Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 6 к.с. по Памиру летом 2011 г. Часть 1
СЕКЦИЯ ГОРНОГО ТУРИЗМА НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ОТЧЕТ
О горном походе шестой категории сложности в районе Шахдаринского хребта(Юго-Западный Памир), совершенном с 18 июля по 22 августа 2011 г.
Маршрутная книжка № 0-68-11
Руководитель группы – Мешков О. И. e-mail: O.I.Meshkov@inp.nsk.su 1. Справочные сведения: 1.1..Секция горного туризма Новосибирского Государственного Университета, 630090, г. Новосибирск-90, ул. Пирогова, д. 2, т. (383)-336-31-54. 1.2. Количественная характеристика пройденного маршрута:
Суммарный перепад высот на подъем составил 19.3 км. При заносе забросок группа «Сендив» прошла 40 км, группа «Юбен» - 28 км. Перепад высот вычислен при помощи программы Google Earth с учетом GPS-меток. Считаю, что точность определения перепада высот в один метр, приводимая во многих отчетах, завышена минимум на порядок. Перевалов н/к – 1 перевалов 1А – 1, перевалов 1Б – 5 2А – 2 2Б* - 1, 3А – 4 3Б – 2. Всего перевалов: 16, из них 3 пройдены впервые. Совершены восхождения на пик Джарх до высоты 5950 м и сделан полный траверс пика Маркс с востока на запад, что также является первопрохождением. 1.3. Район похода:
Маршрут пройден в районе Шахдаринского хребта, Юго-Западный Памир. 1.4. Справочные сведения о районе.
Следующий раздел в значительной степени скомпилирован из отчета П. Рыкалова (маршрут 5974 на tlib.ru) и статьи А. Лебедева на wiki.risk.ru.
При подготовке к походу и написании отчета использовались также материалы сайтов http://www.no-tssr.ru/. История освоения Юго-Западного Памира.
В 1895 г. по русско-английскому разграничению Бадахшан был разделен: территория на левом берегу Пянджа отошла к Афганистану, правобережный Бадахшан был передан вассальной от России Бухаре. Жившая за Пянджем часть единого в этническом отношении памирского населения оказалась за рубежом. Две высочайших вершины района на русском берегу Пянджа получили названия Царь (ныне пик Маркса) и Царица (ныне пик Энгельса), рис. 1.4.2.
1904 год: Юго-Западный Памир посетил Б. А. Федченко. 1930 год: Памирская геологоразведочная партия исследует район в поисках месторождения лазурита. Из г. Ош экспедиция отправилась в путь на лошадях по Восточно-Памирскому тракту. В районе пер. Талдык произошла стычка с басмачами. Организаторы экспедиции Юдин и Лукницкий были взяты в плен, но через пару дней освобождены отрядом красноармейцев. Исследовав Восточный Памир и Аличурскую долину, они прибыли в Хорог. В те времена было известно лишь одно месторождение лазурита, в горах Афганистана. Среди шугнанцев ходила легенда о существовании высоко в горах лазуритовой скалы. В кишлаках нашлось несколько памирцев, которые согласились сопровождать экспедицию к этому месту. По трудным и опасным тропам долин рек Шахдара и Бадомдара они отправились на поиски, увенчавшиеся успехом: была обнаружена заброшенная древняя шахта.
Первые образцы советского лазурита вывозили оттуда не только на ишаках, но и несли на себе. Позже в СССР было открыто второе месторождение лазурита возле Байкала, ныне исчерпанное.
От месторождения лазурита (рис. 1.4.3) Лукницкий поднялся на ледник Ляджуардара, составил приблизительную схему хребта и сделал первые зарисовки высокой безымянной вершины, (пик Трехглавый), которая после войны была переименована в пик Маяковского (рис. 1.4.4).
1937 год: Экспедиция С.И. Клунникова. Клунников проник в центральный узел Рушанского хребта из долины реки Гунт и здесь обнаружил безымянную вершину, высота которой по его инструментальной съемке составляла 7130 метров. А в ста километрах южнее ее, в Шахдаринском хребте, исследователь засек еще одну гигантскую вершину (по его замерам — около 7000 метров), которую назвал пиком Карла Маркса (рис. 1.4.5). К сожалению, детально обследовать районы этих вершин и пути подхода к ним Клунникову, не обладавшему альпинистскими навыками и не имевшему соответствующего снаряжения, не удалось.
Готовившаяся альпинистская экспедиция 1941 г. не состоялась, началась Великая Отечественная война. Первая альпинистская экспедиция под руководством Е. А. Белецкого работала на Юго-Западном Памире в 1946 г. Была проведена разведка Рушанского хребта в районе п. Патхор, и совершено восхождение на сам пик. После успешного завершения разведки, во второй половине августа караван экспедиции пересек Шугнанский хребет через перевал Дузах-дара, и по долине р. Реджиг подошел к пику Карла Маркса. Две разведывательные группы отправились к подножию пика по долинам рек Шабай и Хацак, после чего был выбран путь восхождения с ледника Хацак, через перевал Нишгар на плато Маркса, и далее по западному гребню. Вершина была достигнута 6 сентября 1946 г., в 13:30, в сложных погодных условиях. После восхождения Е.А. Белецкий поднялся на перевал в восточной части Шахдаринского хребта, восточнее п. Энгельса, (пер. Пограничников).
