Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Константин Шалыгин, Красноярск

Митра

Отрывки из неопубликованной книги Константина Михайловича Шалыгина

Мечтой многих поколений столбистов было залезть на Митру "Сумасшедшим" ходом (со стороны Второго столба). Еще до войны, пытались залезть и мы.

Саша Кошенев, Веня Редькин и мой брат Алеша, как наиболее опытные, пошли первыми, а мы несколько сзади, обеспечивая нижнюю страховку. Первые попытки не увенчались успехом. Крутые нависающие камни и отсутствие надежных зацепок – все это помешало нам покорить "Митру".

После неоднократных попыток, убедились, что без искусственных приспособлений здесь невозможно подняться на вершину Митры. Поднялись мы туда только после очистки камней, трещин и забивки клиньев в расщелины скал.

Запомнился мне еще один случай, когда Володя Зырянов и Люда Зверева пытались спуститься этим ходом. Мы большой группой столбистов сидели в "Орлином гнезде" на Втором столбе наблюдая за ними. Первый участок скалы они преодолели свободно. Но вот начался сложный спуск. Володя заклинивает руку в щель, но, никак, не может достать опору для ноги. Люда бросает ему длинный кушак (сама распласталась на маленькой узенькой площадке, всеми усилиями держит конец кушака). Володя постепенно, осторожно продвигается вниз. Еще немножко, совсем немножко и он станет на твердое основание. Но длины кушака не хватает. Люда старается опустить его ниже, но безуспешно. Неожиданная катастрофа – Володя срывается и летит вниз.

Мы все, как один бросаемся к деревянной жиденькой, лестнице, построенной геодезистами на вершину Второго столба, она трещит изгибаясь под тяжестью бегущих, вот-вот развалится. Выбегаем на поляну к основанию скалы... Перед нами из леска появляется Володя – веселый, с улыбкой на лице. Оказывается после срыва, скатившись по крутой отвесной катушке, он попал на ветки дерева и оттуда спрыгнул на землю.

В это мгновение я вспомнил про Люду и скорей побежал к Митре. С большой скоростью, нигде не задерживаясь, выскочил наверх.

Она сидела на камне бледная, сникшая, на глазах появились слезы. Я подвел ее к краю скалы. Снизу до нас донесся голос Володи: "Люда, я жив и здоров!" Немного успокоившись, мы, не торопясь, спустились вниз.


Все столбисты, прошедшие тяжелые испытания войны, получив тяжелые ранения, всегда мечтали снова побывать на Столбах, подняться на их вершины, вспомнить молодость.

Мой брат Алеша потерял на войне руку. Лазить по Столбам без руки Алеша стал не сразу. Лишь через годы упорство, смелость и постоянная тренировка позволили ему отработать технику скалолазания до совершенства. При лазании Алексей рассчитывал больше на ноги и на равновесие тела. Постепенно он вновь освоил все основные ходя на Столбах Эстетического района. Трудно было ему покорить Уголок на Перьях и Леушинский на Втором столбе. Не удалось самостоятельно залезть на Коммунар на Первом столбе и на Шалыгинский на Деде.

Долго не решался Алеша подняться на Митру. Один не рискнул, попросил нас сопровождать его. Подъем на Митру требует большого спортивного мастерства. Здесь нужны крепкие нервы, сильные руки и большой опыт лазания по скалам. Высота Столба с южной стороны сравнительно невысокая всего лишь 20-30 метров. Зато с северной, она достигает 80-90 метров, образуя ровную отвесную стену. С Юрием Бирковым мы договорились, что он лезет первым готовый в любой критический момент бросить кушак, я страхую снизу. Первый, довольно трудный участок, Алеша преодолел успешно. Заклинив ногу в едва заметную щелку, рванулся вверх. На ходу заклинил руку между камней, с большим усилием стал подтягиваться, стремясь встать во весь рост. Как в этот момент нужна вторая рука! Но увы, ее у брата нет...

Дальше он шел вверх осторожно, придерживаясь рукой за камень, на цыпочках по узенькой полочке едва удерживаясь от проскальзывания. Малейшее неточное движение, потеря равновесия может привести к срыву со скалы. Я на страховке переживаю, так как при падении Алеша может пролететь мимо меня, и я ничем не смогу ему помочь. Трудности были все впереди.

Выходим на отвесную северную стену (видимо западную – прим. ред.). Прямо вверх подъема нет. Внизу пропасть, видны лишь верхушки деревьев. При срыве – задержаться невозможно, разве случайно зацепишься за отдельно стоящие небольшие кедры, растущие в щелях на отвесах скалы.

Чтобы подняться выше, необходимо сначала преодолеть двенадцатиметровый горизонтальный карниз, по верху которого проходит неглубокая щель. Держась за нее фалангами пальцев на уровне плеч, упираясь ногами в стену, надо попеременно перемещая руки двигаться вдоль карниза в угол камина. Здесь можно отдохнуть. Преодолеть этот участок с двумя руками не представляет большой трудности, а с одной – вообще невозможно, Алеша принял свое решение: подтянувшись на одной руке, он поднялся выше карниза и подошел по нему. Пройти здесь сложно и опасно даже с двумя руками, так как выше нет зацепок за которые можно было бы держаться.

Самим трудным для него участком подъема мы считали выход на вершину Уголком. Но мы были спокойны, так как страховка снизу надежна. Сорваться на этом участке, мы ему не дадим, обязательно задержим. И он не дожидаясь, когда мы подойдем к нему, пошел вправо вверх по крутой отвесной гладкой катушке – Аллилуевским ходом. Даже опытному столбисту на одних ногах удержаться здесь очень трудно. Мелкие, едва заметные для глаза, щелки и зацепы, при умелом их использовании обеспечивают безопасность подъема. Мы внимательно, с большой тревогой наблюдаем за ним, как он медленно движется по скале, слегка прикасаясь к ней рукой. Вот он замедлил движение, остановился, удерживаясь только на равновесии. Я мгновенно устремляюсь за ним – очень важно успеть в нужный момент, небольшим усилием придержать проскальзывание ноги, прижать ее к скале. Если человек попятится вниз, его уже никакими усилиями не удержишь. Если бы этот камень находился внизу, на земле, как "Слоник" под "Первым столбом", можно было бы бесконечное множество раз, проскальзывая, скатываться вниз и снова лезть, пока не освоишь выбранное направление. Здесь же на Митре, все должно быть, выполнено точно, без ошибок.

Лазить по скалам с одной рукой значительно труднее, но рассматривать это как лихачество, нельзя. Надо лазить, только своеобразно, постоянно тренироваться, особо отрабатывать технику лазания. Смелость, выдержка, точный расчет, приобретенный с детства – надежная гарантия успеха.

После того, как нам пришлось побывать с Алешей на Митре, мы были за него совершенно спокойны. Алеша не только сам лазил по Столбам, но везде брал с собой сынишку Толика и дочку Свету. В них он воспитывал столбовскую закалку и любовь к скалам.


Глава из книги И.В. Беляка "Определитель степени трудности лазов"

Утес Митра относится к группе труднодоступных для скалолазов. Первый одиночный подъем был совершен Соколовым в 1913 году. В последующие годы был заброшен. С 1923 года стал посещаться столбистами.

На вершину существует три лаза: Уголок, Аллилуевский, Сумасшедший Леушинский. Последний ход может быть, отнесен к легендам. История знает единственный случай спуска с вершины этим ходом Эдуарда Крупмана в 1925 году, с помощью вбитого металлического клина.

Уголок

Подъем начинается с западной стороны утеса по уступчатым карманам, переходящим на фасовый выступ, через него короткой расклинкой на плечо Митры.

С плеча начинается вторая часть подъема по карнизу на руках над пропастью до Уголка Митры. От основания Уголка подъем идет расклинками до вершины утеса.

Лаз требует хорошей тренировки и практики, цепкости, хладнокровия и самообладания.

Аллилуевский

Начало тоже, что и подъем Уголком. Но не доходя до Уголка перейти на длинную вертикальную щель и по ней подниматься до вершины утеса.

При одновременном подъеме с товарищем страховка снизу может не достигнуть цели – падение не предотвращается. Спуск (по этому лазу – прим. ред.) не рекомендуется. Опасна вторая половина пути. Лучше воспользоваться помощью кушака с вершины утеса.

Сумасшедший Леушинский

Вертикальная навесная щель. Одиночный подъем и спуск невозможны.


Описание ходов на Митру

Митра одна из самых доступных скал заповедника "Столбы". Она знаменита своими короткими и очень опасными ходами. Расскажу о некоторых малоизвестных.

Ребро с юго-западной стороны

Это гладкая очень сложная катушка, не очень хорошо почищенная. Я ее без страховки не осмеливался вылезти. Но однажды ... Шел мелкий-мелкий снежок и Миша Шерин на наших глазах проскочил катушку. Это были минуты его высшей спортивной формы и высокого душевного подъема. Говорят, что эту катушку проходил и Владимир Теплых.

Новый или правый Сумасшедший

Если в начале Сумасшедшего хода шагнуть в право, то там есть еще одна щель по которой можно выйти наверх. Она, к сожалению, плохо чищена, не пользуется популярностью и более опасна. Там приходится уходить вправо и сразу оказываешься на большой высоте...

Ход с восточной стороны Митры по моим сведениям единственный. Мы его Виталием Пономаревым проходили в связках с нижней страховкой по всем правилам. Как-то там и трассу вешали, но проходил ли его кто свободным лазаньем я не знаю.

Со слов Сергея Баякина
записал С.С.


На Митру я знаю еще два хода:

1. Ход Уголок, но лезть его следует прямо снизу по щели.

2. Лаз по правой части западной стены. Он выводит прямо на вершину Митры. Раньше здесь была трасса на Абалаковских соревнованиях с ограничениями, а без ограничений ее можно пролезть свободным лазаньем. Я это совершал неоднократно вместе с Валерой Кохановым и Ирой Бакалейниковой. Знаю, что этот ход пролазили и другие опытные скалолазы. В настоящее время вдоль хода забиты шлямбурные крючья для лазанья с нижней страховкой. Сейчас я не рекомендую здесь лазить без страховки, поскольку трасса плохо чищена, да и заросла мхом.

Со слов Владимира Лебедева
записал С.С.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru