Автор: Татьяна Шальнова. г.Москва

Отчет о горном походе 3 к.сл. по Северной Осетии, совершенном группой туристов из гор. Москвы в период с 8 по 24 августа 2015 года.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

1982

2ГУ,Восточный кавказ

финансист

Запланированный и пройденный план-график маршрута

Нитка маршрута заявленная:

пос.Мизур - р.Баддон – ледн. Цмиаком восточный - пер. Зуб (1Б, 3460) - ледн.Архон западный – пер. Сталь западный (2А, 3570) – р. Льядон – ледн. Нар южный - пер. Сталь южный (2А, 3670) - ледн. Тепли южный – р. Бугультадон – р. Дзамарашдон – пер. Динамо (1Б, 3800) + г. Цариут (4123,2А) – ледн. Динамо - ледн. Мидаграбин- траверс Зейгаланхох(1Б)- вер. Дружба(2А) – Мидаграбинский каньон – р. Мидаграбиндон – пос. Джимара- г. Тбаухох Гл(1Б- 3007) – пос. Дагавс –оз. Пурт

Нитка маршрута пройденная:

пос.Мизур - р.Баддон – ледн. Цмиаком восточный - пер. Зуб (1Б, 3460) - ледн.Архон западный – пер. Сталь западный (2А, 3570) – р. Льядон – ледн. Нар южный - пер. Сталь южный (2А, 3670) - ледн. Тепли южный – р. Бугультадон – р. Дзамарашдон – пер. Мидаграбин (1Б, 3750)– ледн. Динамо - ледн. Мидаграбин– Мидаграбинский каньон – р. Мидаграбиндон – пос. Джимара– пос. Дагавс –оз. Пурт

Вместо пер. Динамо (1Б) – подъем на перевал Мидаграбин (1Б). Подъем на вершину не осуществили ввиду сильного ветра на гребне приблизительно 15 м/с.

Травер пер. Динамо (1Б, 3800) + г. Цариут (4123,2А), вер. Тбаухох не пошли также ввиду отсутствия погодных условий.

Общая часть

Северная Осетия была для меня новым районом, в прошлом году мы ходили с другой стороны хребта в Грузии.

В этом году я попыталась построить маршрут, начинающийся с перевальной части и заканчивающийся серией восхождений.

Район давно и хорошо освоен туристами и альпинистами, в ряде ущелий были и до сих пор сохранились альплагеря, регулярно организуются сборы. Особенно популярны восхождения на одну из главных вершин Кавказа – Казбек, 5033 м. Рельеф и сложное расположение хребтов в Осетии предпочтительны для горныех походов практически любой протяженности с препятствиями самого разного характера (ледовыми, скальными и комбинированными). Но ввиду закрытия перевалов расположенных на границе в районе очень мало перевалов 1Б и 2А категории трудности.

Транспорт, проживание.

Самым удобным и быстрым способом добраться до начального пункта нашего путешествия

— Владикавказа является самолет. Билеты приобретались чрез сайт skyscanner.ru На данном сайте можно подобрать билеты с разной комбинацией авиакомпаний. Из Москвы во Владикавказ летают три авиакомпании S7, U-tair, Победа(Аэрофлот). Во Владикавказ большей частью решили лететь компанией S7, часть участников поехало поездом из Москвы. S7 позволяет бесплатно провозить 23 кг багажа + 8 кг ручной клади.

Практически весь район находится в пограничной зоне, но получение пропусков при соблюдении сроков подачи заявки (для граждан России – за 30 дней, для иностранцев – за

60) не составляет труда. Пропуска оформляют без волокиты и необоснованных ограничений, в том числе, на выход на ГКХ. Погранзаставы и посты расположены во всех ущельях, оканчивающихся простыми перевалами в Грузию.

Район Тепли относится к ведению Северо-Осетинского государственного заповедника, для посещения которого формально необходимо получать пропуска в центральной конторе заповедника в г. Алагир, ул. Басиевой 1, тел: (867-31) 223-87. На деле же встретить инспектора в ледниковой зоне почти невозможно, зато можно вблизи поселков по границам заповедника на популярных туристских маршрутах. При оформлении пропуска сотрудники заповедника навязывают платные услуги. Так за пребывание человека в заповедники нам пришлось заплатить 470 рублей. По субботам и воскресеньям контора заповедника закрыта, поэтому нам пришлось потратить половину дня на получение пропусков.

Заезд и выезд из гор, пропуска в погранзону, газовые баллоны лучше заказывать через – Руслана Дзодзиева: ski@tseyski.ru, 8-928-486-39-40, 8-918-821-36-80.

Заброску в д.р. Фиагдон ( слияние рек Фиагдон и Бугультадон) Организовывали через Рыжанова Олега (альпинист, снежный барс, может дать хорошую консультацию по району тепли он же ) dush-man88@mail.ru.

Владикавказ: гостиница Диакрис, ул. Маркова 38 А, кв. 15, Владикавказ, Россия, 8-867-2- 50-17-28, 8-962-745-24-76, 8-918-838-70-21

Информация о спасательных службах в районе

Ближайшая спасательная служб находится в г. Владикавказ, регистрироваться у них необходимо лично или отправлять документы по факту. Электронной почты нет.

Техническое описание

Понятия «правый», «левый» используются орографически, если не указано иное. Высоты перевалов, мест ночевок и т.д. приводятся по GPS.

