Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 5 к.с. по Тянь-Шаню в июле 2014. Часть 1
ФСТ Московской области Федерация спортивного туризма города Долгопрудный ОТЧЁТ о горном спортивном походе пятой категории сложности по Северному Тянь-Шаню в период с 07 июля по 26 июля 2014 года дол. Иссык-ата – лед. Искра – пер. Искра сев. (2Б, 4200м/поGPS4400м) – лед. Тековый – пер. Юбилейный (3А, 4300м/поGPS4540м) – дол. Салык – пер. Тоо – Карын (2Б, 3950м/поGPS4090м) – дол. Аламедин – пер. Каджируй-оо (3А, 4100/поGPS 4250м) – лед. Кара – Тоо – пер. Корона юж. (3А, 4350м/поGPS4600м) – дол. Аксай – дол. Ала-арча – пер. Смена юж. (Кирова) (2Б, 4080м/поGPS4090м) – лед. Адыгене – пер. 30 лет ВЛКСМ (2А, 4000м/поGPS4060м) – лед. Гюзели – пер. Ледовый (3А, 3900м/по GPS4140м) – дол. Сокулук – пос. Белогорка Маршрутная книжка №25/2014 Руководитель группы: Мартынов А.В. e-mail: martinov_85@bk.ru 1. Справочные сведения (паспорт спортивного похода) 1.1. Проводящая организация. Федерация спортивного туризма города Долгопрудный (Московская область) 1.2. Место проведения. Киргизия, Северный Тянь-Шань 1.3. Общие справочные сведения о маршруте.
1.4. Подробная нитка маршрута. дол. Иссык-ата – лед. Искра – пер. Искра сев. (2Б, 4200м/поGPS4400м) – лед. Тековый – пер. Юбилейный (3А, 4300м/поGPS4540м) – дол. Салык – пер. Тоо – Карын (2Б, 3950м/поGPS4090м) – дол. Аламедин – пер. Каджируй-оо (3А, 4100/поGPS 4250м) – лед. Кара – Тоо – пер. Корона юж. (3А, 4350м/поGPS4600м) – дол. Аксай – дол. Ала-арча – пер. Смена юж. (Кирова) (2Б, 4080м/поGPS4090м) – лед. Адыгене – пер. 30 лет ВЛКСМ (2А, 4000/поGPS4060м) – лед. Гюзели – пер. Ледовый (3А, 3900м/4140м) – дол. Сокулук – пос. Белогорка
1.5. Определяющие препятствия маршрута.
1.6. Состав группы
2. Вводная часть 2.1. Общая смысловая идея похода Район похода и категория сложности были выбраны с целью повышения спортивно-туристических навыков участников, а так же принять участие в Чемпионате России. 2.2. Предпоходная подготовка Регулярно проводились лекционные и практические занятия. В зимний период тренировки проводились на прудах, в районе метро Пионерская и в городе Лобня. А также отрабатывалась техника сдергивания веревок на склонах карьера под г. Дзержинск. Так же проводились учения в парке «Кузьминки» на тему - поиск людей попавших под лавину. В апреле, мае, июне регулярно проводились тренировки в карьере, у деревни Полушкино и в Дюкинском карьере. В процессе тренировок осваивались приёмы прохождения снежных, ледовых и скальных маршрутов, работа с верёвкой. Каждую неделю проводились тренировки на скалодроме. 2.3. Организация безопасности Все участники группы были застрахованы в страховой компании Цюрих на сумму 30000 долларов. У группы имелся спутниковый телефон системы Иридиум. Каждый второй день группа выходила на связь с координатором, который располагал всей информацией о походе (карта, нитка маршрута, график движения, координаты участников, данные страховой и турфирмы). Кроме того, имелся GPS прибор, в который была загружена векторная карта, поэтому в случае недостаточной видимости было проще ориентироваться на местности. На протяжении всего маршрута сотовая связь была в районе курорта Иссык-ата и на седловине перевала Смена южный. 2.4 Варианты подъезда и отъезда Из Москвы группа добиралась самолетом до Бишкека. Заранее был заказан микроавтобус. В Бишкеке была закуплена основная часть продуктов. Из Бишкека доехали до курорта Иссык-ата, откуда был начат маршрут. На обратном пути из поселка Белогорка до Бишкека добирались на микроавтобусе, который был вызван по спутниковому телефону. Из Бишкека нас довезли до аэропорта Манас откуда летели самолетом в Москву. 2.5. Аварийные выходы и запасные пути Все долины, по которым проходил маршрут, имели возможность спусков до населенных пунктов. Все перевалы на маршруте имели запасные более простые варианты пути: Перевал Искра северный (2Б) + перевал Юбилейный (3А) – запасной перевал Искра центральный (2А) Перевал Тоо-Карын (2Б) – запасной вариант: спуск по долине Салык до долины Аламедин Перевал Каджируй-оо (3А) – запасной вариант прохождение через ледник Кара-Тоо (2А) Перевал Корона южный (3А) – запасной перевал Кара-Тоо (2Б) Перевал Смена южный (2Б) – запасной вариант подъём по долине Адыгине Перевал 30 лет ВЛКСМ (2А) – запасной перевал Спартакиады западный (1Б) Перевал Ледовый (3А) – запасной вариант перевал Джаламыш+траверс гребня до перевала Ледовый (в сумме 2А) Не один из вариантов использован не был. 2.6. Организационные сведения Для заказа микроавтобуса, покупки газовых баллонов, проживания в Хостеле, завоза забросок связывались с туристской фирмой "Достук-Трекинг" под руководством Щетникова Н. Н. 720005, Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Игембердиева № 42-1 Тел:(996312) 545455 545551 540237 Факс: (996 312) 545455 443090 E-mail: dostuck@saimanet.kg Для проживания в гостевом доме связывались с Сергеем г. Бишкек, ул. Абдрахманова, 309 (Советская, 309) Тел: +996 312 37 67 75 (дом) +996 550 810 666 Лена +996 555 94 32 33 Сергей 2.7. Заявленный и пройденный маршрут
Заявленный маршрут: дол. Иссык-ата – лед. Искра – пер. Искра сев. (2Б, 4400м) – лед. Тековый – пер. Юбилейный (3А, 4540м) – дол. Салык – пер. Тоо – Карын (2Б, 4090м) – дол. Аламедин – пер. Каджируй-оо (3А, 4250м) – лед. Кара – Тоо – пер. Корона юж. (3А, 4600м) – дол. Аксай – дол. Ала-арча – пер. Смена юж. (Кирова) (2Б, 4090м) – лед. Адыгине – пер. 30 лет ВЛКСМ (2А, 4060) – лед. Гюзели – пер. Ледовый (3А, 4140м) – дол. Сокулук – пос. Белогорка Пройденный маршрут: дол. Иссык-ата – лед. Искра – пер. Искра сев. (2Б, 4400м) – лед. Тековый – пер. Юбилейный (3А, 4540м) – дол. Салык – пер. Тоо – Карын (2Б, 4090м) – дол. Аламедин – пер. Каджируй-оо (3А, 4250м) – лед. Кара – Тоо – пер. Корона юж. (3А, 4600м) – дол. Аксай – дол. Ала-арча – пер. Смена юж. (Кирова) (2Б, 4090м) – лед. Адыгине – пер. 30 лет ВЛКСМ (2А, 4060) – лед. Гюзели – пер. Ледовый (3А, 4140м) – дол. Сокулук – пос. Белогорка Изменений от заявленного маршрута не было. Однако запасные дни были использованы по следующим причинам: - Перед перевалом Тоо-Карын у трёх участников было плохое самочувствие из-за инфекции, в результате был потерян один день. - Ледопад Каджир вначале планировалось пройти по центральной части, как это было сделано группой Лукьянова в 2004 году. Однако в верхней части, ледопад сильно усложнился и явился непроходимым. В результате чего, нам пришлось спуститься до места ночевки. Ледопад был пройден другим путем, уже на следующий день. 3. Информация о Северном Тянь-Шане. В 40-60 км на юг от столицы Киргизии высится могучий горный хребет со сверкающими на солнце вечными снегами и льдами – это Киргизский хребет. Он расположен в северо-западной части Тянь-Шаня в пределах Киргизстана и частично в Казахстане. Вытянут на 400 км с запада на восток – от города Джамбула до Боомского ущелья реки Чу. В северной части он смыкается с Таласским хребтом, а через водораздельную перемычку бассейнов рек Каракол Западный и Каракол Восточный – с коротким (около 70 км) хребтом Кара-Мойнок (Карамойнок), расположенным южнее и почти параллельно Киргизскому и входящим в систему Джумгалатау. Вершины Киргизского хребта достигают почти 5000 м: наивысшие пик Семёнова – Тян-Шанского (4875 м) и пик Западный Аламедин (4856 м). Высшая точка хребта Карамойнок – пик Шнитникова (4281м). Общая площадь оледенения района более 500 кв.м. Образование современного рельефа района – результат двухстороннего процесса: мощные тектонические движения, приводят к горообразованию, с другой стороны происходят эрозионные процессы – вымывание реками, выветривание. Реки создают также некоторые положительные формы рельефа (например, конусов выноса на реках Ала-Арча, Аламедин). В результате выветривания образовались мощные осыпи – весьма характерный здесь элемент рельефа. Часть продуктов выветривания выносится ледниками и водой в долины и отлагается в виде морен или обширных галечных пойм вдоль русел рек. На климат района оказывает сильное влияние циркуляционные процессы атмосферы над Западной Сибирью и Казахстаном, а также высотная зональность и значительная солнечная радиация. Сильно влияют на климат горные системы: над ними формируются мощные циклоны, они же загораживают приток воздуха из Атлантики. Приток масс воздуха идёт в основном из Сибири и Казахстана: зимой преобладают холодные северо-восточные ветры из Сибири, летом – из Западной Сибири и юго-восточных районов европейской части бывшего СССР (северные и северо-западные ветры). На