Автор: Илья Овчинников , г. Пущено

Отчет о прохождении горного маршрута 2 с эл.3 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Терскей-Алатоо) совершенном группой в период с 26 апреля по 2 июля 2017 г.

Справочные сведения (паспорт спортивного маршрута)

Проводящая организация: Турклуб «Азимут» (г. Пущино)

Место проведения: (административно) Кыргызская Республика

(физико-географически) Центральный Тянь-Шань, Терскей-Алатоо

Общие справочные сведения о маршруте

вид туризма

91,4

11(11)

16-26.07.2016

Нитка маршрута заявленная: (на карте — https://goo.gl/757QpV ) кур. Алтын-Арасан — дол. Кельдике — пер. Алакёль C. (1А, 3750) — оз. Ала-Кёль — пер. Такыртор (1Б,4000) — р. Такыртор — р. Чон-Узень — р. Таштектор — пер. Широкий (2А, 4400) — р. Моло— пер. Тургень Вост. (1Б, 4450, п/п?) — пер. Дангибайтор (1Б*, 4060) — пер. Комкора Думенко (2А, 4200) — р. Аксу — пос. Теплоключенка

Нитка маршрута пройденнная (на карте — https://goo.gl/2F5L1p ) кур. Алтын-Арасан — дол. Кельдике — пер. Алакёль C. (1А, 3750) — оз. Ала-Кёль — пер. Такыртор (1Б, 4000) — р. Такыртор — р. Чон-Узень — кур. Алтын-Арасан — р. Таштектор — пер. Широкий(2А, 4400) — р. Моло — пер. Тургень Вост. (1Б, 4450, п/п) — пер. Джангибайтор Зап. (1Б, 41100) — р.Тургень-Аксу — база Коккия

Заявочные материалы рассмотрены МКК ФСТ Московской обл. (150-00-455530020) в составе:

Определяющие препятствия:

Вид препятствия

Категория трудности

Наименование

Характеристика препятствия

Алакёль Северный

Высота 3750. Подъем осыпной (тропа). Спуск по живой осыпи.

Такыртор

Высота 4022. Подъем: открытый, закрытый ледник, 50 м льда с тонким слоем снега

Спуск по осыпи разных размеров, небольшой снежник.

Широкий

Высота 4400. Подъем: открытый, закрытый ледник, 300 м снежно-ледовый склон 25°, 50 м открытый лед, снежно-ледовый гребень 15-20°. Спуск: пологий закрытый, открытый ледник, моренные валы с осыпями.

Тургень Восточный

Первопрохождение. Высота 4463 м. Подъем: открытый,

закрытый ледник (макс. 25°). Спуск: мульда (20 м снега 35°) — 1 веревка, закрытый, открытый ледник с трещинами.

Джангибайто р Западный

Высота 4110 м. Подъем: пологий ледник, живая осыпь, крупноблочная осыпь и простые скалы. Спуск: 1 веревка по разрушающимся скалам 50-60°, снежник на крупной осыпи (30°, через 100 м - 20°), закрытый, открытый ледник.

Состав группы

Чернышов Данила Сергеевич

2002

участник

Участники Хачко Денис и Хачко Софья по семейным обстоятельствам сошли с маршрута после первого кольца.

Общая идея похода

Целями похода были:

• в очень сжатые сроки постараться пройти маршрут третьей или (при неидеальных условиях) с элементами третьей категории сложности
  • участникам познакомиться с новым для них горным районом
  • совершить первопрохождение перевала Тургень Восточный и пройти редко посещаемые перевалы Джангибайтор и Комкора Думенко
  • Илье и Инге акклиматизироваться перед “пятеркой”
  • принять участие в чемпионате ЦФО по спортивному туризму.

Транспорт, административные процедуры

В Бишкек большая часть группы летела самолетом авиакомпании “Уральские авиалинии”, билеты стоили от 14500 руб. (туда и обратно) при покупке заранее, с возможностью возврата и обмена. По письму от клуба авиакомпания предоставила нам скидку 50 на провоз сверхнормативного багажа, т.е. получилось на каждого участника 23 кг багажа и 5 кг ручной клади без дополнительной оплаты и дополнительные 23 кг за 12.5 евро. Дополнительный багаж понадобился, поскольку часть участников шли сразу в два похода, кроме того это позволило отказаться от дозакупки продуктов в Бишкеке и сэкономить время на их упаковку. Некоторые участники летели авиакомпанией Эйр Манас — их билеты были дешевле (12500 туда и обратно), но невозвратные и с меньшей нормой багажа (20+5) , к тому же рейсы Эйр Манас иногда переносятся из Домодедово в Жуковский, о чем становится известно за 2-3 дня до вылета.

Трансфер из аэропорта до начала маршрута нам организовывал Юра Траченко (его действующие контакты на сайте http://kyrgyzadvent.com/ ). Через него же заказывали газ (при заказе и предоплате весной он стоил на 40 дешевле, чем указано на сайте). Микроавтобус

Мерседес Спринтер из аэропорта до Каракола стоил $150, вахтовка ГАЗ-66 их Каракола до

Альтын-Арашана $120, выезд на “спринтере” из Коккии до Каракола 4000 руб. Всеми услугами

Юры мы остались довольны, рекомендуем!

Въезд в Кыргызстан гражданам России возможен как по загранпаспорту, так и по внутреннему паспорту (в этом случае для подтверждения даты въезда необходимо сохранять посадочный талон). С 2016 года при пребывании в Кыргызской республике свыше 30 суток необходимо оформить регистрацию. В нашем случае это коснулось тех, кто шел в два похода подряд. Оформили тоже с помощью Юры за 500 сом

Денежная единица в Кыргызстане — сом. Летом 2017 г. курс был 1 сом = 0.9 рублей. Обмен в городах сложности не вызывает, можно также снять сомы с карточки в банкомате.

Обеспечение безопасности

Все участники были застрахованы в компании Тинькофф Страхование на сумму $50000. на медицинские и медико-транспортные расходы в путешествии + $50000 страховка от несчастного случая (смерть или инвалидность в результате несчастного случая), с повышающим

коэффициентом “занятия опасными видами спорта”. Сервисная компания — Europ Assistance. Поскольку в Средней Азии в случае нетяжелых травм, не требующих дорогостоящей вертолетной эвакуации, все вопросы намного быстрее решаются при оплате наличными, мы решили немного сэкономить на страховке, предусмотрев франшизу в размере $50 (т.е. первые $50 мы платим сами, а если нужно больше — подключаем страховую компанию).

Для обеспечения эвакуации вертолетом в случае НС мы заранее списались со Службой Спасения в горах Киргизии http://www.rescue.centralasia.kg и отправили им копии страховых полисов, график движения по маршруту и номер спутникового телефона.

Для обеспечения связи в группе был спутниковый телефон Thuraya XT. Нареканий на его работу у нас не было. Использовалась SIM-карта Beeline в режиме роуминга. Для подзарядки аккумулятора телефона использовалась солнечная батарея.

В случае мелких травм, не требующих эвакуации вертолетом, мы взаимодействовали с Юрой Траченко, который оперативно организовал машину и организовал лечение в травмпункте областной больнице г. Каракол. Его помощь существенно сэкономила время и деньги при взаимодействии с киргизской медициной.

Изменения маршрута и их причины

В середине июля этого года в горах Тянь-Шаня выпало много осадков, после чего резко потеплело, что привело к очень высокому уровню воды в реках, в долине Каракола смыло мосты. Поэтому мы решили исключить переправу через Чон-Узень и Ак-Суу, вернуться в Алтын-Арашан по левому берегу, перейти Арашан по мосту и продолжить маршрут по правому берегу. Заброску поэтому оставили в Алтын-Арашане, вместо предполагавшегося ее заноса к слиянию Чон-Узень и

Ак-Суу. Такое изменение сделало наш график акклиматизации более жестким.

От прохождения перевала Комкора Думенко мы отказались из-за травмы участника: при спуске по снежнику он подскользнулся, неудачно оперся рукой о камень и вывихнул безымянный палец руки. В принципе можно было отправить его в больницу с сопровождающим и продолжить маршрут оставшимся составом, но при этом: одна из подгрупп оставалась бы без средств связи на перераспределение снаряжения и продуктов при разделении группы понадобилось время, которого у нас уже не было состав подгруппы, которая хотела идти перевал (самый сложный на маршруте), на взгляд руководителя был для этого слабоват.

График движения

+616

03:44

тропа

утром легкая облачность, вечером пасмурно и дождь

пер. Алакёль Северный (1А) — оз. Ала-Кёль

6.5

+784 -360

04:52

тропа, осыпь, курумник

утром плотная облачность,с 9:30 до 11:00 снег с дождем, с 11:30 легкая облачность

Перевал Такыртор (1 Б), вниз по р. Такыртор до слияния с р. Экичат

7.3

+482 -522

05:34

тропа, морены, открытый ледник, закрытый ледник, осыпь с пологим снежником

ночью плотная облачность, утром легкая облачность, после полудня облачность 60

Спуск по р.Интор, р.Арашан до Алтын-Арашана

13.8

+450

05:40

тропа

утром легкая облачность, днем и вечером дождь зарядами

вверх по р. Таштектор до оз. 3440

5.6

+490

03:23

легкая облачность

пер. Широкий (2 А)

+950 -20

05:15

морена, открытый ледник, закрытый ледник, снежно-ледовый склон 25°, 50 м открытого льда, снежно-ледовый гребень

15-20°

спуск к реке Моло, по р.Моло, вверх под пер. Тургень В. по притоку

р.Моло

7.8

-880

+327

04:34

закрытый ледник, открытый ледник, морена, трава

пер. Тургень Вост. — лед.№443 — озеро под пер. Джангибайтор

9.2

+636 -603

06:04

морена, открытый ледник, закрытый ледник (максимальный угол 25 °), спуск по снегу 35 °

утром плотная облачность, днем средняя облачность

лед.№442 — пер. Зап. Джангибайтор (1 Б, 4120)

4.2

+260 -500

04:32

открытый ледник, закрытый ледник, осыпь и несложные скалы, дюльфер по скалам 50-60°, снежник 30 ° на крупной осыпи, морена

р.Джангибайтор —р.Тургеньаксу — база Коккия

12.2

-900

03:35

тропа, брод

легкая облачность, днем плотная облачность и ливень

всего:

91.4

+4995 -4785

52:05

*ЧХВ указано по GPS-треку, т.е. это время, когда был в движении рюкзак руководителя. Реальное ЧХВ группы несколько больше, но насколько — неизвестно. Километраж по GPS-треку.

Техническое описание маршрута

16 июля. Подход под пер. Алакёль Северный

Подъем: дежурные 4:30 , общий 5:30. Погода: легкая облачность, солнечно. Распределили снаряжение и еду, заброску оставили в Алтын-Арашане.

Вышли в 8:14 и перешли на левый берег Арашана по мосту. Тропа каменистая, сырая, местами слегка заболоченная. В 8:33 остановились на подгонку снаряжения, пройдя 1,1 км.

Хорошо набитая тропа к перевалу Алакёль идёт по правому берегу Кельдыке. Перейти через Кельдыке можно либо по мостику возле коша, либо по бревнам выше. До переправы есть более-менее чёткое ответвление вверх по левому берегу — это неправильный путь, куда мы сначала и пошли.

Второй привал в 9:05 , прошли еще 1,5 км, за две ходки набрали 100 м. Далее вдоль р. Кельдыке. Пошли по левому берегу, тропа сначала хорошая, а потом резкий подъем,

упирающийся в кусты арчи. В 10:00 вернулись на место предыдущего привала и перешли реку по упавшей сосне. К 11:34 за три ходки набрали 310 м (2930 м), тропа по правому берегу р. Кельдыке каменистая, местами сырая. В 12:30 – 3040 м, сюда тропа вдоль реки по курумнику. Перешли речку по камням, местами можно перепрыгнуть.

В 13:00 ставим лагерь на левом берегу реки (3116 м). У некоторых участников горняшка. После обеда несколько часов поспали и часть участников без рюкзаков прогулялась, набрали 250 м. Вечером дождь.

17 июля. Перевал Алакёль Северный (1 А, 3900)

Подъем: дежурные 4:40 , общий 5:15. У Гриши бессонница, у Инги слабость и головная боль, у Дани Ч. в покое пульс 120. Еще у нескольких участников легкая горняшка.

Вышли в 7:20. Недалеко от места стоянки стоит пара юрт, в которых организовано кафе для проходящих туристов (ценами мы не поинтересовались) есть места для палаток и стол с навесом, а также желтая плоскодонка (как выяснилось позже, местные носят их через перевал на оз.Алакёль, чтобы катать туристов). Плотная облачность. В 9:30 (за четыре ходки) – 3596 м, пошел снег с дождем. Тропа сюда каменистая, местами глинистая. На 3400 м тропа отходит от реки, последний ручей на 3600 м, дальше воды нет. Подошли под перевал в 10:40. «Чертова прорва народу спускается с перевала и свистит» (с) Денис.

В 11:40 поднялись на перевал Алакёль Северный (3900 м). Подъем – тропа почти без осыпи. На перевале много людей. Погода улучшилась, легкая облачность. Спуск с перевала – осыпь, лифт. Идем плотной группой. Далее вокруг озера по курумнику и траве.

В 14:30 поставили лагерь на берегу о. Алакёль на правом берегу реки, стекающей с ледника Такыр-Тор. Высота 3540 м. Неакклиматизированных участников горняшит. Рядом с лагерем бегают суслики.

Подъем на перевал

Группа на перевале Алакёль Северный

Вид с перевала Алакёль С. на запад

Вид с перевала Алакель С. на юго-восток

Спуск с перевала

Вид с места ночевки 17.07 на озеро Алакёль

18 июля. Перевал Такыр-Тор (1 Б, 4022)

Подъем: дежурные 4:30 , общий 5:30. Ночью ливень и плотная облачность, поэтому не стали делать ранний подъем.

К рассвету распогодилось, легкая облачность. Вышли в 7:25. До 3590 м – трава с глиной, местами заболочено. Идем по правому берегу реки. В 8:15 под ледником. Сюда тропа по мелким камням, местами курумник. Под ледником у озера есть места для стоянки. Надеваем кошки. Перед закрытым ледником связываемся.

12:30 – перевал Такыр-Тор (4022 м). Подъем: 50 м перевального взлета – лед с тонким слоем снега, без кошек нужно вешать перила. С перевала сняли записку «ЯЕНОТ». Неизвестно, когда и каким составом они здесь были. Облачность 60 . В 14:15 на 3855 м. Спуск с перевала по осыпи разных размеров, местами глина (ногами долбятся ступеньки). После осыпи снежник 10-15 °, спускаемся глиссером. В 14:50 обед (3750 м).

Спуск по моренным валам, местами крупные камни. От места обеда некоторое время по курумнику, потом трава, много мест для палаток. В 18:15 поставили палатки у слияния рек Такыр-Тор и Экичат (3500 м). Экичат перешли по камням немного выше слияния с Такыр-Тор (над водопадом). В 100 м ниже стоянки – горячие источники на р. Такыр-Тор. Один бассейн человека на 4, искупались перед ужином. Возле источников есть площадка под палатку-трешку.

Подход под перевал

Подъем на перевал Такыртор

Группа на перевале Такыртор

Спуск с перевала

Дикий горячий источник в долине Такыртора

(N 42 °17.114' E 078°36.908 ' источник на правом берегу реки, на картах река показана неточно).

19 июля. Спуск за заброской

Подъем: 5:30 дежурные, 6:30 общий. Предстоит спуск к Алтын-Арашану за заброской.

Вышли в 9:00. Безоблачно. До 3250 м – каменистая тропа среди травы, далее до 2900 м – среди арчи. Потом тропа выходит на поляну к реке, здесь много мест для стоянки. В 12:00 выходим к слиянию Интора и Ташкетора (2730 м). Сюда каменистая тропа сперва по пастбищам, затем по ельнику. Через 2,4 км ниже мост (большое бревно) через Арашан. Все притоки Арашана переходятся либо по камням, либо по бревнам. Возле устья Кельдыке кош, через Кельдыке мост из бревен. В 15:30 в Алтын-Арашане. Встаем в Алтын-Арашане. Соня с Денисом по семейным обстоятельствам сходят с маршрута и уезжают вниз на попутной машине. Поели плов и искупались в горячих источниках.

20 июля. Вверх по рекам Арашан, Ташкетор

Подъем: дежурные 5:00 , общий 6:00. Солнце появилось из-за холма в 7:20. Распределили забросочную еду и перераспределили снаряжение. У всех перевес.

Вышли в 8:40. Идем по правому берегу р. Арашан. Легкая облачность. Тропа местами грязная и заболоченная. В 12:30 остановились на обед 1,3 км выше слияния Ташкетора и Интора. Тропа каменистая. Идет дождь. С обеда вышли в 14:40. В 15:50 пошел дождь, часть группы под тентом, несколько человек пошли искать место для стоянки. 16:50 – разбили лагерь на 2950 м. Дождь зарядами.

21 июля. Подход под пер. Широкий

Подъем: 4:45 дежурные, 5:45 общий. Погода отличная, безоблачно.

Вышли в 7:45. Тропа по правому берегу реки. Сначала по пастбищам, когда начинается арча, то каменистая, местами по камням в реке. Около 3050 м – развилка, там налево вверх. До 3188 м крутая каменистая тропа через кусты, потом выполаживание, вышли сюда в 9:15. Видели удода. Инга плохо себя чувствует, головная боль и пятна в глазах. Далее травянистые склоны, местами арча, местами заболочено. В 10:10 привал, Инге все еще плохо, голова болит. В 11:07 остановились на привал возле водопада, чтобы Инга отдохнула. Сюда тропа по краю болота. В 13:10 вышли. В 15:05 на правом берегу озера в начале моренных валов разбили лагерь. После обеда Даня и Гриша прогулялись на валы.

22 июля. Перевал Широкий (2 А, 4400)

Подъем: 3:30 дежурные, 4:30 общий. Сегодня подъем на п. Широкий.

Вышли в 6:45. Идем по правому берегу стекающих с ледника ручьев, курумник разных размеров. В 7:45 подошли под ледник (3620 м). Надели кошки. До 4000 м – открытый ледник, трещины перпендикулярно направлению движения. После – закрытый, идем в связках (11:30).

С 4100 м подъем на гребень по снежно-ледовому склону крутизной 25 °. Пересекаем небольшие трещины. Верхние 50 м – открытый лед, сделали две промежутки на ледобурах. Скопились на скально-осыпном пятачке. Дальше идем по снежно-ледовому гребню крутизной 15-20°. Набрав 100 м, выходим на широкую седловину перевала, фотографируемся и спускаемся в уютную мульду. В 15:15 разбиваем здесь лагерь (4380 м).

Подход под Широкий

Подъем на перевал Широкий

Группа на перевале Широкий

Лагерь в мульде в 100 м к югу от седловины перевала Широкий

Спуск перевала Широкий в долину р.Моло

Подход под Тургень Восточный из долины р. Моло

23 июля. Подход под пер. Тургень Восточный

Подъем: 3:30 дежурные, 5:15 общий.

Вышли в 7:20. За час спустились на 4080 м по пологому закрытому леднику. Трещины и ледопад обходятся слева, что видно было на спутниковом снимке. До 3870 м открытый ледник, трещины перпендикулярно направлению движения. В 9:00 сошли с ледника, далее по моренным валам (местами осыпь). В 10:30 сошли с морены на ледник, спустились по нему к реке Моло. Реку перешли по камням на 3640 м. В 11:30 остановились на обед у слияния рек (3500 м). Сюда тропа по курумнику.

После обеда назначаю Ингу учебным руководителем и заявляю о своем невмешательстве в тактику движения до тех пор, пока ситуация остается безопасной.

В 13:30 идем дальше. С места обеда поднимаемся вверх к леднику Тургень вдоль левого притока р. Моло. Подъем по травяному склону. В 15:15 ставим палатки под начинающимся дождем. Высота 3827 м, на левом берегу стекающего с ледника ручья под моренными валами. Вечером гроза, временами град.

24 июля. Перевал Тургень Восточный (1 Б п/п, 4463)

Подъем: дежурные 3:30 , общий 4:30. Плотная облачность.

Вышли в 6:45. Сначала по морене, затем открытый ледник. В 8:40 остановились на 4150 м перед крутым подъемом, надели системы. На 4200 м связались на открытом леднике 15-20 °, присыпанном свежим снегом. Ледник становится закрытым. Связались. На изгибе много трещин. Выйдя на выполаживание, надели снегоступы. Далее под перевал по пологому закрытому леднику. На более крутых участках ледника видны следы небольших лавин.

В 12:15 на седловине перевала Тургень Восточный. Подъем – закрытый ледник, максимальный угол — 25 °. После седловины спуск в мульду: 20 м снега 35 °. Снежная стена мульды в трещинах. Повесили веревку на проушине. Дальше спуск в связках и в снегоступах по закрытому леднику. Ниже поворота ледника ушли правее, чем нужно, и попали в зону трещин. Дима по плечи провалился в трещину, вылез с помощью Васи. Трещины нужно обходить слева.

Далее — открытый ледник. В 17:30 встали на морене около озера под перевалом Джангибайтор.

Подъем на перевал

Последний отрезок на подъем

Группа на перевале Тургень Восточный

веревка на спуск в мульду с перевала

Исток ледника Тургень, путь спуске с пер.Тургень Восточный

Перевалы Тургень ЮВ, Тургень Ю., БАМ

Идем вниз по леднику Тургень

Спутниковые снимки пер.Тургень В. и Джангибайтор З., наш трек

25 июля. Перевал Западный Джангибайтор (1 Б, 4110)

Подъем: 4:30 дежурные, 5:00 общий. Вышли в 8:00. До 4038 м подъем по открытому леднику, последние 100 м – закрытый. Прошли с зондировкой (две трещины 10 и 15 см). Неясно какая именно седловина нам нужна. Решаем сходить на разведку на самую низкую и оценить возможность спуска с нее. Перевальный взлет: нижняя половина – живая осыпь, верхняя половина – крупноблочная осыпь и простые скалы. В 10:20 на перевале Западный Джангибайтор (4110 м).

Для спуска организуем две станции на выступах: одну из расходного репшнура для перил, вторую — для организации верхней страховки. Дюльфер 50 м по разрушенным скалам, средний уклон 50-60°. Самопроизвольно камни не сыпятся, но спускаться нужно аккуратно. После дюльфера с ледорубом по снежнику на крупной осыпи (30 °, через 100 м — 20 °).

К 11:35 два участника спустились с перевала. При выходе со снега на камни Артем, подскользнувшись, упал, ударился рукой об камень, и вывихнул безымянный палец правой руки. К 13:00 с перевала спустились все. Артема разгрузили (идет он сам, но нужна помощь при надевании и снятии рюкзака). До 3610 м сначала короткий участок в связках по закрытому леднику, затем по открытому к моренным валам. В 16:15 встали около озера на моренном валу под перевалом Комкора Думенко.

Артёму с утра нужно спускаться к дороге и ехать в травмпункт, Вася и Гера хотят его сопровождать, остальные участники хотят идти на перевал Комкора Думенко, руководитель в раздумьях:. Оценив силы остающихся участников, отсутствие запасных дней, неустойчивую погоду, единственность спутникового телефона и отсутствие других средств связи, руководитель принимает решение не разделяться и закончить маршрут всей группой.

Вид на ледники №443 (Тургень), №444 , №445 с ледника №442

Перевалы Западный Джангибайтор и Джангибайтор с ледника №442

Путь подъема на скально-осыпную седловину пер. Джангибайтор Зап. с юга

Спуск с Джангибайтора (1 веревка дюльфера)

Даня Б. спускается, Гриша страхует, Инга контролирует происходящее

Северный склон пер.Джангибайтор Зап.

Вид на перевал Джангибайтор Западный с севера

Выход из северного цирка перевала Дхангибайтор Зап. на травянистый холмы, где мы заночевали

Перевал Комкора Думенко

26 июля. Спуск

Вышли в 8:40. Сперва по правому берегу р.Джангибайтор. Перешли вброд чуть выше коша. Возможно надо было изначально идти по левому берегу. Брод достаточно очевиден: хотя тропа ещё не заканчивается, но она подходит под осыпи, а на другой стороне как раз полностью ровные луга. Глубина по колено. Чуть выше слияния р. Джангибайтор и р.Тургень-Аксу есть два моста через них. Вода в Тургеньаксу высокая и с моста приходится спускаться в воду и, короткий участок идти вброд. Ниже моста идем по лугу, через полкилометра начинается грунтовая дорога. За две ходки доходим до коша. Начинается дождь. За полчаса доходим до речки, переходим ее вброд, и выходим к встречающему нас микроавтобусу. Весь путь спуска занял 5 часов (ЧХВ 3:35).

Мостик через Тургеньаксу

Группа на финише маршрута

26 июля. Медицина в Караколе

Травмпункт в Караколе находится по адресу ул. Иссыккульская 6. Стоимость вправления вывиха второго сустава безымянного пальца такая: рентгеновский снимок — 250 сом,

манипуляции травматолога с пальцем — 600 сом, гипсовая лангета — 140 сом. За рентген платил в кассу больницы, а вот за вправление пальца и лангету сразу в кабинете у врача. Киргизский врач сказал, что лангету можно снять через неделю, а вот его питерский коллега сказал, что надо держать палец неподвижным 3-4 недели. Вся процедура заняла минут 30.

Выводы и рекомендации

Перевал Алакёль Северный соответствует категории 1А и является сейчас наверное самым посещаемым перевалом в районе, особенно в этом сезоне, поскольку проезд в долина Каракол размыло паводком и туристы переключились на заезд в Алтын-Арашан. Тропа с перевала в сторону озера Алакёль уходит направо и если предполагается идти в сторону перевалы Такыртор, то есть смысл спуститься напрямую по осыпному кулуару. Осыпь живая и требует осторожности, но сложность такого пути не превосходит 1А.

Перевал Такыртор — несложная 1Б. Нас пугали глубокой тропежкой, но в августе снега было уже немного. На спуске неприятная осыпь. Идти через перевал в обратном направлении — удовольствие ниже среднего. Очень рекомендуем остановиться невдалеке от диких горячих источников в долине Такыртора и искупаться в них. Спуск до Арашана в день прохождения перевала приемлем только для групп с очень хорошей физподготовкой.

Перевал Широкий — минимальная 2А. Технически перевал несложен, но при его прохождении почти наверняка придется заночевать на леднике. Удобно ночевать прямо на плато в 100 м южнее седловины перевала — там есть защищающая от ветра снежная мульда. На спуске в долину Моло нужно обойти ледопад слева, обойдя нунатак.

Перевал Тургень Восточный — весьма удобный и логичный путь из долины Моло в долину Тургенаксу. Удивительно, что он оставался непройденным. Сложность — хорошая 1Б, нужно много ходить в связках и распутывать участки трещин. Рекомендуем иметь распечатанный спутниковый снимок, сделанный в малоснежных условиях, чтобы не заходить в зоны трещин. На этом перевале нам пригодились снегоступы, при их отсутствии прохождение перевала заняло бы скорее всего два дня. При прохождении перевала осмотрели также соседние. Тургень

Юго-Восточный на вид соответствует 2А, не советуем проходить его с юга на север (придется подниматься по длинной осыпи). Вызывает большое сомнение оценка сложности перевала Тургень Южный как 2А, скорее это 2Б так же его оценила группа А.П.Ульянова при зимнем прохождении. Во всяком случае, я бы не стал выпускать на него “троечные” группы до появления информации о его прохождении.

У перевала Зап. Джангибайтор две седловины: западная осыпно-скальная, удобна для прохождения с юга на север, сложность верхней границе для 1Б восточная (Ц. Джангибайтор по описанию Е.С.Чертопруд) — ледово-осыпная, удобнее для прохождения с севера на юг, ее сложность 2А если лед открыт, при наличии снега будет 1Б.

Отказ от заноса заброски к слиянию Ийри-Тера и Таштектора сделал график акклиматизации слишком жестким для нашей группы. Хотя в итоге все акклиматизировались, но первые два дня части участников дались очень тяжело.

Вызывает сожаление, что некоторые участники проигнорировали половину предпоходных технических тренировок, в результате чего на ключевых участках их страшно было оставлять без контроля. Им рекомендуется повторить маршрут данной категории сложности.

Литература

Зотов А.Ю. Отчет о походе 3 к.с. по хребту Терскей-Алатау с 31 июля по 18 августа 2005 года http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2005az3/

Ульянов А.П. Отчет о прохождении горного маршрута IV к.с. по Терскей Ала-Тоо группой секции горного туризма НГУ с 27.01-15.02.2013. http://www.phys.nsu.ru/ulyanov/tour/report-2013-01.pdf

Чертопруд Е.С.. Описание перевала Джангибайтор Центральный (1 Б*, 4069 м). http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7478

Михисор М.А. Отчет о горном походе III к.с. по Центральному Тянь-Шаню, август 2006 г. http://tlib.ru/doc.aspx?id=28771&page=1

Мартьянов А.К. Отчет спортивном походе 2 с эл. 3 к.с. по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей Алатау), проведенном с 5 по 27 июля 2014 года http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2014am2/