Сокращения:

Вид туризма

горный

Период проведения похода

с 08.08.2015 по 24.08.2015 г.

Район похода

Маршрутная книжка

1/3-306 выдана МГЦТК г. Москва

Пройдено перевалов и вершин

4 ( из них: перевалов 1Б-2 2А-2)

Максимальная высота

3735 м, пер. Мидаграбин

Максимальная высота ночевки

Пройденные определяющие препятствия

пер. Сталь Западный (2А- 3560м), Северная Осетия, Характер перевала: ледово-осыпной Место нахождения в хребте, отроге: в Массиве горы Тепли, между горой Комлагат и пиком Сталь, разделяющего ледник Архон западный и долину реки Льядон. Соединяет долины рек Архондон и Льядон.

пер. Сталь Южная (2А-3670 м) Характер перевала: скально-осыпной -ледовый Место нахождения в хребте, отроге: в Массиве горы Тепли, между пиком Нар и горой Тепли, разделяющего ледник Нар южный и ледник Тепли южный. Соединяет долины рек Льядон и Бугультадон.

Пер. Мидаграбин (1Б-3735 м) Характер перевала ледово-осыпной Место нахождения в хребте, отроге: расположен между горой Ресихох (расположенной в главном кавказском хребте) и горой Цариут, соединяет долину реки Дзамарашдон и ледник Мидаграбин.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Пути выхода в случае чрезвычайных ситуаций, запасные варианты:

• Вместо пер. Зуб пер. Когламат (1Б) или спуск вниз по р. Баддон.
  • Вместо пер. Сталь З. (2А) вых. По реке Архондон.
  • Вместо пер. Сталь Ю. (2А) спуск в д.р. Льядон или пер. Зригат (1А)
  • Вместо пер. Динамо пер.Мидаргабин (1Б) или Джимара 1А. Прохождение вершины с лед. Мидаграбин. В отсутствие погоды преодаление только одного из перевалов.
  • Вместо траверса вер. Зейгайланхох – пик. Дружба, восхождение на вер. Зейгайланхох в случае отсутствия погоды спуск по Мидаграбинскому каньону.

Высотный график

Техническое описание прохождения группой маршрута.

08.08.2015 Пос. Мизур –м.н. д.р. Баддон

Фото 01-02 Карта пути

Все участники прибыли в Владикавказ по расписанию, встретились в аэропорте около 12 часов нашли предварительно заказанный автобус, обменялись газом часть поели вкусных пирогов, купленных участниками соседней группы. После этого разделились Большая часть группы поеха за разрешением на пребывание в Северо-Осетинском заповеднике, а двое участников на отдельно заказанной машине поехали завозить заброску в д.р. Фиагдон загрузились. Регистрировались в МЧС мы заранее, направив все необходимые документы по факсу (подробный график движения, контрольные точки). Так как мы приехали во Владкавках в субботу, то на получение разрешений, на пребывание в заповеднике у нас ушло слишком много времени около (5 часов, суббота и воскресенье выходной день).

Вторую заброску оставляем водителю, он должен оставить ее в пос. Джимара.

Путь к посёлку Мизур показался долгим, поскольку все участники были уже в предвкушении увидеть новый для всех горный район. В 19 часов прибыли в поселок Мизур (высота 1200). Вышли сразу за поселком, у устья реки Баддон. В первый день нашей целью было подняться немного вверх от поселка по долине реки Баддон в поисках удобного места для бивака.

От посёлка Мизур правым берегом реки Баддон ведет хорошая грунтовая дорога, ведущая мимо пос. Верхний Бад в верховья д.р. Баддон. Поселок Верхний Бад небольшое селение, состоящее не более чем из 5-7 домов. ПО дороге к поселку пересекаем 3-4 моста через притоки реки Баддон. Мосты хорошие по им легко может проехать автомобиль повышенной проходимости. Пройдя примерно 5,6 км от пос.Мизур, находим небольшую ровную площадку для организации бивака (21:30, 1455) рядом с поляной место где видимо собираются местные жители на “шашлыки” или пасти животных. Есть костровище, дрова, столовые принадлежности. Организовано место для набора воды в ручье. Состояние погоды на 22:00: ясно, безветренно, дождь, t+10град.

Итоговая таблица дня:

Пос. Мизур–м.н. д.р. Баддон

5,6 км

285 м

Высота ночевки

1485 м

09.08.2015 Долиной реки Баддон-Устье реки Урусти

Фото 01-03 Карта пути

Подъем дежурных в 7:00. Общий подъем в 7:00. Состояние погоды на 8:00: ясно, безветренно, без осадков, t +16 град.

Не спеша собираемся и выходим Выход в 10:00. От места ночевки идем хорошей грунтовой дорогой, через 45 минут упираемся в шлагбаум с этого места начинается заповедник, сюда можно доехать на машине повышенной проходимости. Дорога участками пологая, изначально идет в лесистой зоне фото 09-01, имеются два участка серпантина. Еще через 40 минут поднимаемся выше зоны леса. Отсюда хорошо просматривается верховье долины. Лес заканчивается, но зато нас снова настигает трава. Травеней покров обильный местами выше человеческого роста фото 09-02. Местами дорога уже заросла низкими деревьями, что-то вроде карликовой березы, поэтому пробираться по дороге с большими затратами усилий и времени.

Продолжаем движение левым берегом реки Баддон по каменистым россыпям, и местам свободным от леса, стараемся двигаться вдоль старой геологической дороге, ведущей в д.р. Урусти в направлении к скальным прижимам в этом месте река поворачивает налево от нас (14:30). Здесь дорога теряется. Делаем разведку вверх по склону. Снова находим заросшую дорогу в 300 метрах выше нас по склону фото 09-03 Плотной группой поднимаемся по некрутому травянистому-осыпному склону наверх в поисках тропы. Идем вверх по тропе на скальном выступе проходим хорошее место для двух палаток и также есть источник питьевой воды, вполне можно встать на ночевку фото 09-04. 15:30 решаем, что можем пройти еще чуть выше, тем временем погода начинает портится небо затягивает облаками. Продолжаем идти по тропе вдоль хребта, левым берегом реки до еще одного небольшого скального прижима. Обходим скальный прижим тропой сверху до устья реки Урусти. Чем ближе к реке, тем трава становится все выше. К реке пробирались уже через заросли. Переходим реку Урусти вброд, река неглубокая (воды по колено) фото 09-05. На карте обозначено что есть места для ночевок проводим еще одну разведку, находим единственное ровное место между двумя притоками реки Урусти на большом Камне. Две палатки поместились на нем, а одну маленькую двойку поставили рядом. Вода также рядом.18:30 Бивак. Погода облачная, густой туман температура воздуха +9град.

м.н. д.р. Баддон-подъем выше зоны леса «поле»

«поле» -скальный прижим

2 ч 30 мин

Скальный прижим –м.н.

6 ч 30 мин

13,5 км

2365 м

880 м

10.08.2015. Подход под ледник Цмиаком восточный.

Общий подъем в 6:00. Выход в 7:30. Состояние погоды на 8:00: Zcyj, безветренно, без осадков, t +16град. Место нашей ночевки фото 10-01

Переходим еще три небольших притока реки Баддон и подходим к древнему мореному валу, длинный подъем по которому (уклон примерно 25-300) ведет в цирк перевалов Зуб, Комлагат и Безымянный. Позади от нас видим старую геологическую дорогу ведущею на пер. Мухина фото 10-02. А также с место ночевки хорошо просматривается перевал Урусти фото 10-03 По мореному валу фото 10-04 поднимаемся до первой ровной площадки на которой оборудованны места под стоянки фото, есть вода выбивающаяся со склона. Решаем приподняться на следующую ступень, которая освещается солнцем. На подъем тратим еще 25 минут, выходим на следующую ступень, расположенную у языка ледника Цмиаком. Справа от тропы, метрах в 50, расположены места под палатки, вода вытекает из под ледника или из ближийшего ручья 10-05-1, 10-05-2. Решаем устроить обед: 13:00 – 15:00. Состояние погоды на 13:00: Легкая облачность, без ветра, без осадков, t +20град. Высота 2910 м

После обеда делаем еще одну ходку 45 мин под ледником восточный Цмиаком. Ледник густо покрыт свежей мелкой мореной, доходим до ровных мест, но понимаем, что вставать на бивак еще рано и делаем разведку выше. Разведка показала, что на левой боковой морене ледника, перед началом подъема в цирк перевала зуб места для установки лагеря более благоприятные. Надеваем Кошки и двигаемся к левой боковой морене. Верхняя часть ледника сильно “простреливается” со склона в.Комлагат фото 10-06, 10-07. Обходим это место значительно ниже фото 10-08,10-09. Выходим на ровное на морене и расчищаем места под палатки, выкладываем места из плоских камней . Бивак (18:00, 3210). Состояние погоды на 19:00 ясно, легкий ветер дождь, t +6град. Вечером просматриваем подъем на пер. Комлагат снежно-ледовая доска которого постоянно простреливается, видимо подъем на этот перевал лучше осуществлять по правой осыпи. Ледник под перевалом Комлагат так же сильно покрыт мелкой и крупной осыпью, постоянно летящей сюда с ближайших склонов. Склон пер. Комлагат отделен от ледника разделе широким бергшрундом.

С нашего места ночевки также видны и пер.Безымянный фото 10-10.

м.н. между р. Урусти и р. Баддон - древний моренный вал

3210 м

845 м

11.08.2015 Перевал Зуб – Ледник Архон

Характеристики перевала: пер. Зуб (1Б-3460м) Северная Осетия, район тепли. Характер перевала: Осыпной Место нахождения в хребте, отроге: в Массиве горы Тепли, между горой Комлагат и горой Наблюдательная, разделяющего ледники Цмиаком восточный и Архон западный. Соединяет долины рек Баддон и Архондон

Общий подъем в 5:30, выход в 7:50. Состояние погоды на 08:00: легкая облачность, без осадков, t +7град.

Идем по свежей морене, порой встречаются участик снего доходим до верхнего цирка перевала Зуб 08:20 фото 11-01. Перевальный взлет осыпной протяженностью 120-150 м, снега нет вообще, поднимаемся вверх по мелкой и средней осыпи при этом она сильно подвижная два шага вврех 5 вниз. Плотной группой фото 11-02,11-03, во избежание сбрасывания камней, серпантином поднимаемся по осыпному склону, с палками и касками. Поднимаемся скального зуба разделяющей перевал на две седловины фото 11-05. Выбираем правую, так как к ней идет более крупная осыпь вдоль зуба. Перевальный тур в центральной части перевала, пустой фото 11-04.

Спуск начат в 10:30. Вначале плотной группой спускаемся по мелкоосыпному склону, затем разделяемся на две группы и продолжаем спуск серпантином плотными группами на левобережную морену ледника Архон западный (12:00, 3100) фото 11-06,11- 07,11-08.

Вид с перевала Зуб показал, что подъем на следующий перевал Сталь западный осложнен тем, что верхняя часть перевального взлета растаяла. Принято решение ставать на бивак на морене ледника Архон восточный и организовывать полудневку. Места для палаток находятся прямо возле спуска с перевала. Ровняем площадки ставим лагерь. После обеда делаем разведку следующего перевала. Разведывание перевального взлета перевала Сталь западный показало, что перевальный взлет представляет собой ледяной взлет протяженностью 60 м 11-9,11-10,11-11, и представляет собой опасность так как вся ледовая часть все время простреливается камнями вытаевши из льда. Состояние погоды на 13:00: облачно, t +17град.

Состояние погоды на 19:00: облачно, легкий ветер, без осадков, t +7град.

М.Н. –цирк перевала зуб

3200 м

+260 м -260м

12.08.2015 ледник Архон – пер. Сталь Западная– верховья реки Льядон

Общий подъем в 5:30. Выход в 7:40. Состояние погоды на 8:00: облачно, легкий ветер, без осадков, t +6град.

От м.н. выходим двумя группами, первая в 7:10, вторая через 40 минут идем по левобережной морене ледника Архон западный до открытой части ледника, одеваем кошки и по ледовому склону, двигаемся в направлении перевального взлета фото 12-01. Под перевальным взлетом есть большой бергшрундт, который в крайних частях может служить укрытием от падающих камней. Перевальный взлет делится на две части первая из которой ледовая около 60 метров, вторая часть- конгламерат около 35 метров фото 12-02.

С перевального взлета утром камней летит немного меньше, но при этом правая часть сильно простреливается, а бергшрунд имеет высокие края. Решаям что более безопасным является подем по левой части перевального взлета фото 12-03. Первые перила(траверс) провешиваема снежной пробке через бергшрунду для безопасного перехода на левую часть перевального взлета. Проход траверсом осложнен периодически вылетающими камнями.

Начинаем организовывать перила для подъема на перевал. Перевальный взлет ледовый, первый двигается, прижимаясь к левой части перевального взлета, по пути зачищая склон от лежащих камней. Лед довольно мягкий, при этом ближе к скалам толщина льда достаточно небольшая, поэтому приходится осторожно двигаться балансируя между скалами и средней частью склона, которая сильно сыпит.длина первых перил – 57 метров, верхняя часть перевала осыпная (конгломерат)– перила 30 метров. Страховаться на данном участие не представляется возможным, так как все вокруг “живое”. Фото 12-03-1,12-03-2 Как раз из-за постоянного обвала конгламера и простреливается подъемный склон. Возможно пр наличии снега эта проблема пропадает. Подъем первого участника в 10:15. Подъем последнего участника на перевал в 12:50. Первые участники начинают спуск 10:45, так как места на седловине очень мало, перевальный тур справа фото 12-04. В нем находятся пластиковые ботинки) Записки в туре не было, видимо из-за отсутствия крышки на банке. Кладем свою записку в банку из-под витаминов. На Первых 15 метрах спуска провешиваем перила, далее тремя плотными группами по крупной осыпи спускаемся в долину реки Льядон. Спускаемся к запруде, собирающейся в цирке пер. Сталь устраиваем перекус (время 15:00). Отсюда по очень крупной осыпи спускаемся в долину реки Льядон. Далее идет крутой затяжной спуск по древнему мореному валу, тропы нет 12-05,12-06

Пересекаем две морены и двигаемся по травянистым площадкам, сначала левым берегом реки Льядон затем переходим на правый. По пути оглядываясь назад хорошо виден подъем на перевал Сталь восточная 2А, подъем на который в нынешних условиях сильно затруднен, ввиду того что вся нижняя чать цирка представляет собой бараньи лбы, а ледник начинается гораздо выше зоны, обозначенной на карте. Также при спуске с пер.Сталь западная просматривается перевал Охотничий(безымянный)(1А). Как окажется позже, геологи работающие в этом ущелье попадают в него именно через этот перевал. Так как путь подъема и спуска из соседней долины более пологий, и походит по большей части по травянистым полкам, поэтому возможно целесообразней ходить при прохождении перевалов Сталь Западная и Сталь Восточная проходить их в связке с перевалом Охотничий (1А к.с.).

Останавливаемся на ночевку в самом начале концевой морены время 18:30, высота 3096 м, в этом месте подготовлены места под палатки. Вода рядом 12-07,12-08,12-09,12-10.

Состояние погоды 19:00: ясно, без осадков, легкий ветер, t+16град, вечером густой туман.

М.Н. –пер. Сталь Западная

9ч 00 мин

пер. Сталь западная –м.н. верховья реку Льядон

5,6 км

3096 м

+360 м -464 м

13.08.2015 Долина реки Льядон

Общий подъем в 6:30. Выход в 8:30. Состояние погоды на 8:00: ясно, легкий ветер, без осадков, t +8град.

Спускаемся в ложбине между двумя концевыми моренами.13-01 По пути хорошо просматривается пер. Комлагат (1Б) 13-02, 13-04 К 11:00 доходим до места начала подъема на в цирк пер. Сталь Южная (2А) При спуске наблюдаем как группа Миши Кузина начинает подъем в перевальный цирк. Поэтому решаем устроить себе полудневку 13-03.

Встаем на бивак на травянистых площадках с небольшим уклоном, рядом с лагерем геологов. Хороших мест ночевок в долине реки Льядон нет. Рядом запруда в готовой можно купаться. Погода благоприятствует поэтому моемся и отсыпаемся после вчерашнего трудового дня. Состояние погоды на 19:00: ясно, легкий ветер, без осадков, t +20град.

М.н. верховья реки Льядон-д.р. Льядон

6 км

2495 м

-601 м

14.08.2015 подход под пер. Сталь Южная

Общий подъем в 6:00, выход в 7:50. Состояние погоды на 8:00: Легкая облачность, без осадков, безветренно, t +15град.

Общий подъем в 5:00 Выходим в 07:00, состояние погоды на 8:00: ясно, без осадков, ветрено, t +9-12град от места ночёвок у озера в долине реки Льядон. По красному осыпному склону фото 14-01,14-02 (он самый нижний по долине с левого борта, ниже идут травянистые склоны) обреченно карабкаемся вверх, изредка поглядывая на озеро внизу и сетуя на жару14-03. Воду лучше запасти еще снизу, так как на подъеме воды нет. Внизу мелкая осыпь, встречаются участки грунта, выше травянисто-каменистый склон. Поднимаемся, держась левее по ходу.

За 3 перехода от озера выходим на выхолаживание Проходим 150 метров выше до отличных стоянок Места хватит на 2-3 палатки фото 4-03,14-04. Воды нет. Ближайший снежник на противоположном склоне. Разведываем, нет ли поближе к перевалу мест ночевки и воды фото 14-05. Решаем, что вставать еще рано, решаем пройти еще вверх, да следующего выхолаживания. тратим на это еще 45 минут фото 14-06.

В 200 метрах от нашего места стоянки есть снежник, а на чудесной полки находим устроенные места для трех палаток 14-07. Часть группы начинает заниматься каменно- укладочными работами, для улучшения места сна, в это время сильная часть нашего отделения фото 14-08 в 50 метрах от лагеря, раскопали колодец, откуда мы в последствии беспрепятственно достаем воду.

д.р. Льядон – м.н. под. перевалом Сталь Южная

3 ч 35 мин

6 км

3430 м

+935 м

15.08.2015 пер. сталь Южная (2А)

Общий подъем в 5:00, выход в 7:00. Состояние погоды на 8:00: Легкая облачность, без осадков, +9град.

От места ночевки по некрутому осыпному склону в направлении перевального взлета. Собираемся под самым перевальным взлетом фото 15-01. Делимся на две группы, чтобы меньше сыпать камни друг на друга. Первые 30м Склона представляет собой подвижный конгломерат, с большим количеством неплотно слежавшихся мелких и крупных каменей, движение по нему очень затруднительно. Поднимаемся по левой стороне, дальше уходим вертикально вверх под большой камень, откуда возможны два пути движения по правому или левому кулуару. Выбираем левый фото 15-02, так как из правого постоянно летят камни. Склон не представляет особой трудности, но для подстраховки провешиваем веревку, за которую можно придержаться руками. Одновременное движение невозможно, так как все есть вероятность скинуть камни друг на друга. Вторая группа начинает движение только после того, как первая освобождает весь склон. После первой веревки двигаемся одновременно до косой полки, уводящей направо под послание 50 метров перевального взлета фото 15-03. Последний участок крупная и средняя осыпь. Для подстраховки провешиваем еще одну веревку перил. Седловина перевала достаточно широкая, густо покрыта крупными камнями, перевальный тур с левой стороны фото 15-04. Снята контрольная записка группы туристов из г. Москвы под руководством Кузина Михаили от 14.08.2015

Спуск в сторону ледника Тепли Южный начат в 13:15. На спуске требуется организация перил: 250 метров по скалам (четыре веревки по 50 метров) и 50 метров по льду фото 15-05. С перевала хорошо просматривается вся долина реки Льядон фото 15-06. При организации перил использовали расходные петли в качестве крепления за скальные выступы и один скальный крюк. На первых двух участках спускаться одновременно не получается, так как кто идет по первому участку сыпет на второй участок. После второй веревки уходим в влево, так хорошее место для организации станции, два года назад группы ходили в этом месте с одновременной страховкой. Провешиваем еще две веревки вниз до льда. НА леднике последний участник оказывается. когда уже начало темнеть. Первая группа спустившихся уже двигается по леднику пытаясь найти место для ночевки.

Ледник закрытый, крупных трещин нет, покрыт плотным снегом. Одеваем кошки и двигаемся в направлении языка ледника, обходя трещины. Еще сверху мы присмотрели место для ночевки через 30-35 минут спуска доходи до ближайшей морены, расположенный у левого (по ходу движения) края ледника на ней и встаем на ночевку.