юге над Центральной Азией формируются более теплые массы воздуха, однако проникают к району редко – мешают мощные горные системы, расположенные южнее хребта. Кроме этого существуют ветры местного значения: фены и горные бризы. Тёплый и сухой фен возникает при высоком давлении воздуха на плоскогорье Сусамыр, лежащем южнее Киргизского хребта. Он приносит на северные склоны тепло и сухость. Горные бризы возникают из-за дневного нагрева Чуйской долины. Они определяют суточное направление ветра в ущельях хребта: днём оно северное, ночью – южное. Скорость ветра в высокогорной зоне достигает 3 м/с, на перевалах – 4 м/с и более. Для долин характерны горнодолинные ветры, в ночное время суток дующие с гор, в дневное из долин. Относительная влажность составляет 60-70 и мало меняется в течение года. В целом климат района континентальный, однако, сложность и расчлененность рельефа вызывают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. Количество осадков сильно зависит от высоты и времени года. Весной нередки туманы, дожди, снегопады количество осадков составляет 80 мм в месяц. Лето влажное, прохладное средняя температура летних месяцев +12 градусов. Наиболее теплый и сухой месяц лета – август. Осень ясная, теплая, самый сухой и тёплый месяц осени – сентябрь. Ноябрь – холодный зимний месяц. За три осенних месяца выпадает 50 мм осадков, причём в основном в ноябре. Зима холодная, но не суровая: долины защищены хребтами от северных ветров. В высокогорье зима более холодная – это объясняется высотой и тем, что эти места открыты для ветров. Наиболее холодный месяц – февраль средняя температура на высоте 2100 м -7,5 градусов. Киргизский хребет зимой подвергается довольно частому воздействию тёплых фенов, вызывающих оттепели температура воздуха повышается до 0 градусов и выше. Осадки на зиму составляют 80 мм, выпадают в основном в виде снега. Общее количество осадков невелико (520-760 мм в год) и зависит от высоты. Летом их количество увеличивается с высотой, а зимой наоборот. Самый сухой месяц для всех поясов – сентябрь. Самый мокрый – май. Лето в горах влажное в июле в высокогорье выпадает в 7-8 больше осадков, чем в средневысоких горах. Господство летом северо-западных, а зимой северо-восточных ветров приводит к неравномерному распределению осадков в зависимости от экспозиции склонов северные склоны влажнее южных. Положение снеговой линии также сильно зависит от экспозиции: на северных склонах она опускается до 3600-3800 м, на южных доходит до 3900-4200 м. Вечные снега тянутся на 200 км между верховьями рек Мерке и Киндыкты на западе и перевалом Шамси на востоке. Именно здесь расположены основные ледники, наиболее интересные для туризма и альпинизма перевалы и вершины, причём северные отроги Киргизского хребта выше и сложнее главного водораздельного хребта. Большая часть сложных и интересных перевалов расположена в двух из этих отрогов – Алаарчинском (Аксайская подкова) и Аламединском (Аламединская стена). Наиболее освоен район реки Ала-Арча, где расположен одноимённый альпинистский лагерь. Хребет Карамойнок освоен сравнительно мало. Оба хребта отличаются сильной асимметрией в направлении север – юг. Северные склоны имеют мощное оледенение, на южных склонах ледников почти нет, они, как правило, скальные, сильно разрушенные. Следствием этой асимметрии является большое количество односторонних перевалов тактика прохождения которых и используемое снаряжение сильно зависит от направления, в котором проходят перевал. Высокогорье Киргизского хребта представляет собой глубоко расчленённый альпийский рельеф, что обуславливает обилие различных форм ледников. Наибольшее количество ледников относится к каровому и долинным типам, много висячих ледников и различных переходных форм. Многие ледники на различной площади покрыты обломочным материалом, почти все имеют мощные современные морены. Часто встречаются обширные зоны разломов, ледопады, ледосбросы. Для хребта Карамойнок наиболее характерны каровые ледники, часто «забронированные» моренным чехлом. Ледопады здесь практически не встречаются, трещин, как правило, немного. Языки ледников района спускаются до 3000 м и ниже. Скорость движения ледников небольшая – до 30 м в год. Скалы в районе в основном сильно разрушенные, однако встречаются монолитные стены, контрфорсы, рёбра. В Киргизском хребте весьма много подвижных осыпей, сложенных из обломков различного размера. Реки имеют типичный горный характер, средний уклон – 6 м/1 км длины. Питание рек смешанное, т.е. они получают воду от таяния ледников и вечных снегов, с одной стороны, и сезонных снегов с другой. Дождевое питание имеется только летом, когда могут образоваться паводки с большим увеличением уровня воды. Сток рек в зависимости от времени года составляет: 10 - весной, 62 - летом, 19 - осенью и 9 - зимой. Озёра района чаще всего небольшие, мелкие, под пруженные моренами (например, озёро Проценко, озеро под южным склоном пика Молодая гвардия). Очень красивая группа молочно-изумрудных озёр в верховьях ущелья Аламедин. Изменение климатических условий с высотой определяет высотный характер растительности. Внизу до высоты 900 м лежит степь, освоенная под земледелие. Выше, до высоты 1600м, находится пояс мелко древовидных злаковых. В горах средней высоты 1600-2800 м господствуют травы, кустарники, арчовые и в некоторых ущельях еловые леса, у верхней границы леса – арчовое редколесье. Ещё выше 2600-3700 м, пояс субальпийских и альпийских лугов, арчового стланика. На субальпийских лугах масса цветов, сочная зелёная трава. Однако всё это в июле, к середине августа жухнет и выгорает, остаются только некоторые виды цветов: эдельвейс, таргыл, лапчатка, полынь. Выше 3700 м – царство камней, снега, льда. В долине реки Ала-Арча введён заповедный режим, здесь расположен национальный парк. Для въезда и пребывания в парке необходимо получить разрешение в его управлении. Однако спуститься вниз по ущелью Ала-Арча можно практически беспрепятственно. Киргизский хребет расположен на небольшом удалении от Бишкека и имеет достаточно удобные подъезды. Долины крупных рек хорошо освоены и имеют автомобильные дороги иногда до самых верховьев (Ала-Арча, Кегеты), через перевал Кегеты проложена автомобильная дорога в долины реки Каракол Восточный. Долины всех крупных рек Киргизского хребта связаны удобным автобусным сообщением с Бишкеком. По долинам рек Каракол Западный и Каракол Восточный проложена через перевал Каракол дорога, соединяющая посёлки Сусамыр и Кочкорка, которые в свою очередь связаны с Бишкеком. По долинам рек Суек Западный и Суек Восточный через перевал Суек проложена дорога из Сусамыра и Кочкорку, но она используется гораздо реже, чем дорога по Караколу. Туристское освоение района началось во второй половине 70-х годов (если не считать немногих более ранних походов), и к настоящему времени пройдено чуть больше половины известных в Киргизском хребте перевалов и около четверти в хребте Карамойнок, однако информация о них до сих пор рассеяна и не систематизирована. Описаний на многие, даже давно хоженые, перевалы нет. Большое количество перевалов 1А, 1Б и достаточное количество перевалов 2А, 2Б категорий трудности позволяют совершать в районе горные походы I-IV категорий сложности. Все эти перевалы очень техничны и разнообразны по своему характеру. Перевалов 3А, 3Б категории трудности немного, они имеют приблизительно одинаковый характер: на юге и востоке- снежные или осыпные, на севере и западе крутой ледовый или скальный склон (можно сравнить для примера перевалы Южная Корона, Северная Корона, Восточный Салык (Усечёнка) и др.). Поэтому целесообразно планировать прохождение этих перевалов в разных направлениях: один – с запада на восток, второй – наоборот. Это позволит совершать здесь полноценные горные походы V категории сложности. В заключение можно отметить, что район становится всё более популярным. Удобные подъезды, широкая сеть чистых рек, богатая природа – всё это привлекает сюда большое число любителей путешествий. Нет сомнений в том, что в ближайшие годы «белые пятна» на туристской карте Киргизского хребта и хребта Карамойнок будут сняты, и тогда район станет ещё более доступен. [*] [*] интернет источник http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/sev_tsh.shtml 5. График движения
Средняя высота ночевок - 3450 м 6. Высотный график
1 – пер. Искра северная 2 – пер. Юбилейный 3 – пер. Тоо-Карын 4 – пер. Каджируй-оо 5 – пер. Корона южная, 6 – пер. Смена южная (Кирова), 7 – пер. 30 лет ВЛКСМ, 8 – пер. Ледовый.
7. Техническое описание прохождение группой маршрута 6 июля в 06.20 наш самолет прилетел в аэропорт Манас. Где нас встречал микроавтобус, предоставленный турфирмой «Достук-Трекинг». Нас отвезли в хостел от этой же компании. Хостел оставил о себе отрицательное впечатление. Теперь немного подробней: - мы его заранее бронировали и оплачивали ещё в Москве. Приехав к 08.00 часам утра с желанием выспаться после полусонной ночи в самолете, оказалось, что там нет мест. В итоги пришлось ждать, пока они освободятся - около 2-3 часов. По договоренности ещё в Москве нас должны были поселить всех в одном номере, нас же расселили всех по разным номерам. Нам очень понравился гостевой дом, в котором мы жили после окончания похода. Хозяина дома зовут Сергей, при необходимости он может вас довезти на личном микроавтобусе. В дальнейшем мы рекомендуем сотрудничать именно с ним. Его координаты вы можете посмотреть в разделе 2.6 Организационные сведения. Немного отоспавшись, в этот же день, мы закупили продукты и распределили их по заброскам. Заброски предусматривались – 2 шт. Первая забрасывалась в базу отдыха «Тёплый ключ», вторая в а/л «Ала-Арча».
С утра нас довезли на микроавтобусе до курорта Иссык-ата. Дорога заняла около 2 часов. Качество дорожного покрытия хорошее и по нему способны ездить любые автомобили (фото №1).
7.1. Перевал Искра северный. Категория сложности – 2Б, высота – 4200м/4400м по GPS Перевал Искра северный расположен: в восточном отроге водораздельного хребта соединяет ледники Искра (Ивероновой) и Тековый. Находится между вершинами Анжелы Дэвис и 4562 метров.
Вышли в 09.15. Сразу после въезда в курорт Иссык-ата находим капитальный каменный мост, по которому мы перешли на левый берег реки. За территорией курорта поднимаемся на небольшой косогор и выходим на хорошую скотогонную тропу, которая идёт до самых верховьев Иссык-аты. Сначала тропа спускается к заливным лугам у реки, где проходит мимо действующего коша, затем поднимается вверх по склону и разбивается на множество мелких тропинок на пастбище. Здесь лучше идти повыше над рекой. После пересечения каньона тропа опять спускается к воде. Мы располагаемся на обед. В 15.15 выходим с места обеда. Далее начинается 200 метровый участок, где тропа проходит под конгломератным обрывом, где возможно падение камней. Затем тропа поднимается на травянистые увалы и выходит к слиянию рек Иссык-ата и Бытый, которое хорошо заметно – разветвлением долины на равные рукава (фото №2). Затем тропа снова идет под конгломератным склоном, участок проходится за один переход. Далее поднимаемся по тропе вверх по долине на образующий высокую террасу старый моренный вал. В 16.50 доходим до огромного камня - «Джарташ». Вблизи камня много мусора и желания ставить палатки не возникает. В 500 метрах от камня находится капитальный железный мост, основная тропа ведет на правый берег, мы же продолжаем движение по левому берегу (фото №3). Пройдя один переход от камня «Джарташ» ставим лагерь на травянистых площадках перед прижимами. Высота – 2810 метров. Чхв от курорта Иссык-ата до места ночевки составило 4 часа 50 минут.
Выход в 07.30. Траверсируем крутую живую осыпь. Через 30 минут доходим до первого большого озера на реке Иссык-ата (фото №4). Озеро очень живописное, есть места под палатки у дальнего края озера. Обходим озеро по левому берегу. Выше первого озера идёт слабозаметная тропа (местами заросшая или перекрытая короткими осыпными языками). После подъема наверх террасы открывается замечательный вид на второе озеро (фото №5). Вода в озере чистая и прозрачная, вдали открывается вид на вершины. Качество тропы резко улучшается, она идёт в обход озера по обширным пастбищам. Встречаются множество мест под палатки. Весь переход от первого озера до второго занял 1 час 20 минут. Пройдя озеро, перепрыгиваем через мелкие рукава реки и подходим к началу нашего крутого подъёма, ведущему в висячую долину цирка перевалов Искра центральный, Искра северный, Карнизный (фото №6,7,9). Поднимаемся по селевому руслу ручья, вскоре крутизна резко увеличивается, и мы выходим на траву. Идти становится проще, но всё равно приходится лавировать, обходя скопления камней в траве. Смещаемся к центру долины и поднимаемся там, так как у краёв долины широкие камнеопасные кулуары. По центру крутизна порядка 30-35°, поднимаемся серпантином. Затем долина начинает выполаживаться, травянистые склоны сменяются моренными валами. Мы проходим несколько ступеней моренных валов, каждая из которых высотой около 100 метров. Осыпные склоны представляют абсолютный хаос в виде переплетающихся мелких гребней. На протяжении всего подъёма ручей проходит под камнями. В редких местах он всё-таки оказывается на поверхности. В одном из таких мест мы расчищаем места под палатки и ставим лагерь. Высота – 3490 метров. Чхв от второго озера до места ночевки составило 4 часа 50 минут.
Выход в 07.40. Продолжаем движение по пологой долине целиком покрытой моренными валами. Через 55 минут дошли до языка ледника Искра. В этом месте ледник крутой и мы поднимемся в обход ледника по левой морене (фото №11). Выйдя на уровень – пологой части ледника, обнаруживаем на морене большое количество хороших мест под палатки. Выходим на пологую часть ледника и дальнейшее движение осуществляем по леднику. Ледник Искра – открытый, пологий, трещин не видно. Делаем ещё один переход (50 минут) и выходим к нашему перевальному взлёту. В этом месте на морене находятся несколько хороших мест под палатки (фото №13). Вода берется из ручья, текущего на границе ледника и морены. Хорошо просматриваются соседние перевалы: Искра центральный, Искра северный, Карнизный (фото №10,12,14). Высота стоянки – 3990 метров.
Выход в 07.00. От места стоянки поднимаемся на гребень левобережной морены. Далее ещё триста метров идём по гребню морены, ближе к нужному нам кулуару. Взлёт – скально-осыпной, не имеет четко выраженных путей. Крутизна склонов 25-35°, высота – 400 метров. Первые 200 метров по высоте в виде средней живой осыпи. Идём серпантином, плотной группой. Далее появляются скалы. Выбираем один из множества узких кулуаров (фото №15). Крутизна увеличивается, идти становится тяжело т.к. осыпь начинает съезжать под ногами. Местами попадаются неприятные снежно-ледовые островки. Последние 50 метров подъема – в виде узкого снежного кулуара. На протяжении подъема камнепадов не наблюдали. Чхв на подъем составило 3 часа 35 минут. Седловина перевала Искра северный представляет собой снежно-ледовый гребень. Ширина его не более одного метра, палатки не поставить. Вода есть на границы осыпи и снега. Тур нами не обнаружен, сделали свой у скал, в месте выхода на седловину с южной стороны. С седловины перевала, просматриваются: перевал Юбилейный, перевал Сахарная голова, пик Анжелы Дэвис. Обедаем и отдыхаем на седловине. В 13.10 начинаем спуск с перевала по снежно-ледовому склону (фото №17, 18). В нижней части склон прорезан небольшим бергшрундом. Крутизна склона в верхней части – 45°, постепенно она снижается до 30°. На склоне нами было провешено 5 веревок. 1-ая веревка крепилась за петлю на скалах 2-4-ая к станции на ледобурах 5-ая на ледорубе. Последний участник сдергивал веревки ледобуром-самовывертом или ледорубным крестом. Спуск осуществлялся в кошках. Время, затраченное на спуск по перилам, составило 2 часа 10 минут. Далее в связках дошли по закрытому леднику под перевал Юбилейный. Высота стоянки – 4160 метров. Расклад времени на прохождение перевала Искра северный.
Выводы и рекомендации: перевал Искра северный является односторонним. Определяющая сторона – северная, которая представляет снежно-ледовый склон, прорезанный бергшрундом в нижней части. Перепад высот от ледника Тековый (Сахарная голова) до седловины перевала составил – 200 метров. На склоне было провешено – 250 метров перил. С южной стороны перевал не имеет четко выраженных путей. Местоположение седловины, так же не явно выражено. Взлёт с южной стороны – скально-осыпной. Периодически встречались снежно-ледовые островки, на которых имелась опасность соскальзывания. Пройденный перевал соответствует 2Б категории сложности.
7.2. Перевал Юбилейный. Категория сложности – 3А, высота – 4300м/4540м по GPS Перевал Юбилейный расположен в северном отроге главного хребта, разделяющим бассейны рек Аламедин и Иссык-ата. Соединяет бассейн рек Салык с запада и ледник Сахарная голова с востока.
Выход в 06.35. От места стоянки начинаем подниматься по снежно-ледовому кулуару (фото №19,20). Крутизна кулуара 25-35°, ширина 50-100 метров. С восточной стороны седловина перевала имеет снежный надув, который мы обходим на границе скал и снега с левой стороны. Чхв на прохождение кулуара составило 2 часа 50 минут. Подъем проходил в кошках. Седловина перевала Юбилейный представляет собой снежно-ледовый гребень. Ширина его около 10 метров. Можно поставить 1-2 палатки на снегу, однако подготовка площадок отымет много времени. Воды нет, только если топить из снега. Тур в центре седловины. Сняли записку туристов города Саратова под руководством Гоннова Д. от 29.07.2013 г. С седловины перевала просматриваются – перевал Искра северный. При спуске прямо вниз, через разрушенные скалы попадаешь в камнеопасный ледовый кулуар. Поэтому лучше уйти влево под склоны вершины Анжелы Дэвис. Первую веревку крепим петлей за скалы и идём косым траверсом влево, через скальный гребень (фото №22). Крутизна склона – 60°. Попадаем в ледовый кулуар (фото №23). Далее прямо вниз 450 метров перил до бергшрунда (фото №24). Остальные веревки крепим к станции на ледобурах. Крутизна склона составляет 40-50°. Бергшрунд проходим по снежному мосту. От бергшрунда склон выполаживается. Все веревки последний участник сдергивал ледобуром-самовывертом. Спуск осуществлялся в кошках. Время, затраченное на спуск по перилам, составило 5 часов 00 минут. Дальнейшее движение в связках по закрытому леднику. Периодически встречаются небольшие трещины. Выходим на правобережную морену. Подготавливаем площадки на камнях и ставим лагерь. Воду берем из ручья, протекающего в кармане морены. Высота лагеря – 4160 метров.
В 08.15 утра выходим на ледник. Идем в связках, пересекая ледник с правой части на левую. Ледник имеет ступень. Она сильно изрезана трещинами в правой части, и её мы проходим по центру, немного смещаясь к левой части (фото №25). Встречаются большие трещины, которые проходим по снежным мостам, по ещё смерзшему утреннему снегу. Крутизна льда доходит до 35°. Спустившись, попадаем на выполаживание. Ледник становится открытым. Язык ледника проходим по левому краю. Трещин нет, а крутизна льда в нижней части достигает 40° (фото №26). Чхв на спуск с ледника заняло 1 час 15 минут. Спуск осуществлялся в кошках. Далее спускаемся в желоб пересохшего ручья и идем по нему до реки Салык, где устраиваем обед. В этом месте имеются хорошие места под 2-3 палатки. Чхв от языка ледника до реки Салык составило 2 часа 05 минут. Высота места обеда – 3340 метров. Расклад времени на прохождение перевала Юбилейный.
Выводы и рекомендации: перевал Юбилейный является редко посещаемым перевалом. В интернете имеется всего два описания перевала (Ворожищев – 2007 г. и Гоннов – 2013 г.). Перевал является односторонним. Определяющая сторона – западная, которая представляет собой снежно-ледовый кулуар, с участками скал. В нижней части склон прорезан бергшрундом. На склоне нами было провешено 500 метров перил. С восточной стороны перевальный взлёт представляет собой снежно-ледовый широкий кулуар. Перевал является камнеопасным, рекомендуем проходить в утренние часы. С восточной стороны нами было замечено падение камней со скал по левому и правому борту кулуара. С западной стороны наблюдалось падение камней со склонов вершины Анжелы Дэвис. Пройденный перевал соответствует 3А категории сложности.
7.3. Перевал Тоо-Карын. Категория сложности – 2Б, высота – 3950м/4090м по GPS Перевал Тоо-Карын расположен между вершинами Северная Аламединская стена и Западная Аламединская стена. Соединяет долину реки Аламедин и долину Салык. После обеда идем по правому берегу реки в сторону языка лед. Западный Салык. Подъём на язык ледника не представляет большой сложности. Ледник открытый по нему текут мощные ручьи. Большая часть перепрыгивается. Пару ручьев приходится перелезать по большим камням. Ледник пологий, движение возможно в любой его части. Ближе к Аламединской стене ледник поворачивает налево по ходу, нам же необходимо повернуть направо. В этом месте ледник покрыт панцирным чехлом и образует крутые гряды. Поднявшись на первую гряду, расчищаем места под палатки. От ледника веет холодом. Вода есть в многочисленных ручьях текущих среди камней. Чхв от места обеда до лагеря составило 2 часа 50 минут. Высота ночевки - 3670 метров.
У трёх участников было плохое самочувствие из-за инфекции, в результате было принято решение провести дневку.
Подъем в 07.15. Стоит плотная облачность видимость менее 500 метров. Принимаем решение ждать. Через час погода заметно улучшается, видимость становится более 1км, мы быстро собираемся и выходим в 09.25. Поднявшись на ещё одну гряду, выходим на пологую часть открытого ледника. Движение по леднику в направлении перевала Тоо-Карын. Встречались небольшие трещины. Перевальный взлёт в виде средней осыпи, крутизной 20-30° (фото №28). Чхв от места ночевки до седловины перевала Тоо-Карын составило 2 часа 00 минут. Седловина перевала Тоо-Карын представляет собой узкий скальный гребень. Его ширина 1-2 метра, существуют сложности с размещением команды. Воды нет. Тур в центре седловины. Сняли записку туристов города Саратова под руководством Гоннова Д. от 27.07.2013 г. С седловины перевала хорошо просматривается перевалы: Усеченка и Киргизстан и вершины: Аламединская стена и Киргизстан. Для спуска с перевала вешаем 60 метров перил по скалам. Веревку крепим петлей за большой камень. Первые 50 метров - идет монолитная ровная стена крутизной 80° (фото №31,32, 33). Попадаем на скальную полку. Крепим вторую веревку так же петлей за камни. С полки спускаемся 10 метров по скалам. Далее идёт снежно-ледовый склон, крутизной 35-40°. По снежно-ледовому склону нами было провешено 190 метров перил (фото №34). На спуске встречались трещины до 1 метра. Бергшрунд проходили по снежному мосту, поскольку толщина снега была невелика, первый участник провалился. Ширина бергшрунда составляла около 1 метра. Третья, четвертая и пятая веревка крепилась к станции на ледобурах. Веревки сдергивались ледобурами-самовывертами. Время, затраченное на спуск по перилам, составило 2 часа 55 минут. Далее идем в связках и в кошках по закрытому леднику. Местами встречаются трещины, шириной до 1 метра. Примерно через 1 км ледник становится открытым, весь изрезан бороздами (фото №35). Немного не доходя до языка ледника, спускаемся с него на моренные валы в правой части долины. Язык ледника покрыт моренным чехлом и очень крутой, спуск по нему невозможен. Чуть ниже ледника имеются два хороших места под палатки. Это последние места вплоть до самой долины Аламедин. Здесь, ручей текущий с ледника, уходит под камни и воды уже больше не будет до реки Аламедин (1150 метров по высоте). Чхв от взлета до места ночевки составило 1 час 40 минут.
Выход в 07.15. Спускаемся по пересохшему руслу ручья, до самой реки Аламедин. Чхв составило 2 часа 35 минут. Посылаем часть участников за заброской в «Тёплый ключ». Тропа в «Тёплый ключ» хорошо набита и идёт правым бортом долины. Чхв на спуск до «Тёплого ключа» и возвращение к лагерю составило 4 часа 25 минут. Лагерь расположили на высоте – 2225 метров. Расклад времени на прохождение перевала Тоо-Карын.
Выводы и рекомендации: перевал Тоо-Карын является односторонним перевалом. Определяющая сторона западная. Это один из немногих скальных перевалов, который относится к некамнеопасным. Склон непродолжительный, но крутой. Первые 50 метров спуска крутизной – 80°. На подъем этот участок проходится правее по более пологим, но более камнеопасным скалам. В сумме нами было провешено 250 метров перил. Перевал соответствует 2Б категории сложности. Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||