Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 6 к.с. по Терскею в августе 2013 г. Часть 5
Продолжение. Часть 1 здесь 30 августа с утра погода не улучшилась. Но запас времени был уже исчерпан, пурговать мы больше не могли, поэтому в 625 направились сквозь туман на пер. Украина. В 725 в связках по пологому ( 10 - 15o) закрытому леднику мы поднялись на седловину координаты: N 42o13.923', E 78o36.612' высота 4520 м. Камней на седловине нет, так что тур отсутствует. Как раз в этот момент погода стала еще хуже, буран крепчал, мела поземка, видимость уменьшилась до полверевки. Седловина пер. Украина представляет собой широкий плоский ледник, под прямым углом обрывающийся на север вертикальной ледовой стеной.Мы подходили со страховкой к краю седловины и пытались пучить глаза на ту сторону. Видимость отсутствовала, ледовая стена через 20 м исчезала в молоке. Сверху были снежные карнизы высотой около 2 м. Из-за поземки над карнизами на глазах нарастали надувы, которые то тут, то там каждые несколько минут обваливались, и снежные комья улетали вниз в туман. Мы представили, как на нас, развешанных по стене, в рев бурана сверху из молока без всякого предупреждения прилетает этакий кусок карниза, и стало не по себе. Мы поняли, что в ТАКУЮ погоду спуск с перевала, подобного Украине, связан с неприемлемой опасностью. И повернули по запасному варианту налево - к пер. Каракольский Вост.
Таким образом, мы все-таки поднялись на пер. Украина с неопределяющей стороны, но из-за неприемлемо плохой погоды вынуждены были отказаться от технически сложного и небезопасного спуска и отступить по запасному варианту. Траверс через пер. Каракольский Вост.Описание траверса через пер. Каракольский Вост. дается от седловины пер. Украина до седловины пер. Туристов Татарии.
30 августа в 725 мы решили отступить с пер. Украина по запасному варианту и направились вдоль главного хребта в связках на запад по направлению к пер. Каракольский Вост.Хребет в этом месте пологий и широкий, на нем от Украины до Каракольского Вост. почти нет ни потери, ни набора высоты. Переметный ледник, рельеф невнятный, по такому сложно почувствовать направление. Погода была на редкость безобразная, видимость временами ухудшалась настолько, что первый участник связки едва видел третьего. Шли чутьем, как перелетные бабочки. В данном случае сильно помогло то, что руководитель уже бывал в этом узле (правда, давненько, в прошлом тысячелетии). В 800 мы почувствовали, что попали примерно на Каракольский Вост., так как наметился поворот в подходящем направлении на характерную косую полку с фирновым косогором по правую руку.
На самом деле сюда, конечно, совершенно не обязательно идти по хребту через седловину пер. Украина. У нас так получилось, потому что изначально именно Украина была запланирована. Если Украина не нужна, то надо подниматься с лед. Караколтор Вост. на этот перевал напрямик - справа обойти ступенчатые ледовые сбросы, а затем держать по ходу вверх и чуть левее. Запердон был в самом разгаре. На хребте сильно мело, поэтому на седловине Каракольского Вост. совершенно не хотелось останавливаться. Так что мы сразу пошли на спуск. К пер. Туристов Татарии, седловину которого по мере приближения к ней постепенно стало видно, ведет длинная наклонная фирновая полка крутизной в разных местах 10 - 25o.
Таким образом, в крайне неблагоприятных погодных условиях, практически наощупь группа прошла через пер. Каракольский Вост. со стороны седловины пер. Украина в направлении пер. Туристов Татарии в связках, без использования перил. Если пер. Каракольский Вост. проходить не в связке с пер. Туристов Татарии, а отдельно, то можно спускаться с него прямо на лед. Кельтор, а можно и по описанной косой полке пройти мимо пер. Туристов Татарии, а затем повернуть левее на сам ледник. Пожалуй, второй вариант будет несколько более пологий, безопасный и простой технически. Спуск через пер. Туристов ТатарииОписание спуска с пер. Туристов Татарии дается от седловины до р. Арашан.
30 августа в очень неблагоприятных погодных условиях в 820 мы вышли на седловину пер. Туристов Татарии, но не снизу, а сверху - траверсом с потерей высоты с пер. Каракольский Вост. Сняли записку группы туристов г. Витебска под рук. А. Шипунова от 17.08.2013
Спуск с пер. Туристов Татарии на восток представляет собой снежно-ледовый склон с перепадом высоты около 150 м с бергшрундом посередине. Прямо под седловиной склон более крутой, со следами многочисленных лавинных выносов. Лучше там не спускаться, а сместиться от седловины метров на 30 левее к слабо выраженному ледовому выступу. В этом месте склон перевального взлета образует выпуклость, здесь наименьшая крутизна ( 40 - 45o), бергшрунд прилично забит снегом, лавинная опасность наименьшая. Здесь мы повесили 3 веревки (150 м) по снегу.
Верхнюю часть ледника после перевала удобнее проходить ближе к правому борту, там меньше трещин.
Спуск из цирка в долину реки начинается чуть правее озера, он довольно очевиден и проблем не представляет. Тропа вдоль реки идет все время по левому берегу. Стартовав в 1335 с обеда, мы к 1600 спустились до леса в районе впадения р. Такыртор,
Таким образом, в крайне неблагоприятных погодных условиях группа поднялась на седловину пер. Украина, но из соображений безопасности была вынуждена отказаться от сквозного прохождения этого технически сложного перевала. Группа обошла Украину по запасному варианту, выйдя траверсом хребта на пер Каракольский Вост. и спустившись с него в долину Арашана в связке с пер. Туристов Татарии. На спуске с пер. Туристов Татарии было навешено 3 веревки (150 м перил) по снегу. Несмотря на непогоду (а может, отчасти благодаря ей?), группа продемонстрировала высокую скорость движения, пройдя эту связку из трех перевалов всего за 3.5 часа. Суммарная сложность всей связки соответствует 2А. 31 августа мы спустились по р. Арашан в населенку и благополучно закончили маршрут. Кстати, это был третий день без дождя за весь поход... Выводы и рекомендации
Итак, наша группа прошла технически сложный спортивно-туристский горный маршрут по хребту Терскей Алатоо, соответствующий шестой категории сложности. За 26 дней пройдено около 160 км. Сколько-нибудь значительный километраж сознательно не планировался в пользу высокой технической сложности. Маршрут включает в себя сквозное прохождение восьми категорийных перевалов: 1Б - один, 2А - три, 3А - два, 3Б - два. Определяющие препятствия находятся на линейном участке маршрута. Один из технически сложных перевалов - Карбышева, супер-3А - пройден впервые. Другой - Терскей, супер-3Б, самый сложный перевал всего района - пройден во второй раз, причем по новой линии, отличающейся от маршрута первопроходцев. Специфическая особенность нашего похода заключается в "вертикальной" концепции, другими словами - в исключительной насыщенности техническими сложностями, характерными для альпинизма, маршрута, при этом полностью отвечающего правилам спортивного туризма. Количество навешенных на маршруте перильных веревок измеряется трехзначным числом: 101 веревка, 5000 м перил! Из них две трети пройдены на подъем с определяющей стороны, половина - по сложному скальному рельефу. Нечасто делают у нас походы, столь массированно нагруженные технической работой. Косвенно нетипичность маршрута подчеркивает факт, что в таком популярном районе, как Терскей, в августе месяце, мы за весь поход не встретили ни одной группы! Очевидно, это потому, что почти весь наш маршрут проходил по таким сложным участкам, где большинство других групп просто так путешествовать не могут. При не слишком большом количестве отдельных перевалов как таковых, сложность некоторых значительно превосходит эталонную для данной категории. Главное препятствие в нашем маршруте - это, конечно, прохождение на подъем Джетыогузской стены, которая в туристском классификаторе называется перевалом Терскей. Но в горном туризме не считается полноценным поход, состоящий из единственного, пусть даже и очень сложного препятствия. В горном походе определяющих перевалов должно быть несколько, причем с полной выкладкой, на линейном участке маршрута. В данном случае мы прошли не просто отдельный перевал Терскей, 3Б. Это была главная часть целого каскада технических препятствий, пешеходные участки между которыми практически отсутствовали. Не имея возможности расслабиться, в течение 10 дней мы каждый день работали на перилах, навесив за эти дни в общей сложности 84 веревки, или свыше четырех километров нитки перил! Такой поход не очень вписывается в типичные рамки протяженных маршрутов. Напряженность еще больше усугублялась из-за тяжелых рюкзаков и постоянно преследовавшей нас плохой погоды. Образно говоря, погода стала как бы еще одним нашим определяющим препятствием. Она сильно усложняла жизнь, и не раз казалось, что вероятность дальнейшего прохождения маршрута стремится к нулю. Даже отсидки в непогоду - пургования - представлялись скорее не вынужденным отдыхом, а наоборот, фактором повышенной напряженности. Ведь одно дело - пережидать запердон где-нибудь в домике или под елкой, совсем другое - "пургование категории 3Б*",где надо держать своими спинами галопирующую палатку на узком гребне на высоте 4500 - 5000 м, а фразеологический оборот "выйти до ветру" приобретает зловещий буквальный смысл! В условиях плохой, временами крайне плохой погоды прошел почти весь маршрут. Без дождя было всего 3 дня из 26: первый, последний, и дневка на Онторской поляне. Такая безнадежно плохая погода, по нашему многолетнему опыту, нехарактерна для Терскея, и никак не могла быть нами предусмотрена заранее. Она досаждала не только нам из-за необычайно плохой погоды в этом сезоне, по нашим сведениям, "обломились" многие группы. Может быть, пора менять устоявшиеся привычки, если сезоны с такой неудачной погодой станут из года в год повторяться? Например, проводить горные походы в зимнее время? Какие же факторы, вопреки неблагоприятным погодным условиям, все-таки способствовали прохождению? Во-первых, изначально стратегически продуманное построение нитки маршрута. Все наиболее сложные препятствия на нашем пути имели гребневой характер, и потому в сколь угодно плохую погоду оставались совершенно безопасными. Во-вторых, грамотные тактические решения. Нетривиальные места преодолевались не кавалерийским наскоком, а продуманно, часто с предварительной глубокой разведкой особо технически сложные участки - с предварительным провешиванием перил. Благодаря такой предусмотрительности, нам удалось избежать нежелательных приключений, таких как сидячие ночевки или хождение по темноте. Как ни странно может показаться, но одно из наших наиболее удачных решений в пользу безопасности - это решение об отказе от траверса Слоненка и уходе с хребта именно по северному склону пер. Металлург. Потому что лишь на следующий день на наших глазах начали массированно сходить лавины в тех местах, где мы бы оказались, если бы избрали другой вариант прохождения. В-третьих, и это главный фактор - соответствующая подготовка всех участников, благодаря слаженности которых группа прошла маршрут в полном составе, с большим запасом прочности, и за весь поход ни разу нигде не "накосячила". За эти дни мы настолько привыкли быть вместе и делать все вместе, что даже наш туроператор Игорь Ханин в Караколе заметил: "Что это вы даже по городу ходите строем..." Конечно, жаль других планировавшихся, но не пройденных препятствий. Судя по грамотным, согласованным и абсолютно контролированным действиям группы на сложных перевалах Карбышева, Терскей, Траверс Каракола, остальные препятствия тоже были бы нам вполне по силам, не помешай погода. Но даже и тот урезанный маршрут, который оказался пройден, по-прежнему с запасом отвечает "вертикальной" концепции. В нем сохранены главные технически сложные перевалы, он остается достаточно напряженным и, как нам кажется, выдержанным в духе лучших туристских традиций. У читателей может сложиться впечатление, что наш отчет чересчур подробный и перегружен избыточной информацией. Но с другой стороны, в методических указаниях написано, что правильное техническое описание должно содержать всю информацию о конкретном пройденном походе. В том числе подтвержденные фотоматериалами сведения о том, как именно группа шла по маршруту и на каких основаниях предпринимала те или иные действия. Частные выводы и рекомендации по каждому перевалу в отдельности были даны в конце технического описания соответствующего перевала. Удачи вам, единомышленники! Даешь Терскей! А на Терскее - СТО И ОДНУ ВЕРЕВКУ!
Поход проведен при организационной поддержке Гранта на развитие молодежных студенческих организаций НГУ.
|
Район
|
Хребет | Название | Высота (м) |
Категория трудности
|
Центральный Тянь-Шань
|
Терскей Алатоо | Карбышева | 4500 |
3А* ск-лд
|
Перевал Карбышева расположен в северном отроге хребта Терскей Алатоо, ответвляющемся от главного хребта в районе пика Каракол. Этот отрог разделяет долины Арчалытора (притока р. Джетыогуз) и Онтора (притока р. Каракол). Пер. Карбышева находится в отроге севернее пика Карбышева и южнее пер. Арчалытор Ю. Координаты перевальной точки по GPS: N 42o12.340', E 78o26.580' высота 4500 м именно на ней установлен тур. Сама перевальная точка седловиной не является это место стыка восточного гребня, по которому проходит путь на перевал, с основным северным отрогом оно находится посередине между вершиной пика Карбышева и ближайшей северной седловиной. Путь на перевал с запада проходит также и через эту седловину, но ее высота ниже, чем на перевальной точке, и непосредственно с этой седловины нет приемлемого спуска на восток. Категория сложности перевала: 3А*. Ориентация: запад - восток. Характер: комбинированный (скалы - лед), преимущественно скальный. Определяющая сторона: восточная. Сложность определяется скальным гребнем, по которому проходит путь на перевал с востока, со стороны лед. Онтор. С запада, со стороны р. Арчалытор, перевальный взлет имеет ледовый характер и сам по себе соответствует 2А*.
|
|
Пер. Карбышева связывает верховья долин Арчалытора (притока р. Джетыогуз) и Онтора (притока р. Каракол). Существует ассортимент других перевалов (2А - 3А), предоставляющих более простой проход между этими долинами. Привлекательная особенность пер. Карбышева заключается в том, что это наиболее "спортивный" перевал в северных отрогах Терскей Алатоо: исключительно технически сложный, но вместе с тем совершенно безопасный в любое время года.
Название пер. Карбышева предложено группой секции горного туризма Спортклуба Новосибирского госуниверситета, совершившей первое сквозное прохождение этого перевала 10 августа 2013 г. Название дано в честь известного героя Великой Отечественной войны генерала Карбышева, по аналогии с ближайшей господствующей вершиной - пиком Карбышева.
Первое сквозное прохождение пер. Карбышева совершено группой секции горного туризма Спортклуба Новосибирского госуниверситета под руководством Георгия Сальникова 10 августа 2013 г., номер маршрутной книжки О-118-13, с востока на запад (с лед. Онтор на лед. Арчалытор), с определяющей стороны на подъем.
Общее время прохождения
|
Время спуска
|
Время подъема
|
Время движения со страховкой |
Количество пунктов страховки
|
|
(час)
|
(час)
|
(час)
|
попеременной | одновременной |
(ориентир.)
|
15
|
2
|
13
|
11.5 | 3.5 |
40
|
По нашему мнению, возможность безопасного прохождения пер. Карбышева не должна пострадать в зависимости от метео- или иных условий. Техническая сложность с восточной стороны может возрасти при большем количестве натечного льда на скалах (например, в неблагоприятную погоду или в зимнее время года). Техническая сложность с западной стороны может возрасти в случае открытого льда на склоне, вплоть до необходимости навешивания большого количества перильных веревок. В связи с этим мы предлагаем снабдить категорию сложности пер. Карбышева "звездой": 3А*.
На полное прохождение пер. Карбышева от цирка до цирка, независимо от направления прохождения, нужно закладывать два дня. Ниже подробно описан вариант прохождения перевала на подъем с определяющей стороны. Вариант спуска - аналогичен. Ссылки на схемы и фотографии по ходу описания указаны в тексте и в примечаниях на полях.
Подход под взлет пер. Карбышева со стороны лед. Онтор совпадает с подходом под перевалы Сказка и Маречека: у всех трех перевалов общий цирк. Этот цирк - второй по счету левый боковой приток лед. Онтор, считая от главного хребта (в первом левом цирке находится пер. Джетыогуз 2Б, в третьем - Арчалытор Ю., в четвертом - Арчалытор Сев.).Если подходить под пер. Карбышева не из долины, а после прохождения одного из соседних перевалов того же отрога, то спускаться на основной лед. Онтор не обязательно. Можно пройти в цирк пер. Карбышева траверсом левых боковых террас без потери высоты. Далее подниматься вдоль левого (орографически) борта ледника.
В цирке непосредственно перед взлетом пер. Карбышева имеется удобное место ночевки на левой боковой морене координаты: N 42o12.250', E 78o27.177' высота 3850 м.
Подниматься на пер. Карбышева можно не только из второго бокового цирка (Сказки - Маречека), но и из третьего бокового цирка (Арчалытора Ю.). Правда, в этом случае прохождение пер. Карбышева будет выглядеть менее логичным, так как пер. Арчалытор Ю. ниже и гораздо проще, чем пер. Карбышева.
Категория сложности всего перевала определяется сложностью скального восточного гребня, по которому осуществляется подъем. Общий набор высоты на перевал из цирка составляет около 600 м. Перепад высоты скальной части гребня - около 400 м. Средняя крутизна всего скального гребня около 45o, но отдельные участки имеют гораздо большую крутизну. Путь проходит в основном по линии альпинистского маршрута 7.10.71 (пик Карбышева, 4700, по восточному гребню, рук. И. Сердюков, 7 августа 1978 г., скальная 3А, выступавшая в техническом классе).Описанный ниже вариант подъема может незначительно отличаться от альпинистского маршрута выходом из цирка на гребень по соседнему кулуару. При этом гребневой участок удлиняется на пару перильных веревок, зато кулуар становится еще более безопасным.
После подъема из цирка по кулуару на восточный гребень Карбышева весь последующий путь проходит по этому гребню. Жандармы "Неудобный" и "Финальный" обходятся с левой стороны (по ходу), остальные жандармы - частично с правой стороны, а частично проходятся в лоб.
Тур находится на стыке восточного гребня с перевальным, в верхней точке скального участка.
После выхода на перевальный гребень спуск к локальной северной седловине осуществляется в связках по фирновому гребню с одновременной страховкой.
|
|
|
|
На прохождение с полной выкладкой всего восточного гребня среднестатистической туристской группе потребуется полный ходовой день. Гребень безопасен на всем протяжении. Рельеф позволяет оборудовать все станции и перестежки в укрытиях от камней, сбрасываемых недостаточно аккуратными участниками. Для удобства детального описания мы подразделяем весь путь подъема на участки, соответствующие навешенным на них перильным веревкам. Считается, что одна веревка имеет длину 50 м, включая запас на необходимые узлы и следование перегибам склона. Для удобства протяженность участков указана с учетом этого, все равно необходимого, запаса. Все "лево" и "право", если не оговорено особо, указываются не орографически, а по ходу подъема на перевал (для спуска будет наоборот). На всех участках лидер двигался с нижней крючьевой страховкой без рюкзака, последующие участники - с рюкзаками по закрепленным перилам. На схеме цифрами отмечено начало соответствующей веревки промежуточные точки страховки и перестежки отдельно не указываются, чтобы не загромождать ими схему. Скалы на гребне во многих местах заснежены, особенно с северной стороны, встречаются даже участки микста. Поэтому все веревки проходились в кошках. Снаряжение для лазания с использованием ИТО нам не потребовалось, но встречались участки трудного лазания, на которых ИТО может и пригодиться, например, в случае прохождения в зимнее время. Скалы на гребне довольно прочные, рельеф позволяет организовать большинство станций на скальных выступах. Все станции достаточно удобные, "висячих" нет. Для промежуточных точек и перестежек использовались крючья, закладки и петли в равном ассортименте. Специфическая гребневая техника не применяется, узкие жандармы обходятся по правой или левой стенке. Вытягивание рюкзаков веревкой для нас было не актуально, в самых трудных местах использовались стремена и второй жумар, которые были у всех участников. Поскольку скалы достаточно расчлененные, снятые с пройденных участков веревки следует уносить наверх в собранном виде. При прохождении перевала на спуск стоит также иметь в виду, что продергиваемая веревка будет норовить застрять между камней, и предпринимать против этого соответствующие меры.
1-я веревка.
Нижняя часть осыпного кулуара проходится пешком (~150 м,
35 - 40o).
В верхней части кулуар сужается и становится
скальным.Перед сужением удобно собраться в безопасном месте слева под
прикрытием
большой скалы. Отсюда навешивается вверх по кулуару одна веревка (50
м, в среднем 45o).
Скалы разрушенные, местами на дне кулуара
натечный лед, движение в кошках, лазание несложное. Верхняя станция,
крепится за скальный выступ, промежуточные точки на закладках или
за выступы. Веревки как раз хватает до локальной седловины в гребне,
координаты: N
42o12.357', E
78o26.847',
высота 4070 м. Гребень в этом месте широкий, можно находиться без
страховки, удобное место сбора всей группы. Пологий трещиноватый ледник
спускается с седловины в цирк пер. Арчалытор Ю.Как вариант, можно в
связках подняться на гребень и с той стороны.
Время прохождения всего кулуара, включая нижнюю осыпную часть: 1.5
часа.
2-я веревка.
От локальной седловины вверх по достаточно широкому фирновому гребню
без трещин (~70 м, 35
- 40o).Ступени бьются хорошо. В зависимости
от состояния склона можно двигаться
с одновременной страховкой или без страховки. Фирновый гребень подходит
к первому жандарму, здесь навешивается 2-я веревка. Станция перед
жандармом удобная, но тесная. Нижняя часть жандарма проходится в лоб
(~30 м, 50 - 60o),
лазание относительно несложное,
рельеф простой.Затем крутизна увеличивается, скалы становятся более
гладкими и монолитными.
Неудобная перестежка на скальном крюке, траверс по правой стене
жандарма
до большого внутреннего угла (~15 м, крутизна стенки до
70o).Лазание трудное, в
случае
срыва возможен маятник. Верхняя станция
на скальных крючьях, места мало. Время прохождения, включая нижний
фирновый участок: 1 час.
3-я веревка.
В обход жандарма вверх по большому внутреннему углу (~30
м, до 60o).На
дне внутреннего угла натечный лед, снег, рельеф под ногами ненадежный,
лазание нетривиальное. Движение в кошках. Ледобуры крутить некуда,
промежуточные станции на крючьях. Внутренний угол выводит снова на
гребень. Дальше ступенчатая стенка (~10 м,
60o),
ступени покрыты моховыми кочками, лезть легко. Стенка выполаживается
и выводит под следующий жандарм - "Неудобный". Верхняя
станция на большом камне. Стоять на станции надежно, но неудобно:
гребень в этом месте весь какой-то горбатый, во все стороны косогор.
Время прохождения участка: 45 мин.
4-я веревка.
Проходить с рюкзаками "Неудобный" жандарм через верх
весьма проблематично, в случае потери равновесия будет маятник. Поэтому
4-я веревка (верхняя станция общая с 3-й) провешивается косым спуском
влево вниз в обход жандарма (50 м, 40 - 50o).Скалы разрушенные,
плитчатые, трещины и полки, как на черепице, направлены
вниз. Из-за большого маятника спускаться неудобно, но не страшно,
так как скала не крутая. Нижняя станция на выступе на скально-осыпной
полке за углом, стоять удобно, места достаточно. Время прохождения:
30 мин. Сдергивать эту веревку по линии перил проблематично, да и
жалко оставлять большую петлю на верхней станции. Съем 4-й веревки
целесообразно осуществлять от верхней станции 5-й веревки, вернувшись
за ней через верх жандарма свободным лазанием без рюкзака с нижней
страховкой.
5-я веревка.
Косой подъем влево вверх (~30 м, 50 - 60o) выводит
обратно на гребень уже за жандармом.Далее пологий участок гребня (~15
м, 30 - 40o).
Скалы расчлененные, лазание простое. Верхняя станция крепится за
выступ.
Время прохождения: 30 мин. Здесь гребень расширяется, есть выровненная
площадка координаты: N
42o12.364',
E
78o26.696'
высота 4170 м. Можно собраться
всей группой и даже поставить маленькую палатку. Отсюда целесообразно
отправить пару участников налегке назад по гребню через верх только
что пройденного жандарма, чтобы они сняли 4-ю веревку.
6-я веревка.
Впереди серьезный жандарм с крутыми стенами.Слева и в лоб -
вертикально. Правая стена не вертикальная, но довольно
монолитная, рельеф мелкий. Есть над чем подумать. Облаз жандарма справа
(50 м, 50 - 70o),
промежуточные точки на крючьях.Лазание трудное. Верхняя станция снова
на гребне на большом камне.
Стоять на ней удобно, но тесно, площадка только для двоих. Время
прохождения:
1 час 15 мин.
7-я веревка.
Микстовый внутренний угол чуть правее линии гребня (50 м,
45 - 60o).Скалы
разрушенные,
заснеженные. Натечный лед местами допускает ледобурную
страховку в других местах используются закладки и петли на выступах.
Само по себе лазание не очень трудное, но из-за ненадежного рельефа
требующее аккуратности. Подход к станции трудный: очень крутая стенка
(3 м) из сильно разрушенных скал. Промежуточная точка на закладке.
Верхняя станция на надежном выступе, но места мало. Время прохождения:
1 час.
8-я веревка.
Сначала несложный участок крупноблочных скал, этакий вертикальный
крупный курумник (20 м, 40 - 50o). Промежуточная
станция
на выступе. Затем жандарм "С крутыми педагогами" ("педагогами"
мы называем вертикально торчащие скальные
выступы, напоминающие назидательно поднятый палец наставника).
Снова есть над чем подумать. Все попытки обойти "Педагоги"
приводят в тупик и вынуждают возвращаться. В результате удается пройти
только в лоб. Жандарм представляет собой серию ступеней, состоящих
из своеобразных каменных пальцев - "Педагогов" -
каждый высотой по 3 - 4 м, крутизной местами до
80o.
Общая протяженность участка "Педагогов" порядка 20 м.
Рельеф небогатый, трещины узкие. Лазание трудное. Прохождение по
перилам
также очень трудоемко.Помогают стремена и второй жумар. Верхняя станция
на якорных крючьях,
тесная и не слишком удобная. Пожалуй, 8-я веревка - самая трудная
на всем пер. Карбышева. Время прохождения: 1.5 часа.
9-я веревка.
Внутренний угол чуть правее линии гребня.Протяженность около 40 м,
средняя крутизна до 60o,
на отдельных
торчащих выступах до 70o.
Скалы довольно монолитные, слабо
расчлененные. Лазание и подъем по перилам трудные. Веревка выводит
на горизонтальный участок гребня. Верхняя станция на большом камне.
Там много места, можно отвязаться от перил и собраться всей группой.
Время прохождения: 1.5 часа.
10-я веревка.
Горизонтальный участок гребня. Первые ~30 м проходимы без
страховки.Затем гребень сужается. На северную сторону свисают большие
карнизы
сквозь дырки в карнизах просвечивает пропасть. Дальнейшее движение
без страховки опасно. Навешивается 50 м горизонтальных перил. Перила
заканчиваются у подножия мощного жандарма, выше которого уже виден
выход на ледовый перевальный гребень.Время прохождения: 30 мин. Станция
на большом скальном выступе, удобная,
места хватает. В том числе для того, чтобы подумать, как преодолевать
последнее серьезное препятствие.
11-я веревка.
Путь преграждает очень мощный финальный жандарм.Облаз подошвы жандарма
слева: сначала спуск влево вниз (7 - 8
м) по косой полке, потом траверс налево (7 - 8 м) по очень крутой
(местами до 80o)
стенке. Далее прямо вверх по узкому крутому
кулуару левее жандарма (~30 м, 60 - 70o).Кулуар мокрый,
сочится талая вода. Скалы сильно разрушенные, надежная
страховка может быть проблематична. Деликатное лазание. Во время
подъема
по перилам возможен сброс камней из-под ног ожидать своей очереди
следует за углом до входа в кулуар. Перед выходом на верх жандарма
самый напряженный участок: вертикальный скальный карниз высотой ~2.5
м. Время прохождения этой веревки: 1.5 часа. Верхняя станция закреплена
за камень. На площадке можно отвязаться от перил и собраться всей
группой. Следующий участок - снежно-ледовый, камней больше не
предвидится.
Поэтому перевальный тур находится здесь, на вершине финального
жандарма.
Скальная, определяющая часть перевала пройдена!
12-я веревка.
Ледовый склон 50 м, 40
- 50o выводит на собственно перевальную
точку пер. Карбышева.Последние 2 м подъема - вертикальный снежный
карниз без вылета
его надо прокопать. Перед карнизом промежуточная точка страховки на
ледобуре. Верхняя станция на снежном щите. Время прохождения: 1 час.
Наверху пологий фирновый склон, поднимающийся на юг - к вершине
пика Карбышева, и спускающийся на запад и на север - в один из верхних
цирков долины Арчалытора и к локальной седловине в отроге
соответственно.
Перевал взят!
Спускаться с высшей перевальной точки - места стыка восточного гребня Карбышева с основным отрогом - прямо на запад в долину Арчалытора нецелесообразно. Там крутой ледник, на котором наверняка придется повесить много перил.Нужно сначала пройти в связках с одновременной страховкой (~200 м, 25o) вдоль перевального гребня на север до локальной седловины координаты: N 42o12.414', E 78o26.532' высота: 4300 м. Время спуска до седловины: 30 мин. На седловине можно выровнять в снежном надуве площадку для палатки.
Безопасного спуска на восток, в сторону лед. Онтор, с этой седловины нет. Поэтому тур мы здесь преднамеренно не строили во избежание ввода в заблуждение групп, проходящих перевал в противоположном направлении.
От седловины в связках спускаться на запад в сторону лед. Арчалытор все время по рандклюфту между ледником и скальным бортом.Перепад высоты на этом взлете от седловины до осыпных морен около 600 м, средняя крутизна 25 - 30o, встречаются отдельные крутые ступеньки высотой до 2 м. Примерно в 100 м ниже седловины на повороте, где ледник огибает характерный скальный выступ, есть зона трещин.Надо взять чуть левее, распутать трещины по снежным гребешкам, после чего вернуться в рандклюфт. Время спуска от седловины до морен: при хорошем темпе 1 час. Дальше только пешком!
В случае открытого льда в рандклюфте, вероятно, придется провешивать какое-то количество перил в этом случае придется рассчитывать на более длительное время спуска с перевала.
После спуска с перевала идти по моренам по центру либо ближе к правому борту долины. Перед последним моренным бугром перед истоком р. Арчалытор принять правее и выходить к реке по правым травянистым террасам. Там начинается тропа, идущая в долину р. Джетыогуз. Перевал пройден!
3-4 основные веревки длиной 40-60 м. Скальные крючья в ассортименте - 10-12 шт. Закладки - один комплект. Френды - 2-3 шт. среднего размера. Ледобуры - 8-10 шт. (на случай необходимости навески перил на ледовом западном склоне для подъема по восточному гребню хватит 4-5 ледобуров) Карабины - 15 шт. Удлинительные оттяжки длиной >100 см - 3-4 шт. При прохождении перевала на спуск - 25-30 м расходной веревки.
ледоруб или айсбайль (в том числе 3-4 на группу - с молотками 2-3 на группу - с зарубающимся клювом, как у ледовых инструментов 2-3 на группу - с прямым древком для организации страховки на фирне), кошки, каска, полная страховочная система, спусковое устройство, зажим (жумар), карабины - 4-5 шт., оттяжка для страховки рюкзака. Второй зажим и стремена - опционально: облегчает подъем по перилам с рюкзаком на наиболее крутых участках.
Все перечисленные места ночлега безопасны, но ночевки на восточном гребне не комфортные. Рекомендуется делать первую ночевку под перевальным взлетом Карбышева,стремиться пройти весь восточный гребень за один день и следующую ночевку делать уже на седловине перевального отрога.Пройти за один день весь перевал от цирка до цирка, вообще без ночевки на хребте - крайне напряженно и чревато "зависанием" в темноту на ледовом западном склоне. В принципе такой расклад возможен, но изначально рассчитывать на него не стоит.
По имеющимся у нас сведениям, первое сквозное прохождение пер. Карбышева совершено нашей группой - секции горного туризма Спортклуба НГУ. Несмотря на неблагоприятную погоду, перевал был пройден абсолютно контролированно, аварийных или критических ситуаций не было. Информации об аварийных ситуациях при прохождении восточного гребня пика Карбышева в рамках альпинистских восхождений у нас нет.
Здесь приводится сжатое описание прохождения пер. Карбышева. Подробное
описание см. в отчете о походе. Короткое
видео, наглядно иллюстрирующее технику прохождения пер. Карбышева,
можно посмотреть по адресу:
http://www.youtube.com/v/wk7COpgL9uY
520 - выход с места ночевки на левой боковой морене под перевальным взлетом.
715 - пройдя осыпной кулуар и 1 веревку, поднялись на восточный гребень Карбышева.
1220 - пройдя 4 веревки по гребню, достигли пологого участка между 5-й и 6-й веревками.Здесь 1 час пурговали под полиэтиленом, пережидая грозу.
1730 - пройдя всю скальную часть гребня (еще 6 веревок), вышли к месту, где построен тур.
1830 - прошли 1 веревку до перевальной точки, затем в связках спустились к месту ночевки на седловине перевального отрога и запурговали.Погода плохая.
930 - 1330 - разведка спуска с перевала. Погода весь день очень плохая, продолжаем пурговать.
900 - выход с места ночевки на спуск с перевала. Погода с утра очень плохая.
1 ходовой час - спуск в связках по правому рандклюфту ледника.
1 ходовой час - от подножия ледника до теплого озера.
1 ходовой час - от теплого озера до конца морен и истока р. Арчалытор.
1330 - 1530 - обед у истока р. Арчалытор. В обед улучшение погоды. Вышли на тропу.
1830 - спустились по тропе к Манжалейским стоянкам на р. Джетыогуз.Вечером снова очень плохая погода.
При прохождении пер. Карбышева в противоположном направлении - с лед. Арчалытор на лед. Онтор, на спуск по определяющей стороне, рекомендуется тот же самый маршрут, что и описанный для подъема. По-видимому, канонический вариант альпинистского маршрута Сердюкова на пик Карбышева по восточному гребню предполагает заход из цирка на гребень ближе к вершине, по следующему осыпному кулуару если воспользоваться этим вариантом, то место выхода на гребень должно оказаться где-то в районе наших 4-й - 5-й веревок. Но кулуар Сердюкова может оказаться более камнеопасным. Как вариант, возможен также заход на восточный гребень Карбышева не из цирка Сказки, как было описано выше, а из цирка пер. Арчалытор Ю. Это позволит сэкономить одну перильную веревку, но на категорию сложности всего перевала не повлияет.
При благоприятных обстоятельствах прохождение пер. Карбышева можно сочетать с радиальным восхождением на пик Карбышева. От перевальной точки до вершины Карбышева примерно 200 м относительно несложного склона, скорее всего, проходимого без перильной страховки.
Привлекательная особенность пер. Карбышева заключается в том, что он является одним из самых технически сложных перевалов района, но при этом совершенно безопасен. Это очень спортивный перевал!
Фотографии расположены в порядке, близком к хронологическому. Ссылки на фотографии по тексту технического описания указаны в примечаниях на полях.
Автор каждой фотографии отмечен инициалами:
Коллекция слайдов, включающая ВСЕ заснятые в походе
фотоматериалы,
в том числе оригинальные фотографии в полном разрешении без графических
пометок, находится на DVD диске с электронной версией отчета. Видео
в походе снимали: Елена Сенченко - видеокамерой GoPro Георгий
Сальников
и Леонид Короленко - своими цифровыми фотоаппаратами. Монтаж видео:
Георгий Сальников. Походный фильм на основе видеоматериалов по всему
походу находится в состоянии монтажа и еще не готов. Короткие
видеоклипы,
отражающие техническую работу группы на перевалах Карбышева, Терскей,
Траверс Каракола, имеются на DVD диске с электронной версией отчета,
а также доступны в Интернете по адресу соответственно:
http://www.youtube.com/v/wk7COpgL9uY
http://www.youtube.com/v/0vR4uEk-Jm8
http://www.youtube.com/v/eduF_zvKLsY
По мере готовности будет опубликована и полная версия фильма. Анонс
отчета представлен на портале Risk.ru по адресу:
http://www.risk.ru/users/gsalnikov/200403/
http://www.risk.ru/users/robinsya/200423/