Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Выдающиеся семейные пары отечественного альпинизма.
Ю.И. Черносивин и Т.А. Черносливина

Черносливин Юрий Иванович (1926, Ленинград). МС (1955). Жетон «Спасательный отряд» № 72.. Инструктор-методист по альпинизму 1 категории. Всю жизнь работал электриком, монтажником-высотником, инструктором альпинизма и начальником спасательного отряда альплагеря «Уллу-тау» на Кавказе.

Юрию Ивановичу везло на умных и внимательных учителей. Первым инструктором в начале занятий альпинизмом у него был Георгий Коленов. Именно под его руководством Юрий в 1947 году совершил свое первое восхождение.
В школе инструкторов в 1948 году командиром его отделения был австрийский шутцбундовец Густав Деберль – прекрасный учитель и методист и тем более – демонстратор технических приемов. Альпинистские навыки серьезно помогли Ю.И. Черносливину когда он перешел на работы в «Промальп» - с 1968г. по 1970г. монтажник-высотник «Спецрадиостроя», с 1970 по 1986 – в «Теплоэнерго-2».

Всего Ю.Черносливин совершил не так уж много спортивных восхождений - около 60. Работа в лагере на должности начальника спасательного отряда мало оставляла времени для совершения личных восхождений. Поэтому все, что он совершал в ряду спортивных восхождений – это плод тщательного выбора и вдумчивого подхода к составу группы. Лучшими можно назвать следующие маршруты:

1954 год - Уллу-Тау-Чана восточная вершина, первопрохождение по северной стене. (5Б к.с.)

1954 год. Команда «Уллу-тау».
Слево-направо: Ю.И.Черносливин, Г.П.Коленов,
Е.М.Манучаров (с сигаретой) и Е.М.Емельянов.
Внизу сидит – Б.Ф.Садовский.

1956 год - Знаменитый высотник Е.А.Белецкий приглашает Юрия Ивановича в советско-китайскую экспедицию для совершения первовосхождений: на Музтаг-Ата (7546 м) и на Кунгур-2 (Конгур-тюбе-таг, 7595 м). Экспедиция проводилась как тренировка с китайскими альпинистами для подготовки восхождения на Эверест из Китая (с севера). На Музтаг-Ата Черносливин шел в связке с Белецким и отмечал его чрезвычайную доброжелательность и доверие к людям

1959 год - был проложен еще один стенной маршрут на восточную вершину Уллу-Тау группой инструкторов под руководством Ю.Черносливина (5Б к.с.)

1962 год - стал новой вехой в истории прохождения стен Уллу-Тау. Команда альплагеря (М.Хергиани, В.Ружевский, Ю.Порохня, Ш.Маргиани, Е.Соколовский) под руководством Ю.Черносливина совершила первое зимнее восхождение на Центральную вершину – это 250-метровый крутой скальный склон внизу и почти 700 метров ледовой стены крутизной до 70°. Это в условиях, когда в альпинистском арсенале, не было соответствующего ни бивачного, ни спортивного снаряжения. Поэтому инициаторы нового зимнего восхождения Ю.Черносливин и В.Ружевский изготовили самостоятельно набор крючьев, который были по тем временам новинкой: шлямбурные крючья, и лепестковые крючья, штопорные крючья для льда, зажимы и дюралевые площадки и лесенки.

1965 год - Чатын-Тау по северной стене первопрохождение (5Б к.с.)

1965 год - Уллу-Тау-Чана между восточной и центральной вершинами впервые в стране восхождение по прямой (то, что на западе называют диретиссима) (5Б к.с.)

Команда «Уллутау» 1965 года. Слева-направо: Юрий Порохн, Юрий Черносливин,
Михаил Хергиани, Шалва Маргиани, Евгений Соколовский.
Автор фото – шестой участник команды Вацлав Ружевский.

1965-1966 годы - Маршруты в двойке с Кораблиным Б.Н.вершина Капуцин в Италии (6 к.с.) Чепов-Стебор – Югославия в двойке с югославским напарником (6 к.с.).

Восхождения за рубежом:

1956 год – Китай. Мустаг-Ата, (5Б к.с.), Кунгур (6.200м), (5Б к.с.) руководитель вспомогательной группы.

1956 год - Высокие Татры - Черный Щит, Малый Коловый Щит (5Б к.с.)

1964 год - Французские Альпы - Ля Мейж,Певе (5Б к.с..)

1964 год – Италия – Гран Капуцин (6 к.с..)

1965 год – Югославия - Чепов-Стебор (5Б к.с.)

1962 год - Кирпич по ЮВ стене первопрохождение (5Б к.с). Об этом восхождении, как и о самом характере маршрута, стоит провести отдельный разговор. По тем временам, чисто стенных, от начала до конца, вертикальных маршрутов просто не ходили, хотя и видели их и «точили зуб» на них. Не было тогда необходимого качественного снаряжения, да и достаточного опыта было маловато. Не стоит листать энциклопедии и напрягать память! Всё равно там не найдется никого, чтобы кто-то у нас подобное делал раньше Черносливина Юрия Ивановича на своей уникальной, проблемной, по тем временам, стене Кирпича! Как и все новое, частенько не находит сразу своего места в истории, так было и со стеной Кирпича: ругали крутизну, ругали количество забитых шлямбурных крючьев, ругали за то, что иной раз у кого нибудь из группы в критический момент вырывалось крепкое словцо, да мало ли в чем укоряли и руководителя и, группу в целом!

Что такое стена Кирпича? Ну, вроде как поставили на «попа» гигантский кирпич с 600-метровым отвесом с первого до последнего метра. ЮВ стена Кирпича, которая чистым лазанием практически и не идется. В отличие от большинства южных склонов Кавказских гор, стена монолитна, слабо подвергалась эрозии и имеет очень бедный рисунок трещин, позволяющих лишь с большим трудом и малым результатом использовать их для классического ассортимента крючьев.

Общая крутизна стены Кирпича 90° с двумя участками крутизной более 90°. Находясь в верхней трети стены, что бы увидеть партнера по связке идущего внизу, надо серьезно откинуться от стены. Упавший со стены предмет падает в нескольких метрах от основания стены.

Южная стена вершины Кирпич, что стоит в Узунколе на границе между Карачаем и Сванетией. Это фото образца 1962 года.

С тех дней, когда четверка преданных друг другу и делу молодых ребят лезли по этой стене, прошло полвека. А воспоминания «деда» (так разрешено называть его друзьям и особо близким знакомым), по прежнему свежи. Цепкая память хранит все мелочи молодой счастливой жизни! Учитель многих своих учеников, у которых не мало уже и своих воспитанников, вспоминает Музтаг-Ату, что в Китае, сложные пути в Альпах, «золотой» маршрут Чатына. Но когда он вспоминает Гвандринский Кирпич, глаза его загораются особым радостным блеском.

Потапов, Сеначев, Николаев, Черносливин - команда альплагеря «Уллу-тау»
совершившая первое в Советском альпинизме, по настоящему стенное,
восхождение - Кирпич по ЮВ стене.

Ю.И.Черносливин через 50 лет после Кирпича


Призовые места Ю.И.Черносливина в соревнованиях по альпинизму и скалолазанию:

1952 год – 3 место в чемпионате СССР за восхождение на центральную вершину Уллу-Тау-Чана.

1962 год - 2 место в чемпионате Союза за восхождение на вершину Кирпич по юго-восточной стене.

1962 год - 3 место в парном лазании. Первенство ДСО профсоюзов по скалолазанию.

1962 год - 3 место в личном первенстве ДСО профсоюзов по скалолазанию.

1963 год - 3 место во Всесоюзных соревнованиях спасательных отрядов

1964 год - 2 место в индивидуальном лазании в лично-командном первенстве по скалолазанию ДСО профсоюзов.

1964 год - 1 место в прохождении маршрута в связках лично-командного первенства по скалолазанию ДСО профсоюзов.

1965 год - 1 место в классе технически сложных восхождений за восхождение на Чатын-Тау по Сев. стене в соревнованиях на первенство СССР по альпинизму.

Работал инструктором в альплагере «Химик» (Адыр-Су) 1948-1952, начальником спасательного отряда в а/л «Химик» 1952 -1957 годы, в а/л «Уллу-Тау» 1959-1965 годы, начальником учебной части в а/л «Уллу-Тау» - 1963 год.

Нынешний начальник учебной части альплагеря «Уллу-тау» Юрий Иванович Порохня вспоминает о Черносливине: «Всем и давно известен «железный характер» моего тезки. Он в своем лице определял истинную безопасность проводимых занятий и восхождений. По результатам проводимых проверок он ни кому не давал, ни каких послаблений.

Талант классного спортсмена Юрия Черносливина начал проявляться вместе с укреплением дисциплины в лагере, а уровень дисциплины был напрямую зависим от строгого и весьма требовательного начальника лагеря Г.П.Коленова. Это была одна семья, спаянная многолетней дружбой. Именно в то время и начал ярко проявляться талант классного спортсмена Ю. И. Черносливина – настоящего спортивного лидера. Прежде всего, этот талант проявлялся в постоянном «поднятии планки» своих возможностей. Не раз молодые мастера спорта пытались его в чем то «накормить» (обойти, показать лучший результат, выдвинуться в лидеры), он всегда уходил выше. Гордый, уверенный и честолюбивый, в лучшем понимании этого слова. Безусловный авторитет в нашем деле, суровый и непреклонный, в быту чувствительный и по-человечески мягкий и ранимый. Работаешь с ним - пощады не жди! Попробуй в палатке капнуть супом на спальный мешок! Попробуй в команде приехать в горы с не запломбированным зубом! Позволь себе выйти на гору в несвежих носках! Снаряжение и инвентарь Черносливина везде безупречен. Не отрихтованый, с заусенцами, скальный крюк, плохо отточенные «кошки», разлохмаченный шнурок на ботинке, плохо пришитая пуговица - это уже предлог, а если найдет непроверенный примус – жди сурового разгона. Однажды он сказал в ответ на вопрос – «Почему он так?» - «Да потому, что, в конце концов, именно гора не простит нашего разгильдяйства!».

