Автор: Михаил Дэви, Екатеринбург
Каравшин. Седьмой сезон
Каравшин, Асан-Усен, Слесова, 4810. Как много значат эти слова для любого альпиниста, побывавшего в этом районе. Так много написано статей, размещено фотографий, но желание сохранить впечатления и поделится своими воспоминаниями об этих замечательных местах заставляет снова сесть за ноутбук.
В первый раз мы попали в этот район в 1989 году. Многое в тот год для нас было впервые – первые «шестерки» в двойках, скай-хуки, сделанные из ножек от примуса «Шмель». В тот год Чемпионат СССР впервые проводился по необычной формуле – сначала все желающие ходили по три маршрута в двойках, а осенью лучшие команды собирались на «школу» в Тырныаузе. Погода не баловала – на первом же маршруте по стене Асана мы с Мишкой Донских попали под мощный снегопад и я помню, как лез по отвесному обледенелому камину из точки в точку в кроссовках, вкручивая по очереди два имеющихся у нас ледобура, а Саня Кленов с Серегой Борисовым на соседнем маршруте разводили примус внутри спальника, чтобы хоть немного просохнуть. Второй маршрут сбегали на «Ламбаду» (кто знает, тот поймет, почему это название было тогда популярным ), а третий мы сходили еще раньше на вершину Кызылбаш в Сайраме.
На следующий год мы снова бегали в Каравшине по три маршрута в двойках, сходили две шестерки на Асан, третий маршрут планировали на Слесова, но погода не позволила, пришлось снова сбегать на Ламбаду.
91 год был самым успешным годом для нашего клуба СКА17 УрВО, впервые представители одного клуба победили во всех четырех классах чемпионата СССР. Начали сезон двумя первовосхождениями в Кодаре, где проходил очный чемпионат России, продолжили в Каравшине, сходив несколько шестерок и закончили сезон одна половина команды – двумя параллельными первопроходами на Энгельса, вторая половина – победой на очном чемпионате в Аксу.
Через два года мы снова в Каравшине, теперь уже с планами первопроходов – лагерь ставим не у привычного большого камня на поляне в ущелье Карасу, а в ущелье Аксу и проходим по очереди два первопрохода- на Слесова и на 4810, на тот момент оба были оценены как 6Б.
На следующий год очный чемпионат России в Каравшине в формате марафон - кто больше набегает за 15 дней. В результате напряженной борьбы с командой Питера, возглавляемой Саней Одинцовым – проходим две 6Б и четыре 5Б и получаем золотые медали.
После пяти сезонов, проведенных в Каравшине, наступил долгий перерыв. Пал железный занавес, появилась возможность поехать в новые места – Шамони, Гарвал, Каракорум, Баффинова Земля, Жанну – отличные места для суровых и экстремальных восхождений, но воспоминания о надежных монолитных гранитах в окружении зеленых альпийских лугов и арчевых лесов вызывали желание вновь вернуться в эти благодатные для альпинизма места.
И вот 2014 год – очный чемпионат России возвращается в Каравшин. В наших двух командах в основном молодежь, примерно в том же возрасте, сколько было мне в 89-м, когда я впервые увидел стены Каравшина. Чемпионат был на редкость массовым и успешным. 17 сильнейших команд, побиты рекорды скорости на многих маршрутах на пиках Слесова, 4810 и Асане. После первого восхождения по маршруту Одинцова на 4810 мы на первом месте, но из-за болезни Альберта вынуждены вернуться со второго восхождения и в итоге пролетаем мимо призов.
Такой финал чемпионата вызвал желание повторить попытку и в 2015 году мы вновь собрались в Каравшин. Состав примерно тот же, но из двух команд собираем одну тройку, кроме меня Толя Сыщиков и Артем Черемных, только что ставшие чемпионами России за зимний первопроход на Свободную Корею. Строим наполеоновские планы – в качестве «разминки» планируем сразу забраться на перемычку между Усеном и 4810, акклиматизироваться на Усене, и, не спускаясь в базовый лагерь, выйти на маршрут Копейки на 4810, с которого вынужденно спустились в прошлом году, а потом успеть сходить две шестерки в очном чемпионате.
Однако жизнь начала вносить коррективы.
Сначала оказалось, что сель снес семь мостов и путь из урочища Сары Джаз сейчас непроходим, можно пройти только через три перевала из Узгуруша. Ну что же, зато акклиматизируемся на перевалах, решили мы и вылетели в Ош.
Аэропорт Оша за прошедший год существенно улучшился, в нем даже появилась лента транспортировки багажа . Прилетаем посреди ночи, спим несколько часов в довольно комфортном зале ожидания, закупаем продукты, и к вечеру того же дня мы уже в Узгуруше, по дороге оставив в Баткене Ярунова с грузом дожидаться вертолет.
С утра загружаем наш небольшой скарб на лошадь и выдвигаемся в путь
Это уже четвертый путь, которым я добираюсь в Каравшин (до этого мы ходили из Воруха, Сары Джаза и прилетали на вертолете), но он, безусловно, самый живописный. Рекомендую всем желающим побывать в Каравшине пройти этим путем.
Дорога начинается длинным подъемом по зеленому лесу, проходит через небольшой перевальчик и дальше идет по альпийским лугам рядом с горной речкой. Ночевка на живописной зеленой поляне недалеко от коша.
На следующий день решаем ускорить наше восхождение на перевал, наняв лошадь для доктора, и он бодро скачет впереди? пока мы медленно и печально взбираемся на высоту 3600 метров.
Однако вид, открывшийся с перевала, стоил усилий
К полудню спускаемся на зеленую поляну с сочной травой, обедаем и после обеда еще один перевал
Спускаемся в очередное ущелье и там ночуем на еще более живописной ровной поляне с видом на розовые в закатных лучах высокие горы
С утра опять нанимаем другую лошадь для доктора на перевал
По дороге опять живописные виды
И к обеду спускаемся уже в наше ущелье Карасу с незабываемым красавцем Асаном
В этот раз вертолет не заставил себя долго ждать и буквально через пару часов после нашего прихода Ярунов со всем нашим грузом вываливается из вертолета, севшего прямо на поляну, где стоит базовый лагерь!
День на обустройство лагеря и сбор снаряжения вот мы уже лезем на перемычку между Усеном и 4810
Ввиду недостатка времени и достаточной акклиматизации, полученной на перевалах, планируем сразу лесть на маршрут Копейки, но тут снова новые вводные – Толяну нездоровится, то-ли после солнечного удара, полученного на подходе через перевалы, то-ли по другой причине. С ходу меняем планы и решаем размяться на Усене по 5А. Пока лезем, рассматриваю стену 1000-летия Крещения Руси, стоящую напротив, глаз привычно ищет линии для возможного первопрохода, но, несмотря на то, что стена вроде имеет рельеф, логичной линии снизу по центру стены не просматривается. Выше террасы уже вроде рельеф более понятный.
Недаром на всей этой широкой стене пройдены только крайнии левый и правый канты и те 25 лет назад! И вот вроде проявляется какая то линия, правда, придется переходить из одной системы трещин в другую большими траверсами и даже косыми дюльферами. Зато вроде есть полочки для ночевок есть, можно не брать с собой платформу.
Забираемся на вершину Усена, несмотря на шесть сезонов в Каравшине, я здесь впервые! Селфи на фоне 4810 и вниз.
До начала очного Чемпионата еще есть время и мы решаем выйти на высмотренный первопроход на 1000-летие Крещения Руси. Оказалось, что до нас на стену уже вышла команда Иркутска, но к счастью, они выбрали другую линию, гораздо левее намеченного нами маршрута.
Начало маршрута вроде бы по достаточно пологим скалам, упирающимся в карниз, а дальше вскоре начинается вертикальный отщеп. Кажется реальным за день дойти до достаточно большой полки, просматривающейся, как кажется, не так уж далеко от земли. Стартуем рано утром, еще в сумерках, однако лазание оказывается значительно сложнее, чем казалось снизу, первую неполную веревку прохожу почти к обеду,
потом меня меняет Артем, но и он лезет не слишком быстро. В итоге почти за полный день успеваем пролезть только два участка, понимаем, что рискуем не успеть на очный чемпионат и спускаемся, оставив на маршруте только один шлямбур с петелькой. Растянутой шестидесятки хватает как раз до осыпи.
Толян снова рвется в бой, для его разминки решаем сходить 5А на Серебряную стену, а для лучшей акклиматизации заночевать на вершине, у наковальни. Тащить бивачное снаряжение по стене, конечно, не хочется, поэтому принимаем нестандартный план: поднимаемся пешком до наковальни, там ночуем, с утра быстро спускаемся к подножью стены, лезем маршрут и спускаемся к палатке, где при необходимости можно будет переночевать еще раз.
Толян демонстрирует готовность к подвигам
Но на маршруте его старые болячки опять проявляются. Становится ясно, что на большие стены ему в этом сезоне лучше не соваться, и Толян с попутными лошадьми уходит домой лечиться.
Нас с Артемом остается двое, понимаем, что на очном чемпионате нам опять не светит, у всех основных конкурентов команды по три человека, позволяющие более быстро двигаться по сложному рельефу.
Решаем сосредоточиться на первопроходе, настраиваемся, ждем хорошего прогноза погоды. Нетерпеливые участники очного чемпионата разбегаются по маршрутам, но погоды неустойчивая, многие несолоно хлебавши возвращаются в лагерь.
И вот, наконец, meteoblue выдает прогноз на несколько дней ясной погоды. Ночуем под стеной и опять с раннего утра начинам лезть.
В первый день лезу я. Артем на страховке. Проходим монолитные плиты, выходим в разлом, но и по нему лезется не очень быстро. Микрорельефа мало, откол уходит вправо, образуя карниз. В итоге, за первый день проходим 6 веревок, но до большой полки, где мы планировали заночевать, еще веревки 4-5.
Ночуем на небольшой полочке, один полулежа в бивакзаке и бауле, второй в гамаке, любезно одолженного нам командой Иркутска. Ввиду отсутствия нормальной воды на первой половине стены (только тонкие подтеки с террасы) и довольно теплой солнечной погоды, берем с собой 22 литра воды, из расчета 5 литров в день. По нашей схеме движения, баул висит на перильной веревке и второй вытягивает его с помощью полиспаста под собой, это позволяет довольно быстро и без чрезмерных усилий передвигаться с тяжелым баулом не только по отвесному, но и даже по положительному рельефу.
Наш «поросенок» на станции:
На следующий день меняемся, первым лезет Артем. Несмотря на его более высокий уровень свободного лазанья, тоже получается не слишком быстро, трещины местами кончаются и приходится лезть на трении и мизерах почти без страховки.
На удобную полку выходим уже к 16 часам. Провешиваем две имеющиеся у нас веревки и возвращаемся на полку, чтобы не ночевать «в стременах». Полка довольно широкая, растягиваем гамак наподобие палатки и залазим в него вдвоем. Оказалось удачным решением, ночью усилилась капель и с утра вся наша палатка мокрая снаружи, несмотря на безоблачную погоду.
Вид вокруг потрясающий, прямо напротив стены Асан-Усена:
4810:
По обоим лезут несколько команд, пока сидишь на страховке следишь за их передвижениями, на связи все переговариваются между собой. Не Йосемиты, конечно, но все же здешние вершины редко видят одновременно такое количество людей на своих стенах.
На третий день делаем второй косой дюльфер в очередной откол
После него опять проблемное место
Приходится делать маятники из одной трещинки в другую, чтобы отвоевать еще пару метров у монолитной стены. Вот так мы с Артемом смотримся с земли:
Из-за всех этих траверсов и дюльферов лезем вроде уже три дня, а до сих пор прошли не больше трети стены по высоте, начинаем уже немного напрягаться, хватит ли еды и воды. Раньше на террасе было видно немного снега, но после нескольких дней солнечной погоды его могло и не остаться.
Выходим на небольшую полочку, выше которой опять монолитные проблемные скалы, обрабатываем веревку вверх и ночуем, как и на первой ночевки полулежа в бивакзаке и вися в гамаке.
С утра опять сложнейшее лазание по монолитным скалам и вот в середине четвертого дня выходим, наконец, на большую террасу, наискось пересекающую всю стену. Она настолько широкая, что при желании можно даже развязаться. Быстро поднимаемся к началу второго бастиона и я успеваю обработать полторы веревки вверх, пройдя лазанием нависающий карниз.
Настроение улучшается, появляется уверенность, что скоро достигнем вершины. Правда, через день обещают радикальное ухудшение погоды, но надеемся, что прорвемся.
Наутро выходим на рассвете, быстро лезем, проходим за день более 10 веревок и вот в пять вечера мы стоим на вершине!
Не прошло и 25 лет, как я был здесь в прошлый раз. В 91 году мы прошли маршрут Скрипко и спустились через вершину по маршруту Иголкина, а в этот раз делаем вторую палочку к кресту – поднялись по Западной стене и спускаемся по Восточному, французскому ребру. Хоть я и не считаю себя истинным христианином, но все же пройти крест на вершине, названной первовосходителями в честь 1000-летия крещения Руси, было приятно.
Традиционное селфи на фоне 4810
и начинаем спуск.
До ночи делаем девять дюльферов до удобной полки, где опять ночуем, растянув гамак на двоих. С ночи начинается обещанная непогода и весь следующий день льет дождь, под которым мы делаем еще 24 дюльфера по жутко скользким скалам, балансируя как коровы на льду.
Спускаемся к тропе уже в сумерках, уставшие и промокшие до трусов, несмотря на гортекс, но счастливые, как дети! Нам удалось в двойке пройти один из сложнейших маршрутов по стене, по пути, по которому никто за последние 25 лет даже не пробовал подниматься. Пройденый маршрут однозначно превосходит по сложности другие маршруты на этой стене и более того, все маршруты 6А, пройденные нами ранее в Каравшине, а это почти десяток маршрутов на Асан, Слесова, 4810 и 1000-летие. Думаю, многие маршруты 6Б к.тр. проще этого.
Ночуем в судейской палатке неподалеку, съедаем котелок супа, приготовленного Толей Яруновым, у Москвы-4 половину мяса и сметаны, принесенных ими из коша (спасибо им, это было очень вкусно после недели на дошираках!)
С утра нанимаем ослика в обмен на старую веревку и налегке возвращаемся в наш комфортабельный лагерь с его колоритным комендантом Володей.
Еще на стене я принял решение, что пора бы мне уже закончить ходить шестерки на скорость и перейти на любительский альпинизм, о чем я и объявил за праздничным ужином:
Был веселый и душевный вечер, а потом в нашу большую кают-компанию залетела птица… Она металась под пологом, несмотря на открытые настежь двери, с трудом ее удалось выпроводить, но через минуту она залетела вновь…
А на завтра любимые нами горы показали свою обратную сторону. Не считаю, что это была война, это тоже наша жизнь и многие из нас не исключают такой исход, в том числе и для себя лично. Последующие за этим трагические случаи этого года подтверждают это, но редко это происходит так неожиданно. За 25 лет освоения Каравшинских стен не было ни одного несчастного случая, а тут сразу целая команда молодых и здоровых парней.
Однако хочется написать не про ошибки, допущенные погибшими (по большому счету, кто из нас их не совершал?), а про четкую работу парней из команд Новосибирска, Иркутска, Самара-Москва, Ставрополя, Артема Черемных, сумевших организовавших безопасный и быстрый спуск тел по сложнейшему рельефу, где даже здоровые люди спускаются со значительными трудностями и подвергая себя опасности камнепадов. Во многим такая слаженная и четкая работа стала возможно благодаря тому, что все эти парни недавно прошли обучение на жетон, пожелание отмены которого часто обсуждается на конференциях ФАР, причем, что символично, по инициативе Московской федерации альпинизма. Также выражаю общую благодарность Сергею Борисову, Елене Калашниковой и всем, кто принял участие в работах по транспортировке.
Благодарим всех, кто поддерживал нашу команду:
Федерацию альпинизма Свердловской области
и лично ее председателя Михаила Морозова
Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области
За палатки и снаряжение благодарим фирму Манарага и лично Дмитрия Фроленко
За титановое снаряжение фирму Урал-Альп и лично Виктора Козлова
За веревки фирму Аскан и лично Михаила Брука и Сергея Винокурова |