Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 к.с. по Тянь-Шаню в августе 2009 г. Часть 1
Отчет о путешествии на хребты Джаны-Джер и Кок-Шаал-Тоо (Киргизия, Нарынская облась. 2009 г.)
Юго-восток Нарынской области Киргизии. Здесь, в западной части хребта Кок-Шаал-Тау, расположены, ставшие уже давно известными, пики Кызыл-Аскер и Данкова. Чуть севернее, уже в границах Иссык-Кульской области - раскинуты щупальца массива Борколдой, на котором в последние годы побывало несколько альпинистских и туристских экспедиций. Здесь же и находится обширное плато Кагалячап, лежащее в подножии Кок-Шаала. Эта долина даёт начало трём рекам: Узенгикуш, Аксай и Кара-Чукур. Первые две реки, прорывая высокие хребты, уходят в Китай, соединяясь с Таримом, теряющимся позже в жарких песках пустыни Такла-Макан. Кара-Чукур, сливаясь с рекой Джагалмай, впадает в Нарын, который, в свою очередь, питает далёкую Сыр-Дарью. Несмотря на свою географическую значимость, район, ввиду долгой ограниченности из-за статуса пограничной зоны и тяжёлой транспортной доступности, до сих пор является малоизученным и редкопосещаемым. Так, северо-западнее перевала Кубергенты - центральной части плато Кагалячап - уходит на запад 60-километровый хребет Джаны-Джер. Сведений о посещении этого массива какими либо спортивными группами нам найти не удалось. А значит, нам предстояло, пользуясь топографическими картами, материалами спутниковой съёмки, проработать маршрут, который позволил бы в сжатые сроки максимально охватить долины хребта, оценить его доступность и спортивный потенциал...
1. Справочные сведения 1.1. Место проведения: Административный район похода: Атбашинский район Нарынской области Республики Кыргызстан Географический район похода: Внутренний Тянь-Шань, хребет Джаны-Джер, западная часть хребта Кок-Шаал-Тау, отроги массива пика Кызыл-Аскер 1.2. Общие сведения о маршруте:
1.3. Заявленный и пройденный маршруты Заявленный маршрут: г. Бишкек - г. Нарын - плато Кагалячап - устье р. Курумдусу - р. Корумдусу - перевал 4 (1Б) - пик 4903 м (Высшая точка хребта Джаны-Джер, 2Б*) - перевал 6(7) (2Б) - плато Кагалячап - ледник Комарова Западный - пик Jerry Garcia (5000 м, 2Б*) - перевал Window Col (4700 м, 2А) - перевал восточной камеры ледника Кызыл-Аскер Вост. (Правый) (4500 м , 2Б) - плато Кагалячап - г. Нарын - г. Бишкек - г. Алма-Ата г. Нарын - плато Кагалячап - р. Корумдусу - перевал "Улар" (1Б, 4350 м, п/п) - вершина "Змея", (4903 м, высшая точка хребта Джаны-Джер, 2Б, п/п) - перевал "Крыло" (2Б, 4670 м, п/п), перевал "Простор" (1А, 4160 м, радиально с юга) - плато Кагалячап - ледник Комарова Западный -перевал "Window Col" (2А, 4888 м) - западное плечо вершины Jerry Garcia - перевал "4280" (1А, 4280 м) - плато Кагалячап - г. Нарын
И т о г о активными способами передвижения (К=1,2): 130 км
Определения неименованных перевалов:* Номера перевалов даны согласно вложенной карте-схеме. Все перевалы, кроме "10" (Window Col) и "9" (Соло на Ундервуде) заявляются как первопрохождения. Вершина 4903 заявляется как первопрохождение Информация по картографическому материалу: К43-082-1 (1:50 000), К43-082-2 (1:50 000), К43-95 (1:100 000), К43-119 (1:100 000), К43-107 (1:100 000) 1.4. Определяющие препятствия
Рис.1.1. Орографическая схема хребта Джаны-Джер и планируемый маршрут группы
Рис.1.2. Орографическая схема участка хребта Кок-Шаал-Тоо и планируемый маршрут группы. Отмечен базовый лагерь минской альпинистской экспедиции, с которой оговаривалось взаимодействие
Экспедиция на хребты Джаны-Джер и Кок-Шаал-Тау, проводимая во взаимодействии с альпинистской экспедицией на Кызыл-Аскер, ставила целью изучение туристско-рекреационных ресурсов района Киргизии, который до сих пор не посещался туристами и альпинистами. В рамках мероприятия планировалось изучить несколько долин массива Джаны-Джер и подняться на его самую высокую точку - пик "4903 м", который впоследствии получил свое название "Змея". Хребет Джаны-Джер находится севернее Кок-Шаал-Тау, разделяя долины рек Атбаши и Аксай. Этот массив еще ни разу не посещали ни туристы, ни альпинисты. Хребет Джаны-Джер и Западный Кокшаал-Тоо соединяет плато Кагалячап - именно оно и было стартовой точкой похода, а также узловой. Западный Кокшаал-Тоо самый южный хребет в Киргизии. Этот хребет расположен в Центральном Тянь-Шане между озером Иссык-Куль и пустыней Такла-Макан, на границе Киргизии с Китаем. С севера хребет Кокшаал-Тоо граничит с реками Узёнгю-кууш и Мюдюрюм с юга с рекой Кокшаал. Наиболее высокая часть хребта Западный Кокшаал-Тоо простирается от пика Королева на востоке до пика Кызыл_Аскер на западе. В данном районе большое количество вершин высотой около 6000м. Наиболее интересные среди них пик Кызыл-Аскер (5842м), пик Шмидта (5 954м), пик Данкова (5 982м), пик Чон-Турасу или Джолдаш (5 729м), пик Альпинист (5 641м), пик Сергея Королева (5 816м), пик Белый (5697м, не покорен). Для этого района характерно сочетание типично альпийских форм (множество вертикальных скальных стен с перепадом высоты около 1,5-2 км) с огромным оледенением, на Тянь-Шане уступающим только оледенению в районе пика Победы. Весь район, включая низины, зона вечной мерзлоты. Часто встречаются заболоченные участки вплоть до высот 4000 м. Снеговая линия находится на высоте около 4000-4500м над уровнем моря. Долины рек имеют высокую абсолютную высоту около 3000-3500м над уровнем моря. Климат в долине суровый. Средне месячная температура летом около +5+8 *С, погода неустойчивая. Район пика Кызыл-Аскер - это западная часть Западного Кокшаал-Тоо, включая ледники Комарова Западный, Кызыл-Аскер Западный и Восточный с севера и ледник Руднева с юга.
Фото 2.1. Озеро на плато Кагалячап. Высота 3900 м
Рис 2.2. Спутниковый снимок района, соответствующий карте К43-107 2.1.Расположение и картография
Западная часть хребта Кок-Шаал-Тоо (Кок-Шаал-Тау) представлена значительно поднятой над уровнем моря основной линией хребта и сетью отрогов, плавно спускающихся на север к долинам рек Узенгикуш и Мюдюрюм (Карагермес, Аксай). Южные отроги, более крутые и короткие, находятся уже на территории КНР - граница проходит по линии хребта. Наиболее высокие и известные вершины здесь - пики Кызыл-Аскер и Данкова. Западнее пика Кызыл-Аскер хребет стремительно теряет высоту и понижается к реке Кок-Шаал, которая, будучи образованной течением рек Мюдюрюм на востоке и Аксай на западе, уходит в Китай. В 30 километрах севернее хребта Западный Кок-Шаал-Тоо, за плоской высокогорной долиной Кагалячап, расположен хребет Джаны-Джер, уходящий с востока на запад и имеющий протяжённость около 70 км. Географически все три хребта относятся к Внутреннему Тянь-Шаню. Административно - к Иссык-кульской области и Атбашинскому району Нарынской области Республики Кыргызстан.
К43-082-1, К43-082-2 (1:50 000) К43-119, K43-107 (1:100 000) ALPSMW087692770, ALAV2A087692770-RGB (предоставлены ООО "Компания Совзонд") p149r031_7p19990909_z43 N41E077, N40E077
Рис 2.3. Орографическая схема района путешествия
Подготовка к походу началась в январе 2009 года. Выбранный район довольно сложный с суровым климатом и туристы не особо жалует его своим посещением. Также необходимо учесть, что массив Джаны-Джер еще ни разу не посещался туристами и альпинистами (описание данного хребта полностью отсутствует). Все это заставило уделить вопросу безопасности первостепенное место. Приблизительно в это же время мы узнали о готовящейся экспедиции минского альпинистского клуба "Хан-Тенгри" при участии альпинистов клуба ЦСКА им. Демченко (Москва) на Кызыл-Аскер. Это обеспечивало большую безопасность при условии взаимодействия. Благо сроки нашего похода и их экспедиции практически совпадали. Много сил было потрачено и на картографическую проработку предстоящего путешествия. Подобраны и соотнесены с данными радиовысотомерной съёмки снимки спутника Landsat-7. Также получены спутниковые снимки высокого разрешения, которые нам были любезно предоставлены ООО "Компания Совзонд".
Заезд и выезд из района Чтобы попасть на плато Кагалячап, разделяющего хребты Джаны-Джер и Западный Кок-Шаал-Тау - стартовой и узловой точке нашего маршрута, необходимо преодолеть 140 км на автомобиле от г. Нарын по очень непростой дороге, а также пройти 2 погранзаставы - Кынды и Орто-Кашкасу. До Нарына от Бишкека 360 км, сюда можно ехать рейсовым автобусом (ходит один раз в сутки), на маршрутке или такси. Последние два варианта вполне выгодны, учитывая небольшую стоимость (легковая машина Бишкек-Нарын на четырёх человек будет стоить около 2000 сом (примерно $50 на момент нашего путешествия). Также маршрутки и такси ходят в Нарын из Балыкчи. От Нарына до плато Кагалячап других вариантов, кроме заказанной заранее машины с повышенной проходимостью, нет. В нашем случае заброска в стартовую точку похода осуществлялась на 2 машинах. Одна из них - это заказанная заранее машина-микроавтобус в Бишкеке (у Владимира Жидкова: г.Бишкек, ул.Кудрука 128, тел. +996-312-248696, +996-502-769619), а вторая - джип, арендованный еще в Алма-Ате. Выехав 1 августа из Бишкека, к вечеру уже были в Нарыне. В Нарыне останавливаемся у Маримы Аманкуловой (г. Нарын, ул. Боласагын, 14. Тел.: +996-3522-41457, 50895).
Необходимые документы, регистрация и прочие формальности Гражданам СНГ не нужна виза для посещения Киргизии. Для граждан России регистрация необязательна - в отсутствии таковой можно находится на территории республики до 90 дней. Максимальная концентрация милиции - автовокзал в Бишкеке. Тут и наличие необходимых документов не защищает от домогательств "служителей порядка". В других населенных пунктах республики встреча с милиционерами - скорее исключение, чем правило. К сожалению, мы вынуждены по-прежнему констатировать факт, что в Киргизии, как и в большинстве стран ex-USSR, слово "милиция" больше ассоциируется с понятием "беда", а не с понятием "помощь". Для посещения приграничных зон Кыргызстана, а таковыми и являются долины, лежащие южнее хребтов Ат-Баши, Джаны-Джер и Борколдой, необходим пропуск. Выписывает его МВД или погранотряд, в чью зону ответственности попадает посещаемый район. Для нахождения в пограничной зоне мы получали пропуск в погранзону в военной части 2025 г. Нарын (Нарынский погранотряд). Такой погранпропуск может иметь произвольную форму, при этом обязательно наличие общей нитки маршрута с датами прохождения ключевых участков и сроком пребывания в районе. Заверяется эта бумага командиром части. Необходимыми документами были ксерокопии паспортов и форма-список участников с описанием маршрута. Оформлена такая бумага должна быть, по возможности, от организации (буквально любой). В нашем случае это был ТССР. После того, как на пропуске будут все необходимые визы, нужно сделать несколько копий такого документа - часть из них нужно будет отдать на погранпостах. Национальная валюта Киргизии - сом. Поменять деньги можно только в городах (Бишкек, Балыкчи, Каракол, Нарын). Цены на продукты и питание невелики. В придорожном "кафе" (вагончик или юрта) можно пообедать за 35-50 сом. Чем дальше от цивилизации, тем "кафешки" встречаются реже, но и цены падают буквально в несколько раз. Кое-что из питания можно купить и в крупных поселках. Качественные и сублимированные продукты не встретишь, но крупы, рис и конфеты не являются редкостью. Местное население на далеких пастбищах весьма гостеприимно, практически в любой юрте вас пригласят попить чай с лепёшками и сметаной.
2.3.Безопасность, страховка и организация связи
Как уже подчеркивалось выше, с учетом сложности района, вопросы безопасности были первостепенны. Было предприняты следующие шаги: · была предусмотрена радиосвязь внутри группы, а также регулярные сеансы связи с альпинистами экспедиции на Кызыл-Аскер, выделены частоты, назначено время выхода в эфир · в нашей группе, у минчан, а также у ожидавшего нашего возвращения водителя Владимира были спутниковые телефоны, время выхода на связь "по спутнику" было также оговорено · обязательным условием участия в походе было наличие медицинской страховки с условием транспортировки авиатранспортом · были рассмотрены запасные варианты и аварийные выходы с маршрута · Дополнительно, у каждого человека в группе был т.н. контакт-лист, содержащий максимум полезных и могущих пригодиться телефонов и адресов. Кроме общих контактов, сюда были включены, номера спутниковых телефонов, позывные, частоты радиосвязи, время сеансов связи. Данный контакт-лист приведён в приложении.
Связь Радиосвязь была необходима как внутри группы, так и с альпинистами из Белоруссии. Поэтому мы взяли мощные и дорогие рации, поскольку все это связано с вопросами безопасности, которым в данном мероприятии уделялось крайне много внимания. Итак выбор пал на YAESU VX-177 (рабочий диапазон частот 430-440 МГц) и Yaesu VX 8R (Рабочий диапазон частот: прием 0,5-999 МГц, передача 50-54, 144-148, 430-450 МГц.), а выходная мощность передатчика 5 Вт часто компенсирует плохое распространение радиоволн в ущелье. Для каждой из групп, отправляющихся в район, был определён позывной, а также время и интервалы выхода на связь. Практически, радиосвязь нам пригодилась как для связи между группами, так и внутри группы, при радиальных выходах и технической работе на маршруте, также радиосвязь активно использовалась при спасработах. Также одна рация была вручена Володе - водителю, который оставался нас ждать на плато Кагалячап и возможность связи с ним была актуальной. Другим, альтернативным видом связи, был спутниковый телефон. В нашей группе использовался телефон системы Иридиум ("Iridium"). У группы альпинистов из Минска и у нашего водителя Владимира спутниковые системы были "Thuraya". В течение суток было оговорено два сеанса связи - дневной и вечерний. Для подзарядки телефона использовалась солнечная батарея достаточной мощности. Таким образом, не было крайней нужды экономить заряд аккумулятора и могли не ограничивать себя в количестве передаваемых SMS и длительности разговоров (помимо финансовой стороны вопроса, разумеется).
Страховка Перед походом все были застрахованы в Компании "РОСНО". (115184, Москва, Озерковская набережная, 30, тел. +7 (495) 232-33-33). Страховой сбор составил около $20 с человека, при этом сумма страхового вознаграждения была $30 000, что покрывает затраты на авиатранспортировку человека в случае непредвиденной травмы или болезни. Также группа дополнительно подсраховалась в местной, киргизской компании ak-sai travel. Были направлены сканы страховых полисов Калашниковой Елене (контактная информация: +996775581371- Елена Калашникова +996775583343-Светлана Федина, сайт компании www.ak-sai.com).
Аварийные ситуации Стратегически, маршрут не был полностью автономным. Во-первых, он состоял из двух "кусков" ("колец"), между которыми заранее предусматривалась встреча группы с альпинистами. На этом же этапе мы забирали "заброску". Во-вторых, у нас была практически постоянная связь с ожидавшим нас водителем Владимиром: по спутниковому телефону и радио.
Днёвки и планирование графика движения Мы не планировали днёвок на маршруте, собираясь заменить их полуднёвками по мере появления достаточного времени после прохождения ответственных участков. При этом на каждый из двух кусков маршрута было выделено по запасному дню. Период путешествия (начало августа) - самое тёплое время на уровне снегового пояса района. Поэтому, чтобы меньше "месить снег", все подъёмы были достаточно ранними - около 5:00..5:30 утра. Во время обеда нас ждал лишь лёгкий перекус (для экономии времени без горячего и чая), а вставать на бивак мы всегда старались до шести часов вечера. Таким образом, вечером удавалось хорошо отдохнуть, а пик нагрузки всегда приходился на 9-12 часов утра.
Фото 2.4. Заезд в район путешествия
3. Развернутый график и схемы похода
3.1. Участки пути, километраж и метеоусловия
3.2.Схемы маршрута
Общая нитка маршрута, нанесённая при подготовке похода на хребтовку карты К43-119 (1 : 100 000).
Фрагмент орографической схемы* хребта Джаны-Джер. *Схема сделана на основе снимка спутника Landsat-7 и карты К43-107
Орографическая схема хребта Джаны-Джер и маршрут группы (красная линия). Направление движения - на северо-восток по левому берегу р. Корумдусу, выход на плато Кагалячап со стороны истоков реки Карачукур
Автор текста: Андрей Ладынин Дополнения: Дмитрий Супонников
Комментарии к тексту: · Левый/правый - даётся орографически, если не указано отдельно · Карты-схемы, приводимые по тексту, ориентированы на север · Координаты приводятся в системе WGS84. Стоит учесть, что показания GPS-навигатора иногда снимались в режиме "холодного старта" и могут содержать погрешности
Нотации: · скальник - отдельный выход скал · ЧХВ - чистое ходовое время · зеленка - зона альпийских лугов · пенка - коврик теплоизоляционный · номера перевалов и высоты вершин, упоминаемые в описаниях, отнесены к карте-схеме в п.3.2 на странице 18 данного отчёта
Наша экспедиция для основного состава участников, началась в славном городе Бишкек. Погрузив рюкзаки и снаряжение в Делику, мы двинулись по окружной дороге на встречу с нашим руководителем Дмитрием Супонниковым, который добирался из Алма-Аты на втором транспортном средстве Сузуки Гранд Витара. Итак 01.08.09 в 8:30 мы встретились с Димой и уже на двух машинах направились в сторону Нарына.
В Нарыне мы сразу забрали пропуска и поселились на постоялом дворе Маримы Аманкуловой, где останавливались и в прошлые годы. Основная часть народа разбрелась гулять по городу, кто-то спал. Мне же пришлось все отведенное время на Нарын ремонтировать рюкзак, которому серьезно досталось в аэропорту Манас.
Утром 01.08.09, погрузив рюкзаки в машины, наша команда отправилась на рынок, чтобы купить несколько десятков манты, тушенку для водителя Володи, хлеба и овощи.
Далее наш путь следовал к плато Кагалячап. Общее расстояние от Бишкека до нашей стартовой точки составило около 500 километров. Этот путь мы проехали за 2 дня, причём на последний, 140-километровый переезд, ушёл целый день. Стоит сказать, что мы сомневались в правильном выборе транспортного средства. Изначалльно планировалось нанять "Урал", но для нашей компанию из шести человек он оказался дорогим, да и перегонять его пришлось бы не из Нарына, а в лучшем случае из Каракола. Однако, несмотря на переправы с большими булыжниками под водой, крутые спуски, канавы и даже колючую проволоку, которая валялась на плато, мы доехали до нужного места в креслах наших внедорожников (фото 4.0.1).
В первый вечер мы только прогулялись на пару километров в северном направлении от лагеря, чтобы убедиться в проходимости сыртов. Достаточно твёрдая растрескавшаяся глина с редкими пучками травы выгляядела хорошей основой для передвижения, не будучи раскисшей под дождями.
Фото 4.0.1.
Наш первый лагерь стоял у живописной реки Аксай немного выше устья Корумдусу, с видом на горы хребта Кок-Шаал-Тау. (высота 3440 м) (N41°9.13' E77°4.14') (фото 4.0.2).
Фото 4.0.2. Первый бивак экспедиции
Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||