Полезное > Снаряжение >

Автор: Сергей Веденин, Москва

Личное снаряжение альпиниста

Поговорим о личном альпинистском снаряжении.

Выбор снаряжения для альпинизма – это всегда компромисс между весом, стоимостью и удобством использования.

Важно: мы всегда выбираем из сертифицированного (по ГОСТ-Р, CEили UIAA) снаряжения, предназначенного именно для альпинизма.

Обвязка нижняя. Для занятий альпинизмом лучше подходят обвязки с широкими мягкими поясным и ножными обхватами. Ножные обхваты должны иметь регулировочные пряжки. Наличие двух регулировочных пряжек на поясном ремне расширяет возможности по регулировке обвязки по размеру.

Использование суперлегких обвязок для скиальпинизма или скалолазания не рекомендовано, также, как и использование тяжелых обвязок для промышленного альпинизма, спасателей или восхождений в стиле Bigwall.

Срок службы обвязки – не более 10 лет.

Каска - сертифицированная по ГОСТ-Р, EN, UIAA для занятия альпинизмом. Сейчас производятся каски двух типов – с пластиковой внешней оболочкой и подвеской, а также из пенопласта, похожие на велосипедный шлем, они бывают вообще без внешней оболочки.

Плюсы и минусы есть у обоих вариантов.

Оболочечные с подвеской:

+ прочнее, больше срок службы.

- большой вес

Без оболочечные:

+ маленький вес, вызывают меньшее утомление

- легче ломаются при транспортировке

Мой выбор – легкая без оболочечная каска с твердым полимерным покрытием снаружи. Такая конструкция получается всего на несколько десятков граммов тяжелее каски полностью из пенопласта, но она гораздо практичнее.

Карабины муфтованные. Рекомендовано иметь карабины двух типов - большие карабины типа HMS (маркировка - буква Н в круге) с винтовой муфтой, и небольшие карабины D-образной формы (маркировка - буква В в круге) с винтовой муфтой. Первые удобны для организации станций, спасательных работ и работ с использованием узла UIAA (собственно, маркировка HMS и значит, что этот карабин разработан для использования с узлом UIAA). Небольшие карабины применяются во всех остальных случаях, когда не требуется работать с узлом UIAA или большим количеством снаряжения, и таким образом получается немного сэкономить в весе снаряжения.

Использование карабинов с различными вариантами автоматических муфт – не рекомендована, надежность их работы в сложных условиях не высока, так же, как и удобство в работе с ними одной рукой.

Карабины со сдвижной муфтой (маркировка К в круге) – это НЕ МУФТОВАННЫЕ карабины и их использование возможно только в этом качестве.

Самостраховка из динамической верёвки – на лазании в большинстве случаем мы организуем самостраховку из динамической связочной веревки, но есть ситуации, когда может понадобиться использование отдельной самостраховки: при работе в большой группе, на спуске по веревке, при спасательных работах и т.д. Самостраховка может быть изготовлена самостоятельно из куска основной динамической веревки диаметром 9-10 миллиметров и длиной около 2,5 метров. Также возможно использование сшитых самостраховок изготовленных из динамической веревки диаметром 8-10 миллиметров и сертифицированных для занятий альпинизмом (самостраховки для промышленного альпинизма или спелеологии не могут быть использованы).

Репшнур (вспомогательная веревка) – рекомендуется использовать репшнур диаметром 6-7 миллиметров с разрывной нагрузкой 980 кН (1000 кг) – из такого репшнура можно организовывать станции, полиспасты, схватывающие узлы и т.д. Стандартный набор альпиниста состоит из куска репшнура для схватывающего узла - прусик (репшнур 7 мм от 1.5 до 2 м. длинной) и двух корделетов (репшнур 7 мм. длиной по 5 метров).

Жумар. Жумарами мы пользуемся редко, потому что любим лазать, а не ИТО-шить, но иногда они бывают незаменимы, например, на очень сложных на маршрутах (от 5б и выше). Рекомендуется использовать жумары известных фирм, сертифицированные по ГОСТ-Р, EN 567, UIAA 126. Если планируется длительное движение по вертикальным перилам, то рекомендуется использовать два жумара – под левую и правую руку.

Ледоруб – классический ледоруб с прямой или немного изогнутой рукояткой (НЕ ЛЕДОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ!), с длинным клювом и лопаткой сделанными из стали. Рекомендуемая длина 65-70 сантиметров на средний рост. Выбор длины – штычок взятого за головку ледоруба должен доставать до голеностопного сустава альпиниста. Сильно изогнутые ледорубы, легкие алюминиевые ледорубы, укороченные ледорубы и т.д. гораздо менее функциональны и универсальны.

Кошки. Материал – сталь (алюминий - это для снега). Классическая конструкция 12-14 зубьев. Система крепления подходящая для ваших ботинок. Полуавтоматы (сзади рант, спереди пластиковая дуга) или автоматы (спереди и сзади рант). Размер кошек - важно проверить, как подходят кошки для ваших ботинок. Бывают разные сложности - широкий носок у кошки и узкий носок у ботинка – в этом случае ботинок выезжает вперед и передние зубья не работают. В идеале зубья кошек должны располагаться на краю подошвы ботинка.

Использование кошек для ледолазания в классическом альпинизме ОПАСНО! Длинные и толстые, торчащие горизонтально вперед передние зубья при движении по пологому льду не вбиваются в лед, а ложатся на него. И при следующем шаге извлекают из льда все остальные зубья.

Все зубья кошек должны быть наточены.

Не забывайте, что за всем снаряжением надо внимательно следить: за степенью износа, а также за тем, чтобы не превышать максимальный срок службы изделий, и вовремя производить замену снаряжения.

Использование кошек для ледолазания в классическом альпинизме ОПАСНО!

А что Вы имеете ввиду под кошками для ледолазания? Petzl lynx к ним относятся?