Автор: Алексей Заводский, Москва

ТрансУрал. Как это было

Писать, какой бы то ни было отчёт о многодневном ультрамарафоне ТрансУрал, я сперва не хотел вовсе, но решил, что надо без фанатизма и излишней детализации всё таки написать, как это было и уделить больше внимание личным ощущением о том, какого это участвовать в подобных многодневных самоистязаниях.

ТрансУрал - многодневный ультрамарафон, который в этом году проходил на среднем Урале, на базе горнолыжного центра "Гора Белая" недалеко от Нижнего Тагила. 4 дня, из которых по сути, один день отдыха и 4 гонки, 150 км дистанции, в первый день 56 км., второй день 35 км утром и в 00:00 стартовала ночная гонка на 14 км., то есть во второй день как бы 2 гонки получается, третий день выходной и в четвёртый день 45 км. Вот такой многодневный расколбас.
На старт в этом году вышло более 200 спортсменов и спортсменок из которых около 180 мужчин в абсолютном зачёте.
Более подробно о самой идее ТрансУрала, о дистанциях и картах местности можно ознакомиться на их официальном сайте

И так. 15 июля я приехал в центр соревнований, поставил палатку.
Большая часть участников многодневки жила в палаточном лагере, так как мест в гостинице было очень ограниченное количество.

Прошёл регистрацию. Мой номер на всю многодневку 59:)

Вечером все участники собрались на брифинг, обсудили особенности завтрашней трассы, обговорили ещё раз обязательное снаряжение и разошлись по палаткам спать.

Буквально пару слов о обязательном снаряжении.
Все участники гонки бегут с небольшим рюкзачком, в котором обязательно должна быть легкая ветровка, аптечка, запас еды на гонку (гели, батончики), литр воды, свисток, компас, зажигалка, карта дня соревнований. Такой рюкзачок весит максимум 2 кг и по сути никак не влияет на скорость.
На ногах должны быть, подходящие для бега по пересечённой местности, кроссовки. Фоку эту я сделал ещё дома, на ней всё, что мне необходимо для участия в соревнованиях.

16 июля. Подъём в 05:00, а по Москве это получается 03:00, надо ли говорить, что поспать у меня от силы получилось часа три, но это ничего страшного, все спали примерно столько же.
Завтрак. Сборы и мы грузимся в автобус, который везёт нас к месту старта. Да, туда на автобусе, обратно бегом, бежим из точки в точку. Перед стартом заливаю в себя гуарану чтобы проснуться и два колеса нурофена, чтобы нога не болела. С ногой у меня беда вышла недели за три до ТрансУрала, воспалилась связка прикрепления икроножной к большеберцовой, посему последние три недели подготовки получились смазанными, нагрузку пришлось сильно скинуть, неделю не бегал вообще, а нога всё равно болит, поэтому было принято решение, притупить боль нурофеном и постараться не думать, что будет дальше.

Перед стартом.

Старт дали с вершины горы Ежовая, то-есть стартовали мы вниз. Народ сразу полетел как ошпаренный, я за ними.

Первые метры дистанции.
На фото: первым бежит Женя Гаврилов, второй - Лёха Малыхин, третий - Я

Чуть подотстал на спуске, не хотелось на первых же километрах ещё сильней травмировать ногу. Далее вышли на относительно ровную каменистую грунтовку, я подтянулся к лидерам и мы начали раздавать. На первой десятке у нас было два небольших препятствия - разрушенный мост который проходили пешком и перекрёсток на котором почему-то не стояло волонтёров и мы на нём чуть покружили пока поняли куда нам бежать.

Мост выглядел так, а довольный парень на фото, это идейный лидер и деректор многодневки ТрансУрал - Антон Жиганов:)

Но даже не смотря на это, скорость первой десятки получилась сумасшедшей: 40:40, то-есть по 04мин 04 сек каждый километр, признаться я не рассчитывал на такое начало. Но самочувствие было отличным и я решил пока не сбавлять, а продолжить работать с лидерами. Отметку в 20 км мы прошли со средней скоростью 04мин 15 сек на километр, а если учесть, что трасса стала сложней, появились огромные лужи, грязь и кусты, то можно сделать выводы, что ломили мы всё в том же темпе.

Для меня было очевидным, что с такой скоростью мы не осилим 56 км., насчёт себя я был уверен на все сто, да и насчёт остальных в принципе тоже.
В этот момент расклад по ходу был примерно следующим. Первые двое: Головин и Звягинцев шли чуть впереди, метрах в 80-100, за ними наша группа: Иванов, Малыхин, Бабушкин и я.

На третьей десятке Головин со Звягинцевым стали увеличивать разрыв, Бабушкин отвалился. После тридцатого километра я отпустил Иванова с Малыхиным и далее продолжил движение в своём темпе. Но сейчас, вспоминая эту первую тридцатку, у меня возникают смешенные чувства. С одной стороны для меня такой высокий темп был настолько жуткой авантюрой, что кроме как дуростью, это по другому назвать больше никак нельзя. Но с другой стороны, мы так круто ломили и я очень хорошо себя чувствовал, ощущение какого-то нечеловеческого здоровья, когда ты ломишь по лужам, грязи, кустам, камням, спускам и подъёмом, преодолеваешь большие расстояния по бездорожью свими нагами, за какое-то чумовое время. Это было очень крутое чувство! Но темп всё таки был не мой и за это я поплатился на второй половине дистанции, а особенно на последней десятке.

До 40 км., я держал ещё сносный темп, а вот после 45го, темп мой начал сильно падать и я стал конкретно сливать. Меня догнал Бабушкин, прошёл меня и в результате завёз мне на финише 10 минут)). А на последних 9-7 км, меня обогнали ещё трое. В результате последние пару километров я догребал уже на таких бровях, что с трудом могу это вспомнить. В результате 9 место и серьёзный слив. Но на самом деле капнул не я один, Звягинцев на последней десятке тоже слил Головину 15 минут, а Иванов выдержал темп и в результате забежал вторым. Вот и спрашивается, какого чёрта, я ломил 30 км с Ивановым, если он в результате выиграл у меня почти пол часа???)) Но чёрт возьми, я должен был попробовать, я хотел каждый день биться за максимально высокие места и тут моя совесть чиста.
И так. 9 место, 5ч 05 мин.

Лёжа в палатке после первой гонки я даже думать не хотел, что их впереди ещё три)))

К вечеру я понял, что с трудом могу ходить, голень ныла и хромала, так же почувствовал бёдра и ягодицы, но я такой был не один, весь базовый лагерь превратился в сборище инвалидов, все хромают, охаю и спускаться по лестнице держась за перила. А впереди ещё три сложных гонки.

17 июля. Подъём в 06:00. Из палатки выползаю на карачках, в такой манере я буду выходить из своего полевого дома все последующие дни. На завтрак нурофен и найз, запиваю всё это гуараной и хромаю в автобус, чтобы проследовать к месту старта второго дня. Разминался с грустью, было понятно, что на таких ногах 35 километровая гонка превратится в ад, но делать было не чего, хотел многодневку - отхвати! Со старта сегодня все начали гораздо спокойней, всё таки вчерашние 56 км не одному мне вставили по самое не балуйся, видно было, что сегодняшний день ни для кого не сахар. Я сразу начал работать в своём темпе, не смотря на тех, кто убегает или отстаёт и это было чертовски верным решением!

На дистанции второго дня!

Сказать, что трасса второго дня была грязная - значит не сказать ничего.
Наверное две третьих дистанции мы провели по колено в болотной жиже, форсировали реки, пересекали огромные лужи, в одном месте бежали по болоту по самой настоящей лосиной тропе, лоси по всей видимости везли нам несколько минут, так как их следы я видел, а вот самих лосей нет:).
После последнего питательного пункта мой ближайший преследователь в генерале, Перминов Кирилл, стал потихоньку от меня отбегать, но последний многокилометровый подъём всё расставил по своим местам, Кирилла я обошёл и ещё чуть закрепил своё преимущество, а уходя на последний спуск понял, что за последний подъём я ещё подобрал двух Лёх, Бабушкина и Малыхина, финишировал сразу за ними на 7 позиции.
И так. Второй этап. 7 место, 3ч 32 мин.

И всё бы ничего, если бы в полночь не стартовать на ещё одну гонку. Ночной горный этап ТрансУрала на 14 км.
Днём как мог отдыхал, массировал ноги, мазал, пил найз, пытался дремать. Погода, в свою очередь, тоже решила проверить нас на прочность. К вечеру похолодало, температура упала до 10 градусов, ледяной дождь лил как из ведра, сильные порывы ветра, туман, ничерта не видно.

Это был наверное один из самых сложных моментов в моей спортивной карьере, на старт я выползал максимально мрачном настроении и в первую очередь из -за сильнейших болей в голени и ещё к ней добавились бёдра, мне казалось, что бежать с такими ногами я попросту не смогу.
На этой гонке нам предстояло дважды штурмовать в лоб гору Белую по горнолыжному склону, дважды с неё спускаться и после второго спуска ещё пару спец участков с пересечением рек и болот. Дали старт.

Со стороны это выглядело даже красиво))

И вверх мне побежалось на удивление хорошо, а когда пошёл максимально крутой участок, то я и вовсе стал всех обходить. На вершину первого подъёма вышел в тройке, при чём сзади народ нормально осыпался, но когда мы ушли на спуск, то я всё понял, вниз бежать на таких ногах невозможно. С первого спуска я пропустил несколько человек и проиграл уже не мало. На втором подъёме снова отыграл и вышел на вершину четвёртым-пятым, а вот со второго длиннющего спуска слил всё что было можно и нельзя. На спуске меня обогнало человек десять и я ничего с этим не мог поделать. Далее на относительно ровном участке с реками и болотами я отыграл несколько позиций, а за километр до финиша у меня умудрился соскочить в болоте левый кроссовок и поскольку шнурки были завязаны на два узла, то быстро его одеть не представлялось возможным. В этот момент меня обошло трое участников и я так разозлился, что одел кроссовок просто без пятки как тапок, проскакал через реку по пояс практически на одной ноге и бросился догонять обошедшую меня троицу. Злость достала откуда то из заначки последние силы и я придерживая кроссовок ногтями изнутри чтобы тот не слетел, заваливаясь на правую ногу, умудрился за 200 метров до финиша обойти эту троицу и в результате финишировать на 12 позиции! Злой и грязный, держа в руках злощастный левый кроссовок, я в одном носке побрёл к палатке за сухими и тёплыми вещами, а ледяной дождь продолжал поливать с прежней силой.

Взяв тёплые вещи в палатке, я направился в душ и тут про душ хочется сказать отдельно пару слов.
Все кто жили в палатке ходили мыться в душ в спорт комплекс при горнолыжном центре и после каждой гонки, после всех этих страданий, грязи, воды и боли - душ был самой настоящей манной небесной))). Горячий, чистый, смывающий всё пережитое на гонке! Помимо всего прочего в душе можно было постираться и самое главное, пообщаться и обменяться свежими впечатлениями с теми, кто ещё несколько минут назад был твом соперником по гонке:).
А после этой ночной ватханалии, где было какое-то самое настоящее выживание в тяжелейших погодных условиях, этот душ был просто чем-то запредельным. Я помылся, одел тёплую одежду, доковылял до палатки и, завернувшись в спальник, провалился в глубокий сон!

18 июля. Проснулся в 9:00. Позавтракал.

По прежнему из палатки выхожу на карачках, а найз ем как конфеты. Задача сегодняшнего дня максимально восстановить ноги, чтобы завтра на последней 45 километровой гонке можно было навязать борьбу. После трёх гонок я в общем зачёте шёл на 7 позиции, на 8 шёл Перминов Кирилл и проигрывал он мне что-то около 40 секунд, 6 строчку занимал Харитонов Олег и выигрывал он у меня где-то 3 с половиной минуты. Короче назревала борьба, очень хотелось мне и эти 3 с половиной минуты отыграть и Кирилла на 40 секунд не пропустить. Побороться хотелось, но вот мои ноги говорили мне, что с них уже довольно и пора с этим завязывать. Но в конце концов тело это всего лишь мясо, а идти на поводу у мяса я не намерен, болят или не болят, а бороться надо!

Дошёл до посёлка Уралец, зашёл в магазин, купил всякого вкусного и, увидев жигулёвское пиво на разлив, не смог отказать себе в половинке литра:) Приехали друзья из Спорт-Марафона, привезли гостинцев. Сало и тортик)) и то и другое было очень в тему:)

Ну а так в целом весь день старался есть, спать, периодически делал небольшие разминки на растяжку мышц, масажи, мази, найз:)

Крайний брифинг перед заключительным днём

19 июля. Подъём в 07:00.

Решающий день ТрансУрал. Не просто собраться и выйти на старт в последний день на 45 километровую дистанцию. Когда всё болит, когда усталость уже поднакопилась и когда преследователи сидят на пятках. Но ничего, я собрался, немного размялся, дал себе решающую настройку и побежал. Старт был в горнолыжку, забежал я в неё с лидерами, ну а на спуск пошёл в своём темпе. Олег, кто шёл на 6 позиции и Кирилл, кто был на 8, колбасились где-то сзади, а я взял себе в попутчики Звягенцева Михаила, он в общем зачёте шёл третьим, но так накушался на предыдущих трёх днях, что уже никуда не торопился. Его задача была не проиграть четвёртому 12 минут и казалось бы задача вполне выполнима, но всё оказалось не так просто))(забегая вперёд. скажу, что Михаил в этот день слил своему преследователю Лёхе Малыхину 25 минут, тот в свою очередь выиграл этот этап и переместился с четвёртого места на третье). С ним мы бежали почти пол дистанции, а километре на двадцатом нас догдал Кирилл, мой самый ближайший преследователь и я решил, что надо прибавлять!

На дистанции

К тому времени я не плохо вработался и хорошо себя чувствовал и был как никогда готов побороться за 6 место и уж точно не хотел отдавать седьмое. От Михаила и Кирилла я стал потихоньку убегать и вскоре, даже на длинных прямых перестал их видеть за своей спиной. Но всё таки последний день и дистанция была крайне не простая и я стал уставать, ноги наливались свинцом, а бежать ещё было около 10 км. Вот тут для меня и началось настоящее противостояние, на отдельных участках я видел сзади Кирилла и понимал, что ещё чуть чуть и он меня возьмёт. Он в свою очередь тоже потом рассказывал, как видел меня и пытался догнать, но я начинал прибавлять и снова уходил от него. Так мы бежали до самого финиша, я терпел до упора и за полтора км до финиша оглянулся в последний раз, увидел, что Кирилл хоть и в пределах видимости, но ему меня уже не взять, я же собрал остатки воли в кулак и начал прибавлять на финиш.

В результате я забежал в этот день шестым и выиграл у Олега 12 минут, чего хватило с избытком, чтобы переместиться в генерале с седьмого на шестое место. Да! Я это сделал! Я финишировал! Я в шестёрке! Задача в целом выполнена!

Награждение

Победитель поздравляет проигравших))

Ну а это вот мы, первая десятка:)

1. Головин Антон
8. Харитонов Олег
9. Митенков Кирилл
10. Краснов Владимир
Ознакомиться подробно с результатами гонки можно тут: ТрансУрал/результаты

Всем этим людям, да и вообще первой двадцатке хочется сказать огромное спасибо за борьбу. Ребята, вы не лыком шиты, в конце концов интерес к гонке во много обусловлен соперниками, а соперники подобрались что надо:)

В адрес организаторов на этих соревнованиях было сказано уже много слов благодарности. Я так же хочу сказать спасибо за столь интересные соревнования! Идея на самом деле уникальная, а воплотить её в жизнь стоит огромных усилий, но у вас получается и получается хорошо, продолжайте в том же духе и я уверен, что гонка выйдет на хороший международный уровень)

Ну а я потихоньку залечиваю свои убитые ноги и кристаллизую планы на будущее:)

P.S. За фото с гонки спасибо Олегу Чегодаеву!