Автор: Алексей Сейкин, г. Волжский

Отчет о прохождении горного спортивного маршрута 5 к.с. по Киргизии, совершенном группой туристов в период с 03.09.2016 – по 24.09.2016

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Горный

Сентябрь 2016

ПОДРОБНАЯ НИТКА МАРШРУТА

Пройденный маршрут полностью соответствует заявленному.

Маршрут группы:

(заявленный)

База Иссык-Ата – пер. II Туриады (2А) – пер. Туристов (1Б) – пер. Иссык-Ата В. (1Б) – пер. Салык-Ашу (2Б) – пер. Усеченка (3А) – пер. Первомайский (1Б) – пер. Топ-Карагай (2Б) – пер. Симонова (1Б) – пер. Теке-тор (2А) – вер. Теке-тор (3А альп. с сев. гребня) – вер. Корона I башня (3А альп. с перемычки м-ду I и II башней) – а\л Ала-Арча

(пройденный)

ОБЗОРНАЯ КАРТА РАЙОНА

Схема 1 Район маршрута (первая часть карты)

Схема 2 Район маршрута (вторая часть карты)

Схема 3 Район маршрута (третья часть)

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ МАРШРУТА

Пройдено категорийных локальных препятствий: 11

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия (наименование, характер, высота, новизна и т.п.)

Путь прохождения (откуда куда)

Усеченка, 4340 м, ск.-лед. подъем по определяющей стороне

лед. Салык Западный лед. Проценко

вершина

Теке-тор, 4479 м, сн.-лед.

Радиальное восхождение по сев. гребню по варианту Е. Мухамедова, 1957

Корона Iб., 4810 м, сн.-ск.-лед.

Радиальное восхождение с «коронских» ночевок по варианту Е. Белобабченко, 1976

перевал

Топ-Карагай, 4550 м, сн.-лед.

Лед. Кара-Тоо лед. Топ-Карагай

Салык-Ашу, 4460 м, сн.-лед.

Лед. Проценко лед. Салык Восточный

перевал

II Туриады, 4190 м, ск.-лед.

Д.р. Быты (прав. приток) пер. Туристов

Теке-тор, 4150 м, ск.-сн.

Д.р. Теке-тор лед. Аксай

перевал

Туристов, 4192 м, ск.-ос.

Пер. II Туриады лед. Малицкого

Иссык-Ата В., 4100 м, сн.-ск.-ос., пройден новым вариантом

Лед. Малицкого лед. Петросянца II

перевал

Первомайский, 4200 м, сн.-ос.

Д.р. Минджилки д.р. Ашутор

Симонова, 3850 м, ск.-ос.

Д.р. Топ-Карагай д.р. Теке-Тор

Фотограф

ССЫЛКИ НА СЕТЕВОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ К ОТЧЕТУ

Видео - фильм-презентация похода https://youtu.be/iNgaTsTJ8HU

Электронная версия отчета - будет размещена на ресурсе tlib.ru

МАРШРУТНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

Маршрут был утвержден ЦМКК 17 августа 2016 года

В составе: Костин С.И., Лехтман Д., Ярошевский А.Э.

Код-шифр МКК: 100-00-666665554

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА, СТРАТЕГИЯ и ТАКТИКА ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ, НОВИЗНА

Основным двигателем для организации похода для нас является повышение уровня спортивного мастерства, с последующей перспективой присвоения новых разрядов и званий, в случае успешного выступления на Чемпионате России 2016 по спортивному туризму в дисциплине «Маршрут». В стремлении набрать дополнительные «мастерские» баллы разрабатывался спортивный маршрут в новом для группы районе. По этой же причине было желание сделать маршрут с количеством локальных препятствий больше необходимого для пятерки минимума. Для увеличения разнообразия технической работы в маршрут были включены альпинистские маршруты, которые позволили поработать на интересных скальных и ледовых стенах.

Немаловажным для выбора района стала красота Киргизских гор, поэтому идея о выборе нового района для похода реализовалась в виде маршрута по северным отрогам Киргизского хребта и по наиболее примечательному месту района - Аксайской подкове.

Также маршрут был организован для действующих инструкторов-преподавателей ООО «Нанок», с целю повышения сплоченности коллектива, подготовки их к будущим самостоятельным руководствам. Другими словами, поход стал спортивным мероприятием корпоративной направленности.

Основной стратегией было постепенное увеличение напряженности маршрута и повышение технической сложности препятствий. С этой целью маршрут фактически представил из себя ряд стадий:

• акклиматизационная часть с техническими тренировками (долины р. Быты, Минджилки),
  • часть максимальной технической сложности с наиболее трудными ЛП (перевалы Усеченка 3А с определяющей стороны и перевал Салык-Ашу 2Б) в интенсивном 4-х дневном кольце,
  • завершающая часть с максимальным количеством «обзорно-видовых» и эмоционально интересных препятствий (красивейший и технически интересный ледопад Кара-Тоо, восхождения на вершины Теке-Тор и Корону)

Немаловажным фактором при выборе района и сроков стал факт наличия устойчивой хорошей погоды в северной части Киргизского хребта в сентябре. Хорошая погода позволила нам пройти 100 маршрута.

К фактору новизны в маршруте можно отнести достаточно широкий охват района в рамках одного похода, когда удалось пройти и по редко посещаемым долинам Быты и Минджилки, и одновременно побывать в альпинистском районе Аксая, без переезда между районами на транспорте.

ВИЗА, ТРАНСФЕР, РЕГИСТРАЦИЯ В ПСО, СТРАХОВАНИЕ ОТ НС

Виза

Кыргызстан является страной безвизового въезда для граждан РФ (2016 год). Для въезда нужен паспорт гражданина РФ. Актуальную информацию по визовому режиму нужно искать на сайте МИД РФ.

Валюта - сом. Стоит чуть меньше рубля. Обменять можно в аэропорту по нормальному курсу.

Трансфер

Район привлекает достаточно удобным трансфером. Перелет из Москвы в столицу Киргизии Бишкек занимает 4 часа. Билеты брались за 9 месяцев до маршрута, еще в феврале. Стоимость перелета в одну сторону в среднем 7500 руб. на человека. Туда летели Уральскими Авиалиниями. В Билет включены 10 кг ручной клади в салон + 23 кг для багажа. Для ускорения выхода на маршрут продукты закупались и фасовались еще на «большой земле». Дополнительное одно багажное место стоило 1800 руб. Поэтому с собой у нас было 4 транспортных баулов с продуктами и снаряжением. Общую стоимость это увеличило не сильно, зато очень удобно и время экономит.

Заброска

Заброску к началу маршрута и выброску осуществляли ребята от "Dostuck-Trekking" (http://www.dostuck.com.kg). Трансфер «Аэропорт - Иссык-Ата» обошелся в 125 евро. Трансфер «Ала-Арча - Аэропорт» обошелся в 100 евро. В целом дорого, но надежно, вежливо и в срок.

Газ

Они же обеспечат размещением в гостевом доме в Бишкеке за 500 руб. с человека в сутки. Газ тоже заказывался у них по бешенным ценам 9 евро за 1 банку 450 гр. газа. Нормальной альтернативы этой стоимости мы не нашли. На самолете газ провозить запрещено.

Регистрация в ПСО

По законодательству спасработами должны заниматься отряды быстрого реагирования МЧС республики. Объективности ради следует отметить, что качество и своевременность спасательных операций этих подразделений в горах оставляет желать много лучшего. Если есть альтернативные варианты, то лучше в эту организацию вообще не обращаться, дабы не терять время и беречь нервы.

Тем не менее, вот координаты Министерства Чрезвычайных ситуаций КР:

тел.: +996 (0) 3222 21844

факс: +996 (0) 3222 56077

E-mail: od.mchs@mail.ru

Служба спасения в горах Киргизии

Реальными спасработами занимается Служба Спасения в горах Киргизии (http://www.rescue.centralasia.kg/index.php/ru/). Это некоммерческая специализированная организация. Миссия службы - спасение людей в горах. Работы проводят спасательные отряды с применением современного спасательного снаряжения и вертолета. В состав отрядов входят опытные альпинисты и спасатели. Работы проводятся на горном рельефе любой сложности, на любых высотах и маршрутах. Предоставляется медицинская помощь во время и после спасательных работ, а также репатриация пострадавших на родину. Организация не содержит постоянный штат спасателей, а имеет договора с опытными альпинистами и туристами, имеющими специальную подготовку. Гарантией участия опытных спасателей в спасательных операциях является очень высокая зарплата во время проведения этих операций.

Единственным условием проведения спасательных работ является гарантия их оплаты. Без гарантии оплаты спасательные работы не начинаются. Этой гарантией может быть заранее заключенный договор на проведение спасательных работ, наличие соответствующей страховки, гарантия банка или любого другого платежеспособного органа.

Страховка

Это целый квест, чтобы выбрать страховую, которая реально оплатит ПСР в горах с применением авиации, чтобы при это эта страховка не стоила космических сумм. Так, что выбор не большой.

Ниже перечень пунктов, на которые Вам нужно опираться при приобретении страхового полиса:

1) общая сумма страхового покрытия не менее 30 000 Евро

2) страховка действует на территории Кыргызстана

3) страховое покрытие покрывает такой вид спортивной деятельности, как альпинизм

4) страховой полис покрывает поисково-спасательные работы, связанные с использованием вертолета (не менее 10000 евро)

Мы страховались в СК «СОГЛАСИЕ» в Московском офисе. (http://www.soglasie.ru/). Полис на 19 дней обошелся в 76 евро с человека. Это 5489 руб. на август 2016. Важный момент - в полисе дополнительно указывается код страхования - SR. Сканы полисов мы высылали в СЛУЖБУ СПАСЕНИЯ В ГОРАХ КИРГИЗИИ вместе с маршрутными документами, после чего нас там зарегистрировали и сообщили телефонные номера для связи с дежурным.

Ермоленко Ольга

Ведущий специалист

Агентства №304

Управления по работе с агентствами

ООО "СК "Согласие"

Россия, г. Москва, Сокольническая пл., 4А, офис 334

тел. +7(495) 926-43-24

тел. + (495) 739-01-01, доб.3574

e-mail: olga.ermolenko@soglasie.ru

www.soglasie.ru

Сотовая связь

Сотовая связь местных операторов достаточно дешевая, выбор есть среди 2-3 компаний. Мы покупали местные симки оператора О!

Спутниковая связь

В группе имелось - спутниковый телефон оператора GlobalStar, спутниковый мессенджер Iridium (получение прогноза погоды), спутниковый трекер SPOT3 - для контроля передвижения группы по маршруту.

ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ И АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА

Из любой точки маршрута севернее главного Киргизского хребта возможен аварийный выход по долинам к автодорогам, ведущим в Бишкек. Время выхода – не более полутора суток в форсированном темпе движения.

Были разработаны 5 запасных вариантов маршрута:

• Исключение участка «пер. Топ-Карагай (2Б) - пер. Симонова (1Б) – пер. Теке-тор (2А) - вер. Теке-тор 4479 м (3А альп. с севера) - вер. Корона I башня (3А альп. с седловины м-ду I и II башней)» и завершение маршрута в сан. «Теплый Ключ»
  • Замена участка «пер. Салык-Ашу (2Б) + пер. Усечен-ка (3А) + пер. Первомайский (1Б)» на участок «пер. Иссык-Ата (1А) - д.р. Зап. Каракол - р. Чарташ - пер. Москва (3А)»
  • Исключение вер. Теке-тор 4479 м (3А альп. с севера)
  • Исключение вер. Корона I башня (3А альп. с седловины м-ду I и II башней)
  • Замена пер. Топ-Карагай (2Б) на пер. Инструментальщик (2А)

ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ

Заявленный маршрут пройден по основному варианту. Изменений маршрута не было.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПО МАРШРУТУ

-143

Переменная облачность

06.09.16

Тренировочно-акклиматизационный выход под пер. Туриады II (2А)

+386

-386

07.09.16

Пер. Туриады II (2А) - пер. Туристов (1Б) - морена ледн. Малицкого

+700

-700

06:55

Пер. II Туриады (2А) – пер. Туристов (1Б)

Небольшой снег, переменная обл.

08.09.16

05:10

Пер. Салык-Ашу (2Б)

11.09.16

Ледн. Салык В. - ледн. Салык Зап., подход по пер. Усеченка (3А)

+200

-1100

Переменная обл., снег

14.09.16

Д.р. Минджилки - подход под пер. Первомайский (1Б)

Ясно, ветрено

Д.р. Ашутор - слияние р. Аламедин и р. Алтынтор

-800

17.09.16

Слияние р. Аламедин и р. Алтынтор - подход под пер. Топ-Карагай (2Б)

+1200

-500

пер. Топ-Карагай (2Б)

19.09.16

Ледник Топ-Карагай - подход под перевал Симонова (1Б)

-960

+ 200

02:45

20.09.16

Долина р. Топ-Карагай - пер. Симонова (1Б) - пер. Теке-Тор (2А)

+1300

-500

06:40

пер. Симонова (1Б)

пер. Теке-тор (2А)

21.09.16

Восхождение на пик Теке-Тор по северному гребню, Мухамедова, 1957 (3А)

+600

+20

- 20

23.09.16

Восхождение на пик Корона, I Башня по варианту Белобабченко, 1976 (3А) - спуск на стоянки Рацека

+1000

-1500

08:30

вер. Корона I башня (3А альп. с седло-вины м-ду I и II башней) Е. Белобабченко, 1976

Ясно, штиль

ВЫСОТНЫЙ ПРОФИЛЬ МАРШРУТА

Техническое описание прохождения маршрута

Введение

В техническом описании маршрута дается орографическая ориентация элементов местности, либо делается специальная оговорка "по ходу".

Время движения дается в ходовых часах, то есть приводится фактическое время движения без остановок, но с учетом времени технической работы и разведок. В случаях, когда техническая работа занимает значительную долю времени прохождения каждого участка, дается общее время прохождения, отсчитанное по последнему участнику.

Высота, категория сложности перевалов, а также наименования рек, долин, ледников и хребтов даются по:

Перечню классифицированных перевалов "Высокогорные перевалы". (http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/sev_tsh.shtml)

В остальных случаях приводятся принятые среди туристов и альпинистов названия.

База Иссык-Ата - слияние реки Быты и реки Иссык-Ата

03 сентября 2016

03:17

+549

N42° 32.651' E74° 51.988'

Пройденное расстояние, км:

Наш маршрут начинается от базы-санатория Иссык-Ата (Фото 1). К санаторию мы приезжаем из аэропорта около 7 утра на транспорте «Достук Треккинг». Оставляем водителю «городские вещи», еще раз проговариваем время и место обратного трансфера после завершения маршрута.

Около 1,5 часов уходит на перераспределение продуктов и снаряжения. Поскольку наш маршрут не предполагает выход в «цивилизацию» за забросками продуктов - все продукты и снаряжение мы несем сразу. Сегодня самые тяжелые рюкзаки. У парней в среднем 42-44 кг.

Выходим на маршрут в 09:30. Ясно, жарко (+28). Сразу от базы Иссык-Ата переходим на левый берег по капитальному мосту. Выходим на хорошую тропу. Хорошая тропа по левому берегу реки Иссык-Ата будет идти до самых ее верховьев. Переходы делаем по 30 минут, с 10 минутным отдыхом. Через 3 перехода делаем обед-перекус. После обеда продолжаем идти по тропе с постепенным набором высоты (Фото 2). Выходим на уровень слияния рр. Быты и Иссык-Ата, начинаем присматривать место для ночевки, поскольку тропа выше слияния этих рек идет по крутоватым склонам. Пройдя 3 перехода по 30 мин. после обеда нашли место под лагерь. Спуск к воде есть, дрова в наличии. Готовим тем не менее на газе - для оперативности. На костре сжигаем упаковку от продуктов. После ужина переукомплектовываем часть продуктов и снаряжения для заброски, которую понесем завтра.

Сегодня мы прилетели в аэропорт в 4 утра, поэтому учитывая отсутствие акклиматизации - отбой в 20:00. Сегодня началось наше «акклиматизационное» кольцо, которое мы завершим через 5 дней в районе урочища Ортокёль.

Схема 4 - Ночевка 03 и 04 сентября

Слияние реки Быты и реки Иссык-Ата - заброска к ур. Ортокёль

04 сентября 2016

07:55

+750 / -750

N42° 32.651' E74° 51.988'

25 (в зачёт 12,5 км)

План сегодня заключается в доставке заброски к урочищу Ортокёль. Также нам необходимо разведать путь перехода через р. Иссык-Ата, для того, чтобы на следующий день выйти в долину р. Быты. Продукты и снаряжение в заброску мы переукомплектовали вчера - получилось примерно 30 от веса рюкзаков.

Выходим на маршрут в 09:00, оставив охранять лагерь одного из участников с радиостанцией. Подъем некрутой, тропа, по-прежнему хорошо набита. Через 10 мин. Обнаруживаем естественный мост через реку Иссык-Ата. Отмечаем его координаты. Еще через 30 мин. подходим к указанной на карте скале Джарташ. Продолжаем движение по тропе, и через 10 минут выходим к капитальному стальному мосту (Фото 3) через р. Иссык-Ата, по которому переходим на правый берег. За 2 перехода по 30 мин. от скалы Джарташ мы выходим к озеру Ортокёль (Фото 4). Это среднее, самое крупное озеро из трёх. Выше озера тропа снова переходит на левый берег. В месте перехода течение не сильное, брод не вызывает трудностей. Еще через 30 минутный переход выходим выше верхнего (третьего (Фото 5)) озера, по сути являющегося залитой дельтой (слиянием) рек Иссык-Ата Сев и Минджилки.

На левом берегу, на высоте 3167 м, выше на склоне в скалах делаем нашу закладку. К выбору места заброски нужно отнестись серьезно, поскольку в районе не раз отмечались случаи разграбления туристских забросок местными охотниками, которые являются хорошими следопытами и по немногочисленным признакам легко могут обнаружить место заброски. Что касается животных - то большинство грызунов в это время уже в спячке, а крупным животным не под силу разобрать крупные обломки камней. Все продукты и снаряжение упаковано в гермомешки.

На закладку заброски ушел 1 час.

К месту ночевки в форсированном темпе вернулись за 03:00 ЧХВ. Уже в сумерках, в 19 часов выходим к лагерю.

Слияние реки Быты и реки Иссык-Ата - правый приток р. Быты, подход под пер. Туриады II (2А)

05 сентября 2016

+1048 / -143

N42° 28.731' E74° 52.530'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 06:00. Выходим в 08:10 в сторону естественного моста через реку Иссык-Ата (вверх по течению). Через 10 минут подходим к месту переправы. Координаты переправы (Фото 6) N42° 32.690' E74° 51.484', высота 2494 м. Переправа - огромные скальные обломки, нависшие над руслом. Камни немного влажные, но держат хорошо. Переходим с гимнастической страховкой. Необходимости вешать перила нет. Очень важно, перейдя на правый берег, найти сразу же тропу, уходящую траверсом склона в долину р. Быты. Без тропы можно потерять много времени и еще больше сил, поскольку берег (склон) обильно изрезан оврагами (Фото 7), все это заросло колючим кустарником. За 5 переходов по 30 минут постепенно выходим в основную долину р. Быты. За это время мы шли вдоль русла реки. Нам открывается панорама верховий долины Быты с ледниками и перевальными склонами Главного Киргизского хребта. Тропа постепенно сходит на нет. К концу пятого перехода становимся на обед и запасаем воду, поскольку ВЫШЕ ПО ДОЛИНЕ РЕКА ТЕЧЕТ ПОД МОРЕНОЙ. Родник 1 на месте обеда. (N42° 30.433' E74° 52.460'). Родник 2 выше по долине на 1,5 км (N42° 29.429' E74° 52.136'). Погода с небольшой облачностью. После обеда продолжаем движение - 5 переходов по 30 минут и выходим к месту ночевки - первая моренная терраса в долинке правого притока р. Быты (Фото 8). Тропы на этом участке практически нет. Альпика постепенно переходит в морены. К вечеру погода ухудшается, срывается крупа-морось. На ночевку становимся к 16:00.

Схема 5 - Ночевка 05 и 06 сентября

Тренировочно-акклиматизационный выход под пер. Туриады II (2А)

06 сентября 2016

+386 / -386

N42° 28.731' E74° 52.530'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 06:30. По плану сегодня тренировка - ледовые занятия на склонах перевала Туриады II (2А). Несмотря на проводимые ледовые занятия в зимнее время (см. видео https://youtu.be/neZKWK4l-hs) еще на этапе разработки маршрута мы хотели начать техническую работу на перевалах после предварительной снежно-ледовой тренировки, чтобы «руки вспомнили».

В 08:30 вышли из лагеря в полном составе, взяв с собой перекус и все «железо» с веревками. За 30 минут вышли к нижней части ледника. Одели кошки, системы, каски (Фото 9) и вышли по открытому леднику в сторону перевального склона. За 30 мин вышли по левому краю ледника к перевальному взлету. Устроили перекус (Фото 10) (Чай на газе + орехи-сухофрукты) и разделившись попарно на связки пошли отрабатывать различные технические моменты: Подъем по склону с одновременной и попеременной страховкой, организация станций на ледобурах, страховка и самостраховка при срыве (Фото 11). Занятия продолжались в течение 4 часов. В течение дня разработали тактику подъема на перевал на завтра, посмотрев на состояние склона.

Под перевальным взлетом на морене оставили веревки и железо на завтра.

В течение многих лет себя положительно зарекомендовала подобная практика постепенного «входа в район» через такие тренировки-разведки для повышения боевого духа группы.

Погода - с утра ясно, безоблачно. К обеду снег минут на 30. Во второй половине дня - ясно. В лагерь спустились по центральной части ледника к 17:10 (Фото 12).

Пер. Туриады II (2А) - пер. Туристов (1Б) - морена ледн. Малицкого

07 сентября 2016

06:55

+386 / -386

N42° 27.034' E74° 51.487'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 05:30. Сегодня предстоит техническая работа, поэтому выходим в 07:30. Выходим к языку ледника отличным от вчерашнего пути подъема - этот путь увидели с гребня морены вчера при спуске. За 35 минут с рюкзаками вышли в нижнюю часть ледника и одели кошки. Еще через 40 минут вышли по правому краю ледника под перевальный взлет. Начинаем восхождение в связках с одновременной страховкой в 09:50. За 1 час вышли под бергшрунд. От бергшрунда вешаем перила до самой седловины. Провесили 4х50 м. Погода портится - начинает понемногу мести снег. В 14:30 выходим на седловину. Фактическая высота 4190 м, что на 190 м выше, указанной в классификаторе (подробное описание тактики прохождения перевала дано в паспорте перевала, см. ниже). Находим тур. Сняли записку группы Чебоксарского горного клуба под руководством Дорофеева А.В. от 13.09.14 (Перевальная записка 1 - пер. Туриады II (2А)). Фотографируемся (Фото 16). Погода нестабильная, но с тенденцией к улучшению. Решили этим воспользоваться. На седловине готовим обед-перекус. В 16:00, после предварительной разведки, выходим в сторону перевала Туристов (1Б). В 16:15 выходим к туру перевала Туристов (Фото 18). Записки в старой ржавой банке нет. С перевала виден путь подьема на перевал Иссык-Ата Восточный (1Б) (Фото 18). Еще одно фото на перевале и в 16:30 начинаем спуск в долину Быты. Спуск по мелкой осыпи, крутизной 40-45 градусов. Большой сложности не представляет, но требует движения плотной группой из-за крутизны. Обязательна самостраховка ледорубом, треккинговыми палками. Категорически не рекомендуем проходить перевал в обратную от нашего пути движения сторону - будет очень долго и очень трудно. А вниз 500 метров по высоте мы «проехали» за 30 минут (Фото 19). Еще за 1 час ЧХВ вышли в долину Быты, не доходя до языка ледника Малицкого около 1 км. В 18:00 встали на ночевку.

Схема 6 Масштаб 1:50000

Паспорт перевала им. II-й Туриады (2А)

Им. II-й Туриады

4000*

4190**

Геопозиция: N42° 27.857' E74°52.685'

1. Экспозиция склонов: Север-Юг
2. Что соединяет и связывает: р. Быты - лед. Спутник V (р. Кок-мойнок)

04:30

СЮ

4. Условия, при которых изменяется категория трудности: нет
5. Описание прохождения: с пологой части ледника (где при желании/необходимости можно заночевать) выходим на пологий подъем (200) к бергшрунду (участок R0-R1) в связках по 2-е. Страховка одновременная (Фото 14). Этот 200 метровый по протяженности участок проходим за 1 час. Снег глубокий. Тропим. Бергшрунд обходим слева по ходу движения. Первый участник выходит без рюкзака с нижней страховкой от бергшрунда вверх на всю длину веревки (50 м) (участок R1-R2). На участке лед, снега мало. Крутизна склона 450-500. Лидер организует 2 ППС на бурах. Лидер делает в точке R2 станцию на ледорубе (снова снег). Следующий участок (участок R2-R3) проходим такой же тактикой. Выход лидера на 50 м вверх по снежному склону крутизной 300-350 и в точке R3 делает станцию на ледорубе. Поскольку у нас на маршруте три веревки, то работаем параллельно на двух-трех участках (Фото 15). Снова выход с нижней страховкой на всю веревку на следующий участок (участок R3-R4). Склон по-прежнему удобен и безопасен для движения с нижней страховкой. Крутизна немного возрастает до 450. Протяженность участка 50 м. Наверху в точке R4 смогли докопаться до льда. Делаем станцию на бурах. Выходим на финальную веревку (50 м) по снежному склону крутизной 450. Этот участок (участок R4-R5) заканчивается вверху на перевальном гребне. На гребне перила крепим за скальный выступ. Седловина перевала скальная, не широкая. Ночевать особо негде. С Седловины хорошо виден путь не крутого скально-осыпного траверса в сторону седловины перевала Туристов (1Б) (Фото 17). Переход на нее занял 15 минут.
6. Профиль перевала:

7. Протяженность, крутизна, время прохождения участков, требования к организации страховки.

Схема 7 пер. Туриады II (2А) с севера

R0-R1

200 м

Одновременная страховка

Камнепады возможны с пика справа по ходу

50 м

Ледоруб

Ледобур

Скальный выступ

8. Возможные опасности и меры безопасности: Перевал ледово-скальный, камнеопасен по пути подьема с севера (скальный пик справа по ходу, хорошо виден на фото). Рекомендуется данный участок проходить пораньше, пока камни не начали вытаивать.
9. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: 2-3 веревки, жумары, ФСУ, 3-4 ледобура, кошки, каски, ледорубы
10. Возможные и рекомендуемые места ночевок: с севера возможна ночевка на леднике под перевальным взлетом на безопасном расстоянии от камнеопасных склонов. С Юга ночевка возможна на седловине перевала Туристов (1Б).

Паспорт перевала Туристов (1Б)

Туристов (1Б)

4000*

4192**

Геопозиция: N42° 27.702' E74° 52.641'

1. Экспозиция склонов: Северо-восток - Юго-запад
2. Что соединяет и связывает: р. лед. Бытый С. - лед. Варданянца (Муз-кель) (р. Кок-мойнок))

СВЮЗ

4. Условия, при которых изменяется категория трудности: нет
5. Описание прохождения: С седловины перевала Туриады II (2А) хорошо виден путь не крутого скально-осыпного траверса в сторону седловины перевала Туристов (1Б) (Фото 17). Переход на нее занял 15 минут. С перевала виден путь подьема на перевал Иссык-Ата Восточный (1Б) (Фото 18). Еще одно фото на перевале и в 16:30 начинаем спуск в долину Быты. Спуск по мелкой осыпи, крутизной 40-45 градусов. Большой сложности не представляет, но требует движения плотной группой из-за крутизны. Обязательна самостраховка ледорубом, треккинговыми палками. Категорически не рекомендуем проходить перевал в обратную от нашего пути движения сторону - будет очень долго и очень трудно. А вниз 500 метров по высоте мы «проехали» за 30 минут (Фото 19).

Схема 8 пер. Туристов (1Б) с Юго-запада

Седловина перевала Туристов - R1

Мелкая осыпь

500 м

Камнепад

Осыпь, курумник

2000 м

10-200

8. Возможные опасности и меры безопасности: Опасность сбросить камни на впередиидущих при движении с седловины перевала вниз. Чтобы этого избежать необходимо движение плотной группой.
9. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: Треккинговые палки или ледоруб. Каски, рукавицы.
10. Возможные и рекомендуемые места ночевок: Ночевка возможна на седловине перевала Туристов (1Б) или только в долине р Быты (точка R2)

Долина р. Быты - пер. Иссык-Ата В. (1Б) - ур. Ортокёль

08 сентября 2016

+530 / -990

N42° 28.163' E74° 47.304'

14,6

Подъём в 06:00. В 07:40 выходим в направлении ледника Малицкого, его правого борта. Виден путь подъема на перевал (Фото 20). За 2 перехода по 30 минут вышли на ледник (Фото 21). Он открыт. Одеваем кошки и продолжаем подъем по леднику. Крутизна льда 100-150. В нижней части ледник частично покрыт моренной осыпью. Ледник Маллицкого (Б. Батый) представляет из себя открытый ледник без значительных трещин и разломов. Пересекли его подойдя под правую боковую морену, с которой идет подъем на пер. Иссык-Ата Вост. (1Б). Через 35 минут подошли под перевальный взлет. В прочитанных нами отчетах говорилось, что в основании ледника есть что-то типа рантклюфта, через который группы навешивали веревки. Так же в описаниях описан классический путь подьема на пред перевальную ступень по снежному кулуару. В нашем случае рантклюфта не было (очевидно подзабился снегом). Подойдя к перевальному взлету, мы увидели еще один дополнительный путь подьема (Фото 22), не по снежному кулуару, а по скальным полкам справа по ходу движения. Решаем, сделав предварительную разведку, идти новым вариантом. Поднимаемся по скально-осыпному борту справа по ходу движения, пересекая неширокие осыпные кулуары по одиночке. Окончательно выходим на скальный гребень правого борта. В целом все идется ногами, но не особенно удобно переходить по «ступеням» скального гребня - высота их в среднем 1,5 метра (Фото 23). Встретилось пара участков простого лазания, без необходимости навешивать перила в случае если группа владеет техникой передвижения по скалам. За 35 минут такого лазания вышли по правому гребню на пред перевальную ступень морены. Здесь можно ставить палатки. Это был определяющий участок для данного перевала с нашей (восточной) стороны. Дальше до самой седловины все идется ногами (Фото 24). Через 30 минут мы вышли на перевал Иссык-Ата Восточный (1Б). Уточнили координаты - перевал фактически почти на 200 метров выше отметки, указанной в классификаторе. Но это было известно и из отчетов. Седловина перевала - небольшое плато, есть место под палатки (Фото 25). Открывается шикарный вид на наше самое сложное препятствие - перевал Усеченка (3А). Нашли в туре записку группы туристов т/к «Спутник» (Перевальная записка 2 - пер. Иссык-Ата В (1Б)), под руководством Скунцев Е.А. от 06.08.16, которые прошли перевал в обратном нам направлении, с ледника Петросянца II. Полчаса провели на перевале, в 12:45 начинаем спуск плотной группой. Спуск до ледника Петросянца II - мелкоосыпной склон, очень похожий на спуск с перевала Туристов (1Б). И вновь мы рекомендуем проходить перевал Иссык-Ата восточный в «нашем» направлении (Восток-Запад), т.к. подъём по осыпи будет очень утомительным. За 15 минут спуска сбросили 200 метров по высоте и вышли на ледник Петросянца II (Фото 26). Ледник частично закрыт. Одеваем кошки, системы, связываемся. За 50 минут проходим весь ледник, выходим на моренные валы. Снимаем системы, кошки. Вдоль русла ручья проходим 40 минут по морене (Фото 28), становимся на обед у озерка. Снова, как и в предыдущие дни, примерно около 2-3 часов дня портится погода, но потом снова улучшается. Через 3 перехода по 30 минут выходим к разливам Иссык-Аты, бродим их и на ночевку становимся неподалеку от места заброски, выше третьего озера. Заброска в порядке, забираем оттуда все вещи, отбираем продукты и снаряжение для следующего кольца. Остаток продуктов для завершающей части похода возвращаем в заброску.

Наша акклиматизационная часть маршрута прошла успешно и по графику. Физически и морально мы готовы к преодолению перевалов Салык-Ашу (2Б) и Усеченка (3А). Но для их успешного прохождения погода значит не меньше, чем наша подготовленность.

Схема 9 Место ночевки после завершения первого кольца - 08.09.16

Паспорт перевала Иссык-Ата Восточный (1Б)

Иссык-Ата (1Б)

4200*

4070**

Геопозиция: N42° 25.790' E74° 50.315'

1. Экспозиция склонов: Северо-восток - Юго-запад
2. Что соединяет и связывает: лед. Петросянца II (Иссык-Ата) - лед. Маллицкого (Б. Бытый) (р. Бытый)

02:15

СВЮЗ

4. Условия, при которых изменяется категория трудности: нет
5. Описание прохождения: Описание дается от ледника Маллицкого (Фото 20). Участок движения по леднику до перевального взлета (R0-R1) протяженностью 600 м пролегает по льду крутизной 100-150. Основная трудность перевала начинается с участка перевального взлета (R1-R2). Это не очень сложное лазание, которое без рюкзака вообще не представляет трудности. Протяженность около 300 метров, набор высоты 150 метров, крутизна до 300. Характер склона - мелкая и средняя осыпь между скальными обломками. Этот участок пройден за 30 минут. Следующий участок (R2-R3) - выход на перевал по морене крутизной 300. Участок спуска с перевала (R3-R4) требует движения плотной группой. Это глиссирование по мелкой осыпи (Фото 27).

Схема 10 пер. Иссык-Ата В. с северо-востока

Схема 11 пер. Иссык-Ата (1Б) с юго-запада

600 м,

00:35

100-150

В кошках

Мелкая осыпь, скальные полки

Самостраховка

Кулуары камне опасны, проходить по одному

Средняя осыпь

Мелкая и средняя осыпь

00:15

8. Возможные опасности и меры безопасности: Опасность сбросить камни на впередиидущих при движении с седловины перевала вниз в сторону лед. Петросянца II. Чтобы этого избежать необходимо движение плотной группой.
10. Возможные и рекомендуемые места ночевок: Ночевка возможна на седловине перевала Иссык-Ата В. (1Б) или на моренной ступени с северо-восточной стороны перевала (в 300 метрах ниже седловины)

Схема 12 Масштаб 1:50000

Долина р. Минджилки и р. Иссык-Ата - Озеро Петросянца

09 сентября 2016

+488

N42° 28.104' E74° 45.871'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 06:00. С утра непогода, дождь с сильным ветром. Будем собираться сейчас - на восхождение к пер. Салык-Ашу (2А) пойдем в сырой одежде и с мокрыми палатками. А поскольку путь предстоит на верх, в снега - сушится там особо негде. График маршрута позволяет нам немного задержаться. К 12 дня начало понемногу разметать облака. Готовим обед и сразу, как заканчивается дождь, начинаем собираться.

Выход в 14:20. Погода ветреная, но без осадков. Облачно. Понятно, что к вечеру снова заметет. Поэтому запланировали подняться к озеру Проценко и там встать на ночевку. От озера течет ручей. По его правому борту есть высокий моренный гребень, по которому мы за 3 перехода по 40 минут набрали по высоте почти 500 метров и вышли на берег озера. Здесь встаем на ночевку. Начинает идти мокрый снег. Готовим в тамбуре. Не смотря на мерзкую погоду мы полны оптимизма: по спутнику передали хороший прогноз на ближайшие пару дней, а мы удачно сегодня подловили окно хорошей погоды и набрали высоту. Это значит, что завтра будем сразу пытаться пройти Салык-Ашу (2Б).

Схема 13 Место ночевки на озере Проценко

Оз. Петросянца - пер. Салык-Ашу (2Б) - ледн. Салык Восточный

10 сентября 2016

05:10

+657 / -650

N42° 30.283' E74° 44.303'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 06:00. С утра - замечательная ясная погода. Виден перевал Иссык-Ата В. (1Б) на противоположной стороне (Фото 29). Выход в 07:40. За 01:20 ЧХВ подошли под ледник Ленинградцев. Еще через 10 минут вышли на ледник (Фото 30). Ледник закрытый. Снега 10-15 см. Одеваем кошки, системы, связываемся. Солнце жарит капитально. Идем 35 минут по пологой (100) части закрытого ледника, постоянно перешагиваем трещины. Впереди от слияния двух ветвей ледника виден цирк перевала Усеченка (3А) (Фото 31). От места слияния поворачиваем направо по ходу движения. Отсюда начинается подъем в цирк перевала Салык-Ашу (2А) по закрытому леднику крутизной 200. За 1 час ЧХВ вышли в средину цирка. Крутизна склона и глубина снежного покрова остаются прежними, но от солнца снег уже «киснет». За 50 минут ЧХВ подходим к участку перевального взлета (Фото 32). Глубина снега 40 см. Участок перевального взлета начинается с высоты 4200. Крутизна 400-450. На седловину выходим за 40 минут, в 12:50 (Фото 33). Находим тур, снимаем записку группы т/к МГУ под руководством Смирнова Л.Г., совершавших поход 5 к.с. от 03.08.16 (Перевальная записка 3 - пер. Салык-Ашу (2Б)). Группа шла перевал обратно нашему направлению (с ледника Салык Вост.) Делаем групповое фото. У этого перевала определяющая сторона - северная, так что основная техническая работа для нас ожидает на спуске.

На седловине поставить палатки почти негде, но при большой необходимости можно чуть подкопать склон, чтобы разместить 1-2 палатки.

Спуск с перевала начинается полого. Первые 30-40 метров крутизна не более 200. С этой северной стороны глубина снега не менее 0,5 метра. Первую станцию сделали на ледорубе (Фото 34) и спустились (крутизна 400) на всю веревку в огромную мульду, бывшую когда-то гигантским бергшрундом Последний участник уходит с нижней страховкой без рюкзака. Спустившись проходим в связках влево траверсом данной мульды около 150 метров (Фото 36).. Отсюда снова кидаем вниз 50 м веревки, закрепив ее на станции из ледорубов (снег по-прежнему очень глубокий). Крутизна на этом участке достигает 300. Длины веревки хватает до нижерасположенного бергшрунда, который обходим слева по ходу. От бергшрунда делаем станцию на бурах и уходим еще на 50 м веревки вниз. На этих участках последний участник уходит с нижней страховкой без рюкзака. Пройдя всего три веревки от седловины перевала видим полностью дальнейший путь спуска до пологой части ледника Салык Восточный (около 400 метров по протяженности) (Фото 35). Хотя крутизна остается в пределах 300-400 - дальше спускаемся с одновременной страховкой в связках. В 16:00 вышли на пологую часть ледника и за 40 минут в связках по частично открытому леднику проходим до моренных осыпей справа по ходу, где и ставим лагерь. Шикарная погода дает нам 1,5 часа искупаться и постираться в ледяных водах ручейка, и успеть все просушить до захода солнца.

Схема 14 Место ночевки на леднике Салык Восточный

Паспорт перевала Салык-Ашу (2Б)

Салык-Ашу (2Б)

4450*

4367**

Геопозиция: N42° 29.415' E74° 44.938'

1. Экспозиция склонов: Север - Юг
2. Что соединяет и связывает: лед. С. Рериха (Салык В.) - лед. Ленинградцев (Проценко В.) (р. Иссык-Ата)

06:30

ЮС

4. Условия, при которых изменяется категория трудности: нет
5. Описание прохождения: Описание дается от цирка перевала Салык-Ашу (2Б) с юга (Фото 32). Первый участок (R0-R1) проходит по пологой части закрытого ледника в цирке. Крутизна 200. Движение в связках. Протяженность 300 м. Следующий участок (R1-R2) - собственно перевальный взлет. Это крутой снежный склон протяженностью 200 м и крутизной до 450. Глубокая тропежка. Участок на подъём прошли за 40 минут. Седловина перевала - скальный гребень, находящийся под мощным слоем снега. Высота наддувов на седловине около 5-7 метров. Тур на гребне, в восточной части седла. От седловины сразу начинается следующий участок (R2-R3). Это короткое плато с постепенным нарастанием уклона с 100 до 400. Участок этот проходится в связках, протяженность 100 м. Отсюда начинается крепление перил на ледорубах. Участок (R3-R4) проходим за 1 веревку. Крутизна 450. Далее траверс крутизной 100 (R4-R5) 300 метров в связках - обходим по верху бергшрунд и выходим на его левый (по ходу) край. Отсюда начинается финальный участок спуска (R5-R6) (Фото 35, Фото 36): сначала 1 веревка 50 м (станция на ледорубах), далее вторая веревка 50 м до левого края бергшрунда. Дальше можно идти в связках лицом к склону на три такта. Если группа не очень уверена в своих силах - то придется кидать еще 2-3 веревки. Точка R6 - выход на пологую часть ледника.

Схема 15 пер. Салык-Ашу (2Б) с юга

Перила, Связки

ледорубы

Закрытые трещины

8. Возможные опасности и меры безопасности: Большое количество снега на северном склоне перевала может представлять большую лавиноопасность после снегопада. Необходим тщательный контроль состояния снега при работе на северном склоне перевала.
9. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: Каски, кошки, ледорубы, 2-3 веревки, ледовые буры.
10. Возможные и рекомендуемые места ночевок: Ночевка возможна в цирке перевала Салык-Ашу (2Б) с Юга (лед. Ленинградцев). Рекомендуем ночевать у озера Проценко с юга и на морене у правого борта ледника Салык Восточный (с севера).

Схема 17 Прохождение пер. Салык-Ашу (2Б) и пер. Усеченка (3А) , Масштаб 1:50000

Ледн. Салык В. - ледн. Салык Зап., подход по пер. Усеченка (3А)

11 сентября 2016

+200 / -200

N42° 29.544' E74° 43.820'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 07:00. Выход в 09:00. Сегодня по плану - подойти максимально возможно близко к перевальному взлету пер. Усеченка (3А). С утра облачно с прояснениями. За 2 перехода по 40 минут выходим в северный цирк перевала Усеченка (3А). Начинается снег, мелкая крупа. Становимся на ночевку. Погода не улучшается, но путь подъема на перевал проглядывается. Решаем сходить на разведку и заодно попробовать провесить 1 веревку перил. Пока вешали перила погода испортилась окончательно - порывисты ветер и снежная крупа. Спускаемся в лагерь и прячемся по палаткам. Из описаний мы знаем, что наша (северная) сторона - определяющая по технической работе здесь максимум работы. Завтра планируем ранний выход.

Ледн. Салык Зап. - пер. Усеченка (3А) - ледн. Проценко

12 сентября 2016

13:50 (!)

+500 / -300

N42° 29.148' E74° 44.415'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 05:00. Всю ночь сыпала снежная крупа, порывистый ветер. Путь подъема закрыт низкой облачностью. Драгоценное время уходит, но все, что мы можем сейчас сделать - максимально быстро собраться и выйти на штурм, если погода улучшится.

К 10 утра погоды нет по-прежнему. Есть понимание, что времени на восхождения остается не так уж много - руководитель принимает решение начинать штурм перевала в условиях непогоды. Внутренне чутье подсказывает возможную перемену погоды к лучшему. Сегодня полнолуние - наш шанс пройти склон не в темноте. Альтернатива - оставаться еще одни сутки на месте.

В 10:35 выходим на штурм, как только немного проясняется. Вчера мы успели провесить только одну веревку - она закреплена выше первого бергшрунда на ледобурах. За ночь насыпало около 15 см снега. Он очень рыхлый - крупа. Поэтому веревку не засыпало полностью из-за ветра. За 1 переход подошли к веревке по снежному склону с небольшим набором (уклон 300). От веревки вверх только крутые участки до самой седловины перевала - все 500 метров набора высоты (Фото 37).

Начинаем подъем по перилам. Пройдя 2х60 метров (450) вышли на ледовый гребень справа по ходу. Погода угомонилась, периодически выходит солнце. Это придает сил. Идти по центру кулуара лавино- и камнеопасно, идем все время правее. Проходим третью веревку - по ледовому гребню вверх. Выше гребня участок склона выполаживается до 300, его тоже проходим по перилам 4-й веревки. Такой путь движения был выбран из-за широкого верхнего бергшрунда, шириной около 2 м и неизвестной глубины. Его то и пришлось обходить справа походу. Вариант, описанный в других отчетах (прохождение по центру снежно-ледового кулуара) нам не подходил из-за лавиноопасности.

Упираемся в ледовую стену высотой 20-30 м, переходящую в скалы. Этот участок мы обходим, провешивая 2х60 м влево по ходу. Этот участок провешен над бергшрундом (Фото 40). Время - 18:30. Седловина уже видна, но до нее 120 м по высоте по крутому ледовому кулуару. Ночевать на стене - малоприятная перспектива. Мы были готовы отработать склон в сумерках. Мы вышли в основной ледовый кулуар, ведущий до седловины. Крутизна льда 550-600. Снега почти нет, 2-5 см. Вверх по кулуару навешиваем еще 2х60 м и в 21:30 выходим на седловину (очень узкий гребень). Находим тур без записки, пишем свою. Нормального фото на седловине сделать не получилось - сумерки.

У перевала 2 седловины - основная - наша и ложная - ближе к пику Усеченка Зап. Это особенно критично при движении на перевал с юга, т.к. наиболее логичный с виду вариант на южном склоне выводит на жестокий ледовый траверс на северном склоне -не менее 3Б (Фото 38, Фото 39). С Северной стороны перевала это видно. Мы очень долго изучали этот вопрос - в некоторых отчетах действительно группы выходили на ложную седловину.

Всю самую сложную техническую часть отработали до сумерек - это 12 часов непрерывной работы на стене. Несмотря на позднее время хорошо виден путь дальнейшего движения на спуск - полнолуние здорово все осветило. На седловине немного ветрено, температура минус 3-5 градусов. При необходимости (в случае непогоды, или в полной темноте) - на седловине можно «пересидеть» ночь. Но луна нам здорово помогает. Видно все, до самого перевала Иссык-Ата Восточный, до которого километров 15 по прямой. Принимаем решение - разведать путь спуска.

Начинаем делать разведку пути спуска - который описан в изученных нами отчетах. Через 30 минут разведки, при полном понимании пути движения начинаем выходить траверсом скального склона (200) (Фото 41). Весь участок до начала спускового кулуара идется ногами, но учитывая физическую нагрузку и сумерки - вешаем на один из участков траверса 10 м перил. Выйдя через 30 минут к спусковому кулуару начинаем спуск в сторону ледника Проценко. Склон - снег, крутизна до 300. Хорошо бьются ступени, для дополнительной страховки идем на три такта лицом к склону. Весь путь спуска хорошо просматривается. В 23:50 выходим на ледник Проценко на безопасное расстояние от склонов. Ледник пологий - ставим палатки, греем чай.

Мы это сделали!

Паспорт перевала Усеченка (3А)

Усеченка (3А)

4300*

4390**

л.о.

Весной л.о.

Геопозиция: N42° 29.303' E74° 44.391'

1. Экспозиция склонов: Север-запад - Юго-восток
2. Что соединяет и связывает: лед. Н. Рериха (Салык) - лед. Ленинградцев (Проценко С.) (р. Иссык-Ата)

13:50

12:20

10:50

СЗ ЮВ

4. Условия, при которых изменяется категория трудности: зимой и весной большой риск лавиноопасности.
5. Описание прохождения: Описание дается от места ночевки на леднике Салык Западный. За 30 минут подошли к началу перевального взлета и еще за 15 минут тропежки по склону 400 вышли к нижней части нижнего бергшрунда. Проходим 40 метров перил (R0- R1) по снежному склону крутизной 450 за 30 минут. Еще 40 метров перил (R1- R2) по снежному склону 400 за 1 час ЧХВ - выходим по нижний край ледового гребня. Еще 20 метров перил (R2- R3) по ледовому склону 450 за 1 час ЧХВ - вышли на ледовый гребень. С него виден верхний бергшрунд, наиболее широкий в средней части склона. Обходить его надо справа по ходу. Следующий участок перил (R3- R4) проходит по ледовому гребню - 60 метров, 450. Еще 60 метров перил (R4- R5) по более пологому снежному склону и выход на крутой лед, по уровню выше верхнего бергшрунда. Весь дальнейший путь подьема до самого перевала - крутой лед 500-600. При движении вверх лидеру очень пригодился ледоруб - ледовый инструмент Petzl Cosmiteq. Следующий участок перил 60 м (R5- R6) - ледовый траверс над бергшрундом в сторону центральной части кулуара. Еще один участок перил (R6- R7) по крутому льду - выходим в верхнюю часть ледового кулуара, держимся правой по ходу стороны (камни и лед в центральной части кулуара могут пролетать). Еще 2 веревки по 60 м (R7- R8-R9) - по крутому ледовому склону выходим на перевальный гребень. Ширина гребня 2-3 метра - скальные «перья». Путь спуска нужно знать - он не очевиден. С Седловины необходимо немного протраверсировать влево по ходу и вверх - по пути 2 участка льда (мини кулуары) (R9-R10-R11)- для подстраховки лучше при их прохождении провешивать перила. Выйдя влево от перевальной седловины метров на 100 становится виден путь спуска по снежному кулуару на ледник. Этот участок (R11- R12) проходит по снежному кулуару 300 крутизной и 300 м протяженностью, движение на три такта, без перил, в связках. Кулуар выходит на пологую часть ледника Проценко.

Схема 18 пер. Усеченка (3А) с северо-запада

Скальный выступ

R11-R12

01:00

8. Возможные опасности и меры безопасности: При подъеме с северо-западной стороны опасны 2 бергшрунда - верхний и нижний. Также в дневное время в жаркую погоду лавиноопасен почти весь склон, кроме участка R4-R5. Большое количество снега на северном склоне перевала может представлять большую лавиноопасность после снегопада. В целом не рекомендуется движение по центральной части склона. Двигаться лучше придерживаясь правой по ходу стороны (при подъёме с северо-запада) Необходим тщательный контроль состояния снега при работе на северном склоне перевала.
9. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: Каски, кошки, ледорубы, 3-4 веревки, ледовые буры не менее 4 шт. каждому, станционные петли. Ледовый инструмент - при движении на подъём по определяющей стороне (север).
10. Возможные и рекомендуемые места ночевок: Ночевка возможна в цирке перевала с северо-западной стороны (ледн. Салык западный) в 500 м от начала перевального взлета и сразу после спуска из кулуара на пологой части ледника Проценко. Седловина перевала для установки палаток непригодна.

Схема 20 Прохождение пер. Салык-Ашу (2Б) и пер. Усеченка (3А) , Масштаб 1:50000

Ледн. Проценко - д.р. Минджилки

13 сентября 2016

- 1100

N42° 27.664' E74° 46.851'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 08:00. Погода - облачно, ветрено. Сидеть на верху нет смысла. Седловина закрыта облаками. Хорошо, что мы ночью оттуда слезли.

Выход в 10:35. За 1 переход 50 минут прошли весь ледник Проценко, вышли на морену - развязались, сняли кошки, системы.

За 2 переход по 50 минут спустились в долину р. Минджилки. Снег сменился дождиком. Только поставили палатки - снова пошел снег. Сегодня полудневка. Мы успешно завершили вторую, техническую часть маршрута.

Д.р. Минджилки - подход под пер. Первомайский (1Б)

14 сентября 2016

+ 500

N42° 26.606' E74° 46.119'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 08:00. За ночь выпал снег. С утра пошли забирать заброску - погода понемногу налаживается. До 12:00 переупаковываем заброску по рюкзакам. В 13:30 выходим на маршрут. За 3 перехода по 30 минут проходим вдоль реки Минджилки (Фото 42) по левому берегу до ее левого притока, вдоль которого начинаем подъём. Еще за 2 перехода по морене выходим на пологую часть долины, откуда просматривается язык ледника и седловина перевала Первомайский. Погода хорошая - солнечно, немного ветрено.

Схема 21 Место ночевки 13 и 14 сентября

Пер. Первомайский (1Б) - д.р. Ашутор

15 сентября 2016

05:55

+ 500 / - 1200

N42° 27.211' E74° 41.719'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 07:00. Погода ясная. Выход в 09:00. За 20 минут по морене переходим к нижней части ледника. Одеваем системы, кошки, связываемся. Крутизна не большая, 200. За 3 перехода по 40 минут по пологому леднику подходим под перевальный взлет (Фото 43). На гребне (седле перевала) справа - карниз, внимание. Перевальный взлет не большой, набор 50 метров, крутизна 300. Седловина снежно- осыпная. При желании можно поставить палатки. На перевал вышли в 13:00. Сняли записку (Перевальная записка 4 - пер. Первомайский (1Б)) группы Петроградского клуба туристов под руководством Шмелева С.А. совершавших радиальный выход на перевал из долины Ашутора 02.08.2016. Делаем фото на перевале (Фото 44).

Спуск с перевала вызывает дежа-вю. Это снова мелко-осыпной склон, но уже не такой комфортный для глиссирования, как склоны пер. Иссык-Ата В. Или пер. Туристов (1Б). Спустились за 30 минут, сбросив 350 метров по высоте. Спуск в долину Ашутора тяжелый физически - крупно и среднеобломочная морена, неустойчивые камни, крутизна 400-450. За 3 перехода по 40 минут спустились к озеру в долине Ашутора (Фото 45), сбросив еще 800 метров высоты. За 1 переход 20 минут уже вдоль русла Ашутора, по остаткам тропы подходим к следующему (нижнему) озеру, где и встаем на ночевку.

Схема 22 Место ночевки 15.09.16

Паспорт перевала Первомайский (1Б)

Первомайский (1Б)

4200*

4241**

Геопозиция: N42° 26.952' E74° 44.143'

1. Экспозиция склонов: Восток - Запад
2. Что соединяет и связывает: р. Ашутор - р. Минджилки (р. Иссык-Ата)

В З

4. Условия, при которых изменяется категория трудности: нет
5. Описание прохождения: Описание дается от начала перевального взлета с восточной стороны. Взлет не крутой, движение в связках, набор 50 метров до пологой седловины. Спуск по мелкой осыпи с участками крупных обломков, 30-400. Перепад 350 метров до выполаживания долины.

50м,

00:30

8. Возможные опасности и меры безопасности: При спуске в сторону долины р. Ашутор Движение плотной группой - камнеопасно. При движении со стороны д.р. Минджилки - связки, закрытый ледник.
9. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: Каски, кошки, ледорубы или треккинговые палки.
10. Возможные и рекомендуемые места ночевок: Ночевка возможна у языка ледника на галечных площадках со стороны д.р. Минджилки, долине д.р. Ашутор площадки можно искать на участке пологой морены невдалеке от начала перевального взлета.

Схема 23 Прохождение пер. Первомайский (1Б) , Масштаб 1:50000

Д.р. Ашутор - слияние р. Аламедин и р. Алтынтор

16 сентября 2016

- 800

N42° 29.543' E74° 39.201'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 06:00. Выход в 08:00. Погода ясная, тепло. Идем по явной тропе вниз по долине Ашутора. За 2 перехода по 40 минут спустились по крутой тропе в долину р. Аламедин. Еще через 2 перехода вышли к месту слияния р. Аламедин и р. Алтынтор (Фото 46). Дальнейший путь нам предстоит вверх по долине Алтынтора по левому берегу, поэтому необходимо делать брод. Бродить решаем обе реки по очереди, примерно в 100 метрах выше слияния. В месте слияния березовая роща (Фото 47) и лес, которого мы не видели уже 2 недели. В 12:00 становимся на стоянку с видом на среднее течение р. Алтынтор (Фото 48) . Сегодня делаем баню и печем из муки сырные хачапури! Погода радует.

Схема 24 Место ночевки 16.09.16

Слияние р. Аламедин и р. Алтынтор - подход под пер. Топ-Карагай (2Б)

17 сентября 2016

04:10

+ 1200 / -40

N42° 28.844' E74° 35.848'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 06:00. Погода замечательная, ясно, тепло. Ночевка в зоне леса здорово прибавила сил! Выходим в 08:00 в направлении верховьев р. Алтынтор. Присутствуют остатки тропы, которые по мере подъема по долине - исчезают. За 3 перехода по 30 минут подходим к левому притоку Алтынтора(Фото 48), по долине которого продолжаем путь, выходя на гребень мощной центральной морены. Ночевать можно либо в долине Алтынтора, либо под самим ледопадом Кара-Тоо. Мы идем на верхние ночевки(Фото 49). За 2 перехода подошли к нижней части ледопада Кара-Тоо. Обедаем и еще за 2 перехода выходим по морене вдоль правого края ледопада к его средней части, находим утоптанные в осыпи и морене площадки под 2 палатки (Фото 50). Площадки встречались и ранее, но не более чем на одну палатку одновременно. Становимся на ночёвку. Вода рядом. Идем на разведку ледопада. Погода - ясно, переменная облачность.

Схема 25 Место ночевки 17.09.16

Пер. Топ-Карагай (2Б) - ледник Топ-Карагай

18 сентября 2016

+ 800 / -500

N42° 29.274' E74° 33.027'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 06:00. Погода - ясно. Выход в 08:00. От места ночевки за 1 переход 20 минут выходим к правому борту ледопада. Одеваем кошки, выходим по льду на ледопад.

Подъем на перевал Топ-Карагай (2Б) имеет основную сложность на участке преодоления ледопада со стороны р. Алтынтор. Сам перевальный взлет и спуск с перевала большой технической сложности не представляют.

Ледопад состоит из 2-х ступеней. Обе они обходятся. Обход нижней ступени ледопада (Фото 50) проходит от правого края ледопада на левый, через наиболее пологую часть, с наименьшим количеством трещин. В нижней части ледопада много участков открытого льда (Фото 52). Это наиболее красивая и техническая часть(Фото 53). На некоторых участках делаем перила (Фото 54), на некоторых участках двигаемся в связках. Очень крутых и протяженных участков нет. Весь обход нижней ступени ледопада проходит по участкам с ледовыми уступами и пологими участками (Фото 55).

За 2 перехода по 30 минут обошли нижнюю часть ледопада Кара-Тоо и вышли на пологое снежное плато под верхней ступенью ледопада.

Обход верхней ступени ледопада проходит вдоль левого борта ледника Кара-Тоо, с постепенным выходом на скалы, упирающиеся в ледопад (Фото 51). Важно вовремя уйти под скалы правого борта ледника, иначе можно застрять в прохождении трещин центральной части ледопада. За 2 перехода по 30 мин. выходим на снежное плато выше верхнего ледопада. Здесь делаем обед. Виден путь подъема к перевалу Топ-Карагай (2Б) (Фото 56).

За 3 перехода по 30 мин по раскисшему снегу проходим по пологому леднику до начала перевального взлета.

Перевальный взлет (Фото 57) - снежный склон крутизной 300-400, с набором высоты 300 метров. Подъём большой технической сложности не представляет - идем в связках, тропим ступени в снегу 20-30 см. Подъем на перевальный взлет совершаем за 1 час, обойдя бергшрунд справа по ходу в месте примыкания ледника к скалам.

На перевал вышли в 17:40. Сняли записку прошлого года (Перевальная записка 5 - пер. Топ-Карагай (2Б)) группы туристов т/к «Ракета» г. Екатеринбург, совершавших горный поход 5 к.с. под руководством Спирина А.А. от 02.08.15. Делаем групповое фото (Фото 58). Разведка пути спуска.

Спуск проходит по снежному кулуару шириной до 200 метров с уклоном 300 (Фото 59). Виден весь путь спуска до пологой части ледника Топ-Карагай (2Б). Спускаемся глиссированием за 40 минут. Снова который раз на маршруте спуск на юго-западную сторону перевала приносит радость от удобного пути (аналогично пер. Туристов (1Б), Иссык-Ата В (1Б), Первомайский (1Б)) (Фото 60).

В 18:30 становимся на ночевку на правосторонней морене, пройдя от начала перевального взлета около 1 км по леднику Топ-Карагай.

Схема 26 Место ночевки 18.09.16

Паспорт перевала Топ-Карагай (2Б)

Топ-Карагай (2Б)

4400*

4523**

(2Б)

Геопозиция: N42° 29.685' E74° 34.091'

1. Экспозиция склонов: Север-восток - Юго-запад
2. Что соединяет и связывает: ледн. Топ-Карагай - ледн. Маяковского (Кара-Тоо) (р. Аламедин). К югу от в. Двузубка

07:10

04:50

СВ ЮЗ

4. Условия, при которых изменяется категория трудности: нет
5. Описание прохождения: Описание дается от места ночевки на морене у средней части нижней ступени ледопада Кара-Тоо. Первый участок (R0-R1) проходим за 01:30 час ЧХВ - основная техническая работа на ледопаде, да и при прохождении всего перевала. Много работы по провешиванию перил и преодолению трещин и уступов ледопада. Крутизна от 200 до 450, склон ледовый. Следующий участок (R1-R2) проходим за 01:00 ЧХВ - по снежно-ледовому склону крутизной до 200 - уход к левому борту ледопада по скалы. От скал начинается участок (R2-R3) - обход верхней ступени ледопада по ледовому гребню в рантклюфте у скал. Проходим в связках за 40 минут участок (R3-R4) - подход по пологому телу закрытого ледника (10-200) к перевальному взлету. Перевальный взлет (R4-R5) - снежный склон крутизной 300-400 проходим в связках за 01:00. Перевальная седловина широкая, удобная, при необходимости можно ставить палатки, только очень ветрено. Участок спуска (R5-R6) с перевала на пологую часть ледника Топ-Карагай прошли за 30 минут - сбросили 500 метров высоты по снежно-ледовому склону крутизной до 300.

Схема 27 путь на перевал Топ-Карагай (2Б) из долины Алтынтор, участок R0-R3

30-400

615м,

01:00

8. Возможные опасности и меры безопасности: При преодолении нижней ступени ледопада - трещины. Работа в связках, перила. При обходе верхней ступени ледопада по рантклюфту - камнеопасный склон. Далее на всем участке до перевала возможны трещины - ледник закрытый. Движение в связках.
9. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: Каски, кошки, ледорубы, 3-4 веревки, ледовые буры не менее 2 шт. каждому, станционные петли.
10. Возможные и рекомендуемые места ночевок: Ночевка возможна в цирке перевала с северо-восточной стороны (снег), на седловине перевала (снег). Со стороны р. Алтынтор оптимально ночевать на каменистых площадках напротив нижней ступени ледопада с его правого борта.

Схема 31 Прохождение перевала Топ-Карагай, Масштаб 1:50000

Ледник Топ-Карагай - подход под перевал Симонова (1Б)

19 сентября 2016

- 960 / +200

N42° 30.313' E74° 30.302'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 06:00. Погода - ясно. Выход в 09:25. От места ночевки за 1 переход 45 минут по пологому открытому леднику выходим к окончанию языка ледника. Выходим на среднеобломочную морену. Идти неудобно - камни живые, крупные. Долина безжизненная. Продолжаем спускаться - за 3 перехода по 40 минут подходим к истоку (месту выхода из-под морены) реки Топ-Карагай. Здесь, на траве хорошие площадки для палаток. Вчерашний перевал был утомительным, поэтому штурм связки перевалов Симонова (1Б) - Теке-Тор (2А) назначен на завтра.

Схема 32 Место ночевки 19.09.16

Долина р. Топ-Карагай - пер. Симонова (1Б) - пер. Теке-Тор (2А)

20 сентября 2016

06:40

+ 1300 / -500

N42° 30.982' E74° 31.370'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 06:00. Погода отличная - ясно. Выход в 08:00. От места ночевки правым бортом долины за 1 переход 30 минут подходим к ПРАВИЛЬНОМУ КУЛУАРУ (Фото 61) (точка входа в кулуар N42° 30.817' E74° 30.100'), ведущему к пер. Симонова (1Б). Это важный момент, выясненный нами из просмотренных отчетов. На карте Ляпина (№148) указан НЕВЕРНО. Так же на карте присутствует орографическая неточность, из-за которой можно уйти не в тот кулуар, заканчивающийся тупиком. Мы приводим исправленную картосхему с дополненной орографией. (Схема 35 Правильная орография пер. Симонова (1Б))

Подъем на перевал Симонова (1Б) идет по крупнообломочной осыпи в кулуаре до самой седловины. По ходу движения кулуар будет разветвляться (Фото 62) (точка разветвления N42° 30.873' E74° 30.282'). Правый (по ходу) отворот - тоже тупиковый(!). На всем протяжении подъема мест для ночевок нет. Набрав по этой осыпи 500 метров по высоте в 12:00 вышли на перевал Симонова (1Б). Делаем групповое фото (Фото 63). Сняли записку (Перевальная записка 6 - пер. Симонова (1Б)) сборной группы ветеранов туризма под руководством Медалиева от 17.09.16. В 12:10 начинаем спуск по крутому камнеопасному кулуару (держаться правого борта!) и за 40 минут выходим в долину Теке-Тор к подножию одноименного ледника (Фото 64). Здесь делаем обед.

Подъем на перевал Теке-Тор (2А) (Фото 65) проходит по языку ледника, максимальной крутизны 350-400. Ледник закрытый. Мы выходили на него не с нижней части (так лучше оказалось) а с правого борта, где нужно быть очень осторожным из-за вытаивающих и летящих по леднику камней. За 02:30 тропежки по снегу набрали 400 метров по высоте и вышли на седловину перевала Теке-Тор (2А) (Фото 66) - высота 4147. Сняли записку группы туристов г. Долгопрудный, секция МФТИ, совершавших поход 3 к.с. от 21.07.16 под руководством Рыбкина С.В. (Перевальная записка 7 - пер. Теке-Тор (2А)). Делаем фото (Фото 66) По плану здесь мы ночуем, так ка нам предстоит выход на вершину Теке-Тор по варианту 3А с перевала.

Это наша самая высокая и одна из самых красивых ночевок. С седловины перевала ночью видели отсветы Бишкека.

Схема 33 Место ночевки 20.09.16

Паспорт перевала Симонова (1Б)

Симонова (1Б)

03:50

ЮЗ СЗ

4. Условия, при которых изменяется категория трудности: нет
5. Описание прохождения: Описание дается от места ночевки на морене у истоков р. Топ-Карагай. За 30 минут подойти траверсом осыпного склона ко входу в правильный кулуар. Затем 5 переходов вверх по морене крутизной 300, с набором 500 м. На седловине можно разместить 1 палатку. Орография седловины очень необычная: подьем с юго-запада, спуск на северо-запад. Фактически поворот под 900. Спуск в долину Теке-тор - по камнеопасному кулуары, крутизна 30-350, держаться правого борта кулуара.

Схема 34 Схема подьема на пер. Симонова (1Б) из долины Топ-карагай

Схема 35 Схема спуска с пер. Симонова (1Б) в долину Теке-Тор

Камнеопасный склон

8. Возможные опасности и меры безопасности: При движении по камнеопасному кулуару из долины Теке-тор - держаться правого борта кулуара, желательно в утренние часы, пока не вытаивают камни
9. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: Каски, ледорубы.
10. Возможные и рекомендуемые места ночевок: Ночевка возможна в долине Топ-Карагай у истоков одноименной реки и в долине Теке-тор, ниже ледника на морене.

Схема 36 Прохождение перевала Симонова (1Б), Масштаб 1:50000

Схема 37 Правильная орография пер. Симонова (1Б)

Паспорт перевала Теке-тор (2А)

Теке-Тор (2А)

00:25

В З

4. Условия, при которых изменяется категория трудности: нет
5. Описание прохождения: Описание дается от нижней части языка ледника Теке-Тор в одноименной долине. За 50 минут подьема по каменистому среднеобломочному склону подошли (R0-R1) к языку ледника и стали обходить его вдоль правого борта, чтобы зайти на тело ледника без использования перил - в месте с небольшой крутизной. Место такое было найдено - удобно выходить на лед, но с правого борта морены летят камни, нужен наблюдатель. Альтернативой нашему пути можно считать подъем в лоб на язык ледника, правда придется провесить пару веревок - крутизна льда 300-400. Отсюда начинается участок закрытого ледника (R1-R2), который проходим за 55 минут по снежному склону крутизной 300. Перед самим перевалом крутизна склона возрастает ненамного. Этот крутой участок прошли за 10 минут, выйдя на седловину перевала. Седловина узкая, но пользуется популярностью у альпинистов - есть 3-4 места на 1 палатку. Спуск с перевала (R2-R3)- осыпной кулуар, крутизной 200-300, протяженностью 400 метров, 30 минут, движение плотной группой.

Схема 38 подъем напер. Теке-Тор (2А) из долины Теке-тор

Схема 39 Спуск с перевала Теке-Тор (2А) на ледн. Аксай

400м,

15-200

Снег, лед

01:05

Камнеопасный склон

8. Возможные опасности и меры безопасности: Выход на ледник с правого борта опасен вытаивающими камнями. Безопаснее выходить на ледник по центру, хоть это и потребует провешивать перила (примерно 2 веревки)
9. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: Каски, ледорубы, кошки, веревки 2 на группу.
10. Возможные и рекомендуемые места ночевок: Ночевка возможна в долине Топ-Карагай у истоков одноименной реки, на седловине перевала несколько мест на 1 палатку и на леднике Аксай.

Схема 40 Прохождение перевала Симонова (1Б), перевала Теке-Тор (2А) Масштаб 1:50000

Восхождение на пик Теке-Тор по северному гребню, Мухамедова, 1957 (3А)

21 сентября 2016

07:05

+ 600 / -800

N42° 30.740' E74° 32.570'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 06:00. Погода отличная - ясно. Выход в 08:40. Подъем на вершину осуществляли по классическому альпинистскому маршруту Мухамедова, 1957 г, по северному гребню (3А). -подробное описание паспорте см стр. 79.

На вершину вышли в 12:01. Ясно, штиль. Сняли записку (Перевальная записка 8 - вершина Теке-Тор (3А)) группы альпинистов УТС ФАРТ под руководством Батырдышева Р.Г., совершивших восхождение по варианту (3А). Делаем групповую фотографию (Фото 74)

В 13:00 начинаем спуск по пути подъема. В 14:40 Вышли на седловину перевала Теке-Тор (2А). Собираем лагерь и уходим с перевала на ледник Аксай. Спуск с перевала см. в паспорте пер. Теке-Тор (2А). За 2 перехода по 30 минут вышли к хижине Корона в 17:05.

Схема 41 Место ночевки 21.09.16

Паспорт восхождения на вершину Теке-тор (3А)

Теке-Тор (3А), вариант Мухамедова, 1975, по северному гребню

01:45

С Ю С

4. Условия, при которых изменяется категория трудности: нет
5. Описание прохождения: Описание дается от перевала Теке-Тор (2А). Весь подъём делится на 5 участков. За 30 минут от перевала проходим траверсом снежного склона (R0-R1) (Фото 70) около 300 м, крутизна 350. Движение в связках. В точке R1 крепим первую веревку для выхода на гребень. Выйдя на гребень вешаем перила 2х60 на участке (R1-R2). Крутизна 450, протяженность 200 метров. Глубокий снег. На следующем участке (R2-R3) (Фото 71) - крутой ледовый гребень, крутизна 600, провешиваем 2х60 м, рекомендуется иметь ледовый инструмент. С этого участка выход на ледовый склон 500, протяженностью 50 м (R3-R4) (Фото 72), рекомендуется иметь ледовый инструмент. Пройдя участок, в точке R4 выходим на выполаживание, откуда до вершины можно двигаться в связках, без перил (R4-R5) (Фото 73) до самой вершины. Вершина - удобная скальная башня.

Схема 42 путь восхождения на вершину Теке-Тор по варианту (3А) Мухамедова, 1957

Схема 43 путь восхождения на вершину Теке-Тор по варианту (3А) Мухамедова, 1957

200м,

150м,

50м,

перила

Скальный останец, вкопанный в снег

Раскисший снег в жаркое время - невозможность спуска

Снег, скалы

00:20

скалы

8. Возможные опасности и меры безопасности: Нормальная снежно-ледовая «тройка». Обращать внимание на лавиноопасность! Летом при раскисшем снеге опасен спуск с вершины из-за невозможности организовать надежную страховку.
9. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: Каски, ледорубы, кошки, веревки 3-4 на группу, ледобуры 4 шт каждому, станционные петли, ледовый инструмент 2 шт.
10. Возможные и рекомендуемые места ночевок: Ночевка возможна на седловине перевала Теке-Тор (2А)

Схема 44 Прохождение перевала Симонова (1Б), перевала Теке-Тор (2А), восхождение на пик Теке-тор по варианту (3А), Масштаб 1:50000

Ледник Аксай

22 сентября 2016

00:05

+ 20 / -20

N42° 30.740' E74° 32.570'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 08:00. Погода отличная. Отдых на коронских ночевках перед завтрашней попыткой восхождения на I Башню Короны по варианту Белобабченко, 1976 с перемычки (3А).

Схема 45 Место ночевки 21-22 сентября 2016

23 сентября 2016

08:20

+ 1000 / -1500

N42° 31.992' E74° 31.901'

Пройденное расстояние, км:

Подъём в 05:00. Погода отличная - ясно. Выход на штурм в 07:20. Подъем на вершину осуществляли по классическому альпинистскому маршруту Белобабченко, 1976 г, с перемычки между 1 и 2 башнями - подробное описание нашего прохождения - см паспорт.

На вершину вышли в 12:00 (Фото 78). Ясно, штиль. Сняли записку (Перевальная записка 9 - вершина Корона (3А)) группы альпинистов под руководством Запоточного М., совершивших восхождение по варианту (3А) 21.09.16.

В 12:30 начинаем спуск по пути подъема. В 14:20 Вышли к Коронской хижине. Собираем лагерь - выходим на стоянки Рацека. Спуск к стоянкам - сначала вдоль правого борта ледника Аксай, затем выход перед началом ледопада на правобережную морену. К стоянкам Рацека спустились в 17:00, совершив 3 перехода по 40 минут. Спуск очень крутой и утомительный.

Схема 46 Место ночевки 23.09.16

Паспорт восхождения на пик корона по варианту белобабченко, 1976 (3А)

Киргизский хребет,

Корона, I башня, Белобабченко, 1976 (3А)

4810*

05:30

СЗ ЮВ СЗ

4. Условия, при которых изменяется категория трудности: нет
5. Описание прохождения: От «Коронской» хижины выйти в сторону ледника Корона. При подъеме держаться левого по ходу борта. В разное время на леднике может быть снег либо чистый лед (зимой). На первом же взлете ледника (R0-R1) (Фото 75)связаться, трещины. 1-я ступень ледника 20°- 25°, далее подушка и 2-я ступень (R1-R2) 25°- 30°. После 2-й ступени большая подушка, отсюда направо идет тропа к п. Изыскатель. Двигаться дальше прямо, придерживаясь левого борта. 3-я ступень 25°- 30° (R2-R3). На перегибе 3-й ступени обычно трещины, возможно, понадобятся промежуточные буры. Осторожно, в этом месте налево, в сторону ледника Учитель, висят карниз. После 3-й ступени выйти в мульду под 1-й башней Короны. Из мульды перелезть берг и двигаться по кулуару справа от 1-й башни(R3-R4). Лед 40°. перильная страховка. Кулуар заканчивается узкой перемычкой между 1-й башней и черным жандармом справа. Слева на скалах висят «родные» петли. Дальше надо лезть налево прямо с перемычки (R4-R5). Скалы 90° 3+ категории (3 м) (Фото 76). Наверху петля. Потом двигаться по скалам в направлении вершины, 2+- 3 категория. 45°. 100 м (R5-R6) (Фото 77). Перильная или одновременная страховка (в зависимости от уровня группы). Время прохождения сильно зависит от глубины снега на леднике Корона. 5-8 часов для спортивной группы от хижины до хижины. Маршрут проходит по узкому кулуару, зимой - лед, летом - лед-фирн или лед-снег. Крутизна льда в пределах 40°.

Схема 47 восхождение на пик Корона I башня (3А) - фотосхема

Схема 48 - рисунок - схема восхождения на пик Корона I башня (3А)

80м,

Снег, скалы

5м,

Камни

скалы

Скалы, шлямбура

8. Возможные опасности и меры безопасности: Самое опасное место - выход со льда по разрушенным скалам на полку, засыпанную камнями. Ключевым местом можно назвать подъем с перемычки на вершину. Скалы не крутые, но сильно разрушенные. Спуск по пути подьема. есть спусковые петли, но необходима аккуратность, особенно на дюльфере с осыпной полки на лед!
9. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: Каски, ледорубы, кошки, веревки 2-3 на группу, ледобуры 2 шт каждому, станционные петли.
10. Возможные и рекомендуемые места ночевок: Ночевка возможна на Коронской хижине.

Схема 49 восхождение на пик Корона, I башня, по варианту (3А), Масштаб 1:50000

Стоянки Рацека - а/л Ала-Арча

24 сентября 2016

02:00

Высота а/л Ала-Арча, м:

N42° 33.605' E74° 29.050'

6,2

Подъём в 07:00. Хорошая погода заканчивается - приближается облачность. Спуск от приюта Рацека до альплагеря Ала-Арча занимает 1,5-2 часа и проходит сначала по карману моренного вала, затем по гребешкам и крутым каменистым склонам до водопада. От водопада уже идет хорошая ровная тропа, которая выводит прямо к домикам альплагеря. Здесь можно нанять машину до Бишкека или до конечной остановки маршрутного такси №365 (около ворот национального парка).

Успешно пройден сложный маршрут в новом и интересном для нас районе (Фото 79)!

Схема 50 Место завершения маршрута 24 сентября 2016 года

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Указаны в паспортах перевалов.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

Аксайская подкова

Ледопад Кара-Тоо

«Сухие долины» - Быты, Топ-Карагай

Дополнительные сведения о походе

Проезд в Ала-Арчинский заповедник

Проезд платный. Цена 320 сом с автомобиля, плюс по 80 сом с человека. Оплачиваем на КПП со шлагбаумом на въезде в заповедник. В многолюдной части долины Ала-Арча (возле альплагеря) взымается плата по 400 сом с палаткоместа за ночь работниками альплагеря. Тут говорят, что лучше сходить в гостиницу АлаАрча или в альплагерь и заплатить самим (при этом вам на руки выдадут квитанции об оплате), чем если среди ночи к вашим палаткам придут контролёры проверяющие, а вы без квитанций.

Климатическая и географическая характеристика района

Тянь-Шань – одна из самых крупных горных систем в Центральной Азии, расположенная на территории четырёх стран: Киргизии, Казахстана, Узбекистана и Китая. Название «Тянь-Шань» по-китайски означает «небесные горы». В горах Тянь-Шаня насчитывается более 30 вершин высотой более 6000 м. Высочайшей точкой горной системы Тянь-Шаня является Пик Победы (или в. Томур, 7439 м), расположенный на границе Киргизии и Синцзян-Уйгурского автономного района Китая. Вторая по высоте вершина Тянь-Шаня – пик Хан-Тенгри (6995) на границе Киргизии и Казахстана.

Современная система классификации подразумевает деление Тянь-Шаня

на следующие орографические районы:

Центральный, Восточный, Северный, Западный, Юго-Западный и Внутренний Тянь-Шань.

К Центральному Тянь-Шаню относятся хребты и массивы к югу от оз. Иссык-Куль – Терскей Алатау, Ак-Шийрак, Куйлю и др.

Восточный Тянь-Шань является наиболее высоким регионом Тянь-Шаня и несёт на себе 7.3 тыс. кв. км ледников. В частности, Восточный Тянь-Шань содержит известный ледник Южный Иныльчек и пик Хан-Тенгри (6995 м).

Западный и Юго-Западный Тянь-Шань включает в себя хребты и долины, расположенные западнее уровня Ферганского хребта, а восточнее этого уровня находятся Северный и Внутренний Тянь-Шань.

Внутренний Тянь-Шань ограничен с севера Киргизским хребтом и Иссык-Кульской котловиной, с юга хребтом Кошкалтау, с запада Ферганским хребтом, а с востока – массивом Ак-Шийрак.

Киргизский хребет, как видно из приведённой классификации, находится на границе между Северным и Внутренним Тянь-Шанем, поэтому иногда его относят то туда, то сюда. Мы будем придерживаться наиболее распространённой версии, согласно которой, Киргизский хребет вместе с хребтами Кетмень, Заилийский Алатау и Кунегей Алатау – относятся к Северному Тянь-Шаню.

Киргизский хребет располагается на территории Республики Кыргызстан и частично на территории Казахстана, простираясь на 375 км от города Тараз на западе до Боомского ущелья реки Чу на востоке. Киргизский хребет обрамляет с юга Чуйскую долину и пустыню Мойынкум, отделяя от них Внутренний Тянь-Шань.

В западной части Киргизский хребет смыкается с Таласским хребтом, а к югу от него находится короткий (70 км) хребет Карамойнок.

Наивысшие точки Киргизского хребта – пик Семёнова-Тянь-Шанского

(4895 м) и пик Киргизстан (4876 м).

Из горных хребтов Тянь-Шаня Киргизский хребет является одновременно и наиболее доступным (альплагерь Ала-Арча расположен всего в 45 км от Бишкека, столицы Киргизии), и наиболее крутым в плане перепада высот и среднего уклона долин. Поэтому, с одной стороны, Киргизский хребет привлекает к себе большое число туристов и альпинистов во все времена года, а с другой стороны, в походах по Киргизскому хребту характерны большие перепады высот (до 1000 м в день и более) при относительно небольшом километраже, что необходимо учитывать при разработке акклиматизационного графика своей группы.

Наиболее интересными для туристов и альпинистов является не главный массив Киргизского хребта, а два мощных и высоких центра оледенения – узел между долинами Ала-Арча и Аламедин («Аксайская подкова» с рядом вершин, лед. Топ-Карагай, лед. Голубина и др.) и узел между долинами Аламедин и Иссык-Ата (лед. Салык, Проценко, Пастухова и др., пики Аламединских стен, Киргизстан, Усечёнка и др.). Именно в северных отрогах Киргизского хребта расположены наиболее значимые вершины района – пик Семёнова-Тянь-Шанского (4895 м), пик Корона (4860 м), пик Свободная Корея (4777 м), пик Киргизстан (4876 м) и др.

Современный рельеф Киргизского хребта образовался в результате двух противоборствующих сил: горообразовательного движения тектонических плит, и выветривания, приводящего к образованию мощных осыпей.

Реки тоже оказали свое влияние на ландшафт, вымывая горные породы и вынося их в долины, где те оседают в виде морен и галечных пойм.

Северные отроги Киргизского хребта более пологие и длинные, чем южные, а сами горы имеют остро выраженный альпийский характер. Здесь наличествует много технически сложных стен, что, в совокупности с большим числом простых перевалов (в том числе, и через главный массив Киргизского хребта), позволяет проводить по Киргизскому хребту горные туристические походы всех категорий сложности от 1 до 6 к.с. Характер перевальных склонов – самый разнообразный: присутствуют в достатке и снежные, и ледовые, и скальные, и осыпные склоны. Большая

часть классифицированных перевалов имеют высоту 3900 м и более.

Высотное зонирование на склонах Киргизского хребта выражено достаточно ярко: до высоты 2500 м преобладают степи и леса (хвойные, арчовые), а дальше наступает зона альпийских и субальпийских лугов. Снеговая линия расположена на высоте 3600-3700 м, дальше начинаются снежники и ледники. Общая площадь оледенения на Киргизском хребте составляет 220 кв. км.

Климат Тянь-Шанских гор характерен тем, что в долинах может иметь место очень малое количество осадков (150-300 мм в год), но по мере подъёма вверх в высокогорье количество осадков резко возрастает (900-1000 мм в год на склонах Ферганского хребта и до 2000 мм в год на хребте Терскей Алатау). Кроме того, по мере продвижения с запада на восток средняя высота Тянь-Шанских гор растёт, что тоже сказывается на увеличении осадков. И ветры над Иссык-Кулем, которые дуют преимущественно с северо-запада, также приносят большие объёмы влаги на Восточный Тянь-Шань и на восточные части Центрального Тянь-Шаня.

Киргизский хребет расположен к западу от Иссык-Куля, что определяет его достаточно сухой климат, хотя в верховьях и может выпадать довольно большое количество осадков. Но если сравнивать с хребтами Центрального и Восточного Тянь-Шаня, то климат на Киргизском хребте очень сухой, и район в туристическом плане скорее более ледовый, чем снежный.

В целом, климат на Киргизском хребте континентальный, хотя количество осадков сильно зависит от высоты и времени года. Весной нередки туманы, дожди и снегопады, есть лавинная опасность. Лето влажное и прохладное.

Наиболее тёплый и сухой месяц лета – август. Осень ясная, тёплая и сухая. Самый тёплый месяц осени – сентябрь. С ноября начинается холодная, но не суровая зима. Наиболее холодный месяц зимы – февраль.

Растительный мир Киргизского хребта разнообразен, и в разных долинах может существенно отличаться друг от друга, в зависимости от их микроклимата. Если в долинах Иссык-Аты и Аламедина произрастает арчовый лес, то в долине Ала-Арча стоят огромные тяньшаньские ели. В зоне субальпийских и альпийских лугов много всякого разнотравья, из съедобных растений в достатке встречаются ревень, лук, земляника, чёрная смородина, жимолость.

Киргизский хребет относится к достаточно молодым горным образованиям, где ещё активны сейсмические процессы. В частности, тут бывают землетрясения и подземные толчки, вызывающие схождения лавин и селевых потоков. В районе достаточно часты оползни и обвалы, в том числе и травянистоземляных склонов. Это может приводить к обвалам туристических троп, что необходимо учитывать при планировании движения по долинам.

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Авиаперелет Москва-Бишкек-Москва

5800 р на человека

Аптечка

5000 р на группу

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Район отлично подходит для организации технически сложных и интересных маршрутов до 6 к.с. включительно.

Есть несколько причин рекомендовать район Киргизского хребта для маршрутов:

1. Сухой климат и стабильная погода (достаточно часто, хотя лето 2016 года было «тяжелым», а наоборот - осень была почти пределом мечтаний. Всю вторую часть похода мы шли в ясную, хорошую погоду. Рекомендуем ходить сюда в сентябре.
2. Учитывая устаревание картографического материала, а особенно данных по высотам и координатам препятствий - рекомендуем тщательно собирать данные о перевалах и вершинах, как минимум из 3-4 источников.
3. Рекомендуем иметь в группе средства спутниковой связи для получения оперативного прогноза погоды в том числе.
4. Рекомендации по конкретным перевалам приведены нами в их паспортах.

Перевальные записки

Перевальная записка 1 - пер. Туриады II (2А)

Перевальная записка 2 - пер. Иссык-Ата В (1Б)

Перевальная записка 3 - пер. Салык-Ашу (2Б)

Перевальная записка 4 - пер. Первомайский (1Б)

Перевальная записка 5 - пер. Топ-Карагай (2Б)

Перевальная записка 6 - пер. Симонова (1Б)

Перевальная записка 7 - пер. Теке-Тор (2А)

Перевальная записка 8 - вершина Теке-Тор (3А)

Перевальная записка 9 - вершина Корона (3А)

ФОТООТЧЕТ

Фото 7 Тропы в низовьях р. Быты

Фото 8 Моренная терраса притока р. Быты

Фото 9 Готовимся к тренировке

Фото 10 Перекус под перевалом Туриады II (2А)

Фото 11 Тренировка на перевальном взлете пер. Туриады II (2А)

Фото 12 Место ночевки на морене

Фото 13 Схема подъема на перевал Туриады II (2А)

Фото 14 участок R0-R1 перевал Туриады II (2А)

Фото 15 участок R3-R4 перевал Туриады II (2А)

Фото 16 пер. Туриады II (2А)

Фото 17 Траверс к пер. Туристов (1Б)

Фото 18 пер. Туристов (1Б)

Фото 19 пер. Туристов от низовьев лед. Маллицкого

Фото 20 Схема подъема на перевал Иссык-Ата В (1Б)

Фото 21 Выход на ледник Маллицкого

Фото 22 Участок R1-R2 на пер. Иссык-Ата В (1Б)

Фото 23 Участок R1-R2 на пер. Иссык-Ата В (1Б)

Фото 24 Участок R2-R3 на пер. Иссык-Ата В (1Б)

Фото 25 Группа пер. Иссык-Ата В (1Б)

Фото 26 Ледник Маллицкого , R4 пер. Иссык-Ата В (1Б)

Фото 27 Участок R3-R4 пер. Иссык-Ата В (1Б)

Фото 28 По моренам ниже ледника Петросянца II вид в сторону пер. Усеченка 3А

Фото 29 Утро на оз. Проценко

Фото 30 Выход на ледник Ленинградцев

Фото 31 Схема подъема на перевал Салык-Ашу (2Б) с видом на пер. Усеченка (3А)

Фото 32 Схема подъема на перевал Салык-Ашу (2Б) с Юга

Фото 33 Групповое фото на перевале Салык-Ашу (2Б)

Фото 34 Начало спуска с пер. Салык-Ашу (2Б)

Фото 35 Завершение спуска с пер. Салык-Ашу (2Б) участок R2-R6

Фото 36 Спуск с пер. Салык-Ашу (2Б) участок R2-R5

Фото 37 Схема подъёма на пер. Усеченка (3А) с ледника Салык Западный

Фото 38 Общий вид цирка ледника Салык Западный

Фото 39 Ложная седловина пер. Усеченка (3А)

Фото 40 Пер. Усеченка - участок R4-R9 со стороны ледн. Салык Зап

Фото 41 Пер. Усеченка - участок R-R12 со стороны ледн. Проценко

Фото 42 Вид в сторону верховьев р Минджилки

Фото 43 пер. Первомайский с востока

Фото 44 пер. Первомайский (1Б) групповое фото

Фото 45 Вид с пер. Первомайский (1Б) на пер. Топ-Карагай (2Б)

Фото 46 брод р. Аламедин

Фото 54 Нижняя ступень ледопада Кара-Тоо - перила

Фото 55 Нижняя ступень ледопада Кара-Тоо - выход на пологую часть

Фото 56 Верхнее плато ледника Кара-Тоо участок R3-R5

Фото 57 перевальный взлет со стороны р. Алтынтор на пер. Топ-Карагай (2Б)

Фото 58 группа на пер. Топ-Карагай (2Б)

Фото 59 спуск с пер. Топ-Карагай (2Б) - верхняя часть

Фото 60 спуск с пер. Топ-Карагай (2Б) - с ледника Топ-Карагай

Фото 61 правильный путь на пер. Симонова (1Б)

Фото 62 фото седловины на пер. Симонова (1Б)

Фото 63 группа на пер. Симонова 1(Б)

Фото 64 переход с пер. Симонова 1(Б) к пер. Теке-тор (2А)

Фото 65 схема подьема к пер. Теке-тор (2А)

Фото 66 группа на пер. Теке-Тор (2А)

Фото 67 спуск с пер. Теке-тор (2А) на ледн. Аксай

Фото 68 восхождение на пик Теке-тор (3А)

Фото 69 восхождение на пик Теке-тор (3А) общий вид с гребня

Фото 75 восхождение на I башню Короны (3А) - общий вид

Фото 76 восхождение на I башню Короны (3А) - R4

Фото 77 восхождение на I башню Короны (3А) - R5-6 вершина

Фото 78 групповое фото на вершине Корона (3А)