Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. в районе хребта Заилийский Алатау (Северный Тянь-Шань), совершенном с 01.08.2015 по 15.08.2015
Справочные сведения о походе (информационная карта похода) Выпускающая МКК МКК Томской федерации спортивного туризма. Маршрутная книжка № 0-67-15. Проводящая организация Поход организован туристским клубом «Берендеи» Томского государственного университета (ТГУ). Адрес: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина 36, http://berendei.tsu.ru. Место проведения Республика Казахстан, хребет Заилийский Алатау (Северный Тянь-Шань). Общие справочные сведения о маршруте
Подробная нитка маршрута Нитка заявленного маршрута Г. Алма-Ата – ущ. Тургень – ур. Ботан – р. Тургень – р. Кайрак – вдп. Кайракский – р. Тургень – лед. Горного института – пер. Пальгова В. (1Б, 4270, Надежда) – лед. Пальгова – р. и лед. Кокбулак – пер. Кокбулак (1А, 4036) – лед. Корженевского у лед. Горина (выс. 4200) – п. Талгар Гл. (Ю. гр. 2А, 4973, рад.) – Связка преп. 1: пер. Суровый, траверс, пер. Акгюль (2А, 4455, 4470) – лед. Уральцев – лед. Богатырь – пер. Жусанды-Кунгей (2А, 4420) – лед. Жусанды – пер. Сыргымалымуз (1А*, 4150) – лед. Джасык – Связка преп. 2: пер. Конституции, выс. 4496 м, пер. Мирошкина, лед. Жангырык, пер. Вост. Дмитриева (2А, 4250, 4496, 4410, 4290) – лед. Дмитриева – Связка преп. 3: пер. Четырёх, траверс ч-з в. Советских альпинистов З, пер. Туристов (2А, 4140, 4379, 3930) – пер. Туюксу (1Б, 4130) – лед. Туюксу – ур. Чимбулак – ур. Медео. Запасные варианты:
– в. Советских альпинистов З – лед. Каровый – связка преп. 4: пер. Советских строителей, п. Советов, лед. Советов (1Б, 3930, 4317) – р. Чукур – ГЭС–1 – р. Бол. Алма-Атинка – ГЭС–2 – лед. Каровый – радиальный кольцевой выход: пер. Советских строителей (1Б, 3930) – п. Локоматив (2А, 4182, С. гребень). Нитка пройденного маршрута Г. Алма-Ата – ущ. Тургень – ур. Ботан – р. Тургень – р. Кайрак – вдп. Кайракский – р. Тургень – лед. Горного института – пер. Пальгова В. (1Б, 4270, Надежда, Сев. седловина) – лед. Пальгова – р. и лед. Кокбулак – пер. Кокбулак (1А, 4036) – лед. Корженевского у лед. Горина (выс. 4200) – Связка препятствий 0: п. Талгар Ю. (Ю-В. гр. 4950), траверс к п. Талгар Гл., вершинное плато (4960) пика Талгар Гл. (4973), спуск по Ю-В. гр. (совокупно: 2Б-3А, альп.) – Связка преп. 1: пер. Суровый, траверс, пер. Акгюль (2А, 4455, 4470) – лед. Уральцев – лед. Богатырь – пер. Жусанды-Кунгей (2А, 4420) – лед. Жусанды – пер. Попова (1Б, 4250) – лед. Ю. Тогузак – р. Лев. Талгар – пер. Талгарский Б. (н/к, 3163) – ур. Чимбулак – ур. Медео – г. Алма-Ата. Маршрут пройденный отличается от заявленного некоторым изменением пути восхожде- ния на п. Талгар и возврата, заменой части маршрута после пер. Жусанды-Кунгей и лед. Жусанды на сокращённый вариант: пер. Попова (1Б, 4250) – лед. Ю. Тогузак – р. Лев. Талгар – пер. Талгарский Б. (н/к, 3163) – ур. Чимбулак – ур. Медео – г. Алма-Ата. Определяющие препятствия маршрута
* Характеристика препятствий дана по [1], но согласно мнению группы в период прохождения их группой их сложность вполне можно повысить на одну полукатегорию. Северная, неосновная седловина пер. Пальгова В., по сложности схожа с пер. Акгюль (2А). Вытаивание ледника Кокбулак повысило уклон перевального взлёта, ухудшило сцепление обуви с ледником, поэтому нами применялись кошки. Состав группы
