Автор: Алексей Заводский, Москва
Из Манали в Ле или на ту сторону Гималаев
Не смог удержаться что бы не написать про дорогу из Манали в Ле, уж больно она на меня произвела сильное впечатление, в плане красоты увиденных пейзажей. Но обо всём по порядку.
Для начала хочу затронуть момент, какие актуальные способы существуют попадания в Ле.
Я бы выделил три основных способа:
1. На самолёте из Дели в Ле. Способ быстрый, комфортный и достаточно надёжный, но вся красота этой потрясающей дороги остаётся где-то далеко внизу и я бы всё таки рекомендовал отказаться от этого способа, чтобы не позволить таким потрясающим пейзажам пройти мимо. Стоимость самолёта из Дели до Ле начинается, на сколько мне известно, от 100$, но далеко не факт, что у вас получится за эти деньги взять билет.
2. На джипе или мини басе из Манали. Это второй по быстроте способ после самолёта, джип выезжает из манали в 2:00 ночи и приезжает в Ле где-то в промежутке с 18:00 до 21:00 в зависимости от погоды, состояния дорог и ведущихся на них ремонтных работ, но не стоит забывать, что всегда существует вероятность не доехать за озвученное мною время, так как в горах может быть всё что угодно. В джип сажают от 8 человек, может быть и больше, смотря что за джип, но в любом случае это всегда очень плотно, с минимальным свободным местом для ног и других частей тела. Стоимость джипа варьируется в зависимости от сезона, в этом году когда дорогу только открыли и локальные автобусы ещё не ходили джип стоил 1900 рупий с человека, когда пошли местные автобусы, то цену снизили до 1500 рупий.
3. На локальном автобусе из Манали с пересадкой в Кейлонге. Это тот способ которым воспользовался я, он самый медленный, но и самый дешёвый. Сперва необходимо из Манали доехать до посёлка Кейлонг, до Кейлонга из Манали идут, если я не ошибаюсь, 4 локальных автобуса в день, в 4:00, 5:00, 7:30 и 10:30. Автобус стоит 131 рупию. Идёт такой автобус, как правило, битком, тот автобус на котором ехал я был набит до отказа, было даже стоять тесно, не то чтобы сидеть. Обычно автобус до Кейлонга идёт около 6 часов, но могут быть проблемы на перевале Ротанг и тогда эти 6 часов могут растянуться в неопределённое время. Мой автобус до Кейлонга шёл 11 часов вместо 6 из-за оползня на Ротанге.
В Кейлонге Вам необходимо переночевать, для этого в посёлке предусмотрены гесты разной ценавой категории, самый дешёвый вариант это в гесте рядом с автостанцией, очень трешовая комната за 200 рупий, более или менее нормальные комнаты начинаются от 400 рупий. Так же сразу по приезду в Кейлонг вам необходимо купить билет на утренний автобус до Ле. Тут уже всё по взрослому, билеты с местом, а это значит, что если билет вам достался, то вы уже гарантированно получите своё персональное сидячее место. Автобус из Кейлонга в Ле стартует утром в 5:00 и стоит 525 рупий. От Кейлонга до Ле дорога лучше чем от Манали до Кейлонга, но думаю всё равно могут быть накладки, наш автобус шёл достаточно шустро и дошёл до Ле за 14 часов.
И ещё, дорога открывается обычно в конце мая начале июня, локол басы начинают ходить примерно через пару недель после того как дорога открыта, до этого момента только джипы и мини басы. Но бывают года когда дорога открывается позже, всё зависит от количества выпавшего зимой снега, поэтому перед поездкой стоит заранее ознакомиться о состоянии дороги.
Существует ещё способ добираться в Ле через Шринагар, можно из Дели до Шринагара на самолёте, а из Шринагара в Ле на автобусе, можно поехать в Шринагар по земле через Кашмир, там тоже ходят автобусы и джипы и дарога вроде как открывается раньше, но по той дороге я не ездил и знаю о ней только понаслышке, по этому без подробностей.
Далее мои впечатления от проделанного пути и фотографии. Фотографии сделанные на ходу из окна автобуса, конечно, не могут в полной мере отразить красоту увиденных мною пейзажей, но всё равно, думаю, представление о том, что вы можете увидеть по пути в Ле, они могут дать.
Из Манали до Кейлонга я выехал на автобусе который идёт в 7:30, автобус был битком, я сперва надеялся что получится хоть как-то сесть на пол или на ступеньки при выходе, но где там, автобус был на столько заполнен людьми, что иногда мне приходилось стоять на одной ноге, не то чтобы сесть на ступеньки:)) Первая половина пути до Кейлонга лежит через перевал Ротанг, дорога на пути к вершине перевала, как собственно и спуск с него, оставляют желать лучшего, но если нет никаких оползней и размытий, то в принципе ничего страшного. Но в моём случае имел место быть оползень, слава богам, он хоть сошёл не в этот день и там уже работала ремонтная бригада, но движение всё равно было ограничено. Машины пускали сперва в одну сторону, потом в другую, в результате образовавшейся пробки мы простояли где-то 6 часов и вместо того чтобы ехать до Кейлонга положенных 5-6 часов мы ехали все 11.
В автобусе ехали практически одни местные жители, из иностранцев был я, один итальянец, один тайванец, один француз и одна девчонка из Англии. По приезду в Кейлонг мы сразу скооперировались и пошли мутить жильё, предварительно купив билеты на завтрашний бас до Ле. В гесте рядом с автостанцией все дешёвые комнаты были заняты и мы сняли менее дешёвые, но более чистые в гесте немного поодаль за 400 рупий за дабл.
Утром автобус подали вовремя, мы закрепили свои рюкзаки на крыше и заняли места согласно купленным билетам. Какой же кайф иметь отдельное место, да ещё и у окна, кстати, замечу, что сперва стоячих пассажиров не было вообще и количество пассажиров соответствовало количеству посадочных мест, но и свободных мест тоже, вроде, не наблюдалось. Потом конечно стало прибавляться народу, локальные жители которым надо добраться до соседней деревни, но ничего криминального, автобус шёл не битком, за исключением пожалуй одного момента, когда в него набилась бригада дорожных работников которые переезжали на другой участок дороги.
Начало пути было особо ничем не примечательным в плане пейзажей, да красиво, да Гималаи, в целом конечно круто, но подобных пейзажей я видел сполна в Непале, но перевалив через первый перевал, который по высоте был 4917 метров окружающие нас виды стали меняться и чем дальше, тем они стали приобретать все более внеземные формы. До этого первого перевала фотоаппарат я доставал всего пару раз, мне казалось, что фотографировать на ходу это не серьёзно, но после перевала однажды достав фотоаппарат я уже больше его не убирал до самого приезда в Ле, только прятал под кофту от пыли.
Дорога на первый перевал:
А это наш автобус:)
Реки, каньоны образованные этими реками, нереальных форм скалы торчащие из писка как пики, песчаные барханы, небо с облаками, песок, пыль и всё это вместе в одном флаконе. Ландшафт очень отдалённо напоминающий землю, ничего подобного я раньше нигде не видел.
В какой-то момент, когда мы ехали по пустынному плато, пыль поднималась клубами, а в моих ушах что-то бубнил Гребеньщиков в своей программе Аэростат, при этом БГ поставил какую-то очень странную композицию и вот в этот самый момент я испытал что-то совершенно новое.. Клубы пыли, пустыня, горы в отдалении, индийский локол бас полный индийцев и ещё эта музыка, какая-то абсолютная нереальность происходящего завладела мной, очень странное и такое крутое чувство, наверное именно это чувство и заставляет меня поднимать свою пятую точку от дивана и ехать неизвестно куда и неизвестно зачем..
Наверное, я могу сказать, что в тот момент я был счастлив:))
На нашем пути были ещё два перевала, высота одного по моему GPS была 5075 метров, второго 5349 метров, первый раз преодолевал такие перевалы не своми нагами а на транспорте.
Дорога на второй перевал:
Люди которые постоянно ремонтируют эту дорогу:
Вид в районе третьего перевала:
В заключении, я бы хотел настоятельно рекомендовать всем желающим отправиться в Ле, выбросить из головы идею лететь туда на самолёте, так как то, что вы увидите на участке пути от Кейлонга до Ле может стать самым крутым, что вы когда либо видели в жизни, подумайте над этим, этот переезд действительно стоит затраченных на него сил и времени.
P.S. Данные с моего GPS на участке пути от Кейлонга до Ле, может кому-то будет полезно:
- Расстояние - 368 км
- Общее время в пути - 14 часов 20 минут
- Время в движении - 12 часов 24 минуты
- Общая средняя скорость - 25,7 км/ч
- Средняя скорость в движении - 29,7 км/ч
- Максимальная высота - 5349 м.
|