Руководитель: М.Голубев, Москва

Карта 2 этапа похода

Пер. Башиль (1Б, 3442)

4 августа

Утром мимо нас проходит группа из трех украинцев. Они прошли пер. Башиль в обратном направлении и дали много ценных указаний.

От места ночевки у слияния рек Зер и Твибер по пути, указанному на Фото 35, за 1 час поднимаемся в долину Дзинал.

Фото 35. Заход в дол. Дзинал

Ледник Дзинал сильно отступил, и теперь не сливается с ледником Твибер. Перед ледником Дзинал много хороших площадок с чистыми ручьями.

Из долины Дзинал нам надо выйти в цирк перевала Башиль, на ледник Ирет (Западный Ласхедар). Утром украинцы крайне не советовали идти туда левым боротом (Фото 36).

Фото 36. Путь из дол. Дзинал под л. Ирет

Мы и не планировали идти тем бортом, т.к. в описании более простым считается правый борт. Обойдя скалы, вдоль реки с ледника Ирет, по крутым осыпным, затем травянистым (до 35 град.!) склонам (Фото 37, 38) с большим набором высоты подходим к ключевому участку выхода на ледник (Фото 39). На Фото 40 – противоположный борт – видно, что там куда круче и опаснее.

Фото 37. Подъем по крутым осыпям и травянистым склонам к пролазу через лбы слева по ходу от л. Ирет

Фото 38. Подъем по крутым осыпям и травянистым склонам к пролазу через лбы слева по ходу от л. Ирет. На переднем плане конгломератный гребешок, где лучше подстраховаться

Фото 39. Пролаз через лбы слева по ходу от л. Ирет, 40-45 м перил

Фото 40. Противоположная сторона мини-долины Ирет выглядит крайне труднопроходимой и опасной

От долины Дзинал до ключевого места 1,5-2 ч. Оно состоит из в частей. Первая – выход с очень крутого травянисто-земляного склона (ногу можно поставить только на мысок) по узкому конгломератному гребешку длиной 5. По обе стороны от гребешка – крутой конгломерат, лететь очень далеко. Первый прошел пешком, и кинул веревку для подстраховки остальным (Фото 38). Крепление за большой камень. В обратном направлении тут вообще не понятно как идти: кроме большого камня закрепить веревку не за что, нужно будет много расходного шнура сдергивать ниже гребешка будет крайне неудобно, т.к. там просто стоять на месте нелегко из-за крутизны склона, и рюкзак не положить так, чтобы он не улетел. Видимо, вариант на спуск – разгрузить полностью одного человека, который и провесит, и снимет веревку. Потом далеко внизу на выполаживании можно вернуть содержимое его рюкзака.

Вторая часть ключевого участка – крутой ск.-тр. склон протяженность 40 м (Фото 39).

Перед ним – пологи тр. склон, где можно скинуть рюкзаки и привалиться.

Первый провешивает веревку без рюкзака с креплением за большой камень на выполаживании.

Вверх тут можно пролезть пешком, но с рюкзаком довольно круто и есть куда падать. На спуск перила обязательны.

Отступление.

Фото 41. Противоположная сторона дол. Дзинал

На обратной стороне долины Дзинал по пути просматривается хребет с перевалом МАДИ. Возможно, это лучший вариант, чем обходить этот хребет по Китлоду и Твиберу. Впрочем, возможно, язык ледника Твибер однажды изменится так, что по нему можно будет обойти потоки из обоих гротов…

После ключевого участка, обойдя скалы справа по ходу, спускаемся на ледник Ирет (Фото 42).

Фото 42. Выход на л. Ирет после пролаза в лбах

Наконец-то есть вода и можно перекусить. Открывается почти сам перевал Башиль слева от треугольной скалы.

По пологому леднику Ирет, сначала по ор.правой стороне, затем по центру (везде открытый лед), обходя неперепрыгиваемые трещины, подходим к закрытому участку ледника перед крутым подъемом на плато у пер. Башиль (Фото 43).

