Горы мира > Сибирь >

Автор: Игорь Егорушкин, Красноярск

Путешествие по заповеднику "Столбы".
Часть 2

• Первая часть
  • К Перьям и Деду

Перья

Идти к "Первому Столбу" через "Перья" и "Дед" длиннее, чем через "Четвертый" и "Третий" почти на полкилометра. Но интереснее. Прежде всего потому, что через "Перья" и "Деда". Это, пожалуй, самые популярнейшие из скал заповедника. Эти скалы - лицо заповедника, его "вывеска", как сейчас некоторые выражаются. Сколько фотографий, рисунков, гравюр сделано с них! В Норильске имеется кафе под названием "Красноярские Столбы" (хотя я был там последний раз в 1982 году и поэтому не знаю, что сейчас с его зданием, есть ли там кафе и называется ли оно по-прежнему или нет). На фронтоне его здания барельеф со скалой "Дед".

От развилки до "Перьев" порядка 600-640 метров, до "Деда" - около километра. "Перья" расположены на вершине хребта. Справа от "Перьев" - не столько высокая, сколько длинная скала "Львиные Ворота", подняться на которую не составит особого труда. Чего не скажешь о "Перьях". С "Львиных Ворот" открывается вид на хребет Каштак, на долину речки Лалетино, на левобережные окраины Красноярска (Академгородок) и Николаевскую Сопку. Можно увидеть и "Предтечу", и "Монаха", и "Столбовскую Видовку".

Свое название "Львиные Ворота" получили из-за огромного камня, застрявшего в расщелине, образующего что-то очень напоминающее ворота. Известна легенда, согласно которой этот камень ждет своего грешника, чтобы свалиться ему на голову. Иногда бывалые столбисты, подшучивая над новичком, приводят его под камень и говорят ему: "Тсс! Тише! А то упадет!" И ведь некоторые верят! Почему в названии скалы есть слово "ворота" - понятно. Но почему - "львиные"? Скорее всего, потому, что если смотреть на скалу с того места, где заканчивается подъем, можно увидеть профиль львиной "морды".

Дед

От "Перьев" до "Деда" триста с небольшим метров по тропе, перебирающейся с одного хребта на другой. "Дед" также как и "Перья" высится на самой вершине хребта. У него, как положено, имеется “голова”, покрытая "фуражкой", и "борода" (иногда эту часть скалы называют "плечом"). Подъем на "бороду" (или "плечо") доступен всем. А вот подъем на самую вершину скалы (на "фуражку") довольно труден. Но даже с "бороды" открывается прекрасный вид: на участок "серпантина" "Лалетинской" дороги, на долину речки Лалетино, на окраины левобережья и даже если приглядеться, то на горы над Дивногорском. Высота до подножия хребта составляет больше сотни метров, поэтому будьте осторожны и следите за детьми (если вы, конечно, их взяли с собой). От скалы вправо отходит тропа, ведущая к "Лалетинской" дороге.

Идем к Первому, от него к перевалу
    Между "Дедом" и "Первым Столбом" имеется пара скал, называемые "Бабка" и "Внучка".

За "Внучкой" начинается спуск. Больше уже подниматься не будем. Будем только спускаться.

Между деревьями справа начинает темнеть силуэт большой скалы. Это - "Первый Столб". Его высота от подножия до вершины 85 метров. Это не самая высокая из скал заповедника (например, высота “Второго Столба” 90 метров, есть скалы еще выше), но, несомненно, одна из самых великолепных. На скалу ведет множество ходов разной степени сложности. Я не скалолаз, поэтому ходов не знаю и описать не смогу ни одного из них.

Первый Столб

Постепенно спускаясь, обходим скалу почти всю. Слева подходят несколько троп: к "Третьему Столбу", ко "Второму", к кордону "Нарым". Внизу, у самого подножия "Первого Столба", как бы разбросано несколько камней. Самый примечательный из них - "Слоник", высотой всего метра четыре. По его крутым бокам взбираются все, кому не лень, чтобы потренироваться. Вниз спускаются, как правило, на "пятой точке". Сколько, интересно, протерто штанов на этом камушке?

От "Слоника" до Перевала шестьдесят метров по вертикали и триста метров по тропе, называемой "тропой энтузиастов". Спуск крутой. Зимой по нему спускаются, кто на чем может. Летом главным образом на ногах.

Вот и Перевал. Его высота над уровнем моря 570 метров. Здесь сходятся наша тропа и "Лалетинская" дорога. Здесь можно немного отдохнуть. Работает киоск, где можно перекусить, выпить горячего бульона, купить мини-лыжи (зимой) и тут же скатиться на них вниз. Стоят баки для мусора. Цивилизация, однако!

Вниз, к турбазе!

Дерево «У» около Старого клуба

Позади восемь километров пути, впереди осталось чуть более шести.

Теперь нам предстоит передвигаться по дороге, по которой иногда ездят автомобили. Редко, но все же ездят.

Гора, по которой нам предстоит спускаться, справедливо называется "Пыхтун". Правда, пыхтеть нам вряд ли придется: мы ведь спускаемся. Мы уже напыхтелись еще на "Каштаке". Пешие туристы обычно спускаются "старой" тропой, через знаменитый "Хитрый" пень. Название у него такое потому, что, давным-давно кто-то, решив подшутить над всеми, кто идет на "Столбы", написал не нем довольно издевательскую надпись: "Что, тяжел рюкзак?". А так как со стороны города пень стоит в конце весьма крутого подъема (хотя от пня до Перевала тропа еще идет на подъем, но он более пологий, чем до пня), то эта надпись вполне могла вызвать соответствующие эмоции по отношению к нему. Дорога идет несколько левее и положе, преодолевая два крутых витка, за что и прозвана в этом месте "серпантином". Им пользуются не только автомобилисты, но и большинство лыжников зимой. "Серпантин" длиннее тропы примерно на триста метров.

Гора "Пыхтун" делится на два участка: так называемое "Предпыхтунье" и сам "Пыхтун". Для идущих из города "Пыхтун" заканчивается (и, соответственно, начинается для тех, кто возвращается в город) на Перевале. А начинается он для идущих из города (а для нас, стало быть, заканчивается) деревом "У" (на карте его почему-то назвали деревом "Ух") - мертвой лиственницей, пострадавшей много лет назад от грозы и причудливо разветвляющейся в виде буквы "У". От дерева "У" дорога спускается сначала не так круто, но потом крутизна снова увеличивается. Зимой на хороших лыжах "Предпыхтунье" проскакиваешь примерно за минуту (а это не много ни мало почти полкилометра). Поворот, за ним еще один крутой спуск. И вот дорога выходит почти на прямую линию. Через несколько сот метров пересекаем речку, которая называется "Вторая Поперечная" и впадает в речку Лалетину. Здесь имеется навес со скамейками и, извините, туалет.

В четверти километра от Второй Поперечной вправо отходит широкая тропа, которую многие туристы предпочитают дороге. Длина этой тропы до слияния с дорогой чуть более 700 метров.

Метров через шестьсот пересекаем еще одну речку - Первую Поперечную. В конце зимы - начале весны она немного разливается и образует на дороге приличную наледь. За наледью дорога пересекает и саму речку Лалетину. Отсюда начинается асфальтированный участок дороги.

Перед кордоном, за сотню метров до него, мы еще раз пересечем Лалетину. На кордоне имеется киоск, где можно приобрести печенье, напитки и упомянутую карту заповедника "Столбы". Здесь вас могут остановить представители лесной охраны если, например, вы сильно шумите, бренчите на гитаре, слушаете "Авто-радио" или Пугачеву с Шуфутинским, несете лесные ветки или цветы. За некоторые "провинности" с вами могут ограничиться проведением разъяснительной беседы, а за некоторые и оштрафовать. Так что имейте это ввиду! Мне же думается, что эти "провинности" должны быть не допустимы не столько из-за боязни штрафа, сколько из уважения к природе. Может быть я не прав?

В полутораста метрах от ворот кордона проходит граница заповедника "Столбы". Нам осталось пройти почти два километра до шоссе и еще метров триста до остановки автобуса "Турбаза". Уехать в город можно муниципальными или коммерческими автобусами 7-го, 50-го, 50а и 72-го маршрутов. К услугам желающих - остановка электропоезда "Турбаза" (к ней можно пройти, например, спустившись от сворота на АЗС влево между домами). На этом участке (от кордона до шоссе на Дивногорск и Абакан) разрешено движение автомобилей, поэтому будьте осторожны.

Вместо заключения

Итак, закончено описание нашего маршрута. Можно, конечно, пройти его и с другого конца, можно пройти другими тропами к "Перьям", "Деду" и "Первому Столбу", можно даже пройти дальше, по Манской тропе до "Манской Стенки" и тем самым изменить маршрут как угодно. Если мой рассказ хоть чем-нибудь помог вам при подготовке и следовании по описанному маршруту, я буду весьма рад.

Дружите с природой! Пользуйтесь ее богатствами и добротой, и она отплатит вам тем же!

Не вредите ей! Помните, что лес - это наш добрый друг и доктор! Не оставляйте после себя мусор, не засоряйте реки, речки и ручьи, не портите деревья, кустарники и свое настроение! Не разжигайте в заповеднике костров, не рвите грибов, цветов и ягод! Счастливого вам пути и хорошей погоды!

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОСТЕЙ ЗАПОВЕДНИКА

Помните, желанные гости уважают хозяев и их правила:

• Не превращайте Столбы в мусорную свалку.
  • Помни заповедь столбиста: сор в карман - и будет чисто!
  • Не жгите костры: пепелищ и горя хватает в других местах.
  • Не рвите цветы: память о прекрасном надо уносить в сердце, а не в руке.
  • Не выгуливайте домашних животных: это опасно и для них, и для обитателей леса.
  • Не рубите деревья и кустарники: растениям также больно как и вам.
  • Не включайте радиоаппаратуру: лучше послушайте лес!
  • Не ловите животных, не разоряйте гнезда: без них лес будет мертвым.
  • Не собирайте ягоды, грибы, орехи: не хорошо отбирать кусок у зверушек, которые, в отличие от вас, в магазины не ходят.
  • Не портите скалы и впечатления о них:
    ну что за блажь - где ни попало
    свою фамилию писать?
    И тем давать прохожим право
    себя болваном называть!
  • Не устанавливайте палатки: таксы за разрушенный покров слишком велики.
  • Не ходите без троп: их и так хватает, чтобы топтать новые. Уходя, оставь после место таким, каким приятно будет увидеть в следующий раз.
  • Примечание: для тех, кто не согласен с этими правилами, введена система штрафов.