Адрес хранения отчета Отчет находится в библиотеке Томской федерации спортивного туризма. Электронная версия отчета на сайте http://berendei.tsu.ruв разделе ОТЧЕТЫ. Причины изменения маршрута Маршрут пройденный отличается от заявленного некоторым изменением пути восхождения на п. Талгар и возврата, заменой части маршрута после пер. Жусанды-Кунгей и лед. Жусанды на сокращённый вариант: пер. Попова (1Б, 4250) – лед. Ю. Тогузак – р. Лев. Талгар – пер. Талгарский Б. (н/к, 3163) – ур. Чимбулак – ур. Медео – г. Алма-Ата. Изменением пути восхождения на п. Талгар и возврата связано: с аномальной снежно- ледовой обстановкой на период похода (тёплая погода, вытаивание или обводнение снежного покрова) с сомнительным, на наш взгляд, категорированием этих путей в описаниях, которыми мы пользовались при подготовке похода. Сокращение второй половины маршрута связано, главным образом, со следующим. Соответствующее решение было принято во второй половине 12-го дня пути (12.08.2015). Все запасные дни на этот момент были израсходованы из-за вечерних, ночных и утренних снегопадов у п. Талгар и перед пер. Жусанды-Кунгей, а по плану оставалось ещё четыре полных ходовых дня. Из-за риска не успеть вовремя вернуться в Алма-Ату (половина участников должны были уезжать из неё вечером 16.08.2015) нам пришлось упростить маршрут. Решение считаем в целом верным, особенно если учесть, что 14.08.2015 дождь шел с ночи и до ночи. Однако выход интересней было сделать не через пер. Попова, а через пер. Тогузак Ю (2А, 4330), либо даже через пер. Сыргымалымуз (1А*, 4150), лед. Джасык, пер. Конституции (2А, 4250). Обзорная карта региона проведения туристского маршрута. Сравнение высот препятствий и их GPS-координаты На картах 1 и 2 использованы обозначения:
– места начала и окончания маршрута – места обеда и ночёвок – место заброски – камнеопасный участок – перевалы с обедами. Рядом с этими обозначениями указано время нахождения в соответствующем пункте. Путь группы отмечен красным цветом. Увеличенные подробные фрагменты карт и спутниковых снимков приведены в разделе «Картографический материал». График движения планируемый
Итого активными способами передвижения: 120,52 км. (учтён коэффициент 1,2) * Километраж измерен по предполагаемому пути в программе SAS.Планета (это «чистое двумерное» расстояние) и учтён коэффициент: 1,2. График движения реальный (краткий)
Итого активными способами передвижения за 15 дней 129,1128 км * Километраж измерен по исправленному GPS-треку (выкинуты лишние точки шума и пр.) нашей группы в программе SAS.Планета – «двумерное» расстояние с учётом горного коэффициента: 1,2. Итоги, выводы и рекомендации Поставленные цели (тренировка в технике горного туризма, посещение красивых мест естественной среды) достигнуты. Тактика четырёхдневного плавного подъёма по ущ. Тургень на первый перевал оправдала себя, устранив проблему акклиматизации (обычно по ущ. Тургень группы заканчивают поход). Вдп. Кайракский посещён не радиально, как это обычно делается в категорийных горных походах. Через него произведено «сквозное» прохождение, выход на плато урочищ Ойкарагай и Ерментас, в верховье р. Тургень. Путь оптимален: более обзорен, а потеря набранной высоты составила порядка 70 м. (примерно в 2 раза меньше, чем при радиальном посещении водопада). Пройденная Северная седловина пер. Пальгова В. (1Б*, 4270) по категории сложности максимально хорошо согласуется с данными [1] (и данными некоторых изданий классификатора перевалов), а по высоте согласуется идеально с [1], картами генштаба (с точностью измерения навигатором: 4 м). Основная, логичная, часто посещаемая, седловина (судя по чужим отчётам и на наш взгляд со стороны) ниже, примерно на 50 м, и вряд ли при каких-то обстоятельствах может иметь сложность 2А. Считаю, что разумно признать здесь существование этих обоих вариантов перевальных маршрутов. Наш вариант, предположительно, более видовой: удален от основного хребта, седловина менее выражена (менее закрыта). Объективный навигационный контроль прохождения связки препятствий 0 (п. Талгар Ю. (Ю-В. гр. 4950), траверс к п. Талгар Гл., вершинное плато (4960) пика Талгар Гл. (4973), спуск по Ю-В. гр.) позволит скорректировать представление о категории сложности пройденных участков маршрута. Применение средств спутниковой навигации позволяет более уверенно ориентироваться в условиях плохой видимости. Однако, как оказалось, в районе траверса п. Талгар Ю. – п. Талгар Гл. расхождение привязки спутниковых снимков [4] и [5] достигает 120 м. Наш трек показал, что истина посередине: трек прошёл между линий хребтов на этих снимках на удалении 80 м и 60 м, соответственно. Подобные неточности редки, но, всё равно, надо быть бдительным... Группа физически и технически подготовлена хорошо. Сокращение маршрута объясняется погодными условиями (потеряны два дня). Считаю, что пройденный маршрут соответствует горному походу третьей категории сложности. Список использованной литературы
Приложение. Фотографии подтверждающего и поясняющего характера. На фотографиях красными линиями показан путь группы, зелёными – альтернативный вариант. Первое число в номере фотографии – номер дня похода. День первый: 01.08.2015
Фото 1.1–1.4. Начало пути в ур. Ботан, вдп. Кайракский и перекресток дорог у высохших болот правого берега р. Кайрак, ночёвка у ур. Ойкарагай День второй: 02.08.2015
Фото 2.1–2.5. Прохождение ур. Ойкарагай
Фото 2.6–2.7. Северо-западным краем ур. Ермектас, траверсом к р. Тургень, место второй ночёвки и начало пути третьего дня День четвёртый: 04.08.2015 (пер. Пальгова В.)
Фото 4.1–4.4. Подъём на пер. Пальгова В. (1Б* (2А), 4270, Сев. седловина) с лед. Горного института
Фото 4.5–4.6. На пер. Пальгова В. (1Б* (2А), 4270, Сев. седловина), вид в сторону лед. Пальгова
Фото 4.7–4.9. Спуск с пер. Пальгова В. (1Б* (2А), 4270, Сев. седловина) на лед. Пальгова. Красным показан путь группы, зелёным – альтернативный вариант прохождения уступа в 5 м День пятый: 05.08.2015 (пер. Кокбулак)
Фото 5.1–5.2. Подъём на пер. Кокбулак (1А, 4036) с лед. Кокбулак
Фото 5.3. Трещиты перед самым выходом на пер. Кокбулак
Фото 5.4–5.5. На пер. Кокбулак (1А, 4036). Вид в сторону лед. Корженевского, перевальные записки (одна наша)
Фото 5.6–5.7. Спыск с пер. Кокбулак (1А, 4036) в сторону лед. Корженевского. Две стрелки на леднике – часть пути следующего дня День шестой–девятый: 06–09.08.2015 (лед. Корженевского, лед. Горина, п. Талгар Ю., траверс, вершинное плато п. Талгар Гл.)
Фото 6.1. Место ночевки на лед. Корженевского у лед. Горина (выс. 4200)
Фото 6.2–6.3. Вид с плоской нижней части лед. Горина на предстоящий путь (связка препятствий 0): п. Талгар Ю. (4950), п. Талгар Ю. (Ю-В. гр. 4950), траверс к п. Талгар Гл., вершинное плато (4960) п. Талгар Гл. (4973), спуск по Ю-В. гр. (совокупно: 2Б-3А, альп.)
Фото 8.1–8.2. Подъём на п. Талгар Ю. (4950) по Ю-В. гр. и спуск с Ю-В. гребня пика Талгар Ромбами помечено расположение станций. Треугольником отмечено место восьмой ночёвки (вынужденной в бергшрунде)
Фото 8.3–8.5. Группа на п. Талгар Ю. (4950)
Фото 8.6–8.8. Траверс с п. Талгар Ю. к вершинному плато (4960) п. Талгар Гл. (4973) и выход в тумане к следам, ведущим к п. Талгар Гл. по маршруту «3А» (Здесь на невыраженном рельефе и далее в тумане уверенности придавал GPS-ГЛОНАС- навигатор)
Фото 8.9. Короткое окно видимости с сильным ветром дано нам для сверки диспозиции перед спуском с Ю-В. гребня пика Талгар Гл. (по «3А» – маршруту)
Фото 9.1–9.2. Бергшрунд – место вынужденной восьмой ночёвки («приют четырёх») и начало спуска на утро (Для ночлега использовалась перильная страховка на двух станциях, один коврик, спальник, плащ-палатка, кусок полиэтилена. Сон попарно-переменный с периодом 15 минут, примерно. Абсолютно никакого вреда здоровью не замечено, кроме недосыпа) День десятый: 10.08.2015 (Связка преп. 1: пер. Суровый, траверс, пер. Акгюль (2А, 4455, 4470))
Фото 10.1–10.2. Запланированная встреча с группой из Новосибирска на пути к пер. Суровый
Фото 10.3–10.4. На пер. Суровый, перевальные записки (одна наша)
Фото 10.5–10.6. Траверс: пер. Суровый – пер. Акгюль (2А, 4455, 4470). Подъём на первую вершину (с «добрым жандармом»)
Фото 10.7–10.8. Панорама траверса: пер. Суровый – пер. Акгюль и его осыпная часть
Фото 10.9–10.10. Подъём к вершине Узловая и записка на ней
Фото 10.11–10.13. На пер. Акгюль (2А, 4470). Вид в сторону лед. Уральцев и перевальные записки (одна наша)
Фото 10.14–10.15. Спуск с пер. Акгюль (2А, 4470) в сторону лед. Уральцев. День одиннадцатый: 11.08.2015 (подход к пер. Жусанды-Кунгей)
Фото 11.1–11.2. Ночная и утренняя непогода на правой ветви лед. Богатырь День двенадцатый: 12.08.2015 (пер. Жусанды-Кунгей (2А, 4420))
Фото 12.1. Подъём на пер. Жусанды-Кунгей (2А, 4420) с правой ветви лед. Богатырь лед. Богатырь – пер. Жусанды-Кунгей (2А, 4420) – лед. Жусанды – пер. Попова (1Б, 4250) – лед. Ю. Тогузак – р. Лев. Талгар – пер. Талгарский Б. (н/к, 3163) – ур. Чимбулак – ур. Медео – г. Алма-Ата.
Фото 12.2–12.4. На пер. Жусанды-Кунгей (2А, 4420). Вид в сторону лед. Жусанды и лед. Богатырь, перевальные записки (одна наша)
Фото 12.5–12.6. Начало спуска с пер. Жусанды-Кунгей (2А, 4420) в сторону лед. Жусанды и смещение от ледопада влево
Фото 12.7–12.8. Спуск с пер. Жусанды-Кунгей (2А, 4420). В понижении между ледопадом лед. Жусанды и пиком Жусанды-Кунгей
Фото 12.9–12.11. Вид на пер. Жусанды-Кунгей (2А, 4420) и пер. Попова (1Б, 4250) со стороны лед. Жусанды, место 12-й ночёвки День тринадцатый: 13.08.2015 (пер. Попова (1Б, 4250))
Фото 13.1–13.3. На пер. Попова (1Б, 4250): вид на север, в сторону лед. Жусанды и перевальные записки (одна наша)
Фото 13.4–13.5. Спуск с пер. Попова (1Б, 4250) в сторону лед. Ю. Тогузак День пятнадцатый: 15.08.2015 (пер. Талгарский Б. (н/к, 3163))
Фото 15.1–15.2. Пер. Талгарский Мал (н/к) и вид с него на подъём на Талгарский Б. (н/к, 3163)
Фото 15.3–15.4. Вид с отрожка между пер. Талгарский Мал (н/к) и Талгарский Б. (н/к, 3163) вниз и вверх
Фото 15.5. Окончание пешей части похода. Пер. Талгарский Б. (н/к, 3163), вид в сторону р. Лев.Талгар |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||