Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира

Плато Путорана - неизвестная Сибирь
Часть 2

Рассказ об экспедиции 2014 года

После дождей высокая вода, спешим подняться на слияние рек Яктали и Дулисмара. Плыли 30 км вверх по Дулисмару, пока не обломался винт нашей моторки.

Местами, выше по течению, река расходится на мелкие протоки, по которым на лодке невозможно подняться.

Либо совсем растекается по камушкам.

Уходим дальше на всю неделю.

Пешком и с рюкзаком.

Вдоль реки не всегда удобно идти, приходится подниматься выше по берегу.

Часть правого берега реки Яктали на многие километры - выжженная тайга. Пожар произошёл в 2013 году в результате сухих гроз в условиях небывалой засухи.

Достигаем места слияния рек Яктали с Дулисмаром.

Водопад на реке Яктали.

Место слияния рек Яктали и Дулисмара.

Дима взял с собой байдарку. До слияния с Дулисмаром переплываем на левый берег. После слияния переплываем на правый берег, где оставляем байдарку. Правда, всю неделю беспокоились, как бы росомаха или медведь её не повредили.

Целый день идем вдоль реки, примерно 10-12 км.

Вид в обратную сторону.

Время чая.

В устье реки Оранды видна наледь, которая не растаяла и вряд ли растает, ведь сегодня 31 августа. Наша главная цель - посещение двух водопадов на этой реке.

С утра дождь. Нам снова предстоит преодолевать мокрый курумник, по большей части покрытый мхом, идти по непролазной тайге.

Ищем верхний водопад. В GPS-навигаторе водопады не обозначены. По карте не совсем понятно. Предыдущим днём мы шли поверх каньона и, похоже, проскочили нижний водопад.

День уходит на то, чтобы найти водопады. Масштабы и километры пройденных расстояний впечатляют, отражаясь на усталости ног и спины. Дима помогает носить штатив и не только. Часто снимаю допоздна, возвращаюсь к палатке в полной темноте, а Дмитрий ждёт меня с ужином в оборудованном им лагере.

Наконец, находим верхний водопад Оранды.

Высота водопада 52 метра.

Высота нижнего водопада Оранды составляет 45 метров. Для масштаба попросил Диму встать на край каньона.

Возвращаясь обратно на стрелку Яктали - Дулисмар, заблудились.
В тумане очень сложно ориентироваться. Только благодаря GPS-навигатору находим правильный путь. Целый день идём под дождём.

Вынужденная остановка, чтобы высушиться. Когда идёшь по скользким, мокрым валунам, нужно быть предельно внимательным. Один из таких больших камней оказался "живым", и Дмитрий улетел в прохладную реку, промокнув полностью вместе с рюкзаком. Фотоаппарат тоже промок, его реанимация в течение нескольких дней не увенчалась успехом.

Байдарка в целости и сохранности. Переплываем реку Яктали дважды, всё в обратном порядке.

Водопады, водопады, а я маленький такой.

Водопад на реке Яктали. Вершины гор уже покрыты снегом.
Я остаюсь на сутки, ловлю свет. Дима возвращается к лодке.

Дмитрий латает боевые раны на боках лодки, меняет винт.

Дожди не прекращались, но они не были проливными, и поэтому уровень воды значительно снизился. Дима надевает вейдерсы и местами, где мелко, спускает лодку вручную.

Либо на вёслах. Запасного винта уже нет, рисковать не хочется.

Вечер на Яктали. В этот день не успеваем дойти до избы.

Каньон на реке Хикондокит. До обеда безуспешно ищу водопад на этой реке. На карте обозначен 40-метровый, но нашел только 15-18-метровый.

Вечерний свет.

Изумруд на Яктали.

После недельного похода топим баню.

Большой Курейский водопад.

На плато Путорана находятся верховья рек Курейка, Пясина, Хета, Котуй, а также правые притоки Нижней Тунгуски. Реки, пробивая себе дорогу через многослойные породы, образуют глубокие каньоны, пороги и водопады. Дима меня забрасывает на лодке по Курейке, не доходя 3 км до водопада. Здесь для масштаба снимаю сам себя. Ночью была минусовая температура, и утром водопад очень парил, покрывая близлежащие камни и скалы тонким льдом. Передвигаться было очень опасно.

На следующий день внезапно появляется еврокоптер. Это Сергей Горшков нанял вертолёт для съёмки. Сергей - фотограф с мировым именем, снимающий живую природу.

Мы оба знали, что в это время будем на плато, но всё равно встреча оказалась неожиданной.

Сергей предоставил мне возможность снять водопад с вертолёта, пока сам фотографировал внизу.

Для меня было большой удачей показать грандиозность водопада, а присутствие людей передавало его масштаб.

Большой Курейский водопад самый большой в России по водосбросу, хотя его высота всего 12 метров.

Весной и при большой воде поток настолько мощный, что, вращая огромные камни, он образует в скале воронки.

Через день приходит Дима, и мы отправляемся в избу на стрелке рек Курейка и Яктали.

Исследую местность в окрестностях избы.

И снова заморозок.

Склоны гор плато Путорана окончательно стали оранжевыми. Три дня ждал хорошего света, чтобы заснять эту панораму.

Каждый раз Дмитрий переправлял меня через Курейку, и я в течение нескольких часов поднимался к выбранной точке съёмки.

Возвращался практически в темноте, связь держали по рации.

Продолжаем радиальные выходы и обследуем ближайшие водопады.

Водопад на реке Бурдыкан.

Вид сверху.

В промежутках рыбачим.

16 сентября неожиданно выпал снег.

Держим путь на кордон заповедника, что на Дюпкуне.

Приходим в полной темноте. На кордоне Игорь Фокин угощает нас ухой.

Есть места, где деревья ещё не пожелтели. На контрасте очень хорошо смотрятся.

Осень вступает в полные права.

В один из дней поднимаюсь по ущелью реки Гагарья-2. Вид сверху.

Вид на Курейку.

Средний водопад на реке Гагарья-2. До следующего, 30 метрового, не хватает дневного времени дойти и вернуться.

Уровень воды понижается, но это для нас уже не критично.

Иногда наступают минуты затишья.

Осенние контрасты на плато Путорана.

Уезжать не хочется.

Последние утки улетают на юг.

Пора и нам возвращаться.

Игорь Фокин провожает нас на своей лодке, машет рукой вслед.

Совсем по-северному.

От кордона до Светлогорска идём четыре дня.

Короткие остановки.

Низкие тучи и свет.

Приходим в Светлогорск промерзшие и голодные.

На ночь нас приютил капитан Эмиль у себя на корабле "Нептун".
С удовольствием идём париться в поселковую баню, вечером Эмиль угощает нас ужином..

На следующий день нас перевозят через плотину на реку Курейку.

Ночёвка на Енисее.

На время путешествия я оплатил за два месяца спутниковый телефон.

Провайдер вместо двух месяцев случайно поставил один месяц, и соответственно через месяц мы остались без связи.
Через 12 дней после этого родные нас начали искать... Вот такой вот казус со связью.

Догорает наш последний костер, и заканчивается путешествие в неповторимый по живописности природный комплекс с высочайшей концентрацией водопадов и горных озёр. По своей эстетике это дикое плато на севере Сибири стоит в одном ряду с другими известными мировыми природными феноменами, обладающими статусом Всемирного наследия.

Выражаем большую благодарность спонсорам - ТД "Абалаковский", НПФ БАСК - за снаряжение и специальную одежду.

Благодарим ООО "Колибри Ко" за предоставленную фотокамеру для экстремальной съёмки Sony HDR-AS100V на время экспедиции.

Спасибо всем, кто помогал нам, и так или иначе был причастен к этой экспедиции. От себя лично особо благодарю Дмитрия Сакаша.

Пока готовился фотоотчёт, пришло известие, что пропал без вести Игорь Фокин... Игорь, человек с чистым сердцем, доброй душой, был самозабвенно влюблён в красоту Путорана, Но его жизнь не бесследна. Ещё долгие годы избы, построенные им, будут спасать путешественников от непогоды и холодов. Там они почувствуют тепло его рук. Ничего плохого Северу он не делал. Но плато Путорана - суровый, даже жестокий край. Он не прощает человеку малейшую ошибку.

Неосвоенный мир

От непознанных далей захватывает дух