Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира
Горы в фотографиях >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Илья Степанов, Чебоксары

Вьетнам. Остров Кат Ба

После водопада Банджок на границе с Китаем Леха захотел во что бы то ни было побывать в бухте Халонг.
Я там уже бывал два года назад, но с ним за компанию вернуться туда был не прочь..

Надпись на причале острова Кат Ба. Не иначе, как название населенного пункта? Пожалуй тянет на рекорд Гиннеса..

Перед тем, как попасть на остров, пришлось переночевать в Хайфоне.
Поскольку вспоминать самому лень, цитирую Лехин жж:

Хайфон предстал нам как очень грязный и малоприятный город. Мы шли по старой, полуразвалившейся набережной канала, заполненного густой, непрозрачной и тухлой водой, берега его были завалены гниющим мусором, рыбой и овощными отходами, источавшими неприятные ароматы. Подобные пейзажи, по словам Ильи, он видел в Индии.

Кроме того, земля в городе глинистая, коричневая, и поливающий уже несколько дней дождь размыл ее до состояния каши, что тоже обстановку не украшало. Дома на набережной старые, со следами плесени, потрескавшиеся и почерневшие от времени.

Что удивительно, на противоположной стороне канала совсем другие дома - крутые особняки местных богачей, не могли получше место найти что-ли.. В воздухе чувствовались уже запахи моря и рыбы. Хайфон расположен на реке Киньмон, впадающей в залив БакбоЮжно-Китайского моря.

Основных пристаней в городе две, одна находится в центре города, на реке, а вторая на окраине, в месте впадения реки в море. Кораблики на остров Катба отправляются от обоих причалов, но мы пошли к центральному, да и от автовокзала он совсем недалеко.

Немного не доходя пристани, мы заглянули в небольшую кафешку, решили перекусить морепродуктами, разнообразные они плавали там в большом аквариуме. Заказали рыбу и одного осьминога на пробу, сидим ждем. Хозяйка принесла сначала пару стаканов чаю, типа бесплатно. Потом тащит тарелку с травами, соусы разные, лайм, какие-то мелкие закуски. Приготовился осьминог, маленький такой, на вкус ничего особенного, как резиновый, почти безвкусный. Вяленый осьминог к пиву вкуснее. Потом официантка приносит пару здоровых пиал с рисовой лапшой и зеленью. Сидим, ничего не понимаем, мы же рыбу заказывали. Она еще сама на бумажке нам писала все цены, договор вместе утверждали.

Стали у хозяйки спрашивать, где рыба? Она только удивляется, не понимает, что нам, собственно, не нравится. Ну заказали рыбу, а принесли лапшу, ну и что?! Повел ее к аквариуму, показываю пальцем на рыбу, смотрю вопросительно. Она давай мне писать цену этой большой рыбы, что я показывал, в килограммах, дорого выходило. Я показываю на ракушек, сколько они стоят? Не отвечая, она берет маску и начинает ловить им в другом аквариуме мелких усатых рыбешек.

В этот момент Илюха кричит, что нам рыбу принесли. Я машу руками, все в порядке, ничего не надо, я пошел есть. У хозяйки полнейшее непонимание, почти ступор. Пока мы ели, она вместе с официанткой внимательно за нами наблюдали, посмеивались, и явно так ничего и не поняли. Рыба оказалась маленькая, жареная с чесноком и специфическим соусом, своеобразного вкуса. Лапша же была к этой рыбе как бы в качестве гарнира. Когда все съели, до сих пор удивленная официантка принесла нам по банану на десерт, бесплатно, лишь бы мы еще чего не отмочили. Такое вот произошло недоразумение.

Пока я пытался разыскать в интернете дешевую гостиницу или адрес католического собора, как возможной вписки, Илья разговорился с подъехавшими на мотобайках парнями на эту же тему.

Те, подумав, вспомнили дешевую гостиницу, и тут же поймали проезжавших мимо других байкеров, чтобы те нас отвезли. Самим, я так понял, им было некогда. Поторговались, и договорились по доллару с человека за доставку, и гостиница будет стоить 7 долларов за номер. Ехали довольно долго под дождем, байкеры увезли нас далеко от пристани, по пути мельком осмотрели город.

Свернули в очень узкий коридор между домами, едва не задевая стены, и приехали прямо к подъезду. Гостиница странная, больше похожа на какую-нибудь ночлежку, или бордель.

Все комнаты зачуханные, без стекол в окнах, температура воздуха внутри как на улице. Вход в комнаты прямо с улицы, на втором этаже с балкона. Кровать жесткая, старая, драное грязное одеяло, белья нет. Зато есть телевизор и горячая вода!

Водилы захотели уже по два доллара, долго действовали на нервы, пришлось дать, чтобы отвязались. Но один никак не успокаивался, помогал хозяйке с нами торговаться, а больше мешал диалогу. Еле выгнали его. Хозяйка стала впаривать нам две комнаты по 7$, зачем - не понятно, кровать широкая, вполне достаточно для двоих. Потом стала за одну просить 12$, снизила до 10$, тоже долго на мозг давила. Илюха не выдержал, сунул ей 7$ в руки, и перед носом закрыл дверь на засов.

Переночевали кое-как, и утром поскорее убежали, пока хозяйка не обнаружила поломанную дверь в туалет. Пришлось ее слегка сломать, поскольку замок в ней не работал, и Илья, попав внутрь и закрыв дверь на защелку, не мог выйти назад. Пешком пошли назад к пристани, получилось долго, по пути останавливались, заходили в пару церквей и другие места.

В городе то и дело попадались наряженные елки, изображения снеговиков, дедов Морозов на оленьих упряжках, снежинок, и других атрибутов Нового года. Странно видеть их здесь, где люди не знают, что такое снег, где растут пальмы, цветут в декабре кусты, и поспевают бананы. Я раньше думал, что в теплых странах Новый год отмечают по-другому, не как у нас.

Переправа на остров Катба оказалась дорогой, целых 150000 батов (7,5$, это минимум для иностранцев, местным 110000). В интернете я читал, что существует несколько типов судов, ходящих на остров, и цена у них разная. Самый дешевый значился медленный вечерний паром по 70000, но сколько мы ни искали его пристань, и сколько ни спрашивали у людей, так и не смогли разыскать.

Вариантов по 150 было два: либо плыть кораблем отсюда, но в 15.00, либо не ждать, и ехать сразу автобусом на другую пристань, потом плыть на кораблике, и на острове тоже должны встретить, и доставить в курортный поселок на южном берегу.

Ждать не стали, выбрали менее романтичный, но быстрый способ, холод и дождь гнали нас поскорее вперед.

Причал оказался совсем не живописным, как и место вообще. Кругом была жирная коричневая грязь, несколько старых ржавых посудин стояли в этой грязи, мутная коричневая река впадала в такое же грязное море, которое уже было видно с причала справа. Картину дополнял мелкий моросящий дождик.

Корабликов подали сразу два, чтобы все поместились, маленькие, с небольшим закрытым помещением, и открытой палубой сзади, имевшей, однако, крышу. На палубу наставили мотоциклов, а пассажиры расселись между ними, кто где, на пластмассовых табуретках. Путешествие по воде на остров ожидаемого удовольствия не доставило, всю дорогу дул сильный ветер, и дождь не прекращался - упаковались в теплую одежду, куртки, ехали как заправские моряки где-нибудь в северных широтах.

На острове уже ждал автобус, включенный в общую стоимость, сели, поехали не известно куда. Мы попали как раз на время отлива, все бухты острова оголились, и вместо воды были заполнены жидкой грязью, в которой копошились местные люди, чего-то из нее добывая. Что именно, мы так и не поняли, пока были на острове, скорее всего таким образом здесь ловят рыбу.

Все пространство бухты перегорожено сетями, и когда воды много, рыба туда заходит, а во время отлива не может выйти назад, и ее потом просто собирают руками. Это только мое предположение, может быть и не так. Некоторое время ехали по берегу, с одной стороны смотрели на людей в грязи, с другой - на рисовые поля, а потом свернули вглубь острова.

Он почти весь холмистый, заросший тропической растительностью, местами просто джунгли непроходимые. Основные дороги две, обе пересекают остров с севера на юг, одна по берегу, другая через центр. Вдоль дорог много маленьких деревень, кругом магазинчики и харчевни. Народ ездит на мотоциклах, машин практически нет.

Автобус привез нас на южную сторону острова, в туристическую зону, куда и нужно было. Едва вышли из него - тут уже встречают, отели предлагают. Сразу удивили цены, один хотел за двухместный номер 8$, другой 7$, причем это не хостелы, а простые гостиницы, прямо на берегу большой бухты!

Пошли к тому, что 7$ хотел. Отель в лучших вьетнамских традициях - узкий и высокий, зажат среди других таких же. Поселил нас на 4 этаже, классная комната, все удобства, окно почти во всю стену, большой балкон и офигенный вид на всю бухту, с пирсом в центре, рыбацким причалом справа, и множеством разнокалиберных лодок на воде! Класс!

- Сейчас, - говорит - не сезон, туристов мало, вот цены и упали, летом этот номер 20$ стоит.

Утром снова дождь, как с ночи зарядил, так часов до 16 и поливал без перерыва, байки, конечно, отменились.
Вечером дождь закончился, решили покататься на лодке. Только вышли на набережную, извозчик тут же сам нарисовался. Показали ему желаемый маршрут в навигаторе, где островов побольше, он покивал, договорились о цене - поехали!

Лодка старенькая, деревянная, с крышей и лавками по бокам, мотор под полом спрятан, дед еле раскочегарил его. Выезжаем на простор бухты, а он вправо рулит, хотя я показывал маршрут в другую сторону.
- Что за фигня, - спрашиваю, - нам влево надо!
- Все путем, мужики, верным курсом идем, сейчас туда сплаваем, потом влево пойдем! Машина - зверь! - отвечает.
Ну ладно, думаем, подождем, может там на пляже кафешка какая есть, и он своему другу хочет потенциальных клиентов подогнать. Смотрим, нет, никуда не причаливает, провез мимо пляжа, заворачивает вдоль голого малопривлекательного острова. Зачем возил - не понятно.
- Давай, - говорю - рули по маршруту, куда обещал.
- Да, да, - а сам свою линию гнет, везет вдоль скалы с мусором.
И только через полчаса, под нашим натиском он сдался, оказывается туда он не поплывет вообще, он только по этой бухте катает. Вот жук, любой ценой старается заработать! Резко завернули его назад к берегу, дали немного денег, чтобы уж совсем не расстраивался, и пошли пешком в соседнюю бухту, которая ближе к нужным островам, в надежде найти на тамошней пристани извозчика в желаемом направлении.

Рядом с причалом целая плавучая деревня, но домики здесь хорошие, в основном добротно сделаны и покрашены, стоят на больших деревянных лодках.
На берег и по всяким нуждам местные плавают на маленьких плетеных лодочках, у кого с мотором, а кто и на веслах. Такие лодочки повсеместно используются во Вьетнаме, их традиционная технология.

Делается она по принципу корзины, плетётся из широких деревянных полос, форма овальная, снизу все круглое, без углов, по верху для жесткости делают раму из досок, и по периметру приделывают бамбуковую жердь, вроде перил, чтобы за нее можно было схватиться, если что. Дно такой лодки снаружи промазывают чем-то вроде битума. Хорошие лодочки получаются, легкие и маневренные.

На другой день сразу после завтрака взяли по мотоциклу, и погнали смотреть форт Canon, он находится неподалеку от туристической зоны, на вершине большого холма.

Этот форт был построен еще в 1942 году, и использовался позже во время войны с американцами. По сути, форт занимает даже два холма, в одном из них сделаны большие подземные бункеры, очевидно для техники (сейчас закрытые воротами), а на другом находятся огневые точки и бункеры для личного состава.

На самом верху второго холма круглая вертолетная площадка. Весь холм изрыт забетонированными переходами, две круглые, утопленные в землю, позиции с большими французскими пушками, стрелявшими, согласно информационным табличкам, аж на 40 километров.

Есть бункеры, где жили солдаты, даже старая бамбуковая кровать того времени сохранилась. Есть туннель внутри холма, загибающийся подковой, и имеющий два выхода, в полу по центру вроде направляющей сделано, может тележки какие тут катали, боеприпасы вывозили. В стенах всех бетонных переходов сделаны ниши, в них стоят деревянные ящики от пушечных снарядов для наглядности.

Вообще, интересно там полазить, укрепления заросли тропической растительностью, пальмами и колючками, а с холма еще и панорама на весь остров и ближний берег открывается. Вход вроде бы платный, но мы опять проскочили на шару, когда приехали в будке никого не было, и мы свободно прошли, никто не задержал.

А в здании снаружи, не спрятанном в землю, и, кажется, современном, устроили музей. Выставлены вещи солдат, некоторое оборудование, радиостанции, части оружия, макеты солдат в натуральную величину.
Странно, как у них все экспонаты не растащили, музей никто не охраняет, вход свободный, все открыто и даже не под стеклом. Что меня удивило - оказывается вьетнамцы воевали в сандалиях! Они так любят ходить босиком, что даже для армии форменные сандалии придумали!

Пока осматривали форт, опять начался дождь. Я заехал в отель и взял специальную накидку для езды на мотоцикле во время дождя, Илюха поехал так.
Рванули в центр острова. Быстро не разгонишься, дорога мокрая и скользкая.
Деревеньки всякие проезжали, просто харчевни на пустом месте. В одной остановились выпить кофе и согреться, а заодно и пообедали. Там же рядом оказалась пещера, местный человек за небольшие деньги нам ее показал.

Странную дырку почти правильной круглой формы обнаружили в стене пещеры. Как она образовалась?
Над ней ровная стена, ничего сверху не капает, значит ее каким то образом вымыл водный поток внутри стены?

Пещера эта во время войны была госпиталем (там указатель есть "пещера-госпиталь"). Как входишь - небольшое пространство, и вроде бы все, но в углу тяжелая железная дверь, как в бункер. Входишь в дверь, и оказываешься в длинном коридоре, из которого двери в обе стороны ведут в помещения разного размера.

Есть еще ответвление в середине коридора, там умывальники и ванная комната. Помещения имели разное назначение: спальни, операционная, столовая и т.д.

Около ванной лестница вверх, поднялись - и оказались на крыше, а над нами свод натуральной пещеры! Вьетнамцы целый дом из бетона в пещере построили!

На крыше даже бассейн для плавания сделали, и кинозал. Дальше пещера вверх пошла, мы хотели по крыше туда подняться, но проводник не разрешил. Спустились внутрь, и по лестнице в туннеле пошли в ту сторону, там второй выход на улицу оказался, полностью заросший джунглями. Внутри этой пещеры-больницы очень тепло и влажно, камера мгновенно запотевает, ни одного кадра сделать не удалось. Странно, как же в таких условиях у бойцов раны заживали, тут скорее осложнение можно получить от дикой влажности.

Потом поехали дальше, и еще одну пещеру обнаружили. По ней лазили уже с фонарями, нелегально, Илья снова увлекся фотографией, и мы там задержались.
Возвращались уже ночью, часов в 10, под проливным дождем. Отель уже закрыли, и дежурный лег спать, мы его разбудили моторами.

Неожиданно было увидеть растительность внутри пещеры!
Недалеко от выхода, но ведь как то семя туда попало!
Может на лапках птиц или животного, ветром вряд ли ..

Леха смахивал на персонажа компьютерной игры-бродилки. Злобного такого жителя подземелья, маньяка-профессора, проводящего опыты в тайной лаборатории..

По всем нашим прикидкам, пора было уезжать с острова, чтобы по пути в Бангкок успеть посетить лаосский Луанг Прабанг.
Но утром, как нарочно, светило яркое солнце, и чистое безоблачное небо обещало отличный день. Не в силах уехать в такую погоду, я уговорил Илью задержаться. Мы снова арендовали байки, и помчались на другую сторону острова, столь желаемую мною, обращенную непосредственно внутрь знаменитой бухты Халонг.

Про это в следующий раз. Практически весь текст этого поста взят из Лехиного журнала


Читайте на Mountain.RU:

Северный Вьетнам. Одни в пещере
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru