Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о пешем походе 2 к.с. по Крыму в декабре 2014 - января 2015 года
1. Справочные сведения о походе 1.1. Общие сведения (паспорт спортивного похода)
1.2. Запланированная нитка маршрута пос. Лаванда - долина Привидений - пер. Тисовый кулуар (1190, 1Б) - в. Демерджи Юж. (1240, н/к) - в. Екатерина (1218, н/к) рад. - пер. Седло Демерджи (1090, н/к) - в. Демерджи Сев. (1345, 1А) - р. Курлюк-су - в. Курлюк-Баш (1196, 1А) рад. - с. Перевальное - Чатыр-Даг яйла - в. Эклизи-Бурун (1527, н/к) -пер. Чатыр-Даг Зап. (1440, 1А) - Кутузовское озеро - переезд до с. Краснокаменка - пер. Гурзуфское седло (1348, н/к) - в. Кемаль-Эгерек (1529, н/к) - Гурзуфская яйла - Ялтинская яйла - Ай-Петринская яйла - в. Ай-Петри (1234, н/к) - пер. Ай-Петри Вост. (1200, 1Б) - г. Ялта 1.3. Пройденная нитка маршрута пос. Лаванда - долина Привидений - пер. Тисовый кулуар (1190, 1Б) - в. Демерджи Юж. (1240, н/к) - в. Екатерина (1218, н/к) рад. - пер. Седло Демерджи (1090, н/к) - траверс до в. Демерджи Сев. (1345, 1А) - р. Курлюк-су - с. Перевальное - Чатыр-Даг яйла - в. Эклизи-Бурун (1527, н/к) -пер. Чатыр-Даг Зап. (1410, 1А) - Кутузовское озеро - переезд до с. Краснокаменка - пер. Гурзуфское седло (1348, н/к) -Гурзуфская яйла - Романовское шоссе - Никитский перевал (1448, н/к) - ущелье Уч-Кош - тропа Стиля-Богаз - ист. Ванна Дианы - г. Ялта 1.4. Определяющие препятствия Километраж.
Итого: Локальные препятствия. Перевалы. Вершины: Траверсы: Итого баллов за локальные препятствия: 14, не превышает ЛП_макс для походов 2 к.с. (30) Протяжённые препятствия и суммарный перепад высот (H)* 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день 8 день 9 день 10 день Итого: Коэффициэнт перепада высот: Географический показатель: Автономность: Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом: В зачёт идёт: 1.5. Состав группы
2. Характеристика района похода Проводя поход по Крыму, мы выступаем за мир и хотим взаимопонимания между Россией и Украиной. С геологической точки зрения Крымский полуостров представляет собой южную часть Украинского кристаллического щита Восточно-Европейской платформы, в пределах которой выделяются Скифская плита (это Северо-Крымская равнина) и Крымская складчатая область. Крымские горы располагаются в южной и юго-восточной части Крымского полуострова и простираются от мыса Айя в окрестностях Балаклавы на западе до мыса св. Ильи у Феодосии на востоке. Длина Крымских гор 160 км, ширина 50 км. Горный Крым является частью Альпийской складчатой геосинклинальной области и состоит из трёх горных гряд: Внешней, Внутренней и Главной. Все три гряды вытянуты с юго-запада на северо-восток и разделены глубокими долинами. Внешняя гряда горного Крыма тянется от мыса Фиолент до города Старый Крым, высота гряды от 149 м до 350 м. Внутренняя гряда начинается недалеко от Севастополя (Сапун-гора) и тоже тянется до Старого Крыма, высоты 490-750 м. Главная, наиболее высокая и наиболее интересная гряда горного Крыма, простирается от Балаклавы до горы Агармыш близ города Старый Крым. Главная гряда состоит из плитообразных яйл, вытянутых с юго-западана северо-восток и сомкнутых в непрерывную цепочку в западной части. Это Ай-Петринская яйла (до 1320 м), Ялтинская яйла (до 1406 м), Никитская яйла (до 1470 м), Гурзуфская яйла (до 1540 м) и Бабуган-яйла (до 1545 м). Восточнее находятся разрозненные яйлы Главной гряды: Чатыр-Даг (до 1527 м), Демерджи (до 1356 м), Долгоруковская (Субаткан) яйла (до 1000 м) и Караби-яйла (до 1259 м). Восточная часть Крымских гор состоит из небольших гребней и коротких хребтов с отдельными пиками. Наиболее высокие вершины Крыма: в. Роман-Кош (1545 м, Бабуган-яйла), в. Демир-Капу (1540 м, Гурзуфская яйла), в. Зейтин-Кош (1534 м, Бабуган-яйла), в. Кемаль-Эгерек (1529 м, Гурзуфская яйла), в. Эклизи-Бурун (1527 м, яйла Чатыр-Даг), в. Ангар-Бурун (1453 м, яйла Чатыр-Даг). Все три гряды горного Крыма представляют собой цепи плосковершинных известняковых массивов (яйл) с характерной особенностью: северные склоны пологие, южные -крутые. Южные склоны Главной гряды на большом протяжении круто обрываются в сторону Чёрного моря отвесными стенами высотой до 500 м, широко облюбованными и освоенными альпинистами. В расселинах и кулуарах склонов и кромок яйл находится множество категорийных перевалов, описанных в туристской литературе. Здесь есть скальные перевалы до 2Б к.т. включительно. 3. Вводная часть и полезные организационные сведения 3.1.Общая смысловая идея похода Основной идеей пешего похода 2 к.с. по Крыму в Новый Год было познакомиться с волшебной природой Крыма в зимнее время года, взять парочку категорийных перевалов в межсезонье и отточить в боевых условиях все те навыки, которые прививались участникам на тренировках по технике пешего и горного туризма. Кроме того, преследовались цели отпраздновать Новый Год в достаточно экстремальных условиях, хорошо провести время на зимних каникулах и сплотить участников группы путём совместного преодоления всех естественных и погодных препятствий, встречаемых в межсезонье. В ходе похода все цели были достигнуты в полной мере, хотя запланированный маршрут и не был пройден. 3.2.Предпоходная подготовка Команда сформировалась на основе нескольких походов, проводимых Горной секцией МФТИ и Федерацией спортивного туризма г. Долгопрудного в период 2012-2014 гг.:
Все участники походной группы регулярно посещали тренировки по технике пешего и горного туризма, и в этом состояла основная подготовка к походу. Тренировки проходили в берёзовой роще близ МФТИ, на прудах в г. Долгопрудном, на песчаных карьерах близ Икши, и на скальных карьерах близ д. Полушкино. На тренировках отрабатывались приёмы прохождения снежных, ледовых и скальных маршрутов. Активно использовалась современная верёвочная техника. Крутизна склонов, на которых группой применялись навыки работы с верёвкой, варьировалась от 30° до 90°. Итого, группа обладала в полной мере всем набором технических навыков, необходимых для прохождения заявленного маршрута. 3.3.Выбор и планирование маршрута Первоначальный вариант маршрута предполагал прохождение группой всех яйл Главной гряды горного Крыма с северо-востока на юго-запад от Демерджи до Ай-Петринской яйлы. Но так как Бабуган-яйла находится в Крымском природном заповеднике, в который не удаётся получить пропуска спортивным туристам, то мы из ряда Демерджи -Чатыр-Даг - Бабуган-яйла - Гурзуфская яйла-Никитская яйла - Ялтинская яйла - Ай-Петринская яйла исключили Бабуган-яйлу полностью. Подъём с юга на плато Демерджи руководитель планировал осуществить по пер. Тисовый кулуар (1Б, 1190), который он в 2012 году ходил участником. Далее в программе было радиальное посещение вершин Демерджи Южная (н/к, 1240) и Екатерина (н/к, 1218) и траверс 1А к.т. от пер. Седло Демерджи (1090, н/к) через пер. Кромка (1270, 1А) до вершины Демерджи Сев. (1345, 1А). После спуска в дол. Курлюк-су у нас был запланирован радиальный выход на вершину Курлюк-Баш (1196, 1А), от которого мы впоследствии отказались. Проход яйлы Чатыр-Даг подразумевал проход по нижнему, а затем и по верхнему плато Чатыр-Даг, с заходом на вершину Эклизи-Бурун (1527, н/к). И хотя часть этого участка лежит на территории заповедника, нам разрешили пройти. Спуск с яйлы Чатыр-Даг было решено осуществить по пер. Чатыр-Даг Зап. (1440, 1А), далее объезд Бабуган-яйлы было решено проделать на троллейбусе. Последнюю связку яйл (Гурзуфская, Никитская, Ялтинская и Ай-Петринская) планировалось пройти за 2-3 дня, осуществив подъём по пер. Гурзуфское седло (1348, н/к), а спуск по пер. Ай-Петри Вост. (1200, 1Б). Но из-за обильного снегового покрова на верхней поверхности яйл, нам не удалось пройти через все указанные яйлы, а пришлось сходить с маршрута по запасному маршруту в Ялту по тропе Стиля-Богаз через Никитский перевал (1448, н/к). 3.4.Запасные варианты маршрута и аварийные пути
В нашем маршруте были использованы запасные варианты 3 и 6. От взятия в. Курлюк-Баш (1196, 1А) мы отказались из-за плохой погоды (мокрый снег, ветер), а спуск с Гурзуфской и Никитской яйл в Ялту через Никитский перевал (1448, н/к) пришлось осуществить из-за непредвиденно высокого уровня снега наверху. 3.5.Организация безопасности. Страховка. Связь. МЧС Мы становились на учёт в Части горной поисково-спасательной СО ГУ МЧС России по республике Крым (г. Симферополь, ул. Кечкеметская, д. 103). Нам был присвоен номер 1/153. Телефон МЧС: дежурный +7(978)701-34-13, +7(978)768-41-29 Страховка. Все участники похода были застрахованы в компании ОАО «АльфаСтрахование» (assistance GVA) по программе Классик (С) Т-III (Особые условия: sportstourism) на срок 10 дней С 27 декабря по 05 января. Сумма страхового покрытия была 15000 евро. Стоимость страховки 11460 руб. на 11 человек (из которых в поход пошли 8). В эту стоимость входят транспортировка пострадавшего при несчастном случае к месту оказания медицинской помощи, транспортировка пострадавшего в город проживания, посмертная репатриация, медицинские услуги, оказываемые за травмы, которые могут быть получены в странах СНГ и странах Балтии, а также экстренная стоматологическая помощь. Связь. На яйлах во многих местах связи нет, а в остальных местах ловит довольно устойчивая мобильная сотовая связь. Наш маршрут был проложен через несколько населённых пунктов, что обеспечивало невысокую автономность маршрута, зато высокую безопасность. Кроме того, каждые 2-3 дня мы сообщали по телефону о состоянии группы нашему координатору в Москве. В снаряжении группы имелось 2 GPS-навигатора. 3.6.Транспорт, заброски и другие полезные сведения Из Симферополя регулярно ходят рейсовые троллейбусы до Алушты и до Ялты. Трасса проходит между массивами Чатыр-Даг и Демерджи, что позволяет быстро и легко заехать на троллейбусе на старт маршрута, а потом объехать яйлу Бабуган, чтобы далее подниматься уже на Гурзуфскую яйлу. Группа забросок не использовала. Так как тут поблизости много населённых пунктов, то это потенциально может быть опасно. Но, с другой стороны, в случае необходимости можно на маршруте пройти через населённый пункт и докупить, например, каких-нибудь продуктов. (Нам пришлось докупить соль.) 4 . График движения группы
*Километраж, преодолённый на самолёте, микроавтобусе и т. д., в таблице не приводится. Зачётный километраж приведён с коэффициентом k = 1.1 (где-то равный по треку GPS). 5. План похода на карте
6. Высотный график
7. Техническое описание прохождения маршрута День 1. 27.12.2014
Группа летела из Москвы в Симферополь рейсом U6-2831 компании «Уральские авиалинии». Вылет был задержан более чем на 3 часа (в 12:50 вместо 09:40), что сильно сдвинуло наши планы. В 15:30 самолёт приземлился в Симферополе, долго ждали выдачи своего багажа. В 16:30 делимся на три группы. Первая едет становиться на учёт в Части горной поисково-спасательной СО ГУ МЧС России по республике Крым (г. Симферополь, ул. Кечкеметская, д. 103). Там нам присвоили номер 1/153 и дали телефоны для связи: +7(978)701-34-13, +7(978)768-41-29, и оперативно-контрольный центр +7(978)842-83-86. Вторая группа поехала покупать газ по заранее установленной договорённости (магазин «RockMaster», адрес г. Симферополь, Караимская ул., д. 15, тел. +7 978 834 5749). Купили 12 баллонов Kovea по 450 г, за 280 руб./шт. Все остальные участники поехали на ЖД вокзал в Симферополе, чтобы найти троллейбусную остановку, докупить немного еды по раскладке и запастись водой. К сожалению, последнему моменту не было уделено достаточно внимания, и участники решили, что 4 литров воды хватит. В 19:30 группа снова в сборе, допаковываем рюкзаки на ЖД вокзале. В 19:45 садимся на троллейбус «Симферополь – Алушта» и едем до остановки Лучистое. В 21:30 выходим из троллейбуса. Высота 480 м. Время уже позднее, но делать нечего: нужно отойти от дороги и встать на ночёвку вдали от трассы и людей. Так что мы надеваем налобные фонарики и выходим на маршрут. В 21:40 выходим из пос. Лаванда по мокрой грунтовке. По пути встречаем источники воды, но пить из них не возникает никакого желания. В 22:20 делаем привал и высылаем разведчиков для поиска места для стоянки. Высота 520 м. Понимаем, что нам нужна вода, так как на 8 человек осталось только 2.5 л минералки – для ужина и завтрака этого мало. В 22:40 выходим по направлению к озерцу на GPS-карте и последовательно проходим через несколько пересохших источников. В 23:30 делаем привал у арки «Долина Привидений». Снова высылаем разведчиков для поисков воды. В 23:50 разведчики вернулись с хорошей новостью: найдено 2 трубы, из одной из которых капает вода. За 10-15 минут можно набрать кан. В 00:05 встали на ночёвку возле источника воды. В 01:00 ужин, в 01:50 отбой. За сегодня мы отошли от дороги, прошли 5.2 км с набором +100 м, потратив на это 1:35 ЧХВ. Впечатления и рекомендации Из-за задержки авиарейса на 3 часа и стояния в вечерних пробках в общественном транспорте в Симферополе, мы вышли на маршрут сильно позже планируемого (в 21:30 вместо 17:30). С одной стороны, мы за 1:35 ЧХВ прошли намеченный на сегодня план, но на ночёвку встали в полночь. Поэтому у нас налицо отставание от запланированного графика на 4 часа. Так как поспать хотя бы 6 часов перед взятием первого перевала необходимо, то завтра подъём дежурных назначается на 08:00. В итоге, на перевал мы должны начать подниматься до полудня, и за 5-6 часов ЧХВ, если обстоятельства позволят, сможем подняться на плато Демерджи засветло. В день нашего приезда и за несколько дней до него погода в Лучистом была сухая, поэтому много источников, указанных на GPS-карте, оказались пересохшими. Рекомендуем группам перед выходом на маршрут под Демерджи запасаться водой заранее, если нет желания бродить под склонами в поисках нормальной питьевой воды. GPS-координаты места стоянки на источнике с трубой: N 44°45’18”, E 34°23’32”, высота H = 580 м День 2. 28.12.2014
Перевал Тисовый кулуар (1Б) на подъём Подъём: ск.-тр.-сн., 25-35°. 15 м перил в нижней части, и до 160 м перил в верхней (снег, скалы) Подъём в 08:45. Всю ночь шёл снег. Вокруг бело, дует ветер ок. 10 м/с, порывами до 15 м/с. Вещи норовят «убежать», так что приходится следить. Температура около –5 °С. 10:50 выход. Движемся от места стоянки на восток, к подножию пер. Тисовый кулуар (1190, 1Б). Вечерняя грязь замёрзла, идти удобно, но мешает сильный ветер. В 11:10 делаем привал, надеваем системы. Ещё за 10 мин. ходьбы подходим под скальный палец, от которого начинается подъём на перевал (Рис. 1). Высота стартовой точки 700 м.
В 11:30 технические лидеры идут делать разведку и вешать первую верёвку. Главные препятствия сейчас – большой камень 2 м высотой (обходится по скале 45°) и следующая за ним гладкая скальная плита крутизной 20-25°. Первый участник движется без рюкзака свободным лазаньем, второй страхует его гимнастически на участке скалы 45°. Выше опасного участка первый участник крепит перила за толстое дерево. Затем спускается по верёвке дюльфером за своим рюкзаком. В 11:55 верёвка повешена. Делаем небольшой перекус и по одному поднимаемся по верёвке. Идёт лёгкий снег, поэтому скалы довольно скользкие и обмёрзшие (Рис. 2). Залезть первые 2 м по скале 45° с рюкзаком оказывается непростой задачей, и некоторым участницам это всё-таки не удаётся. В итоге, они поднимаются без рюкзаков, а парни потом поднимают их рюкзаки челноком.
В 12:40 для челнока рюкзаков решили организовать второй коридор (Рис. 3, Рис. 4). В 13:30 снимаем перила, убираем верёвкив рюкзаки и после привала продолжаем подъём.
В 13:50 мы продолжаем подъём пешком по склону от того места, где за дерево была прикреплена станция (высота 770 м). Склон скально-травянисто-осыпной, покрытый толстым (10-15 см) слоем гнилых прошлогодних листьев и припорошенный снегом. Крутизна склона 25°, местами до 30°. В 14:15 делаем привал на склоне 20°. Только что прошли по снегу неприятный узкий участок, где в 2012 году обнажился лёд и пришлось вешать ещё одну верёвку. Высота 819 м. В 14:50 привал на высоте 880 м. Склон немного выполаживается до 20-25° (Рис. 5), а затем снова станет круче (Рис. 6) – до 30°, а затем и до 35-45° в верхней части.
В 15:30 делаем сухой обед на склоне. Высота 939 м. Вид вокруг просто завораживает: сквозь тучи пробивается солнце, видно водохранилище и море. Температура около 0 °С. В 15:45 продолжаем подъём по склону, крутизна которого начинает постепенно увеличиваться, а толщина снежного покрова и толщина слоя гнилых прошлогодних листьев тоже начинает расти. В 17:30 мы выходим на подвижный снежный склон крутизной 30-35° (Рис. 7), и с этого момента начинаем снова вешать верёвки. Возможности сделать привал уже нет, так что организовываем станции на деревьях и развешиваем участников по ним.
В 18:00 первая верёвка на перевал уже провешена и организована вторая большая накопительная станция на большом дереве (Рис. 8). Туда начинают перемещаться участники с менее удобной нижней станции, и с ними же приходят верёвки для дальнейшего провешивания. Высота 1150 м.
В 18:30 Андрей с нижней страховкой пошёл к большому тису вешать вторую верёвку, страхуясь своим ледорубом. В 19:00 верёвка повешена, и Паша движется на третью станцию с очередной верёвкой, чтобы дальше с нижней страховкой уже провешивать верёвку до выхода на перевал. В 20:00 Паша вышел на перевал, провесив последнюю, третью, верёвку в верхней части подъёма. В это же время последний участник вышел на вторую станцию и принёс с собой первую верёвку, которую Женя понёс наверх, чтобы включить в параллель для ускорения процесса подъёма (Рис. 9). Время уже позднее, темно, так что поднимаемся с фонариками. Температура –5 °С.
В 22:40 группа вышла на перевал и сняла все верёвки. Лагерь уже поставлен, ужинаем и ложимся спать. Отбой в 23:00, перевальное фото (Рис. 10) откладываем на завтрашнее утро. Высота 1190 м.
Впечатления и рекомендации В этом году на перевале Тисовый кулуар (1Б) было очень много снега, под которым в верхней, ключевой, части, лежало до 15 см гнилой осенней листвы. В итоге, в верхней части перевала нашей группе пришлось повесить 3 верёвки по 40-50 м (в сумме около 135 м перил). Первая верёвка вешается в нижней узкой скальной части перевала (короткий участок 15 м, из которых первые 2 м 50°, а дальше скальная плита 20-25°). Прохождение данного участка лидером без рюкзака не вызывает особых сложностей, но прохождение с рюкзаком сразу вызывает множество проблем. Верхний – ключевой – участок подъёма представляет собой сначала склон 30-35°, в нашем случае покрытый гнилой осенней листвой и снегом, а затем простой скальный участок 35-45°. В сумме группа провесила на перевал 150 м перил. В межсезонье данный перевал действительно заслуживает хорошей 1Б к. т. Летом перевал не станет сильно проще. Не рекомендуем для 1 к. с. На подъём по перевальному склону группа потратила 9:30 ЧХВ. Первый участник вышел на перевал около 20:00 28.12.2014, и к моменту выхода последнего участника на перевал уже был поставлен лагерь и приготовлен ужин. Похоже, что в более благоприятную погоду перевал может быть пройден быстрее. Но по скалам, покрытым льдом и снегом, и по подвижным снежникам нашей группе было идти тяжело. В среднем, каждый технический лидер вешал верёвку минут за 30, а участники проходили её за 20. Рекомендуемое снаряжение: каски, верёвки, ИСС с карабинами, жумары, спусковые устройства. GPS - координаты пер. Тисовый кулуар (1Б): N 44°45’18”, E 34°24’31”, высота H = 1190 м День 3. 29.12.2014
Подъём в 8:00, до Нового Года осталось 64 часа. Участники говорят, что очень хочется спать. Пока дежурные готовят завтрак, остальные участники тропят путь на в. Демерджи Юж. (1240, н/к). В 10:20 выходим по протропленному пути. Подъём пологий снежный ~5°, идёт мокрый снег. В 10:50 мы на в. Демерджи Юж. (1240, н/к). Вокруг бело, туман, видимость 50 м (Рис. 11).
В 10:55 выходим по заснеженной дорожке, контуры которой хорошо просматриваются, радиально на в. Екатерина II (1218, н/к). Вначале идёт спуск 10° до высоты 1150 м, а дальше подъём ~7°. В 11:05 группа фотографируется на скале в. Екатерина II (1218, н/к), туман проходит (Рис. 12).
В 11:10 начинаем движение назад к в. Демерджи Юж. (1240, н/к), и в 11:25 мы уже у рюкзаков. В 11:55 совсем развиднелось (Рис. 13), и вдали стало видно в. Демерджи Сев. (1345, н/к). Начал дуть сильный ветер, а мы выходим с привала на в. Демерджи Юж. (1240, н/к) и начинаем наш траверс 1А к. т. до в. Демерджи Сев. (1345, н/к).
Траверс 1А от пер. Седло Демерджи (1090, н/к) до в. Демерджи Сев. (1345) Траверс снежный, склоны до 25°. 1:45 ЧХВ на подъём и 2:20 ЧХВ на спуск. В 11:55 мы выходим с в. Демерджи Юж. (1240, н/к) на траверс. Туман местами расходится, но зато поднимается сильный ветер (до 10 м/с), а падающий с неба снег превращается в дождь. Мерзко. Группа движется на север на пер. Седло Демерджи (1090, н/к), откуда начинаем подъём (Рис. 14).
В 12:15 делаем привал на высоте 1143 м. Далее поворачиваем на запад, чтобы пройти траверсом пер. Кромка (1270, 1А). Около 12:50 делаем сидячий привал в небольшом лесочке, все остальные привалы на траверсе – стоячие (Рис. 15). И не потому, что склон и неудобно, а из-за сильного и мокрого ветра. Одежда на участниках становится всё мокрее, и стоять на привалах всё холоднее.
В 13:20 выходим выше пер. Кромка (1270, 1А) и продолжаем идти вверх (Рис. 16). Около 13:35 делаем небольшой привал и решаем бросить рюкзаки здесь и быстро дойти до в. Демерджи Сев. (1345, н/к) радиально. Высота 1325 м, до вершины осталось около 1 км по GPS.
В 13:50 группа вышла к ретрансляторам на в. Демерджи Сев. (1345 м). Идёт снег, дует сильный ветер (Рис. 17). Делим и едим шоколадку, после чего плотной группой, друг за другом, движемся против ветра 15-20 м/с, хлещущего дождём и мокрым снегом нам по лицам.
В 14:10 группа дошла до рюкзаков. Все участники полностью мокрые, а мы сильно выше зоны леса и здесь дует сильный ветер. Так что мы хватаем рюкзаки и практически без привалов быстро спускаемся вниз, в долину р. Курлюк-су. Идёт мокрый снег, температура положительная, сугробы тают. Снега где-то по щиколотку, а кое-где и по колено. В 16:50 вбегаем в лес в верховьях долины Курлюк-су и срочно собираем дрова и разводим костёр. К 18:30 костёр уже разведён, лагерь поставлен и ужин готов. Устраиваем вынужденную отсидку для просушки вещей и обогрева участников. Высота ночёвки 1055 м. Сегодня был очень тяжёлый день, и группа сильно устала. Один из дежурных порезал руку, но нам не удалось после обработки раны заклеить её пластырем: пластырь промок, и весь клей оставался на мотке при попытке отрезать кусок. Кроме того, у одной участницы в рюкзаке рассыпалась соль и, что характерно, растаяла в воде и стала непригодной для употребления. Итого, нам нужна соль. В 22:00 объявляется отбой, и участники прячут по своим гермомешкам все просушенные за вечер у костра вещи. Температура отрицательная и ветер немного успокоился, но всё ещё очень влажно. Впечатления и рекомендации Сам траверс до в. Демерджи Сев. (1345, н/к) соответствует 1А к. т. чуть ниже эталонной. Характер покрытия – снег до 10-15 см, склоны до 25°. Местами есть тропа. По факту прохождения – 1А к. т. Полная протяжённость траверса – около 4 км. Проходит через пер. Седло Демерджи (1090, н/к), пер. Кромка (1270, 1А) и пер. Демерджи Сев. (1345, 1А), заканчиваясь на в. Демерджи Сев. (1345). На прохождение этой части траверса группа затратила 1:45 ЧХВ. Наиболее тяжёлой частью сталспуск с в. Демерджи Сев. (1345 м) в дол. р. Курлюк-су, поскольку проходил на сильном ветру (15-20 м/с) при температуре 0 °С в мокрый снег. В результате, все участники к моменту входа в зону леса были мокрые и промёрзшие, так что в лесу нам пришлось развести костёр и устроить вынужденную полуднёвку для просушки вещей и отогрева участников. На спуск с в. Демерджи Сев. (1345 м) ушло 2:20 ЧХВ – больше, чем на сам траверс.Прошли ~6 км. По ощущениям, проделанный траверс соответствует 1А к. т. в межсезонье при наличии снега. Если считать траверс от в. Демерджи Юж. (1240, н/к) до в. Демерджи Сев. (1345, н/к), то это будет слабая 1А к. т. в межсезонье, и н/к при отсутствии снега. Если же считать спуск с в. Демерджи Сев. в долину р. Курлюк-су тоже частью траверса, то траверс становится 1А к. т. средней сложности. Рекомендуем группам отказываться от взятия данного траверса при сильном ветре (более 20 м/с), так как бoльшая часть траверса проходит на высотах 1200–1350 м в продуваемой безлесной зоне. GPS - координаты в. Демерджи Юж. (1240, н/к): N 44°45’20”, E 34°24’41”
Первая попытка подъёма дежурных была в 6 :00, общий подъём в 8:00. До Нового Года 40 часов. Сегодня морозно и холодно, костёр с утра разводился с большим трудом. Газовые горелки тоже отсырели и сопротивлялись, их пришлось прогревать на костре. Вскоре после подъёма дежурные разнесли завтрак по палаткам, а за чаем участникам пришлось уже выходить наружу. Сегодня морозно и холодно, всё ещё влажно. Собираемся долго. В 10:45 вышли с места стоянки и пошли по рельефу вниз по ущелью вдоль русла ручья Курлюк-су. Движение по правому орогр. берегу. В 11:20 перешли на левый берег р. Курлюк-су и нашли тропу. В 11:25 привал, высота 1024 м. Дальше тропа снова переходит на правый орогр. берег и уходит немного вверх, после чего продолжает спускаться вниз вдоль ущелья р. Курлюк-су. В 12:00 делаем привал и перекусываем. Высота 964 м. Идёт снег, температура –7 °С. Тропа полого спускается вниз (уклон 2-5°) и постепенно становится всё шире. В 12:40 делаем очередной привал, у руководителя после вчерашнего заболело колено. Высота 839 м, теперь мы уже идём вниз по достаточно широкой дорожке. Слева овраг, справа склон. В 13:55 очередной привал с перекусом. Высота 755 м. Обсуждаем, куда дальше идти. Решаем, что нам нужно наиболее быстрым способом спуститься к людям, чтобы пополнить запасы соли. В 14:10 выходим с привала, в 14:20 доходим до развилки дороги. Решаем повернуть на юго-запад, чтобы напрямую выйти в с. Перевальное. Но в 14:30 дорога обрывается, и нам приходится вернуть обратно на развилку. Высота 525 м. В 15:30 мы подошли к с. Чайковское. Делаем привал перед цивилизацией. Едим сладкую колбасу, запиваем горячим чаем из термосов и сгущёнкой. Поймали Wi-Fi интернет, смотрим погоду. Нам на ближайшие дни обещают плюсовую температуру, сильный ветер и дождь. Мерзость. В 16:00 группа вошла в с. Чайковское, ищем магазин с солью. В 16:10 нашли магазин, купили соль. Высота 471 м. Далее движемся вдоль дороги к с. Перевальное, и далее к подножью Чатыр-Дага. В 17:25 сворачиваем с дороги на запад и начинаем подъём к подножью Чатыр-Дага вдоль ручья. Достаём налобные фонарики, ибо темнеет. Высота 525 м. В 17:50 встаём на ночёвку у ручья. В ручье невооружённым взглядом видна живность, так что воду на ужин кипятим хорошо. Высота места ночёвки 530 м, отбой в :00За сегодня прошли 18,4 км. День 5. 31.12.2014
3. В. Эклизи-Бурун (1527, н/к) и пер. Чатыр-Даг Зап. (1410, 1А) Подъём дежурных в 6:25, в небе звёзды. Общий подъём в 7:00. До Нового Года 17 часов. В 8:45 выходим из лагеря, через 0:30 ЧХВ доходим до подножья плато Чатыр-Даг. Высота 748 м, тропа резко переходит с уклона 10-12° до крутизны 25°. Солнце пригревает, разутепляемся. В 10:10 вся группа поднялась на нижнее плато Чатыр-Даг. На преодоление скользкого осыпного склона с наледью нам понадобилось 0:25 ЧХВ. Подъём преодолевали в касках, двигаясь плотной группой. За 2 коротких перехода набрали +190 м высоты, сейчас высота 940 м. После перекуса в 10:40 продолжаем движение, идём на юг по нижнему плато Чатыр-Даг. Идём по скользкой дороге из плотного наста с наледью, крутизна дороги около 10°. В 11:10 проходим по дороге возле строения, где, вероятно, должны располагаться работники заповедника. Высота 1013 м. После привала у строения проходим дальше, забирая на юго-запад. Через 0:50 ЧХВдвижения по насту в 12:30 выходим на сказочную поляну, с которой отлично виден путь нашего дальнейшего подъёма на верхнее плато Чатыр-Даг (Рис. 18). Устраиваем сухой обед и развешиваем на палках мокрые спальники, которые быстро сушатся на солнце.
В 13:00 выходим. За 2 перехода по 25 мин. подходим под склон верхнего плато Чатыр-Даг. Склон представляет собой плотный, но проламывающийся наст, лежащий на ветках можжевельников. Высота 1200 м. Крутизна склона 20-25°, некоторые участники надевают кошки. В 14:15 начинаем подъём по плотному насту на верхнее плато Чатыр-Даг (Рис. 19). Фактически, участникам приходится бить ступени в насте.
В 15:30 группа за 1:05 ЧХВ поднялась на верхнее плато Чатыр-Даг. Покрытие – проваливающийся наст глубиной до полуметра. Высота привала 1380 м. В 15:45 начинаем движение по верхнему плато Чатыр-Даг в направлении в. Эклизи-Бурун (1527) и встречаем троих человек, идущих на в. Ангар-Бурун (1453, н/к). Понимаем, что спуститься сегодня в сторону Кутузовского озера с пер. Чатыр-Даг Зап. (1430, 1А) мы уже не успеваем. В итоге, в 16:15 мы бросаем рюкзаки в более-менее удобном месте для ночёвки и надеваем тёплые вещи для радиального восхождения на в. Эклизи-Бурун (1527, н/к). В 16:30 группа начинает радиальное восхождение на в. Эклизи-Бурун (1527, н/к), и в 17:00 после преодоления снежно-настового склона 15-20° мы оказываемся на вершине (Рис. 20). С вершины открывается прекрасный новогодний вид на плато Бабуган (Рис. 21), но ветер не позволяет нам долго наслаждаться видами, и мы спускаемся назад.
GPS - координаты в. Эклизи-Бурун (1527, н/к): N 44°44’17”, E 34°17’15” В 17:30 группа спустилась с вершины и участники снова у рюкзаков. После недолгих поисков мы находим в 17:50 уголок на верхнем плато Чатыр-Даг, более или менее защищённый от ветра. Пока дежурные готовят ужин, остальные утаптывают в снегу места под палатки и строят ветрозащитные стенки из наста. Температура –15 °С, холодно. Подкладываем под палатки верёвки и замёрзшие вещи, не используемые участниками во время ночёвки. В 22:00 собираемся в большой палатке на праздничный ужин. Праздничным ужин делают пара баночек красной икры, замёрзшие мандаринки и другие лакомства, полагающиеся участникам сверх основного блюда. После празднования Нового Года в 23:00 объявляется отбой. Высота 1380. Впечатления и рекомендации Сегодня мы за 6:00 ЧХВ набрали +1000 м высоты, поднявшись сначала на нижнее плато массива Чатыр-Даг по осыпному склону с наледью (+190 м), а затем и на верхнее плато Чатыр-Даг по крутому (25°) настовому склону (+180 м). Ввиду сложного покрытия на верхнем плато Чатыр-Даг (проламывающийся наст глубиной до 0.5 м) группа решила не спускаться сегодня к оз. Кутузовскому, а заночевать на верхнем плато, и участники совершили чудесное новогоднее восхождение на в. Эклизи-Бурун (1527, н/к) радиально перед постановкой лагеря. Температура перед сном была –15 °С, так что было понятно заранее, что к ночёвке необходимо подготовиться серьёзно. В итоге, под палатки были подложены размотанные верёвки и мёрзлые неиспользуемые предметы одежды – для формирования теплоизолирующего воздушного слоя между пенками и снегом. А вокруг палаток были выстроены ветрозащитные настовые стенки. Как показала практика, поставленная по уму палатка (Рис. 22) даже в хороший мороз оказывается теплее, чем просто поставленная палатка в не очень тёплую погоду. В итоге, спим очень хорошо.
Новый год настал! Группа проснулась в 8:30 от яркого солнечного света и тепла. Сегодня ночью всем было настолько тепло и хорошо, что все, включая дежурных, благополучно проспали все свои будильники. Вчера в процессе приготовления ужина у двух наших горелок перегорели шланги, так что теперь у группы в активе только две резервные горелки: одна маленькая и слабоустойчивая, а вторая маломощная. Да, это не самые приятные новости в первый день нового года. В 09:30, пока дежурные начинают топить снег, высылаем разведчиков к месту лагеря вчерашних встреченных ребят – хотим узнать, можно ли 1 января в селе Краснокаменка купить запасную газовую горелку. Но, к сожалению, к моменту прихода наших разведчиков на место лагеря, этих ребят уже и след простыл. Наша группа медленно собирается, сушит палатки и спальники на солнце, завтракает и выходит. В 12:05 выходим с места стоянки, и практически сразу выходим на пер. Чатыр-Даг Зап. (1410, 1А). Отсюда открывается прекрасный вид на море, гор. Алушту, село Изобильное и Изобильненское водохранилище, и на гору Кастель, младшего брата массива Чатыр-Даг (Рис. 23).
Спуск с пер. Чатыр-Даг Зап. (1410, 1А) проходит по снежному склону крутизной 20-25°. Двигаться лучше всего слева по ходу, немного восточнее крутого скального кулуара (уходя левее стрелки за перегибом на Рис. 23). Группе приходится тропить, проламывая крепкий наст. Но на середине спуска мы встречаем дружественную группу из Москвы, которая протропила нижнюю половину склона и этим сильно облегчила нам путь и ускорила прохождение перевала (Рис. 24).
В 12:50 группа делает привал на некотором выполаживании под перевальным взлётом (Рис. 25). Высота 1140 м. Средняя крутизна спуска 25°, местами до 30°. Характер спуска – проламывающийся наст. На этот спуск (–270 м) группа потратила 0:45 ЧХВ. Спасибо встречным группам за ступени!
В 13:00 выходим с привала, и в 13:15 выходим на дорогу с наледью. Крутизна дороги около 10°, и идти по ней без кошек приходится с особой осторожностью. В 13:20 дорога входит в лес. Постепенно наледь исчезает и остаётся проламывающийся наст. Но идти по нему всё же становится проще и безопаснее. В 13:35 делаем привал. Высота 990 м. Тут внезапно Гриша говорит, что сегодня сойдёт с маршрута, и уходит от каких-либо разъяснений. Группа решает отдать ему использованные газовые баллоны. В 13:45 выходим, и тут снизу по дороге пролетают три УАЗика с заметно подвыпившей публикой и уносятся прочь. Но нам идти становится проще, потому что УАЗики хорошо промяли наст. В 14:15 снег на дороге кончается, переходит в лёд и затем в обычную землю. В 14:20выходим из лесу и делаем привал с видом на море. Высота 793 м. Гриша отдаёт группе палатку и GPS и рассказывает Владу, как этим прибором правильно пользоваться. Далее в течение 1:00 ЧХВ группа движется по мокрой мелко-каменистой дороге со следами конского и коровьего помёта на ней. В 15:05 сделали привал на высоте 517 м. В 15:50 группа выходит на трассу Симферополь–Ялта и движется по ней на юг к троллейбусной остановке. В 16:05 на высоте 250 м троллейбус подбирает нас прямо на трассе. В 16:20 мы вышли в Алуште на автовокзале и практически сразу сели на троллейбус до Ялты. В 17:00 выходим на остановке «Гурзуфская тропка». Высота 200 м. Троллейбус стоил 150 р. за всю группу. Гриша нас уже покинул, а остальные едят недавнокупленные маринованные огурчики. В 17:15 выходим с остановки и начинаем подъём по Гурзуфской тропке. В 17:35 делаем привал, высота 301 м. Уже темнеет, а нам хорошо бы найти источник с водой. В 17:45 сворачиваем с грунтовой дороги на тропу и начинаем продираться через лес. Крутизна склона 20-25°, местами до 30°. Земля покрыта гнилой листвой, под которой встречаются камни. В 18:00 делаем привал на выполаживании на высоте 391 м. Недавно мы прошли мимо бетонной плиты, под которой что-то журчало. Но так как возле этой плиты не было места для стоянки, то мы высылаем двоих человек в разведку в направлении водохранилища. В 18:15 разведчики вернулись с хорошими новостями. Мы напоили их утренним чаем с лимонным привкусом и выдвинулись за ними, включив налобные фонарики. В 18:25 мы вышли с узенькой тропки на более-менее широкую грунтовую дорогу, по которой вряд ли кто-то ездит, но, по крайней мере, на ней уже не приходится проламывать собой лес. В 18:30 доходим до небольшой полянки с ручьём и кострищем и останавливаемся. Здесь ставим лагерь, раздаём не розданный обед и готовим ужин. Некоторые участники моются. Высота 420 м. Впечатления и рекомендации За сегодня мы прошли 13,3 км за 4:00 ЧХВ, из которых 11,2 км был спуск с верхнего плато массива Чатыр-Даг через пер. Чатыр-Даг Зап. (1410, 1А) до троллейбусной дороги (–1160 м), а ещё 2,1 км – это начало подъёма на Гурзуфскую яйлу по Гурзуфской тропке (+220 м). Прохождение перевала Чатыр-Даг Зап. (1410, 1А) в межсезонье соответствует хорошей 1А к.т. Как на спуске с перевала, так и на подъёме на верхнее плато Чатыр-Даг на склонах был очень плотный наст крутизной 25°, по которому приходилось либо идти в кошках, либо бить ступени. На подъёме было принято решение идти в кошках, а на спуске группа била ступени. Повезло, что на спуске мы встретили дружественную группу: они выбили ступени в нижней половине склона. В летнее время пер. Чатыр-Даг Зап. представляет собой н/к перевал, а в межсезонье может соответствовать как простой 1А к. т., так и 1А средней сложности – в зависимости от количества снега, его локальной глубины и характера снежно-настового покрова. Рекомендуемое снаряжение: каски, треккинговые палки, возможны кошки. GPS - координаты пер. Чатыр-Даг Зап. (1410, 1А): N 44°44’18”, E 34°17’53” Расчёт времени для прохождения плато Чатыр-Даг ипер. Чатыр-Даг Зап. (1А, 1410) с севера:
Перевал Чатыр-Даг Зап. (1410, 1А) был взят 1 января 2015 года, и в этот день один из участников (Гриша) сошёл с маршрута без объяснения причины – вероятно, по самочувствию. Далее группа переехала на троллейбусе из с. Верхняя Кутузовка до с. Краснокаменка (19,1 км) и по Гурзуфской тропке начала подъём на Гурзуфскую яйлу. День 7. 02.01.2015
4. Гурзуфская яйла и Романовское шоссе В 06:15 подъём дежурных. Горелки на холоде зажигаются не сразу, приходится перед запуском прогревать их зажигалкой. В 08:05 выходим. Погода ясная, температура около 0 °С. Восход очень красивый – все цвета от красного до фиолетового. Быстро вышли на тропу с переменнойкрутизной от 25° до 8°. В 08:20 делаем привал на пологом месте, высота 520 м. Солнце взошло, на тропе появляется снег. Далее за 1:20 ЧХВ поднимаемся до высоты 1000 м и в 10:55 выходим на дорогу на Гурзуфское седло. Идём по дороге по довольно свежей колее. Под ногами снег, шишки, листья, ветки, иголки. Снеговой покров стал сплошным, начиная с высоты 925 м. В 11:15 делаем привал на высоте 1065 м, а ещё через 0:15 ЧХВ мы сходим с накатанной колеи: она уходит вниз, а нам нужно наверх. Так что на развилке мы берём левее и начинаем тропить по щиколотку в снегу и проламывающемся насте. В 11:55 привал на высоте 1138 м. В 12:15 мы решаем, что тропить по серпантину во всё нарастающем слое снега, покрытого настом, – утомительно и долго. Поэтому мы сворачиваем с дороги и начинаем подниматься по склону 25°, выбивая ступени в насте и таким образом срезая серпантин. В 12:30 снова выходим на дорогу. Высота 1236 м, под настом с наледью слой снега уже толщиной 30-40 см (Рис. 26).
В 12:45 выходим с привала, и через 0:15 ЧХВ тропёжки делаем очередной привал с видом на море. Высота 1292 м, отличное безветренное место на солнышке в окружении сосен (Рис. 27). По прямой до пер. Гурзуфское Седло (1348, н/к) остаётся 500 м, и мы решаем, что это последнее безветренное место до седловины (тут мы оказались правы), и устраиваем обед.
В 13:30 группа выходит с обеда, и в 14:00 мы на перевале. В сторону юго-востока видно море (Рис. 28). Высота перевала 1348 м, здесь дует сильный ветер, а снег покрыт толстой коркой обледеневшего наста (Рис. 29). Долго на перевале не задерживаемся и сразу начинаем спуск к Романовскому шоссе на север. Но под ногами по колено снега, а на нём проламывающийся наст, так что движение проходит медленно, на некоторых участках скорость менее 2 км/ч (Рис. 30).
В 14:20 группа дошла до Романовского шоссе. Вдобавок ко всему, на нас сел туман. Мы начинаем понимать, что нашим амбициозным планам пройти за 2 дня 40 км по Гурзуфской и Ай-Петринской яйлам – не суждено сбыться. В 14:45 делаем привал. Высота 1290 м. В 14:55 снова выходим. Движемся на юго-запад по Романовскому шоссе. Через каждые 100-200 шагов меняем тропящего, чтобы участники не слишком сильно уставали. В 15:25 делаем привал на высоте 1360 м. Тут Романовское шоссе выходит из леса, и дальше мы движемся по дороге, на которой лежат откровенные сугробы, а глубина снега сильно больше 50 см (Рис. 31).Туман то сгущается, то рассеивается. Когда солнечный свет пробивается сквозь мглу и разгоняет её, мы видим перед собой сказочную снежную дорогу (Рис. 32).
Следующий привал делаем в 16:05 на высоте 1402 м. Отсюда уже видно Беседку Ветров (Рис. 33).
В 16:20 снова выходим и пытаемся найти под собой неломающийся наст. Получается с очень переменным успехом. В 16:45 делаем небольшой привал на высоте 1425 м, и дальше планируем сойти с дороги и пойти немного на северо-запад по условной тропе (на карте она есть, но здесь её не видносовершенно). А там уже нужно пытаться искать безветренное место и ставить лагерь. В 16:55 мы выходим с привала и начинаем движение на запад и затем на северо-запад от шоссе. Поднимается сильный ветер. Мы ищем, где бы от него укрыться, и в 17:40 ставимсялагерем между тремя соснами, загнутыми ветром в некое подобие кустов. Высота ночёвки 1430 м. Больше чтобы не замёрзнуть, а не от необходимости полной защиты от ветра, мы строим стенки из наста вокруг палаток и вокруг кухни (Рис. 34).Когда мы ужинали, над ближайшим холмиком с тремя одинокими соснами вышла полная луна – отличный кадр, привлёкший фотографов (Рис. 35)
Впечатления и рекомендации За сегодня мы прошли 15 км за 6:20 ЧХВ, из которых только последние 5 км были пройдены по Гурзуфской яйле, и ещё меньше – по Романовскому шоссе. Практически всё это время мы шли по проваливающемуся насту. При этом на последние 5 км было потрачено 2:45 ЧХВ – столько же, как и на утренние 5 км ходу, которые мы прошли с набором высоты +820 м. Поэтому нам стало ясно, что ещё 35 км до Ай-Петри по такому снежно-настовому покрытию за два дня мы не пройдём. Так что мы решили на следующий день спускаться с Никитской или Ялтинской яйлы по запасному варианту по тропам. Решили, что если утром будет хорошая погода, то пойдём верхним траверсом на Ялтинскую яйлу, а если погода будет плохой, то будем спускаться с Никитской яйлы далее по Романовскому шоссе через Никитский перевал (1448, н/к), а потом выйдем в Ялту по лесной зоне. День 8. 03.01.2015
В 06:30 подъём дежурных.Горелки горят еле-еле, но дежурные с вечера запасли воды. Так что каша приготовилась быстро, а пока участники собирали лагерь, дежурные натопили воду на чай. В 09:05 выходим. Погода надежд не оправдала: идёт снег, туман и дует сильный ветер. Видно, что при такой видимости ориентироваться будет чрезвычайно сложно, так что наверх идти нельзя. В итоге, в 09:45 мы возвращаемся на Романовское шоссе. Привал, высота 1400 м. Вопреки всем надеждам и ожиданиям, наст за ночь не подмёрз – дорога просто ужасна (Рис. 36).
За 1:15 ЧХВ мы в 11:20 доходим до седловины Никитского перевала (1448, н/к). Несмотря на то, что за какое-то время до этого светило солнце, сейчас опять идёт снег. На перевале находится постамент с голубым глобусом, но группа не желает фотографироваться в такую погоду (Рис. 37).
В 11:30 нам удаётся хоть как-то спрятаться от ветра, и мы делаем привал. Уже на спуске, Н=1388 м. В 11:40 выходим на дорогу с чьей-то колеёй, идти становится веселее. Постепенно входим в лес, и ветер поутихает. В 12:15 делаем очередной привал, высота 1279 м. Туман. Ещё за 0:25 ЧХВ мы доходим до высоты 1100 м, где слой снега постепенно становится всё меньше. Появляется сначала наледь под снегом, а затем и первые признаки проезжей дороги. В 13:30 делаем получасовой обед на высоте 1030 м. В 14:35 встречаем надпись «Учкош» на камне возле лавочки, что указывает на наше месторасположение в ущелье Уч-Кош. Высота 920 м. В 15:10 решаем сойти с дороги, потому что уже время искать воду и место для ночёвки. Начинаем спускаться по травянистому склону крутизной 20-25°. В 15:20 делаем привал на высоте 612 м. В 15:50 нам приходится сделать привал для разведки. Мы уже давно сошли с дороги, потом нам какое-то время удавалось ходить по тропам, а теперь их стало слишком много. Привал делаем возле какого-то металлического люка. Возможно, это местный источник, но люк закрыт. В 16:20 делаем очередной привал на разведку: в прошлый раз разведчики воду внизу ущелья увидели и услышали, но до неё не дошли. Сейчас задача разведчиков дойти до воды и найти к ней нормальный спуск, а тем временем идущий сверху снег начал понемногу переходить в дождь. В 16:40 выходим. Разведчики нашли место у ручья, на берегу которого кострища. Правда, на каждом берегу место всего лишь под одну палатку – но это не беда: ставимся на разных берегах. Встреченные нами ранее туристы сказали, что дальше по дороге вниз стоянок уже не будет. В 16:55 мы переходим через ручей и ставимся. В 21:00 отбой. Высота места ночёвки 460 м. Впечатления и рекомендации За сегодня мы прошли 16,8 км за 5:00 ЧХВ. Утро не было погожим, так что мы сразу начали спуск с Гурзуфской яйлы по Романовскому шоссе через Никитскую яйлу (через Никитский перевал, н/к) и далее по тропам в сторону Ялты – по аварийному варианту маршрута. К такому варианту событий нас подтолкнуло аномально большое количество снега и наста на верхних полях Гурзуфской, Никитской и Ялтинской яйл – по которому мы физически не успевали пройти маршрут вовремя. За сегодня мы не успели дойти до Грушёвой поляны возле с. Советское, так что после 15:00 нам пришлось искать место для ночёвки в ущелье Уч-Кош. Большое количество мелких троп привело к тому, что мы окончательно потеряли исходную дорогу, но нам удалось найти нормальный спуск к воде и заночевать у ручья Уч-Кош. Встреченные туристы сказали, что ниже места для стоянок уже не будет, так что мы заночевали здесь, у жидкой воды, с палатками на разных берегах ручья. День 9. 04.01.2015
В 06:30 общий подъём, ночью всё равно выпал снег. В 08:40 выход. Мы попытались пройти по правому орогр. берегу ручья Уч-Кош, но быстро упёрлись в скалы и поняли, что это безнадёжно. В итоге, в 09:00 мы вернулись обратно на место стоянки и поднялись на левый берег (Рис. 38).
В 09:05 делаем привал на высоте 490 м. Дальше спускаемся по тропе в низ ущелья Уч-Кош. Вышли на нечто, напоминающее дорогу, и прошли возле Источника №896. Дальше тропа переходит на правый орогр. берег р. Уч-Кош. Мы переходим ручей и в 09:45 делаем привал для размышления. Высота привала 432 м. За время привала мы, вроде бы, разобрались, что сейчас идём по тропе Стиля-Богаз, которая, в среднем, ещё какое-то время идёт вверх по склону, а потом переходит в ур. Комбопло и оттуда спускается туристической тропой прямо в Ялту. Мы решили, что такой вариант нас устраивает. Движение по тропе Стиля-Богаз в течение 0:30 ЧХВ проходит легко и непринуждённо. Но в 10:50 нам приходится снова встать на привал на ориентирование, так как троп снова стало очень много. Вообще говоря, здесь легко можно было упустить «главную» дорогу, засмотревшись по сторонам: со скального обрыва открывается отличный вид на сверкающее море, даже солнышко показалось. Вокруг плавают облака, под скалами зеленеет хвойный лес – красота! (Рис. 39)
В 11:00 мы находим основную дорогу (мы, действительно, на сотню метров от неё отошли) и продолжаем движение вверх по тропе Стиля-Богаз. В 11:15 делаем привал на высоте 587 м. Дальше идём вниз по сосновому лесу. Тропа становится всё лучше, снега становится всё меньше. За 0:25 ЧХВ мы спустились до высотной отметки 400 м, затем поднимаемся дальше (Рис. 39). В 12:45 группа доходит до пожарного «бассейна» в лесу (Рис. 40). Останавливаемся здесь на обед. Тут есть ручей и стол, высота места обеда 577 м.
В 13:15 выходим с места обеда, и за 0:30 ЧХВ поднимаемся до высоты 700 м. По дороге пару раз сбивались с тропы, но достаточно оперативно снова её находили. С места нашего привала хорошо видно Ялтинскую яйлу, и мы понимаем, насколько там много снега. Радуемся, что ушли оттуда. В 14:00 продолжаем движение, но достаточно скоро тропа начинает лихо петлять и теряться на склоне, во многих местах она завалена упавшими деревьями (Рис. 41). Видимо, это после пожара.
Около 14:30 начинает идти мокрый снег и поднимается сильный ветер. Мы уже окончательно потеряли тропу и теперь движемся наверх просто по снежно-травянистому склону крутизной 30° против ветра. Ощущения довольно мерзкие, плюс наш штурман сильно нервничает из-за того, что мы всё никак не выйдем на дорогу, которую, судя по карте и показаниям GPS, мы уже давно бы должны были пересечь. В 15:20 мы, наконец, выходим на эту пресловутую дорогу. Мокрый снег продолжает идти, но мы всё-таки делаем небольшой привал, потому что группа на подъёме приустала и понервничала. Высота привала 940 м – это на 100 м выше, чем мы ожидали. Вот так теперь заканчивается тропа Стиля-Богаз. Найденной нами дороги на карте нет, а старую тропу полностью завалило несколько лет назад во время пожара. Видно, что к дороге идёт тропа, заваленная обугленной древесиной. Привал на высоте 940 м был коротким из-за снега и ветра, дальше идём по заснеженной дороге серпантином только вниз. В 15:40 наша высота уже 740 м, в 15:50 – 700 м. В 16:15 мы снова, как и вчера, сворачиваем с серпантина и спускаемся вниз по тропе крутизны 20° – потому что уже время искать воду и становиться на ночёвку. В 16:40 наша тропинка выходит на довольно широкую перпендикулярную тропу. Делаем привал, высота 510 м. В 16:45 снова выходим и продолжаем движение по серпантину вниз. И буквально через 5 минут мы слышим шум воды. На изгибе дороги делаем привал и посылаем двух разведчиков, чтобы найти путь спуска к воде. Оказывается, что спуск к воде с обочины дороги просматривается, но он идёт по травянисто-скальному заснеженному склону крутизной 25-30°, местами до 35°. Так как протяжённость крутого склона небольшая (около 30 м), то мы вешаем верёвку удавкой за дерево и спускаемся по одному спортивным способом. В 17:00 начинаем ставить лагерь возле ручья и готовить ужин. Палатки удалось расположить на разровненных травянисто-снежных полянках между скальными выступами и большими камнями. Уже в темноте обнаруживаем, что в 10 м от нашего лагеря находится забор из колючей проволоки – видимо, ограждение какого-то частного участка. Весь вечер идёт мелкий и противный дождь. Верёвку мы решили снять со склона, чтобы не оставлять её под дождём, и положили сушиться под палатку. Отбой в 20:00, высота ночёвки 390 м. Впечатления и рекомендации За сегодня мы прошли 13,6 км за 5:10 ЧХВ. Весь день то подсекали нужную тропу, то теряли её. В нижней части тропа Стиля-Богаз представляет собой широкую дорогу, идущую по сосновому лесу, а вот в верхней части она теряется почти полностью – последних 300-400 м подъёма приходится идти фактически азимутом по заваленному упавшими деревьями травянисто-снежному склону 30°, пока не выйдешь на дорогу – потому что соответствующий участок тропы Стиля-Богаз был погребён под грудой упавшей за время пожара подгнившей и обугленной древесины. День 10. 05.01.2015
За ночь снова выпал снег. За время сборов группы идущий снег снова превратился в мерзкий моросящий дождь. В 08:00 лагерь собран, верёвка вновь повешена на склон, и участники идут по склону вверх по одному, придерживаясь руками за верёвку, и перебираются на изгиб дороги. В 08:15 вся группа собирается на дороге, снимаем верёвку со склона и выходим. Продолжаем движение по дороге в сторону Ялты. Но когда дорога слишком долго шла, поднимаясь вверх, – мы решили, что это нам не по душе, и свернули на тропу уклоном 25°, местами до 30°. Характер покрытия – микст из травы, снега, осыпи, упавших деревьев и мелких скальных выходов. Отсюда открывается хороший вид на Ялту и на море (Рис. 42).
В 09:20 снова вышли на нечто, похожее на тропу. Делаем привал на высоте 346 м. В 09:30 снова выходим и за 0:15 ЧХВ доходим до источника Ванна Дианы (высота 335 м). От источника идём дальше, и через 5 мин. снова выходим на дорогу. В 09:55 делаем привал чуть ниже по источнику, на высоте 295 м. Один из участников говорит, что потянул сухожилие – разгружаем его. Ещё за 0:15 ЧХВ мы доходим до входа в населённый пункт, уже видны дома и автомобили. Около 10:40 делаем привал уже в цивилизации, на высоте 267 м. Дальше идёт спуск по дороге по Ялте. Через 1:00 ЧХВ мы доходим до троллейбусной станции и покупаем билеты на троллейбус. В 13:00 мы в троллейбусе «Ялта – Симферополь», в 15:30 мы в Симферополе, находим кафе и обедаем. В 18:00 мы уже в аэропорту, а наш рейс в Москву назначен на 20:50. К сожалению, из-за двухчасовой задержки рейса, мы прилетели в Москву уже после 01:00. Домой едем на такси. 8. Выводы и рекомендации
9. Ссылки на отчёты и другие материалы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||