«Железо» для своего спасфонда и своей команды Иваныч (так его любовно звали близкие люди) готовил своими золотыми руками. Бывая за рубежом, он привозил новые экземпляры снаряжения и по-новаторски улучшал их. Это были лучшие в стране железки! За ними буквально охотились, считалось большой удачей если в руки попадали чертежи «Железа Иваныча». Точно так же как за слесарным верстаком, он работал и в горах – ничего лишнего и все по делу! Член его команды Г.М.Сеначев имел свои любимые словечки – «Колупание» (возня при организации точки страховки) или «чикание» - соскальзывающие удары молотком по головке крюка или общая возня на маршруте – любимее слова одного из корифеев команды Черносливина Г.М.Сеначева. И не раз он бывал «бит» за них, если капитан слышал их на маршруте. А как он работал с командой и каждым в отдельности на горе?! На горе Черносливин всегда спортивен и высокотехничен - подходит напарник по связке к нему – а для него уже приготовлены кольца, набиты крючья, висит нужное количество петель и т.п. Да плюс к этому грамотно выбрана веревка и уже смотана в кольца. Стиль и ходовые часы для капитана «Уллу-тау» стали определяющими значительно раньше того, когда они стали чуть ли не главным критерием. Ранний подъем по холодку отдыхать и сытно кушать - внизу – на все остальное - максимальная надежность. Может быть, по этому проходив и работая в горах всю жизнь, команда не потеряла ни одного человека?!

Лучшего начальника спасательного отряда, чем Юрий Иванович Черносливин найти было трудно, а может быть – и не возможно. В то время когда приезжих гостей из-за кордона возили по альплагерям и хвалились то столовой, то спортгородком или методическим кабинетом – в «Уллу-тау» везли на экскурсию в спасательный фонд Черносливина.

Главенствующим критерием для своей работы начспасом Черносливин выбрал профилактику. Вся его деятельность на этом посту от своевременной разведки объектов, готовности групп - до контроля полноты и качества учебного процесса сводилась к одному - недопущении несчастного случая. Ну, а если уж ему приходилось идти наверх для оказания помощи и потом спускать пострадавшего вниз?! Это надо было просто видеть!!! Юрию Черносливину и в этом не было равных!

Вацлав Ружевский воспитанник «Уллу-тау» и личный ученик Ю.И.Черносливина, однажды сказал примерно так: «Мой учитель - рыцарь многих качеств. Я всегда мечтал, чтобы на Руси на десяток мужиков было хотя бы 2-3 таких, как Юрий Иванович! Какая была бы у нас страна!».

Первая встреча Ружевского с Черносливиным произошла в электроцехе Охтинского химического комбината, где оба работали. В те времена потребление спирта на заводе не знало границ. Взрослые даже не останавливали молодых ребят в этом занятии. Однажды к Вацлаву подошел Черносливин (бригадир, который числился на отличном счету и выполнял самые ответственные работы) и просто сказал: «Бросай ка парень это занятие! Есть куда более интересные и полезные дела!». Черносливин пригласил поехать с собой в горы, на Кавказ.

На следующий же день он принес в цех чемоданчик с фотографиями гор: перевал Гарваш, рододендроны, ребята босиком и в трусах на (!) снегу и все молодые, красивые, счастливые! Увидев все это «богатство», Ружевский сказал: «Да! Еду в горы!» А Юрий Иванович ответил, что к горам надо готовиться. Выдернул у Вацлава папиросу изо рта, растоптал ее, и сказал: «Пусть это будет последняя!». Внутренний голос Ружевского тут же возмутился, но он дал клятву, что с этого дня бросит курить! Так и произошло.

В годы расцвета изобретательства Черносливина, да и ныне, известны и пользуются спросом предметы снаряжения с лейблом «Изобретено Черносливиным». К сожалению, в те времена как то не заботились об оставлении зафиксированной памяти, а пожар в альплагере «Уллу-тау» в 1965 году унес то, что могло бы еще долго приносить славу его изобретателю. В том пожаре полностью сгорел спасательный фонд, сгорело огромное количество предметов альпинистского и спасательного снаряжения. Удар был чрезмерной силы – с того года Юрий Иванович не мог заставить себя ни восстанавливать потерянное, ни создавать новое. Он просто перестал ездить в горы и перестал работать инструктором.

На прилагаемых фото показывается слишком малая толика из того, что пустила в жизнь творческая натура Юрия Ивановича Черносливина.

Скальные лепестки модели Ю.Черносливина были просто на расхват, их копировали, но улучшить – ни кому не было дано.
Справа - штурмовая платформа модели Ю.И.Черносливина

Комплект шлямбурного снаряжения – изобретение Ю.И.Черносливина

Одно из лучших изобретений Ю.И.Черносливина – первая в Союзе горелка (слева) и она же в комплекте с защитным кожухом и кастрюлькой.

Вполне возможно, что показываемый на фото самодельный ледовый штопорный крюк (автор Ю.Черносливин) в свое время стал прародителем этой модели во многих странах.


Читать дальше

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru