Люди и горы > Люди >

Автор: Юрий Лисовой, Иркутск

Столбы. Петля Теплыха

Не даёт покоя одна история, случившаяся на Столбах в незапамятные времена.

Тусовался я как-то летним днём под 1 Столбом. То да сё, хитрушки лазил, природой наслаждался. И подходит ко мне Володя Тёплых, личность на Столбах совершенно легендарная. Вот был, скажем, Вольфганг Гюлих, он поднял уровень лазания в мире до девятки. А на Столбах был Теплых, он поднимал уровень скалолазов всего Союза на новые высоты. Но была проблема, официальное скалолазание и Володины хитрушки (сейчас это называется болдерингом) практически не пересекались. Ну, опередил человек своё время лет на 20! С кем не бывает!

А мне хитрушки очень нравились, я от них просто фанател.
Подходит, значит, и говорит, пошли, мол, вместе полазим! На носу очки, коленки у треников вытянуты, сразу видно - Человек-легенда!

Такими предложениями не разбрасываются. Когда Тёплых просто подходил к какой-нибудь компании, окучивавшей его очередную проблему, жизнь замирала, редко кто отваживался открыть рот, и все ждали чуда! Чудо происходило легко и непринуждённо, Тёплых удалялся, все некоторое время сидели, открыв рот и осознавая свою ущербность, и снова кидались на хитрушку. При этом споря: «Да он вот так брал зацеп! Да нифига, он просто ногу вот так ставил!»

И вот небожитель спустился с небес и заговорил со мной!

Для начала мы пролезли какую-то новую хитрушку. Видимо, Володя остался доволен. Говорит: «А пошли ребро на 2-ой залезем!»

Пошли. А я ребро никогда не лазил, но отказаться, конечно, никак было нельзя!

Он вперёд, я за ним. Там фишка в том , что идёшь по краю довольно крутой катушки, на приличной высоте, придерживаясь за покатое ребро слева. Если что, то хер его знает.

И вот где-то посредине, чувствую, не так взялся. Перехватиться уже не могу. Ну, я ребро отпустил, и полез по катушке. А Володя, увидев это, похоже, пережил немало негативных эмоций. Дело в том, что такие ходы тщательно готовят, чистят каждый зацеп, проверяют на прочность, и идти другим вариантом довольно опасно. Может какая-нибудь крошечка отломиться и привет!

Ладно, долез до полки. Помолчали. Володя говорит мол, пошли «Петлю» тебе покажу. «Петля Теплыха» на Столбах это вершина, апофеоз, ультра-си и смертельный номер в одном флаконе! Никто не может, а Тёплых как два пальца об асфальт! Верней многие могут, но только со страховкой. Потому что падать чуть-что метров 50.

Ладно, стою я наверху, смотрю. Вид с верху прекрасный, заканчивается чудесный день, далеко внизу, метрах в 250 крыши Нарыма, и верхушки ёлок. Ни ветерка. И уходит из под моих ног крутая плита метров 15 длинной, которая обрывается над этой прекрасной далью.

И вот он спускается до этой грани, встаёт на кончики калош на самом краю, отпускает руки и хлоп-хлоп в ладоши, потом опять хлоп-хлоп. Картина: Скала, небо, далеко-далеко земля и на фоне этого силуэт, который практически парит в воздухе. Там зацепы максимум полсантиметра, если ветерок дунет - привет!

Стою я, созерцаю жуткое и великолепное зрелище, матерюсь потихоньку, пробирает до кишков!

Хоть картину пиши. «Девятый вал», бля!

Поднялся Теплых. Опять помолчали. И больше ничего не помню. Вообще.

Такая вот запоминающаяся история.