Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Альберт Валиев, г. Уфа

Отчет о горном спортивном походе 2 к.с. по Северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет), совершенном с 23 июня по 02 июля 2014 г..

Введение. Смысловая идея похода.

Этот поход был задуман как практический итог горной школы тур.клуба«Спутник» сезона 2013-2014. Одновременно в районе было две группы (вторая под руководством В. Штинова). С учетом уровня подготовки, майских учебно-тренировочных походов, можно было вполне уверенно планировать интересный маршрут в больших горах. Уверенно, потому что технический уровень всех участников был довольно высокий (по факту выше, чем обычно требуется для типичной «двоечки»), психологическая устойчивость определялась тем, что ребята были уже хорошо знакомы за счет тренировок и предыдущих УТП. Поэтому была задача перенести полученные знания на практику и в формате классического горного похода познакомить людей с горами. Оба руководителя в этом сезоне планировали участие в более сложных походах, поэтому, вместо привычного августа, был выбран конец июня.

В данном отчете представлены технические данные и описания, а также, для повышения читабельности, курсивом фрагменты летописи нашего летописца - человека, который впервые побывал в больших горах.

Справочные сведения

Паспорт спортивного похода

1 Вид туризма Горный
2 Категория сложности Вторая
3 Район проведения Северный Тянь-Шань
4
  • Сроки проведения:ВсегоАктивная часть
22.06.2014 – 02.07.201423.06.2014 – 01.07.2014
5 Протяженность 115 км.
6 Количество участников 8 человек
7
  • Активная часть маршрута составила:Суммарный набор высотыОбщее количество ходового времени
+10110 м.110 часов 20 мин.
8
  • Продолжительность: из них:ХодовыхПодъезды и релаксация
11 дней9 дней2 дня
9 Руководитель Валиев А.Ш.
10 Маршрутная книжка 1 Г - 2014
11 Выпускающая организация: Маршрут утвержден: МКК «Икар-Мустанг»
12 Нитка маршрута: Сан. Иссык-Ата– перевал 3440 (нк) - Пер. Сары-Джыгач (1Б, 4050)- Пер.Компартии Киргизии (1Б,4100) - Пер. Чертов Палец (1 Б, 4050) р.Аламедин - пер. н\к – пер. 3196 н \к - верховья р. Кургактор - пер. Удобный (1А, 3700, первопрохождение) –– ледн. Байчечекей - пер. Бачичикей (1Б, 4396)) – ст. Рацека ст. Рацека - а.л. Ала-Арча.

Определяющие препятствия маршрута

№ п/п Вид препятств Категория трудности Характеристика препятствия Путь прохождения
1 Перевал Сары- Джыгач 1Б, 3950 Расположен Перевалы бассейна р.Ноуруз (включая водораздел Ноуруз - Ыссык-Ата), (карта-схема 4) –№ 248, соединяет лед. лед.Такыр-тор (Конева) - р.Джарык-таш (р.Ыссык- Ата) Морена. Ледовый склон до 60°.
2 Перевал Компартии Киргизии 1Б,4100 Перевалы бассейнар.Ноуруз (включая водораздел Ноуруз - Ыссык-Ата)и в 500 м. юго-восточнее в. 4208 м., (карта-схема 5) - № 246соединяет лед.Кен-тор - ур.Джарык-таш (р.Ыссык-Ата). Траверс гребня – разрушенные скалы. На спуске – снег поверх мелкой и средней сыпухи. до 40°..
3 Перевал Чертов Палец 1 Б, 4050 Перевалы бассейна р. Аламедин (включая водораздел Аламедин - Ыссык-Ата) - №233, соединяет р.Кульбото (Ачик-таш)- лед.Спартак (Ноуруз) Средняя и крупная сыпуха, снег. На спуск – снег, средняя и крупная сыпуха до 40°
4 Перевал Удобный (первопрохо ждение) 1А, 3700 Перевалы бассейна р. Аламедин (включая водораздел Аламедин - Ыссык-Ата)Соединяет ущ. Чункурчак – морены ледн. Верхн.Кургактор Крутые зеленые склоны древней морены,моренный гребень, скально-осыпной склон, травянистые склоны. На спуск – мелкая сыпуха
5 Перевал Байчечикей (1Б, 4396). Перевалы бассейна р. Ала-Арча (в том числе водораздел Ала-Арча - Аламедин) - № 157, соединяет ледн. Учитель (С. ветвь) - лед. Байчечекей (Зап. ветвь) Ледовый склон на подъем, спуск - разрушенные скалы, осыпь с выходом на пологий ледник.

Примечания: Здесь и далее по отчету:ГКХ – Главный Киргизский хребет.(Карта-схема) – Схема-хребтовка Киргизского Аэрогеодезического предприятия, 1990 г., 1:150000.

Рис. 1. Схема маршрута.

Сведения об участниках

№ п/п Фамилия Имя Отчество Год рожд. Фото Туристский опыт Обязан. в походе
1 Валиев Альберт Шамильевич 1981
6 ГУ Памир-Алай. Такали3 ГР – Центр. Алтай Руководитель Медик
2 Ивушкина Дина Сергеевна 1981
4ГУ Чуйский Алтай Участник
3 Саубанов Ирек Явитович 1984
1ГУ Южный Урал Зав.снар фотограф
4 Санкина Алина Романовна 1989
1ГУ Южный Урал Летописец
5 Протовская Вероника Валерьевна 1983
1ГУ Южный Урал Завхоз
6 Кичатова Светлана Константиновна 1989
1ГУ Южный Урал Участник
7 Алексеев Евгений Львович 1983
1ГУ Центр. Алтай Рем.мастер
8 Финаревский Борис 1983
1ГУ Центр.Алтай Участник фотограф

График движения

Дни Дата Участок маршрута Протяжен ность, км.
22.06.14 Поезд № 381 "Уфа-Челябинск", авиаперелет Челябинск – Бишкек.
1 23.06.14 Курурт Иссык-Ата –верховья р. Шукур-Тер. 9
2 24.06.14 верховья р. Шукур-Тер – перевал 3440 (нк) - под Сары- Джыгач 1Б 10
3 25.06.14 Пер. Сары-Джыгач (1Б, 3950) 3
4 26.06.14 Пер.Компартии Киргизии (1Б,4100) – Верх. Р. Кенг- Тер 5
5 27.06.14 Верх.р. Кер-тор – пер. Чертов Палец (1 Б, 4050) – верх. р.Ачик-Таш 11
6 27.06.14 р.Ачик-Таш – р.Аламедин (Полудневка) 10
7 28.06.14 Р.Аламедин – р. Чичар – перевал 3196 н\к – в. пр. приток р. Чункурчак 12
8 29.06.14 Перевал Удобный 1А(п/п) – ледник Байчечикей 13
9 30.06.14 Перевал Байчечикей – (1Б, 4396) – а\л Ала-Арча 15
10 01.06.14 Авиаперелет Бишкек-Пермь, автобус Пермь - Уфа
Итого 121

Примечания

Способ передвижения на всем протяжении активной части маршрута – пешком.

Итоговый километраж – с учетом коэффициента

Протяженность для радиальных выходов принята – в одну сторону. Перепад высоты на участках – см. 3.1.

График перепада высот

Характеристика района путешествия. Критерии выбора района.

При выборе района путешествия мы руководствовались, прежде всего, следующими критериями: Большие горы, в которых можно пройти полноценный горный маршрут. Доступность в плане логистики - удобство подъездов, аварийных выходов. Ценовая привлекательность. Разнообразие форм горного рельефа и природных условий. Климат и особенности. Киргизский хребет, протянувшийся на 400 километров с запада на восток на севере Киргизии, замыкает с юга долину реки Чу. Гребень его простирается примерно в 50 километрах к югу от Бишкека, который, собственно, расположен на террасе, образованной выносами рек Аламедин и Ала-Арча. В их верховьях находятся наиболее высокие вершины хребта: пики Семенова-Тяньшаньского (4875 м), Западный Аламедин (4856 м) и Корона (4860 м). Климат района, в целом континентальный, однако сложность и расчлененность рельефа вызывают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. Лето влажное и прохладное. Районы наибольшего оледенения сосредоточены не столько в зоне Главного Киргизского хребта, сколько в его северных отрогах. Наиболее подвержены этому фактору, а также и наиболее интересны со спортивной точки зрения Аламединский и Ала- Арчинский отроги. Многие сложные перевалы сосредоточены в окрестностях наивысших вершин района, что определяет более высокую вероятность плохой погоды в этой части хребта. На восток и на запад высота его снижается, уменьшается сложность перевалов и увеличивается число дней с хорошей погодой. Следует, однако, иметь в виду, что рассчитывать на большое количество солнечных дней в походе не приходится, так как уже само существование довольно мощных еловых лесов на склонах северных отрогов хребта свидетельствует об изрядном количестве осадков. Ещё одной характерной особенностью, о которой следует упомянуть, являются обширные осыпи и моренные отложения, оставленные отступающими ледниками. Ручьи и речки зачастую просто уходят под их каменистый покров, и это одно из следствий того, что хребет в основном сложен из легко разрушающихся пород, а место расположения наиболее высоких вершин привязано, как и следует ожидать, к наиболее прочным скальным массивам. Растительность в соседних долинах может разительно отличаться: если в долинах Иссык-Аты и Аламедина растет арчевый лес, то в долине Ала-Арчи стоят огромные тянь- шаньские ели.В районе большое количество перевалов 1А, 1Б к.с., достаточно много перевалов 2А, 2Б к.с., все более увеличивается число сложных перевалов 3А, 3Б к.с. Нельзя сказать определенно об оптимальной категории для похода в этом районе... Перевалы района весьма техничны и разнообразны по своему характеру. Южная и северная сторона перевалов (как и стороны главного хребта) резко отличаются. На севере – снег и ледовые стенки, на юге – осыпи и разрушенные скалы. Изменение направления прохождения перевала может принципиально изменить тактику и технику. Подходы отличаются резкими перепадами высот, относительно малым количеством троп, буйной растительностью, отсутствием мостов через реки – в общем, достаточно напряжены в физическом плане. Из подножного корма встречается лук, смородина, земляника, грибы. Пастушьих кошей немного, поскольку значительная часть хребта – национальный парк. В долинах, примыкающих к горным поселкам, пастухи выпускают в верховья табуны лошадей, встречаются яки.

Район в последнее время становится все более популярен ввиду удобных подъездов, небольшой удаленности от города, высокой техничности маршрутов. Особенно привлекательны в плане горовосхождений т.н. «Аксайская подкова» и район Аламединской стены с удобными подходами, красивыми и технически сложными маршрутами.

Трансфер и логистика Киргизский хребет известен своей удобной логистикой. В 2014 году очень бюджетно на лоукостере Pegasus можно было долететь из Челябинска до Бишкека и обратно за 6000 рублей. Из Бишкека добраться до гор можно буквально за час. Три основные долины, по которым проложены асфальтовые дороги, позволяют начать маршрут с разных точек и при необходимости завезти заброску. Однако поход 2 категории не настолько длителен, чтобы имело смысл оставлять заброску, и прямо из аэропорта нас встретил автобус Ford Tranzit и повез к курорту Иссык-Ата. Надо отметить, что пользоваться услугами турфирм, которые предоставляют транспорт, довольно удобно и надежно, мы традиционно пользуемся услугами фирмы Достук-Треккинг. При этом, если договариваться непосредственно в Бишкеке о заброске с таксистами, то это выйдет примерно в 4 раза дешевле. Тем не менее, по дороге на маршрут лучше использовать максимально надежные варианты и не тратить время, тем более цены турфирмы относительно приемлемы.5. Техническое описание маршрута. Принятая в отчете терминология «левый», «правый» - употребляется в тексте в орографическом смысле.Это горы, детка… Горы, это детка...

День 1.5.1. Долина Курорт Иссык-Ата –верховья р. Шукур-Тер

Стартовой точкой маршрута стал поселок Иссык-ата, куда мы добрались на встретившем нас в аэропорту автобусе. Выйдя из населенного пункта и сойдя на тропу, мы двинулись вверх по склону вдоль левого (по направлению движения) берега ручья. Тропа слабо читаемая, периодически переходит с одного берега на другой. Резкий сброс обходим, высоко поднявшись на правый борт долины. Долина несколько раз сужается, подъем идет по каньону по крупным камням. Затем долина расширяется, и открывается хорошее место для стоянки.

«Движение к намеченной цели усложняли коварные скользкие камни, скрывающиеся в зарослях высокой травы, и кусты можжевельника, хватающие своими ветвями, словно руками, за одежду, как бы намекая, что идти туда не стоит совсем. О, как актуальна здесь эта предостерегающая, наполненная любовью и заботой к своим товарищам, просьба:- «Не споткнись! «Так мы и шли стремительно набирая высоту, уверено внедряя свои тела в стихию, разреженную воздухом, пока не добрались до первого, для многих из нас, препятствия больших гор- каньонного сброса. Растянувшись в цепочку, мы преодолевали его, поднимаясь по неустойчивой сыпухе, огибая огромные камни, неуверенно стоявшие на ней. Справа от нас мчалась всё та же (лишь бы не другая) река. «Дальнейшее движение мы продолжали уже чуть выше над рекой по пастбищенским лугам, разглядывая по пути черепа когда то обитателей этого чудесного поля, не забывая любоваться вкраплениями крупных камней и, на всякий случай, внимательно смотря под ноги.

Место стоянки было выбрано несколько ниже слияния ручьев Шукур-Тор

высот +1600м. Время 7 часов.

Рис. 1.1. На старте. Группа около курорта Иссык-Ата

Рис.1.2 Подъем вдоль реки по травяным бортам долины

Рис. 1.3. Участки сужения долины

Рис.1.4 Место для ночлега

День 2 Перевал 3440 Н/К.

Расположен: В северном отроге главного Киргизского хребта, водоразделе рек Шукур-Тор (приток Иссык-Аты) и Такыртор, (карта-схема 1)
Соединяет - с востока: Приток р. Иссык-Ата - Шукур-Тор
- с запада: Р. Такыртор
Частота и преимущественное направление прохождения: данных не найдено. Несмотря на изображенную на карте тропу – признаков частого посещения данного перевала не определяется
Концевые точки описания: Верховья р. Шукур-Тор (древние морены) – морены в верховьях р. Такыртор.

Подъем со стороны р. Шукур-Тор (с востока):

Выход в 9.00. От места ночевки на ровных зеленых площадках на разливе ручья (фото 1) движемся по древним моренам с переходом на левый борт долины. Поднявшись по склону, покрытому травой, продолжаем движение в сторону нашего перевала, седловина которого открывается со ступени, которая с места лагеря ошибочно трактовалась как седловина. (фото 2.1). Уклон около 20 градусов. Сложностей при подъеме не возникает, за исключением того, что это второй день маршрута, и высота три с половиной тысячи метров. Отсутствие акклиматизации чувствуется.

Рис.2.1 Направление движения со стороны лагеря

Рис.2.2 Вид в направлении лагеря (верховья р. Шукур-Тор )

Рис. 2.3 Подъем на первую ступень перевала

Рис.2.4 Движение в направлении седловины.

Погода неустойчивая. Яркое солнце сменяется дождем с ветром. Надеваем дождевики, продолжаем двигаться дальше. Примерно в 10.45 вышли на седловину. Седловина большая, плоская. Открывается вид на морены перед ледником и следующим перевалом.

Рис. 2.5 Выход на седловину

Рис. 2.6 На седловине. Вид в направлении р.Такыр-Тор

Спуск в долину реки Тыкыртор. Спуск по осыпному склону. Крутизна относительно невелика, тем не менее, спускаемся плотной группой, прежде всего, чтобы отработать навыки движения с самостраховкой на таких перевалах. Спустились за 30 минут. Перевал несложный, очень удачно расположенный в рамках акклиматизационной части маршрута. С обеих сторон есть удобные места для ночлега с водой на травянистых склонах.

Рис.2.7 Спуск с перевала плотной группой.

Протяженность: 2.2 км.
Перепад высот: +400, -200 м.
Время: 2 часа 40 мин.
Категория трудности н/к

После спуска по осыпному склону с перевала обедаем устроившись за стеной большого камня, немного защищающего от ветра. Любуемся зелеными склонами украшенными узора ми-выщипанной или вытоптанной лошадьми травы. Пасмурная погода и холодный ветер сгоняют нас под рюкзаки и вот мы вновь отправляемся в путь, на юг - к леднику Такыр Тор.Я не помню каков был наш путь, был ли он травянистым или моренным, я помню, что иногда встречались большие камни и мы шли по широкому коридору стенами которого были горы. Идя так, не меняя направления, мы дошли до безымянного ледника, чей лед под воздействием летнего солнца дал жизнь голубому озеру, с удобным спуском к нему. Пока часть нашей группы занималась водными процедурами, другая часть отдыхала на рядом стоящем скопище огромных камней. Рядом с озером была замечена тропа(совпадающая по направлению с ручьем), уходящая налево вверх, по ней мы и пошли дальше. Быстро выйдя на курумник, часть группы спустилась вниз и взяла вправо, другая часть прошла этот участок, сверху не меняя высоты.

Рис.2.8 Движение группы по моренным валам в направлении ледника Такыр-Тор

Идем по мелкокаменистой долине с вкраплениями крупных монолитных камней, слева снежные вершины, справа скалы. выходим на курумник, то оголенный, то скрытый снегом. Так и идем: курумник, снег, курумник, снег, курумник..

Рис. 2.9 Подъем по снежнику в цирк ледника Такыр-Тор.

Чем дальше в горы тем больше камни. Теперь идем мы по шатким крупным камням с большими промежутками между ними. Каким бесконечным кажется этот неудобный участок, как хорошо, что были куплены и не забыты дома палки Место для ночлега выбрали напротив перевала Сары-Джигач (в часе ходьбы) на площадке, которую можно расчистить под палатки и из отдельных камней построить ветрозащитную стенку.

День 3 - 4

Протяженность: 4 км.
Перепад высот: +1000 м.
Время движения: 8 часов 20 минут

Связка перевалов Сары-Джигач (1Б, 3950 м) и Компартии Киргизии (1Б, 4100).

Перевал Сары-Джигач (1Б)
Расположены: В северном отроге главного Киргизского хребтаПеревалы бассейна р.Ноуруз (включая водораздел Ноуруз – Иссык-Ата), карта схема
Соединяет - с севера: Верховья реки Тыкыр-Тор, ледник Тыкыртор (Конева)
- с юга: р.Джарык-таш (р.Ыссык-Ата)
Частота и преимущественное направление прохождения: Отчетов о прохождении перевала не найдено.
Концевые точки описания: Седловина перевала.

Подъем со стороны р. Тыкыртор – ледник Тыкыртор (с востока):От места ночевки на моренах ледника вышли в 09.40. Поздний выход был обусловлен сложными погодными условиями ночью, когда жители большой палатки держали ночью дуги, чтобы их не сломало. Двинулись в направлении седловины, несколько забирая вправо по ходу, придерживаясь моренных участков. Ночью выпало много снега, ледник закрытый, поэтому идем двумя связками. Движемся довольно медленно – сказываются слабая акклиматизация и ночные погодные условия.

Рис. 3.1 Вид на перевал с места стоянки

Ледник пологий с небольшим набором. Необходимость тропить со сменой первого. Хорошо видна перевальная седловина. К перевальному взлету подошли в 11.20. Подъем просматривается, видно, что в нижней более пологой части лежит снег, выше – открытый лед.

Рис. 3.2 Движение в связке по леднику

Рис. 3.3. Организация нижней страховки

Первые метры поднимаемся в кошках с индивидуальной страховкой. Снежный склон крутизной 30° вскоре становится еще круче. Начинаем движение с перильной страховкой. Нижняя страховка для первого организуется на ледорубе. Начиная со второй веревки, перила фиксируются на ледобурах. Первый поднимается так же с нижней страховкой без рюкзака с промежуточными точками.

Рис.3.4. Организация перил

На станциях рубятся лоханки для более комфортного ожидания. Крутизна достигает 600 на четвертой веревке. Затем постепенное выполаживание около 20м. и выход на седловину. Первый участник вышел в 17.30 на перевал. Движение группы довольно медленное – это первое определяющее препятствие, нет еще четкости, слаженности, и еще не все акклиматизировались.

Всего на подъеме:

Протяженность: 2 км.
Перепад высот: +350 м.
Время подъема: 8 часо 10 мин.
Время движения со страховкой на подъеме: 6 часов 30 мин.
В т.ч.попеременной, перильной: 6 часа 30 мин.
Пунктов страховки на подъеме: 5 пунктов (1- на ледобуре, 4- на ледорубах)
Перила на подъеме: 230 м.
Категория трудности на подъеме: 1Б* (при малом количестве снега - 2А)

Седловина перевала: осыпная, широкая, со снежными наддувами с восточной стороны (фото 8). При необходимости можно устроить бивак для группы, что мы и сделали. Контрольный тур не найден. Высота по GPS 4050. Панорама верховий с седловины перевала.

Рис.3.5 Бивак на седловине перевала. (Фото в западном направлении)

День 4. Траверс гребня в направлении перевала Компартии Киргизии 1Б 4100.

Вышли из лагеря в 9.15. После предварительной разведки, которую осуществили вечером, начали траверс гребня в направлении перевала Компартии Киргизии. Движение по гребню довольно несложное, двигаемся двумя связками.

Рис. 4.1 Начало движения по гребню в направлении перевала Компартии Киргизии 1Б

В некоторых местах требуется использование элементов рельефа для осуществления движения с одновременной страховкой. Происходит постепенный набор высоты. Открывается седловина перевала, выходим на нее, траверсируя южный склон (средняя и мелкая осыпь), и выходим на седловину перевала. Вся группа собралась на седловине в 12.00.

Рис.4.2 Траверс гребня. Видна седловина перевала Сары-Джигач

Рис. 4.3 Движение в связках по гребню

Седловина перевала представляет собой снежный гребень, не очень удобный. Тур на разрушенных скалах в северной части. С перевала открывается хороший вид на снежные пики в долине Иссык-Аты, а также на вершины в районе верховьев Салыка.

Рис 4.4 Траверс осыпного склона перед выходом на седловину перевала

Рис.4.5 Седловина перевала Компартии Киргизии

Рис. 4.6 Группа на перевале.

Всего траверс гребня между перевалами Сары-Джигач и Компартии Киргизии

Протяженность: 1.1. км.
Перепад высот: +200 м.
Время подъема: 2 часа 50 минут
Время движения с одновременной страховкой на подъеме: 2 часов 50 мин.
Категория трудности на подъеме:

Спуск в сторону верховьев реки Кен-Тор (на запад):Западный склон перевала состоит из мелкой и средней осыпи, средняя крутизна - до 40°. Однако ситуация осложняется слоем снега 5 – 10 см. Раскисший снег, обладающий повышенной «скользимостью», создает определенную опасность при индивидуальной страховке. Поэтому было принято решение для повышения безопасности провесить перила до более пологого участка. На перевале перила закрепляем на скалах, последний участник спускается с нижней страховкой без рюкзака. Вторая веревка закреплена на ледорубе (Т-образное закрепление), остальные на камнях или на скалах.

Рис. 4.7 Организация перил на спуск

Рис. 4.8 Третья веревка - выход к скалам

Всего с перевала провесили 5 веревок, после чего спустились в связках еще на 200 метров до окончания снега. После этого, развязавшись, плотной группой спустились на боковую морену. Так как ледник был закрыт, предпочли осуществлять дальнейшее движение по правой боковой морене вдоль ледника. Спустившись дальше уровня окончания льда метров на 500, встали на ночлег.

Рис.4.9 Движение по заснеженному склону

Рис. 4.10 Вид на перевал Компарти

Перевал имеет характерные очертания и хорошо виден с близлежащих обзорных точек с запада.

Всего на спуске:

Протяженность: 2 км.
Перепад высот: - 600 м.
Время спуска: 4 часа 10 мин.
Время движения со страховкой на спуске: 4 часа .
в т.ч. попеременной, перильной: 3 часа 30 мин.
Пунктов страховки на спуске: 4 пунктов (1- на ледорубе, 3- на скалах)
Перила на спуске: 250 м.
Категория трудности на подъеме:

Итоговые характеристики связки перевалов Сары-Джигач и Компартии Киргизии:

Протяженность: 6 км.
Перепад высот:
- на подъеме: + 550 м.
- на спуске: - 600 м.
Время движения: 15 часов.
- на подъеме: 10 часов 50 мин.
- на спуске: 4 часа 10 мин.
Время движения со страховкой: 13 часов 20 мин.
- на подъеме: 9 часа 20 мин.
- на спуске: 4
Пунктов страховки: 9 пунктов
- на подъеме: 5 пунктов (1- на ледорурбе, 4- на ледобурах)
- на спуске: 4 пункта (1 ледоруб, 3 рельеф)
Перила: 230 м.
- на подъеме: 225 м.
- на спуске: 200
Категория трудности: 1Б*

Специальное снаряжение (на группу 8 чел.):

Обвязка, каска, ледоруб, кошки, карабины - 3 шт., ледобур - 1 шт., жумар - все это на каждого участника.

Веревки основные - 3шт. по 50 м., ледобуры - 3 шт., карабины - 6 шт. - все это на всю группу.

Возможные места ночлегов:С севера: 1. На моренах лед. Тыкыртор.

2. В цирке перевального склона, на леднике или среди каменных россыпей (фото ). Седловина перевала Сары-ДжигачС запада:

1.Под перевальным взлетом, на пологой части ледника .

2. На моренах ниже языке ледника около ручья по правому борту долины (фото 1, фото 13).

Примечания:

Подъем на перевальную седловину с севера показался нам более сложным, нежели категория трудности, указанная в классификаторах. Возможно, следует делать поправку на количество и состояние снега на склонах при определении категории трудности перевала. Также отсутствие описаний перевала в сети интернет сделало прохождение связки перевалов менее предсказуемым. Вместе с этим чистый ледовой подъем на Сары –Джигач, относительно безопасный от камнепадов и с отсутствием берга, послужил отличным полигоном для реализации учебно-тренировочных задач похода. Движение по гребню не представляет особой сложности при высоком эстетическом наполнении. Позволяет уменьшить перепад высот. Перевал Компартии Киргизии и путь с него может быть намного легче при отсутствии снега. Связка перевалов в условиях нашего похода и относительно сильной технически группы является крайне интересным с точки зрения образовательного процесса. Работа на разном рельефе, опыт ночлега на перевале является замечательным способом «растить» горных туристов. Спустившись с пер. Компартии Киргизии мы взяли направление к пер. Чертов палец через долину ледников Кен-Тор.Идем по моренному валу мимо ледовых склонов с бергшрундами. Сегодня мы не будем идти долго, потому что впереди нас ждет удобная стоянка напротив ледника No-name рядом с одноименной речкой, берущей свое начало от него. Погода ясная. Можно походить в шортах до захода солнца, постирать носки Наконец-то готовим и ужинаем на улице. Играем и поем, видели сход лавины

Рис.4.12 Бивак на фоне перевала.

День 5. Долина Кен-Тор.

Собравшись утром , сворачиваем налево, идем по зеленому склону, выходящему на моренные валы. Далее идем по моренам и не забываем о направлении к ледникам Кен-Тор. Спустившись с одной моренной волны взбираемся на другую. Утомительное однообразие рельефа погружает идущих в молчание, серость видов давит своей бесконечностью, и вот, уже дает о себе знать жажда, ведь запасы утренней воды иссякли. А по сторонам, как бы насмехаясь над нами, возвышаются горы со снежными вершинами, видны голубые озера с крутыми ледовыми спусками. Как они близки и как далеки одновременно.

Рис.5.1 Вид на долину Кен-Тор

На ходку встаем напротив ледников Кен- Тор. Зачарованные их красотой и могуществом отдыхаем чуть больше положенного, но собрав волю в кулак отправляемся дальше в путь по бесконечным моренным волнам.

Рис.5.2 Верховье долины Кен-Тор.

Дойдя до основания ледников сворачиваем резко направо (по ходу движения) и продолжаем подниматься левым орографическим бортом долины. Нам повезло, мы вышли на боковую морену, взобравшись на вершину которой продолжаем путь до самого перевального взлета этого таинственно многоликого перевала))

Рис.5.3 Движение по моренам долины Кен-Тор

Перевал Чертов Палец, 1Б, 4050м.

Расположен: Перевалы бассейна р. Аламедин (водораздел Аламедин - Иссык-Ата)
Соединяет - с востока: лед.Спартак (Ноуруз)
- с запада: р.Кульбото (Ачик-таш)
Частота и преимущественное направление прохождения: Один раз в несколько лет.2011, с запада на восток, группа туристов г. Москва, т/к МГУ, 4 к.с., рук – Соломонов О.Г.
Концевые точки описания: Боковая морена ледника Спартак – морены под перевалом с западной стороны

Подъем со стороны ледника Спартак (с востока):Подошли к перевальном взлету в 14.50. Прохождение перевала решили организовать в этот же день. Погода благоприятствовала, подъем просматривался. Из описаний было известно, что при необходимости можно оборудовать место стоянки на седловине. Определенную сложность представляет собой прохождение с востока из за отсутствия явных признаков нужной седловины. Даже наличие GPS координат помогает слабо в выборе нужного кулуара. Подъем представляет собой осыпной склон с участками мелкой и средней осыпи. Местами приходится преодолевать очень живую крупную осыпь. Движение с индивидуальной техникой, используя палки как альпенштоки. Учитывая неустойчивость камней, критичным является избегание нахождения одного участника над другим, поэтому идем широкими зигзагами, проявляя особую осторожность в местах поворота, где группа собирается и движется в обратном порядке.

Рис.5.4 Отдых перед перевальным взлетом

Рис.5.5 Движение с самостраховкой палками

В верхней части подъема камни сменяются снегом и выводят на седловину перевала. Снежник легко пересекается по правой стороне (по ходу).

Рис.5.6 Движение по средней и крупной сыпухе

Рис.5.7 Выход на снежный участок перед седловиной

Всего на подъеме:

Протяженность: 400 м.
Перепад высот: +200 м.
Время подъема: 1 час 15 мин.
Время движения со страховкой на подъеме: Нет
Категория трудности на подъеме:

Седловина перевала: Седловина перевала снежная, среди разрушенных скал. С карнизными наддувами на западную сторону. На снегу можно поставить две палатки. Тур на камнях с северной стороны седловины. Снята записка группы из Екатеринбурга 2008 года. При разведке гребня – севернее обнаружена еще одна седловина, в которой тоже был тур и еще одна перевальная записка.

Рис.5.8 Группа на перевале Чертов Палец 1Б

С перевала открывается хороший вид на вершины аксайской подковы. Спуск в сторону р. Ачик-Таш (на запад):После анализа предстоящего спуска было принято решение спускаться не прямо вниз, а сначала траверсировать склон направо. Это было вызвано потенциальной лавиноопасностью склона – мокрый раскисший снег глубиной до 1 метра при крутизне склона около 50 градусов. Поэтому сначала по небольшой снежной полочке мы ушли направо из кулуара на чуть выраженный гребень под защиту останцев и уже оттуда начали вешать перила вниз. С перевала провесили одну веревку до останцев, потом вниз по линии падения воды еще 3. После второй веревки еще раз сместились направо , чтобы окончательно уйти с лавиноопасного участка.

Рис.5.9 Начало движения на спуск. Спуск в снежный «карман»

Рис.5.10 Организация перил на спуске

После четвертой веревки продолжили спуск в связках, сбросив таким образом примерно 150 м по высоте. Движение некомфортное, средняя сыпуха, покрытая тонким слоем снега. Спустившись до окончания снега и выйдя на камни, продолжили движение с самостраховкой палками (как альпенштоком). Так как связки оторвались друг от друга – спускались двумя плотными группами, избегая нахождения одной связки над другой. Участок спуска представлял собой широкий осыпной склон с мелкой и средней сыпухой, довольно неудобный для движения.

Рис.5.11 Группа на фоне перевала после спуска.

После спуска поднялись на большие валы морен и пройдя метров 100, встали лагерем. Воду нашли на морене - небольшое озерцо. Стоянку пришлось оборудовать, расчищая места под палатки.

Всего на спуске:

Протяженность: 1 км.
Перепад высот: -450 м.
Время спуска: 4 часа.
Время движения со страховкой на спуске: 2 часа 15 минут
в т.ч. попеременной, перильной: 1час 50 мин.
Пунктов страховки на спуске: 4 пунктов (2- на ледорубе, 2- на скалах)
Перила на спуске: 200 м.
Категория трудности на подъеме:

Итоговые характеристики:

Протяженность: 2 км.
Перепад высот:
- на подъеме: +200 м.
- на спуске: -450 м.
Время движения: 5 часов 15 мин.
- на подъеме: 1 час 15 мин.
- на спуске: 4 часа.
Время движения со страховкой: 13 часов 20 мин.
- на подъеме: нет
- на спуске: 2 часа15 минут
Пунктов страховки: 4 пункта
- на подъеме: нет
- на спуске: 4 пункта (2 ледоруб, 2 рельеф)
Перила: 200 м.
- на подъеме: нет
- на спуске: 200
Категория трудности:

Специальное снаряжение (на группу 8 чел.):

Обвязка, каска, ледоруб, кошки, карабины - 3 шт., ледобур - 1 шт., жумар - все это на каждого участника.

Веревки основные - 3шт. по 50 м., ледобуры - 3 шт., карабины - 6 шт. - все это на всю группу.

Возможные места ночлегов:

С востока:

На моренах под перевальным взлетом, либо на леднике Спартак. Ниже – могут быть сложности с водой на каменоломнях долины Кен-Тор.

С запада:

1. На моренах под перевалом, при условии нахождения воды, либо совсем ниже в долине реки Ачик-Таш (фото 5).

Примечание: При прохождении со запада – седловина перевала легко определяется благодаря скальному зубу, торчащему среди гребневых вершин. При прохождении с востока ориентиров нет, поэтому на гребне несколько седловин в которых находятся туры с перевальными записками. По сложности преодоление перевала через эти седловины примерно одинаково. С точки зрения безопасности – классическая седловина с зубом может быть несколько более камнеопасна из за узости кулуара

День 6 Р. Ачик-Таш – р.Аламедин. Движение вниз по р. Ачик-Таш.

Постепенно молодые моренные валы сменились древними, заросшими травой моренами. После одного из валов – вышли к началу родника (по левому борту долины), от которого идет тропа. По дороге встречается кош, после которого тропа уходит несколько направо и через луга постепенно спускается к Аламедину.

Рис. 6.1Движение по долине р.Ачикт-Таш

Рис. 6.2 Мост через р. Аламедин

Для перехода на другую сторону по тропе спустились до моста на уровне первых домов. Мост неустойчивый, имеет смысл натягивать перильную веревку. По левому берегу реки поднялись на несколько километров, где встали на ночлег. Чуть позже сюда подошла наша вторая группа, которая не смогла себе отказать в посещении Теплых Ключей.

Рис. 6.3 Долина р. Аламедин.

Несмотря на радость от встречи с группой Володи Штинова, лишь несколько человек задержались около костра чуть дольше обычного. У большинства сознательность победила, и почти все ребята пошли спать пораньше, памятуя, о том, что завтра физически тяжелый день, перед которым необходимо хорошо отдохнуть.…ждем Вовину группу. Корова в болоте застряла, а мы думали, что сдохла. Ночуем все вместе (2 группы) в долине Аламедина. Часть из нас поздно легла спать. Да что там часть, все мы поздно легли спать!

День 7 Р. Аламедин – пер.н/к 3196 – Р.Кургактор Перевал н\к 3196

Расположен: В северном отроге главного Киргизского хребта, водоразделе Аламедин и Чункурчак, (карта-схема 1)
Соединяет - с востока: Долина ручья Чичар .
- с запада: Долина р. Чункурчак
Частота и преимущественное направление прохождения:
  • Используется довольно часто туристским группами для перехода между долины реки Аламедин и ледниками Кургантор или Байчечикей (район Аксайской подковы)
Концевые точки описания: Река Аламедин (чуть ниже впадения р. Ачикташ) – правый борт правого притока р. Чункурчак, древние морены под перевалом.

Подъем со стороны р. Аламедин (с востока):

Выход в 8.30. От места ночевки на берегу р.Аламедин, пересекая впадающие ручьи, примерно километр идем вверх по долине. Справа по ходу открывается выход боковой долины. Долина широкая, много троп неизвестного происхождения. Выбрав одну из них, начинаем постепенный набор высоты. Несколько раз пересекаем пересохшее русло ручья, который обозначен на карте. Идем правым орографическим бортом. Земляника. Прямо по ходу видна висячая долина и крутой моренный склон. Радует, чтонам не туда. Далее по карте тропа переходит на левый берег, в этом месте находим ручей. Учитывая, что июнь, можно предположить, что в августе воды здесь может не быть, поэтому воду лучше набирать в ручьях около Аламедина, до начала набора. Следующий источник воды – родник Чичар – довольно неблизко.

Рис. 7.1 Начало подъема от р. Аламедин

Рис. 7.2 Крутые травянистые склоны при выходе на левый борт долины

После перехода на левый борт долины начинается довольно крутой набор, поросший кустарником и травой. Тропа сначала петляет зигзагом, потом теряется в каменистых выходах. Подъем трудоемок, требует внимательности, начавшийся дождь усложняет движение. Таким образом набираем 500 м, и, найдя где-то наверху тропу, выходим на отрог на высоте 2635 м. (см. карту).…продираемся сквозь густые колючие кусты к седловине, накрапывает дождь душно и мокро. И только лишь последние метров 20 идем по неожиданно возникшей тропе 12.26 Высота 2635м. Седловина. Раскручиваю на шоколадку. Тщётно…После этого траверсируем склон с небольшим сбросом высоты в сторону родника Чичар. Там отдыхаем, обедаем. Время 13.20.

Рис. 7.3 Вид на долину р. Аламедин

После этого, двигаясь по тропе, проходим мимо коша и уходим влево по ходу в направлении нашего перевала. Тропа читается, идет по небольшому ущелью. Ориентирование затруднений не вызывает. Сложность только физическая. На седловину перевала выходим в 15.50. Высота 3196. Седловина широкая, перевального тура нет. С перевала открывается хороший вид на предстоящие перевалы. Немного передохнув, продолжили путь вниз. Спуск с перевала – относительно простой по травяным склонам, несколько отклоняясь влево, чтобы меньше сбросить высоту. Спуск занимает около 45 минут и около 100 метров по высоте.

Рис. 7.4 Путь подъема на перевал н/к

Рис. 7.4 Вид на седловину перевала н/к (3200)

По левому борту долины есть небольшой ручей, тут встаем на ночлег. Памятуя о предыдущей ночи, решили для сохранения спокойствия и дисциплины встать на расстоянии от группы Штинова. В целом перевал довольно простой, соответствует категории, при прохождении надо только учитывать, что воду можно набрать только в определенных местах.

Всего:

Протяженность: 8 км.
Перепад высот: +1400, -150 м.
Время: 7 часов 15 мин.
Категория трудности н/к

Рис. 7.4 Два лагеря

Высота 3150м. Спустившись, решили остановиться отдыхать подальше от дружеской группы (все еще находясь под впечатлением вчерашнего веселого вечера). Дальше не пошли так как не были уверенны в наличии воды у перевала.

День 8 Перевал Удобный.1А (первопрохождение)

Расположен: Относится к перевалы бассейна р. Аламедин, (карта-схема ) -№, южнее пика Фрунзе
Соединяет - с востока: Морены ледника Кургантор Нижний
- с с запада: Морены ледника Байчечикей
Частота и преимущественное направление прохождения:
  • нет
Концевые точки описания: Древние морены по правому орографическому борту ниже ледника Кургантор Нижний – морены ледника Байчечекей

Рис. 8.1 Схема прохождения перевала Удобный 1А

Подъем со стороны р. Кургантор (с востока):

При переходе с морен на начало подъема – обнаружили живописное озеро. В 9.05 начали подъем на перевал. Склон и седловина хорошо просматривается, по центру виден осыпной склон, справа по ходу осыпной склон с вкраплениями травянистых участков. Наиболее логичным является постепенный подъем по травянистым склонам в обход разрушенных скал. Движение несложное. Склон стабильный, тем не менее, чтобы не растягиваться, идем плотной группой. Открывается седловина перевала. Двигаемся по неявно выраженному боковому гребню. Гребень выводит на седловину перевала, в 10.25 были на седловине.

Рис. 8.2 Начало движения в направлении перевала

Рис. 8.3 Путь подъема и седловина перевала Удобный

Рис. 8.4 Движение по средней и мелкой сыпухе

Рис. 8.5 выход на седловины по невыраженному отрогу справа по ходу

Седловина перевала широкая, мелкая осыпь. Перевал ровно пополам разделен двумя цветами – серый и рыжий. На перевале легко можно оборудовать места для ночлега. Есть снег в северной стороне. С перевала виден цирк ледника Байчечикей

Рис. 8.6 Группа на перевале (вид на север)

Рис. 8.7 Группа на перевале (вид на юго- восток), верховья долины Чункурчак.

После построения тура и оставления записки, разведали спуск. Он не представляет сложностей. Мелкая сыпуха, при безопасной крутизне поспособствовали быстрому и комфортному спуску. Спуск занял 30 минут при индивидуальной страховке палками и соблюдая правило движения плотной группой.

Рис. 8.8 Спуск с перевала Удобный 1А, в направлении р. Чункурчак

Рис. 8.9 Вид на перевал с запада, схема движения группы на спуске.

Всего на подъеме:

Протяженность: 1,5 км.
Перепад высот: +300 м. - 450
Время подъема: 1 час 20 мин.
Время движения со страховкой на подъеме: Нет
Категория трудности на подъеме:

Всего на спуске:

Протяженность: 1 км.
Перепад высот: - 400 м.
Время спуска: 30 мин.
Время движения со страховкой на спуске: Нет
Категория трудности на спуске:

Итоговые характеристики:

Перепад высот: 3км.
- на подъеме: +250 м.
- на спуске: - 400 м.
Время движения: 1 час 50 мин.
- на подъеме: 1 час 20 мин.
- на спуске: 30 мин.
Время движения со страховкой: Нет
Пунктов страховки: Нет
Категория трудности:

Специальное снаряжение (на группу 6 чел.):1. Специальное снаряжение при прохождении перевала не требуется.

Возможные места ночлегов:

С востока:1. В кармане левобережной боковой морены - наличие воды. Практически под перевалом.(фото 10).

С запада: На зеленых площадках левого борта долины. После спуска движение продолжили по моренным полям, по дороге искупавшись в одном из озер. Вероятно, более разумно было бы выйти на левый борт долины и по траве подойти под ледник.

Рис. 8.10 Моренное озеро

Рис. 8.11 Выход на ледник Байчечекей

Вышли на ледник, который вскоре стал закрытым, поэтому связались и пошли по следам группы Штинова. Несмотря на следы – движение сложное, мокрый снег по колено. Вышли почти в верхний цирк, и встали на ночлег, когда стала четко видна седловина перевала.

Рис. 8.12 Движение в связках по леднику Байчечекей

День 9 Перевал Байчечекей. 1Б 4400.

С места ночевок выходим в 5.50 двумя связками, так как ледник закрытый. Поднимаемся на верхнюю ступень ледника, проходя мимо группы Володи Штинова. Ребята опрокинули завтрак и кипятят новую воду. А куда торопиться? Они еще не знают, что пройдет полтора года, а отчет по походу так и не будет написан…

Рис. 9.1 Бивак на фоне перевала Байчечекей 1Б (4400)

К перевальному взлету подходим в 7.00. Бергшрунд примерно посередине 200 м подъема, почти до бергшрунда доходим, вытаптывая ступени. Провешиваем веревку через бергшрунд, который частично закрыт снегом и позволяет воспользоваться снежным мостом.

Рис. 9.2 Подход под перевал с ледника Байчечекей

Рис. 9.3 Организация перил на подъем.

Рис. 9.4 Преодоление бергшрунда

Рис. 9.5 Движение группы по перилам.

Сразу выше бергшрунда на льду толстый слой снега, дальше он уменьшается до нескольких сантиметров, крутизна 45-50о, народ в кошках жумарит с рюкзаками. Всего провешено 4 веревки до седловины, из которых две на ледобуре, две на ледорубах.

Рис. 9.6 Работа группы при подъеме на перевал. Фото В.Штинова с перевала Учитель 1Б.

Поднявшись несколько восточнее седловины, мы, дождавшись всех, спускаемся на седловину. Хорошо виден взлет перевала Учитель, на котором работает группа Штинова. Седловина широкая, есть места под палатки. Нахождение в центре оледенения Киргизского хребта, относительно несложный перевал Байчечикей позволяет сделать обзор основных вершин Аксайской подковы – пик Киргизстан, в.г. Корона, Пик Свободная Корея, Текетор.

Рис. 9.7 Аксайская подкова. Видны вершины – Свободная Корея, Корона, Байлян-Баши

Рис. 9.8 Группа на перевале Байчечекей 1Б, 4400

Спуск с перевала Байчечекей на л. Учитель - крупная осыпь, спуск около 200 м, покрытый снегом. Движемся вертикально вниз, чтобы снизить лавиноопасность. Снег тяжелый, мокрый. Движение довольно трудоемко. Выйдя на ледник – связываемся и движемся дальше. Приходится тропить. Один вариант движения - это путь по леднику с меньшим уклоном проходит слева от скального пупыря (ближе к в. Корона), однако удлиняет путь по закрытому леднику. Нами был выбран путь справа от пупыря по снежной дорожке. Видны следы предыдущей группы.

Рис. 9.9 Спуск по заснеженной сыпухе с перевала

Рис. 9.10 Движение в свзках по леднику Учитель

Рис. 9.12 Движение по мелкой осыпи в направлении Томских Стоянок.

Рис. 9.11 Спуск с ледника Учитель

Двигаться необходимо аккуратно, так как под снегом течет ручей с ледника. Постепенно выходим на осыпь справа по ходу движения, где отдыхаем, после чего продолжаем движение и выходим на тропу (еще 200-300 м спуска). Тропа выходит к отличным большим стоянкам, возле которых есть ручей. Долина реки Аксай. С укрытого от ветра кармана правобережного моренного гребня (3350 м.) - места расположения группы палаток альплагеря – продолжаем движение правым бортом долины Аксай по тропе, петляющей между камнями вдоль скального прижима. Спуск по крутой (до 25) каменистой террасе в обход прижима вправо, с выходом на пологие зеленые лужайки, а затем и в зону леса. Тропа по-прежнему идет по террасам высоко над моренным ложем долины, и, спустившись ниже, мы видим панораму скальных стен, запирающих вход в ледниковую часть долины. Хорошо смотрится водопад в скальной нише правого борта, буйная растительность после снега и льда невольно радует глаз. Дальнейший спуск – траверс зеленых склонов, переход ручья (приток Аксая с правой стороны), затем – преодолев пологую террасу, спускаемся по крутым зеленым склонам по хорошей тропе в основное русло долины Ала-Арча.

Рис. 9.13 Стоянка Рацека

Рис. 9.14 Вид на слияние р.Аксай и р.Ала- Арча

Протяженность: 5 км.
Перепад высот: - 1150 м.
Время движения: 1 час 15 мин.

Долина реки Ала-Арча. Спускаемся в долину Ала-Арчи ниже впадения в нее реки Аксай – ее крупного правого притока. Долина расположена в меридиональном направлении и простирается от горного поселка Кашка-Су до заснеженных вершин Главного Киргизского хребта. Кроме того, эта долина является одной из наиболее близко расположенных к Бишкеку, и поэтому здесь так чувствуется присутствие цивилизации. Поход окончен. Восторг от проделанного и увиденного нами переполняет выросшее до размера КАМАЗа сердце. Мы идём по скользкой тропе в цивилизацию, а снежные вершины остаются за нашими спинами. Одни бегут в Ала-арчу за долгожданной баней и сочным мясом. Другие намеренно затормаживают, как бы нехотя вырывают свою прикипевшую к горам душу, надеясь отсрочить сладкую тоску о минувшем.Итоги, выводы, рекомендации. Группой был успешно пройден заявленный горный маршрут 2-ой категории сложности по Киргизскому хребту. Задача была – сочесть посещение наиболее интересных мест этого района и техническую работу в пределах возможностей группы. Линейный маршрут позволил посетить три основные долины – Иссык-Ата, Аламедин, Ала-Арча. При этом удалось создать достаточную техническую напряженность– четыре перевала 1Б (два из них связкой). Все определяющие препятствия потребовали активного использования горного оборудования, организации станций, перильной и индивидуальной страховки, движения в связках. С удовлетворением можно сказать, что знания и навыки, полученные в школе горного туризма, пригодились в реальных условиях. Интересным также было и то, что часть перевалов – (Сары-Джигач 1Б, Компартии Киргизии 1Б) не имеют доступных описаний в сети Интернет и других источниках. Это добавляло ощущения «первопроходца».Учитывая дефицит времени (так как был израсходован запасной день), было принято решения для снижения напряженности пойти по запасному маршруту. Однако после взвешенных размышлений мы отказались от прохождения безымянного перевала с литером 1Б в отроге пика Фрунзе (4245) между долинами р. Кургантор и р.Чункурчак. Непредсказуемый перевал, без описаний и без запасных дней в резерве, мы предпочли запасному варианту – первопрохождение перевала Удобрый 1А, название которому дано в связи с более удобной возможностью перехода между долинами, чем лежащий севернее перевал Зигзаг 1А. Безопасный и комфортный переход через перевал Удобный может служить оптимальным путем при движении со стороны р.Аламедин в направлении перевала Байчечикей и Аксайской подковы.Таким образом электронные библиотеки могут пополниться описанием перевалов Сары-Джигач, Компартии Киргизии, Удобный, что немаловажно для планирования«новичковых» походов в этом районе. Кроме технической части немаловажной была и эстетическая составляющая. Группа была в долинах наиболее красивых рек – Иссык-Ата, Аламедин, Ала-Арча. Также заключительная часть маршрута была в районе Аксайской подковы, позволяя по настоящему насладиться масштабом и красотой этих гор.К сожалению, сжатые сроки путешествия не позволили традиционно посетить озеро Иссык-Куль, вместо этого, выйдя с гор, мы успели только сходить в баню на метеостанции (тайно, так как работники метеостанции скрывают свое гостеприимство от сотрудников нац.парка Ала-Арча) и поехали в аэропорт Манас. Таким образом, пройдено 7 перевалов, из них – 1Б – 4, 1А – 1, нк – 2. Один перевал (Удобный, 1А) посещен впервые. На маршруте не было никаких проблем со здоровьем. Ретроспективно понимаем, что стоило заложить еще один запасной день. Так как один запасной день, который был заложен, был израсходован во время преодоления связок перевалов Сары-Джигач – Компартии Киргизии. В походе применялись бензиновые горелки Primus и MSR, которые из за качества бензина приходилось чистить через день. Погода в целом была благоприятная, за исключением нескольких дней неустойчивого характера, однако продолжительной непогоды на высоте нам удалось избежать.

Приложения

Перед походом был проведен тест-опрос всех участников группы на предмет личных особенностей и индивидуальной непереносимости препаратов. Витаминные комплексы представляли собой отдельный ряд и особое внимание уделялось повышенному содержанию витамина «С» для лучшей акклиматизации к условиям высокогорья. Питание в походе. Активное использование сушёных овощей и сублимированного мяса позволило существенно снизить вес раскладки. В среднем исходный вес сухих продуктов вышел порядка 500-550 г на 1 человека в день. В период предпоходной подготовки была произведена упаковка продуктов по рационам, т.е. по «завтракам», «обедам», «ужинам». В ходе похода такая укладка очень облегчила работу завхоза по распределению продуктов, переносимого веса и приготовлению пищи. За счет предварительно проведенной работы, таким образом, экономится немало походного времени. Порционная укладка (завтрак, обед или ужин) делается в матерчатый мешочек из тонкой прочной ткани (капрон), при этом мешочек должен легко закрываться стяжкой или резинкой. На мешочке ставят маркировку (желательно перманентным маркером – водостоек и не затирается), обозначающую день и вид трапезы – например «Завтрак3», «Ужин5».Меню составлялось с учётом условий маршрута, т.е. зависело от того, был ли это обычный ходовой день или прохождение перевала, нахождение в зоне ледника и т.п. В такие дни, когда предполагался максимальный расход горючего (за счет растапливания льда), были заложены продукты, которые можно было быстро приготовить. Во время прохождения перевалов обед заменялся усиленными перекусами. На случай плохой погоды или внеплановой дневки были запланированы резервные рационы, не привязанные к конкретному дню. На каждый день были запланированы индивидуальные углеводные перекусы, которые раздавались сразу после завтрака, и которыми можно было перекусывать на ходу в течение всего дня – в состав входили, как обычно, сухофрукты, орехи и нововведение - медовые кукурузные хлопья, что явилось для нас удачным решением, т.к. они были вкусны, калорийны и при этом лёгкие. Утром мы обычно употребляли молочные каши (с добавлением сухофруктов и сухих сливок), на ужин ели каши с сублимированным мясом «Гала-Гала», на обед также варили супы с с сублимированным мясом «Гала-Гала». Рекомендации: Чтобы питание в походе казалось более разнообразным, активно употреблялись специи, также особенно нас радовал чеснок. Такие продукты как сало, колбаса и сыр по условиям хранения и транспортировки всегда удобнее не разделять, а носить в единой упаковке. В дежурном мешке лучше держать минимум постоянно использующихся продуктов, таких как соль, сахар, чай, сухое молоко и т.п., а остальной запас распределять по участникам, т.к. если хранить в мешке весь запас, то при передаче мешка следующему дежурному происходит перекос по весу рюкзака. На протяжении всего маршрута желательно вести учетные ведомости продуктов, что облегчает дальнейшую работу завхоза и не предполагает неожиданных сюрпризов на маршруте. Финансовые расходы

№ п/п Статья расходов Расходы на 1 чел, руб.
1 ЖД «Уфа – Челябинск» 900
2 Авиа «Челябинск – Бишкек» + «Бишкек – Пермь» 6000
3 Заезд в горы (Бишкек – сан. Иссык-Ата) 300
4 Выезд с гор (п. Ала-Арчка - Бишкек) 300
8 Продуктовая раскладка (всего) 3000
Итого: 10500

7.2. Примечания:

Для удобства, все платежи в валюте переведены в рублевый эквивалент, согласно действовавшему курсу. Групповая касса создавалась лишь в случае необходимости, и ее размер мы старались держать минимальным. Контрольные записки

Сары-Джигач 1 Б Тур разрушен, записка не найдена
Компартии Киргизии 1Б 05.09.1978 Гр. Галусярова И. (ошибочно приняв этот перевала за перевла Кен-Тор)
Чертов палец 16.07.08 Гр. Ложкина из Екатеринбурга
Байчечекей Тур не найден под снегом

Список использованной литературой подготовке к походу были использованы следующие материалы:

  • В библ. МГЦТК, по каталогу № 4833, Отчет о походе 5 к.с. Волков С.Я., 1987 г.
  • Отчет о горном походе 6 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 4 по 25 сентября 1996г., г. Санкт-Петербург, рук. – Гудков М.Г.
  • Отчет о горном походе 4 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 29 июля по 15 августа 2002 г., турклуб МГУ, г. Москва, рук. – Зотов А.Ю.
  • Отчет о горном походе 4 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 10 по 27 августа 2002 г., турклуб МГУ, г. Москва, рук. – Назарова А.Н.
  • Отчет о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 12 по 28 июля 2003 г., турклуб МГУ, г. Москва, рук. – Савенков К.О.
  • Материлы сайта т/к Вестра
  • Отчет о горном походе 6 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 31 июля по 19 августа 1995 г., турклуб «Рифей», г. Челябинск, рук. – Шестаков А.А.
  • Отчет о горном походе 4 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом с 21 мая по 5 июня 1991 г., турклуб им. Н.Гастелло, г. Уфа, рук. – Лукьянов О.Г.Отчет о горном походе 5 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом в августе 2004 г., турклуб им. Н.Гастелло, г. Уфа, рук. – Лукьянов О.Г.Отчет о горном походе 3 к.с. по Киргизскому хребту, совершённом в мае 1988 г., турклуб им. Н.Гастелло, г. Уфа, рук. – Алтайский И.Н.Также были использованы материалы, выложенные в Интернет на сайтах:www.rifei.narod.ruwww.geolink-group.com/tourclub/library/kirgiz/index.htmlhttp://www.mountain.ru/http://westra.ruВ качестве картографического материала были использованы: Схема-хребтовка Киргизского Аэрогеодезического предприятия, 1990 г., 1:150000.Цветная карта Киргизской ССР, 1986 г., 1:100000Схема – хребтовка http://westra.ru/reports/tianshan/kirgmap.html

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru