Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: В.Шкилёв, Петербург

Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиру летом 2014. Часть 1

ОТЧЁТ

о горном спортивном маршруте

пятой категории сложности

по Памиру,

хребет Академии Наук,

совершённом с 14 августа по 4 сентября 2014 года

группой Петроградского Клуба Туристов

Маршрутная книжка № 41/14

Руководитель - Шкилёв В.В.

e-mail: o-sestroretsk@mail.ru

РазделI. Справочные сведения.

1. Проводящая организация.

Петроградский клуб туристов в ДК им. Ленсовета

г. Санкт-Петербург,Каменноостровский пр., 42, комн. 408.

www.carabin.ru/pkt

http://vk.com/club96115

2. Место проведения.

Памир,

хребет Академии Наук.

Республика Таджикистан.

3. Общие сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

ГОРНЫЙ

ПЯТАЯ

168

22

21

14.08.14 - 04.09.14

Всего ЛП - 6 из них – 3А=3, 2Б=1, 2А=1,1Б=1.

4. Подробная нитка маршрута.

Маршрут заявленный:

СПб – Душанбе - к\\кПоймазар – д.р. Ванч –д.р. Абдукагор – пол. «Высотник» - ледн. РГО – ледн. Красноармейский – ледн. Кашал-Аяк – пер. Кашал-Аяк (2А, 4330) – ГМС «Ледник Федченко» – ледн. Ком.Академии – пер. Лонжерон (3А, 4900) – ледн. РГО – ледн. Красноармейский – ледн. Шмидта – пер. Шмидта (2А*, 4950) – ледн. Ел.Розмирович – пер. Наука Зап. (3А, 5350)– ледн. Академии Наук – пер. Академии Наук (1Б, 4850) – ледн. Медвежий – пер. Косм.Добровольского (5670, 3А) – ледн. Высокий Танымас – пер. Абдукагор (2А, 5079) – ледн. Абдукагор - дол.р. Абдукагор – д.р. Ванч – к/к Поймазар – Душанбе - СПб.

Маршрут пройденный:

СПб – Душанбе –к/к Гармчашма - к\\кПоймазар – д.р. Ванч –д.р. Абдукагор – пол. «Высотник» - ледн. РГО (Географического Общества)– ледн. Кашал-Аяк – пер. Кашал-Аяк (2А, 4430) – ГМС «Ледник Федченко» – ледн. Елены Розмирович – пер. Наука Зап. (3А, 5360)– ледн. Академии Наук – пер. Красноармейский (3А, 5300) – ледн. Красноармейский – поляна «Красноармейская» - ледн. Красноармейский – пер. Сюрприз (3А, 5220) ледн. Красноармейский –пер. Кавголовский (2Б, 4670) ледн. Кавголовский – пер. Арчёвый (1Б, 3810) – ледн. РГО –дол.р. Абдукагор – д.р. Ванч – к/к Поймазар – Душанбе - СПб.

22 дня, 168км, 6 перевалов.

5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Название

Катего-рия трудно-сти

Высота, м

Характеристика препятствия

Путь прохож-дения

перевал

пер. Кашал-Аяк

4430

Снежно-Ледовый

ЮЗ-СВ

перевал

пер. Наука Западная

5360

Снежно-Ледовый

С-Ю

перевал

пер. Красноармейский

5300

Снежно-Ледово-Скальный

СВ-ЮЗ

перевал

пер. Сюрприз

5220

Снежно-Ледовый

ЮВ

перевал

пер. Кавголовский

4670

Снежно-Ледовый

В-З

перевал

пер. Арчевый

3810

Травянисто-осыпной

С-З

6. Сведения об участниках.

Фамилия имя отчество

год р.

Обязанности в походе

тех. опыт

район

год

1

Шкилёв Виталий Владимирович

1971

Руководитель

5ГР, 6ГУ

Тянь-Шань, Памир, Кавказ

1999-2007

2

Головачев Андрей Юрьевич

1984

Фотограф

3ГУ

Алтай

2012

3

Курбатов Антон Евгеньевич

1970

Навигатор, весовщик

4ГУ

Тянь-Шань

2011

4

Мочкин Алексей Михайлович

1990

Реммастер

4ГУ

Тянь-Шань

2013

5

Дрожжина Анна Анатольевна

1983

Видеооператор, хронометрист

4ГУ

Тянь-Шань

2013

6

Петрова Анна Евгеньевна

1988

Завхоз

4ГУ

Тянь-Шань

2013

7

Савоненкова Юлия Михайловна

1979

Врач

4ГУ, 2ГР

Тянь-Шань

2013

8

Охотский Дмитрий Андреевич

1987

Участник

4ГУ

Тянь-Шань

2013

9

Чижик Алексей Вадимович

1985

Летописец, Снаряженец

4ГУ, 2ГР

Тянь-Шань

2013

7. Отчет хранится.

В библиотеке ПКТг. Санкт-Петербурга,

Электронная версия на сайтах:

wwww.pkt-club.ru

www.o-sestroretsk.ru/alpin(Word и архив с фото).

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЗАЯВОЧНЫМ МАТЕРИАЛАМ

МКК ФСОМТ Санкт-Петербурга.

Шифр МКК: 178-00-5666660

Номер маршрутной книжки: 41/14.

9. СОКРАЩЕНИЯ, понятия, ПРИНЯТЫЕ В ОТЧЁТЕ

Понятия «левый», «правый» следует понимать как «орографически», если не оговорено особо.

Понятия «слева», «справа» следует понимать как «по ходу движения».

«Верёвка» - имеется ввиду 45 метров длиной, если не оговорено особо.

лев. – левый орографически

пр. – правый орографически

лед..– ледник.

пер. – перевал.

верш. – вершина.

ЛП – локальное препятствие.

а/л. – альплагерь.

пос. – населённый пункт.

БЛ - № - базовый лагерь № _ (более одной ночёвки на одном месте).

ГЗЛ – граница зоны леса (Тянь-Шанская ель).

р. – река.

д.р., дол., ущ. – долина реки, ущелье.

С, Ю, З, В – соответственно:Север, Юг, Запад, Восток

ниж. – нижний.

верх. – верхний

Время – местное.

РазделII. Содержание отчёта

1.ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА, СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

После успешно пройденного участниками похода 4 к.с. на Тянь-Шане в 2013 году руководителем было решено провести поход 5 к.с. Выбор района - Центральный Памир, самая высокогорная система на юге СНГ. Здесь находиться крупнейшие ледники Азии, одним из которых является ледник Федченко. Это самый длинный ледник в мире за пределами полярных регионов. Площадь ледника около 700 км кв. . Район труднодоступен, и не посещался Петроградским Клубом Туристов более 20 лет.

Цели похода:

- Пройти горную «пятёрку».

- Поднять высотный «потолок» участников, с тем, чтобы в дальнейшем отправиться в технически более сложный поход на больших высотах

- Получить опыт передвижения и быта в «больших снегах», усовершенствовать технику и тактику.

- И самое главное, сплоченной и дружной командой пройти хороший и интересный поход

В начале маршрута была сделана заброска силами группы. Несмотря на затраченное время, это явилось отличной акклиматизацией и определило хорошее самочувствие группы на протяжении всего маршрута.

Первым препятствием был пер. Кашал-Аяк (2А). В связи с разорванным состоянием ледника был выбран не стандартный, а более редкий вариант прохождения перевала - по скальному гребню, по давно забытому пути, фактически – в режиме первопрохождения.

Дальнейшее продвижение по маршруту позволило оценить состояние пер. Лонжерон. Предвидя сложности на подходе к перевалу, руководителем похода было принято решение о дальнейшем продвижении по маршруту по запасному варианту.

На леднике Федченко группе удалось посетить легендарную метеостанцию, которая на сегодняшний день функционирует в автоматическом режиме.

Пер. Наука Зап. (5350м ) стал первым перевалов категории 3А для всех участников похода, а также самым высотным препятствием на маршруте.

Успешно пройдя два перевала кат. 3А, группа спустилась к заброске с опозданием в один день, что произошло по причине некорректно описанного варианта спуска в имевшемся описании. Небольшая морена-остров с ночёвками рядом с нунатаком недалеко от развилки левого и центрального истоков ледника Красноармейский называлась в отчётах как «боковая морена» (??), а расположена она была «на левом истоке», на самом деле, в бассейне левого истока нет перевалов вообще! Что касается «полки» на нунатаке для обхода ледопада, то она опасна для большой группы из-за множества камней на скальном основании и большой крутизны. Кроме того, это – фактически – не полка, а кулуар. И укрытий от летящих камней там нет.

В связи с ограниченным временным фактором еще один пер. 3А было решено проходить радиально. Командный настрой и стратегически правильные действия руководителя позволили успешно пройти пер. Сюрприз, несмотря на непредвиденные трудности.

Дальнейшее продвижение по маршруту через пер. Кавголовский (2Б) и Арчевый (1Б) прошло в запланированном режиме.

В целом маршрут получился не только технически насыщенным, но и позволил насладиться величественной красотой Памирских гор.

Подготовка к походу включала в себя технические тренировки на местности (скалы, снег), тренировки по ОФП в рамках общих тренировок Школы клуба, кроссы самостоятельно, участие в соревнованиях по ТГТ, спортивному ориентированию, марш-броскам. Часть группы посещала скалодром.

2. ЗАЕЗД В РАЙОН И ОТЪЕЗД, ФОРМАЛЬНОСТИ:

Для заезда в район к началу маршрута, оформления пропусков в Горно-Бадахшанскую АО, закупки газа и организации проживания в Душанбе мы обратились в фирму «Альп-Навруз», контактное лицо – Сабирова Рано Умаровна.

