Автор: Владимир Берестовский, Айлама – Москва

Альпийский дневник. Альплагерь «Айлама».
Часть 1

"Айлама" – это единственный альплагерь, располагавшийся в советское время на территории Грузии. Поэтому после Баксана и Домбая многие стремились туда попасть. Лагерь расположен в живописном ущелье на высоте около 2000 м. Особенность этого района – южная сторона Главного Кавказского хребта, а потому - более теплый и влажный климат. Большое количество красивых вершин и перевалов ГКХ делают район весьма привлекательным для армии туристов и альпинистов. Чего стоит только одна Айлама (4546 м), которая возвышается над лагерем гигантской стеной почти на 2,5 км.

Предисловие редактора.

В основу текста легли дневниковые записи автора, сделанные летом 1977 года. Внимательный и искушённый читатель заметит, что в 1977 году за перо взялись, и не безуспешно, многие путешественники и горовосходители из тех, кто раньше ни в чём таком замечен не был. Казалось бы, именно в это время ими был получен какой-то импульс, информация просто распирала изнутри и просилась на бумагу. Так в том же году, как минимум, ещё один молодой альпинист, Анатолий Лебедев из Харькова, оказался в том же лагере в последнюю смену и не удержался от искушения изложить свои впечатления для широкой публики.

С точки зрения небесной механики простой анализ транзитной ситуации на зодиаке показывает, что именно в это время Юпитер проходил по знаку Близнецов, который и управляет всеми вопросами писательской и публицистической деятельности. Попутно усиление близнецовских ритмов несет активное стремление к перемене мест, тягу к поездкам и путешествиям. А уж как умеет всё это усиливать Юпитер, крупнейшая из планет, известно довольно широко. Недаром Он считается «большим счастьем», многократно преумножая всё, с чем ему приходится соприкасаться. Достаточно лишь слегка проанализировать его прохождение по знакам и домам натальной карты, натальным планетам каждого человека, как сразу многие крупные события личной жизни получат свое весомое объяснение и обоснование.

Возвращаясь к ситуации 1977 года, стоит отметить, что помимо Юпитера в это время ещё и Чёрная Луна также почтила своим присутствием знак Близнецов. Более того, в июне, когда и происходят описываемые ниже события, она была в соединении с Меркурием, который, как известно, являясь управителем Близнецов, напрямую заведует всеми вопросами информационных обменов, в том числе журналистской и писательской деятельности. В такой ситуации Чёрная Луна создаёт непреодолимое желание поделиться всем, что знаешь, видишь и чувствуешь с теми, кто этого не имеет, а значит, лучше всего, – положить это на бумагу.

Неудивительно, что следом за «Айламой» этим же летом у автора было почти двухмесячное участие в гляциологической экспедиции ИГАН уже по другую сторону Большого Кавказа в районе Казбека. И впечатления этих горных походов так же легли в основу любопытных дневниковых записей.

Заметим, что именно в 1977 году вышла стотысячным тиражом книга мастера советского альпинизма В.Н. Шатаева «Категория трудности». С учётом уникальных планетарных ритмов этого года понятно, что книга была просто обречена на успех. Тогда она моментально стала супербестселлером, своеобразной библией огромной армии туристов, альпинистов, людей бесконечно влюблённых в горы. Закономерно, что в дальнейшем книга многократно переиздавалась, всегда оставаясь на пике популярности.

Интересно, что для молодых авторов первый журналистский опыт в условиях столь мощной поддержки планетарных ритмов не мог пройти бесследно. А потому многие из них, родившихся в это время, в дальнейшем ещё не раз смогут вернуться к любимому делу и вновь и вновь поделиться с читателями своими мыслями, впечатлениями и жизненным опытом.

14 июня. «Айлама» и горная болезнь.

После ночевки на городской базе лагеря (в Кутаиси) нас погрузили на старенький автобус, каких в Москве не увидишь, и длинной горной дорогой повезли в «Айламу». По дороге за каждым поворотом открывались все более и более величественные виды, захватывающие дух. По прибытии перепад высот оказался настолько значительным, что «горняшка» тут же дала о себе знать. На первой стадии это была эйфория, необыкновенная легкость и радостное возбуждение. Хотелось порхать и летать. И когда по радио объявили общее построение, я рванул бегом как на стометровке, абсолютно забыв, где я и в каком состоянии. Добежал, встал в строй, и вдруг в глазах потемнело и голова куда-то «поплыла». Хорошо, что близко был врач, который быстро все понял, уложил меня горизонтально, подняв ноги, и объяснил, как правильно себя вести. После этого акклиматизация пошла уже нормально, без отклонений.

15 июня. Первые занятия и знакомства.

Второй день наших занятий в лагере. Изучали способы транспортировки подручными средствами. Лазали на «камушке» – скальной лаборатории лагеря. Настоящее руководство занятиями осуществлял легендарный Шалико Маргиани (Шалва Мобилович Маргиани). Тот самый, что ходил ещё с Михаилом Хергиани и снимался в фильме «Вертикаль».

Ребята в лагере подобрались с отличной подготовкой, приехавшие из разных уголков нашей страны. Из старых знакомых приехал Коля Сальников, горный турист с огромным опытом, с которым мы в прошлом году ходили вместе в «Алибеке» на значок «Альпинист СССР». Мой институтский однокашник Юра Ануров попал в отряд новичков. А в нашем отряде значкистов были ещё несколько ребят из МАИ и довольно много с Украины. Украинские девушки отличались особой привлекательностью. Однако нас тогда интересовали одни только горы и больше ничего.

А поскольку лагерь был грузинский, и большинство инструкторов были из Грузии. В нашем отделении сразу двое абитуриентов, - Вахтанг и Лариза, собирались поступать в Тбилисский институт физкультуры и спорта, а потому шли зарабатывать третий спортивный разряд по необходимости.

Погода стояла переменная – то солнце, то дождь. Кругом цвели рододендроны, ущелье дымилось от водяных испарений, незаметно переходящих в облака. Самочувствие улучшилось, хотя сонливость ещё оставалась. Настроение бодрое. Завтра выходной.

16 июня. Подготовка к выходу.

Сдали документы и деньги в бухгалтерию (на хранение). Валера (мой напарник по связке) – 46 руб., моих – 48 руб. Всего - 94 руб.

Сегодня - гонка со временем, готовились к выходу в горы. Получали продукты и снаряжение, проходили медосмотр. Из нашего отделения проверили только меня – выборочно. Результат отличный – 130/70, физ.проба – 135/60. Для просмолки триконей (горных ботинок) сварили адскую водоотталкивающую смесь из маргарина, гуталина и рыбьего жира. В кипящем состоянии промазали всю рабочую поверхность ботинок, включая и подошву. Потом – сильный нагрев на примусе до полного впитывания. Получилось очень хорошо.

Погода неустойчивая. Вечером открылся отличный вид на стену Айламы - обычно закрытые плотными облаками верхние бастионы встали над рыхлыми, тяжелыми, почти свинцовыми тучами, заполнившими конец ущелья Корулдаши. Сверху над горой висело вечернее бледно-голубое небо, а ещё выше – легкие перистые облака, тонко подсвеченные розовым заходящим солнцем. Сфотографировать не успел, - пока бегал за «Сменой», солнце уже зашло, а вершины спрятались в облаках.

17 июня. Ущелье Зесхо.

Рано утром в 5 часов (подъём - в 4) ушли новички. Нашего Юру поднимал инструктор. Встал с трудом, но довольно быстро. Я слышал всё сквозь сон. Мы встали в 7. Зарядки не было (наш инструктор Тимур разрешил, а мы не упустили возможности). Собирали рюкзаки, потихоньку убирали последние вещи. А Юра ушёл, да так и не забрал ключ от комнаты. Вернётся завтра, полезет, наверное, через окно.

Как всегда в 8 – завтрак. И к 9 мы уже стояли на линейке с огромными рюкзаками и семью ящиками продуктов. Смотрелось красиво – прямо таки гималайская экспедиция, да и только!

Погода великолепна – ни облачка! Как на ладошке перед нами (к востоку от лагеря) – перевал Цана (Цаннер), на который пошли наши новички. Зеленые травянистые склоны наверху переходят ниже в зону кустарников (они видны снизу темно-зелёными лишаями), а ещё ниже – в пышный невысокий лиственный лес. Справа от перевала торчит небольшой пупырь, такой же травянистый и зелёный, как и перевал, с единственным маленьким снежничком на северном склоне. На гребне на фоне голубого неба видны несколько фигур. Ползут наверх, очевидно, это - наши новички. Хорошо же им там сейчас. Обзор должен быть отличный.

Подали ГАЗ-66, погрузили все ящики с рюкзаками и налегке пешей колонной двинулись вниз по ущелью. После одного перехода (45 мин.) в ГКХ левее (западнее) Вахушти хорошо были видны отроги и висячие ледники неизвестных вершин (предположительно – район Ингури). Сами вершины скрыты в наползших с запада легких перистых облаках.

Посёлок Цана, а потом и Зесхо, – типичные, как все здесь, сванские домики на фоне снежных хребтов и зелёных склонов с цветущими рододендронами. Дальше шли не по дороге, - траверснули по лесу по тропе и снова вышли на дорогу уже в ущелье Зесхо. Ещё два привала, и мы догнали свои рюкзаки с ящиками. Машины до места не доехали около километра.

Получилась небольшая репетиция аля-шерпас. Поверх рюкзаков поставили по ящику и вперед! Скорость черепашья. Режим – 10-15 минут хода и столько же – отдыха. Пот – ручьем, заливает глаза, капает на дорогу, на трикони. Метров за 200 до лагеря мы с Колей встретили идущего уже обратно Валеру. Подал хороший пример: мы достали бутылку сока, оказалась тангра (сорт чёрного винограда), выпили с хлебом, потом запили водой, - хорошо!

Когда проходили селение Зесхо, видели настоящие сванские домики и простых гостеприимных их жителей. На короткой остановке наш врач успел проконсультировать местную женщину, как лучше лечить простудившегося сынишку. Он дал ей две упаковки таблеток, одну от температуры, другую – от кашля. Всё подробно объяснил, но она смотрела на него и на таблетки как на марсиан, с трудом понимая сказанное. Однако, это не помешало ей пригласить всех в гости. Мы с благодарностью и извинениями отказались и пошли дальше. Впечатление от общения осталось очень тёплое и доброжелательное.

В лагере быстро сварили обед в лучших традициях столовой альплагеря – перченые с томатом и аджикой щи, туда же пошла и сметана, оставшаяся беспризорной после оставленной на складе муки, так что пончиков уже не будет.

Самое интересное, что дежурный определился очень быстро и просто. Лариза (в платье! в полевых условиях!) на кухне – царь и бог! Она готовит, подаёт, моет посуду. Мужчины только едят. Вместе с нашим отделением восьмым участником обедал Маргиани. Как истинный грузин он насыпал в щи пол-ложки перца, а потом накрошил крупно хлеба. Добавку, которую, не смотря на отказы, Лариза ему все-таки налила, отдал мне и Коле.

Мясо, взятое на шашлык, и масло мы с Колей положили в «холодильник», - зарыли в песок у реки и заложили камнями. Должно сохраниться очень надолго. Вода ведь холодная - только что с ледника.

Палаточный лагерь стоит в диком смешанном лесу с буйной с горным акцентом растительностью. С противоположного склона ущелья стекает из-под снежничка тонкий блестящий водопад, искрящийся на солнце водяной пылью.
В лесу – куча разнообразнейших цветов, в большинстве – незнакомых. Больше всего – рододендронов и нежных ярко-голубых незабудок. В конце ущелья видна наша цель – г. Дзебна (37хх м). Завтра выходим на неё по маршруту 1Б к.т. По ходу должны пройти ещё и снежные занятия.

Мы с Валерой (связка) завтра дежурные. Подъём в 4 часа, для нас – в 3:30, выход – в 5. Счастливого пути!

19 июня. Грузинская кухня и первое восхождение.

Грузия – страна чудес! В этом я убеждаюсь с каждым днём всё больше и больше. Культ начальника здесь развит как нигде, пусть даже он из своих простых людей. Начальник – большой человек, ему – поклонение, почёт и уважение, ему можно всё, он – царь и бог. С давних времён здесь сохранились этот и другие внешне разительные порядки. Инструктор – начальник небольшой, но власти имеет достаточно, чтобы пресекать любую свободную мысль, отличную от его собственных или просто непонятную для него.

Грузины удивительно разборчивы и даже привередливы в еде. Вчера мы с Валерой были дежурными. Сварили по-русски простой обед. Все грузины нашего отделения долго критиковали сначала качество приготовления, исправив его обильными добавлениями перца и аджики, а потом перешли на меню, сами определяя, что нам нужно готовить, не считаясь при этом ни с запасами продуктов, ни с раскладкой их потребления, написанной завхозом Колей.

Убеждать и доказывать им что-то совершенно бесполезно. Хотя они и понимают по-русски, практически же получается, что говорим мы на разных и непонятных друг другу языках.

Вчера сходили на тренировочное восхождение – Дзебна 1Б. По ходу из лагеря тропа до ледника – 50 мин., привал. По леднику до каскада водопадов на крутых скалах – 50 мин., привал. Скалы обходятся слева по тропе – 50 мин., привал. Большой снежник до перевала Шаривцек западный – 40-50 мин. Всего от лагеря до перевала – 3,5 – 4 часа. Маршрут на Дзебну – чисто снежный, простой, но длинный. Можно укоротить и усложнить, проходя справа по кромке разрушенных скал. От перевала ~ 1,5 часа.

На маршруте из-за обилия снега прошли снежные занятия. Отрабатывали всевозможные способы страховки, самостраховки, самозадержания и передвижения в связках. Тимур был особенно строг и придирчив ко второй связке (мы с Валерой) в то время как грузинская связка – Вахтанг и Лариза, - ходила и страховала как хотела. Мы же с Валерой значительную часть маршрута прошли с попеременной страховкой, двигаясь в 3 такта. С одной стороны такая строгость Тимура к нам полезна в смысле отработки техники, но с другой – обидно и уж слишком утомительно пилить в 3 такта почти по ровному месту. В целом было трудно, местами даже очень, но это полезно, т.к. активная акклиматизация сейчас очень кстати.

Регламент дня:

• 4:00 – подъём,
  • 5:00 – выход,
  • 12:00 – на вершине,
  • 16:00 – в лагере.
  • На вечер сделали компот из ткемали и яблок. Маргиани выразил нам общественной порицание, сказав, что это можно подавать лишь после обеда, а на вечер нужен чай, и вообще, чтобы больше такого не было!

Сегодня сходили на ледовые занятия на северную ветвь Фытнаргинского ледника. Это – уже не Грузия, а Кабардино-Балкария. От перевала Западный Шаривцек около 30 минут быстрого спуска по леднику. Ледник - закрытый в трещинах! Движение – в связках.

Погода с утра была отличная – ни облачка! С перевала прекрасно видны были Шари-Тау (3470), Пассисмта (3786), Фытнаргин (4184), Марджанишвили (3800), которые мы видели частично в облаках ещё с Дзебны. Теперь они были чисты и ясны. Хорошо просматривался хребет Каласырт и другие хребты Кабарды. Солнце нещадно палило, и сгорели все довольно сильно.

На перевале довелось наблюдать странную картину. При совершенно ясном небе снизу со стороны ущелья реки Карасу к нам приближалось какое-то облако. Оно было светлым, но с очень необычными краями и постоянно меняющейся формой. С каждой секундой оно приближалось, становилось всё больше и больше… пока не накрыло перевал. И тут стало понятно, в чём дело. Мимо нас плотной толпой с севера на юг проносились бабочки. Причём – в огромном количестве. Их было тысячи и миллионы. Они громко хлопали своими светлыми крыльями, толкались, натыкались на стоящих на перевале людей и вновь спешили на юг, к морю, к цветам и теплу. Так продолжалось несколько минут, пока, наконец, поток не иссяк и постепенно растворился на фоне зелени ущелья Зесхо.

Вчерашняя акклиматизация пошла на пользу – сегодня было легче, несмотря на то, что шли быстрее и с рюкзаками полными снаряжения, продуктов перекуса и тёплых вещей. На леднике занимались меньше часа, потом пошли обратно.

Подъём на перевал занял целый час пилёжки по закрытому леднику. С перевала отлично просматривались в профиль (на нашей высоте) мрачные тяжёлые грозовые тучи, тянущие за собой по ущелью синие бороды дождя. Резко стемнело, что-то закапало и застучало сверху, в воздухе запахло озоном.

Мы не стали дожидаться, пока молния засветит кому-нибудь в ледоруб, и быстро начали спуск глиссером. Это было очень красиво и приятно! Пригодилась горнолыжная техника. За 10 минут слиняли до конца снежника, ещё через 30 – под водопадами, через 20 – под ледником (нижним снежником). Спустились очень быстро, как никогда, но силы небесные отвели свои ударные части и гроза унялась. Остался лишь мелкий моросящий дождь из серых рваных туч, который не кончился и к вечеру.

Маргиани сегодня с утра пошёл на охоту. Несмотря на непогоду ещё не вернулся. Будет где-то ночевать. Надеется принести нам свежего мяса. Завтра – день отдыха, приезд новичков.

20 июня. Отдыхаем и набираемся сил.

Вернулся Маргиани злой и усталый. Так ничего и не нашёл.
    Новички не пришли. Днём все отдыхали и стирались, мылись, загорали.

Погода благоприятствовала – до самого вечера солнце не покидало наш лагерь. Палаточные растяжки были сплошь увешаны сохнущими носками, футболками и куртками. Вокруг всё цвело и благоухало.
    Вечером собрались тучи, и начал моросить мелкий серый дождь.