Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Таюрский Владимир, г. Ангарск

Отчет о прохождении горного спортивного маршрута 4 к.с. Ц. Алтаю (Катунский хребет), совершенном в период с 19 июля по 4 августа 2016 года.

Справочные сведения о путешествии.

Руководитель группы: Таюрский Владимир Александрович

Заявленная нитка маршрута: пос. Тюнгур – пер. Кузуяк (н/к) – р. Аккем – оз.Аккемское – ледн.Аккемский – пер.Дружба (1Б) – ледн.Менсу – пер.Титова (2А) – ледн.Аккемский – пер.Делоне (2Б) – ледн.Менсу – пер.ББС – в.Белуха Вост. – пер.Белухинский (2Б) – ледн. Геблера – р.Катунь – руч.Рассыпной – ледн.Черный – пер.Молодых Специалистов (2Б) – ледн.Мюштуайры – ледн.Леонида – пер.Дивногорцев (2А) – пер.Урусвати (2Б) – ледн.Аккемский – оз.Аккемское – пер.Каратюрек (1А) – р.Кучерла – пос.Тюнгур.

Пройденная нитка маршрута: пос. Тюнгур – пер. Кузуяк (н/к) – р. Аккем – оз.Аккемское – ледн.Аккемский – пер.Дружба (1Б) – ледн.Менсу – пер.Титова (2А) – ледн.Аккемский – пер.Делоне (2Б) – ледн.Менсу – пер.ББС – в.Белуха Вост. – пер.Белухинский (2Б) – ледн. Геблера – р.Катунь – руч.Рассыпной – ледн.Черный – пер.Молодых Специалистов (2Б) – ледн.Мюштуайры – р.Мюштуайры - р.Кучерла – оз.Кучерлинское – р.Кучерла – пос.Тюнгур.

Протяженность маршрута:153 км.

Количество пройденных категорийных локальных препятствий: 5 Из них: 2Б – 3 2А – 1 1Б – 1.

Максимальная высота: 4506 (в.Белуха.Вост)

Максимальная высота ночевки: 4000 (Центральное фирновое плато)

Продолжительность маршрута: 17 дней Количество участников: 5 человек.

Состав группы:

Основной идеей похода было прохождение заявленной категории и получение нового походного опыта. Часть группы уже была в данном горном массиве в составе группы туристов в 2011 и 2015 годах в горных походах третьей и четвертой категории сложности по Катунскому хребту. Участки маршрута на заходе и выходе были знакомы. Запланированный маршрут был насыщен препятствиями, так как группа хотела получить опыт по максимуму. На весь район похода у группы имелась карта – хребтовка масштаба 1:100000 и цветная карта масштаба 1:100000. У группы имелись с собой словесные описания отдельных участков маршрута, собранные из отчетов групп туристов, которые были пройдены ими. А также имелись фотографии перевалов с обеих сторон.

Выбор района похода – Катунский хребет – был обусловлен несколькими факторами:

  1. Наличие развитой транспортной инфраструктуры.
  2. Наличие перевалов всех к.т. в районе позволило спланировать маршрут таким образом, что наиболее технически сложные и высотные препятствия проходились в середине и конце похода, когда вес рюкзаков уже меньше отвлекал от работы и имелась достаточная акклиматизация у участников.
  3. В районе г. Белуха Восточная в течение трех летних месяцев дежурит объединенная группа спасателей МЧС Республики Алтай и Алтайского края, что позволяло в случае ЧП получить оперативно помощь.
  4. Почти все участники группы имели представление о заходе и выходе, были на лед. Менсу и лед. Аккемском, один из участников проходил ледник Геблера что значительно облегчало задачу ориентирования на местности и придавало группе определенную уверенность.
  5. 5. Высота района и значительные участки оледенения позволяют спланировать классические горные маршруты IV и V категории сложности.

Характеристика района путешествия

Материала по данному горному району нашей страны предостаточно в литературе и сети Интернет. Мы в своей подготовке использовали материалы сети Интернет, как отчеты других групп, ходивших в этих местах, так и словесные описания туристов, ходивших в этих местах во время online общения. Поэтому и характеристику района мы строили на основании именно этих данных.

Алтай - это юг Западной Сибири, климат в регионе, как и повсеместно в Сибири, континентальный. Средняя температура воздуха летом в дневное время +15-20 градусов. Но после жаркого дня ночью температура может упасть до нуля градусов даже в середине лета. Самый благоприятный сезон для летних путешествий - с конца июня до конца сентября. Больше всего осадков выпадает летом и осенью, но на Западном Алтае много осадков и зимой, толщина снежного покрова местами здесь достигает 2-3 м. В восточных же районах зима малоснежная. Почва здесь глубоко промерзает, и на высотах 2000-2500 м и выше распространена островная вечная мерзлота.

Этот горный район характеризуется высокими хребтами, разделёнными узкими и глубокими речными долинами и редкими, но широкими межгорными котловинами. На Алтае 20 тыс. озёр. Одни из самых больших и красивых – Телецкое, Ак-Кемское, Кучерлинское, озеро Дорошколь. Богат район и реками. Они сопровождают путника в течение всего путешествия. Реки Алтая питаются главным образом талыми снеговыми водами и летними дождями. Характерны незначительный сток зимой, длительное весенне- летнее половодье и высокий уровень воды в реках летом, поддерживаемый таянием ледников в Центральном и Южном Алтае. На реках нередки красивые водопады. Известны водопады на реках Тегеек, Текелю, Куркуре, Б. Кокколь, Капчал, Кониайры и ручье Россыпном, самые крупные из них - до 40-80 м. Водопады рек Текелю, Кониайры и Акоюк группе удалось увидеть.

Алтай – это туристский район, где можно проводить туристские походы любой категории сложности по всем видам туризма. Поскольку Алтай является горным районом, то практически любой спортивный маршрут здесь относится к разным видам туризма летом - к пешеходному и горному или к пешеходно-горно-водному, зимой - к лыжному и горному. Препятствия, характерные для таежной зоны, такие, как бестропье, заросли и болота, значительное удаление от населенных пунктов, откуда можно ждать помощи, серьезные переправы через горно-таежные реки, длительные подходы по тайге со значительным набором высоты (стартовые высоты на Алтае при выходе на маршрут редко превышают 1000 м), существенно осложняют проведение горных походов и требуют дополнительной (по сравнению с Кавказом, Тянь-Шанем, Памиром) специальной подготовки.

Главным объектом путешествия на Алтай является район, прилегающий к Катунскому хребту, особенно в центральной его части, где находится легендарная вершина Белуха, удаленный от ближайших городов (Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск) на 500-700 км. Здесь почти на 15-километровом участке высоты не опускаются ниже 4 000 м, здесь же главный узел оледенения Катунского хребта и его самые мощные ледники - Сапожникова, Радзевича, братьев Троновых, Берельские. Белуха состоит из двух вершин - Западной и Восточной. Они отвесной стеной падают на север к Аккемскому леднику. Со склонов Белухи берут начало множество больших и малых рек Алтая, в том числе и Катунь.

А также очень интересными является центральная долина рек Кучерла, Аккем, Иедыгем (на севере), верховьев Катуни и Белой Берели (на юге). Из названных рек группа посетила реки Аккем, Кучерла, верховья Катуни. В этом очень компактном районе имеется большое количество перевалов различной сложности от 1А до 3Б, красивые горные озёра, необычная растительность и богатый животный мир. Долины рек центрального участка хребта почти все имеют неплохие тропы, что облегчает подходы к перевалам.

Поселок Тюнгур на берегу реки Катунь - последнее село на пути к Белухе. Отсюда начинаются многие маршруты пеших, конных и водных путешествий. И наш маршрут начался и закончился в Тюнгуре.

Как уже было замечено ранее, район вокруг Белухи не отличается устойчивыми метеорологическими условиями, в связи с чем пришлось группе пришлось воспользоваться запасным вариантом маршрута в конце похода.

Транспорт, финансы, сотовая связь в районе. Необходимость регистрации в Пограничной службе ФСБ. Местное население.

Транспортная характеристика района

Подъезды в этом районе не представляют особой сложности. А наличие конных троп на основных реках Катунского хребта делают этот район очень популярным среди туристов. Заезды производятся обычно через Бийск или Барнаул. До этих городов можно добраться на самолете или поезде.

Для заезда в пос. Тюнгур мы воспользовались услугами бийской компании АлтайТурСервис. Мы нашли сайт этой компании в сети Интернет, нашли координаты представителя компании Александра, установили с ним связь и смогли договориться о транспорте. Было заказано маршрутное такси марки «Газель». Стоимость маршрутного такси в этом году составляла – 18000 рублей. На человека получилось по 2000 рублей (с учетом четырех попутчиков). Можно, конечно, искать контакты водителей маршрутных такси, и это будет несколько дешевле, но гарантий тут никаких нет. Говорят, что от Бийска до пос. Тюнгур ходит большой рейсовый автобус отечественного производства, запущенный в 2011 году. Стоимость вместе с багажом на тот момент была примерно 1000-1100 рублей с человека. Но время в пути получается несколько больше. Поэтому на наш взгляд для экономии времени лучше воспользоваться услугами маршрутного такси под заказ.

Название и координаты фирм: АлтайТурСервис info@altaiturs.ru, тел. 89059847979

БиалТур, ivan@mail.biysk.ru, www.bialtur.biysk.ru

Группу доставили на турбазу Зеленый дом пос. Тюнгур. Обратно в Бийск группа из пос. Тюнгур уехала так же воспользовавшись услугами АдтайТурСервиса за 1800 руб с каждого человека на маршрутном такси марки «Газель».

Регистрация в Пограничной службе ФСБ

Район, в котором группа совершала поход, является приграничной территорией с Казахстаном. Раньше нужно было оформлять пропуск для въезда в район. С 2015 года пропуск требуется только для нахождения в пяти километровой приграничной зоне. На Аккемском озере теперь стоит стационарный пост пограничников, где они проверяют пропуск в приграничную зону. Оформить на месте его не получится. Для нахождения на самом озере пропуск не нужен. Попуск нужно оформлять заранее. Мы воспользовались услугами фирмы АлтайТурСервис.

Сотовая связь

Группа пользовалась услугами сотового оператора МТС, имея при себе сим-карты, зарегистрированные в Иркутской области. Связь есть практически по всей Республике Алтай, в том числе и в пос. Тюнгур. Звонки получаются по весьма демократичным ценам.

Местное население

В пос. Тюнгур мы бы рекомендовали туристам останавливаться на территории тур. баз. На их территории можно поставить палатку. Стоимость 120 рублей с человека. Или можно ставить палатки под перевалом Кузуяк, там, где невозможно проехать ни на чем, кроме как на тракторе. Обусловлено это тем, что некоторые представители местного населения проявляют повышенный интерес к туристам, стоящим вне территорий турбаз, досаждают своим общением, занимаются вымогательством.

Обеспечение безопасности на маршруте, аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с опытом зимних и летних походов участников группы и ее руководителя, совершенных в Восточных Саянах и на Алтае.

ФИО

Год родж.

Тур. опыт

Обязанность в походе

1

Таюрский Владимир Александрович

1988

4 Г(У) Горн.Алтай – 2Б 3 Г(Р) Горн.Алтай – 2А

Ангарск

Руководитель, видеоператор

2

Чаюк Юлия Валерьевна

1989

3 Г(У) Вост.Саян – 2А 3 Г(У) Горн.Алтай – 2А 2 Г(Р) Вост.Саян – 1Б

Иркутск

Медик, завхоз, фотограф

3

Ганжурова Дарья Никитична

1987

3 Г(У) Горн.Алтай – 2А

Иркутск, м-он

Хронометрист, фотограф

4

Гранин Александр

1988

3 Г(У) Вост.Саян – 2А 1 Г(Р) Вост.Саян – 1А

Иркутск

Штурман, фотограф

5

Неверов Иван

1992

4П(У) Тянь-Шань, Терскей-Алатау – 2Б

Ангарск

Ремонтник, видеооператор

Общая идея и подготовка к путешествию

  • Группа жила по иркутскому времени, которое отличается от местного на один час (с 2016 года разница со временем между Иркутской областью и республикой Алтай составляет 1 час). Благодаря этому, почти все перевалы преодолевались в раннее время суток.
  • Обращалось внимание на выбор максимально безопасных мест для привалов и ночлегов.
  • В темное время суток движение группой старались не производить.
  • Темп движения выбирался соответствующий силам участников, при необходимости назначался замыкающий, при движении сохранялся визуальный и голосовой контакт (кроме подходов по тропам, дорогам, где растягивались сильнее).
  • Где возможно, избегали близости с камнеопасными склонами.
  • Закрытые ледники, а также участки открытых ледников с трещинами, ледопады преодолевались группой в связке или при помощи перил.
  • Опытные участники осуществляли наблюдение и помощь товарищам при прохождении сложных участков, работе с веревками, организации самостраховки и страховки.
  • Группа во время следования из г. Бийска в пос. Тюнгур по пути зарегистрировалась в республиканском отряде ПСС г. Горно-Алтайска (г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, д.3, рядом со стадионом и республиканским военным комиссариатом).
  • 9. Подготовка участников позволяла при необходимости самостоятельно проводить спасработы или послать несколько человек за помощью. Наличие спутниковой связи у группы и относительной близости КСС на озере Аккемское позволяли получить помощь в течение 2-3 дней.
  • Запасные варианты перевалов:

    1. Пер.Капчальский Зап.(2А – 3120м) вместо пер.Молодых специалистов (2Б).
    2. Пер.Токмак (2А – 3400м) вместо пер.Дивногорцев (2А).
    3. 3. Пер.Рериха (2Б – 3600м) вместо пер.Урусвати (2Б).

    Определяющие препятствия маршрута

    Дата

    Препятствие

    Категория трудности

    Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т. п.)

    Путь прохождения (для локальных

    препятствий)

    26.07

    пер.Дружба

    Высота 3340м. Соединяет ледн.Аккемский и ледн.Менсу. Со стороны ледн.Аккемского снежный склон. В верхней части скалы. Со стороны ледн.Менсу снежно-скально-осыпной.

    Подъем по снежному склону крутизной 20 в верхней части до 45. Общая протяженность склона около 300м. Бергшрунд забит снегом. Далее 70м по скально- осыпной полке влево до седловины. Спуск по крупной осыпи до скал слева. Далее по скальным полкам плотной группой. Около 500м. Камнеопасно.

    29.07

    пер. Титова

    Высота 3220м. Соединяет ледн.Менсу и ледн.Аккемский. Со стороны ледн. Менсу снежно-ледовый склон. Со стороны ледн.Аккемского осыпной склон. Осыпь средне-крупная. Седловина скальная, узкая.

    Тур слева по-ходу.

    Подъем по снежно-ледовому склону крутизной до 60. Нижняя часть до первого бергшрунда проходится в связках. Около 150м. Далее 2 больших бергшрунда, которые проходятся лидером с нижней страховкой, остальные по перилам. Первый обходится слева по-ходу в наиболее узком месте.

    Второй по снежно-ледовому мосту. Спуск по крупноосыпному склону крутизной до 35.

    01.08

    пер.Делоне

    Высота 3400м. Соединяет ледн.Аккемский и ледн.Менсу. Со стороны ледн.Аккемского снежно- ледовый склон. Со стороны ледн.Менсу снежный склон

    Подъем 50м по снежному 30 склону под бергшрунд с индивидуальной страховкой. Далее 250м перил по снежно-ледовому склону крутизной до 45. Спуск одновременно в связках в обход бергшрунда. 30, 60м.

    в.Белуха Восточная

    Высота 4506м.

    Со стороны ледн.Менсу склон снежно-ледовый. Гребень в сторону пер.Белухинского скально-снежный.

    Подъем от подножия пер.Белухинский. 100м по фирновому склону до забитому снегом бергшрунду, далее траверсом 300м под небольшой ледовый серак. Крутизна склона от 30 до 45. Затем подъем на контрофорс, 70м. Далее склон выполаживается до 30, 200м.

    Выход на небольшое плато под вершиной. После плато 100м перил по снежному склону крутизной около 50, выход на широкий снежный гребень. По гребню 200м до вершины, уклон 15. Спуск по гребню в сторону пер.Белухинский в связках с одновременной страховкой, 400м, до 40.

    04.08

    пер.Белухинск ий

    Высота 4250м. Соединяет ледн.Менсу и ледн.Геблера. Подъем снежно-ледовый.

    Спуск скально-снежно- ледовый

    Спуск по снежному склону вдоль контрофорса. 250м перил, уклон около 45. Первые 3 веревки с креплением за скальные выступы, далее 2 веревки с креплением через ледобуры. Внизу бергшрунд. Далее в связкак с одновременной страховкой до выполаживания, 150м, до 30.

    06.08

    пер.Молодых Специалистов

    Высота 3170м. Соединяет ледн.Черный и ледн.Мюштуайры. Подъем снежный. Спуск скально- снежно-ледовый.

    Подъем по снежному склону в связках вдоль скал. 100м, 40. Спуск по скальным полкам, 400м, до 90. Далее по снежному склону вдоль скал 150м, 30, в нижней части бергшрунд.

    Техническое описание.

    Обозначение сторон рек, ледников дано орографическое. Высоты измерены по топографической карте. Указаны высоты начала и конца дневных переходов.

    19.07.2016. День 1.

    Пос.Тюнгур – пер.Кузуяк (н/к) – стоянка “Три березы”. 860м – 1476м – 1090м.

    Пройденное расстояние: 18 км .

    Выходим в 8 утра с гостевого дома “Зеленый дом”. Сегодня предстоит достаточно тяжелый переход до стоянок “Три березы” на р.Аккем. по грунтовой дороге за 1 час доходим до поселка Кучерла на берегу одноименной реки. Переходим реку по новому мосту (его построили взамен поломанного прошлогодним паводком). Далее по лесной грунтовке выходим в поле. Пару километров дорога идет по полю, после чего сворачивает в лес, начинается длинный и нудный подъем на пер.Кузуяк (2 часа ч.х.в). Встаем на ручье на обед (дальше питьевой воды по эту сторону перевала не будет). После обеда за 2 часа поднимаемся на перевал. Спуск занял еще 2 часа. Около 8 часов вечера мы на стоянке “Три березы”.

    Данный перевал так же можно преодолеть на автомобиле повышенной проходимости, сэкономив время и силы на заходе с тяжелыми рюкзаками. Местное население предлагает заброски на подготовленных автомобилях УАЗ, ГАЗ-66 и тракторах.

    20.07.2016. День 2.

    Стоянка “Три березы” – река Аккем – стоянка “Текелю”. 1090м – 1600м.

    Пройденное расстояние: 13км.

    Выход в 8 часов. Начинаем движение вверх по раскисшей после ночного дождя тропе по долине р.Аккем. Через 1,5 часа доходим до прижимов, которые тянутся около 10 км. В обход прижимов тропа поднимается вверх по склону. Тропа набитая, однако, много спусков и подъемов. Еще через 1,5 часа подходим к первому из двух ручьев, впадающих в Аккем посередине прижимов. Обедаем. Стоянки на всем протяжении прижимов есть только возле этих двух ручьев. После обеда за 20 мин. доходим до второго ручья. Через 1,5 часа прижимы заканчиваются, снова выходим к р.Аккем. Далее идем по тропе вдоль русла. Встречаются места для стоянок. От окончания прижимов за 1 час доходим до стоянок “Текелю” (напротив впадения правого притока р.Текелю).

    21.07.2016. День 3.

    Стоянка “Текелю” – река Аккем – озеро Аккемское – стоянки возле часовни. 1600м – 2125м

    Пройденное расстояние: 12км.

    После впадения р.Текелю долина Аккема становится положе и расширяется. Тропа становится удобнее. Выходим в 8:00. Через 3,5 часа ч.х.в. доходим до турбазы недалеко от Аккемского озера и встаем на обед.

    На подходе к Аккемскому озеру.

    После обеда за 40 мин доходим до метеостанции на озере. Перед бочками нас остановили пограничники (у них там теперь стационарный пункт с домиком) и попросили предъявить документы и зайти отметиться. Пришлось подчиниться. Заодно сходили и к спасателям заявить маршрут, после чего за 1 час 20 мин. дошли до стоянки на р.Караоюк недалеко от часовни. Отбой в 22:00.

    22.07.2016. День 4.

    Стоянки возле часовни – ледн.Аккемский – ледник пер.Дружба (1Б) 2125м – 2860

    Пройденное расстояние: 6км.

    Подъем в 6. Сегодня нам предстоит занести заброску под ледопад Аккемского ледника и подойти под пер.Дружба (1Б). Выход в 8:00. За 2,5 часа ч.х.в. сначала по тропе вдоль реки, затем по морене и леднику подходим к отвороту в цирк пер.Дружба (1Б). Здесь, найдя подходящий камень, оставляем заброску, заодно и обедаем. Далее пересекаем боковую морену и уходим в долину ручья, вытекающего из-под ледника пер.Дружба(1Б). В 20-30 мин. ходьбы от ледника под мореной находится хорошая большая стоянка с чистой водой, дров нет. Далее за 2 часа по моренным валам доходим до полянки с наполовину пересохшим озерком и ручьем, где встаем на ночевку.

    Место ночевки недалеко от ледника.

    23.07.2016. День 5.

    Ледн. Пер.Дружба – пер.Дружба (1Б) – ледн.Менсу 2860м – 3370м – 3130м

    Пройденное расстояние: 3.9км.

    Выход в 8 утра. За 10 мин доходим до ледника. Ледник открытый, трещин нет. По леднику за 1,5 часа подходим под перевальный взлет. Связываемся и идем на перевал уже по закрытому леднику, в средней части забитый снегом бергшрунд. Уклон около 20 в верхней части увеличивается до 40-45, общая протяженность около 300м. Далее выход на скально-осыпную полку, по ней 70м до седловины.

    Вид на пер.Дружба (1Б) со стороны подъема.

    На перевале в 10:00, есть несколько площадок под палатки. Сняли записку группы туристов МГУ от 10.09.2015. Спускаемся по средней осыпи около 100м, забирая влево. Далее провесили 50м диагональных перил через снежник до скал и плотной группой по скально-осыпным полкам продолжили спуск. Около 500м, уклон 40. Камнеопасно! Далее, связавшись за 1 час доходим до нунатака, где встаем на ночевку.

    24.07.2016. День 6.

    Ледник Менсу – перевал Титова (2А) – ледник Аккемский – Томские стоянки. 3130м – 3330м – 3000м

    Пройденное расстояние: 2.5км.

    Подъем в 6, выход в 8. За 30 мин. подошли под перевальный взлет. За 10 мин одновременно в связках поднялись до выполаживания с мульдой. Далее крутизна склона увеличивается до 45. Имеются 2 бергшрунда. Первый обходится слева по ходу движения в наиболее узком месте, второй - по снежному мосту. Первый участник с нижней страховкой через ледобуры, остальные – по перилам. Всего провешено 150м перил.

    Первая станция на ледорубах, вторая – бурах, третья на скальном выступе уже на самом перевале. Уклон в верхней части перевала увеличивается. В 13:00 группа на перевале, солнечно, но дует легкий бриз. Сняли записку двух туристов Блинова Игоря и Воробьевой Юлии от 12.08.2015. Седловина узкая скальная.

    Подъем на пер.Титова (2А)

    В сторону спуска небольшая скальная стеночка около 4-6м, решили бросить веревку, чтобы не заниматься свободным лазаньем с альпенштоком. За 40 мин по среднекрупной осыпи спускаемся на ледник.

    Пер.Титова (2А) со стороны ледн.Аккемский.

    За 20 мин доходим до Томских стоянок, выбираем себе площадку поудобнее и встаем на обед. После обеда часть группы уходит за заброской. За час доходим до места, погода начинает портиться. На обратном пути (ушло 2 часа) погода окончательно портиться. На леднике идет дождь, с Аккемской стены постоянно сходять лавины, все затянуто облаками. Все с опаской смотрят на новую гору продуктов, но мы решили, что пусть лучше испортятся лишние продукты, чем от их недостатка испортимся мы. Ложимся спать, завтра предстоит трудный день.

    25.07.2016. День 7.

    Томские стоянки – пер.Делоне (2Б) – верхнее плато ледн.Менсу. 3000м – 3500м-3210м

    Пройденное расстояние: 4.3км.

    Утром пасмурно, но осадков нет. Выходим около 8. За 40 мин по пологому леднику подходим почти под перевальный взлет, одеваем снаряжение.

    Вид на пер.Делоне (2Б) с Аккемского ледника.

    Еще 15 мин. занял подъем до баргшрунда (20-25, 100м). Вниз по общественным перилам спускаются коммерческие восходители на Белуху. Мы будем провешивать свои.

    Пер.Делоне (2Б). Преодоление бергшрунда.

    5,5 веревок (275м, 45) и к 13:00 мы на седловине перевала Делоне (2Б). Немного спустившись (100-150м, до 20), встаем на обед. Далее, в связках идем по пологому закрытому леднику (1000м) в обход ледовых разломов.

    В обход ледовых разломов.

    На подходе к “сковородке” крутизна возрастает до 20-25, 300м. Встаем на ночевку, отойдя на безопасное расстояние от склонов.

    Лагерь на “Сковородке”.

    26.07.2016. День 8.

    Верхнее плато ледн.Менсу – стоянки на пер.ББС. 3210м – 3550м

    Пройденное расстояние: 1.4км.

    Подъем в 4 утра. Выход около 6. Дойти до Центрального фирнового плато за день для нашей команды достаточно круто, а до ББС как-то уж слишком просто. Поэтому решаем подняться на пер.Белухинский (2Б) и заночевать там либо искать безопасное место ночевки рядом с пер.ТКТ (3А). За 1,5 часа, преодолевая немногочисленные трещины, по закрытому леднику доходим до стоянок на ББС.

    На подходе к стоянкам на пер.ББС (3А).

    Здесь стоит несколько палаток. С вершины уже спускаются восходители. Встречаем 3-х ребят из Комсомольска на Амуре, которые предпринимали попытку восхождения на пер.ТКТ (3А), но в связи с погодными условиями решили вернуться, предупреждают нас о приближающейся непогоде. Надеясь на лучшее, решаем предпринять попытку подняться хотя бы до ТКТ. За 1 час, преодолев полку под склонами пика Берельский, выходим на фирновое плато под пер.Белухинский. Нас стремительно накрывает облаками, видимость падает до 50м. Решаем переждать. Пережидаем час, два…

    В ожидании погоды.

    Погода продолжает портиться: начинает дуть ветер и пробрасывает снежок. В таких условиях лагерь ставить нельзя, т.к. мы не можем объективно оценить безопасность его расположения. Пора валить вниз пока не стало еще хуже. За 40 мин. спускаемся на ББС, идет сильный снег с ветром. На сегодня геройство окончено. На завтра прогноз тоже неблагоприятный.

    27.07.2016. День 9.

    Стоянки на пер.ББС. 3500м

    Пройденное расстояние: 0км.

    Ночью идет снег. Выпало около 10см. Видимости нет. Со склона пика Берельского сошло несколько лавин, 2 из них пересекли тропу. Отдыхаем в палатке, жарим оладьи, ходим в гости к соседям. Отбой в 20:00, на завтра намечен ранний подъем, прогноз хороший!

    Лагерь на ББС.

    28.07.2016. День 10.

    Стоянки на пер.ББС – в.Белуха Восточная – пер.Белухинский (2Б) – Центральное фирновое плато.

    3500м – 4506м – 4000м.

    Пройденное расстояние: 3.8км.

    Подъем в 2:00. Вышли около 5 утра. 2 группы уже ушли наверх, и мы видели вереницу из их фонариков, когда они подходили к фирновому плато. Двинулись и мы. Следом вышла еще одна группа альпинистов. По уже знакомой тропе за 40 мин. доходим до фирнового плато, преодолев несколько нешироких трещин и обойдя одну достаточно внушительных размеров.

    Ранний выход. Восточное фирновое плато.

    Сегодня идется лучше, чем во время первой попытки, и что особенно радует, с кулями мы идем не особо медленнее альпинистов. За 15 мин. проходим плато и начинаем подъем в сторону перевала Белухинский, а затем, забирая вправо, выходим на “подушки” и оттуда продолжаем подниматься на вершину Восточной Белухи.

    Путь подъема на вершину Белуха Восточная (2Б).

    Время движения от плато 2 часа ч.х.в., протяженность 800-900м, уклон до 40. Движение одновременно в связках по плотному снегу до большого плоского участка под вершиной. Оттуда 100м перил до гребня по снежному склону, 45.

    Выход на гребень.

    Небо начинает затягивать облаками, на гребне сильно дует. Оставив рюкзаки, доходим до вершины Восточной Белухи (4506м), 200м, 5-10. На вершине в 12:30. Тур найти не удалось. Немного пофотографировавшись в облаках, возвращаемся за рюкзаками и начинаем спуск по гребню в сторону пер.Белухинский (2Б).

    На вершине.

    Погода совсем испортилась: дует сильный западный ветер и несет облака, снег мягкий и не очень хорошо держит, идем аккуратно. За 40 мин. спускаемся на седловину перевала.

    На седловине пер.Белухинский (2Б).

    Тур искать не стали из-за очень плохой видимости и не очень благоприятных погодных условий, сразу пошли на спуск. 3 веревки по снежному склону с креплением перил за скальные выступы, еще 2 с креплением через ледобуры

    1-я веревка спуска с пер.Белухинский (2Б).

    В нижней части склона небольшой бергшрунд, уклон до 45. Далее в связках за 10 мин. отходим на безопасное расстояние от склонов и встаем на ночевку на пологой части ледника.

    Путь спуска с вершины Восточной Белухи и пер.Белухинского (2Б).

    29.07.2016. День 11.

    Центральное фирновое плато – ледн.Геблера – стоянки Голубой балкон. 4000м – 3000м

    Пройденное расстояние: 3км.

    Подъем дежурных в 6:00. Вопреки ожиданиям с утра не подморозило, а наоборот раскисло - полночи шел дождь. И это на высоте 4000м! Все затянуто облаками. Решаем все равно вставать и начинать есть, и собираться, а там отталкиваться от погодных условий. В 8 утра появилось окно в облаке, в котором просматривался наш дальнейший путь.

    Центральное фирновое плато.

    За 15 мин. подошли к началу верхней ступени ледопада (4-я по счету). Начало спуска пересекает бергшрунд “от уха до уха”. Пересекаем в наиболее узком месте посредством перепрыгивания со страховкой напарником. Далее еще несколько раз проделали данные манипуляции со следующими разломами. Примерно через 10 мин. подошли к трещине, которую (как нам показалось сверху) преодолеть “в лоб” если и возможно, то на это потребуется затратить достаточное количество времени и сил. Было решено идти в обход. В итоге “полезное” расстояние в 100м обходами было преодолено за 40 мин. Снег мягкий, но слабых слоев не наблюдается. По возможности стараемся двигаться по линии падения воды.

    Прохождение 4-й ступени ледопада ледн.Геблера.

    В итоге, примерно за 1 час 20 мин., спускаемся в горлышко под пер.ТКТ (3А). Видны следы сходов лавин и ледовых обвалов. Стараемся пробежать это место как можно быстрее, благо снег в данном месте уже более плотный и передвигаться по нему получается гораздо быстрее.

    В “горлышке”.

    За 10 мин. преодолеваем “горлышко” и встаем на отдых в безопасном месте. Здесь ледник более пологий, но имеет гораздо более широкие разломы, которые нужно либо обходить, либо преодолевать по снежно-ледовым мостам (перепрыгнуть не получится).

    3-я ступень ледопада лед.Геблера.

    Примерно за час доходим до “Голубого балкона”. Это единственное безопасное место для лагеря между 2-й и 3-й ступенями ледопада. Разбиваем лагерь.

    На стоянке есть место под 2-3 небольших палатки, вода из снежника либо ручейка, вытекающего из-под ледника. Возможно перед тем, как поставить лагерь придется провести некоторые подготовительные работы по освобождению площадок от наползающего ледника, т.к. ледник движется и год от года ситуация может меняться. Резюмируя, можно сказать, что по сравнению с 2011-м годом ледник изменился: верхняя (4-я) ступень стала сложнее и более рваной, 3-я же (между пер.ТКТ (3А) и Голубым балконом) наоборот немного упростилась за счет того, что большое кол-во трещин были забиты плотным снегом. Сами стоянки на Голубом балконе тоже стали меньше вследствие того, что ледник их слегка поддавил.

    Завтра нас ждет наиболее сложный участок ледника – 2-я ступень ледопада.

    Ночевка на Голубом балконе.

    30.07.2016. День 12.

    Стоянки Голубой балкон – ледн.Геблера – р.Катунь. 3000м – 1850м

    Пройденное расстояние: 7км.

    Выход около 8 утра. За 40 мин. в связках по ровной боковой части ледника подходим к началу ледопада. Лидирующая связка без рюкзаков уходит на разведку. Приметив наиболее рациональный маршрут, начинаем работать в ледопаде.

    Начало ледопада.

    В итоге, провесив 4 веревки перил (участки до 90), группа вышла на участок, где продолжила движение уже в связках по ледовым полкам (200м, 30).

    2-я ступень ледопада ледн.Геблера.

    Далее выход на пологую часть ледника (около 5).

    Путь прохождения 2-й ступени ледопада ледн.Геблера.

    Продолжаем двигаться в связках, т.к. встречаются достаточно широкие трещины, через которые приходится перепрыгивать или преодолевать по снежно-ледовым мостам.

    Примерно через 50 мин. доходим до поворота ледника на запад и выходим на боковую морену, чтобы по ней обойти очередной ледопад. На морене нас настиг обед. А позже и дождь. Отобедав и подождав пока дождь поутихнет начали карабкаться на морену. Морена представляет собой острый гребень, но это лучший путь для обхода ледопада.

    Тропа по морене в обход ледопада.

    Так за 50 мин. мы вышли к небольшому озеру в кармане между мореной и склоном горы. Есть стоянки под палатку, дров нет. Немного отдохнув и полюбовавшись видом зеленой травы, продолжаем путь. Преодолев небольшой камнеопасный участок, за 30 мин. выходим к р.Катунь. Мы таили надежду, что сейчас появится тропа, и мы сразу помчим к ручью Рассыпному. Но тропа не появилась, а появился чапыжник, и мы начали уныло фрирайдить по нему в поисках того, что хоть как-нибудь отдаленно напоминало бы нам тропинку. Пошел дождь. Примерно через час мы вышли на поляну пригодную для установки палаток. Дождь к этому моменту закончился, но сырость в некоторых частях тела напоминала о том, что он все-таки был и мы слегка промокли. Наличие камней, пригодных для сушки вещей, и дров вокруг вселило еще больше уверенности в наши умы, что ночевать нужно именно здесь! Вечер коротаем посиделками у костра с попутной просушкой барахла.

    Белуха в лучах заката с места ночевки.

    31.07.2016. День 13. Р.Катунь – руч.Рассыпной. 1850м – 1820м – 2300м

    Пройденное расстояние: 5км.

    Утро. Все как обычно по расписанию: подъем в 6, выход в 8. Первая ходка встречает нас кустарником и очень холодной водой в ручьях. Немного спасает наличие неопреновых носков на ногах. Доходим до большого камня возле реки с памятными табличками.

    Недалеко от этого камня есть отличная стоянка с большим количеством мест под палатки. Единственный минус – отсутствие ручья с чистой водой. Через 300м после стоянок находим подходящее место для брода и переправляемся стенкой по колено в воде на правый берег. За 20 мин по прибрежным кушерям добираемся до ручья Рассыпного. Ручей больше похож на небольшую реку, вода в нем имеет голубоватый оттенок, а недалеко от устья находится весьма внушительных размеров водопад.

    Водопад на ручье Россыпном.

    В обход водопада начинаем подниматься в висячую долину по не очень приятным травянистым склонам (уклон до 30). На подъем затратили около 40мин. Выходим в долину и, лавируя по болотистым участкам в зарослях лука, выходим к началу морены (еще 40 мин).

    В долине ручья Рассыпного.

    Заменив чешки на нормальные ботики, продолжаем дальнейший путь. За 1 час 20 мин доходим до небольшого песчаного пляжика на берегу ручья. Время еще позволяло двигаться дальше, но у группы не было достаточно информации по наличию безопасных стоянок далее по пути. Забегая вперед, скажу, что ночевать можно в районе слияния основного тела ледника и рукава из-под пер.Молодых специалистов (2Б) на каменной морене и непосредственно на самом теле ледника под пер.Молодых специалистов (2Б) и Герда (2Б). Но они гораздо менее комфортны. К тому же на второй вода только из снега. Разбиваем лагерь, досушиваем вещи. На завтра назначен ранний подъем.

    Место ночевки на ручье Рассыпном.

    01.08.2016. День 14.

    Руч.Рассыпной – ледн.Черный – пер.Молодых специалистов (2Б) – ледн.Мюштуайры. 2300м – 3170м – 2420м. Пройденное расстояние: 6.5км.

    Если восхождение на Белуху было жемчужиной нашего похода, то прохождение перевала Молодых специалистов, несомненно, можно назвать его изюминкой.

    Ранний подъем. В 2 ночи. Завтрак, сборы. И о чудо - выход в 4! От такой нашей прыти даже сами немного в шоке. Луны нет, с фонарями выходим вдоль ручья под ледник. За 40 мин. доходим до слияния основного тела ледника и рукава из-под нашего перевала. Темно, дальнейший путь не просматривается. Решаем посидеть подождать, когда немного рассветет. Посидели, потом полежали, потом достали спальники и полежали еще… в итоге 1,5 часа. Разбудил нас голос Ивана с фразой: “Ну что, может, пойдем уже?!” – как бы намекая, что мы все-таки в спортивном походе, а впереди нас ждет достаточно суровый перевал. Встали – пошли. По довольно острому и не очень приятному гребешку морены подошли под правый приток ледника (40 мин.). Можно идти и в кармане между мореной и бараньими лбами. Там должно быть попроще, но стоит остерегаться камней слева по ходу движения. Далее связались и за 80 мин. подошли под перевал.

    Подход под пер.Молодых специалистов (2Б).

    Ледник закрытый, есть трещины. Под перевальным взлетом небольшой бергшрунд. За 20мин. по крутому снежному склону поднимаемся на седловину (150м, 40).

    Подъем на пер.Молодых специалистов (2Б).

    В 11 часов на седловине. Седловина скальная, узкая, мест под палатки нет. Готовим чай, перекусываем.

    Группа на перевале Молодых специалистов (2Б).

    В 11:30 начинаем спуск. 1-я веревка по скально-снежно-осыпному склону, крепление перил за скальный выступ (45).

    1-я веревка спуска. Вид с седловины.

    2-я веревка по скалам с участками до 90, крепление перил на скальном выступе на большой наклонной осыпной полке. 3-я веревка по скальному внутреннему углу крутизной 70-80, крепление перил за большой камень на полке. На этой полке, при необходимости, можно установить палатку вплотную к скальной стенке. Размеры полки позволяют, вода есть. 4-я веревка по внутреннему углу крутизной 60-70. Станция на крючьях на меленькой полке (помещается 2 человека с рюкзаками).

    2-я и 4-я веревки спуска.

    5-я веревка по скалам с участками крутизной до 90, крепление за скальный выступ на осыпной полке. 6-я веревка со станцией на небольшой полке (максимум 3 человека) во внутреннем углу. Крутизна склона 60-70 с локальными ступенями до 90. 7-я веревка по скально-осыпным полкам крутизной около 60, станция на скальных крючьях. Далее пешком около 100 м по широкому осыпному гребню контрофорса. С правой стороны он обрывается скальными сбросами, слева снежное поле.

    Скальная часть пер.Молодых специалистов (2Б) в 7 веревок. Седловина перевала за перегибом, на фото ее не видно.

    Уходим налево. Еще 3 веревки, уклон 40, крепление 1-й за большой камень на контрофорсе, 2-я на скальных крючьях в ранклюфте, 3-я на большом камне, лежащем в ранклюфте. В нижней части склона достаточно широкий бергшрунд преодолеваем по снежно-ледовому мосту по перилам. Далее в связках продолжаем движение по пологому закрытому леднику.

    Общая картина спуска с пер.Молодых специалистов (2Б).

    Через 15 мин. выходим на открытую часть ледника, крутизна увеличивается до 10-15, появляются первые трещины. Стараемся держаться правого борта. Через 1,5 часа выходим на зачехленную часть ледник, где ставим лагерь.

    02.08.2015. День 15.

    Ледн.Мюштуайры – р.Мюштуайры – р.Кучерла. 2420м- 1790м

    Пройденное расстояние: 7км.

    Выход в 8 утра. Почти весь ледник завален крупной осыпью. Пытаемся двигаться по левой стороне, получается не очень. Через ходку (40 мин) выходим на центр. Идется чуть получше, но проходить большие расстояния все равно не получается (волнообразный рельеф, большие камни, покрытые зеленым лишайником, которые во время дождя становятся очень скользкими). Через 2 ходки выходим на правый борт морены. Находим тропу, промаркированную туриками. Скорость сразу возрастает. Через 20 мин выходим к окончанию морены, из-под которой мощным потоком вырывается р.Мюштуайры. Позади остаются перевалы Молодых специалистов (2Б), Париж (3Б) и Вектор (3А*).

    Вид с ледн.Мюштуайры.

    Спускаемся в зеленку, встаем на обед.

    Выход в зону леса.

    После обеда по вполне сносной тропе (в паре мест теряется) выходим к слиянию рек Мюштуайры и Кониайры, где встаем на ночевку.

    03.08.2015. День 16.

    Р.Кучерла – оз.Кучерлинское – р.Кучерла. 1790м – 1330м

    Пройденное расстояние: 20км.

    Выход утром в 8:00. По уже знакомой большей части команды тропе направляемся к Кучерлинскому озеру. Тропа хорошо набита, но местами приходится перелазить через завалы. Обедаем на озере, не дойдя одной ходки до его оконечной части. После обеда выдвигаемся дальше. Тропа не представляет из себя никаких трудностей (единственно, грязная), особенно на выходе. Примерно к 18 часам доходим до р.Текелюшка, где встаем на ужин. Поужинав, решаем, что светового времени еще достаточно и можно пройти еще немного. Через 1час 20 мин встаем на ночевку на р.Кучерла возле небольшого притока.

    04.08.2015. День 17.

    Р.Кучерла – пос.Тюнгур. 1330м – 1020м

    Пройденное расстояние: 14км.

    С утра стартуем в сторону Тюнгура. За 20 мин. доходим до урочища, с домом и кафе. Большая группа туристов, встреченная нами там, только проснулась и выходить не спешит. Нас же ждут лепешки, поэтому долго сидеть мы не можем. Продолжаем движение. Проходим мимо писаницы с петроглифами. После разлива реки она подтоплена. К 12 часам дня выходим к памятнику каякеру, загружаемся в бортовой УАЗ и едем навстречу лепешкам. На следующий день рано утром уезжаем в Бийск на заранее заказанном микроавтобусе.

    Выводы, рекомендации.

    Район Катунского хребта Алтая имеет достаточно разнообразных перевалов сложностью от 2Б до 3Б и позволяет спланировать в этом районе походы горные походы 4-6 к.с. К этому располагает также дежурство спасателей на Аккемском озере в течение летних месяцев. По району достаточно информации о перевалах и маршрутах восхождения на вершины. Поэтому на этапе подготовки к походу следует тщательно подойти к поиску информации о перевалах. Довольно-таки длинные заходы по рекам заставили нас задуматься о том, что можно забрасывать груз конным транспортом, а самим двигаться два-три дня налегке до заброски для экономии сил и времени.

    Мы бы рекомендовали этот район для прохождения горных маршрутов 3-й к.с. и выше. 1- 2 к.с. для иркутян нецелесообразны ввиду удаленности района и больших материальных затрат.

    Маршрут был линейным, но сложные и высокие перевалы мы постарались поместить во вторую половину похода для того, чтобы пройти их, имея уже некоторую акклиматизацию.

    При прохождении массива Белухи стоит закладывать больше запасных дней, т.к. именно здесь наиболее часта непогода со снегопадами и плохой видимостью.

    И в завершении хотел отметить, что наличие у участников опыта горных походов в Восточных Саянах и на Алтае, а также ледовые тренировки в районе ледопадов р. Кынгарга и массива пика Мунку-Сардык, позволили нам пройти тот маршрут, который представлен в этом отчете.


    Поделиться ссылкой

    Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
    © 1999-2024 Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru
    о нас
    Rambler's Top100