Сегодня мы поговорим о том, какие нагрузки возникают в страховочной цепи и какие дополнительные риски появляются при проведении спасательных работ в группе.
Здесь мы подразумеваем, что спасатели используют специальное снаряжение – носилки, блок-ролики, статические веревки и спуск пострадавшего осуществляется с помощью, как минимум, двух веревок – грузовой и страховочной.
Для начала рассмотрим несколько опасных ситуаций, возможных во время спасработ:
Ситуация 1
Отказ (разрыв) грузовой веревки при спуске спасателя с пострадавшим по вертикальному рельефу. Это срыв с фактором рывка около 0.
Расчетная величина нагрузки на груз или станцию при срыве груза с фактором рывка 0 составляет 2 веса груза, но, по результатам тестов, реальная нагрузка составит 2,5 веса груза из-за неидеальных характеристик растяжения веревки. Кроме того, как правило, страховочная нагрузка выдается с некоторой слабиной. Поэтому, при работе со спасательным грузом (200 кг) реальная нагрузка может превысить 5-7 кН.
Данная ситуация в контексте спасательных работ называется «просадка груза».
При этом заметим, что если к моменту просадки груз был спущен на 30 метров от станции, а страховка осуществлялась помощью динамической веревки, то спасатель с пострадавшим пролетят до момента остановки около 5 метров вдоль рельефа из-за растяжения веревки. Такой пролет почти гарантировано приведет к многочисленным ударам спасателя и пострадавшего об рельеф.
Если же страховка осуществляется статической веревкой, то пролет будет существенно меньше – около одного-двух метров. Именно поэтому рекомендуется использование статических веревок, как для грузовой, так и для страховочной веревок. Если спасателям приходится использовать динамическую веревку в паре со статической, динамическая веревка должна быть грузовой — т. е. постоянно нагружена, а страховка осуществляется статической веревкой. Это позволяет снизить дистанцию, на которую, в случае отказа грузовой веревки, опустится (просядет) груз.
Обратной стороной использования статики при ПСР, являются существенно большие нагрузки на спасателя, пострадавшего и станцию при срыве с фактором больше 0. Поэтому отсутствие таких рывков становится еще более критичным.
Ситуация 2
Транспортировка пострадавшего в акье с тремя сопровождающими по уклону 45 градусов. Общая масса груза 360 кг (4 человека по 80 кг + акья и снаряжение).
Статическая нагрузка на страховочную станцию составляет 2,5кН (без учета трения). При отказе грузовой веревки нагрузка может составить 6,25 кН (статическая нагрузка *2,5).
Данная ситуация в контексте спасательных работ называется «просадка груза».
Ситуация 3
В качестве грузовой и страховочной веревки используется статика.
В начале спуска, при переходе спасателя с пострадавшим через край полки происходит отказ грузовой веревки. В этой ситуации возможно падение спасательного груза (200 кг) на глубину до 1 метра. Что при небольшом количестве выданной веревки, может привести к падению с фактором рывка 0.3-0.5. Согласно результатам тестов нагрузка на страховочную систему составит 12-15 кН. Данная ситуация в контексте спасательных работ называется «динамический рывок».
Сможет ли страхующий удержать рывок в 12-15 кН?
Узел УИАА обеспечивает снижение усилия на страхующего примерно в 10-12 раз, правильно заправленная восьмерка или ATC в 8-10 раз, неправильно заправленные (без дополнительного перегиба веревки, когда страховка фактически осуществляется через карабин) – в 2 раза. Таким образом, в руки страхующему придется нагрузка от 1 до 6 Кн.
Удержать одной рукой за веревку среднестатистический человек может 0,24 кН, отдельные, особо выдающиеся люди – до 1 кН. Если сомневаетесь – попробуйте удержать собственный вес, повиснув на одной руке на вертикально висящей веревке 10-ке. Любые более высокие нагрузки на приведут к протравливанию веревки, и опять же падению спасателя с пострадавшим вдоль рельефа на большую глубину.
По результатам тестов, в вышеописанной ситуации при страховке через узел УИАА лишь некоторым людям удавалось удержать груз от падения на землю.
Рассматривая эти и многие другие ситуации, возникающие при проведении спасательных работ в горах, профессиональное сообщество выработало критерии, которым должна удовлетворять страховочная система при работе с тяжелым грузом (спасатель + пострадавший):
Нагрузка на спасателя и пострадавшего и станцию не должна быть более 12 кН
После срыва спасатель с пострадавшим не должны пролететь более 1 метра
Система должны сохранить не менее 80 процентов исходной прочности после отказа грузовой веревки
Система должна сохранить работоспособность после отказа грузовой веревки
Страховка, соответствующая этим требованиям, получила название «компетентная страховка».
Какие технические приемы позволяют построить страховочную систему, удовлетворяющую этим принципам, читайте в следующей статье.