м.н. под. перевалом Сталь Южная –пер. сталь Южная –лед. Тепли Южный

11 часов

4 км

3306 м

+240 м -364 м

16.08.2015 Ледник тепли Южный – д.р. Дзамарашдон

Общий подъем в 8:00, выход в 11:00. Состояние погоды на 9:00: Легкая облачность, без осадков, +12град. Место ночевки фото 16-01, 16-02

Отсыпаемся после вчерашнего трудового дня. и продолжаем спускаться по леднику в долину реки Бугультадон. Слева походу движения просматривается маршрут 3А восхождения на п. тепли фото 16-03 Ледник закрытый, крупных трещин нет, покрыт мелкими камнями 16-04. Одеваем кошки и двигаемся в направлении языка ледника, обходя трещины, до языка ледника стараясь прижиматься к левой стороне ледника. Правая часть ледника постоянно простреливается камнями 16-05, бесконечно следующими с ближайших склонов. По свежей морене, обходя ледник слева спускаемся к истоку реки Бугультадон, вытекающей из-под ледника Тепли южный 2900 фото 16-06,16-07. Отсюда открывается вид на очень красивый пер. ВВС фото 16-08

Левым берегом реки Бугультадон спускаемся по древнему мореному валу фото 16- 09,16-10 до минеральных источников Хилак 16-11,16-12 Далее ведет хорошая грунтовая дорога, ведущая в долину реки Фиагдон. По грунтовой дороге, переходя по пути один мост. В выходные дни в долине очень много мстных групп «туристов» Которые приезжают в долину поесть шашлыка и отдохнуть. Одна из таких групп заманила нас к себе. Накормила после чего мы довольны, отъевшееся побежали дальше вниз. Двигаемся правым берегом реки Бугультадон до места слияния рек Бугультадон и Дзамарашдон по хорошему автомобильному мосту переходим на проходим слияние рек Бугультадон и Дзамарашдон

В 18-00 доходим до слияния рек. Наша заброска лежит чуть ниже в долине реки Фиагдо, после поста пограничников, в домике геологов.

Встаем чуть выше по течению реки на ровной площадке практически возле дороги. Вечером начинается дождь. Успеваем поставить палатки в самый последний момент.

Погода на 19-00 дождь, ветрено, температура +10град

лед. Тепли Южный –д.р. Дзамарашдон

6 часов

14 км

2000 м

-1306 м

17.08.2015 д.р. Дзамарашдон – подход под пер. Мидаграбин

Общий подъем в 7:00, выход в 10:00. Состояние погоды на 9:00: Легкая облачность, без осадков, +12град. Утром разбирвем заброски и сушим палатки после вчерашнего дождя фото 17-01,17-02

Идем по хорошей грунтовой дороге по левому берегу реки Дзамарашдон, через 20 минут доходим до Коша. В этом месте переходм реку на правый берег, по бревенчатому мосту фото 17-03. Рядом с бревенчатым мостом залиты бетонные конструкции под «постоянный» мост, возможно в скором времени он там появится.

Продолжаем идти по хорошей грунтовой дороге, еще через 30 минут снова переходим реку на левый берег по плохому мосту, который держится на честном слове, но река в этом месте не глубокая, в брод не выше середины голени фото 17-04.

Далее хорошей грунтовой дорогой фото 17-05 доходим до слияния двух равных истоков реки. Здесь опять же есть мост. Переходим реку по мосту и устраиваем обед. Время 12:40

Погода по состоянию на 13-00 пасмурно, ветер.

Выходим в 14:00 Подходим к травянистому взлету с тропой, позволяющей выйти в верхнюю часть р. Дзамарашдона в обход каньона. На тропе нас накрывает густая облачность, видимость становится не боле 30-50 метров. В этом тумане продолжаем двигаться в верховья р. Дзамарашдона. Иногда тропа спускается к самой реке, иногда идет в 30-50 м по высоте над ней фото 17-06. Через 4 перехода по 40 минут тропа пропадает, а впереди долину перекрывает своеобразный скальный барьер фото 17-07. Останавливаемся на ночевку перед последним эти скальным барьером, ближе к реке время 19:00 Все вымокшие от мокрой травы и тумана. Отличные ровные травянистые площадки, рядом ручей. Место защищено от ветра.

д.р.Дзамарашдон–м.н. верховьяреки Дзамарашдон

7 часов

8 км

2920 м

+920 м

18.08.2015 г. Днёвка

Общий подъем в 7:00, выход в 10:00. Состояние погоды на 9:00: сильная облачность, без осадков, +12град.

Проснувшись утром, понимаем, что облачность так и не ушла, и видимоть у нас минимальна. Решаем остаться на дневку заодно набраться сил и высушить обувь, Место ночевки фото 18-01.

Состояние погоды 19:00 сильная облачность, туман, без осадков, +6град.

19.08.2015 г. верховья реки Дзамарашдон – пер. Мидаграбин

Общий подъем в 5:00, выход в 7:30. Состояние погоды на 7:00: ясно, без осадков, +10град.

Поднимаемся на скальный барьер за 20 минут, выше скального барьера есть места под палатки. Идем по тропе правого берега в верховья долины. Открывается Вид на наш перевал фото 19-01. Понимаем, что подъем на перевал Динамо идет по мелкой протяженной осыпи. Решаем пониматься на соседний перевал Мидаграбин такж е 1Б к.с.

За 2 перехода по 50 минут поднимаемся по пологим осыпям под перевальные взлеты перевалов Мидаграбин и Дзамараш. Путь подъема на пер. Мидаграбин совпадает с путем подъема на пер. Дзамараш, только к перевалу Мидаграбин следует повернуть на север (влево по ходу, к пер. Дзамараш – прямо).

За 90 минут ЧХВ по живому мелкоосыпному склону крутизной 25-30 градусов фото 19-02 с большим напряжением сил поднимаемся на небольшую осыпную полочку, от которой до перевала остается 120 м по высоте по такому же неприятному склону. Палатки установить возможно. Но воды нет ни в каком виде. Еще за 40 минут поднимаемся на перевал Мидаграбин время 13:20. На перевале дует очень сильный ветер, устоять на котором достаточно проблематично. Находи скальный выступ фото 19-03, за которым прячемся и готовим обед. На перевале два тура берем записки из двух, оставляем свою в одном расположенной в центральной части перевала. Вода на леднике Динамо. За скальным прижимом есть место для двух палаток. Время 14-00 понимаем, что на вершину из-за погоды нам точно не сходить. Решаем переночевать на перевале. А утром сделать попытку восхождения на Цариут. Строим еще одно место под палатку фото 19-04. Так же хорошо просматриваются пер. Динамо и пер. Дзамараш фото 19-05,19-06

Состояние погоды на 19:00, ясно, сильный ветер.

М.н. Дзамарашдон – пер. мидаграбин (1Б)

4 часов

8 км

3735 м

+815 м

20.08.2015 г. пер. Мидаграбин – м.н. перед Мидаграбинским каньоном

Общий подъем в 7:00, выход в 10:30. Состояние погоды на 9:00: облачно, сильный ветер,

+3град.

Ночью спали «весело» была сильная гроза, ветер сдувал палатки валил снег, спасли только ветрозащитные стенки выстоянные вечером, под утро ветер начал стихать, гроза ушла в сторону. Встав в 7:00 нами была утеряна, надежда сходить на вершину, так как ветер таже сдувал с ног. Решаем неспешна позавтракать и сваливать сниз.

На перевале надеваем кошки, и спускаемся на ледник фото 20-01. Ледник открытый закрытые трещины отсутствуют. Спускаемся по центру ледника через 30 мин он становится круче, идем по центру, затем ближе к правой части, обходя редкие узкие трещины фото 20- 02, выходим под пер. Дзамараш (1А). пер. Мидаграбин и пер.Динамо фото 20-04 Тут по идее ледник кончается, но на деле камни лежат на открытом льду и периодически вытаиваю скатываясь вниз фото 20-03. Спуск возможен только в кошках…. Соответвенно при прохождение пер.Дзамараш 1А нужно задуматься о наличии у участников коше. Спускаемся по 20-25 морене до выхолаживания, выходим на хорошую морены. На это у нас уходит еще 50 минут.

Далее по хороши морена спускаемся на мидограбинскому леднику забирая все время влево по ходу движения. 20-05 Два года назад на противополной стороне ледника до входа в каньон проходила хорошая тропа, сейчас ледник очень сильно отошел, а с левого борта ледника вся тропа осыпалась, и пройти по ней невозможно. Поэтому спускаемся в д.р. Мидаграбин, где и бродим ее в 300 метрах от входа в каньон фото 20-06.

В итоге встаем в 17:30 на единственных ровных площадках д.р. Мидограбин в непосредственной близости от входа в Каньон. Вода из ближайшего ручья, вытекающего с левого борта морены. Идем посмотреть что ждет на завтра, но из долины поднимается облачность которая закрывает весь каньон. Из подножья просматриваются перевалы Реси фото 20-08,20-09.

Состояние погоды на 19:00 облачно, температура +6град.

пер. Мидаграбин (1Б) - д.р. Мидаграбин

5 часов

5,5 км

2911 м

-824 м

21.08.2015 Мидагарабинский каньон –пос. Джимара

Утром будильник прозвонил на час ранше запланированного времени, поэтому Общий подъем в 5:30, выход в 7:30. Состояние погоды на 7:00: облачно, +7град. Место ночевки фото 21-03,21-02

Единственное место прохода мидограбинского каньона – выше реки, текущей в узком желобе в скалах, с полочки под скальной стеной, где забиты старые крючья и висит старая веревка с узлами для подъема фото 21-01. Делаем свою станцию и вешаем свои перила, первую веревку – 40 м вниз по гладким скалам бараньих лбов крутизной 50-60 град. Которые вывод ровно до второй станции отсюда еще одна веревка вниз ппо бараньим лбам до безопасного места с укрытием под скальной стеночкой. Спустившись с первой ступени нас накрывет туман, видимость резко падает не более 30 метров фото 21-04,21-05

Двигаемся плотной группы разглядывая по сторонам туры, это наш единственный ориентир. По турам доходим до второй ступени каньона. К этому времен облачность накрыла нас окончательно, трава и скалы становятся мокрыми. Двигаемся по хорошо заветной тропе и постепенно спускаемся со старой ступени каньона. Спустившись со второй ступени каньона теряем тропу. Двигаемся вниз к реке, пройти таким образом около 1 км, снова встречаем тропу, которая ведет уже от водопадов. На какой-то момент облака растягиваются, и мы успеваем полюбоваться окружающими нас водопадами фото 21-06,21-07 Как оказалось, при спуске с последней ступени не надо стараться забирать вниз, тропа обходит правее под самым склон, так вы можете выйти непосредственно к водопадам. Но наша радостно относительно хорошей погоды была не долгой. Теперь нас накрыл дождь. Тропой спускаемся до хорошей грунтовой дороге. По которой под постоянным дождем доходим по пос. Джимара и пограничной заставы, где у нас проверяют документы, и мы забираем свою заброску. Встаем в непосредственной близости от поселка. Бивак 18:30. Связи в поселки нет. На весь поселок один жилой дом.

Состояние погоды на 19:00 мелкий дождь, температура +6град.

м.н. д.р. Мидаграбин- пос. Джимара

7 часов

16 км

1800 м

-1111 м

22.08.2015 г.пос. Джимара – пос. Даргвас

Общий подъем в 7:30, выход в 9:00. Состояние погоды на 9:00: облачно, мелкий дождь,+7град.

Заказали с вечера машину на 14-00 в поселке Даргвас. Утром встали быстро собрали мокрые палатки. В мокрых ботинках и вещах. Побежали быстрее в поселок так как одежда и обувь так и не просохли со вчерашнего дня, за 2 часа с небольшим похорошей дороге доходим до поселка. Дождь прекратился и нам даже удалось немного просохнуть. Придя в поселок раньше назначенного времени раскладываемся на остановке возле «города мертвых» фото 22-01, 22-02 сушим вещи. Ходим в магазин за свежим лавашом и арбузом.

К назначенному времени за нами приезжает водитель и увозит нас во Владикавказ, где вы селимся в чудесной гостинице, в непосредственной близости от вокзал. Стоимость на человека 500 рублей. При этом вы живете в комнатах по 3 человека, в каждой из комнат есть свой дус с горячей водой и отдельной кухней. В начале ответа приведены контакты.

пос.Джимара–пос. Даргвас

2 часов

10,2 км

1600 м

-200 м

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА

Список общественного снаряжения.

Веревки: - 50 м - 2шт. х 2800 гр.

- 60 м -1шт-3100гр Петли 50-120 см - 4 шт.

Карабины у каждого 4-5 шт. Ледобуры – на группу 16 шт Расходный репшнур - 15 м

Карты, описания перевалов, маршрутка, пропуска 2000кг

GPS - 250 гр.

Палатка 3 места 3200гр х 2

Палатка 2 места 2800гр х 1 Горелка - 3 шт. х 120гр Кан 5 л + 7л - титановые

Ложка-половник легкий пластиковый + лопатка Экран ветрозащитный - 140гр

Стеклоткань Скатерть

Доска разделочная пластиковая

Щетка, ершик и губка для мытья канов.

Баночки для зеленых специй-приправ, для перца Большой "дежурный" мешок для продуктов на утро

Кремы от солнца (фактор 20-30) - 2 шт. 200гр

Тент 3x4 -1000гр Компас

Безмен - 50гр

Фотоаппарат + батарейки к нему 300 гр.

Аптечка 3000 гр.

Ремнабор 1000 гр.

В первые ходовые дни было большое количество бродов, многие участники натерли мозоли. На протяжении всего похода лечили их и небольшие царапины, поэтому использовали на группу:

• йод -1,5 пузырька
  • Зеленка - 0,5 пузырька (докупили на дневке в Казбеги)
  • пластырь рулонный (5 рулонов шириной 1, 2, 5 см – брали из лички и докупали)
  • бактерицидные пластыри – около 20 шт.
  • хлоргексидин - 100 мл
  • стрептоцид - 1,5 пачки. Использование по участникам:

Энтерофурил

Бетадин (глубокий порез), Креон, Индоместацин

Ношпа, Креон

Кларитин, Амбробене

Пантодерм, Кларитин, Креон

Уголь активированный, Креон, Пантодерм, Индоместацин, Валерьянка

АЦЦ Лонг (сухой кашель), Аспирин 500 мг (2 шип. Табл.), Азитромицин 3 таблетки в 20:00 (подозрение на простуду), Називин, Троксевазин, Пантодерм

Силиконовый пластырь, Энтерофурил

Пантодерм

Пантодерм, Найз (зубная боль), Индоместацин

Индоместацин

Расчет расхода газа.

Газ на поход был взят из расчета 65 г на человека. Очень хорошо можно экономить на расходе газа используя, кроме экрана, стеклоткань. Все баллоны нумеруются с 1-го по n-ый, что позволяет полностью расходовать газ и не оставлять полупустые баллоны.

Выводы и рекомендации.

• При планировании похода по Северной Осетии необходимо учитывать отсутствие снега, а также резкое изменение рельефа.
  • Картографические материалы достаточно сильно устарел. Данный район мало посещаем Российскими туристами в связи с этим отсутствует подробное описание района.
  • Район больше благоприятен для построение походов 4 и выше к.с.
  • При прохождении переваль сталь западная или сталь Восточная, необходимо учитывать, что на перевальных взлетах, возможно отсутствие снека, и поэтому необходимо иметь с запой порядка 10 ледобуров.
  • При прохождении пер. сталь Южная: отсутствие открытых источников воды, сильно разрушенные скалы, обильное таянье ледника Тепли, и как следствие большой большое кол-во трещин на леднике.