Автор: Алексей Заводский, Москва

Национальный парк Сагарматха. Путь через три перевала. Часть - 1

Вступление. Катманду - Лукла (Lukla 2840) - Джорсале (Jorsale 2803) - Намче Базар (Namche Bazar 3404). Намче Базар. Дни с первого по третий.

Ну вот пожалуй можно начать рассказывать про то, как складывалось моё фотопутешествие через три перевала в национальном парке Сагарматха в апреле-мае этого года. Маршрут нахоженный, но всё таки не самый популярный, всё таки это не трек к базовому лагерю Эвереста, хотя и трек к базовому лагерю Эвереста тоже очень красивый и, на мой взгляд, далеко не самый просто в Непале, но я расскажу вам о маршруте через три перевала, который в свою очередь тоже цепляет базовый лагерь Эвереста, деревню Горакшеп, смотровую площадку Калапатар (назвать Калапатар горой язык не поворачивается) и многое другое.

Для начала пару слов о самих перевалах, какие же три перевала я прошёл, с какими задачами и в каком исполнении:)

Я шёл с запада на восток и перевалы проходил вот в такое последовательности: Ренджо Ла (Renjo La 5360 м.), Чо Ла (Cho La 5330 м.) и Конгма Ла (Kongma La 5535 м.) Я шёл с палаткой, тёплыми шмотками, газом, едой, в общем всем необходимым для автономной жизни на высотах более 5000 метров, так же пёр с рюкзак с фототехникой.

В начале пути компанию мне составил Александр Попов, но потом из-за разницы в планах и состоянии здоровья мы решили разделиться и следовать каждый своему маршруту. Но стартанули мы из Катманду вместе и собственно к этому первому дню я и хочу перейти, чтобы начать всё по порядку и следовать моим ежедневным записям которые я вёл в блокноте ежевечерне:)

И так, в путь!

День 1. 17.04.2013

Из Катманду в Луклу мы с Саней вылетели первый самолётом Ситы примерно в 6:30 утра, для этого мы прибыли в аэропорт примерно в 5:15 и как ни странно аэропорт к тому времени был закрыт. Сперва кроме нас у дверей аэропорта тёрлось только трое туристов, но очень скоро народ стал резко прибывать и в основном группами. Одна из групп была канадской и их тимлидер, тучный усатый мужик, узнав что мы русские, презентовал мне денежную купюру в размере 50 русских рублей. Сказал что на счастье.

Но счастье как-то не сразу повернулось к нам лицом. На входе в аэропорт, просветив наши вещи, служба безопасности попросила нас вытащить из рюкзаков газ и оставить его здесь. До сих пор не понимаю почему, это же не ручная кладь, почему я не могу положить туда газ? Как тогда вообще газ попадает в тот регион, его по земле что ли тащат? Ни за что не поверю!

Дальнейшая регистрация прошла успешно, собственно как и сам перелёт, буквально через 25 минут полёта мы благополучно плюхнулись на огрызок полосы в Лукле. Не буду рассказывать подробно о аэродроме в Лукле, скажу лишь, что он является одним из самых опасных аэродромов в мире, подробностей хватает на просторах интернета.

С багажём оказалось сложнее, Санин рюкзак прилетел, а мой вот почему-то нет, на мои вопросы адресованные работникам авиакомпании, я получил ответ, что надо подождать, часть багажа с этого рейса летит другим самолётом. И правда, примерно через пол часа приземлился борт, совсем маленький и без пассажиров, зато с моим рюкзаком, ну и не только с моим разумеется.

Ну а дальше вперёд и только вперёд. Взвалили с Саней свои рюкзаки и пошли, время ещё совсем ранее, где-то 8:30, весь день ещё впереди. Где-то через час остановились на завтрак, кушать к тому времени уже хотелось сильно. После завтрака пошли дальше.
Вот такие нарядные мулы попадались нам на пути. Мулы возвращаются из Намче обратно в Луклу уже налегке, завтра новый рабочий день, завтра они пойдут обратно в Намче, но уже гружёные.

В этот день мы решили не идти в Намче, в принципе мы это сразу так и планировали, так как в Намче получается совсем другая высота и если бы я ещё и потянул такой перепад, так как я до этого уже сходил в Лангтанг и имел несколько ночёвок на 4400 м., а вот Сане после нулевой Москвы пришлось бы точно не сладко.
Остановились мы в последнем населённом пункте перед началом большого подъёма в Намче, в местечке под названием Джорсале 2803 м. (здесь и далее везде высота приведена в соответствии с данными с моего GPS Garmin eTrex 20, эта высота как правило фиксировалась на точке моей ночёвки, будь то лодж или место стоянки в палатке).

Разместились, пообедали и пошли немного прогуляться и пофоткать. Погда сегодня правда весь день не очень фотографичная, пасмурно и периодически моросил мелкий дождик, но занять-то себя чем-то надо:)
Перешли по мосту на противоположную сторону реки и пошли не по основной тропе, как бы в сторону Намче, а вверх. Куда ведёт эта тропа мы так и не поняли, но тропа уверенная, по-любому там есть какая-то деревня. Встретили парня с яками шедшего вниз.

Я вот когда одеваюсь по домашнему, то выгляжу как шут гороховый:))

Другое дело Саня, настоящий трекер:)

Буквально через пару минут по этому же мосту проскакал во весь опорт джигит на лихом коне.

Это я себя поймал в отражении, лицо у меня тут ещё имеет человеческий вид, потом я покажу, что сделало со мной солнце за двое суток на снегу:)

Поужинали Дал Батом, а перед сном с Сашиного айпада посмотрели часть нового фильма "Джанго освобождённый", Тарантино как всегда порадовал! Спать легли около 20:00.

Данные с GPS с участка Лукла - Джорсале:

• Кофе с молоком - 80
  • Чай - 70
  • День - 2. 18.04.2013

Спалось отлично, проснулся где-то в 5:50. Саня жалуется, что простыл, это конечно не очень хорошо.
    Из Джорсале до Намче шли вообще не спеша, я остановился у моста в самом низу и немного пострелял по переходящим реку якам, портерам, туристам, альпинистам, в общем по всем кто подвернулся под дуло моего объектива:)

От этого моста и до самого Намче Базара идёт один сплошной подъём, многим уже тут приходится не сладко, даже тем, кто идёт налегке, всё таки высота переваливает за 3000 метров, а физическая готовность многих треккеров оставляет желать лучшего, посему я даже не берусь предполагать сколько у некоторых уходит время на этот подъём. Но мы, как я уже и говорил, тоже шли не спеша и в Намче добрались где-то к 11 часам. Вот данные с моего GPS на этом участке:

Джорсале - Намче Базар
    Расстояние - 6,5 км
    Время в движении - 1ч 56 мин
    Общее время - 3ч 09 мин
    Сред. скорость в движении 3,4 км/ч
    А портеры тянут свою лямку и проскакивают этот участок максимум за час:)

В Намче устроились в лодж в котором я останавливался 2 года назад, называется Sun Site Lodge. Лодж не большой, цены вменяемые, очень милая хозяйка бабушка-тибетка, из минусов то, что туалет на улице.
    Первым дело решили принять душ, ведро горячей воды обошлось в 200 рупий. Душ в горах это настоящий праздник, это сразу и тепло и чистота, одно из не многих удовольствий для тела, которое удаётся позволить себе далеко не каждый день:) После душа пошли гулять, по плану был обед и покупка газа.
    Газ купили по 550 рупий за баллон 230 грамм, я считаю, что очень по божески, я думал, что в Намче газ будет дороже. Взяли 4 баллона. Для сравнения, в Катманду такой баллон стоит 300 рупий.
    Потом нашли не дорогую локальную кафешку, где не было меню и к обеду подавалось лишь одно блюда - мо-мо с мясом. Я попросил сделать суп мо-мо и мне не отказали. Суп мо-мо с мясом обошёлся нам по 150 рупий за порцию:)
    После обеда я досмотрел "Джанго освобождённый. Тарантино всё таки гений!
    Днём немного вздремнул, а затем мы подбили планы на ближайшие пару дней. Решили завтра остаться в Намче, сделать акклиматизационный выход, а послезавтра перейти выше в сторону перевала Ренджо Ла, дойти до деревни Таме или ещё чуть выше и остановиться уже в палатках.
    Ближе к вечеру пошли прогуляться по окрестностям и попробовать что-то снять, свет очень быстро ушёл и всё заволокло облаками, на пару кадров я стрельнул. Заглавную фотку в этом посте я снял в тот вечер.
    На ужин был Дал Бат.

Цены из меню:

• Дал Бат - 400
  • Тибетский хлеб - 240
  • Овсяная каша - 230
  • Омлет с сыром - 220
  • Кофе с молоком - 70
  • День - 3. 19.04.2013

Спаслось как-то с большим количеством снов. Снилось и море и снег и ещё какой-то лев который хотел меня сожрать:))
    Проснулся в 6:10.
    После завтрака пошли в акклиматизационный выход. Решили не изобретать велосипед а пройти кругом через деревню Кумжунг (Khumjung 3780 м.) верхняя точка этого круга получается где-то 3850 м.

Намче сверху.

Над Намче есть грунтовая взлётно-посадочная полоса, я думал, что на такую полосу должны содиться какие-то специальные самолёты, ан нет, оказало, что самые обычные:)

На второй фотке видно, как слево поднимаются люди, так вот они поднимаются из Намче и взлетающий прямо у них над головой самолёт, мягко говоря, стал для них неожиданностью:)))

Саня-волейболист и тут себе нашёл волейбольную площадку:)

Вид в сторону Луклы.

Я вернулся в Намче очень голодный и сразу пошёл есть, а Саня пошёл отдыхать, он себя вообще не очень хорошо чувствует. Я пообедал в той же локалочке теми же мо-мо, а после обеда вздремнул пол часика. Ближе к вечеру пошли на местный рынок, я докупил лапши, сникерсов, арахиса, ещё мы взяли 10 яиц и ещё я купил 200 гр. сливочного масла, очень этому рад! В который раз удивляюсь, на сколько в горах начинаешь ценить самые простые вещи:)