Фото 43. Выход на л. Ирет после пролаза в лбах. Ночевка на снежнике

Из-за плохого самочувствия одного из участников дальше не идем, т.к. скорость группы могла не позволить засветло выйти на перевал (на нем планировалось ночевать). Ставим палатки на снежнике на леднике. Готовим и перебираем вещи из рюкзаков на камнях неподалеку.

5 августа

По пологим снежным, затем крутым осыпным склонам справа по ходу от западной ветви ледника Ирет, выходим на снежно плато перевала Башиль (Фото 44). Перед выходом на плато с осыпи – участок льда крутизной 15-20 град. – в кошках.

Фото 44. Путь от места ночевки под пер. Башиль

Перевал Башиль представляет собой ровный снежный перемет ледников Ирет и Лекзыр (левая ветвь) (Фото 45). Тур в скалах южнее седловины. Около скал есть вода и ровные снежные площадки.

Сняли записку группы туристов т/к «Горизонт», Запорожье, Украина, 1.08.2012, рук. Бортник В.И., и вторую записку туристов из Киева, 29.08.2011, рук. Петров С.Г.

Фото 45. Пер. Башиль и верховья левой ветви Лекзырского ледника

Начался дождь Спускаемся с пер. Башиль в связках по некрутому снежному склону (10-15 град., 200 м) на плато л. Лекзыр (Фото 45). По середине плато, затем правее, выходим в зону огромных разломов, которые обходим зигзагами и выходим на ровный открытый лед (Фото 46), где развязываемся. На рыжих камнях (Фото 47) у впадения в Лекзыр ледника с пер. Местийский, делаем перекус с чаем (дождь прекратился). От пер. Башиль около 1 часа ЧХВ.

Фото 46. Пер. Башиль с л. Лекзыр

Фото 47. Пер. Башиль с л. Лекзыр в месте впадения в него ледника под Местийским перевалом

Огромный ледопад левой ветви ледника Лекзыр обходим справа с набором высоты по осыпям, затем вправо-вниз в обход скал до лавинного снежника, по которому выходим на ровный лед (Фото 48, 49) (50 минут от места обеда).

Фото 48. Обход ледопада

Фото 49. Обход ледопада

Перед выходом на снежник очень крутая осыпь, есть участки, где она лежит тонким слоем на льду – нужно быть осторожным.

По пути спуска есть ровное место с площадками и чистой водой в проточном (видимо, родниковом) маленьком озерце. Отлично место для биваука, замечательные виды (Фото 50, 51).

Фото 50. Массив Светгар-Асмаши и ледопад л. Лекзыр

Фото 51. Озерцо у площадок напротив ледопада

По ровному леднику долго и монотонно быстрым идем на запад. Ледник все тянется и тянется – вполне сравним с Безенгийским. По пути справа оставляем великолепный водопад (Фото 52). Удивительные, красивые, неповторимые места!

Фото 52. Впечатляющий водопад на скалах основания Уллутау

За два часа общего времени от выхода на ровный лед ниже ледопада выходим к зачехленному слиянию левой и правой ветвей Лекзыра. Центральная ветвь быстро отступает и в 2012 г. выглядит так (Фото 53):

Фото 53. Центральная ветвь л. Лекзыр отделилась от левой и правой

В результате долгой разведки хороших площадок не находим. Приходится равнять на камнях на леднике, где есть вода.

6 августа

По поверхностным моренам на слиянии ветвей Лекзырского ледника спускаемся к его окончанию (Фото 54).

Фото 54. Левый и правый Лекзыры еще сливаются, но слияние сильно зачехлено

Для выхода с ледника находим проход по осыпям среди голого льда (Фото 55).

Фото 55. Начало спуска от языка л. Лекзыр

В месте, где река (Местиачала) уходит в небольшой каньон, обходим скалы с набором высоты (Фото 56).

Фото 56. Начало спуска от языка л. Лекзыр

Над каньоном ровное место, есть площадки и вода (возможно, вода только после дождей).

От площадок по крутой тропке спуск на свежий осыпной склон (камни принесены лавинам) с ручьем (Фото 57).

Фото 57. Подход к прижиму

После осыпи выходим на неширокий травянистый берег реки, слева высокие скалы. Один завал крупных острых глыб можно обойти только поднявшись к скалам и затем спустившись. После завала подходим к прижиму из бараньих лбов (Фото 58).

Фото 58. Пролаз через лбы и выход из прижима, начало тропы

Через лбы вверх Z-образная система полок выводит на тропу. Если лбы будут мокрые, на спуск с них лучше кинуть веревку, т.к. падение прямо вниз – прямо в бушующую реку.

Тропа идет траверсом левого борта долины в основном через криволесье, часто теряется, пересекает 3 чистых ручья, последний из которых довольно бурный. Перед рекой Мурквам потеряли тропу окончательно. Возможно, она уходит куда-то выше. В 16 часов (3 часа ЧХВ от места ночевки) упираемся в реку Мурквам. Течение не только мощное, но и крутопадающее, перейти в это время нереально. В результате разведки мостов выше вдоль реки не находим. Приходится ночевать у Мурквама. Равняем в галечнике площадки. Чистая вода в 3 минутах в лесном ручье.

7 августа

Рано утром делаем переправу через Мурквам со страховкой выше ночевки. Поток существенно меньше, чем вчера. На другом берегу тропу не находим, однако через полчаса траверса с наборами-сбросами высоты в лесу упираемся на один из серпантинов мощной тропы, которая уходит куда-то вверх. Возможно, в среднее течение Мурквама, где возможно есть мост. По этой тропе спускаемся к берегу Местиачалы, идем вдоль нее, затем поднимаемся на пихтовый мыс (Фото 59). Тут длительный привал – много малины :).

Фото 59. Спуск по тропе вдоль р. Местиачала

Далее тропа идет траверсом высоко над рекой (показывается Ушбу – Фото 60), и выводит к грунтовой дороге из Местии и подвесному мосту через Местиачалу (Фото 61). Тут строится автомобильный мост. Похоже, дорогу сделают прямо к языку ледника Чалаат. От выхода на тропу около часа ЧХВ.

Фото 60. Открылась Ушба!

Фото 61. Капитальный мост через Местиачалу. Но стоят и автомобильный.

Пер. Гуль 1-й (1Б, 3321) + пер. Гуличала Верхний (1Б, 3300)

На другом берегу Местиачалы пограничники проверяют документы, за 1 минуту. Далее по левому берегу р. Чалаат по отличной маркированной тропе за 1 час выходим к леднику Чалаат. По пути множество прогулочных туристов со всего света.

Окончание ледника обходим справа по ходу по осыпям (Фото 62) и движемся в к рантклюфту правого борта ледника, чтобы обойти ледопад. Путь обхода обозначен на Фото 63. В нижней части очень трудный почти конгломератный взлет около 200 м 30-40 град., много живых камней. Далее 20-30-градусный очень длинный тягунок по разнообразным живым осыпям до кармана правобережной морены. Течет ручей, но ни одного ровного места. По пути увидели кулуарище перевала Долракора Южный (Фото 64), полюбовались красивым нижним ледопадом сбоку (Фото 65).

Фото 62. Ледник Чалаат

Фото 63. Обход нижнего ледопада Чалаата по крутым конгломератам и осыпям

Фото 64. По пути открылся пер. Долракора Юж.

Фото 65. Нижний ледопад Чалаата

Траверсом тр.-ос., затем ос. склона, в конце с небольшим спуском, выходим на правую ветвь л. Чалаат выше её слияния с левой ветвью (Фото 66).

Фото 66. Место ночевки в районе ветвей л. Чалаат на морене

Пора ночевать, но абсолютно негде. Приходится равнять площадки на тонкой поверхностной морене. От языка ледника 2,5 часа.

8 августа

С места ночевки просматривался наш следующий перевал Гуль 1-й. По пути под него три зоны разломов правой ветви л. Чалаат. Первую обходим справа по ходу, втору по центру, третью слева (Фото 67).

Фото 67. Путь к пер. Гуль 1-й

Когда ледник поворачивает вправо к Ушбе и перевалу Чалаат, сходим со льда на осыпь в направлении нашего перевала (Фото 68).

Фото 68. Ушба, Чатын, правая ветвь Чалаата

По осыпям, затем пологому леднику, затем крутому снежному взлету с верхним 5-м участком очень крутого (50 градусов!) склона из чего-то типа песчаника с вкраплениями камней (проще идти на передних зубьях кошек), выходим на широкую осыпную седловину перевала Гуль 1-й (Фото 69). На перевале подпитывающееся из снежника озерцо (Фото 70), много ровных площадок. От места ночевки 3 часа ЧХВ.

Сняли записку групепы туристов «Прогресс», Запорожье, Украина, 10.08.2011, рук. Емельянова Наталья.

Фото 69. Пер. Гуль 1-й с л. Чалаат

Фото 70. Озеро на пер. Гуль 1-й

Спуск прямо вниз ведет в долину Пишкуэри (лучше не прямо в нее, а влево к озерам Корульди, к которым ведет дорога) и далее в Местию. Но нам нужно в долину Гуличала.

С перевала по пологому осыпному склону движемся вправо траверсом до простого ск.-ос. гребня, по которому спускаемся на седловину, более высокую, чем пер. Гуличала. Условное название перемычки – «Гуличала верхний». С него видим пер. Мазери (Фото 71). Спуск с перевала по крутой мелкой осыпи вправо, затем по пологим осыпным увалам (Фото 72, 73) до начала лугов.

Фото 71. Пер. Мазери с пер. Гуличала Верхний

Фото 72. Спуск с пер. Гуличала Верхний

Фото 73. Спуск с пер. Гуличала Верхний

На просторном лугу у чистых ручьев с прекрасным видом на Ушбу не могли не остановиться! Хоть дневное время еще есть, ночуем здесь (Фото 74). От пер. Гуль 1-й 1 час.

Фото 74. Ушба и л. Гуль

Заночевали тут не зря. Вечерняя и утренняя Ушба восхитительна!

Фото 75. Ушба с юга

Фото 76. Ушба. Уж точно «шабаш ведьм»!

9 августа

От места ночевки траверсом левого борта высоко над рекой уходит много троп. Все они проложены коровами и овцами, и идти по ним не стоит. Спускаемся почти к реке и находим неважно маркированную правильную тропу. Перед сужением долины тропа забирает вверх (Фото 77), и после пары боковых ущелий выводит к кошам (Фото 78). По пути замечательный вид на Ушбу (Фото 79) и на Сванетский хребет (Фото 80). От коша уже очень хорошая тропа выводит в село Багеданари, рядом село Мазери. От места ночевки 2,5 часа ЧХВ.

Фото 77. Долина Гуличала

Фото 78. Тропа высоко на левом борту Гуличала

Фото 79. Ушба из дол. Гуличала

Фото 80. Сванетский хребет из дол. Гуличала

Машину, чтобы съездить вниз в долину Долры (сколько это километров, мы не знали, т.к. знали место только визуально) нашли не сразу. В итоге все-таки нашли, привезли и разобрали заброску. Купили попробовать местные чачу и вино, ну а также хлеб, сыр. Со всем этим добром переходим реку Долра по автомобильному мосту у «Гранд Отеля Ушба». Вид на Ушбу из тех мест великолепный! (Фото 81) (от места съемки до вершины – 3 км высоты!).

В Мазери есть как минимум три гестхауза разного уровня комфорта и цены.

Фото 81. В селе Мазери. Вдали Ушба

За мостом по грунтовой дороге идем около 2 км, до ручья с чистой водой. Неподалеку находим в лесу ровные площадки, где и ставим палатки.

Обозначенные на картах тропа по левому берегу Долры и мост – отсутствуют. Мосты только у Гранд Отеля Ушба и у погранпоста.