главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Автор: Наталья Митюшина, г. Москва

Отчет о туристском путешествии на п. Ленина (7134 м) совершенном в период с 06 по 13 августа 2016 года

Справочные сведения

Вид туризма

Путешествие

Район путешествия

Северный Памир (пик Ленина)

Количество участников

5 человек

Сроки проведения

06-13 августа 2016 года

Продолжительность маршрута

7 дней (в т.ч. 1 отсидка)

Протяженность маршрута по GPS

50 км (25 в одну сторону)

Нитка маршрута:

Поляна Ачик-Таш – пер. Путешественников (1А, 4150) – лед. Ленина – вер. Раздельная (2Б, 6148) – пик Ленина (3А, 7134) - лед. Ленина – поляна Ачик-Таш

Организация путешествия.

О трансфере, покупке газа и об оформлении погранпропусков договаривались
с компанией Kyrgyz Alpine Club (alpclub-kg@mail.ru), контактное лицо Турова Маргарита. Отношение сотрудников хорошее, никакие дополнительные деньги с нас в процессе общения и заезда не требовали, всё было четко и без накладок.

Цены на услуги компании следующие:

- стоимость пропуска составила 25 долларов США

- трансфер группы из б/л Ачикташ в Ош (УАЗ 7 мест) - 220 долларов США.

- стоимость газового баллона kovea 230 гр. (бутан/пропан/изобутан) - 9 долларов за шт.

За стоянку в лагере №1 мы заплатили 2000 рублей за 5 чел. (курс рубля к сому практически 1:1). В эту стоимость входило проживание на территории лагеря в своей палатке, вывоз мусора, пользование юртой (столовой), туалетом, на кухне нам наливали кипяток в термоса и встречали с восхождения арбузом и горячим компотом.

На вторую часть маршрута, на восхождение на вершину Раздельная, покупали газовые баллоны. Баллоны брали через Киргизский Альпклуб, стоимость баллончика kovea 230 гр. (бутан/пропан/изобутан) - 9 долларов за шт.

Безопасность

Для обеспечения безопасности на маршруте группа была поставлена на учет в службе спасения, также в группе был спутниковый телефон.

По информации, полученной от туристических агентств, МЧС Киргизии не занимается спасательными операциями в горах, т.к. у них нет специалистов. Однако существует некоммерческая организации «Служба Спасения в горах Киргизии». Организация не содержит постоянный штат спасателей, а имеет договора с опытными альпинистами и туристами, имеющими специальную подготовку. Также эта организация имеет возможность привлекать вертолет к спасработам.

Для постановки на учет в данной организации необходимо прислать по электронной почте данные по маршруту, по участникам и копии страховых полисов на всех участников. Сайт данной организации: http://www.rescue.centralasia.kg/index.php/ru/ Адрес электронной почты: rescue-kg@mail.ru.

Страховка

Все участники похода были застрахованы в СК «Полис Гарант». Сервисная компания: Europ Assistance (Европ Ассистанс). Страховая сумма 50 000 долл. США. Список группы

Фамилия, Имя, Отчество

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе

Митюшина Наталья Николаевна

1983

5 ГУ (Кавказ, Безенги),
3 ГР (Тянь-Шань, Киргизский хребет)

Руководитель, финансист

реммастер

Изосимова Екатерина Анатольевна

1983

3 ГУ (Тянь-Шань, Киргизский хребет)

Хронометрист, завпит

Холодов Пётр Николаевич

1968

5ГУ (Сев.Тянь-Шань),
3ГР (Кавказ),
н/к с эл.4КС (Казбек) рук.

Снаряженец

Черкасова Наталья Федоровна

1976

5 ГУ (Алтай, Северо-Чуйский хребет),
5 ГУ (Кавказ, Безенги)

Медик,
фотограф

Примечания, сокращения в отчете

Направления «правый», «левый» приводятся в орографическом смысле, если иное не указано явно.

Сокращения:

Количество точек страховки (подъем/спуск):

0/0

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, каски, обвязки, основные веревки, ледобуры, кошки

Период времени:

Август

Пик Ленина (7134) является высшей точкой Заалайского хребта на Памире. Маршрут с севера технически не сложен, от поляны Ачик-Таш до самой вершины ведут хорошо протоптанные тропы. По маршруту с севера через вершину Раздельная ходит большое число коммерческих групп. До лагеря №1, на морене ледника Ленина, на лошадях забрасывают разные грузы, а иногда и туристов.

Путешествие на пик Ленина было совершено после пройденного двухнедельного похода в данном районе. 5 августа после похода группа вышла в базовый лагерь на поляну Ачик-Таш. Мы стояли на территории лагеря компании ITMC (фото 1)

07.08.2016

утром ясно, к вечеру облачно

Подъем в 8.00, выход в 10.00. По грунтовой дороге за 2 перехода доходим до Луковой поляны (фото 2) Дальше по тропе обходим водопад слева по ходу движения и движемся также по хорошо набитой тропе к началу перевального взлета (фото 3,4) . Поднимаемся по крутому серпантину по красной осыпи на седловину (фото 5)

Спуск с перевала в сторону лед. Ленина гораздо короче подъема, под перевалом есть зеленые ровные площадки, но воды здесь нет (фото 6) Спустившись с перевала Путешественников, тропа траверсирует левый борт долины над лед. Ленина (фото 7, 8) , пересекая порой подвижную осыпь. Здесь следует быть внимательным, иногда сверху сыпятся камни. Однако тропа хорошо утоптана многочисленными лошадями, переносящими грузы в лагерь 1. Далее по тропе спускаемся к реке, вытекающей из левого притока лед. Ленина. Здесь через реку за определенную плату предлагают перевезти находчивые киргизы на лошадях. Мы реку переходим немного выше по течению по камням. Перейдя реку, останавливаемся перекусить, и наблюдаем, как буквально через полчаса уровень воды в реке поднялся, и к месту нашего перехода уже невозможно было подойти. Т.о. реку рекомендуется переходить в первой половине дня. После реки тропа вновь взбирается на левобережные морены и приводит в лагерь 1 под пиком Ленина (фото 9) Мы стояли на территории лагеря ITMC, высота лагеря 4415 м. В лагерь пришли в 17.00.

08.08.2016

утром ясно, к вечеру облачно

Подъем в 4.00, выход в 5.30. Из лагеря ITMC по тропе, пересекая небольшой приток лед. Ленина по открытому льду и, минуя лагерь 1 Pamir Expedition, стоящий на последней левобережной морене, по открытому леднику Ленина подходим под нижний ледопад (4500). Здесь надеваем кошки и связываемся (фото 10) Ко второму лагерю ведет хорошо протоптанная тропа, однако на пути встречается много трещин. Путь подъема ко второму лагерю показан на фото 11 Тропа идет прямо вверх через ледопад (фото 12,13) затем, траверсирует снежно-ледовое плато, под склонами пика Ленина на запад и приводит в лагерь 2 (5400) (фото 14, 15) . Во второй лагерь поднимаемся в 14.00. Палатку ставим на снегу, ниже площадок, расположенных на осыпи у подножия отрога в. Раздельная. Вода в ручье на леднике немного левее палаток, стоящих на осыпи. В 18.00 отбой.

09.08.2016

пурга, плохая видимость

Подъем в 4.00. Смотрим на улицу и решаем спать дальше, т.к. на улице пурга.
Во второй половине дня метель немного утихает, но продолжает идти мокрый снег. К вечеру погода налаживается.

10.08.2016

утром ясно, к вечеру облачно

Подъем в 7.00. Выход в 8.45. От лагеря поднимаемся на северный гребень вершины Раздельная (фото 16) Тропа проходит по снежному склону вдоль скал в верхней части подъема крутизна склона увеличивается и составляет примерно 35 градусов. Здесь после подъема на первый взлет есть несколько мест под палатки. Далее по широкому снежному гребню идет тропа на в. Раздельная (фото 17) Доходим до начала подъема на вершину. Здесь тоже можно поставить палатки. Подъем проходит по снежному склону крутизной 30-35 градусов (фото 18) Вершина Раздельная представляет собой наклонное снежное плато, практически на ее куполе находится лагерь 3 (фото 19) На вершину вышли в 15.40.

11.08.2016

утром ясно, морозно, после обеда периодически налетают облака, но их быстро сдувает ветром

Подъем в 3.00, выходим в 5.10. С вершины Раздельная спускаемся по широкому и пологому снежному склону на седловину (перевал Раздельный) (фото 20) Здесь также некоторые восходители ставят палатки и с седловины стартуют на вершину.

На седловине есть трещины. С седловины в сторону пика Ленина уходит некрутой и широкий снежно-осыпной гребень. По нему за 2 часа поднимаемся на плато 6400. Здесь двое участников команды из-за плохого самочувствия поворачивают назад, а трое продолжают восхождение. Протяженность снежного плато около 1 км. Здесь также некоторые восходители организуют биваки, однако надо учитывать, что здесь бывают ураганные ветры. Далее примерно за 1 час пересекаем плато и подходим ко второй некрутой ступени на гребне. Здесь гребень сужается и на коротком участке (30-40 м) образует так называемый «нож», на самом деле, не очень крутой снежный узкий участок гребня (фото 21) Здесь закреплены стационарные перила. Мы воспользовались ими только на спуске. Участок обхода ножа требует аккуратного прохождения ввиду того, что склон продолжается обрывами к лагерю 2. Далее выходим на длинный снежно-осыпной широкий гребень с выходами скал (фото 22) , а по нему на плато 7000 м. После плато идет вершинный купол, представляющий из себя череду снежно-осыпных ступеней. Подъем на купол занял более 1ч при общем перепаде от плато порядка 100 м. Вершина представляет собой снежно-осыпное плато. Тур находится у небольшой груды камней, здесь стоит бюст В. И. Ленина (фото 23) , рядом небольшой обелиск парашютистам. Выйдя из лагеря 3 утром в 5.10, мы достигли вершины в 15.00, затратив на подъем порядка 10-ти часов. Спуск в лагерь 3 по пути подъема занял 4,5 часа.

12.08.2016

утром ясно, после обеда облачно, идёт снег

Подъем в 8.00, выходим в 10.00. За 4 часа спускаемся в лагерь №1. Здесь нас встречают арбузом и горячим чаем. Сегодня ночуем в первом лагере, а завтра вниз.

13.08.2016

утром облачно, с обеда дождь с грозой, град

Подъем в 8.00, выход в 10.35. На подходах к перевалу Путешественников начал накрапывать дождь, в 13.00, когда мы начали спускаться с перевала, начался град с грозой. В 14.30 мы спустились в базовый лагерь. Помылись в бане, поужинали и в 21.00 легли спать.

Расчет чистого ходового времени:

Поляна Ачик-Таш – пер. Путешественников

20 мин.

Спуск с пер. Путешественников - подъем в лагерь 1

50 мин.

Лагерь 1 (4415) – подножье ледопада лед. Ленина (4500)

1 час

Подъем до лагеря 2

4 часа

35 мин.

Лагерь 2 (5400) – северный гребень в. Раздельная (5800)

2 часа

Северный гребень в. Раздельная – в. Раздельная (6148)

30 мин.

Подъем на пик Ленина

10 часов

Спуск в лагерь 3

4 часа

30 мин.

Спуск в лагерь 2

Спуск в лагерь 1

Спуск в базовый лагерь на поляну Ачик-Таш

3 часа

фото 8. Тропа, ведущая к лагерю №1 на лед. Ленина

фото 9. Лагерь №1 компании ITMC

фото 10. Начало движения по лед. Ленина от лагеря 1

фото 11. Путь подъема от лагеря 1 (4415) до лагеря 2 (5400)

фото 12. Прохождение ледопада на пути к лагерю 2

фото 13. Путь подъема к лагерю 2

фото 14. Траверс снежно-ледового плато на запад к лагерю 2

фото 15. Лагерь 2 (5400)

фото 16. Начало подъема на в. Раздельная от лагеря 2

фото 17. Путь подъема от лагеря 2 на в. Раздельная

фото 18. Путь подъема на в. Раздельная от лагеря 2 (5400)

фото 19. Вид на пик Ленина из лагеря 3 (6148)