Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 6 к.с. по Северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет) в июле 2015 года
1 Справочные сведения1. Проводящая организация – ММСОО Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. 42 (ДК им. Ленсовета, комната 408). 2. Место проведения – Киргизская Республика (Северный Тянь-Шань, Киргизский хребет) 3. Общие справочные сведения о маршруте
4.Подробная нитка маршрута: Заявленный. а/л Алла-Арча - р. Адыгене - ледн. Адыгене - пер. 30 лет ВЛКСМ(2А,4000) -ледн. Гюзели -пер. Ледовый (3А, 3900) - р. Чонтор - ледн. Перевальный - пер. 100-летия Фрунзе (1Б,3970) – ледн. Мал. Алаарчинский - р. Алла-Арча - а/л Алла-Арча - дол. р. Аксай -пик Семенова Тянь-Шаньского (3А альп., 4895) радиально - пер. Корона Сев. (3А, 4400)- лед. Забирова (Джиндысу) - пер. Хрустальный (3Б, 4486) - ледн. Маяковского (Кара- тоо) - р. Алтынтор - р Аламедин - ледн. Пастухова - пер. Аламединские зубья(3А, 4540) - лед.Тушинского (Проценко Южн.) - пер. Киргизстан (3Б, 4450) - ледн. Н. Рериха (Салык) - пер. Спартак Зап. (2Б, 4370) - ледн. Спартак - пер. (2А-2Б, п/п) - р. Ыссык-Ата- курорт Пройденный. а/л Алла-Арча - р. Адыгене - лед. Адыгене - пер. 30 лет ВЛКСМ(2А,4052) -лед. Гюзели -пер. Ледовый (3А, 4120) - р. Чонтор - ледн. Перевальный - пер. 100-летия Фрунзе (1Б,3977) - ледн. Мал. Алаарчинский - р. Ала-Арча - а/л Алла-Арча - дол. р. Аксай -пик Семенова Тянь-Шаньского (3А альп., 4899) радиально - пер. Корона Сев. (3А, 4572)- лед. Забирова (Джиндысу) - р Аламедин - р. Салык - ледн. Н. Рериха (Салык) -пер. Киргизстан (3Б, 4392) - ледн. Тушинского (Проценко Южн.) – ледн. Ленинградцев (Проценко Вост.) - пер. Салык-Ашу (2Б, 4371) - ледн. Сергея Рериха - пер. Проценко (1Б, 4317) - ледн. Глухой – р. Минджилки - р. Ыссык-Ата - курорт 5.Определяющие препятствия маршрута
Сведения об участниках. В составе группы 8 человек:
Егорова Екатерина Юрьевна, 1967 год рожд. – руководитель. Опыт – 5у, Тянь-Шань (Терскей), С.-В. Памир 5р, Центр. Кавказ, Тянь-Шань (Терскей)
Жаров Евгений Александрович 1981 год рожд. – фотограф и снаряженец. Опыт – 5у, Центр. Кавказ, Тянь-Шань (Терскей) 1р пеш., Хибины
Бородзич Андрей Игоревич 1975 год рожд. – GPS-навигатор, отв. за трансфер, Опыт – 5у, Тянь-Шань (Терскей) 1р – Зап. Кавказ.
Спирин Кирилл Владимирович 1979 год рожд. – фотограф и весовщик. Опыт – 5у, Центр. Кавказ, Тянь-Шань (Терскей), 1р - Непал.
Курбатов Антон Евгеньевич 1970 год рожд. – финансист. Опыт – 5у, Центр. Памир.
Еськов Андрей Владимирович 1984 год рожд. – завхоз. Опыт – 4у, Центр. Кавказ (3А).
Евсюков Александр Николаевич, 1969 год рожд. – медик. Опыт – 5у, Центр. Кавказ 3р - Центр. Кавказ. Богданов Николай Владимирович 1986 год рожд. – ремонтник. Опыт – 5у, Центр. Кавказ.
И мой сурок со мною…
7.Отчет хранится в библиотеке Федерации туризма Санкт-Петербурга. 8. Поход рассмотрен МКК Федерации туризма Санкт-Петербурга. Шифр МКК: 178-00-556655530 II. Содержание отчета. Фотографии в отчете выполнены Жаровым Е., Спириным К. и Курбатовым А. Везде далее по тексту: Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено. Высоты указываются по показаниям имевшегося в группе прибора GPS, координаты даны в системе WGS-84 в градусах, минутах и секундах с долями. 1. Основные цели и задачи.
2. Заезд и выезд. Вся группа летела рейсом Москва (Домодедово) – Бишкек U62803 авиакомпании Ural Airlines, билеты в два конца стоили 15000 руб. в среднем (покупали не одновременно), все снаряжение и продукты мы везли с собой, на месте покупался только бензин. До Москвы часть группы добиралась поездом, часть – самолетом. Сделано две заброски – в а/л Ала-Арча (оставлена в кафе, стоимость 100 сом в сутки) и в долине р. Аламедин (поднята вверх силами части группы, поскольку маршрут был изменен, ее пришлось спускать вниз). Заезд осуществлялся "по знакомству" через частного перевозчика (Игорь +996 77218 3516) на микроавтобусе Мерседес Спринтер. Заезд в долину реки Аламедин и переезд из долины Аламедин в альплагерь Алла-Арча обошелся нам (8 человек с рюкзаками) в 6 тысяч сомов. За въезд на территорию заповедника «Ала-Арча» микроавтобуса заплатили еще 1000 сом. Выезжали из курорта Ыссык-Ата на попутном транспорте. За минивен до Бишкека (6 человек с рюкзаками) заплатили 1000 сом. Из Ыссык-Аты до Бишкека ходит маршрутка по расписанию, примерно один раз в три часа. 3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. Из любой точки маршрута возможен аварийный выход по долинам рек Алла-Арча, Аламедин, Ыссык-Ата. В нижней части всех этих долин начинаются асфальтированные дороги, ведущие к г. Бишкек. Максимальное время выхода – до 2 суток в ускоренном темпе движения. Запасные варианты: Вместо перевала 30 лет ВЛКСМ(2А,4000) и пер. Ледовый (3А, 3900) – перевал Джеламыш (1Б, 4092) или пер. Кирова (2Б, 4057) Вместо перевала 100-летия Фрунзе (1Б,3970) – перевал Елка (1Б,4150) Вместо перевала Аламединские зубья (3А, 4540) – перевал Правды (2А, 4200) Вместо перевала Спартак Зап. (2Б, 4370) – перевал Салык-Ашу (2Б, 4400) и Проценко (1Б, 4200) Вместо первопрохождения перевала(2А-2Б) – перевал Чертов палец (1А, 4039) с выходом по р. Салык или через пер. Буревестник (1Б, 4100). 4. Изменения маршрута и их причины. Лето 2015 года в данном районе выдалось исключительно теплым (в городе Бишкеке аномально жарким, до 50град С), что повлияло на: количество и состояние снежного покрова, то есть на сложность многих перевалов и способы их преодоления значительно повысилась камнеопасность уровень воды в реках поднялся весьма значительно в сравнении с 2008 годом (предыдущий наш поход в этом районе), что затруднило переправы. Несмотря на это, участок маршрута а/л Алла-Арча - р. Адыгене - лед. Адыгене - пер. 30 лет ВЛКСМ(2А,4052) -лед. Гюзе- ли - пер. Ледовый (3А, 4120) - р. Чонтор - ледн. Перевальный - пер. 100-летия Фрунзе (1Б,3977) - ледн. Мал. Алаарчинский - р. Алла-Арча - а/л Алла-Арча - дол. р. Аксай Пик Семенова Тянь-Шаньского (3А альп., 4899) радиально пройден без изменений нитки и сроков. На прохождение перевала Сев. Корона были фактически затрачены три дня: день наблюдение и разведка, полный день – подъем, полдня – спуск по леднику Забирова (Джинджису). На стоянке под перевалом Хрустальный выяснилось, что один из участников А. Евсюков заболел (обострение старого хронического заболевания) и что участник Н. Богданов далее продолжать поход не хочет. Учитывая это, а также, некоторое отставание от графика после Сев. Короны и, явно усложнившийся по сравнению с предыдущими прохождениями взлет перевала Хрустальный (снега мало, безопасный подъем не по снегу, как в имеющихся отчетах, а по скалам, на нижнюю подушку в нашем присутствии произошел обвал льда) было принято решение отказаться от его прохождения и спускаться к долине Аламедина. Оценив уровень воды в реке Аламедин ранним утром, брод реки признали небезопасным и спустились до моста в районе Теплого ключа левым берегом и поднялись правым, затратив на это полный день. Для сохранения категории маршрута, было принято (и согласовано по телефону с МКК) решение об изменении направления и нитки третьего участка маршрута – с подъемом на пер. Киргизстан, 3Б по определяющей стороне (ранее был запланирован спуск). Таким образом, вместо участка: ледн. Пастухова - пер. Аламединские зубья (3А, 4540) - лед.Тушинского (Процен- ко Южн.) - пер. Киргизстан (3Б, 4450) - ледн. Н. Рериха (Салык) - пер. Спартак Зап. (2Б, 4370) - ледн. Спартак - пер. (2А-2Б, п/п) был пройден участок: р. Салык - ледн. Н. Рериха (Салык) - пер. Киргизстан (3Б, 4392) - ледн. Тушинского (Проценко Южн.) – ледн. Ленинградцев (Проценко Вост.) - пер. Салык-Ашу (2Б, 4371) - ледн. Сергея Рериха - пер. Проценко (1Б, 4317) - ледн. Глухой – р. Минджилки Перевалы Салык-Ашу (2Б, 4400) и Проценко (1Б, 4200) были заявлены в МКК как запасные. Выход из района был осуществлен, как и планировалось – по долине р. Иссык-Ата. 5. График движения.
Высотный график
Краткая характеристика района путешествия.
В северо-западной части Тянь-Шаня, преимущественно на территории современного Кыргызстана находится Киргизский хребет. Он вытянут на 400 км в широтном направлении от г. Тараз (ранее Джамбул) до Боамского ущелья р. Чу. В средней части он примыкает к Таласскому хребту, а через водораздельную перемычку рек Каракол Западный и Восточный смыкается с хребтом Кок-Мойнок. Гребень главного водораздельного хребта отстоит примерно на 50 километров к югу от Бишкека, который, собственно, расположен на террасе, образованной выносами рек Аламедин и Ала-Арча. Вершины хребта почти достигают отметки 5000 м, наиболее высокие из которых - пик Семенова-Тянь-Шаньского (4875 м), Корона (4860 м), Киргизстан (4840 м). Рельеф хребта отличается глубоко расчлененными, резко выраженными формами – глубокие ущелья, крутые склоны и острые вершины и гребни. Наблюдается также большое количество осыпей и морен, обширные галечные поймы вдоль русел рек. Скалы в районе в основном сильно разрушены, хотя встречаются и монолиты на стенах, ребрах и контрфорсах. Это одно из следствий того, что хребет в основном сложен из легко разрушающихся пород, а прочные скальные массивы встречаются в районе наиболее высоких вершин. Обилие ледников, большинство из которых относятся к каровому и долинному типам, хотя встречаются висячие и переходные формы, принесло в долины значительное количество обломочного материала, который в виде моренных валов различной степени задернованности и подвижности присутствует повсеместно в верхних течениях рек. Ледники текут, часто переламываясь ледопадами, ледосбросами и обширными зонами разломов. Положение снеговой линии зависит от экспозиции склонов: на северных она опускается до 3600…3800, на южных доходит до 3900…4200. Основное оледенение расположено в центральной части хребта и более высоких и расчлененных северных отрогах, в двух из которых (Ала- Арчинском и Аламединском) находятся наиболее интересные перевалы и вершины. Языки ледников опускаются до 3000 м., скорость течения в среднем 30 м в год. Озера, в основном подпрудного типа, небольшие. Общая площадь оледенения 500 кв. км. Все перевалы очень техничны и разнообразны по своему характеру. Южная и северная сторона перевалов резко отличаются. На севере – снег и ледовые стенки, на юге – осыпи и разрушенные скалы. Изменение направления прохождения перевала может принципиально изменить тактику и технику. Подходы отличаются резкими перепадами высот, малым количеством троп, буйной растительностью, отсутствием мостов через реки – в общем, достаточно утомительны физически. Растительность в соседних долинах может разительно отличаться: если в долинах Иссык-Аты и Аламедина растет арчевый лес, то в долине Ала-Арчи стоят огромные тянь-шаньские ели. Из подножного корма встречается лук, ревень, смородина, земляника. ошей мало, поскольку большая часть хребта – национальный парк. В некоторых долинах разводят лошадей. Основная опасность в районе – камнепады. Район в популярен ввиду удобных подъездов, небольшой удаленности от города, высокой техничности маршрутов. Техническое описание маршрута.
перевал 30 лет ВЛКСМ 2А, 4052 N42град30&18032.040&180&180 E74град24&18059.760&180&180
Расположен в водоразделе Соколук – Ала-Арча между пиком 30 лет ВЛКСМ и пиком Профтехшколы (Панфилова) Соединяет ледники Адыгене и Гюзели. Пройден с северо-востока на юго-запад. Описание дано от альплагеря Ала-Арча до ледника Гюзели.
Оставив в кафе заброску, вышли вниз по правому берегу р. Ала-Арча сначала по асфальтовой дороге, потом по тропе к мосту через реку Ала-Арча. Мост для коммуникаций, без настила, преодолевался лазаньем (фото 1.1). После моста начался крутой подъем по тропе правым берегом реки Адыгене. После первого подъема тропа раздваивается (фото 1.2). Левая (верхняя) ведет мимо кладбища альпинистов по правому берегу, а нижняя упирается в прижимы (по результатам нашей разведки). От развилки тропа очень круто забирает вверх, выходит на гребень отрога мимо кладбища (фото 1.3), затем долина выполаживается и тропа переходит на левый берег. Встаем на ночевку на правом берегу р. Адыгене выше впадения реки Тестор. На следующий день продолжаем двигаться вдоль левого берега р. Адыгене до ригеля (фото 1.4) , выше тропа теряется, и мы идем по мелкоосыпной долине до конечных морен ледника Адыгене (фото 1.5). Преодолеваем левобережный моренный взлёт и выходим в карман морены и склона гребня. По карману выходим на ледник Адыгене (фото 1.6) и двигаемся по узким снежникам и моренным валам, зачехляющим ледник, до ночевки под взлетом перевала 30 ВЛКСМ. Перевал 30 лет ВЛКСМ имеет 2 седловины. Подъем на низшую (южную) седловину перевала сложнее – виден пояс бараньих лбов и выше, крутой снежный кулуар, поэтому было решено подниматься на северную, более простую седловину (фото 1.7). Поднимаемся по осыпному, с островами снега, склону (30…35град) серпантином вверх, затем уходим траверсом справа налево по ходу движения. Седловина перевала – узкий скально-осыпной гребень, тур в центре (фото 1.9). С перевала начали спуск по правому скально-осыпному контрфорсу (фото 1.10). Провешена веревка перил (40 м) по скальной стенке в кулуар направо (фото 1.11) и далее спускаемся плотной группой по осыпному кулуару до ледника (снег, осыпь средняя и мелкая, фото 1.12, 1.13). С южной седловины можно спуститься по осыпи пешком. Дальше спуск может быть продолжен вниз по леднику Гюзели, а наш путь лежит в сторону пер. Ледовый. График движения.
Фото 1.1 Преодоление моста через реку Ала-Арча.
Фото 1.2 Развилка троп при подъеме в долину Адыгене.
Фото 1.3 Кладбище альпинистов в ущелье Адыгене
Фото 1.4 Долина реки Адыгене, средняя часть. – путь группы
Фото 1.5 Конечная морена ледника Адыгене .
Фото 1.6 Панорама ледника Адыгене.
Фото 1.7 Перевал 30 лет ВЛКСМ с ледника Адыгене.
Фото 1.8 Ледник Адыгене с перевала 30 лет ВЛКСМ &61550 – гляциологическая станция.
Фото 1.9 Группа на перевале 30 лет ВЛКСМ –
Фото 1.10, 1.11 Спуск с перевала 30 лет ВЛКСМ в сторону ледника Гюзели.
Фото 1.12 Спуск с перевала 30 лет ВЛКСМ в сторону ледника Гюзели
Фото 1.13 Вид на перевал 30 лет ВЛКСМ с ледника Гюзели
перевал Ледовый 3А, 4120 N42град29&18057.984&180&180 E74град24&18027.216&180&180 Расположен в водоразделе Соколук-Ала-Арча западнее пика Джеламыш Соединяет ледник Гюзели и дол. р. Чонтор. Пройден с севера на юг.
Описание дано от ледника Гюзели до озер под ледником Перевальный (дол. р. Чонтор). За полчаса по открытому леднику Гюзели подходим под перевальный взлет и встаем на бивак (фото 2.1) и обрабатываем перевальный взлет (фото 2.2, 2.3). Протоптаны ступени в лавинном выносе до бергшрунда, провешены 2 веревки через бергшрунд и по крутому ледовому склону крутизна 50…60град (крепились на бурах). С утра начинаем подъем на перевал – пройдено 2 веревки перил, навешенных накануне. Навешено еще 6 веревок (фото 2.4, 2.5, 2.6): одна по льду, остальные по снегу, закреплены на ледорубах, крутизна в верхней части около 45град. Седловина перевала широкая, снежная, возможна ночевка. Тур в центре. Спуск с перевала – две ступени (разделенные осыпной площадкой, на которой есть вода и места под палатки) Первая ступень – крутой, до 35град склон, мелкая и средняя осыпь. Вторая ступень - крутизна до 30град, осыпь несколько крупнее, чем на первой ступени. Спускаемся плотной группой в касках (фото 2.9). Спустившись, движемся правым берегом ручья вверх по заболоченной травянистой долине в сторону ледника Перевальный. У нижнего озера встаем на ночевку (фото 2.10). График движения.
Фото 2.1 Панорама ледника Гюзели, вид с пер. 30 лет ВЛКСМ &61550 – место бивака.
Фото 2.2 Перевал Ледовый с ледника Гюзели
Фото 2.3 Связка Бородзич А. – Богданов Н. начала обработку перевального взлета.
Фото 2.4 Техническая работа при подъеме на пер. Ледовый
Фото 2.5, 2.6 Техническая работа при подъеме на пер. Ледовый
Фото 2.7 Вид на ледник Гюзели с подъема к перевалу Ледовый.
Фото 2.8 Группа на перевале Ледовый.
Фото 2.9 Спуск с пер. Ледовый в сторону дол. р. Чонтор
Фото 2.10 Перевал Ледовый со стороны дол. р. Чонтор перевал 100-летия Фрунзе 1Б, 3977 N42град27&18027.648&180&180 E74град25&18018.660&180&180 Расположен в северном отроге главного водораздельного хребта Соединяет ледники Перевальный (р. Чонтор) и Малый Ала-Арчинский (западная ветвь). Пройден с севера на юг.
Описание дано от озер под ледником Перевальный (дол. р. Чонтор) до альплагеря Ала-Арча. От места ночлега держим направление на перемычку между озерами, затем по правому карману и моренным валам выходим к языку ледника Перевальный (фото 3.1). Ледник Перевальный – пологий, открытый, крутизна 10…25град (фото 3.2). Перевальный взлет не выражен. Небольшой бергшрунд просто перешагивается. С седловины видна панорама ледника Малый Ала-Арчинский западный (фото 3.4). На спуске – узкий осыпной кулуар, от левой части седловины (фото 3.6). В нижней трети осыпь обледенела, и мы, уходя влево на крутой снежный склон ~35град, спускаемся в три такта (фото 3.5). Ледник Малый Ала-Арчинский западный – пологий, открытый, с островами морен, по нему выходим к озерам у языка ледника (фото 3.7). Оставив озера слева, по осыпи и травянистым склонам вдоль левого борта спускаемся к заброшенной дороге в долине реки Ала-Арча (фото 3.8). По дороге, местами разрушенной осыпями (перебираясь через них), по левому берегу идем до понора (река исчезает под камнями и выныривает примерно через 50 м), через понор дорога переходит на правый берег и вскорости упирается в правый приток – реку Джильдису, переправа в вечернее время опасна – мощный мутный поток ворочает камни. Ночуем, и рано утром переходим реку, преодолевая три рукава – один вброд, два по камням (фото 3.10). Ниже на дороге есть еще два завала. Продолжаем спуск вдоль правого берега, потом по мостикам переходим вместе с дорогой с правого берега реки на левый и обратно. Последний километр перед альплагерем – асфальт. Ниже альплагеря в лесу организуем полудневку. График движения.
Фото 3.1 Вид на ледн. Перевальный.
Фото 3.2 Подъем по ледн. Перевальный к пер. 100-летия Фрунзе
Фото 3.3 Группа на перевале 100-летия Фрунзе
Фото 3.4 Вид на ледник Малый Ала- Арчинский с перевала 100-летия Фрунзе.
Фото 3.5 Спуск с перевала 100-летия Фрунзе в сторону ледника Малый Ала-Арчинский.
Фото 3.6 Перевал 100-летия Фрунзе, вид с ледника Малый Ала-Арчинский.
Фото 3.7 Спуск к озерам к озерам у языка ледника Малый Ала- Арчинский.
Фото 3.8 Верховья долины Ала-Арча
Фото 3.9 Жарки в долине Ала-Арча
Фото 3.10 Переправа через р. Джильдису
Фото 3.11 Долина реки Ала- Арча, переправа через Джильдису.
Фото 3.12 В альплагере, полудневка
Фото 3.13 Долина реки Ала-Арча из альплагеря.
пик Семенова Тянь-Шаньского 3А, альп. 4899 (радиально) N42град31&18012.900&180&180 E74град34&18012.612&180&180 Верхняя точка района Киргизского хребта Расположен в северном отроге основного хребта, водоразделе рек Ала-Арча и Аламедин. Пройден радиально по северному гребню (маршрут Плакущева).
Описание дано от альплагеря Ала-Арча до вершины (спуск к хижине Наука по пути подъема). Сворачиваем с асфальта возле указателя «хижина Рацека» (фото 4.1) и начинаем подъем по тропе вдоль правого борта долины р. Аксай. Первый подъем крутой по еловому лесу, затем долина выполаживается (фото 4.2). Дойдя до водопада, встаем на бивак на замечательных площадках в лесу (фото 4.3). Стоянки рекомендуем, так как на следующем подходящем для бивака месте – стоянках Рацека ночевка возможна только за деньги 100 сом с палатки за ночь. Выше места ночлега тропа идет по бараньим лбам, потом, по правобережной морене ледн. Аксай выходит в карман к стоянкам Рацека. Выше стоянок тропа раздваивается (фото 4.4) – правая по ходу, более набитая, ведет к леднику Аксай, а нам нужно уходить влево (фото 4.5). Идем по моренам правого борта ледника Учитель (путь маркирован турами, тропа почти незаметна) в верхней части выходим на ледник. Напротив хижины Наука, снова вернулись на морену. Ночевка в хижине (фото 4.6). На восхождение выходим рано утром, в хижине оставляем вещи и записку, что группа вернется вечером. Надев кошки, начинаем подъем по открытому леднику Учитель. Обходим несложный ледопад по левому борту ледника (крутизна до 30град, фото 4.7) и поднимаемся в верхний цирк средней ветви, который пересекаем по ходу вправо под взлет. Выше ледник закрытый, (фото 4.8, 4.9), связываемся, и продолжаем подъем по снежному склону &6156630град, петляем между трещинами, в поисках мостов (фото 4.10). Крутизна склона в верхней части увеличивается до 35град, не выходя на гребень, движемся вправо по ходу в сторону вершины (фото 4.11). Подойдя под начало снежно-ледового кулуара, ведущего на вершину (~50град), начинаем вешать перила (фото 4.12, 4.13). Преодолев бергшрунд в самом узком месте, провешиваем 6 веревок по льду, постепенно забирая вправо по ходу (последние 20 метров лед натечный, очень жесткий). Потом проходим 1 веревку по разрушенным скалам до предвершинного гребня (фото 4.14). Весь подъем до гребня камнеопасен, ведем наблюдение. Еще одна веревка по скально-снежному гребню до вершины (фото 4.15, 4.16). Заходим по очереди – всем тесно, на вершине крест и триангуляционный знак. Спускаемся по пути подъема, те же 8 веревок (нижние 4 веревки перевешивались, и мы несколько спрямили путь). В нижней части склона снег сильно раскис и затрудняет движение (фото 4.17). Возвращаемся к хижине в сгущающихся сумерках. День получился очень длинный. Для обеспечения более рационального графика восхождения рекомендуем исходный бивак устраивать не в хижине Наука, как принято у альпинистов, а в верхнем цирке средней ветви ледника Учитель.
График движения.
Фото 4.1 Начало подъема в долину р. Аксай.
Фото 4.2 Долина реки Аксай
Фото 4.3 Стоянки у Аксайского водопада (2700)
Фото 4.4 стоянки Рацека
Фото 4.5 Верховья Аксая, слева ледник Учитель, справа – Аксай.
Фото 4.6 Хижина Наука
Фото 4.7 Обход ледопада средней ветви ледника Учитель.
Фото 4.8 Начало подъема на пик Семенова Тянь-Шаньского с ледника Учитель.
Фото 4.9 Подъем на пик Семенова Тянь- Шаньского, нижний бергшрунд.
Фото 4.10 Движение в связках при подъеме на пик Семенова Тянь- шаньского.
Фото 4.11 Подъем вдоль гребня
Фото 4.12, 4.13,4.14 Техническая работа при подъеме на пик Семенова Тянь-Шаньского.
Фото 4.15 На вершине пика Семенова Тянь-Шаньского..
Фото 4.16 Вид с пика Семенова Тянь-Шаньского в сторону ледника Джинджису (Забирова).
Фото 4.17 На спуске.
перевал Северная Корона 3А, 4572 N42град30&18044.460&180&180 E74град34&18010.020&180&180 Расположен в северном отроге основного хребта, водоразделе рек Ала-Арча и Аламедин, севернее пика Корона. Соединяет ледники Учитель и Джинджису (Забирова). Пройден с запада на восток.
Описание дано от хижины Наука до места впадения реки Кутургансу в Аламедин. Открытый ледник Учитель пересекаем от правого борта на левый, по пути преодолев срединную морену, затем, поднимаемся в верхний цирк левой ветви (фото 5.1). Весь день ведем наблюдение за перевальным взлетом. Связка вышла под склон ближе к вечеру с надеждой обработать склон (фото 5.2), однако, камнепадная опасность второй половины дня оказалась настолько велика, что от выхода на склон пришлось отказаться. Хочется отметить, что в описаниях перевала, которыми мы пользовались (А. Никаноров, 2006 г, С. Кушманцев, 2014 г.), о его камнеопасности не сказано. На утро назначен ранний выход (4.30). В лавинных выносах ниже бергшрунда вытоптаны ступени (около 100 м). Подходим под небольшой бергшрунд. За ночь снег не схватился, мягкий. Перевальный взлет - крутой (~ 50град) ледовый склон. Поднимаемся в центре, так как со скал слева и справа идут камни, внимательно наблюдаем за склоном. Камнепад начался в 5.15 утра, как только солнце коснулось верхушки гребня. От нижнего края бергшрунда строго вверх провешено 11 веревок (фото 5.4, 5.5). Первый участник поднимался с частично разгруженным рюкзаком. Далее ледовый кулуар идет влево по ходу к седловине, проходим 3 веревки косым траверсом (фото 5.6), крутизна до 40град Все перила закреплены на ледобурах. Ночуем на седловине, здесь есть две площадки на осыпном гребне (фото 5.7), под третью палатку готовим площадку в снегу. На спуске в сторону ледника Джинджису (Забирова) снежно-ледовый склон крутизной около 45град (фото 5.9, 5.10). Повешено 4 веревки. Первая крепится на буре, две последующие на ледорубах, четвертая снова на буре пересекает бергшрунд, ниже которого можно спускаться пешком до ледника. Ледник Джинджису в верхней части закрытый. Движемся в связках. Ледопад обходим вдоль левого борта, оставляя скальный остров справа (фото 5.13) крутизна склона при спуске в нижний цирк до 30град. Петляем между трещинами, постепенно выходя на правый борт (здесь ледник уже открыт), вдоль него проходим еще один участок рваного льда (фото 5.11). Так как язык ледника сильно разорван, снова пересекаем ледник, выходим на левобережную морену и становимся на бивак. Утром, немного пройдя по моренным валам вдоль левого борта, упираемся в ледовый сброс, и, не разыскивая обход, вешаем веревку (около 20 м, фото 5.14) по которой спускаемся в карман. По карману идем до места, где морены заканчиваются поясом бараньих лбов. Уходим влево, пересекая реку. По камням переправились через два потока, второй – страхуясь веревкой (фото 5.16) и продолжаем спуск по осыпным и травянистым (до 35град) склонам, левым берегом реки (фото 5.15). Отсюда видно, что по бараньим лбам тоже возможен спуск (1…2 участка веревки метров по 15, остальное по полкам, фото 5.17). Через некоторое время, упираемся в «живой» склон и, чтобы обойти его, спускаемся к реке и далее идем вдоль берега до скального прижима. Вода высокая и для обхода надо забираться довольно высоко по склону через густой кустарник. Начинается дождь, и мы встаем на площадках, которые кто-то вымостил перед самым прижимом. Утром, при низкой воде, прижим проходится по берегу (несколько метров простого лазанья, фото 5.18). Далее идем левым берегом вдоль потока, так как выше по склону непроходимые колючие кусты, до начала тропы. По тропе за 20 минут доходим до Аламедина. График движения.
Фото 5.1 Пер. Корона Северная с ледн. Учитель
Фото 5.2 Разведка. Бергшрунд и нижняя часть взлета пер. Северная Корона со стороны ледн. Учитель.
Фото 5.3 Пер. Корона Северная с места ночевки на ледн. Учитель
Фото 5.4 Внизу – ледник Учитель
Фото 5.5 Подъем на перевал Сев. Корона, техническая работа.
Фото 5.6 Последний участок подъема к пер. Сев. Корона работает связка Спирин К. – Курбатов А.
Фото 5.7 Бивак на седловине пер. Северная Корона
Фото 5.8 Группа на седловине пер. Северная Корона перед спуском.
Фото 5.9 Спуск в сторону ледника Забирова (Джинжису).
Фото 5.10 Вид на пер. Сев. Корона из верхнего цирка ледника Забиро- ва (Джинжису).
Фото 5.11 Ледник Забирова (Джинжису) зона трещин обходится справа под склоном.
Фото 5.12 Идем правым бортом ледника Забирова (Джинжису), на заднем плане пер. Хрустальный 3Б.
Фото 5.13 Ледник Забирова (Джинжису), вид с бивака на морене. путь спуска
Фото 5.14 Спуск с ледника Забирова (Джинжису)
Фото 5.15 Долина р. Кутургансу
Фото 5.16 Переправа через левый поток р. Кутургансу.
Фото 5.17 Пояс бараньих лбов в долине р. Кутургансу
Фото 5.18 Прижим (дол. р. Кутургансу)
перевал Киргизстан 3Б, 4392 N42град29&18004.020&180&180 E74град34&18031.620&180&180 Расположен в северном отроге основного хребта между вершинами Усеченка и Киргизстан. Соединяет ледники Николая Рериха (дол. р. Салык) и Тушинского (Про- ценко Южн., дол. р. Минджилки). Пройден с севера на юг.
Описание дано от стоянок на левом берегу р. Салык, у впадения ее в Аламедин до озера под ледником Ленинградцев (Проценко Вост.). Тропа в ущелье Салык идет по правому берегу. Взбирается сначала на ригель, затем долина выполаживается и тропа плавно подходит под конечную морену. Долина заросла арчой, смородиной, жимолостью и ольхой. Тропа то идет по открытому месту, то ныряет в кусты. Подошли под морену, река здесь теряется под камнями и выше ее нет (фото 6.1) . По крупным камням пересекаем долину к левому борту и по осыпному склону начинаем подъем наверх. Далее движемся по моренным валам сначала вдоль левого борта, а затем, смещаясь к правому (воды нет нигде!), выходим к озеру под взлетом перевала Бойрок и останавливаемся на оборудованных площадках у озера (фото 6.2). Утром продолжаем движение по моренным валам, придерживаясь направления на в. Усеченка и к середине дня выходим на моренный гребень между ледниками Николая и Сергея Рериха (Западный и Восточный Салык). Отсюда уже виден северный взлет перевала Киргизстан - крутая ледовая стенка, заканчивающаяся сбросом (фото 6.3, 6.4). Погода портится – нас периодически поливает, всю панораму затягивают низкие облака. На тело ледника Николая Рериха выходим по левобережной морене. Ледник открытый, крутизна 10… 25град, надев кошки, петляем между промоинами и трещинами (фото 6.6). На бивак встаем в верхнем цирке. К вечеру сплошной проливной дождь, не прекратившийся и ночью. Из палаток слышно, как со склонов сходят камни и лавинки. С утра продолжался дождь и туман. Во второй половине дня распогодилось, и связка Бородзич А.- Жаров Е. вышла на обработку нижней части взлета. Протоптаны ступени через лавинные выносы под правый край ледового сброса, в обход него и нижнего бергшрунда, подходящего к склону справа. Повешено 2 веревки – первая по льду вверх (фото 6.8) с выходом на снежную подушку (всего подушек три, разделенных бергшрундами), закреплена на ледорубе, вторая по снегу вверх- вправо по направлению к центру взлета. На следующий день выход в утренних сумерках. Проходим две веревки перил, навешенных накануне. С третьей по пятую веревки вешаем по снегу, снова забирая к правому борту. 6-ая веревка идет траверсом влево (фото 6.9) проходит второй бергшрунд в узком месте, и, снова вверх на вторую снежную подушку. Седьмая проходит по плотному снежному мосту еще через один бергшрунд и взбирается на его сильно поднятый край (фото 6.10). 8…10 веревки снова по снежной подушке, крутизна здесь ~45град. Склон к этому времени освещается солнцем и со скал с обеих сторон начинают идти камни. Чтобы уйти от них продолжаем двигаться по центру вверх, хотя здесь более круто. По 11-ой веревке преодолели верхний бергшрунд в самом узком месте и поднялись по ледовой стенке (высота 12 м, в верхней части легкое нависание, фото 6.11, 6.12), рюкзаки выбирали на веревке. Далее веревки 12…17 по крутому ледовому склону ~60град вверх до седловины (ледобуры, фото 6.13). Седловина перевала – узкий протяженный снежно-ледовый гребешок с площадкой у левого по ходу края (фото 6.14). Спускаемся по снежному склону ~40град, склон подрезан небольшим бергшрундом (фото 6.17, 6.18). Провешена 1 веревка (ледобур), далее в связках по закрытому леднику до середины верхнего цирка, где разбиваем лагерь (фото 6.19). С утра продолжаем движение по центру ледника в связках. Далее ледник открытый, две ступени ледопада обходим слева (частично с выходами на морену). Как только слева открывается терраса с озером, движемся в его сторону (фото 6.21), сначала спускаясь по левобережной морене, затем поднимаясь на крутой конгломератный склон. График движения.
Фото 6.1 Долина р. Салык, конечная морена
Фото 6.2 Озеро под взлетом перевала Бойрок.
Фото 6.3 По моренам между ледниками Николая и Сергея Рерихов.
Фото 6.4 Перевал Киргизстан с ледника Николая Рериха
Фото 6.5 Вид с ледника Николая Рериха в сторону ледника Сергея Рериха.
Фото 6.6 По леднику Николая Рериха
Фото 6.7 Перевал Киргизстан, вид от ночевок на леднике Н. Рериха
Фото 6.8 Обработка перевального взлета, первая веревка. <
Фото 6.9 Подъем на пер. Киргизстан, второй бергшрунд.
Фото 6.10 Стенка над вторым бергшрундом
Фото 6.11, 6.12 Прохождение верхнего бергшрунда и ледовой стенки. Первым работает К. Спирин.
Фото 6.13 Верхняя часть взлета пер. Киргизстан
Фото 6.14 Седловина перевала Киргизстан
Фото 6.15 Группа на перевале Киргизстан.
Фото 6.16 Ледн. Н. Рериха с перевала Киргизстан
Фото 6.17 Ледн. Тушинского (Проценко Южн.) с перевала Киргизстан.
Фото 6.18 Пер. Киргизстан с ледн. Тушинского (Проценко Южн.).
Фото 19.Бивак на ледн. Тушинского (Проценко Южн.)
Фото 6.20, 6.21 Спуск по ледн. Тушинского (Проценко Южн.) и выход к озеру.
перевал Салык-Ашу 2Б, 4371 N42град29&18024.612&180&180 E74град44&18057.876&180&180 Расположен в северном отроге основного хребта, восточнее пика Салык- Баши Соединяет ледники Ленинградцев (Проценко Вост., дол. р. Иссык-Ата) и Сергея Рериха (дол. р. Салык). Пройден с юга на север.
Описание дано от озера под ледником Ленинградцев (Проценко Вост.) до верхнего цирка ледн. Сергея Рериха. Переходим по камням поток с ледника Ленинградцев и пересекаем (осыпи и трава) плато с озером от правого на левый борт по направлению к пику Физмато- вец. Далее поднимаемся по левобережной морене, обходя крутой язык ледника Ленинградцев (Проценко Вост.), ледник Глухой остается у нас справа (фото 7.1). Выходим на открытый ледник Ленинградцев, крутизна 5…20град, в кошках петляем между трещинами, придерживаемся левого борта ледника. В верховьях ледника прямо по ходу перевал Усеченка 3А, а путь к перевалу Салык-Ашу – по его левой орфографически ветви (фото 7.3). На развилке встаем на бивак.Утром, по открытому (до 30град) леднику поднимаемся в верхний цирк (фото 7.4, 7.5) и, далее, в связках подходим под перевальный взлет. Перевал имеет две седловины (фото 7.6), мы выбрали правую по ходу – но это не обязательно, так как по гребню между седловинами легко пройти. На перевал выходим по мелкоосыпному кулуару (фото 7.7), местами наледь, кошек не снимаем. Долго искали тур на обеих седловинах, но так и не нашли. На спуске с перевала снежный склон крутизной 35… 40град, сильно разорванный, на седловине – карниз, нависающий в сторону ледн. Сергея Рериха. Спускаемся в связках попеременно, страховка через ледорубы, около 12 точек страховки. В ряде случаев веревка для первого в связке закреплялась, а второй спускался в три такта. Направление движения: ~150 м влево вдоль карниза в обход него, преодолеваем большой разлом (фото 7.9, 7.10), затем, ~300 м вниз, метров 20 вправо и снова вниз (фото 7.17). Под перевал Проценко идем в связках – ледник Сергея Рериха в верхней части закрытый. График движения.
Фото 7.1 Вид на языки ледников Ленинградцев (Проценко Вост.) (слева) и Глухой (справа).
Фото 7.2 Вид с осыпного склона под ледником Ленинградцев (Проценко Вост.) на верховья долины Иссык-Ата.
Фото 7.3 Верхняя часть ледника Ленинградцев (Проценко Вост.).
Фото 7.4 Две седловины пер. Салык-ашу, вид отбивака на ледн. Ленинградцев (Проценко Вост.).
Фото 7.5 Начало подъема к перевалу Салык-Ашу, вид на ледник Ленинградцев (Проценко Вост.).
Фото 7.6 Две седловины пер. Салык-ашу, вид изверхнего цирка ледник Ле нинградцев (Проценко Вост.).
Фото 7.7 Подъем на перевал Салык- Ашу.
Фото 7.8 На седловине перевала Салык- Ашу, поиски тура.
Фото 7.9, 7.10 Преодоление разлома на спус-ке с перевала Салык-Ашу..
Фото 7.11 Верхняя часть спуска с перевала Салык-Ашу в сторону ледн. Сергея Рериха.
Фото 7.12 Перевал Про ценко, вид со спуска с пер.Салык-Ашу.
Фото 7.13 Ледник Сергея Рериха и долина р. Салык.
Фото 7.14 Средняя часть спуска, уходим вправо.
Фото 7.15 Перевал Салык-Ашу с ледника Сергея Рериха.
перевал Проценко 1Б, 4317 N42град29&18036.744&180&180 E74град45&18037.656&180&180 Расположен в северном отроге основного хребта, западнее вершины Искра. Соединяет ледники Сергея Рериха (дол. р. Салык) и Глухой (дол. Мин- джилки). Пройден с севера на юг.
Описание дано от верхнего цирка ледн. Сергея Рериха до курорта Иссык-Ата. На бивак в верхнем цирке ледн. С. Рериха группа встала довольно рано, накрапывал дождик и с перевала Проценко (с обоих седловин) сыпались камни (фото 8.1). Обсуждались варианты прохождения перевала – была выбрана левая по ходу седловина. Хотя она выше, но явно безопаснее. К вечеру повалил мокрый снег, шедший всю ночь (результат на фото 8.2). Утром где-то до десяти видимости не было, держалась низкая плотная облачность, как только облака начали уходить (фото 8.3), группа вышла к перевалу. Вытаптывая ступени в мокром снегу, поднимаемся под небольшой бергшрунд (фото 8.4). Провешиваем 5 веревок до седловины по ледовому склону ~40град (фото 8.5). Седловины соединяются (снежный гребешок со стороны ледн. Глухой). Тур на более низкой. На ледник Глухой спускаемся в три такта по ледовому склону ~30град, 50 м и идем по закрытому леднику в связках, по центру, постепенно забирая влево (фото 8.8). Ледник заканчивается крутым сбросом, и мы обходим его по левобережным моренам (фото 8.9). Далее спускаемся вдоль ручья к галечным площадкам, на которых встаем на бивак, стоянки у озер тоже есть. Но вода там уже мутная. Большое озеро обходим справа и спускаемся сначала между озерами, затем по травянистым гребням старых морен до впадения потока с ледн. Проценко в Минджилки. Поток перепрыгиваем по камням. Здесь начало тропы и исток р. Иссык-Ата. Тропа по долине Иссык-Ата идет все время левым берегом (фото 8.11, 8.12), есть два участка примерно по 500 м крупной живой осыпи в которых она пропадает. Ночевали, немного не доходя до курорта Иссык-Ата, у речки Ак-Кель на удобных площадках в лесу. В самом курорте ночевка возможна только сняв помещение у людей в доме или в квартире – палатки не поставить. График движения.
Фото 8.1 Перевал Проценко с ледн. Сергея Рериха (вечер).
Фото 8.2 Перевал Проценко с ледн. Сергея Рериха (утро)
Фото 8.3 Облака уходят.
Фото 8.4 Путь подъема на левую по ходу седловину пер. Проценко с ледн. Сергея Рериха.
Фото 8.5 Подъем по перилам на пер. Проценко.
Фото 8.6 Группа на перевале Проценко.
Фото 8.7 Два бородатых вождя, не хватает третьего.
Фото 8.8. Спуск с перевала Проценко по леднику Глухой
Фото 8.9 Обход языка ледника Глухой по левобережной морене.
Фото 8.10 Верховья долины Минджилки.
Фото 8.11 Тропа по долине реки Иссык- Ата, верхняя часть
Фото 8.12 Тропа по долине реки Иссык-Ата, камень Джарташ.
Фото 8.13 Курорт Иссык-Ата.
Выводы и рекомендацииГруппой за 25 дней похода пройдено 8 препятствий, из них 1 перевал категории трудности 3Б, 2 перевала и вершина (всего 3 препятствия) – категории трудности 3А, 1 перевал – категории 2Б , 1 – категории 2А и 2 перевала 1Б. Маршрут, получился технически сложным. Все «троечные» препятствия проходились на подъем по определяющей стороне. Погода в этом году в районе была довольно странной, сначала аномальная жара – все ледники практически без снега, камнеопасно, многочисленные обвалы льда, а потом зарядили дожди, в целом не характерные для района. Стоит отметить, что потепление климата в целом постепенно приводят в районе Киргизского хребта к изменению трудности и объективной опасности препятствий. В частности, как уже говорилось, перевал Северная Корона 3А стал очень камнеопасным и при прохождении со стороны ледн. Учитель его категория ближе к 3Б чем к 3А и мы рекомендуем при пересмотре классификатора добавить к его категории звездочку, а перевал Ледовый 3А напротив приближается к 2Б. Перевал Проценко 1Б (5 веревок с севера) в настоящее время смотрится полно- ценной 2А. Несмотря на все трудности, пройден интересный маршрут через три очень разных долины: Ала-Арчу с лесом Тянь-Шаньской ели и посадками лиственниц в нижнем течении ее притока Адыгене, Аламедин – зеленый влажный с зарослями арчи и жимолости, морем спелой земляники и Иссык-Ату сухую и ветреную с разливами и озерами в верховьях. Маршрут считаем соответствующим шестой категории сложности, два участника : А. Евсюков и Н. Богданов прошли маршрут 4 с элементами 5 категории сложности.
Дополнительные сведения Общественное снаряжение
Личное снаряжение
Ремнабор Включал в себя швейный набор (разной толщины и размера нитки, иглы стропы, резинки, лоскуты тканей), фурнитуру (в том числе два запасных самосброса для поясника рюкзака), два вида клея, набор для ремонта ботинок и кошек, запчасти и ключ для мультитопливных горелок, напильник, скотч и изоленту. Вес ремнабора – 1 кг.
Питание. Раскладка составлялась из расчета 600 гр. на человека в день в середине похода. Начало меньше, конец – больше. Особо голодных к концу маршрута не было.
Завтрак Каши молочные (хлопья пшеничные, овсяные, гречневые, 4х зерновые) омлет, творог (со сметаной) сублимированные или творог из расчета 1 упаковка (50гр) на человека. Сыр (из расчета 30гр на чел. в день) Сладкое – (печенье, сухари сладкие)
Перекус Сухофрукты (курага, финики, чернослив, вишня, инжир, яблоко сушеное) 30 гр. на человека. Очень понравились сушеные яблоки. Орехи (грецкие, кешью, кедровые, фундук) 20 гр. на чел. в день Конфеты (леденцы, карамель, ириски) по 2 шт. Сухофрукты, орехи и конфеты выдавались за завтраком по карманам. Горячее: Суп сублимированный (борщ, рассольник, гуляш, харчо). Мясо (суджук, баструрма, колбаса твердого копчения, рыба вяленая) из расчета 30 гр. на чел. в день. Как заправка к супу бралась сметана сублимированная 1 пакетик(50гр) на группу. Сладкое: (марципан, нуга, щербет/слив. колбаска, халва/козинак из кунжута).
Ужин Горячее блюдо – (греча (70гр на чел.), рис (70гр на чел.), макароны (90 гр на чел.). В горячее добавляли сублимированную печень, курицу, говядину. К ужину подавалась сублимированная томатная паста (1 упаковка (50гр) на группу). Сладкое – (печенье овсяное, вафли, пряники)
Общее Хлеб черный (3 сухаря в день). Сахар Завтрак – 1 кус., Перекус –1 кус., Ужин – 2 кус. (использовался крупнокусковой сахар) Соль – из расчета 7гр. на чел. в день (всего 800 гр.) Чай – пакетированный на завтрак и обед, на ужин – крупнолистовой.
Дополнительно Были взяты различные виды зеленого чая, всего 200гр. Использовались сублимированные ягоды(брусника и клюква). В перевальные дни – шоколад 150гр. на группу Лук и чеснок, из расчета 1 головка на группу на один раз. Масло сливочное (в завтраки) – из расчета 10 гр. на чел. в день. Масло подсолнечное (в ужины) из расчета 10гр на чел. в день. Лимон протертый с сахаром из расчета 10гр. на чел. в день
Смета похода
Не учтены – проживание в гостинице и питание в Бишкеке.
Литература 1.Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня. под ред. А. Джулия. – М.: «Прест», 2001. 2.Отчеты из библиотеки МГЦТК (http://www.tlib.ru):
3. Лукьянов О. 2004 http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=2064 4. Фомичев О. 2001 http://www.mountain.ru/world_mounts/tien- shan/2004/Otchet_Fomichev2001/
30 лет ВЛКСМ, 2А
Ледовый 3А
100-летия г. Фрунзе
Пик Семенова Тянь-Шаньского 3А
Северная Корона 3А
Киргизстан 3Б
Проценко 1Б
На перевале Салык-Ашу тура и записки не найдено, сложен свой. Карта маршрута: : |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||