Душанбе, пр. Рудаки 56/51

Тел.факс (992 372) 21-39-55

моб. (992 918) 63 14 22

E-mail: rano@navruz.tajik.net

Web:www.alpnavruz.com,www.alpnavruz.tj

Иностранные граждане, прибывающие в Таджикистан, обязаны получить временную регистрацию (оформляется при наличии оригинала паспорта и 2-х фотографий 3x4) . Местный ОВИР работает только будние дни, рекомендуется это учитывать при определении сроков похода. Вопросами регистрации так же занималасьРано Умаровна.Оформить все необходимые документы удалось менее, чем за сутки. За все документы мы заплатили 40$/чел. Отметим, что получить пропуска и сделать регистрацию можно и по дороге, в крупных населенных пунктах (со слов туристов, встретившихся на пути к началу маршрута) без очередей и значительно дешевле.

Подразделения МЧС в Республике Таджикистан есть, но они не занимаются спасением в горах. Есть общественные спасотряды, услуги платные, через страховщиков. По данным из имеющихся отчетов, центральный спасотряд РТ возглавляет Пилькевич Олег Владимирович, тел.+(992 935) 00-79-11, e-mail: olegpilkevich@yahoo.com. Перед отъездом мы связались с ним и выслали свой маршрут на указанный адрес.

На время проведения похода группа была застрахована от несчастного случая в «Ресо-Гарантия». Данная страховая организация была выбрана, поскольку имелся положительный опыт получения выплат (в частности, страховка была выплачена после обнаружения уже по приезде в город перелома, после получения травм на тренировках). Страховая сумма составила 50000$, на меньшую сумму страховаться не рекомендуется.

Из Санкт-Петербурга до Душанбе группа добралась рейсами авиакомпаний «Аэрофлот» и «Оренбургские авиалинии». От лица председателя клуба в данные организации заранее было направлено официальное письмо с просьбой разрешитьпровоз дополнительного багажа 25кг/чел. От обеих авиакомпаний было получено разрешение, что позволило провезти уже распакованные по дням продукты и специальное снаряжение без доплаты.

Отдельное внимание следует уделить организации трансфера к началу маршрута. Дорога до к-ка Поймазар занимает 2 дня, заасфальтирована только первые 100-150км и проходит по горным ущельям. Наиболее распространенным видом транспорта на таких дорогах являются джипы, вместимостью 5-6 человек. Рано Умаровна заранее договорилась с водителями двух джипов, и к моменту оформления пропусков и регистрации группа была готова выехать из Душанбе.

В переговорах с водителями группа участия не принимала, конечных пункт назначения был согласован "на словах". Проехав 200 км от Душанбе выяснилось, что группу везут не туда (по словам водителей, населенный пункт Ванч в Талжикистане не один).

Долгие переговоры с водителями и Рано Умаровной по телефону, а так же существенная доплата за трансфер (300$) позволили, после непродолжительного отдыха, продолжить путь в сторону к-к Поймазар. В итого дорога Душанбе – Поймазар заняла больше двух суток.

Большая часть гор Центрального Памира находится в Таджикском Национальном Парке. Пребывание на территории парка платное. Официальные расценки - 5$/день за палатку. Для группы из 9 человек пребывание в горах в течение трех недель выливается в крупную сумму. Обычно туристы пытаются договориться, что официально заплатят за 10 дней пребывания, либо вообще не заезжают к смотрителям, однако в этом случае могут возникнуть неприятность на выходе с маршрута. Нам договориться с администрацией парка помог глава районной администрации Ванчского района.

Поскольку к моменту начала похода финансовые расходы на трансфер значительно превысили первоначальные расчеты, было решено о транспорте обратно договариваться с местнымижителями после выхода с маршрута. По завершении активной части похода в кишлаке выше Поймазар мы нашли двух водителей, которые за 400$ (за обе машины) довезли нас до Душанбе.

3. АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА, запасные варианты:

В случае возникновения аварийных ситуаций планировался спуск с выходом в к-к Поймазар:

Пер. Кашал-Аяк, Лонжерон - по леднику Русского Географического общества в дол.р. Ванч

Пер. Шмидта, Сюрприз, Красноармейский - в дол.р. Абдукагор

Пер. Наука - через пер. Кашал-Аяк или Абдукагор в дол.р. Абдукагор

Пер. Добровольского - через пер. Абдукагор в дол.р. Абдукагор

Оповещение наблюдателя-куратора в Санкт-Петербурге, а также МКК о ежедневном прохождении маршрута осуществлялось посредством SMS по имеющемуся в группе спутниковому телефону Thuraya.

4. ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ

Первоначально заявленный вариант маршрута предполагал прохождение пер. Лонжерон "3А". У группы была возможность оценить сложность спуска (вид со стороны лед. РГО) и подъема (вид со стороны лед. Кашал-Аяк) на перевал. Разведка показала, что из-за аномально жаркого лета и продолжительного отсутствия осадков подход к перевалу оказался усложнён весящими сераками, карнизами и несколькими бергами, и опасен обвалами льда. Преодоление всех препятствий не укладывалось в имевшиеся у группы временный ресурсы, поэтому пер. Лонжерон заменён на запасной пер. Сюрприз 3А. По тем же причинам было решено отказать от прохождения пер. Абдукагор 2А, а перевал Кашал-Аяк пройти по давно забытому пути, фактически – в режиме первопрохождения.

Все изменения согласовывались с МКК по телефону.

5. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

День

Дата

Участок пути

Протяж. километры

Ход.время часы

Перепад высот

Определяющее препятствие

Метеоусловия, примечания

1

14.08.14

К-к. Поймазар - лев.борт долины р. Ванч

9.9

9

2470, +110, 2580

Челнок по разрушенной дороге

Ясно

2

15.08.14

Лев.борт долины р. Ванч - правый берег р. Абдукагор

2.5

8

2580, +60, 2640

Переправа по разрушенному мосту через р. Абдукагор

Ясно, сильный ветер

3

16.08.14

Правый берегр.Абдукагор - морена лед. РГО, челнок

16.3

7

2640, +470, -470, 2640

Панцирная морена ледника РГО

Облачно

4

17.08.14

Правый берег р.Абдукагор - морена лед. РГО (озеро), челнок

9.0

8

2640, +560, 3200

Панцирная морена ледника РГО

Пасмурно

5

18.08.14

Морена лед. РГО - морена лед. Красноармейский - возвращение на лед. РГО (заброска)

7.3

8

3200,-100,+160,-60,3200

Панцирная морена ледника РГО, трещины ледн. Красноармейский

Облачно

6

19.08.14

Лед. РГО -центральная морена лед. РГО под ледопадом Кашал-Аяк

5.0

7

3200,+280,3480

Открытый ледник, широкие трещины

Облачно

7

20.08.14

Морена под ледопадом Кашал-Аяк - ледопад Кашал-Аяк - скальный гребень справа от ледопада (орограф.)

2.7

11

3480,+780,4260

Ледопад Кашал-Аяк,

Скально-осыпной склон крутизной до 40°

Скальные участки крутизной до 50°

Ясно

Прохождение перевала в режиме первопрохождения

8

21.08.14

Скальный гребень - пер. Кашал-Аяк - ледн. Кашал-Аяк - ледн. Федченко

7.3

6

4260,+210,-270,4200

Закрытый ледник

Ясно

9

22.08.14

ГМС на ледн. Федченко - лед Федченко - лед. Е. Розмирович

12.3

8

4200,-170,+410,4440

Открытый ледник

Ясно

10

23.08.14

Лед. Е.Розмирович - пер. Наука Зап.

4.6

9

4440,+830,5270

Снежно-ледовый склон крутизной до 45гр.

Ясно

11

24.08.14

Пер. Наука Зап. - снежное плато под пер. Красноармейский

1.0

6

5270,+90,-200,5160

Снежно-ледовый склон крутизной до 35гр., берг на спуск

Облачно, к вечеру туман

12

25.08.14

Плато под пер. Красноармейский - пер. Красноармейский - ледн. Красноармейский (верховья)

2.0

9

5160,+180,-580,4760

Снежно-ледовый склон крутизной до 45гр.

Облачно, утром туман, временами снег

13

26.08.14

Верховья ледн. Красноармейский - ледопад ледн. - нунатак

3.5

9

4760,-420,+120,4460

Снежно-ледовый склон крутизной до 25гр., ледопад

Облачно временами снег, туман

14

27.08.14

Нунатак - ледн. Красноармейский - правая морена ледника (выход к заброске)

12.7

8

4460,-1130,3330

Снежный склон крутизной до 20гр., спуск к леднику

Переменная облачность

15

28.08.14

Дневка

16

29.08.14

Моренный карман - ледн. Красноармейский

5.7

4

3330,+550,3880

Открытый ледник, широкие трещины

Переменная облачность

17

30.08.14

Ледн. Красноармейский - морена напротив нунатака

2.3

3

3880,+280,4160

Снежно-ледовый склон крутизной до 15гр.

Переменная облачность

18

31.08.14

Пер. Сюрприз (радиально)

2.9

11

4160,+960,5120

Снежно-ледовый склон до 50гр., два берга на подъём

ясно

19

01.09.14

Пер. Сюрприз (радиально)

3.4

6

5120,+100,-1060,4160

Снежно-ледовый склон до 50гр., два берга на спуск

ясно

20

02.09.14

Морена на лед. Красноармейский - пер. Кавголовский - ледн. Кавголовский - морена справа (орограф.)

5.4

7

4160,+370,-460,4070

Закрытый ледник, снежно-ледовый склон крутизной до 45гр., два берга на подъём

Облачно, снег

21

03.09.14

Морена ледн. Кавголовский - пер. Арчевый - правый берег р. Абдукагор

4.9

6

4070,-310,+60,-1180,2640

Травянисто-осыпной склон крутизной до 35гр.

ясно

22

04.09.14

Мост через р. Абдукагор - к-к ГармЧашма

34.7

8

2640,-490,2150

Переправа через р. Абдукагор

ясно

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

14.08.14 ДЕНЬ 1

Левый приток р. Ванч - кош на левом борту долины р. Ванч

6:30 – 9:00.

От кишлака Поймазар по дороге левой террасы долины р. Ванч. Челноки до левого притока. Мост разрушен.

9:10 – 10:20.

Наведение переправы из бревен. Переправа через поток (груз-челнок) (фото 1).

10:30 – 13:05.

По дороге левого борта р. Ванч (фото 2). Высоко над рекой, спуск в пойму, подъем на галечный вынос левого притока, переход по мосту левого притока, спуск к левому борту долины, где у большого дерева – каменный кош. Оставляем груз.

13:05 – 14:00

Закладка заброски, обед.

14:00 – 15:45.

16:20 – 18:40.

Обратно спуск по пути подъёма к переправе, забираем вторую часть груза

… и снова подъём к кошу.

15.08.14 ДЕНЬ 2

Кош на левом борту долины р. Ванч - мост через р. Абдукагор

9:00 – 9:40

Челнок до разрушенного моста через р. Абдукагор. Старая плохо различимая дорога.

10:00 – 10:20. 12:05 – 12:35

Челнок за второй партией груза.

Возвращение к разрушенному мосту.

13:10 – 15:50

Наведение переправы по тросу и балкам, переправа людей и груза в две партии (фото 3, 4).

16:20 – 16:40

Два челнока до песчаных ночёвок под левой мореной ледника РГО. Старая дорога. Вода – родник у опоры моста.

16.08.14 ДЕНЬ 3

Мост через р. Абдукагор - заброска по лед. РГО - мост через р. Абдукагор

7:50 – 10:25

Челнок по леднику РГО вверх. Пересечение левой береговой морены и спуск в карман ледника. Ледник РГО зачехлён (фото 5,6). Движение по левому рантклюфту – карману по нечёткой тропе до траверза пер. Арчёвый.

10:40 – 14:00

Переход с рыжей морены на серую, ближе к центру ледника. Движение по серой покровной морене ледн. РГО. Увалы вверх-вниз. Участок 1 км чистого льда, по нему движение предпочтительней (фото 7).

14:00 – 15:20

Заброска в камнях на центральной части ледника, выше места впадения ледн. Комсомолец. Обед.

15:20 – 18:40

Движение обратно по пути подъёма, к песчаным площадкам у разрушенного моста через р. Абдукагор.

17.08.14 ДЕНЬ 4

Ледник РГО

8:05 – 13:40

Подъём к месту заброски аналогично дню 16.08.14 (3)

13:40 – 15:20

Обед у заброски, отсидка – пережидаем дождь

15:30 – 18:10

По центральной части ледника по крутым осыпающимся моренам – к маленькому длинному озеру с ручьём (с разведкой).

Делаем площадки на каменных террасах с западной стороны озера (центральная часть ледн.РГО).

18.08.14 ДЕНЬ 5

Лед. РГО - заброска на лед. Красноармейский - озеро на лед. РГО

8:20 – 9:35

Челнок обратно к заброске за второй частью груза

9:55 – 11:20

С грузом подъём к месту ночёвки у озера. Обед.

14:10 – 15:40

Челнок на Красноармейскую поляну, с частью груза (фото 8). По «живым» сильно расчленённым покровным моренам центральной части ледника РГО подход к месту слияния его с Красноармейским. Спуск под правую морену ледн. Красноармейский в глубокий рантклюфт. Камнеопасно (каски). Подъём 25 мин. на морену (трава, конгломерат). Камнеопасно, 40°. Закладка заброски (фото 9, 10).

16:00 – 16:50

Возвращение к месту ночёвки у озера.

19.08.14 ДЕНЬ 6

лед. РГО - морена под ледопадом лед. Кашал-Аяк

7:40 – 12:45

По «живым» сильно расчленённым покровным моренам ледн. РГО подход к месту его слияния с ледн. Красноармейским, с выходом на чистый лёд (фото 11). Вверх по ледн. РГО, по левой части (поворот его налево на 90гр.) – сераки и много поперечных открытых трещин (кошки). Элементы лазания по льду, стенки 2-4м. Обход некоторых по центральной морене. Подход под «разделительный» отрог под ледопадом ледн. Кашал-Аяк. Этот отрог ограничивает ледопад орографически справа. Ночёвка на центральной морене. Наблюдение за ледопадом (фото 12).

20.08.14 ДЕНЬ 7

Морена под ледопадом лед. Кашал-Аяк - пер. Кашал-Аяк

Перевал Кашал-Аяк: категория трудности - 2А, снежно-ледовый, высота - 4330м (4470м по пройденному варианту)

Перевал Кашал-Аяк (от таджикского «падающий лёд») расположен в хребте

Академии Наук в верховьях ледника РГО, соединяет долины Ванча и ледника

Федченко, ведёт с северо-восточного истока РГО к ГМС «Ледник Федченко».

Ориентация перевала юго-запад – северо-восток. Определяющая сторона

юго-западная.

5:50 – 7:00

Под ледопад ледн. Кашал-Аяк по правой части ледника до 25°, открытые трещины, полки (кошки). Ледник сильно разорван (фото 14 - 16).

7:10 – 8:00

2 х 45м перил траверс ледопада влево (склоны до 30°, ледовые гребешки, трещины) к правому осыпному склону. НАЧАЛО ПУТИ НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЕДЛОВИНУ ПЕРЕВАЛА КАШАЛ-АЯК. Причина – полностью открытый ледопад Кашал-Аяка, несоизмеримые с перевалом 2А трудозатраты.

По осыпному склону подъём вдоль ледопада, затем – траверс-подъём (35-40°, конгломерат) на скальный ригель, ограничивающий ледопад по правому борту (фото 17). Разведка.

8:20 – 9:20

По осыпному склону подъём вдоль ледопада, затем – траверс-подъём (35-40°, конгломерат) на скальный ригель, ограничивающий ледопад по правому борту (фото 17). Разведка.

10:00 – 11:00

От скального ригеля подъём влево-вверх (курс на отрог) по осыпному кулуару до 35°. В средней части кулуара уход влево (в направлении, обратном течению ледника) и далее длинный траверс по крутым осыпным склонам (местами – жёсткий конгломерат до 40° - выбивание ступеней) в направлении зелёного плеча «разделительного» отрога, до участка скал. Разведка.

11:50 – 12:40

По скально-травянистому гребешку вверх (35-45°) на этом участке в сырую погоду или на спуск потребуется страховка, затем – влево-вверх траверс травянисто-осыпного склона (35°) до большого травянистого плеча (выход на «разделительный» отрог, ограничивающий ледопад Кашал-Аяк по правому борту). Возможное место ночёвки. От места ночёвки, возможно, менее трудоёмкий путь сюда – снизу прямо по отрогу. Далее – обед, разведка вверх по гребню и пережидание жары.

15:00 – 16:40

По отрогу (камни, осыпи) вверх до большого снежно-каменистого плато перед скальным взлётом гребня. Разведка

16:50 – 17:40

По большим камням и по скалам вверх по гребню (в верхней части до 50°) до выхода на ровную пологую часть (начало плато).Камнеопасно, каски. Организация страховки (1 верёвка 45м) в верхней, самой крутой части взлёта.

17:50 – 18:10

По плато (снег) подъём до ровных осыпных площадок (старые ночёвки) у левого (орогр.) края (фото 19), над ледопадом Кашал-Аяк, фактически – над нунатаком с перевальным туром. Плато обрывается к леднику на Юг!

21.08.14 ДЕНЬ 8

Пер. Кашал-Аяк - ледн. Кашал-Аяк - ГМС им. Горбунова на ледн. Федченко

7:10 – 8:10

По снежному плато – в восточном направлении, к осыпному гребню (фото 20). Справа - обрывы плато на нижележащий ледник Кашал-Аяк! Подъём на гребень, на осыпное плечо. Он обрывается скалами на ледник вправо (на Юг)! Есть тур, записки нет. Перевал Кашал-Аяк (4500, 2А) – альтернативная седловина (вариант «по отрогу») (фото 21).

8:45 – 13:20

Спуск на ледник Кашал-Аяк в направлении на СВ, т.к. прямо по ходу – сбросы. Связки. Выход влево дугой в обход трещины под большой ледосброс (не идти по следам обвалов) на полоску морены. Оставляя ледовый лоб слева и большую мульду справа – подъём в восточном направлении и выход на большое плато ледника Кашал-Аяк (фото 22). Плато – перемётный ледник. Около 1 часа – до самой высокой точки на перегибе ледника. Постепенный и очень незаметный спуск на Восток к леднику Федченко (при плохой видимости потребуется компас или навигатор). В месте слияния л.Кашал-Аяк с ледн.Комакадемии – перегиб и серия трещин (обошли слева, недалеко от отрога). Пересекаем ледн.Комакадемии к левому борту (много полуоткрытых и закрытых трещин, маневрирование и поиск пути) (фото 23). Выход на левый край ледн.Комакадемии и – вниз (фото 24). Спуск в рантклюфт (фото 25) и через 300м – выход по короткому крутому склону на травянисто-осыпное плато (карман морены), наверху которого, на скальном ригеле находится метеостанция «ГМС Ледник Федченко имени Горбунова» (фото 27). Ночёвка - на траве.

ПОЛУДНЕВКА

22.08.14 ДЕНЬ 9

ГМС на лед. Федченко - лед. Е.Розмирович

6:00 – 7:00

По тропе спускаемся на ледник Федченко (в направлении на Север), т.к. прямо вниз – обрывы. Распутав трещины левого борта, выход на одну из центральных морен-полос ледника.

7:10 – 9:50

По центральной морене ледника Федченко или по открытому льду – до ледника Елены Розмирович (фото 32 - 34).

10:00 – 11:10.

13:00 – 14:50

По открытому леднику Е.Розмирович (по левой части) полого вверх в направлении видимого на ЮЗ перевала Наука Зап. Перевал – крайняя правая седловина над снежно-ледовой стеной в створе ледника (фото 35). Остановка на ночёвку ввиду большого количества воды со снегом, ручьёв и углублений, заполненных водой на леднике (снежное болото) (фото 36).

23.08.14 ДЕНЬ 10

лед. Е.Розмирович - пер. Наука Зап.

Перевал Наука Западный: категория трудности - 3А, снежно-ледовый, высота - 5360м

Перевал Наука Западный расположен в восточном отроге хребта Академии

Наук, соединяет ледник Размирович и ледник Академии наук, бассейн

ледника Федченко. Ориентация перевала север – юг. Определяющая сторона

северная. Находится между вершинами 5698 и 5407 метров.

5:00 – 7:50

По открытому пологому леднику Ел. Розмирович – под перевальный взлёт (снежно-ледовая стена под правой п/х. седловиной в створе ледника). Ступень с небольшим ледопадом проходим по снежному склону правого борта (до 25°, трещины). Выше ступени ледника он становится закрытым (связки).

8:30 – 12:00

Подъём по снежно-ледовому склону (от 25° до 35°) в связках с одновременной или попеременной страховкой (5 точек – ледобуры) (фото 37).

13:00 – 18:10

По снежно-ледовому склону от 30° до 45° подъём по перилам (4 х 45м) на маленькое плато в верхней четверти склона (фото 38). 1-2-3 веревка – на наледобурах, последняя – на ледорубах. Первый участник – с грузом. Верхняя часть склона – в связках. Глубокий рыхлый снег (фото 39). Ночёвка на плато.

24.08.14 ДЕНЬ 11

пер. Наука Западный - снежное плато под пер. Красноармейский

9:00 – 10:00

10:30 – 12:50

Разведка.

В связках подъём по снежно-ледовому склону 20°-35°на седловину перевала Наука Западный (3А, 5300м).Глубокий сыпучий снег. Тяжёлаятропёжка связками попеременно. Преодоление бергшрунда непосредственно перед выходом на перевал – попеременная страховка (фото 40-46). Перевал может быть лавиноопасен! Не рекомендуется проходить в условиях ограниченной видимости и при/после снегопада. Тур – в скалах слева п/х. (на В-С-В).

13:50 – 15:10

Спуск с перевала по кальгаспорному ледовому склону до 30° (связки). Склон подрезан бергшрундом (фото 47). Преодоление берга – по перилам со страховкой «бегунком». Спуск последнего – без груза.

15:30 – 16:10

В связках движение вниз, в направлении большого снежного плато под перевалом Красноармейский. Обход трещин и разрывов. Глубокий влажный снег. Крутизна до 25°. Общее направление – на Ю-Ю-В. Остановка на ночёвку ввиду отсутствия видимости. Ночёвка на плато вдали от склонов.

25.08.14 ДЕНЬ 12

Снежное плато под пер. Красноармейский - пер. Красноармейский - лед. Красноармейский

Перевал Красноармейский: категория трудности - 2Б, снежно-ледовый

высота - 5300 метров

Перевал Красноармейский расположен в хребте Академии наук между вершинами 5698м и 5532м. Соединяет ледник Академии наук (бассейн ледника Федченко) с ледником Красноармейским, долиной реки Ванч. Ориентация перевала северо-восток – юго-запад. Определяющая сторона юго-западная.

6:50 – 7:50

По плато подход под перевал Красноармейский. Глубокий снег. Связки (фото 48,49). Направление – на ЮЗ. Перевал не видно (туман), движение по навигатору.

8:00 – 10:30

Перевальный взлёт пер.Красноармейский. Вогнутый снежно-ледовый неширокий склон (25°-35°) между крутых склонов. Движение в связках. Преодоление трещины в самой крутой части попеременно. Глубокий рыхлый снег. Тяжёлая_тропёжка связками попеременно. При выходе на перевал – закрытая трещина. Перевал Красноармейский (2Б* = 3А по факту прохождения, 5300м). Тур – справа на осыпи.

11:00 – 19:00

Спуск с перевала – длинный снежно-ледовый камнепадоопасный кулуар средней крутизной 35° (фото 51). Опасность с левой стены. Всего провешено 15 верёвок перил. Первая верёвка - по льду 25°, прикрытому тонким слоем снега – перила на камне в осыпи (снята с нижней страховкой). Вторая и последующие – на ледобурах. Крутизна увеличивается до 35°-40° к третьей. После восьмой верёвки (место слияния двух кулуаров из-под двух седловин перевала Красноармейский) - траверсируем широкий в этом месте кулуар к правому борту, под защиту скал, т.к. слева пошли камнепады. Камни перекрывают весь путь спуска по кулуару внизу. Справа тоже сходят отдельные камни, но редко. Решение – траверсировать на скальный контрфорс, ограничивающий кулуар справа. Траверс – по снежно-ледовому склону до 45°, у скал – ледовому склону с натёчным льдом до 50°-55°, 9я и 10я верёвки. Эти две верёвки провешивались и снимались налегке (фото 52). Последняя – сдёргивалась через ледовую проушину. На контрфорсе на маленькой площадке группа собирается около 15:00. Ниже на бОльшей площадке возможна аварийная ночёвка. Следующая верёвка – по камням (до 40°) в соседний (правый) узкий кулуар, безопасный в плане камнепадов.12я верёвка – вниз по кулуару до 35°. 13я – 20м к окончанию кулуара и слиянию его с основным, под скальный козырёк. Последние две верёвки - сдвоенная верёвка 85м вниз до центра кулуара, пересекая глубокий желоб (очевидно, камнеспуск). Покрытие здесь и далее – плотный лавинный снег с многочисленными следами схода камней и камнями, крутизна около 35°. Всего до бергшрунда от окончания перил – примерно 300-400м (фото 53). Движение индивидуально, самостраховка, местами – на три такта (около 1 часа до бергшрунда). Берг преодолеваем по следу схода камней и лавин. Выходим на ровное снежное плато и в его центре, подальше от склонов – ночёвка. По описаниям – безопасная в плане лавин и камнепадов, но неприятная в снегопад.

26.08.14 ДЕНЬ 13

лед. Красноармейский - ледопад на лед. Красноармейский - нунатак

9:20- 12:40

Движение в связках по закрытому леднику до верхней ступени ледопада (фото 54) . Разведка. Обходим ряд крупных трещин шириной 5-8 метров, уходим резко влево. Перила 3x45 между трещин на ледорубах (фото 55). На вертикальном участке 4-5м последний с нижней страховкой без груза (с 2мя ледорубами).

12:40 - 13:40

Движение в связках. Нижнюю часть ледопада обходим слева, прижимаясь к левому борту ледника (фото 56).

13:40 - 15:30

По закрытому леднику движение в сторону нунатака. Обходим его справа (орограф.). Впереди - ледопад, резко обрывающийся вниз, глубокие и широкие трещины. Обед, разведка в сторону нунатака, поиск возможных путей для спуска (фото 57). Для небольшой группы возможен спуск по осыпному кулуару-полке на нунатаке (высокая камнеопасность, отсутствие укрытий).

16:30 - 18:20

Решаем вернуться и обойти нунатак слева с потерей одного ходового дня. Ночёвка на плато вдалеке от склонов. Туман.

27.08.14 ДЕНЬ 14

лед. Красноармейский - моренный карман на лед. Красноармейский (заброска)

7:40 - 8:50

Спуск в связках по пологому склону (10 гр.) на основное течение ледника Красноармейский слева от нунатака (орограф.), к морене-острову (фото 58-60).

8:50 - 13:20

Вниз по открытому леднику. Оставляем в заброске все личное снаряжение, веревки и железо и спускаемся на дневку к заброске. Широкие трещины обходим по морене справа. Ночёвка в кармане морены вблизи ручья, вытекающего из-под снежника выше по склону. «Красноармейская поляна» - у слияния ледников РГО и Красноармейский.

28.08.14 ДЕНЬ 15

Дневка. Группа занимается заготовкой золотого корня, Иван-чая. Вечером костер (фото 62).

29.08.14 ДЕНЬ 16

лед. Красноармейский - моренные площадки

8:20- 12:30

Подъем по ледн. Красноармейский по пути спуска. Через морену выходим на центральную часть ледника. Ночевка недалеко от места, где было оставлено снаряжение на спуске (фото 63).

30.08.14 ДЕНЬ 17

7:00 - 9:00

Подъем по ледн. Красноармейский. Движение без кошек. Выходим на моренные площадки напротив нунатака, у развилки левой и центральной ветвей ледника Красноармейский. Решаем встать на ночевку, поскольку на следующий день предстоит ранний выход на пер. Сюрприз (фото 64). Изучаем пути подъема на пер.Кавголовский.

Часть 2 >>>>>>>>>>>>

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru