Руководитель: А.Фармаковский, Москва

Продолжение. Часть 1 здесь

Перевал Лена, 2А, высота 3215 м

Ориентация:Северо-запад – Юго-восток.

Прохождение с юго-востока на северо-запад

Характер перевального взлета: скально-осыпной, снежно-ледовый.

Соединяемые долины: р.Каинды-Одру - р.Л.Юнгур. Восточнее в.3348

Седловина:скальный гребень.

Широта (WGS84): N49°58.596'

Долгота (WGS84): E87°23.291'

Период времени:август 02.08.2011 9:32

Погода: с 5-00 до 7-00 дождь, после 7-00 переменная облачность

Меры безопасности: При подъеме на перевал на скально-осыпном склоне движение плотной группой, сильно сыпет, при подъеме стоит придерживаться за скальные выступы с правого или левого борта – иначе съезжаешь. Крутизна осыпного склона – 30 град.

При спуске большое внимание к линии схода камней при организации станций, станции должны находится вне ее. Должны быть выделены наблюдающие за склоном, склон рано освещается солнцем при безоблачной погоде.

Снаряжение: Личное: каска, ледоруб, ледобур, ИСС, кошки, спусковое устройство, прусик, жумар, 4 карабина

Общественное: 3 веревки, 3-4 расходные петли, 5 ледобуров, 5 карабинов (в верхней части перевала возможно использование крючьев на 1ой или 2ой станции)

Рекомендации:

В текущем снежно-ледовом состоянии не рекомендуем проходить перевал в обратном направлении по тому же пути, в связи с высокой камнеопасностью и кулуарном падении камней по изменяющейся траектории. А также перевал не рекомендуем для прохождения в не достаточно подготовленных группах. Для прохождения перевала рекомендуем большее количество веревок и станций(у нас было 3 веревки). Также советуем уменьшить количество сдергиваемых веревок, стараться снимать веревки хождением последнего без рюкзака с нижней страховкой – в связи с ссыпанием камней при сдергивании веревки.

Описание:

Утром перевал был закрыт туманом, поэтому вышли позднее запланированного. С 7.50 поднимаемся по осыпному склону, придерживаясь за края кулуара (длина около 20 м, осыпной склон 30-40°). Характер сыпухи слоистый (похож на дерево)(рис 83-84). В 10.00 поднялись на перевал(рис 85-87), сразу начинаем вешать веревки на спуск(из-за высокой камнеопасности противоположного склона). Перевальная седловина узкая скальная. Спускаемся по описанию Лазаренко ТК МИЭМ: уходим в правый кулуар на снежно-ледовый склон до 35-45°. Первая и вторая верёвки – на петлях, третья, четвёртая и пятая – на ледорубах(рис 91), шестая и седьмая – на ледобурах. Между шестой и седьмой верёвкой спускались на 3 такта около 70м по 30 градусному снегу.

Перевал камнеопаснен, с четко определенной линией падения камней. Станции и по возможности веревки нужно вешать вне траектории падения камней. Третья станция находилась правее кулуара, остальные - левее кулуара, в который уходят камни. Кулуар вырисовывается четко после 3ей веревки. На наш взгляд, в данном снежно-ледовом состоянии и по этому пути спуск требует хорошей технической подготовки группы. В 16.30 спустились с перевала, перекусили(рис 97-100). В районе пер. Разведочный мы видели группу, как потом в переписке выяснили, ТК ТАКТ из Томска, рук. Лора Кудоярова, они разведывали пер. Лена с обратной стороны, но отказались от прохождения, в связи с опасностью подъема. И единственно возможным путем подъема они посчитали наш путь спуска, остальные кулуары упирались в скальные стенки. Часть фотографий в отчете с пер. Разведочный от них(рис 92-96). С 17.40 начали спуск по моренным валам. Долина пер. Лена заканчивается бараньими лбами, поэтому обойти их можно либо по морене правее, либо левее. Правее спуск кулуарный и крутой, с возможностью схода камней в кулуаре. Предпочтительнее движение левее по долине (туда ведёт тропа). Мы спускались к озеру по левой стороне долины по осыпному склону (35°). Осыпь твердая застоявшаяся, местами необходимо пересекать ручьи (рис 101-102).

За 2 ходки к 20.00 спустились к озеру и остановились в верхней части. В верхней части озера стоянки каменистые, в нижней части можно стоять на траве. Озеро обходиться со всех сторон.

По описанию Аверьянова Д.В. от 2000 года есть возможность спуститься с пер. Лена другим путем - забирая влево, а не вправо. Мы не обнаружили возможности для спуска: левее и прямо ниже перевальной седловины везде скальные сбросы. По его описанию все ходится без провешивания веревок. Возможно, отсутствие этого пути спуска - результат землетрясения 2003 года.

Мы пользовались описание Лазаренко Е.Р. от 2009 года - спуск вправо по снежнику. Обнаружили петли от 2ух станций 2009 года в верхней части спуска, как и описано отчете:

Снята записка:

Группа туристов ТК МИЭМ&ТК МИСиС, г. Москвы в рамках школы СУ, совершая пешеходный поход 4 к/с, в составе 5 человек вышла на перевал (к туру): пер. Лена(2А) 3115 м. 8 августа 2009 года в 09-25. Метеорологические условия: ясно, безоблачно. Состояние группы отличное. Группа уходит в направлении долины р. Юнгур, время выхода 08 августа 2009 года 10-10.

Руководитель: Лазаренко Е.Р. Участники: Журавлев Е.В., Худяков С.В., Назарова И.А., Гришин Д.В.

Снята записка группы: т/к Ювента г.Новосибирск от 8 сентября 2005 г. Под руководством Анниковой Татьяны.

Маршрутная книжка №1/1-404

Всем успехов и хорошей погоды на Алтае!!! J)

Перевал Молодых , 2А, высота 3070 м

Ориентация: Северо-запад – Юго-восток.

Прохождение с юго-запада на северо-восток

Характер перевального взлета: снежно-осыпной, с севера ледник подходит прямо на седловину перевала.

Соединяемые долины: долина р.Юнгур(со стороны пер. Зелинского и Столбовых и со стороны пер. Москвичей)

Седловина: узкая скальная

Широта (WGS84): N50°02.587'

Долгота (WGS84): E87°24.720'

Период времени: август 04.08.2011 13:49

Погода: Слабая облачность, без осадков

Меры безопасности: При подъеме по осыпному склону движение плотной группой до снежника. При движении по перилам по снежнику нижние участники не стоят под снежником «под линией движения камней». При движении по снежнику – внимание к лежащим камням.

При спуске - внимание к налипающему снегу на кошки (сбивание или хороший антиподлип), внимательное маневрирование между трещинами.

Снаряжение: Личное: каска, ледоруб, ИСС, кошки

Общественное: 3 веревки, по веревке на связку, 1-2 расходные петли, крючья, молоток, 2-3 ледобура

Рекомендации:

На подъеме мы нашли 2 организованных ранее станции: нижняя на крючьях, верхняя на спите. Видимо из-за малого количества снега в этом году – первой веревки нам хватило(50 м), а для верхней веревки нам пришлось организовывать ледобурную станцию и длинный ус страховки. До спита остается около 10 м.

Описание:

В 09.15 выходим с места стоянки в сторону ледника. В нижней части ледник зачехлён, поэтому поднимаемся в ботинках по зачехлению, затем одеваем кошки. В пологой части ледника есть несколько крупных трещин, переходим их по ледяным мосткам или перепрыгиваем(рис 109-111). В сторону перевалов Туманных ледник закрыт(рис 114). Пер. Молодых начинает просматриваться только с пологой части ледника, при просмотре ниже он закрыт рыжим скальным хребтом(рис 112-113). Подходим к перевалу по моренам, поднимаемся по осыпному перевальному склону плотной группой, используя личную технику самостраховки. На снежно-ледовом склон крутизной приблизительно 35-40° вешаем две верёвки. Первая на двух крючьях, вторая – на ледобурах. Между первой и второй станцией нашей пятидесятиметровой верёвки не хватило метров 10(чтобы мы могли дотянуться до оставленного спита), поэтому станцию вешаем на ледобурах (рис 116-117). Поднялись на перевал в 15.20. Седловина перевала находиться по ходу движения левее. С другой стороны перевала прямо под седловиной подходит закрытый ледник (рис 119). При подъёме характер склона более ледовый, чем снежный, а при спуске – наоборот. В 15.35 связываемся, одеваем кошки, спускаемся по крутому снежному склону порядка 30-35°, уходя вправо. Ледник имеет ступечатый характер: крутой спуск с перевала, выполаживание и снова крутой спуск. В моментах крутизны ледника большое количество трещин. Левее по ходу трещины расходятся, правее, как правило, сужаются(рис 120-122). В моменте выполаживания движение практически по прямой в сторону пер. Москвичей. На ровной части ледника можно ночевать (видели стоянку прошлой группы). Спускаемся к подножию пер. Москвичей к 16.40, там ледник зачехлён мелкой сыпью и можно расположиться на каменистую стоянку(рис 123). При выборе места под палатки рекомендуем соблюдать безопасную отдаленность от склона из-за опасности камнепада.

Снята записка:

Группа туристов клуба ТАКТ г. Томска, совершая горный поход 3 к.с. в количестве 7 человек вышли к туру на пер. Молодых 2А со стороны долины р. Юнгур пер. Москвич 3 августа 2011 г. в 7-55. Облачно, сильный ветер. Состояние группы хорошее, продолжаем движение в сторону пер. Туманный Вост. 2А. Снята записка группы Саратовского обл. клуба под руководством Бабанова Д.Ю. Руководитель группы Князева А.А.

www.takt.tomsk.ru Всем удачи, хорошей погоды!

Перевал Москвичей , 1Б, высота 3075 м

Ориентация: Север - Юг.

Прохождение с юга на север.

Характер перевального взлета: скально-осыпной.

Соединяемые долины: долина р. Юнгур и ледн. Гляциологов, долина р.Шавла

Седловина: широкая,скальная, с севера ледник подходит почти к седловине

Широта (WGS84): N50°03.323'

Долгота (WGS84): E87°24.154'

Период времени: август 05.08.2011 9:13

Меры безопасности: При подъеме движение плотной группой при движении по осыпному склону. Движение по леднику Гляциологов только в связках, внимательно маневрируя между трещинами (где они видны).

Снаряжение: Личное: каска, ледоруб, ИСС, кошки

Общественное: 3 веревки, по веревке на связку.

Рекомендации: рекомендуем не проходить перевал насквозь, без связки с пер. Орбита, хотя такой маршрут возможен. Ледник Гляциологов сильно изрезан и требует длительного маневрирования. Удобно ночевать под пер. Москвичей со стороны дол .р. Юнгур. На леднике Гляциологов удобно ночевать только около перевальной седловины пер. Москвичей, но хуже.

Описание:

В 8.15 вышли в сторону пер. Москвичей. Пер. Москвичей – самое правое и низкое понижение среди зубьев(рис 124, 118). Подъём по крупным камням чем выше, тем заметнее становится тропа на перевал. Выход на седловину левее по ходу движения. Характер седловины каменистый, скальный. В 9.15 поднялись на перевал (рис 126). С перевала хорошо видна седловина пер. Орбита (рис 127). Прямо под седловиной начинается закрытый ледник Гляциологов. К 10.30 связываемся, одеваем кошки. Ледник с большим количеством трещин, переходим их по мостам или перепрыгиваем. Слегка траверсируя, подходим под седловину пер. Орбита(рис 128-129). Под перевалом два бергшрунда, мы обходим их, траверсируя по ледовым мостам, ледник пологий.

Снята записка:

КАК (НИМИ) Радуга г.Москва, от 2 августа 2011 года, в 15 часов на пер. Москвич. Метеоусловия дождь, ветер. Состояние группы нормальное. Состав группы: Иванов Н.Л., Давыдов, Сканайкин, Ибрагимов. Привет любителям самостоятельных походов.

Перевал Орбита , 1Б, высота 3000 м

Ориентация: Запад-восток.

Прохождение с запада на восток.

Характер перевального взлета: снежно-ледовый на западе, осыпной на востоке

Соединяемые долины: ледник Гляциологов и Верхн. Шавлинское оз.

Седловина: широкая, осыпная

Широта (WGS84): N50°03.627'

Долгота (WGS84): E87°24.712'

Период времени: август 05.08.2011 12:02

Меры безопасности: Движение по леднику Гляциологов движение в связках, внимательно маневрируя между трещинами (где их видно). Ледник Гляциологов сильно разрезан. В нашем случае была необходимо провешивание перил по льду на седловину, крутизна льда 30-35 град.

При спуске – движение плотной группой оп осыпному склону.

Снаряжение: Личное: каска, ледоруб, ИСС, кошки

Общественное: 3 веревки по веревке на связку, 2-3 ледобура.

Рекомендации: Советуем закладывать в маршрут связку перевалов Орбита-Москвичей, это позволяет за день пройти 2 перевала 1Б и, главное, не маневрировать в сложных трещинах в низовьях длинного и закрытого ледника Гляциологов. Прохождение в обратном направлении также возможно и удобно. На перевале можно поставить несколько палаток.

Описание:

Со стороны подъема(со стороны ледника Гляциологов) на перевальную седловину идёт крутой лёд 30-35 град. Вешаем одну верёвку на ледобурах. В 12-00 поднимаемся на перевал(рис 130-131). Характер седловины осыпной, на седловине можно поставить 2-3 палатки. Спуск с перевала по средней осыпи, по тропе(рис 132). Под перевальной седловиной начинается ледник: правее – закрытый, слева – открытый. Проходим ледник по открытой части, перепрыгивая многочисленные трещины. Ниже ледник зачехлён(рис 133-134). Под ледником есть небольшое озеро в моренах. В 13.15 мы спустились к нему. Сразу за озером начинается тропа по «старой» морене, хорошо промаркированная турами, выводящая к Верхнему Шавлинскому озеру(рис 136). Чуть выше него есть два озера с мутной и голубоватой водой.

Снята записка:

Группа туристов Саратовского областного клуба туристов РФ, г. Саратов. В количестве 8 человек, совершая горный поход 3 категории сложности, вышла к туру на перевал Орбита 1Б со стороны пер. Москвич метеоусловия переменная облачность состояние группы удовлетворительное группа продолжает движение в направлении долины р.Шавла. Движение по маршруту от тура начато в 12-00, 02 августа 2011 г. Снята записка группы тур. Клуба ТАКТ Омск от 02.08.2011 под руководством Князевой А.А. Руководитель группы Бабанов Д.Ю.

Перевал Орой , н/к, высота 2229 м

Ориентация: Юго-запад – Северо-восток

Прохождение с юго-запада на северо-восток

Характер перевального взлета: травянистое болотистое поле

Соединяемые долины: дол. р.Ештыкол и р. Орой

Седловина: широкая травянистая

Широта (WGS84): N50°14.552'

Долгота (WGS84): E87°28.194'

Период времени: август 08.08.2011 11:17

Меры безопасности: Главное внимательно ориентироваться, через перевал идет дорога.

Снаряжение: минимальное для передвижения

Общественное: не требуется

Рекомендации:

На перевале стоянка возможна, но лучше ночевать до него или после.

Описание:

Вышли в 8.45. От стоянки начались травяные поля, идет натоптанная тропа, за 3 ходки в 11.15 доходим до пер. Орой (рис 144-146). Ниже перевала домик алтайцев, около него проходит грунтовая дорога до р.Мажой. Копченный сыр – 100р, лепешка – 70р, творог – 100р., молоко - , айран - .

Записка не обнаружена.

Дневник маршрута

24 июля

Погода: дождь с кратковременными прояснениями.

Утро началось с дождя, потом на короткое время вышло солнце. Мы выехали на машинах вместе с группой А.Дубниковой, в 9.15, стало пасмурно и начал покрапывать дождь. Из-за дождей реки растеклись, дороги стали трудно проходимыми. Нас высадили в 13.00, когда закончилась хорошая дорога, у первого правого притока р. Йолдоайры. На «буханке» было сложно проехать дальше до Карагемской поляны, но ГАЗ 66 может до неё дойти (рис.1). Начался сильный дождь, сделали заброску чуть выше грунтовой дороги. В 13.45 пошли вниз по дороге, она идёт по правому берегу реки, затем брод на левый берег (рис.2). Мы двигались до первого левого притока р. Киренэльдуярык. Поднялись вверх по его правому берегу. Двигались по мелкому кустарнику около 80 см, есть слаборазличимая козья тропа(рис.4).

За 6 ходок поднялись до высоты 2620м, встали в 18.30, где начались морены и закончились луговые поля. На протяжении всей реки есть места для палаток.

25 июля

Погода: солнечно, ясно.

Вышли в 8.15 по руслу реки, дошли до ледника(рис.5-7). Дальше идем по открытому леднику. Все трещины на нём широкие, легко переходятся, движемся в сторону пер. 30(60) лет ВЛКСМ. За 2 ходки поднялись и встали на зелёнку над ледником и под седловиной пер. 30(60) лет ВЛКСМ(рис.8).

Пообедали и в 14.50 вышли радиально на перевал. Через 5 мин были на седловине. Перевальную седловину возможно раньше закрывал снежник целиком, но сейчас есть возможность обойти снежник по сыпухе справа. Подъем от места стоянок сложности не представляет. С 15.00 организовали тренировки на снежнике слева от седловины(организация станций на снегу, на льду, сдергивание веревок на льду, на снегу) (рис.11-16). В 17.00 спустились в лагерь.

На зеленой поляне большое количество мест для палаток, утром ручеек пересыхает, воды с утра нет.

26 июля

Погода: облачно, туман и снег с 11 до 15, далее облачно без осадков.

В 7.00 вышли в сторону пер. Восход, на леднике одели кошки, связались в связки, дошли до закрытой части в средней части ледника. С правой стороны по ходу движения сильно сыпет. Мы двигались по закрытой части ледника, зондируя трещины. В верхней части ледник оказался открытым до выпадения снега.

В 10.10 на ледник опустился туман. Мы подошли под седловину, поставили палатки, в 10.30 пошёл снег.

После снегопада ледник превратился в закрытый.(рис.17-20) В 12.40 мы стали подниматься по центру ледника в связках, подошли под бергшрунд, поднимаясь на 3 такта. Повесили веревку на ледорубах над бергшрундом в районе снежного мостика.(рис.21)

В 16.00 мы были на седловине(рис 22-23).

В 16.15 начали спуск. Спуск с перевала осыпной (средняя осыпь), достаточно много «живых» камней(рис.25-27). Под перевалом открытый ледник, он достаточно пологий, позволяет двигаться по нему без кошек(рис. 28-30).

Под ледником вдоль долины есть 2 стоянки приблизительно под 5 палаток. Мы уходили по моренам вправо вверх по течению р. Талдура. За 4 ходки к 19.35 спустились ниже до травянистой болотистой площадки, на которой можно встать, но сыро, рядом озеро, но сильно заболочено(рис.31).

27 июля

Погода: солнечно, небольшая облачность.

В первой половине дня мы отдыхаем и восстанавливаем силы.

Вышли в 14.20, траверсируем травянистые склоны вверх по долине р. Талдуры не спускаясь к реке. Травянистые склоны чередуются со скальными выступами и моренными отвалами, немного теряя высоту в сторону ледника Большая Талдура. Пересекаем около 5 больших ручьёв, притоков р.Талдуры. В тот момент, когда мы поравнялись на своей высоте с ледником Б. Талдура, свернули направо и стали подниматься вверх по моренным склонам в сторону пер. Переметный.

За день прошли 5 ходок. Поставили в 19.00 лагерь. Есть большая удобная стоянка под 10 палаток, ниже есть ещё несколько стоянок(рис.35).

28 июля

Погода: первая половина дня – переменная облачность, вечером и ночью – дождь.

В 6.40 вышли на пер. Переметный и за 1 ходку поднялись под ледник(рис 34). По ходу мы увидели 3 варианта прохода: 1) справа от ледника (в правой части ледника сыльно сыпет, это видно по следам камней на леднике) 2) возможен подъем по центральной части ледника (он оказался слишком крут, потребовалось бы большое количество перил для безопасного подъёма) 3) подъём по осыпи слева. Был выбран 3 вариант.

Осыпь слева лежит пластами, со скальными выступами. За один переход поднялись на уровень перевала с другой стороны от него, так, что между нами оказался ледник. Связываемся, одеваем кошки. По полуоткрытому леднику пересекаем перевал, лавируя между трещин, доходим к 9.40 до седловины перевала(рис 38-42). Тур находится на стыке скал и ледника по ходу движения.

В 10.00 решаем спускаться напрямик вниз, т.к. ледник справа опасно засыпает камнями. Классический путь спуска лежит по леднику правее. Первую веревку вешаем на расходной петле на вмерзшем камне(рис 43). Здесь ледник очень грязный, с большим количеством камней. Дальше ледник очищается, угол склона 40°. Вторую верёвку вешаем на ледобур, на тридцатом метре 2ой веревки находится бергшрунд со снежными мостами, шириной 1 м. Ниже бергшрунда вешаем третью верёвку на ледобурах. Крутизна склона 30 град.(рис 44-47) Под перевалом небольшая часть закрытого ледника, но основные трещины читаются. Мы уходим по правой части ледника по ходу движения. Ледник местами сильно загрязнен камнями (неудобно ходить в кошках), но для безопасности спускаемся до языка ледника в кошках(рис 48). В 13-00 обедаем на верхнем озере под ледником(рис 50). В 15.10 начали спуск по ступенчатым моренам, движемся по орографически правому берегу. Морены чередуются с травянистыми полянами. Перед большим озером Атабажи бродим на левый берег, обходим озеро слева по часовой стрелке(рис 51-52).

В 18.10 начинается дождь. Движемся по правому берегу реки по периодически теряющейся тропе, пересекая травянисто-болотистые, осыпные и лесные участки. Через 6 переходов в 21.00 встаем на отвале около реки за 4 км до Карагемской поляны. По нижней лесной части идёт довольно читаемая тропа. Стоянки в лесу нужно поискать, можно встать на морене реки, готовим на дровах.

29 июля

Погода: переменная облачность, дождь.

В 12.10 выходим на тропу и, не доходя до слияния р. Адабажи и Йолдоайры начинаем сворачивать по тропе вправо. За 2 ходки от стоянки доходим до реки Йолдоайры и находим место для переправы. Рядом с ним сложенная баня с брёвнами. В 13 делаем переправу по бревнам. На правом берегу р. Йолдоайры крутые осыпные склоны. Вскарабкиваемся на них, чтобы попасть на дорогу. За один переход по дороге доходим в 16-00 до Карагемской поляны(рис 55-56). На поляне есть 2 хорошо оборудованных места для стоянки около реки Йолдоайры. Как правило, живут два алтайца, которые берут 100 р. с палатки, но за это они пилят и привозят дрова, что достаточно удобно. Есть баня, близко к поляне нет дров. В 17.15 пошли за заброской. Не смотря на то, что дорога отличается от карт генштаба, на текущий момент очень мало автомобильных бродов. В принципе при движении пешком, можно обойтись без бродов. Автомобили едут «как получится», поскольку дорога меняется, смываемая рекой, и порой дорога идет по устью реки. В нижней части правого берега р. Йолдоайры можно не бродить, а в верхней части реки удобно идти по дороге, делая броды. Заброска была сделана в камнях, от животных не пострадала. Вернулись в лагерь в 22.15.

30 июля

Погода: солнечно, ясно.

В 10.45 вышли из лагеря в сторону р. Карагем, прошли чуть выше вдоль поляны и бродим напротив поляны. Уровень воды в реки в районе поляны выше колена. Переходим стенкой по 3-4 человека(рис 58). Далее движемся по правому берегу реки Карагем. Первые 2 км идёт очень заросшая дорога со средним кустарником, заваленными деревьями и кустами. Местами дорога переходит через поля и лес и улучшается. (рис 59-60) Через 4 ходки в 15.40 доходим до правого притока р. Карагем и обедаем.

По бревнам переходим притоки Карагема и через 2 перехода к 20-00 доходим до реки р. Камрю.

С правого берега и левого есть стоянки чуть выше места слияния, готовим на дровах.

31 июля

Погода: переменная облачность, во второй половине дня – дождь.

К 9.00 собрали лагерь. На р. Камрю вода не спадает, питание реки из озера. Продумывали три варианта переправы: по бревну, брод с натяжением верёвки и маятником на верёвке со скалы. Выбрали наиболее безопасный, на наш взгляд, вариант – брод с натяжением верёвки. На другом берегу обнаружили петлю с предыдущей переправы на спите(рис 61-63).

Далее пошли по правому берегу реки Камрю, придерживаясь русла, двигаясь по камням. Там, где это невозможно, обходили по тропе в лесу. Тропа периодически теряется, но в тот момент, когда появляется большое травянистое поле, стоит пойти по нему вверх и прямиком прийти к озеру(рис 64). Мы допустили ошибку: пошли лесом и сделали лишний крюк.

За 4 ходки дошли до озера. На озере можно ночевать и в верхней и в нижней части. Здесь есть дрова.

В 14 мы пообедали в верхней части озера. В 16 стали подниматься. Выше тропы нет. Сначала поднимались по мелкому кустарнику, затем придерживались русла притока реки Камрю в сторону оз. Верхн. Камрю. По ходу движения есть несколько красивых характерных водопадов(рис 65). За 6 переходов к 20 дошли до о. Верхн. Камрю, обогнув его против часовой стрелки. На верхнем озере есть достаточно сырые травянистые луга, но можно найти место для стоянки. С озера перевал Западный Камрю-2 не просматривается, но при подходе к озеру перевал виден(рис 66-71).

1 августа

Погода: переменная облачность, вечером и ночью – дождь.

Вышли в 9-10 и начали подъём сначала по травянистому склону, потом по крупному курумнику, обошли скалу, прикрывающую перевал от озера и за 3 ходки подошли под перевальный взлёт(рис 72-74).

Подъём на перевал сыпушный, двухкулуарный по 10м. При подъёме приходится преодолевать двухметровые скальные стенки свободным лазанием с гимнастической страховкой. Затем два кулуара объединяются в один. В 13-30 были на перевале(рис 75-77). В 14 начали спуск, слегка забирая к озеру, но более логичный спуск идёт с сильно левой стороны седловины по средней осыпи к нижней западной части озера(рис 78). В 16-00 перекусили у озера. Далее немного приспустились из долины перевала и озера(не спускаясь в долину к реке), забирая в сторону долины пер. Разведочный. Затем передвигаемся по осыпным террасам (слоистая осыпь, похожая на древесину) без большой потери высоты и по травянистым террасам за 2 ходки к 18-30 переходим в цирк пер. Лена(рис.79-82). Ночуем перед перевальным взлётом, здесь удобные травянистые полки на большое количество палаток, течёт ручей.

2 августа

Погода: с утра – туман, переменная облачность, дождь.

Утром перевал был закрыт туманом, поэтому вышли позднее запланированного. С 7.50 поднимаемся по осыпному склону, придерживаясь за края кулуара (длина около 20 м, осыпной склон 30-40°). Характер сыпухи слоистый (похож на дерево)(рис 83-84). В 10.00 поднялись на перевал(рис 85-87), сразу начинаем вешать веревки на спуск(из-за высокой камнеопасности противоположного склона). Перевальная седловина узкая скальная. Спускаемся по описанию Лазаренко ТК МИЭМ: уходим в правый кулуар на снежно-ледовый склон до 35-45°. Первая и вторая верёвки – на петлях, третья, четвёртая и пятая – на ледорубах(рис 91), шестая и седьмая – на ледобурах. Между шестой и седьмой верёвкой спускались на 3 такта около 70м по снегу.

Перевал камнеопаснен, станции нужно ставить не в траектории падения камней. Третья

С 17.40 спуск по моренным валам. Долина пер. Лена заканчивается бараньими лбами, поэтому обойти их можно либо по морене правее, либо левее. Правее спуск кулуарный и крутой, с возможностью. Схода камней в кулуаре. Предпочтительнее движение левее по долине (туда ведёт тропа). Мы спускались к озеру по левой стороне долины по осыпному склону (35°). Осыпь твердая застоявшаяся, местами необходимо пересекать ручьи (рис 101-102).

3 августа

Погода: переменная облачность, дождь.

Вышли в 11.50, обходим озеро по часовой стрелке, двигаемся по тропе по правому берегу вдоль р. Юнгур, не опускаясь к основному руслу. Траверсируем склон вдоль горелого леса по тропе(рис 103), не теряя высоту притока р. Пр. Юнгур, идём моренными и травянистыми склонами, затем спускаемся к р. Пр. Юнгур, за 3 перехода доходим до верхнего озера. Озеро обходится против часовой стрелки(рис 104). Вдоль озера идёт тропа, но очень узкая и достаточно прижимистая. Рекомендуем, обходить озеро немного выше.

В 14.30 обедаем на озере. На озере есть стоянки для большого количества палаток.

В 16.30 уходим выше озера по речке в сторону пер. Зелинского(рис 105-106). Есть стоянки до большого моренного завала на траве и сразу после него на маленьком озере(рис 107-108). После разведки решаем подняться туда и в 19.30 ставим лагерь.

4 августа

Погода: переменная облачность.

В 09.15 выходим с места стоянки в сторону ледника. Ниже ледник зачехлён, поэтому поднимаемся в ботинках по зачехлению, затем одеваем кошки. В пологой части ледника есть несколько крупных трещин, переходим их по ледяным мосткам или перепрыгиваем(рис 109-111). В сторону перевалов Туманных ледник закрыт(рис 114).

Пер. Молодых начинает просматриваться только с пологой части ледника, при просмотре ниже он закрыт рыжим скальным хребтом(рис 112-113). Подходим к перевалу по моренам, поднимаемся по осыпному перевальному склону плотной группой, используя личную технику самостраховки. На снежно-ледовом склон крутизной приблизительно 35-40° вешаем две верёвки. Первая на двух крючьях, вторая – на ледобурах. На первой станции были 2 забитых крюка, на второй станции – шлямбурный крюк. Между первой и второй станцией нашей пятидесятиметровой верёвки не хватило метров 10, поэтому станцию вешаем на ледобурах(рис 116-117). Поднялись на перевал в 15.20. Седловина перевала находиться по ходу левее. С другой стороны перевала прямо под седловиной подходит закрытый ледник(рис 119). При подъёме характер склона более ледовый, чем снежный, а при спуске – наоборот. В 15.35 связываемся, одеваем кошки, спускаемся по крутому снежному склону порядка 30-35°, уходя вправо. Ледник имеет ступечатый характер: крутой спуск с перевала, выполаживаниеи снова крутой спуск. В моментах крутизны перевала большое количество трещин. Левее по ходу трещины расходятся, правее, как правило, сужаются(рис 120-122). В моменте выполаживания движение практически по прямой в сторону пер. Москвичей. На ровной части ледника можно ночевать (видели стоянку прошлой группы). Спускаемся к подножию пер. Москвичей к 16.40, там ледник зачехлён мелкой сыпью и можно расположиться на каменистую стоянку(рис 123).

5 августа

Погода: переменная облачность.

В 8.15 вышли в сторону пер. Москвичей. Пер. Москвичей – самое правое и низкое понижение среди зубьев. (рис 124, 118) Подъём по крупным камням чем выше, тем заметнее становится тропа на перевал. Выход на седловину левее по ходу движения. Характер седловины каменистый, скальный. В 9.15 поднялись на перевал(рис 126). С перевала хорошо видна седловина пер. Орбита(рис 127). Прямо под седловиной начинается закрытый ледник Гляциологов. К 10.30 связываемся, одеваем кошки.

Ледник с большим количеством трещин, переходим их по мостам или перепрыгиваем. Слегка траверсируя, подходим под седловину пер. Орбита(рис 128-129). Под перевалом два бергшрунда, мы обходим их, траверсируя по ледовым мостам. С нашей стороны идёт крутой лёд 30-35 град. Вешаем одну верёвку на ледобурах. В 12-00 поднимаемся на перевал(рис 130-131). Характер седловины осыпной, на седловине можно поставить 2-3 палатки.

В 15.00 обедаем на Верхнем Шавлинском озере. Над озером есть небольшой лес, где есть большое количество удобных стоянок. В 16.40 обходим озеро по тропе по часовой стрелке. Слева по ходу тропа поднимается над прижимами, вдоль озера идёт по камням. Между озёрами хорошо натоптанная тропа идёт по лесу. В верхней части Большого Шавлинского озера стоянок нет, обходим против часовой стрелке по тропе(рис 138-140). Сразу после моренного завала с большим количеством туриков начинаются стоянки.

За 3 ходки доходим до места притока с пер. Нижний Шавлинский и в 20.00 ставим лагерь. На озере большое количество групп. В нижней части озера живёт алтаец. У него есть деревянная баня за 300р. с человека за 1ч, можно купить лепёшки за 75р., есть водка и сигареты. У алтайца можно заказать лошадь за 1000 р.(2 дня ходу) до посёлка Чибит. В районе алтайца есть большие поляны под большие группы. Дров около озера не очень много из-за большого наплыва туристов.

6 августа

Погода: переменная облачность, вечером – дождь.

Днёвка. Отдыхаем на озере, едим блины, поем, купаемся, загораем и играем.

7 августа

Погода: солнечно, небольшая облачность.

Вышли в 9.00 от озера(рис 142-143). Движемся по хорошо натоптанной конской тропе, в лесу, недалеко от слияния р. Шабага и р.Шавла лучше отвернуть по тропе правее, чтобы не доходить до слияния и сэкономить этим путь. В 15.00 пообедали на р. Шабага. В 16.45 вышли и 19.00 встали у реки Шабага перед полями на верхних ночевках. За день сделали 6 ходок. Вдоль дороги много оборудованных стоянок, но есть места без стоянок и воды на протяжении нескольких часов. Готовим на дровах.

8 августа

Погода: солнечно, ясно, вторая половина дня – переменная облачность.

Вышли в 8.45. От стоянки начались поля, за 3 ходки в 11.15 доходим до пер. Орой (рис 144-146).

Ниже перевала домик алтайцев. Копченный сыр – 100р, лепешка – 70р, творог – 100р., молоко - , айран - .

За 3 ходки спускаемся до моста. В 15.00 обед недалеко от моста на левом берегу реки Чуя. В 16.40 перешли мост(рис 147). За 2 ходки в 18.30 пришли к дому Юрия 50р. с человека, 150р.- баня(рис 148-149). Юрия нам посоветовал Александр, помогавший нам с трансфером.

9 августа

Погода: утром – дождь, переменная облачность.

Выезжаем из пос. Чибит в 7-00, в Бийске обедаем, в 18-00 в Барнауле.

Материальная подготовка похода

Раскладка продуктов

Раскладка состояла из 4ех циклов питания. У каждого приема пищи был номер (например У5- ужин 5-ый день), дни были распределены по участникам равномерно. Разгрузка участников велась по специальному графику, разгружая сначала девушек. Но в ходе похода планы давали периодические сбои, так что у кого-то оказывалось больше продуктов на переход(например из-за планируемой вечерней разгрузки). Эти недоработки старались компенсировать перераспределением газа и пересмотром графика. Также учитывалось, что 2ое участников вегетарианцы и мясо не едят(для них из общего котла вода отливалась заранее).

Большинство продуктов закупались в Ашане, с планирование предварительного бюджета(пример бюджета в таблице ниже). Сублимированное мясо закупали вместе с другими туристскими клубами на базе «Акмалько» 1000 руб/кг мяса. Нам для похода потребовалось 4 кг. Претензий к этому мясу не выявлено. В среднем на человека приходилось: 504 гр/день и 1801 Ккал./день

Минус такой раскладки в недостаточной гибкости, перераспределить продукты или сменить цикл питания в ходе похода требует работы завхоза и перерасчета планов.

Перечень группового снаряжения

Принадлежности для мытья

Итого

На человека

Мы брали газ из расчета, что часть маршрута будем готовить на дровах, т.к. долины Алтая достаточно глубокие и лесистые. На весь поход мы взяли 14 больших 440 гр. баллонов.

Для более равномерного распределения веса по силам участников использовались весовые коэффициенты: 1,1 1,0 0,9 от среднего веса на человека. Коэффициенты определялись по решению руководителя по состоянию участников группы и менялись по ходу маршрута.

Состав аптечки

При составлении аптечки мы придерживались рекомендаций Ольги Добрушиной «для начинающих» с сайта ТК МГУ: http://geolink-group.com/tourclub/library/lections.html

Отличия от указанной аптечки:

1. В антисептиках:

- брали и йод, и зеленку

- от ожогов вместо Пантенола взяли Олазоль

- вместо глазных капель Альбуцид 20 взяли Сульфацил-натрий 20.

2. В обезболивающих:

- от головы вместо Нурофена брали Пенталгин.

3. В лекарствах при заболеваниях дыхательных путей:

- для разжижения мокроты вместо Амбролана 75мг, капс брали Амбробене 75мг, капс.

- при "заложенности" носа взяли Галазолин

- прочие средства от простуды: Фурациллин и Стоп-ангин для полоскания Анаферон,

Фервекс и АЦЦ для повышения сопротивляемости организма.

4. В желудочно-кишечных:

- от последствий обжорства вместо Фестала взяли Мезим

- от изжоги, при гастрите с повышенной кислотностью, язве взяли Маалокс, Гастал.

5. В антибиотиках:

- при инфекциях мягких тканей, желудочно-кишечных, мочевых вместо Ципрофлоксацин

500мг, табл. брали Цифран 500мг, табл.

- для предотвращения боррелиоза (болезни Лайма) брали 20 табл. Доксициклина

- от цистита у девушек брали 10 табл. Фурагина (можно брать больше, т.к. это только на

одного человека)

- для восстановления микрофлоры при приеме антибиотиков брали Бифиформ.

6. В антигистаминных:

- Фенкарола взяли не 10, а 20 табл.

7. В высотных:

- при развитии острой горной болезни взяли Диакарба не 24, а 17 табл.

8. В инъекциях:

- брали только Кетонал, но не 5, а 10 ампул (т.к. у Кетанова огромное число побочных

эффектов).

9. В витаминах:

- основные витамины – Дуовит

- для повышения тонуса и повышения работоспособности – раствор Элеутерококка, 2

флакона (один не использовали)

- Аскорбинка в пакетиках, 9 штук (не использовали)

- Растворимый витамин С: брали 2 упаковки по 20 табл. без вкуса по 500 мг в таблетке,

1 упаковка по 20 табл. с грейпфрутовым вкусом – 1000 мг в таблетке. Использовали в

качестве вкусовых добавок к воде.

10. Мази:

- крем для рук и лица:, Кроха

- для заживления ран вместо Левомеколя брали Бепаптен

- дополнительно брали крем Псилбальзам – зуд от укусов насекомых, пластыря и т.п.

11. Инструменты:

- Стрипы не брали. Защитные солнечные очки входили в ремнабор.

Использование аптечки в походе:

1. Раны, ссадины, порезы.

Серьезных ран не было. Порезы и ссадины обрабатывал сначала перекисью водорода,

затем после остановки кровотечения либо обрабатывал йодом по краям с наложением

повязки из стерильных салфеток с мазью Бепаптен, либо накладывал повязки с зеленкой.

Для закрепления салфеток на небольшие раны, порезы использовал обычные бинты, а для

ссадин – эластичные бинты.

2. При ожоге от горелки один раз использовал Олазоль, сразу.

3. От сильной головной боли принимали Пенталгин. Кроме него, обезболивающие не

понадобились.

4. Для лечения начинавшейся и прогрессирующей простуды, при боли в горле несколько

дней разводил в горячей воде Фурацилин, затем заболевающие полоскали им горло. Так

же на ночь брызгали горло Стоп-Ангином. Для увеличения сопротивляемости организма

и против симптомов простуды разводил АЦЦ, Фервекс, для повышения иммунитета давал

Анаферон.

5. При плохом переваривании, изжоге часто использовали Мезим. Так же использовали

Маалокс, Гастал.

6. Фурагин взяли только на одного человека, рекомендую взять хотя бы на двоих.

7. У одного человека в начале похода наблюдались признаки горной болезни – головная

боль, тошнота, слабость. При взятии перевала, на высоте дали ему одну таблетку

Диакарба. Ему стало легче.

8. Витамины Дуовит принимали каждый день по инструкции. Витамин С часто

растворяли в воде и пили (но в пределах нормы 500-1000 мг на человека в сутки). Тем не

менее, признаки нехватки чего-то в организме возникали у многих – заусенцы и ранки на

пальцах рук у оснований ногтей, потрескавшиеся губы и т.п. Возможно, стоит пробовать

витамины с более широким содержанием веществ. Кстати, ранки на пальцах рук можно

хорошо обезопасить при помощи узкого рулонного лейкопластыря.

9. По кремам:

Бепаптен, заживляющий раны и солнечные ожоги – наибольший спрос.

Троксевазин от синяков - почти так же популярен.

Так же часто использовали детский крем Кроха.

Иногда использовали Вольтарен при болях в мышцах.

Пару раз пользовались Ацикловиром.

Крем от солнца почти не использовали – солнца на Алтае было не так много, как

например на Кавказе.

Крем от укусов насекомых тоже не использовали – не было насекомых.

Мог бы хорошо пригодится какой-нибудь согревающий крем для суставов, если бы он

был в аптечке…

Смета расходов

Основные статьи расходов из общественных денег:

1. Продукты, газ, докупка ремнабора и аптечки – (4500*8) 36 000 р.

2. дорога туда- 30000 р.

1. дорога назад- 13000 р.
  2. проживание в Чибите+баня- 1850 р.
  3. карагемская поляна(за дрова и место)- 500 р.
  4. батарейки+дихлофос от грызунов для заброски- 400 р.
  5. телефон (аренда) – 9220 р.
  6. телефон разговоры – 4340 р.
  7. Самолет (16 500*8) 132 000 р.
  8. Аэроэкспресс(Киевский вкз. – Внуково-Киевский вкз.) (640 р.*8) 5120 р.

Итого: (95 310 р. без самолета и экспресса) 232 430 р.

В среднем на человека: (11 914 р. без самолета и экспресса) 29 054 р.

Общие выводы

Пройден красивый спортивный поход 3 к.с. по Алтаю. Пройдены все основные части запланированного маршрута. Побывали в удаленном районе – Южно-Чуйском хребте – оценив его меньшую посещаемость по сравнению в Северо-Чуйским хребтом. За первую часть маршрута мы встретили 2 группы. Увидели крупные ледники Алтая. Поработали на льду и немного на скалах, побродили бурные реки. В целом по району потаяло много снега, ряд перевалов стали более сложными при прохождении. Например перевал Переметный, на наш взгляд, был более сложен чем простая 1Б. Перевал Лена сильно осложнился при прохождении, это стоит отметить для других групп.

Погода на маршруте позволила нам сделать все что мы хотели, несмотря на то, что она не была безоблачной. Алтай приоткрылся нам в этом походе.

Материалы при подготовке к походу

Сайты и отчеты разных лет по Алтаю: