкек Определяющие препятствия маршрута:
Руководитель группы: Агафонов Владимир Александрович Состав группы
Поход рассмотрен МКК: ЦМКК Федерации спортивного туризма России Вводная часть Общая смысловая идея похода Категория сложности похода и выбор района определялись желанием познакомиться с новым районом, повысить спортивно-туристскую квалификацию участников, приобрести походный опыт в достаточно сложном (в климатическом плане) горном районе и принять участие в чемпионате ЦФО (Центрального федерального округа) по спортивному туризму. Привлекала идея линейного маршрута в Восточной части Центрального Тянь-Шаня, охватывающего большую часть района и пролегающего под склонами двух известных вершин – пик Победы (7439м) и пик Хан-Тенгри (6995м). Основной задачей было пройти линейный маршрут 4-й категории сложности, получить технический и высотный опыт в сложных климатических условиях. Разведать для себя район, чтобы в будущем вернуться сюда для прохождения маршрута высшей категории трудности с радиальным восхождением на пик Хан-Тенгри. Поскольку в данном составе команда состоялась впервые, то изначально не ставились сверхзадачи, а при планировании маршрута ограничились эталонным набором препятствий. На данном этапе формирования команды, на первый план выходила задача притирки участников, совершенствование командной работы на технически сложном горном рельефе (снежно-ледовые и скальные склоны). Предпоходная подготовка Тактико-техническая подготовка к походу проходила исходя из особенностей района проведения похода и сложности перевалов. Все участники похода являются активными членами своих туристско-спортивных организаций, регулярно принимали участие в соревнованиях по технике горного туризма, кросс-походах, марафонах, туристских и альпинистских сборах, проводят большую работу с подрастающим поколением. Непосредственно перед походом каждый из участников получил опыт руководства отдельными группами в походах 1-й и 2-й к.с., получив акклиматизацию и настроив себя физически и психологически на серьёзную работу в сложном горном районе. Особенности стратегии и тактики При разработке и построении маршрута в основу были положены следующие основные принципы:
Для облегчения веса рюкзаков был запланирована и организована вертолетная заброска 24кг. груза (газ, продукты) в МАЛ «Хан-Тенгри Север» (по пути маршрута), там у нас была запланирована днёвка. Без неё нам бы пришлось существенно урезать свой рацион. Выражаем искреннюю благодарность Елене Калашниковой (Ак-Сай Трэвел) за помощь в организации заброски и Начальнику лагеря МАЛ «Хан-Тенгри Север» (Тянь-Шань Трэвел) – Михаилу Кузьмину, а также всем сотрудникам лагеря, за оказанное гостеприимство, душевное тепло и уют. Заход в район был запланирован через логичный и относительно несложный перевал Лушникова (2А, 4685). Его неспешное прохождение позволяло втянуться в работу, получить акклиматизацию и проверить навыки командной работы на снежно-ледовом- скальном рельефе средней сложности. Вторым перевалом после Лушникова, в маршруте значился пер. СКТО «Спартак» (2А), пройденный впервые группой Ярошевского в 1987 году в рамках акклиматизационного кольца. Прохождение этого перевала было запланировано исключительно из спортивных соображений – добавить в «копилку» еще один перевал 2А к.с. По факту, после спуска с южной стороны перевала Лушникова мы решили отказаться от его прохождения, спросив на то разрешения у МКК по спутниковому телефону. Причиной отказа стала оценка на местности нелогичности его прохождения в рамках нашего линейного маршрута. Прохождение перевала СКТО «Спартак» - являющегося по сути переходом через гребень между ледниками №31 и №32, логично только в случае запланированного возврата в долину Ат-Джайлоо, как это и было в случае с группой Ярошевского (Отчёт из библиотеки МГЦТК - Ярошевский А.Э., 5 к.с. Иныльчек, 1987 год). Поставив в известность МКК, группа продолжила спуск к леднику Каинды непосредственно с ледника №32. На маршруте были запланированы две днёвки. Первая днёвка на леднике Ю. Иныльчек, после прохождения перевала Каинды (2Б) и спуска с ледника Комсомолец, которая в последствии растянулась на две полудневки из-за неблагоприятной погоды. И вторая днёвка в МАЛ «Хан-Тенгри север» на леднике С. Иныльчек под склонами пика Хан-Тенгри. Эта днёвка состоялась в полном объёме, порадовав нас гостеприимством сотрудников базового лагеря и позволила в полной мере насладиться вблизи величественными видами пика Хан-Тенгри. В целом прохождение маршрута подтвердило правильность его выбора (за исключением пер. СКТО «Спартак») и соответствие графика движения нашим возможностям. Запланированный маршрут пройден практически полностью (с учетом сказанного выше) и в значительной мере в соответствии с запланированным графиком. Заложенные в маршрут запасные дни не использовали. Варианты подъезда и отъезда В Бишкек участники группы добирались децентрализовано, на самолете из разных мест и в разное время. Общий сбор был в Бишкеке, откуда после проверки, докупки необходимого снаряжения и продуктов на легковом автомобиле за 6 часов доехали до г. Каракол. Ночевка в Караколе на съемной квартире и утром на лифтованном джипе за 8 часов благополучно добираемся к месту старта – долина Ат-Джайлоо (р. Иныльчек). Из района выходили через долину реки Сары-Джаз. Тот-же самый джип забрал нас от чабанского домика, стоящего у дороги на слиянии рек Сары-Джаз и Ашутор. За 8 часов доехали до Каракола, откуда после ужина сразу поехали на Северный берег Иссык-Куля, где в районе села Корумду (125 км. от Каракола) разбили палаточный лагерь возле берега озера. Этот участок пути занял у нас 3 часа. Впереди были два полных чудесных дня отдыха на озере Иссык-Куль и обратная дорога в Бишкек, откуда кто самолетом, кто автобусом, участники похода благополучно вернулись домой. Аварийные выходы и запасные варианты Запасные варианты маршрута с сохранением заявленной категорией сложности у группы отсутствовали по объективным причинам, которые связанны со спецификой данного горного района. В первую очередь это касалось определяющих перевалов. Определяющими перевалами для похода 4 к.с. являются перевалы 2Б к.т. Известных перевалов такой категории в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня крайне мало. По сути, наш линейный маршрут является одним из очень немногих вариантов сквозного линейного прохождения района через его центральную часть с категорией похода 4 к.с. В целом, район чаще используется для организации более сложных походов - 5 и 6 категории сложности. В случае возникновения аварийной ситуации, связанной с болезнью или травмой, планировалась эвакуация с района в г. Каракол на вертолете, что позволяла сделать предварительно оформленная страховка. Для вызова вертолета в группе имелся спутниковый телефон (Thuraya) и автономный источник электроэнергии (походная солнечная батарея). Пешие пути выхода с района также рассматривались, они традиционны, нелегки и достаточно протяжённые:
Организационные сведения Оформлением пропусков в пограничную зону занимались самостоятельно и заблаговременно, обратившись в соответствующие службы в Бишкеке. Тем, кто не имеет возможности сделать это самостоятельно, рекомендуем воспользоваться услугами одной из туристических фирм, специализирующихся на этом горном районе («Ак-Сай Трэвел», «Тянь-Шань Трэвел» и др.). В 2017 году стоимость оформления пропуска на одного человека составила = 35$. Группа перед выходом на маршрут застраховалась в страховой компании «РЕССО- гарантия» на 35 000 $, каждый. (Компания ассистанс - Savitar Group). По возможности организации спасработ в районе договорились с компанией «Ак-Сай Трэвел» в Бишкеке, оставив им копии страховых полисов, паспортов и маршрутной книжки. Большое внимание было уделено вопросу питания. Весь поход питались сублиматами изготовленными фирмой JAWAFOOD (http://rww.myjino.ru) – Виктор Яхонтов, Телефон: +996555890067 (Бишкек). Сублиматы были изготовлены и расфасованы специально для нас по предварительному заказу, с учетом количества участников, необходимой калорийности и напряженности похода. Важные транспортные вопросы по трансферам в район и обратно из г. Каракол решали через частную транспортную компанию: – Денис, Телефон: +996556421742, +996779368940. Спасибо большое Денису, остались очень довольны что обратились именно к нему. Человек пунктуальный, обязательный, профессионал в своем деле. Заявленный и пройденный маршрут Заявленный маршрут: г. Бишкек – г. Каракол – дол. Иныльчек – дол. Ат-Джайлоо – р. Ат- Джайлоо – пер. Лушникова (2А, 4685м.) – пер. СКТО «Спартак» (2А,4800) – лед. Каинды – пер. Каинды (2Б, 5000м.) – лед. Комсомолец – лед. Южный Иныльчек – пер. Броненосец + Мирошкина (2А, 4292м.) – озеро Мерцбахера – лед. Северный Иныльчек – МАЛ «Хан- Тенгри Север» – лед. Одиннадцати – пер. Одиннадцати (2Б, 5035м.) – лед. Западный Баянкольский – пер. Сигитова (2А, 4600м.) – лед. Семёнова – дол. Сары-Джаз – г. Караколоз. Иссык-Куль – г. Бишкек Пройденный маршрут: г. Бишкек – г. Каракол – дол. Иныльчек – дол. Ат-Джайлоо – р. Ат- Джайлоо – пер. Лушникова (2А, 4685м.) – лед. Каинды – пер. Каинды (2Б, 5000м.) – лед.Комсомолец – лед. Южный Иныльчек – пер. Броненосец + Мирошкина (2А, 4292м.) – озеро Мерцбахера – лед. Северный Иныльчек – МАЛ «Хан-Тенгри Север» –лед. Одиннадцати – пер. Одиннадцати (2Б, 5035м.) – лед. Западный Баянкольский – пер. Семёнова (1Б, 4300м.) – лед. Семёнова – дол. Сары-Джаз – г. Каракол – оз. Иссык-Куль – г. Бишкек Пройденный маршрут полностью соответствует заявленному, кроме двух моментов:
Характеристика района Географическая характеристика Китайское название Тянь-Шань является синонимом киргизского слова Ала-Тоо, в русском переводе означающее «Высокие» или «Небесные» горы. Под восточной частью Центрального Тянь-Шаня в практике горного туризма подразумевается наиболее высокогорная область Тянь-Шаня в пределах бывшего СССР, ограниченная с севера восточной частью хребта Терскей-Ала-Тоо, с запада – меридианом по долине реки Сары-Джаз, с юга – границей с Китаем по хребту Какшаал-Тоо и с востока- Меридиональным хребтом, по которому также проходит государственная граница. По усредненным данным многолетних метеорологических наблюдений район характеризуется мощным оледенением, большим количеством осадков и неустойчивой погодой. Здесь расположены такие легендарные вершины как пик Победы (7439м.) - самый северный семитысячник на планете Земля и пик Хан-Тенгри (6995м.). Административно район расположен в двух республиках. Большая часть района относится к Киргизии (Ак-Суйский район Иссык-Кульской области), а северо-восточная часть относится к Казахстану (Райымбекский район Алматинской области (до 1993 года - Нарынкольский район)). Для въезда в район обязательно оформление пропусков в погранзону. Основные хребты района пролегают в широтном направлении. С севера на юг они расположены в следующем порядке: Терскей-Ала-Тоо, Адыртор, Сары-Джаз, Тенгри-Таг, Иныльчек-Тоо, Каинды-Катта, Какшаал-Тоо. Единственный хребет, имеющий меридиональное направление, так и называется – Меридиональный, он замыкает восточную границу района. Орографическая схема Восточной части Центрального Тянь- Шаня
Описание основных хребтов района Хребет Терскей-Ала-Тоо начинается от пика Одиннадцати в хребте Сары-Джаз и замыкает с юга Иссык-Кульскую котловину. Его гребень протянулся, в широтном направлении, на 375 километров и поднимается в своей высшей части, находящейся к югу от города Каракол (бывший Пржевальск), на 5281 метров над уровнем моря (пик Каракольский). Средняя высота хребта составляет около 4500м. «Ала-Тоо» в переводе с Тюркского означает «Великие (высокие) горы». «Терскей» означает теневой, северный склон горы или хребта. Название «Терскей-Ала-Тоо» возникло у киргизов, жителей Иссык-Кульской котловины и относится ко всему массиву, находящемуся южнее озера Иссык-Куль. Название противопоставляется лежащему напротив, на северном берегу озера, хребту Кюнгей-Ала-Тоо («Кюнгей» характеризует южную сторону горы или хребта, обращенную к солнцу). Хребет Тескей-Ала-Тоо вслед за массивом пика Победы и Хан-Тенгри — второй по величине центр оледенения Тянь-Шаня. здесь насчитывается около 1100 ледников общей площадью 1081 км. Более половины площади оледенения Тескей-Ала-Тоо приходится на северные склоны, обращённые к Иссык-Кулю, где расположены крупные узлы оледенения в верховьях рек Тургень-Аксу, Аксу, Арашан, Каракол, Джеты-Огуз и Конурулен. В горах Тескей-Ала-Тоо много красивых мест: Алтын-Арашан, Барскоон, Джеты-Огуз, Каракол. Хребет Тескей-Ала-Тоо очень красив в разнообразии ландшафтов. За один день можно увидеть красоту красных песчаных скал, дикий лес и снежные пики, широко раскинувшиеся над озером Иссык-Куль. Каждое ущелье уникально и неповторимо. Хребет Сары-Джаз (в переводе с киргизского - «жёлтая весна». (Сары - жёлтый, Жаз - весна)) возвышается могучим заснеженным барьером между рекой Сары-Джаз на севере и её левым притоком - рекой Иныльчек на юге. Общая протяжённость хребта Сары-Джаз составляет 113 км, а ширина достигает 16 км. Средняя высота — 4370м, высшая точка — пик Семёнова (5816 м). На северном склоне хребта располагаются ледники Семёнова и Мушкетова, у подошвы южного склона — ледник Северный Иныльчек. Хребет характеризуется мощным оледенением северных склонов, южные склоны имеют менее мощное, но довольно развитое оледенение. Такой характер хребет имеет в восточной части. Западнее пика 5063 он довольно быстро деградирует - высоты вершин резко понижаются, резко уменьшаются заснеженность и оледенение хребта. Хребет Тенгри-Таг (Небесные горы) - короткий, но чрезвычайно мощный хребет в Восточной части Центрального Тянь-Шаня. Тюркское слово «Тенгри-Таг» образовано от слов «Тенгри», что означает «небо», и «Таг», что означает «гора». Хребет Тенгри-Таг служит грандиозным пьедесталом изящной пирамиде пика Хан-Тенгри (6995м) (в переводе: Повелитель неба), на километр возвышающейся над гребневой линией хребта. Тенгри-Таг расположен между ледниками Северный и Южный Иныльчек. Простых перевалов в хребте не имеется, за исключением одного технически несложного перевала в западной части хребта - пер. Броненосец+Мирошкина (2А, 4292м.). Перевал используется туристами для обхода оз. Мерцбахера при движении на ледник Северный Иныльчек, или в обратном направлении соответственно. Дальше же на восток нет ни одного простого перевала, причем в основном это перевалы 3Б-3Б*. Самый сложный из них, вероятно, пер. Вертолетный 3Б*. Наиболее популярным перевалом хребта Тенгри-Таг в спортивном туризме является перевал Западное седло Хан-Тенгри (3Б, 6000м). С восточной стороны от пика Хан- Тенгри находится, соответственно, перевал - Восточное седло Хан-Тенгри (3Б, 6000м.). Хребет Иныльчек-Тоо располагается чуть южнее и западне хребта Тенгри-Таг. Он ответвляется на север от хребта Какшаал-Тоо в районе пика Кирова (6073м.) и через несколько километров резко поворачивает на запад, постепенно снижаясь, до долины реки Сары-Джаз. Протяженность хребта Иныльчек-Тоо около 65км. Основная его часть пролегает между долинами ледников Иныльчек и Каинды. В восточной части хребет Иныльчек-Тоо имеет достаточно развитое оледенение и сильно заснежен, хотя и не может сравниться по высоте с хребтами Тенгри-Таг и Какшаал-Тоо. В восточной части хребта Иныльчек-Тоо, от пика Красной Армии (5736м.), на запад ответвляется мощный хребет Каинды-Катта. Высочайшая точка хребта - пик 5784м. Хребет Каинды-Катта разделяет долины Каинды (расположена к северу от хребта) и Каюкап (к югу от хребта), имеет развитую орографию северных склонов и почти совсем нерасчлененные южные склоны. Протяженность хребта - 65 км. В восточной части хребет Каинды-Катта покрыт вечными снегами и ледниками. На склонах хребта господствуют скалы и осыпи, у подножия на западе — высокогорная полупустыня. Хребет Каинды-Катта имеет группу сложных, до ЗБ категории трудности, перевалов в восточной части и несколько простых перевалов в районе пика Булантор. Средняя часть хребта мало исследована из-за глубокого каньона реки Теректы, вытекающей из ледника Куюкап (прим: Правильное название «Кой-Кап», в переводе с тюркского - «овечий мешок»). Из-за труднопроходимого каньона Теректы (точнее образовавшегося при слиянии Теректы с Майбашем реки Кой-Кап, эти места редко посещаются горными туристами. Стандартный путь захода горников в самые верховья Теректы – через пер. Мощный (2Б, 4800). Сход вниз по бассейнам рек Теректы - Кой-Капа затруднен прижимами каньона и как следствие вынужденным наведением большого количества навесных переправ. (Много информации об ущельях Булантор, Теректы, Кой-Кап и Майбаш можно почерпнуть из летописи похода Олега Янчевского т\к «Глобус» 2010г. - https://www.risk.ru/blog/13655.) Хребет Какшаал-Тоо (Кокшалту) (в переводе с кирг. «Грозные горы») один из самых высоких горных хребтов в Тянь-Шане, на границе Киргизии и Китая. Окаймляет Внутренний Тянь-Шань с юга, протягиваясь на 400 км в юго-западном направлении. Наивысшей точкой хребта Какшаал-Тоо является - пик Победы (7439 м). Хребет сложен глинистыми сланцами, песчаниками, известняками, прорванными гранитными интрузиями. На нём преобладает высокогорный рельеф с резкими гребнями и острыми пиками, несущими ледники. Кое где встречаются древние поверхности выравнивания - сырты. На северном склоне распространены горностепные, на южном - горные лугово-степные и горно-луговые ландшафты. На участке хребта Какшаал-Тоо от пика Победы до пика Данкова (5982м.) находится крупнейших районов оледенения Тянь- Шаня (общая площадь оледенения = 983 км). Меридиональный хребет расположен на границе между Киргизией и Китаем. Замыкает собой Восточную часть Центрального Тянь-Шаня и по сути является северным продолжением хребта Какшаал-Тоо. Меридиональный хребет протянулся с севера на юг почти на 80 км., замыкая собой высочайший горный узел, состоящий из хребтов - Сары- Джаз, Тенгри-Таг и Какшаал-Тоо. Южная часть Меридионального хребта представляет собой крупнейший узел современном оледенения. С его склонов стекают ледники Северный Иныльчек и Восточный исток ледника Южный Иныльчек. Северная часть Меридионального хребта снижается до 4000м., но также несёт в себе свыше 30 ледников. Подножие хребта покрыто лугостепной растительностью. Леса из Тянь-Шаньской Ели сменяются на высоте 2800м. субальпийскими и альпийскими лугами. Хребет имеет развитый Нивальный пояс (пояс вечных снегов и льда). Вот лишь некоторые высочайшие вершины этого хребта - пик Рапасова (6814м), пик Военных Топографов (6873м.), пик Дружбы (6800м), пик Шатёр (6637м.). Из-за пограничного географического расположения перевалы Меридиональном хребта редко используются в туристических целях. Климатическая характеристика района Над Средней Азией значительное количество влаги проносится на больших высотах, особенно над горами, где уровень конденсации оказывается еще выше. Обогащенные океанической влагой воздушные массы на больших высотах доходят и до Центрального Тянь-Шаня. Значительные высоты Восточной части Центрального Тянь-Шаня, являются мощным барьером для перехвата влаги. Поэтому именно эта часть Тянь-Шаня является наиболее мощным узлом оледенения всей горной системы. Большее количество осадков в районе выпадает в районе ледников. Этому способствуют не только конвективные процессы в горах, но и низкие температуры в приледниковом слое воздуха, способствующие конденсации влаги. Над районами больших высокогорных массивов со значительной площадью льда и снега прогрева воздуха не происходит, а наоборот, теплый воздух сменяется холодным, ночью температуры сильно понижаются, вследствие значительного расхода тепла на таяние и испарение льда в дневное время. По исследованиям метеорологов, в районе на высотах 5,5 - 7 км. господствуют преимущественно западные ветра. Это подтверждает направление снежных карнизов на склонах выше 5,5 км. - они всюду свисают только на восточную сторону. Причем формированию западного ветрового потока способствует и общее широтное направление главных хребтов района. Скорость ветра зачастую достигает ураганной силы. Увеличение скорости ветра происходит вследствие того, что ветровой поток, встречая препятствие в виде хребта, начинает подниматься, а это вызывает резкое возрастание его скорости. При адиабатическом расширении воздуха в результате восходящих потоков имеет место некоторое его разряжение и понижение температуры, что еще более усложняет обстановку, в которой нормальное функционирование человеческого организма становится весьма затруднительным. Как бы человек ни был подготовлен к перегрузкам и кислородному голоданию, они все равно будут отрицательно сказываться на его состоянии. Исключительно тяжелые климатические условия создаются вследствие резкого понижения давления на восточном гребне пика Победы. Именно там, куда прорываются ветры западной циркуляции, благодаря своим большим скоростям, давление в воздушной массе значительно снижается. Восточная часть Центрального Тянь-Шаня отличается большим количеством облачных дней. Постоянно наблюдается нижняя облачность, в которой преобладают специфические формы, свидетельствующие о хорошо развитых конвективных процессах и благоприятных условиях для конденсации влаги. В верховьях ледника Иныльчек в августе число дней с осадками колеблется от 60 до 71. Осадки местного происхождения довольно часты, хотя на их долю приходится всего 20 выпавшего снега. Если на равнинах погода в июле-августе характеризуется как солнечная, спокойная и жаркая, то в высокогорной зоне Тянь-Шаня на высотах более 2,5-3 км. временами устанавливаются периоды ненастной погоды. Большую роль при этом играет орография и связывается с влажными вторжениями с запада или сильными арктическими вторжениями с северо-запада или с севера. Многие экспедиции и восхождения в районе не смогли завершиться благополучно (имели место и человеческие жертвы) по причине ненастной погоды. Своеобразными синоптическими чертами ухудшения погоды в районе являются увеличение облачности, усиление ветра, далеко впереди линии приближающегося холодного фронта. Установление этой закономерности весьма важно при планировании высотных восхождений. Суровую погоду, свойственную северным склонам пика Победы, можно сравнить с периодами непогоды в Гималаях. Это сравнение возможно благодаря тому, что пик Победы является самым северным «семитысячником» земного шара, и эта более северная по отношению к району Эвереста широта как бы компенсирует, «поднимает» высоту пика Победы до уровня гималайских гигантов. Соседство с пустыней Такла-Макан также сказывается на ряде атмосферных процессов, происходящих над районом. Так, здесь нередко можно наблюдать плотные чечевицеобразные облака. Они всегда появляются над вершинами в виде характерных линз перед резким ухудшением погоды. Для альпинистов, действующих в этом районе, появление такой облачности над пиком Победы или Хан-Тенгри должно служить штормовым предупреждением. Чечевицеобразные облака относятся к классу высококучевых облаков, образующихся при орографических «возмущениях», что ведет к увеличению осадков. Для хребта Тенгри-Таг местным воздухом, является воздух, поступивший в этот район с западной (северо-западной) циркуляцией атмосферы и прошедший значительное расстояние над холодными вершинами Тянь-Шаня. К этому времени температура его становится низкой. Наступающим воздухом теплого сектора будет воздух, идущий с юга, из жарких предгорий южного склона Какшаал-Тоо и пустыни Такла-Макан, иными словами, воздух долинной циркуляции. Расположение вершин хребта Какшаал-Тоо на разделе этих двух образований и способствует частым свирепым непогодам. Видимо, чем больше разница температур в холодном и теплом секторах наступающего воздуха, тем интенсивнее непогода и сильнее снегопады. Наличие поперечного господствующему переносу влаги хребта Меридионального вызывает интенсивный воздушный подъем воздуха вдоль склонов, усиливает процессы облакообразования и формирования осадков. Аналогичные процессы облакообразования и формирования осадков происходят при подъеме воздуха по восточному склону Меридионального хребта при горно-долинной циркуляции со стороны южного подножия Тянь-Шаня и окраины пустыни Такла-Макан. Транспортная характеристика района Попасть в район (Восточная часть Центрального Тянь-Шаня) можно двумя основными путями, через Киргизию или через Казахстан. Выбирайте любой удобный Вам вариант. Тут важно учитывать возможные трансграничные проблемы, неизбежно возникающие при незаконном пересечении границы в высокогорной зоне. Рекомендуется начинать и заканчивать маршрут на территории одного и того же государства. Как в нашем случае - заехали из Киргизии, нырнули в Казахстан через перевал Одиннадцати (2Б) и вернулись обратно в Киргизию через перевал Семенова (1Б). Выше 3500м. вероятность встретить пограничников чрезвычайно мала, поэтому такие фокусы обычно проходят без последствий. А вот начать в Киргизии и закончить в Казахстане (или наоборот), уже гораздо сложнее, поскольку придется согласовывать маршрут с погранслужбами обоих государств и долго объяснять ваши благие намерения. Далеко не факт, что вы будете услышаны... Варианты заезда в район Из Киргизии: К ледникам Иныльчек и Каинды: г. Бишкек (аэропорт) - г. Каракол (450 км. по хорошей дороге) - через перевал Чон-Ашуу до погранзаставы Майда-Адыр (160 км, относительно хорошей дороги) - долина Ат-Джайлоо (Иныльчек) (14 км. плохой дороги). К ледникам Семенова и Мушкетова: г. Бишкек (аэропорт) - г. Каракол (450 км. по хорошей дороге) - через перевал Чон-Ашуу в верховья реки Сары-Джаз (Дорога заканчивается у места впадения реки Ашутор) (175км.). Последние 60 км. плохая дорога. Из Казахстана: К Баянкольским ледникам: г. Алматы (аэропорт) - село Нарынкол (360 км. по хорошей дороге) - рудник Жаркулак (66 км. плохой дороги) - ледник З. Баянкольский (15 км. пешком). В нашем случае маршрут начался в долине Ат-Джайлоо (Иныльчек) и закончился в Сары- Джазе у слияния рек Сары-Джаз и Ашутор. Варианты организации забросок Заброску продуктов, топлива и дополнительного снаряжения в район удобней всего сделать вертолетом. Если из Киргизии, то груз забрасывается в «МАЛ Северный Иныльчек» (БЛ «Тянь-Шань-Трэвел», Владимир Бирюков) или «МАЛ Южный Иныльчек» (БЛ «Ак Сай Трэвел», Елена Калашникова). Если из Казахстана, то на Северный Иныльчек в базовый лагерь Казбека Валиева. В нашем случае через турфирму «Ак-Сай Трэвел» была организована вертолетная заброска одной 20 кг. бочки (продукты, газ) из Каркары в БЛ «Северный Иныльчек» (Лагерь принадлежит турфирме «Тянь-Шань Трэвел». Начальник лагеря был Миша Кузьмин). Собственно говоря, это единственный базовый лагерь на леднике Северный Иныльчек с Киргизской стороны. Второй базовый лагерь расположен на леднике километром выше, на Казахской стороне границы (МАЛ «Хан-Тенгри» Казбека Валиева). Залет как правило осуществляется из двух пунктов – БЛ «Каркара» (120 км. от г. Каракол на границе между Киргизией и Казахстаном, «Ак Сай Трэвел», Елена Калашникова), и Майда-Адыр (160 км. от г.Каракол - р. Иныльчек, «Тянь-Шань-Трэвел», Владимир Бирюков). По времени полет до базового лагеря «Южный Иныльчек» из Каркары занимает 45 минут. На леднике Южный Иныльчек между БЛ «Майда-Адыр» и БЛ «Южный Иныльчек», в сезон работают еще несколько промежуточных палаточных лагерей турфирмы «Ак-Сай Трэвел»: ПЛ «Ива», ПЛ «Глина», ПЛ «Поляна Мерцбахера», ПЛ «Ледник «Комсомолец», ПЛ «Ледник «Дикий». (Их примерное местоположение указано на карте, прилагаемой к отчету). Аварийные выходы из района Восточная часть Центрального Тянь-Шаня достаточно удаленный от цивилизации район, характеризующийся неустойчивой погодой. Экстренная эвакуация пострадавшего возможна только вертолетом. Планируя поход здесь, настоятельно рекомендуется оформить страховку в надёжной компании на каждого участника. Сумма страховки обязательно должна покрывать вызов вертолета для экстренной эвакуации и расходы на возможные спасательные работы в условиях высокогорья. В нашем случае - страховые полисы оформлялись в страховой компании «РЕССО-гарантия», а страховую поддержку на месте осуществляла компания «Ак-Сай Трэвел». Без заблаговременно вовлечения в процесс спасподдержки местной компании, любая страховка в горах Киргизии будет фикцией. Просто позвонить в страховую компанию и заявить о страховом случае мало. Важно представлять, кто конкретно и на каком вертолете к вам прилетит в случае ЧП, кто будет вести за вас переговоры с «вредным» менеджером страховой компании, поскольку ваш баланс на спутниковом телефоне не резиновый. Кстати, наличие минимум одного спутникового телефона у группы, с положительным балансом - это уже не прихоть, а насущная необходимость! Мы пользовались аппаратом THURAYA XT-LITE, который хорошо себя зарекомендовал – лёгкий, надежный, аккумулятор долго держит, связь через спутники THURAYA в районе приемлемая. Денег на общение за поход было потрачено 10 000 руб. Важно отметить, что у МЧС Кыргызстана нет своего вертолета и команды горных спасателей. В любых спасательных операциях в горных районах задействован вертолет Вооруженных Сил Киргизской Республики. Поэтому при обращении в МЧС время проведения спасательной операции значительно увеличивается. Бесплатно МЧС не предоставляет вертолет, и эффективнее обращаться напрямую в компанию «Ак-Сай Трэвел», которая последние несколько лет фрахтует вертолет на весь альпинистский сезон в этом районе и использует его для регулярной транспортировки людей и грузов в базовые лагеря Северный, Южный Иныльчек и обратно. До похода следует заранее заручиться поддержкой компании «Ак-Сай Трэвел» в случае НС и оставить им копии страховых полисов. Турфирма «Ак-Сай Трэвел» имеет большой опыт организации спасательных работ в горах Киргизии и опыт работы с различными страховыми компаниями. Предпочтение отдается наличию профессиональной страховки, где прописана ассистанс-компания Savitar Group. Полезные контакты Ак-Сай Трэвел (спасподдержка, вертолетная заброска) Телефон: +996312909356 Email: adventure@ak-sai.com, adventure3@ak-sai.com Web: http://www.ak-sai.ru Директор: Елена Калашникова Тянь-Шань Трэвел (услуги в БЛ Северный Иныльчек) Телефон: +996312466034 Email: travel@tien-shan.com Web: http://www.tien-shan.com Директор: Владимир Бирюков Трансферы из Каракола (Джип, УАЗ, Вахтовка) Телефон водителя: +996556421742, +996779368940 - Денис Газ (Kovea) и бензин (Нефрас, Калоша) в Бишкеке и Караколе Телефон: +996557504332, +996772493606, +996708649986 - Юрий Сублимированные продукты в Бишкеке (качественнее, вкуснее и дешевле чем Гала- Гала!). Телефон: +996555890067 - Виктор Яхонтов Схема маршрута
График движения
Высотный график
Техническое описание маршрута 31 июля 2017 года после сбора в Бишкеке всех участников похода, проверки снаряжения, докупки продуктов и решения других организационных вопросов, утром выехали в г. Каракол. Вся группа - 4 человека, без труда поместилась в легковую автомашину и через 8 часов прибыли в Каракол. Ехали южным берегом озера, по дороге сделав часовую остановку для купания. На ночевку остановились в арендованной заблаговременно двухкомнатной квартире. Полезный контакт в Караколе по поводу аренды временного жилья и помощи по организационным вопросам: Юрий, Тел: +996557504332, +996708649986 Заезд в район (1.08.2017)
Выехали из Каракола в 9.30 на лифтованном джипе. Дорога в Ат-Джайлоо, особенно на последних километрах, требует от машины максимум надежности и проходимости, а от водителя – мастерства и терпения. Нам повезло, водитель и автомобиль не подвели, разве что, иногда приходилось останавливаться чтобы долить воды в радиатор. Проехав 161 км от Каракола, к 16.00 добрались до промежуточного лагеря «Майда-Адыр»*. Здесь же, рядом располагается погранзастава, стоит вышка с часовым и без предъявления пропуска в погранзону дальше дорога закрыта. Суровый сержант пограничник, пристально изучая листок нашего группового пропуска в пограничную зону заметил некоторое несоответствие - Дата рождения одного из участников указанная в погранпропуске, не совпадала с датой рождения в ксерокопии паспорта. Это послужило поводом получасовой задержки для выяснений и объяснений, что это просто опечатка, допущенная при заполнении бланка в г. Бишкек, а не происки врагов и попытка подставить начальника заставы. Слава богу для нас все закончилось благополучно - отпустили и пропустили дальше. Ещё 14 км. плохой дороги и в 17.30 мы на широкой, открытой поляне с замечательным названием - Ат-Джайлоо (недалеко от берега р. Ат-Джайлоо). Машину разгрузили непосредственно на месте ночевки, радовало, что больше никуда не надо идти. Распрощались с нашим замечательным водителем Денисом**, доели взятый в дорогу арбуз и поставили лагерь. * «Майда-Адыр» в дословном переводе с киргизского означает: "небольшой холм", "взгорье", "увал", "холмистое место". ** Денис на джипе завез нас на Иныльчек (до Ат-Джайлоо) и забрал через 22 дня в ущ. Сары-Джаз. Его телефон: +996556421742, +996779368940
Фото № 1 - Трансфер г. Каракол - долина Ат-Джайлоо (Иныльчек)
Фото № 2 - Долина Ат-Джайлоо (Иныльчек). Сюда довезла машина. Место начала маршрута. 1-й день (2.08.2017)
Вышли в 9.00. От места ночевки в долину р. Ат-Джайлоо* тропа круто поднимается по левому берегу реки высоко над водой, траверсирует его и через 2 км (1 час пути) спускается к слиянию р. Ат-Джайлоо с потоком с ледника Кан-Джайлоо (т.н. «стрелка») (Фото № 3). Здесь, чуть выше слияния на р. Ат-Джайлоо имеется вполне приличный пешеходный мост из бревен. За мостом, у «стрелки» хорошие места для ночлега (лес, дрова, вода). Воду можно брать из реки, однако в период интенсивных дождей вода может быть очень мутная. Долина р. Ат-Джайлоо достаточно зеленая, в средней части покрыта лесом и кустарником. В верхней части долины обычно пасется скот, поэтому вдоль реки на всем протяжении имеется достаточно хорошая тропа. В нижнем и среднем течении р. Ат-Джайлоо (как и Кан-Джайлоо) течет в глубоком, труднодоступном каньоне.
Фото № 3 - Путь подъема вверх по р. Ат-Джайлоо * Ат-Джайлоо – в пер. с киргизского - «лошадиное пастбище» От «стрелки» продолжаем подъем вверх по долине р. Ат-Джайлоо. Идем по хорошей тропе правым берегом, траверсуя пологий травянистый склон высоко (100-200 м.) над водой (Фото № 4). В 12.30 доходим до места слияния ручья с ледника №4 и р. Ат- Джайлоо и останавливаемся на обед. В 14.00 продолжили путь наверх вдоль правого берега ручья с лед. №4, оставляя позади утоптанную тропу, ведущую к скотопрогонному перевалу Ат-Джайлоо (н\к, 3674). Медленно набираем высоту и за один переход доходим до концевых морен ледника № 4. Выходим на ледник по правобережной морене, по верхней, пологой её части. Вскоре перешли с морены на ледник и продолжили путь по пологому леднику. Ледник открытый, трещин нет. Иногда дорогу преграждают ручейки и трещины в ледовых желобах, но их обход не составляет труда (Фото № 5). Встали на ночёвку в 18.20 на срединной морене непосредственно перед первой ступенью ледопада (Фото № 6). Погода ясная. С места ночевки хорошо просматривается ледопад южной ветви ледника №4 - путь подъема к перевалам Майрониса (3А) и Великий Почин (3Б).
Фото № 4 - Путь подъема вверх по р. Ат-Джайлоо
Фото № 5 - Путь захода на ледник №4 - путь к пер. Лушникова
Фото № 6 - Ночёвка на леднике №4 под первой ступенью ледопада на пути к пер. Лушникова 2-й день (3.08.2017)
Выход в 9.10. Подъем по ледопаду начали, придерживаясь центра. Движение в связках с одновременной и местами попеременной страховкой. Всего на первой ступени провесили 3 веревки вертикальных перил – 15, 10 и 8 метров соответственно. Также, ближе к верхней части ледопада на опасном участке пришлось организовать 10 метров горизонтальных перил (Фото № 7). К 12.40 вылезли на верхнюю, пологую часть ледопада (Фото № 8) и делаем обед. Дальше, сильно разорванный открытый ледник крутизной примерно 10°. Распутываем его и выходим на пологую, закрытую часть ледника перед второй ступенью ледопада. Много трещин, ледник закрытый, распутываем его придерживаясь середины ледника. Встали на ночёвку на леднике непосредственно перед второй ступенью в 17.40 (Фото № 9).
Фото № 7 - Путь прохождения 1-й ступени ледопада к пер. Лушникова (2А)
Фото № 8 - Верхняя часть первой ступени ледопада к пер. Лушникова
Фото № 9 - Место ночёвки под второй ступенью ледопада к пер. Лушникова 3-й день (4.08.2017)
Выход в 8.00. Подъем по ледопаду начинаем с левого борта, постепенно забирая к центру ледопада (Фото № 10). Ледопад сильно разорван, но безопасен. Много времени уходит на распутывание пути. Прошли без вертикальных перил, в связках с одновременной и попеременной страховкой. В верхней части ледопада организовали 10 м горизонтальных перил для подстраховки на сложном участке. Широкий разлом в верхней части ледопада обходится траверсом левого борта (Фото № 11). На прохождение второй ступени ледопада у нас ушло 3 часа. К 11.00 вышли на пологую, закрытую часть ледника, откуда хорошо просматривается верхний цирк ледника №4 и путь подъема на пер. Лушникова (Фото № 12). Путь к перевалу продолжаем по левой стороне ледника. Снег глубокий, но хорошо слежавшийся. Нога проваливается не глубоко 5-10 см. Ледник закрытый, встречаются неширокие трещины. В 12.30 вышли под перевальный взлёт и делаем обед. Пока обедаем погода сильно портится – густой туман, снег, седловину закрывает. Не дождавшись улучшения погоды к 15.00 - принимаем мудрое решение выровнять место под палатку и остановиться на ночевку.
Фото № 10 - Путь прохождения второй ступени ледопада к пер. Лушникова
Фото № 11 - Путь обхода ледового провала в верхней части второй ступени ледопада
Фото № 12 - Путь к пер. Лушникова от второй ступени ледопада 4-й день (5.08.2017) – пер. Лушникова
Выход в 8.40. Погода отличная. Перевальный взлет непосредственно перед нами (Фото № 13). До бергшрунда доходим в связках по снежному склону крутизной до 35°. Бергшрунд как следует забит снегом и легко преодолевается, но выше него крутизна склона резко возрастает (55-60°) и появляется лед. От бергшрунда до седловины провешиваем 80 метров вертикальных перил*. В 11.45 вылезли на седловину пер. Лушникова – узкий скальный гребень со снежным карнизом на южную сторону (Фото № 14). Подъём занял 3 часа. Для безопасного перемещения на седловине натягиваем перила.
Фото № 13 - Путь подъёма на пер. Лушникова с Северной стороны Тур с запиской нашли в восточной части седловины под скалами. Сняли записку 2016 года, группы под руководством Кривоногова В.Г., положили свою (Фото № 14). * Здесь и далее на фотографиях в отчете, участки пути, которые потребовали провешивания перил - обозначены синим пунктиром.
Фото № 14 - Седловина пер. Лушникова (2А, 4685) - место расположения тура на скалах Перекусываем на перевале и начинаем спуск к леднику №32 непосредственно от перевального тура на скалах (Фото № 15).
Фото № 15 - Вид с седловины пер. Лушникова на Юг
Фото № 16 - Путь спуска с пер. Лушникова на Юг
Фото № 17 - Путь спуска с ледника №32 На рассыпающиеся скалы с трудом накинули большую расходную петлю и провесили 45м спусковой веревки (скально-осыпной склон крутизной до 80°), которой как раз хватило до выполаживания на склоне. Далее спуск по осыпи пешком. Страховка индивидуальная. Спуск с перевала до пологого ледника занял 50 минут (Фото № 16). Далее закрытый ледник, пологий в верхнем цирке и увеличивающий свою крутизну к низу до 40°. Спуск по леднику с верхнего цирка следует начинать по левому борту, постепенно забирая к центру ледника. Угол спуска достаточно крутой, но все же позволил нам спуститься без провешивания перил. Движение в связках, одновременная и попеременная страховка. Сход с ледника на морену не составил проблем (Фото № 17). На ночевку встали в 17.40, чуть ниже концевых морен ледника на берегу небольшого озерца. Здесь много естественных, пологих галечниковых площадок. 5-й день (6.08.2017)
Выход в 11.15. С утра не торопимся, ждем солнышка чтобы просохнуть и прогреться после нескольких ночевок на леднике.
Фото № 18 - Спуск с ледника №32 по сухому руслу к реке Каинды Спуск продолжили по левому борту ущелья, по высохшему руслу, которое представляет из себя неглубокий каньон с конгломератными и скально-осыпными склонами (Фото № 18). Спуск по сухому руслу до долины реки Каинды занял 1 час 45 минут. Прошли ещё метров 400 выше вдоль р. Каинды до первого чистого ручейка и в 13.10 остановились пообедать. Впереди хорошо видны грязные, покрытые мореной лбы ледника Каинды (Фото № 19).
Фото № 19 - Верховья долины р. Каинды – Вдали видно конечные морены ледника Каинды С обеда за 1 переход доходим до ледника в место где река вытекает из-под ледника. Зашли с правого берега. С этого места круто подымаемся на самый верх правобережной морены и продолжаем путь по ней (Фото № 20). Через 1 переход, примерно напротив перевала Фрунзе (3А), упираемся в труднопроходимый прижим правого борта, который вынуждает нас искать другой путь. В результате по моренному мосту переходим на широкую срединную морену ледника (Фото № 21). Под ногами хорошо зачехленный ледник, сильно бугристый характер морены, но идти можно. В 18.00 встаем на ночевку рядом с небольшим ручейком на срединной морене, напротив пер. Адмирала Макарова (3А).
Фото № 20 - Заход на ледник Каинды по морене с правого борта
Фото № 21 - Переход на срединную морену лед. Каинды (в районе пер. Фрунзе (3А)) 6-й день (7.08.2017)
Продолжаем движение придерживаясь центра ледника. Примерно в районе пер. Челнинский вынуждены перебраться на левый борт ущелья и продолжить движение над ледником, траверсом левого борта по конгломератному склону. Впереди (справа по ходу) в лед. Каинды впадает большой открытый ледник (1-й снизу). Не доходя до него спускаемся на тело ледника и переходим на срединную морену (Фото № 22).
Фото № 22 - Панорама лед. Каинды в нижнем течении (зачехленная часть ледника) Весь следующий путь придерживаемся центра ледника, лавируя между ледовыми буграми. Движемся медленно, поскольку характер рельефа ледника не позволяет двигаться быстрее 1,5 км\час. За день делаем 8 переходов. В 19.00 встали на ночевку на зачехленном участке ледника Каинды напротив пер. Дружба (3Б). Погода отличная. 7-й день (8.08.2017)
Выход в 9.00. Продолжая движение по центру ледника, примерно в районе впадения ледника Мощный вновь прижимаемся к левому борту. Ледник здесь открытый и ровнее (Фото № 23). По мере приближения к ледопаду перебираемся на правый борт и не доходя 500 м. до ледопада на морене ставим палатку (Фото № 24). В целом ледник Каинды проходится без напряжения, но приходится много петлять, обходя многочисленные ледовые бугры и канавы. Погода отличная весь день.
Фото № 23 - Панорама лед. Каинды в верхнем течении. Видно пер. Каинды
Фото № 24 - Верховья лед. Каинды – Путь к пер. Каинды 8-й день (9.08.2017) – пер. Каинды
Выход в 8.00. Ледопад обошли по правому борту (Фото № 25). С места ночевки за четыре перехода подошли непосредственно под перевальный взлёт. Время 12.30 - пока готовится обед, Алексей и Сергей идут тропить на перевал и провесить имеющиеся две верёвки. Погода пасмурная, но без осадков (Фото № 27). В 15.30 начинаем подъем на перевал по готовым ступеням, проходим 2 провешенных веревки и вешаем ещё две до гребня. Первый работает без рюкзака. Наверх вылезли метрах в 100 южнее южной седловины (Фото № 27). Оттуда по гребню в связках спустились на перевал. На широкой заснеженной седловине (Фото № 28) без особого труда подготовили место под палатку. Время 19.00. Итого: На преодоление западного перевального взлета пер. Каинды (2Б, 5000) потрачено 3 часа 30 минут. Провешено 180 метров перил на снежно-ледовом склоне.
Фото № 25 - Путь обхода ледопада к пер. Каинды по правому борту
Фото № 26 - После прохождения ледопада - Выход в цирк лед. Каинды
Фото № 27 - Путь подъема на пер. Каинды с западной стороны
Фото № 28 - Ночёвка на седловине пер. Каинды (2Б, 5000 м.) 9-й день (10.08.2017)
Выход в 10.20. Погода ясная, солнечная, очень красивые виды во все стороны от перевала (Фото № 29). С места ночевки на южной седловине спуск начинаем чуть южнее ледовой мульды со снежного купола. Первая верёвка (45 м.) на снежном якоре до снежно-ледового кулуара. Спуск последнего с нижней страховкой. Далее 6 верёвок по снежно-ледовому кулуару крутизной 55-60° (Фото № 30) до бергшрунда. Берг проходим по снежному мосту. От берга в связках по снежному склону крутизной до 35° спускаемся на пологую часть ледника и обедаем. Время 12.40. Итого: На спуск с седловины до пологой части ледника затрачено 2 часа. Провешено 300 метров перил (Фото № 31). Спуск по леднику продолжили в 15.00 и за 4 перехода к 19.00 почти дошли до ледника Южный Иныльчек. Поверхность ледника относительно ровная. До Комсомольца ледник закрытый, много трещин, но они или хорошо забиты снегом или неширокие и легко перепрыгиваются (Фото № 32). Снег старый, слежавшийся, его много, но он хорошо держит, нога проваливается не глубоко. Нижние 2 км на леднике Комсомолец идем по срединной морене, на которой и остановились на ночевку, не доходя 2 км до ледника Ю.Иныльчек (Фото № 33).
Фото № 29 - Вид с седловины пер. Каинды (2Б, 5000) на восток
Фото № 30 - Спуск с пер. Каинды на восток по снежно-ледовому кулуару
Фото № 31 - Путь спуска с пер. Каинды по восточному склону
Фото № 32 - Путь спуска с пер. Каинды в сторону лед. Комсомолец
Фото № 33 - Спуск по лед. Комсомолец к лед. Южный Иныльчек 10-й день (11.08.2017)
Выход в 11.00. Погода хорошая. С выходом не торопимся, поскольку планируем за полдня добежать до зеленой поляны (Поляна Мерцбахера), где на завтра запланирована днёвка. Но горы очень быстро скорректировали наши планы. Через час после выхода погода резко ухудшилась, пошел мокрый снег и опустился сильный туман. К этому времени (12.00) мы уже вышли на ледник Южный Иныльчек (Фото № 34). Спуск по левому борту ледника Южный Иныльчек проходил очень медленно. Сложный рельеф и очень плохая видимость вследствие густого тумана сильно замедлили наше передвижение. К нашей радости - впереди замаячили большие желтые палатки промежуточного лагеря турфирмы Ак-Сай Трэвел, расположившегося на левобережной морене лед. Ю.Иныльчек, в двух километрах ниже ледника Комсомолец (Фото № 35). В 13.00 зашли в лагерь. Воспользовавшись гостеприимством начальника лагеря, попили чайку и сделали обед. К 16.00 погода не наладилась, все также был сильный туман и шел мокрый снег. В голове укреплялась разумная мысль - поставить палатку и остаться здесь на ночевку, что мы и сделали не долго раздумывая.
Фото № 34 - Ледник Южный Иныльчек (вид на запад с места впадения лед.Комсомолец)
Фото № 35 – Палаточный лагерь «Комсомолец» на лед. Ю. Иныльчек (Ак-Сай Трэвел) 11-й день (12.08.2017)
Выход в 10.00. Поскольку на зеленую поляну мы уже не успевали, логично было спуститься по левому борту лед. Ю.Иныльчек до ледника Шокальского и там перейти ледник подойдя под перевал Броненосец. Но из разговора с местными шерпами в лагере Комсомолец выяснилось, что в районе лед. Шокальского перейти Южный Иныльчек проблематично из-за огромной ледовой реки, преграждающей дорогу. Послушав совета, выйдя из лагеря сразу начинаем перебираться на правый борт лед.Ю. Иныльчек. Ширина ледника в этом месте – 2км (Фото № 36). Рельеф очень непростой, много глубоких ледовых разломов (Фото № 37). Переход занял 1,5 часа. Погода начинает резко портится, затянуло, туман, ветер, посыпал хороший снег. В 13.00 встали на ночевку на правом берегу лед. Южный Иныльчек по причине резкого ухудшения погоды. Ветер, снег, туман. Погоды нет до позднего вечера.
Фото № 36 - Место перехода лед. Ю Иныльчек с левого борта на правый
Фото № 37 - Среди ледовых разломов ледника Южный Иныльчек 12-й день (13.08.2017) – пер. Броненосец
Выход в 8.00. Погода отличная, солнечная. Ледник за вчерашний день припорошило свежим снегом (Фото № 38). Ледник Южный Иныльчек не имеет ярко выраженного ранклюфта и часто приходится выходить на конгломератный склон чтобы обойти препятствия встречающиеся на пути, к примеру совершенно неожиданный для нас ледопад (Фото № 39, Фото № 40). За три непростых перехода вдоль правого борта ледника Южный Иныльчек подошли под перевальный взлёт Броненосца – большой скальный цирк (Фото № 41). Предполагая непростой затяжной подъем по сухому осыпному склону, запасаемся водой в небольшом озерце у подножия перевала и в 11.00 выходим на перевальный взлет. Путь подъема наглядно показан на Фото № 41.
Фото № 38 - Панорама лед. Ю.Иныльчек (вид на восток с правобережной морены) Подъем по кулуару проходит вначале по крупной и средней малоподвижной осыпи. По мере набора высоты осыпь мельчает, начинает ползти, трудоемкость движения возрастает. Ширина кулуара от 60 м. (внизу) до 15 м на узких участках ближе к вершине. Средняя крутизна склона - 30 градусов. Схода камней со скал, слагающих стены кулуара во время подъема не фиксировалось. Однако склоны выглядят достаточно камнеопасными.
Фото № 39 - Обход ледопада на лед. Ю.Иныльчек по правому борту
Фото № 40 - Панорама лед. Ю.Иныльчек (вид на запад с правого борта)
Фото № 41 - Путь подъема на пер. Броненосец с лед. Ю.Иныльчек Несмотря на хорошую погоду, подъем растянулся на шесть часов. Занудность технически несложного затяжного подъема по уезжающему из-под ног осыпному склону, скрашивали красивые виды на окрестные горы (Фото № 42, Фото № 43).
Фото № 42 - Вид на место слияния лед. С. и Ю. Иныльчек с пути подъема на пер. Броненосец
Фото № 43 - Вид на противоположный борт лед. Ю.Иныльчек с подъема на пер.Броненосец В 17.00 вся группа собралась на седловине перевала Броненосец (высота 4285 м). Погода портится, туман и начинает идти снег, ставим палатку и готовим ужин (Фото № 44).
Фото № 44 - Ночевка на седловине пер. Броненосец - Место расположения тура 13-й день (14.08.2017) – пер. Мирошкина
Выход в 8.40. Сильный туман. Почти на ощупь начинаем траверс гребня до седловины пер. Мирошкина. Траверс проходит по крутой смороженной осыпи и разрушенным скалам. В середине траверса встречается достаточно широкий (20 метров) снежно- ледовый участок. Простой по описаниям предыдущих групп путь, при сильном тумане для нас обернулся нормальной технической работой в связках с попеременной страховкой (Фото № 45). Облегченно вздохнули только когда вышли на гребень пер. Мирошкина (Фото № 46). В 11.30 по простому осыпному склону крутизной до 30 градусов, спустились на ровный ледник под перевальной седловиной пер. Мирошкина (Фото № 47). Траверс седловин Броненосец + Мирошкина (2А, 4292) занял у нас 2 часа чистого ходового времени. Было провешено 80 метров горизонтальных перил, вкручено 6 ледобуров.
Фото № 45 - Скальный участок траверса перевалов Броненосец + Мирошкина (2А)
Фото № 46 - На гребне пер. Мирошкина. За скалой начало спуска (направо по ходу)
Фото № 47 - Путь спуска с пер. Мирошкина на восток
Фото № 48 - Обзор пути спуска с пер. Мирошкина к озеру Мерцбахера После спуска с седловины пер. Мирошкина снимаем кошки и продолжаем спуск к озеру Мерцбахера придерживаясь правого борта ущелья. Сначала по небольшому открытому леднику, затем по осыпному склону вдоль ручья (Фото № 48). Погода стала потихоньку налаживаться, туман рассеялся и тучки начали разбегаться в разные стороны. К 13.00 спустились в долину озера Мерцбахера, погода совсем наладилась, ярко засветило солнышко, но озера практически нет… (Фото № 49). Лишь по небольшим лужицам на дне долины и характеру растительного покрова - можно догадываться, что когда-то здесь плескались воды большого ледникового озера (Фото № 49). Останавливаемся на обед, сушимся и загораем. После обеда в 15.00 продолжили путь по сухому дну оз. Мерцбахера к леднику Северный Иныльчек (Фото № 49). Стараемся придерживаться левого борта ущелья, также слева обошли верхнее озеро Мерцбахера. Воды в верхнем озере есть, но её немного (Фото № 50). На тело ледника Северный Иныльчек зашли с левого борта, плавно набирая высоту по достаточно ровной и пологой боковой, левобережной морене (Фото № 51). Протопав после обеда 3 часа чистого ходового времени, в 18.30 остановились на морене в районе ледника Зарубского для ночевки.
Фото № 49 - Панорама долины нижнего озера Мерцбахера. Воды нет - 14.08.2017 год.
Фото № 50 - Вид на верхнее оз. Мерцбахера с левого борта ущ. С. Иныльчек
Фото № 51 - Путь подъема на лед. Сев.Иныльчек с левого борта 14-й день (15.08.2017)
Выход в 8.15. Подъем по леднику Северный Иныльчек продолжаем левым берегом. К 12.30 за четыре с половиной перехода дошли до ледника Рыжова. Здесь в ранклюфте остановились на обед. Погода благоприятствует нам, и до этого момента мы не встретили сколь либо серьезных препятствий (Фото № 52). Сюрприз ждал нас впереди... Продолжив движение в 15.00, мы очень скоро (сразу за ледником Рыжова) упираемся в непроходимую ледниковую реку. Для её обхода пришлось на 20 минут хода вернуться назад и искать переход на правый борт ледника. Ситуация на правой стороне ледника Северный Иныльчек не лучше, та же ледниковая река, те же разломы (Фото № 53). Выбираем самый оптимальный путь по срединной морене ближе к правому борту и придерживаемся его. На ночевку встали на срединной морене в 17.30 напротив перевала Одесса (3А). Погода пасмурная, туман и немного подсыпает снега. Ближе к ночи разъяснилось, ветер стих.
Фото № 52 - Показательный характер основного рельефа лед. Северный Иныльчек
Фото № 53 - Очередное водное препятствие на леднике Северный Иныльчек 15-й день (16.08.2017)
Вышли в 9.00. Продолжили путь по срединной морене придерживаясь центра ледника. Через несколько километров ледник постепенно сглаживается, идти становится значительно легче. К 13.00 вдали по правому борту, перед ледником Одиннадцати замаячили палатки базового лагеря «Хан-Тенгри Север» турфирмы Тянь-Шань Трэвел (Фото № 54). Подавляем в себе большое желание остановиться для обеда и решаем сначала дойти до лагеря. Переход к лагерю со срединной морены через ледник оказался непрост из-за широкой промоины, пролегающей вдоль ледника сверху вниз (Фото № 55). Когда поравнялись с лагерем, нас заметили и руками показали путь обхода, в 500 метрах выше лагеря. Беспроблемно перейти с морены к лагерю нам помогли несколько деревянных мостиков, заботливо установленных сотрудниками лагеря в нужных местах и прямые подсказки пути с другого берега. (Сами мы бы долго распутывали ледовый лабиринт). В 14.30 поставили палатку на территории базового лагеря. Погода начала портиться, опустился туман, к вечеру пошел снег. Но это уже не пугало. Мы на базе (Фото № 56). Есть крыша над головой, есть еда, гостеприимные товарищи в лагере… Завтра дневка!
Фото № 54 - Вид со срединной морены лед. Сев. Иныльчек на БЛ турфирмы Тянь-Шань Трэвел
Фото № 55 - Ледниковая река на нашем пути к МАЛ «Хан-Тенгри Север»
Фото № 56 - МАЛ «Хан-Тенгри Север» (Базовый лагерь турфирмы Тянь-Шань Трэвел) 16-й день (17.08.2017) – Дневка
Фото № 57 - Днёвка в МАЛ «Хан-Тенгри Север» (на фоне пика Хан-Тенгри)
Фото № 58 - Красивый вид на пик Хан-Тенгри в хорошую погоду с места ночёвки 17-й день (18.08.2017)
Выход в 10.00. Погода с утра практически идеальная - солнечно и безветренно. Непосредственно от лагеря переходим через моренный вал, смещаясь ближе к правому борту ледника Северный Иныльчек и через пару сотен метров переходим на срединную морену ледника Одиннадцати (Фото № 60), по которой и продолжаем подъем. Поверхность морены относительно ровная, идет плавный набор высоты и если не думать о тяжелом рюкзаке, то идти совсем приятно. С места слияния ледника Одиннадцати и Северный Иныльчек, открывается красивая панорама. Вид на пик Пржевальского, пик 100 лет. ВГО, пик Хан-Тенгри. (Фото № 59).
Фото № 59 - Вид на восток с конечной морены лед. Одиннадцати Продолжая движение по срединной морене и через пару километров подходим под склоны пика Одиннадцати. Ледник закрывается, появляются трещины, связываемся. Отсюда справа по ходу хорошо просматривается несложный ледопад на пути к перевалу Одиннадцати. Ледопад проходится по правой стороне в связках и не требует дополнительной страховки. В верхней части ледопада проход сужается – эффект бутылочного горлышка. Со склона пика Одиннадцати нависают мощные глыбы льда, куски которого то и дело попадаются на пути, что свидетельствует об опасности ледового обвала в любое время. Рекомендуется проходить этот участок пути максимально быстро и осмотрительно (Фото № 61).
Фото № 60 - Путь подъема по лед. Одиннадцати
Фото № 61 – Ледопад на пути к пер. Одиннадцати Выше ледопада закрытый ледник, есть трещины. В нашем случае нового снега было немного, старый снег давно слежался и хорошо держал. Даже после обеда, когда снег раскис, нога не проваливалась глубже 10 см. Выше ледопада ледник расширяется и выполаживается, отсюда хорошо просматривается седловина пер. Одиннадцати и предполагаемый путь подъема на перевал. Отошли от ледопада со склонов пика Одиннадцати на безопасное расстояние и в встали на ночевку на ровной площадке по центру ледника (Фото № 62).
Фото № 62 - Ночевка под перевалом Одиннадцати - Путь подъема с Южной стороны 18-й день (19.08.2017) – пер. Одиннадцати
Выход в 9.00. За один переход подходим под перевальный взлет. До бергшрунда снежный склон крутизной 30°. Глубина снега нарастает, приходится тропить. Выше бергшрунда крутой снежно-ледовый склон 150 метров, постепенно выполаживающийся ближе к седловине. Для подъема на перевальный гребень провесили три веревки по 45 метров. (1 веревка – 60°, 2 веревка 50°, 3 веревка 40°). На гребень вылезли чуть выше и восточнее седловины, спустились на перевал в связках (Фото № 63). Время – 12.30. Погода ясная, солнечная. С перевала прекрасный вид на Хан-Тенгри. Делаем обед (Фото № 64).
Фото № 63 - Южный перевальный взлет пер. Одиннадцати (2Б) - путь подъема.
Фото № 64 - На седловине пер. Одиннадцати (2Б, 5035 м.) - На заднем плане пик Хан-Тенгри В 14.30 начали спуск с перевала, проведя предварительную разведку. Решили не рисковать с лавиноопасным траверсом до гребня с пика Одиннадцати, а спускаться по гребню, идущему непосредственно от перевальной седловины. Первые 300 метров спуска – в связках по снежному куполу. Крутизна плавно увеличивается до 45° (Фото № 65), затем начинается скальный гребень, по которому спокойно идется в связках. Наиболее крутые и неприятные участки гребня обходим слева по снегу (Фото № 66).
Фото № 65 - Начало спуска с пер. Одиннадцати на Север (по гребню с перевала). В 16.30 погода резко портится, опускается густой туман, видимость падает до нескольких метров. К 16.45 начинается гроза, слышится гром, пошел снег. Продолжать спуск по такой погоде сложно, поэтому доходим до ближайшей на гребне более-менее пригодной площадки и в 17.00 ставим палатку. Высота ночевки – 4702м (Фото № 67). Штормовой ветер и метель не утихают всю ночь, вплоть до обеда следующего дня.
Фото № 66 - Путь спуска с пер. Одиннадцати на лед. З. Баянкольский (по гребню от седловины)
Фото № 67 - 1-я ночевка на гребне при спуске с пер. Одиннадцати на Север (высота 4702м) 9-й день (20.08.2017)
Выход в 15.00. Продолжавшаяся всю ночь непогода не позволила нам продолжить путь с утра. До обеда продолжал идти снег, дул ветер и была очень плохая видимость. Как только немного распогодилось, быстро запаковались и в 15.00 продолжили путь. Спуск по гребню – скалы, снег, лед. Движение в связках, иногда с попеременной страховкой (Фото № 68). Через час пути, в 16.00 район снова накрывает - снег, туман. Несмотря на плохую видимость продолжаем спуск, стараясь придерживаться наивысшей – срединной части гребня (Фото № 69). За 3 ходовых часа без привалов, успели сбросить 400 м. по высоте и в 18.00 на вершине осыпного бугра на гребне ставим палатку (Фото № 70). Площадка подготовлена, мелкая осыпь. Погода пасмурная, снег, туман. Высота 4330м.
Фото № 68 - Снежно ледовый участок гребня на спуске с пер. Одиннадцати
Фото № 69 - Скальный участок гребня на спуске с пер. Одиннадцати
Фото № 70 - Вторая ночевка на гребне при спуске с пер. Одиннадцати (высота 4330м) 20-й день (21.08.2017)
Выход в 9.00. Ночью природа успокоилась и установилась ясная, безветренная погода, морозно. С утра солнышко, собрались и продолжили спуск. Движение в связках. Ближе к нижней части гребня на крутом снежном участке провесили одну веревку. В 11.50 спустились на ледник Западный Баянкольский, перешли на левую сторону ледника и в сухом, защищенном от ветра моренном кармане организовали обед. ЧХВ 2 часа 30 минут. Высота 3641м. В 14.00 закончили обед и начали подъем к перевалу Семенова. Путь в верховья ледника Западный Баянкольский проходит сначала по левому борту ущелья, чуть выше ранклюфта, вдоль ледника - по широкому моренному гребню, усеянному крупными камнями. Через пару километров удобное место для перехода на тело ледника, и мы продолжаем плавный подъем по пологому леднику придерживаясь правого борта, иногда выходя ближе к середине для обхода трещин и ледовых разломов (Фото № 71).
Фото № 71 - Путь к пер. Семенова по леднику Западный Банякольский В нижней части ледник открытый, но постепенно закрывается, глубина снежного покрова увеличивается, широкие трещины закрываются и становится все сложнее определять их расположение под глубоким слоем снега. В 16.00 опускается густой туман, погода резко портится, снег, ветер. Движение в связках, прощупывая путь. Видимость падает до 50 метров, продолжаем двигаться по GPS навигатору. К 18.00 дошли до перевала Космонавтов. Седловины как таковой нет. Вместо неё ледник, с широкими закрытыми и открытыми трещинами и разломами. Проходим ещё метров 200 в направлении перевала Семенова и на пологом, безопасном месте ледника, чуть выше перевала Космонавтов ставим лагерь (Фото № 72). Высота 4272 м. Погоды нет. Снег прекращается лишь к 20.00.
Фото № 72 - Ночевка под пер. Семенова с восточной стороны - рядом с пер. Космонавтов 21-й день (22.08.2017) – пер. Семенова
Выход в 9.00. Погода отличная, связываемся и за 30 минут по пологому закрытому леднику выходим на широченную, снежную перевальную седловину. Встречаются закрытые трещины, но они хорошо забиты снегом и прошлись нами по мостам. На перевале Семенова не нашли тура, а ширина снежной седловины в 150 метров и вовсе размывает точные координаты перевала (Фото № 73).
Фото № 73 - На седловине пер. Семенова (1Б, 4300) – Левее за спиной хребет Сары-Джаз
Фото № 74 - Путь спуска с пер. Семенова (1Б) на запад к леднику Семенова В 9.50 начали спуск с перевала придерживаясь правого борта, обходя глубокую снежную мульду непосредственно под перевалом со стороны лед. Семенова. Затем, продолжая спуск плавно смещаемся к центру ледника. (Фото № 74). Ледник закрытый, но трещин мало, движение в связках. К 11.00 вышли на центральную ветвь ледника Семенова, где пересеклись с палаточным лагерем турфирмы Казбека Валиева, в котором дружно проводила время большая группа сингапурских студентов (12 чел.). Нас гостеприимно напоили какао, полчаса поболтали и в 11.30 продолжили спуск (Фото № 75) по леднику Семенова придерживаясь середины ледника, обходя глубокие ледовые ямы по правому борту. Погода ясная, солнечная, снега на леднике мало, идется хорошо. В 12.15 остановились на обед напротив перевала Обзорный 1Б (хр. Сарыджаз).
Фото № 75 - Верховья ледника Семенова. На заднем плане виднеется пик Семенова С верхней части до перевала Обзорный ледник Семенова достаточно ровный, закрытый, трещин мало и движение по нему не составляет труда. Ниже разломов становится больше. Появляются обширные промоины и ледниковые ручьи, обход которых начинает напрягать. После обеда под перевалом обзорный в 14.00 решаем сойти с тела ледника на широкий продольный гребень левобережной морены и продолжить путь по нему. Морена пологая и достаточно ровная, идти по ней удобней, чем перелезать через ледовые бугры. Через пару километров ледник плавно начинает поворачивать влево. В этом месте начинаем искать проход на правый борт ледника, пока есть такая возможность, чтобы спуститься с ледника в долину Сары-Джаз по правому борту и избежать брода через реку. В 17.00 спустились с ледника Семенова на пологую равнину р.Сары-Джаз через ранклюфт вдоль правого борта (Фото №76, 77) и через пару переходов в 18.30 остановились на ночевку на удобной травянистой площадке. Погода ясная, достаточно тепло и безветренно.
Фото № 76 - Нижняя часть ледника Семенова - верховья реки Сары-Джаз
Фото № 77 - Путь выхода (спуска) с ледника Семенова и выход в долину реки Сары-Джаз 22-й день (23.08.2017)
Выход в 10.00. Спуск по долине в верховьях реки Сары-Джаз не представляет труда – широкая пойма реки, каменистая у берегов и травянистая на возвышенностях. Тропы нет. Идем придерживаясь правого борта ущелья, придерживаясь выбранного нами направления до места впадения правого притока Сары-Джаза – реки Ашутор. Брод через реку Ашутор, на который мы настроились оказался несложным – воды немного. Перед чабанским стойбищем Ашутор разливается на множество мелких ручейков, глубина каждого из которых не превышает 10 см. Перепрыгали по камешкам не замочив ножек. Чабана дома не оказалось (Фото № 78). Прямо от стойбища вниз вдоль ущелья уходит довольно сносная проселочная дорога. Расположились напротив дома в ожидании транспорта. Варим обед. Тепло, солнечно. В 12.45 погода резко портится, поднимается ветер, небо закрывает и начинает идти снег. На наше счастье в этот момент подъехала наш замечательный водитель Денис и спас нас. Быстро загрузились в машину и счастливые, что все так удачно сложилось поехали вниз.
Фото № 78 - Чабанский домик и начало дороги чуть ниже слияния рек Сары-Джаз и Ашутор Выезд из района (23.08.2017) Дорога из Сары-Джаза в Каракол заняла у нас 8 часов Выехав в 13.00, в Каракол мы добрались только к девяти часам вечера, уже начинало темнеть. По дороге проезжаем погранзаставу Эчкили-Таш и чуть ниже относящейся к ней-же выносной пограничный пропускной пункт. В обеих местах нас попросили предъявить пропуска в погранзону и паспорта. Выехали из района через уже знакомый нам высокогорный перевал Чон-Ашуу (3822 м.) (Фото № 79). В Караколе решили не задерживаться. Ужинаем в кафе, перегружаемся в легковую машину и уезжаем на северный берег озера Иссык-Куль, где в районе села Корумду в известном месте на берегу озера решили поставить палатку и покупаться, позагорать пару дней. В 62 км от г. Каракол по северному берегу, в районе села Чон-Орукту есть замечательное место – горячий источник «Ыссык-Суу» из скважины № 1697, куда мы с превеликим удовольствием заехали на часок принять горячую термальную ванну. Оплата за вход стоит 200 сомов с человека. Температура воды 48° градусов. Всем рекомендуем. Опытным путем нами было установлено исключительно благоприятное влияние этой воды на состояние организма. Палатку на берегу Иссык-Куля (Фото № 80) ставили уже в полночь, кое-кто даже искупался несмотря на прохладную погоду (весь день был дождь). Через двое суток отдыха на самом большом и теплом в мире высокогорном озере (Фото № 81), добрались до Бишкека и уже оттуда разлетелись по домам. Поскольку запасные дни в походе остались не использованными, некоторым участникам пришлось поменять билеты, чтобы не ждать лишних четыре дня в Бишкеке. Все соскучились по дому…
Фото № 79 - Трансфер из долины р. Сары-Джаз в г. Каракол, через пер. Чон-Ашуу (3822м)
Фото № 80 - Лагерь на берегу оз Иссык-Куль (р-он села Корумду)
Фото № 81 - озеро Иссык-Куль. Вид с берега возле нашего лагеря Финансовые расходы
Перечень перевалов, отражённых в фотоматериалах 1. Лушникова (2А, 4685) – 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 2. Каинды (2Б, 5000) – 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 3. Броненосец + Мирошкина (2А, 4292) – 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 4. Одиннадцати (2Б, 5035) – 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 5. Семенова (1Б, 4300) – 71, 72, 73, 74, 75 6. Майрониса (3А, 4600) – 5, 6 7. Пролетарский турист (3А, 5000) – 29 8. Плато Шмидта (3Б, 5300) – 29 9. Дикий (3А, 5500) – 29 10.Че-Гевары (3А, 5000) – 32 11.Фиделя Кастро (3Б, 5260) – 32. Записки, снятые с пройденных перевалов
Фото № 82 - Записка с пер. Лушникова (2016г. Кривоногов В.Г.)
Фото № 83 - Записка с пер. Броненосец (2011г. Никонорова А.Г..) Выводы и рекомендации
Были конечно на маршруте и ветра и снегопады, но в целом - ясных дней было больше, снега мало, а снежный покров на ледниках под перевалами был хоть и глубоким, но «старым» и хорошо слежавшимся, что позволяло передвигаться, не проваливаясь глубоко в снег. Запасные дни остались невостребованными.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||