Экспедиция завершилась в начале октября 1946 г. В том же 1946 г. военными топографами была проведена триангуляция района, принесшая сенсационные результаты. До этого имелась лишь приблизительная оценка высот вершин, и предполагалось, что пики Патхор и Карла Маркс - семитысячники. Экспедиция установила точные значения их высот, и кроме этого обнаружили рядом с пиком Маяковского второй шеститысячник (пик Академика Берга), всего на 4 м. ниже. Целью экспедиции 1947 г. под руководством Д. М. Затуловского, было исследование района пика Маяковского и восхождения на окружающие вершины. Это была первая экспедиция спортивного общества профсоюзов, в состав которой входили главным образом научные работники и преподаватели институтов, среди которых были два заслуженных мастера спорта: Е. А. Казакова и В.П. Сасоров, несколько мастеров спорта, и спортсмены-разрядники. Караван экспедиции стартовал из кишлака Даршай. Поднявшись по длинной долине реки Дараидаршай экспедиция разбила базовый лагерь на берегу реки Амбарку, неподалеку от летовки Тунг.
Лагерь был расположен так, что из него можно было начинать маршруты в любой из трех цирков, на любую из вершин района. Первые разведывательные восхождения были сделаны на пики Трезубец 5430 м, и Центральный 5440 м, с которых был произведен осмотр возможных путей восхождения на пик Маяковского. В ходе экспедиции был собран материал для составления карты района, а также совершены восхождения на пики: Маяковского, Академика Берга, Имаст, Амбарку, Снежный, Кальгаспорный и Перевальный.
1954 год: первовосхождение на пик Энгельса 6510 м., маршрут по кулуару южной стены, (5А), рук. К. Кузьмин. В этом же году совершено первовосхождение на пик Московской Правды (южная) 5739 (2А), и траверс пиков Энгельса Ю. – Николадзе, (5Б), рук. М. Гварлиани (рис. 1.4.8.), а также восхождение новым маршрутом на п. Карла Маркса, по южному гребню (4Б), рук. А. Немсицверидзе.
60-е годы: начало первовосхождений на остальные вершины района. Покорены пики Бабеля 6007, по ЮЗ ребру (4Б), В. Симоненко 1967 г., Донелайтиса 5837, (3А), по ЮЗ склону, А. Королев 1967 г., Ленинградского Госуниверситета 6222, по южному гребню (4Б), С.Савон 1962 г., Таджикистан 6565, по восточному ребру с л. Дриж, (5А), С. Савон 1962 г (рис. 1.4.9). Первопрохождения и первовосхождения по сложным маршрутам: пик Московской Правды 6075, (6А), по центру СВ стены, А. Снесарев 1964 г., Пик Энгельса: маршруты по северному гребню с ледника Шабой, южному ребру, и восточному гребню, все 6А, рук. П. Буданов, 1964 г., Б. Романов 1968 г., и А. Кустовский 1964 г. Проложены новые маршруты на п. Карла Маркса.
С середины 70-х по середину 80-х годов происходит глобальное спортивное освоение района. Сделаны новые сложные восхождения не только в окрестностях пиков Маркса и Энгельса, но и в других, не менее интересных долинах Шахдаринского и Ишкашимского хребтов. Экспедицией армейских альпинистов в 1976 г. распечатан узел трех шеститысячников в центральной части Шахдаринского хребта: траверс 4-х вершин: от п. 5745 до п. Пойджелах и п. Джарх первовосхождение на п. Московской Олимпиады в1979 г первовосхождение на п. Вооруженных Сил в1983 г. (рис. 1.4.10 – 1.4.11)
Совершены восхождения в районе озера Зардив на пики Ошом, Лукницкого, Гранатовый (рис. 1.4.12 а, б, в). Также проложены новые сложные маршруты в районе стыка Шахдаринского и Ишкашимского хребтов, на вершины Маяковского, Шатер и Три Башни, (5Б-6А к.с.), и первовосхождение на пик Советский Бадахшан по западной стене 6А.
Условно Шахдаринский хребет можно разделить на 3 части: западную, центральную и восточную. Западная часть начинается от п. Маяковского, (место стыка с Ишкашимским хребтом), гребень хребта с высоты 6000 м понижается и становится более разрушенным в районе пер. Шитхарв, его высота ниже 5000м. Границей, отделяющая западную часть от центральной, являются долины рек Бадом – Ростоудара и Дараидаршай. К востоку от этих рек центральная часть хребта повышается, преобладающие высоты вершин 5800 – 5900 м., в районе ледника Сарышитхарв три вершины имеют высоты более 6000 м. Характерно ярусное строение их скальных склонов: отвесные стены, часто включающие мраморные пояса, чередуются с небольшими осыпными полками (рис. 1.4.12г).
Типичная вершина такого типа – п. Лукницкого. На востоке эта часть ограничена массивом п. Джентив, восточнее которого находится резкий провал перевала Ямг 5093, и далее глубокое понижение хребта, где расположены простые перевалы Ходаш и Вранг. В восточной части хребта находятся самые высокие вершины: пики Карла Маркса , Таджикистан, Энгельса, ЛГУ, Московской Правды, Бабеля. Узкие южные и юго-восточные долины, резко сбрасывают высоту. Они, как правило, каньонистые (рис. 1.4.13), и наиболее сложны для прохождения.
Оледенение на Юго-Западном Памире развито слабо. Наиболее протяженные (8-10 км.) и сложные ледники и ледопады находятся в восточной части хребта. Это связано с резким падением долин и очень сухим климатом. Циклонам с Атлантики препятствуют хребты Западного Памира и Северо-Восточного Афганистана, от муссонов с Индийского океана защищает Гиндукуш.
С 60-х годов Юго-Западный Памир начал осваиваться туристами. Его начали осваивать с флангов, вначале с запада (р-н п. Маяковского), и чуть позже освоена восточная часть (узел п. Маркса и Энгельса).
1964 г.: Украинские туристы, рук. В. Горобец сделали первопрохождение перевалов Славутич, Сюрприз, Киевлян, и др., и дали подробное описание района. 1973 г.: Экспедиция московского «Локомотива», рук. Ю. Романов, исследовала восточную часть района, первопрохождение пер. Акба, Энгельса, Нишгар.
1976 г.: Новосибирскими туристами проведена большая туриада из 5 групп, рук. Е. Великанов. Первопроход пер. Амбарку, Изюминка, Ив, Рыжий, Маяковского, Стена Бадом, Сибирь, пройдены перевалы в неизвестной до этого части хребта: пер. Салют, Памяти Гельфгата, Озерный, уточнена орография района, сделана разведка южных отрогов центральной части. В этом же году ташкентские туристы, рук. Сегида В., проложили маршрут сразу в двух частях Шахдаринского хребта, (в р-не п. Маркса и п. Маяковского). Группа совершила первопрохождение пер. Зугванд 3Б*, между п. Маркса и Энгельса. Пока этот перевал является самым сложным в данном районе. Сведений о повторном прохождении перевала нет.
Обширная и мощная центральная часть Шахдаринского хребта оставалась неизвестной. 1981 г.: Начало освоения туристами центральной части Шахдаринского хребта. Ташкентские туристы, рук. Г. Городин совершили первопрохождение перевалов Андиз, Джентив, Ямчун, Рацека, Медыр, Узбекских туристов, и дали подробное описание района. С 1981 года прокладываются первые трансмаршруты. До этого нитка маршрута охватывала несколько соседних ущелий, или в нитке был разрыв, связанный с переездом из одного локального района к другому. Группа из Риги, рук. Р. Славиныш, начали маршрут в Гарм-Чашме, прошли несколько перевалов в районе п. Маяковского, далее пройдя северными отрогами Шахдаринского хребта, (п\п пер. Строитель) они подошли к району п. К. Маркса, где совершили п\п пер. Даугава 3Б и Ц. Нишгар 3А. 1983 г.: Туристы из Литвы, рук. Д. Лехтман. проложили трансмаршрут от к. Богуш до к. Джавшангоз. Нитка маршрута в полной мере охватила все три части Шахдаринского хребта, п\п пер. Леси Украинки Ю. и З. Нишгар.
Новосибирские туристы, рук. В. Шмыков, начав маршрут в районе п. Маяковского, исследуют центральную часть Шахдаринского хребта, п\п пер. Остона и 90 лет Новосибирска.
1988 г.: Туристы из Риги, рук. Швинк В. Э., прокладывают маршрут по центральной и восточной части Шахдаринского хребта, совершено восхождение на п. Карла Маркса, пройдены пер. Ц. Нишгар, п\п пер. Чибуд и п\п пер.СК РЭЗ, пер. Лазар. 1990 г.: Совершен траверс п. Маяковского в туристском походе, рук. Громов С.В.
1992 г: К этой дате относятся последнее посещение района перед длительным затишьем. Группы из Новосибирска, рук. Нечаев С.В., (поход по центральной части Шахдаринского хр., и в р-не п. Маяковского), и рук. Рыгалин Ю., (маршрут в районе п. Карла Маркса).
2003 г.: Возрождение путешествий на Юго-Западном Памире после периода гражданской войны и неопределенной политической ситуации в Таджикистане. Группой СК МАИ, рук. Рыкалов П.В. за 34 ходовых дня пройден 280- километровый трансмаршрут, который охватывает Ишкашимский хребет, и все три части Шахдаринского хребта. Совершены восхождения на высшие точки каждого из этих районов: п. Маяковского 6096, п. Вооруженных Сил 6138 и п. Карла Маркса 6723. Сделать подобный поход здесь пока никому не удавалось.
В середине августа 2003 г., группа из Литвы, рук. А. Юсявичус совершила восхождения на вершины в восточной части Шахдаринского хребта.
В 2009 г. группа секции горного туризма НГУ из 14 человек под руководством автора, прошла маршрут 5-ой категории, стартовав от перевала Остона и финишировав в кишлаке Вранг (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4303). В походе было совершено восхождение на пик Маркса, на вершину поднялись 13 человек. Маршрут получил первое место на первенстве Москвы по горному туризму 2009 г.
С точки зрения автора, основными особенностями Юго-Западного Памира являются: - сравнительная компактность - сочетание альпийской крутизны пиков с большими средними высотами (около 4500 м.) - значительный (порядка километра) перепад высот на протяжении одного дня при прохождении перевалов - жаркое лето с малым количество осадков (если повезет, конечно). Оптимальное время для походов – конец июля – август - возможность в течение одного - двух дней выйти из практически любой точки маршрута в обжитые места - «параллельно–перпендикулярная» орография хребтов, позволяющая легко осуществлять заброски в начале маршрута. - наличие вершин высотой более 6000 м, восхождения на которые сравнительно просты с технической точки зрения.
Юго-Западный Памир богат месторождениями драгоценных и полудрагоценных камней. В некоторых ущельях морены сложены камнями с вкраплениями гранатов (рис. 1.4.14). На многих реках встречаются источники минеральной воды, в ущелье р. Ямчун, неподалеку от Памирского тракта, есть термальный радоновый источник, хорошо известен своими горячими природными ваннами курорт Гарм-Чашма.
История района уходит корнями в глубины веков. Памятников времен походов Александра Македонского, конечно же, не осталось, но буддистская ступа 5-6 веков н.э. во Вранге стоит. Здесь же в конгломератном склоне нарыты пещеры, в которых в древности жили монахи. В 1987 возле кишлака Даршай мы наткнулись на три камня, лежавших рядом, на одном из которых были древние петроглифы (есть фотография в Google Earth), на другом – надпись арабской вязью, и на третьем – лозунг «Слава КПСС!». Возможности организации сложных походов 5-6 категории на Юго-Западном Памире далеко не исчерпаны. Наверное, наиболее логичные перевалы уровня 3А и 3Б здесь уже пройдены, однако многие седловины все еще ждут своих первопроходцев. Наверняка возможны в туристском маршруте и восхождения на многие шеститысячники (см. таблицу ниже). Например, никого уже не удивишь восхождением на пик Маяковского (6096 м), но до сих пор никто из горных туристов не пытался покорить пик Берга (6092 м), на который тоже имеется маршрут 3А и который расположен гораздо ближе к Гиндукушу и Пянджу. До сих пор никто не пытался включить в нитку маршрута восхождение на пик Энгельса. Нет пройденных перевалов между ледниками Ровный и Зугванд. Автор впервые побывал на Юго-Западном Памире в 1987 г. в «пятерке» под руководством В. А. Юдина и с тех пор долго мечтал сюда вернуться. В тот год, несмотря на войну в Афганистане, туристские группы из различных городов СССР попадались навстречу как в кишлаках, так и на маршруте (на озере Зардив – сразу две). Предполагалось, что наша команда совершит нелегальное восхождение на п. Маркса (восхождения на вершины были разрешены правилами лишь в следующем году), но из-за нетипично плохих погодных условий того лета попытка не удалась. В 2009 г. старый должок самому себе удалось вернуть, при этом возникли новые идеи, часть из которых реализована в описываемом походе.
Шеститысячники Шахдаринского хребтаматериал из wiki.risk.ru)
Примечания
1. В графе "первое восхождение" указан год восхождения и фамилия руководителя команды. 2. База данных радиолокационного зондирования Земли, которая использована для построения рельефа в Google Earth. 3. Классификатор маршрутов на горные вершины. М., ФАР, 2008. 4. Южная глава двуглавого массива 5953, см. N2 5. В сборнике "Побежденные вершины" 1975-1978, М. Мысль, 1981, имеется такая строчка: 5745 — Вооруженных Сил СССР — Байконур — Маршала Гречко пики, траверс (5Б). В. Старлычанов, В. Водолажский, А. Киселев, О. Федоров (Вооруженные Силы). В том же сборнике отмечено, что этот траверс занял 3-е место на чемпионате СССР по классу траверсов. 6. В Классификаторе маршрутов на горные вершины (М., ФАР, 2008) указано восхождение: 6038, 5Б, по южной стене, В. Солонников, 1983. В базе маршрутов на сайте ФАР маршрут В. Солонникова 1983 г. отнесен к непонятному пику 6136. Отчета нет. В.Н. Шатаев утверждает, что лично видел фото маршрута именно на пик Байконур (6038). 7. В сборнике "Побежденные вершины" 1975-1978, М. Мысль, 1981, указано восхождение: 1976 - 6038 пик, по северному контрфорсу (4Б), В. Некрасов, В. Городецкий (Вооруженные Силы). В Классификаторе маршрутов на горные вершины (М., ФАР, 2008) это восхождение отнесено конкретно к пику Байконур. Отчета в библиотеке ФАР не имеется. Не ясно, состоялось ли это восхождение раньше или позже траверса команды Старлычанова. 8. Вероятно, что восхождение на эту вершину состоялось в ходе восхождения на пик Карла Маркса по ЮЗ гребню. В ФАР сохранились лишь первые страницы отчета о восхождении 1961 г. В Классификаторе маршрутов на горные вершины (Москва, ФАР, 2008) маршрут первовосхождения на пик Карла Маркса по ЮЗ гребню именован маршрутом В. Ковуненко 1961 г. Это ошибка, в сборнике Побежденные вершины 1958-1961, М. ГИГЛ, 1962, сказано, что четвертое место на чемпионате СССР 1961 г. в классе высотных восхождений заняло восхождение на пик Карла Маркса по юго-западному гребню, совершенное командой ДСО «Спартак» под руководством мастера спорта И. Евдокимова в составе альпинистов первого разряда С. Киселя, Б. Клецко, С. Тимошина. 9. Возвышение в ЮЗ гребне пика Карла Маркса, см. N11 10. Вероятно, что восхождение на эту вершину состоялось в ходе восхождения на пик Карла Маркса по ЮЗ гребню. В ФАР сохранились лишь первые страницы отчета о восхождении 1961 г. В Классификаторе маршрутов на горные вершины (Москва, ФАР, 2008) маршрут первовосхождения на пик Карла Маркса по ЮЗ гребню именован маршрутом В. Ковуненко 1961 г. Это ошибка, в сборнике Побежденные вершины 1958-1961, М. ГИГЛ, 1962, сказано, что четвертое место на чемпионате СССР 1961 г. в классе высотных восхождений заняло восхождение на пик Карла Маркса по юго-западному гребню, совершенное командой ДСО «Спартак» под руководством мастера спорта И. Евдокимова в составе альпинистов первого разряда С. Киселя, Б. Клецко, С. Тимошина. 11. Возвышение в ЮЗ гребне пика Карла Маркса, см. N11 12. Возвышение в ЮЗ гребне пика Таджикского ГУ, см. N14 13. Побежденные вершины 1954-1957, М. ГИГЛ, 1959. 14. ТГУ-Таджикского Государственного Университета 15. Побежденные вершины 1958-1961, М. ГИГЛ, 1962. В статье С. Саввона "Высотные штурмы ленинградцев" не указан состав команды первовосходителей. 16. В статье С. Саввона "Высотные штурмы ленинградцев" (Побежденные вершины 1958-1961, М. ГИГЛ, 1962) сказано, что именем Таджиксгого Государственного Университета назван пик 6183. Все последующие восхождения на пик Таджикского ГУ по восточной стене совершались на пик, отмеченный на советской карте, как пик 6340. Возможно, что ленинградская команда пользовалась схемой с неправильными отметками высоты. Судя по тексту статьи, "пик 6183" или пик Таджикского ГУ находится напротив основания южного ребра пика Карла Маркса. На самом деле там находится пик 6340. Что касается отметки 6183, то она на советской карте масштаба 1:100000 отнесена к пику Комсомола Украины (что тоже ошибочно) и расположена в северном гребне вершины Таджикистан. Этот участок гребня не виден с ледника Восточный Нишгар, по которому шла команда Ленинградских альпинистов. Позднее эта ошибка идентификации перекочевала в Классификатор маршрутов на горные вершины. 17. См. в приложении фотограмметрический анализ по отождествлению пика 6100 с пиком 6183. 18. ЛГУ - Ленинградского Государственного Университета 19. Возвышение в ЮЗ гребне пика Энгельса, см. N20 20. Возвышение в ЮЗ гребне пика Энгельса, см. N20 21. В сборнике Побежденные вершины 1954-1957 (М., ГИГЛ, 1959) в Статье О.И. Гигинейшвили "Грузинские альпинисты на Памире" написано так: "Во время разведки С. и Г. Гугава, Л. и З. Ахвледиани взошли на безыменную вершину высотой в 6141 м, присвоив ей имя Тбилисского государственного университета имени Сталина". 22. В классификаторе маршрутов на горные вершины (М., ФАР, 2008) пик 5948 ошибочно отождествлен с пиком Янгеля. Из отчета первовосходителей [2] следует, что пик Янгеля "5950" находится южнее седла между вершинами "6300" и "5950", см. рис. 3. На советской карте масштаба 1:100000 более высокому пику "6300" соответствует безымянный пик 5948.3, а более низкому южному соседу соответствует пик 5817.8. Таким образом, высота пика Янгеля равна 5818, а координаты: 37° 11.20' СШ и 72° 36.065' ВД. Разумеется, этими сведениями история альпинистского и туристского освоения района не исчерпывается. Начиная с 2000 г. известны несколько восхождений иностранных альпинистов на вершины Ишкашимского и Шахдаринского хребтов. В частности, нами была использованы информация, полученная от участников валлийской (Великобритания, Уэллс) экспедиции 2005 г. В 2009 г. мы сняли с вершины п. Маркса записку чешских альпинистов. При подготовке к походу использовались фотоматериалы восхождения в этом же году еще одной чешской команды на пик Московской Олимпиады.
Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность Т. Моянской, П. Рыкалову, Г. Андрееву, Tim Sparrow, Tomas Hrus за предоставленные фотографии различных участков пройденного маршрута. Кроме того, хочется снова выразить глубокую благодарность тем сотрудникам МГЦТК, кто взял на себя труд оцифровки имеющихся в библиотеке клуба отчетов. Возможность доступа к ним из Интернета и очень удачная организация контекстного поиска на сайте превращает сбор информации о планируемом путешествии в приятное, увлекательное занятие. Отдельная благодарность – М. Таракановской и И. Исаеву за помощь в приобретении снаряжения.
Вся наша команда весьма признательна зам. генерального директора авиакомпании S7 А. В. Еремину за спонсорскую поддержку перелета Новосибирск-Душанбе-Новосибирск 1.5. Подробная нитка пройденного маршрута:
Душанбе - Хорог - Рошткалла - Синдев /Юбен (бывш. Советобад) - занос забросок - Вяздара - р. Вяздара - пер. Светлана (1Б, 4800 м) - пер. Лазуритовый (2Б*, 5200 м) - пер. Маяковского (3Б, 5450 м) - р. Дарайдаршай - пер. Даршай (1Б, 5000 м) - пер. Заманчивый (3А п/п, 5080 м) - р. Баджомдара - р. Остона - пер. Сарышитхарв (3А п/п, 5650 м) - пик Джарх (3А, рад., до 50950 м) - пер. Узбекских Туристов (3А, 5800 м) - пер. Новый Чахлозар (1Б*, 5100 м) - р. Джарх - пер. Зардив Южный (1А, 4200 м) - пер. Дардендак (н/к, 3650 м) - р. Юбен - р. Ходаш - пер. Светлый (1Б, 4800 м) - пер. Врхац (1Б, 4950 м) - пер. Разведчиков (1Б, 4900 м) - пер. Даугава (3Б, 5600 м) - пер. Нишгар Центральный (3А, 6350 м) - пик Маркса (3А траверс, 6723 м) - ледник Нишгар Восточный - пер. Дриж (2А п/п, 5400 м) - р. Дриж - кишлак Нишгар на р. Пяндж - Ишкашим – Душанбе
На рис. 1.5.1. показан высотный график маршрута, на рис. 1.5.2. приведена орографическая схема. Более подробные картографические материалы собраны в Приложении 1.
Характерной особенностью Юго-Западного Памира является большой перепад высот, преодолеваемый в течение ходового дня. Суммарно, набранная высота на подъем в нашем походе составила приблизительно 19.3 км за 30 ходовых дней. Напомню, что в знаменитом Памирском марафоне А. Лебедева, пройденном в 2009 г., суммарный набор высоты составил 22 км за 54 дня (.http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3936) 1.6. Определяющие препятствия маршрута
Кроме того, группой были совершены радиальный выход на п. Джарх до высоты 5950 м и полный траверс пика Маркса с востока на запад. Оба препятствия имеют сложность 3А. 1.7. Состав группы
1.8. Фотографии участников
1.9. Адрес хранения отчёта, наличие кино- и видеоматериалов.
Отчёт хранится в библиотеке Новосибирского Отделения Туристско- Спортивного Союза России. 1.10. Выпускающая МКК.
Маршрут рассмотрен Западно- Сибирской зональной МКК № 154-00-66665553 Новосибирского Отделения Туристско-Спортивного Союза России. 2. Организация маршрута. 2.1. Общая смысловая идея похода.
В секции горного туризма НГУ принято, что стратегию сезона и развития вообще определяет наш главный тренер, он же основоположник и бессменный руководитель на протяжении 30 лет, мсмк, чемпион СССР и СНГ по горному туризму, д.ф.-м.н., проф. Владимир Алексеевич Юдин. Прошлой осенью Володя поинтересовался моими спортивными планами на лето 2011 г. и среди представленных предложений одобрил руководство «шестеркой». При этом им было высказано пожелание, чтобы шестерка была «добротной», позволяющей участникам замахиваться в дальнейшем на вариант «супер», и в высокогорном районе. Мой выбор пал на Юго-Западный Памир, во многом из-за еще свежих воспоминаний о дивной погоде и видах на Гиндукуш во время «пятерки» 2009 г. Тогда мы заходили на маршрут с юга Шахдаринского хребта, поэтому естественно было на сей раз пройтись с севера. Неожиданно выяснилось, что «нормальных» пройденных перевалов 3Б на Юго-Западном Памире не так и много, а именно два: перевал Маяковского и перевал Даугава. Есть еще Бадомская стена и Зугванд, но лезть на стену что-то не хотелось, а Зугванд – это 3Б*, вроде бы нам не по чину. Значит, получался транс-шахдаринский поход протяженностью не меньше 30 ходовых дней. Поначалу представлялось, что в эти дни можно будет втиснуть и восхождения на пики Маяковского и Берга, но более пристальное рассмотрение маршрута заставило поумерить аппетиты. Восхождение на высшую точку Шахдаринского хребта, пик Маркса (6723 м), фигурировало в планах изначально, т.к. участникам похода требовалось набирать высотный опыт. Кроме того, был заявлен и радиальный выход на пик Джарх, величественная красота которого не может оставить равнодушными тех, кому довелось полюбоваться им с ледника Медыр (рис..2.1.1).
Как и в 2009 г., планировалось облегчить себе жизнь организацией забросок вдоль пути следования, с расчетом на приблизительно недельные интервалы между ними. В маршрут были заявлены три первопрохода, отчасти вдохновленные обозначениями на картах В. Ляпина. В личном разговоре с автором популярных карт удалось выяснить, что седловины у безымянных перевалов точно есть. Кое-какая дополнительная информацию нашлась в Интернете и у коллег.
Подъем на первый из трех безымянных перевалов был сфотографирован в походе 2009 г с седловины перевала Остана. Вариант второго первопрохода вырисовался постепенно, путем эволюции от намерения пройти после перевала Даршай перевал Венера к желанию заявить вариант Ляпин-47 (см. карту в Приложении 1). Наконец, в результате чтения отчетов предшественников возник Заманчивый, обозначенный на «ляпинке» как кружок с высотой 5088 м. Третий первопроход родился под влиянием воспоминаний о заявленном, но не пройденном в 2009 г. траверсе п. Маркс – п. Николадзе с выходом на ледник Ровный. Более тщательное гугление Интернета позволило установить, что «ляпинка» в этом месте ошибается, ледник Ровный начинается с пика ТГУ, который соединяется с п. Николадзе длинным острым скальным гребнем. Логичным было бы попробовать поискать в этом гребне и по соседству возможный перевал, соединяющий ледники Нишгар Восточный и Ровный (Дриж, Нишгар Дальневосточный). Здесь очень помогла информация, полученная от Tim Sparrow, альпиниста из Уэллса. К сожалению, ракурс фотографий не позволял однозначно оценить сложность седловины в плече пика ТГУ, поэтому был заявлен и резервный вариант, в обход ледопада, стекающего с ледника Ровный на ледник Нишгар Восточный. Валлийские альпинисты нашли обход ледопада по морене, и пользовались этим путем для выхода на ледник Ровный и возвращения обратно на Нишгар. Мы же прошли перевал полностью, от Нишгара Восточного до р. Пяндж. 2.2. Варианты подъезда и отъезда.
В Душанбе из Новосибирска мы долетели самолетом авиакомпании S7, предоставившей нашей группе значительные скидки на билеты, за что необходимо еще раз выразить глубокую благодарность заместителю генерального директора компании А. В. Еремину. Для покупки авиабилетов удобнее использовать загранпаспорт, т.к. в аэропортах нужно проходить паспортный контроль, но билеты можно покупать и по российскому. Мы пользовались услугами компании Asia Discovery, глава которой Е. Лоренц (тел. +7-495-937-64-69, asiadiscovery@mail.ru) была и нашим страховым представителем. Все услуги со стороны компании были оказаны в полном объеме и своевременно. Разумеется, за организацию транспорта компания берет комиссионные, вдобавок комиссионные получает и диспетчер, работающий с водителями. Автомобильная часть маршрута обошлась нам в 650$ за одну машину. Если бы мы контактировали с водителями напрямую, то цену можно было бы понизить до 500$. В Рошткаллу мы ехали на «Уазике» и «Тойоте». Категорически не рекомендуем иметь дело с водителем «Уазика» по имени Хоким (тел. 93-475-10-65), его машина постоянно ломалась и чинить ее он не умеет. Напротив, водитель «Тойоты» Лоик, живущий в Хороге (тел. 93-503-86-86), оставил самое приятное впечатление. В Хороге мы случайно встретили водителя Жору (тел. 93-567-11-31), который возил нас в 2009 г., и договорились с ним о машине на обратную дорогу.
Путь от Нишгара в Душанбе немного длиннее, чем от Душанбе до Рошткаллы, вдобавок бензин в Таджикистане дорожал в течение всего лета. Из-за этого обратный путь также стоил нам 650$ за «Уазик». Жорина машина в дороге не сломалась ни разу. С ним можно иметь дело, только не повторяйте нашей ошибки, не платите все деньги вперед. В Средней Азии это не принято и резко понижает желание водителя к сотрудничеству. По приезде в Душанбе Жора начал валять дурака, делая вид, что не понимает, как попасть на нужную нам турбазу, хотя по пути утверждал, что это место ему хорошо известно. О цене за проезд можно и нужно торговаться, при этом следует вести себя жестко, требуя скидок, например, за лишних пассажиров. Жора уговорил нас подсадить в машину какую-то свою родственницу, что комфорта, конечно, не добавило.
Горно-Бадахшанская автономная область Таджикистана является приграничным районом: граница с Афганистаном проходит по рекам Пяндж и Памир. Оформление пропусков, дающих право на посещение ГБАО, является обязательной формальностью, занимающей не менее одного рабочего дня. Кроме этого, требуется оформление регистрации пребывания на территории Таджикистана. Это можно сделать заранее, по договоренности с туроператором, а вот для оформления пропуска в ГБАО нужны оригиналы паспортов, в которых проставлена отметка о пересечении границы Таджикистана.
Е. Лоренц оформила нам все необходимые документы к вечеру дня прилета. Наш рейс прибыл в Душанбе в 11-30 местного времени, мы постарались пройти все формальности (паспортный и таможенный контроль) как можно быстрее, послав вперед двух человек занимать очередь. Рекомендуем иметь с собой ручки для заполнения регистрационной карты, если же карты почему-либо отсутствуют на столах зала прилета, то следует настойчиво попросить пограничников либо таможенников, в общем, людей в форме их принести. Паспортный контроль необходимо проходить с тем паспортом, данные которого были заранее высланы принимающей фирме.
При расставании с Таджикистаном следует быть готовым к вымоганию взяток таможенниками в аэропорту. Я действовал по рецепту А. Лебедева, положив сверху в рюкзак походные шмотки. На третьем предмете туалета таможенник сдался. Г. Разуваев, которого досматривали за соседним столом, в ответ на предложение заплатить что-нибудь, потребовал вызвать представителя авиакомпании и был тут же отпущен с миром.
Мы выехали из Душанбе вечером 18 августа и переночевали на базе «Голубое озеро». Из-за поломок «Уазика» Хокима еще раз остановились на ночлег в Рушане, в 20 км от Хорога. Рано утром 19 августа были в Хороге, где пришлось поменять «Уазик» на местный «бусик». Эти китайские микроавтобусы на 8 человек стоят около 2 000 $, причем цена двигателя – 250 $. Пообедали 20 августа около 13-00 в Рошткалле, в 15-00 часть группы, 5 человек, вышла из Сендива к месту первой заброски, вторая часть группы, 3 человека, в 16-15 вышла из Юбена (бывший Советобад) к месту второй заброски.
Путь по Памирскому тракту от Душанбе до Хорога очень живописен (рис. 2.2.1), хотя и утомителен. Хороший асфальт кончается примерно через 50 км после выезда из Душанбе. Дальше на дороге попадаются только его остатки времен советской власти, однако дорожные работы ведутся достаточно интенсивно и ситуация явно улучшается с каждым годом. На тракте часто попадаются велотуристы, причем некоторые из них совершают трансконтинентальные путешествия, например из Турции в Китай (рис. 2.2.2).
Дорога по Шахдаре находится в удовлетворительном состоянии, до Рошткаллы, являющейся районным центром, ее можно даже назвать хорошей. Участок дороги протяженностью несколько километров перед Юбеном водитель «Тойоты» преодолел, грустно причитая «Ох, Юбен, Юбен…». За Юбеном, по словам местных жителей, дорога немного улучшается, и до Джавшангоза на машине добраться можно.
2.3. Аварийные выходы с маршрута
Юго-Западный Памир хорош тем, что практически из любого ущелья можно за 2-3 дня добраться до кишлака. Вследствие этого мы не рассчитывали на скорое прибытие вертолета при возникновении аварийной ситуации, т.к. едва ли не единственная машина, имеющаяся в Таджикистане, обслуживала МАЛ на поляне Москвина. За время, требуемое для организации вертолетного рейса, мы сами успели бы выбраться в цивилизацию. Однако у нас был с собой спутниковый телефон, с которого ежедневно отправлялись домой смски о текущем положении дел. Смски от друзей также приходили регулярно и всегда повышали настроение. 2.4. Изменения маршрута и их причины
Мы не сумели подняться на вершину п. Джарх, т.к. на высоте примерно 5950 м натолкнулись на гребне на крутой жандарм высотой около 10 м, который невозможно было ни обойти, ни организовать на нем надежную страховку. Стало ясно, что за один день, как мы рассчитывали, сходить на вершину не удастся, поэтому было решено вернуться в лагерь на ледник Сарышитхарв.
Кроме того, в конце маршрута мы отказались от первопрохождения перевала в плече пика ТГУ, т.к. его сложность явно не ниже 3Б, а в группе были участники, ранее не проходившие перевалы такой категории. По правде сказать, этот перевал скорее является «перелазом»: предварительно собранная информация трактовалась излишне оптимистично. Вместо этого мы прошли резервный вариант, это тоже первопроход, но попроще. Перевал Дридж (2А, 5392 м GPS), так же как и непройденный «перелаз», соединяет ледники Нишгар Восточный и Ровный и позволяет выйти к Пянджу вдоль реки Дриж.
Изменением маршрута со знаком «плюс» может считаться первый, по нашим сведениям, в истории альпинизма и горного туризма траверс пика Маркса с востока на запад. Мы планировали радиальный выход на вершину через восточное плечо, однако в процессе восхождения стало ясно, что спуститься обратно в базовый лагерь будет безопаснее по западному гребню. Этот маршрут был хорошо знаком автору и еще двум участникам по походу 2009 г. (отчет 6592 на www.tlib.ru).
Продолжение >>>>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||