Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор:Игорь Канель и Алексей Павлов, Москва.

Байкал 2010


Волонтеры строят мост

Дорога на Иволгу

Придорожный дацан

Иволгинский дацан

Там сидит соленый лама

Первый вечер на Байкале

Закат

Мыс с маяком в Бабушкине

БЦБК

Окресности Байкальска

Дорога на пик Черского

Вокзал Слюдянки

Исток Ангары

Центр Иркутска

Иркутск

Театр в Иркутске

Набережная

Итак, очередная поездка. На этот раз - на Байкал.
Первоначально планировали прилететь в Иркутск и доехать до Улан-Удэ, но такой вариант отпал по экономическим соображениям. Улан-Удэ оказался какой-то жутко дорогой аэропорт )
В этой связи решили сделать круговой маршрут из Иркутска к Слюдянке, потом к пику Черского, потом по КБЖД и через Листвянку вернутся обратно в Иркутск.
Выезд планировали на май, но испугавшись клещей и плохой погоды, перенесли старт на конец июля.
Билеты за 4 месяца до вылета «Уральские Авиалинии» стоил порядка 15000 рублей и еще по 5000 мы заплатили за перевес.
В 7 часов вылетели из Москвы и приземлились…… в аэропорту Улан-Удэ[G] из-за тумана в аэропорту Иркутска.
Такой подарок судьбы было невозможно пропустить.
Небо было затянуто темными тучами, было довольно холодно - настоящее блаженство после 40-градусной московской жары.

Улан-Удэ

Раз судьба нам сделала такой – подарок – грех было не скататься к Иволгинскому Дацану.

Дорога к Дацану[G] проходит по широкому ущелью, обрамленному горами. По пути встретился указатель на крепость гуннов, которую посетить, к сожалению, не удалось. Необычным было то, что деревенские дома построены из какой-то светлой древесины. Толи они ее пропитывают чем-то, толи все дома новые.
На многих сопках вдоль дороги выложены белыми камнями какие-то циклопические мантры.

Сам иволгинский дацан не сильно впечатлил. Почему-то ожидалось увидеть что-то большее. Не отпускало какое-то ощущение нищеты. Убранство храмов крайне аскетичное, особенно запомнился большой кривобокий алюминиевый чайник.
Самый красивый даган(храм) закрыт для посещения т.к. в нем сидит тот самый засоленный Хамбо-Лама Итэгелов, который 80 лет просидел в ящике с солью под землей в состоянии медитации. Потом его откопали, а он как живой.
На стендах перед храмом висят бюллетени с информацией о телепатических контактах Хамбо-Ламы.
Что-то вроде этого: «21 июля Хамбо-Лама наблюдал за тренировкой молодых борцов, он вошел в телепатическую связь с их наставником и сказал, что тренировка – залог победы».
В храмах сидят неулыбчивые монахи, которые не упустят возможности сделать замечание. Входить в храм надо в одну дверь, проходить по солнцу и выходить из другой. Так-то.
Поели в Позной при дацане мантов. Кое-как отделались от пьянющего бурятского деда, которому было невтерпеж пообщаться и отправились в обратный путь.
Был день ВМФ, и было довольно много пьяных и дерзко смотрящих бурятов. Но все обошлось.
На обратном пути встретилась пара едущих кругосветку байкеров.
Сам Улан-Удэ ничем особенным не заполнился. На окраинах частные дома, в центре хрущевки. Говорят там есть самая большая голова Ленина, но мы до нее не доехали.
Город стоит на берегу Селенги, которая в этом месте довольно широка, и наверное самое красивый вид на город – с моста.
От вокзала[G] Улан-Удэ ходят электрички до Бабушкина, и делают они это очень неспешно. Большая часть пути проложена вдоль Селенги, подпертой с правого берега горами, покрытыми хвойным лесом и дачами. Ближе к дельте долина становится гораздо шире, дорога идет по левой ее стороне и реки уже невидно.
Чем ближе к Байкалу – тем больше было народа с огромными железными жбанами за спиной – тихих охотников за ягодой. Вылезли из электрички на станции Мантуриха. От платформы по хорошей лесной дороге доехали до впадения реки мантуриха в Байкал[G]. Над Байкалом заходило солнце, было очень красиво.
Проехали 68км(на великах) и еще 150 км на электричке.

Бабушкин

От Мантурихи до Бабушкина(1881) примерно 12 км. В городе стоит маяк[G], который стоит посетить и выпить на берегу озера пива с Омулем.
В городе есть несколько магазинов и небольшой рынок, на котором можно купить овощи и зелень. А еще в городе есть гот, что совершенно неожиданно в этих обстоятельствах )
Обедали на крыше какого-то эллинга на мысу около маяка.
Погода стала постепенно портиться, небо заволокло тучами – испугавшись дождя встали раньше времени на реке Осиновка[G]. Ночью Байкал штормило.
Всего проехали 55км.

Танхой

Танхой [G] поражает количеством слоняющихся зомби-алкашей, стреляющих 20 рублей на опохмел. Просто можно себя почувствовать героем фильма «Зомби по имени Шон».
В остальном это просто большая и довольно грязная деревня.
Сначала планировали в ней пообедать где-нибудь на берегу, но алкозомби отбили весь аппетит.
До постройки КБЖД сюда ходили паромы с железнодорожными вагонами из порта Байкал.
На выезде из деревни продают самого вкусного омуля на маршруте, которого тут же на месте и коптят.

Дорога до места третей ночевки ничем примечательным не запомнилась, кроме как огромного количества съеденной по пути клубники и черники, которые поспевают тут к концу июля.
Понравилось красивое место с железнодорожным мостом [G] вообще железка идет гораздо ближе к Байкалу, чем автомобильная дорога, и виды с нее открываются лучше, да и перепады там значительно меньше.
Автомобильная дорога зачастую отходит на 5-7 километров от озера. Даже если озеро недалеко его все равно невидно из-за леса. Поэтому мы несколько раз в день сворачивали с дороги, чтобы не терять ощущения, что мы все-таки на Байкале )
Чем ближе к Иркутску - тем больше народу стоит на берегу, после Байкальска берег вообще напоминал один большой кемпинг.

На ночевку остановились на БО «Энергетик» [G] недалеко от очень красивого села Мурино. БО стоит на берегу довольно большой реки Хара-Мурин. Номер в вагончике стоит 930 рублей, с едой. Народ на БО развлекает себя тем, что берет в прокат мангал и ходит жарить шашлыки на берег. Место здесь действительно очень красивое.
Всего за день проехали за день 81км.

Байкальск, Слюдянка, Пик Черского

К обеду следующего дня доехали до Байкальска, показали фак БЦБК , попили пива в маленьком порту [G] и поели поз в позной на главной площади города. БЦБК работает сейчас на четверть мощности, другой работы в городе практически нет.
Местное население очень плохо относится к планам закрытия комбината и свято уверенно, что никаких загрязнений с него в озеро не попадает.
В городе смотреть собственно нечего, кроме самого комбината. Сразу за городом дорога становится весьма гористой и очень красивой. Все доступное побережье занято автотуристами. Если вы хотите прокатиться по красивому маршруту вам стоит именно взять отрезок от Байкальска до Слюдянки. Практически все время виден Байкал. И рельеф отнюдь не дает расслабиться.
Сразу после Байкальска можно наблюдать знаменитый горнолыжный курорт местного значения – «гора Соболиная».

Слюдянка

Слюдянка – встретила нас скульптурной композицией на въезде и довольно стрёмными гопниками у виадука через Транссиб. Гопники были настолько стремными, что я не был уверен, что найду в целости и сохранности наше барахло и Алексея, оставшегося его сторожить.
Узнав на вокзале[G] расписание поездов, и пополнив запасы продуктов отправились наверх, в сторону пика Черского.
Постепенное смеркалось, дорога становилась все круче, и ехали мы уже больше 8-ми часов. Сначала останавливались у ларьков и покупали всякие бёрны, потом поднимались только на матах. Проехали мраморный карьер и попали в область жизнедеятельности волонтеров байкальской экологической тропы. Ребята строят мосты и устраивают тропы.
Однако мосты предназначены исключительно для пеших туристов и подобраться ко многим из них на велике проблематично.
Дорога стала мокрая темная и крутая. Ехать вверх уже совсем не удавалось. В основном тащили.
Но вот оно счастье – приют на середине пути[G]. Света нет, еды нет, душа тоже нет – зато есть более-менее сухое помещение, чтобы переночевать.
Выпросили сына хозяина приюта сделать нам оладушек и чаю. Потом из Слюдянки поднялись ребята с литром спирта, но мы уже не участвовали в этом празднике жизни. Всю ночь шел дождь.
Проехали 81 км.

Пик Черского

Утром вроде немного разнесло. Легкомысленно решили забежать на горку налегке – только с фотиком и совсем без одежды.
Сначала было даже жарковато, потом начал накрапывать дождик и мы уже начали вызывать интерес в глазах строящих мосты волонтеров. Потом похолодало и начался откровенный ливень. В глазах спускавшихся туристов мы встречали недоумение. Однако подъем вырабатывал колоссальное количество тепла и жить еще как-то можно было.
Однако по мере приближения к поляне метеостанции рельеф начал выполаживаться - стало совсем как-то зябко. Попросились пригреться на метеостанции, но вызвали лишь недоумение в нашей недальновидности насчет одежды. Поднялись повыше и ангажировали домик частной гостиницы[G]. Высота была примерно 1400м. До вершины оставалось еще 700 метров подъема.
Просидев в домике несколько часов, и так и не дождавшись окна в погоде для подъема - решили спускаться.
В гостинице обнаружили вожатых беспризорников, стоящих лагерем около метеостанции.
Беспризорники уже прославились воровством на всю округу, а их вожатые люто бухали и предавались блуду километром ниже.
Еще по соседству стоял лагерь с пиратом. Пират был человек-кремень – потеряв ногу, он не только не стеснялся этого, но и гордился этим. Гвозди бы делать из этих людей.
Спустившись мы застали какую-то театрализованную пьянку по не помню какому поводу. Народ был одет в пиратов и что-то декламировал размахивая топором.
Пьянка была искренняя и веселая, выпив спирта мы начали спуск вниз. Вопреки ожиданиям это не принесло никакого удовольствия. Какое-то сползание по камням. Это конечно не стремительный спуск с телескопа в Нижнем Архызе.
В Слюдянке заселились в первый со стороны пика Черского отель - Эдельвейс. Пробовали еще в отель при минеральном музее, но там предлагалось спать на нарах в комнате на много человек за вполне ощутимую цену.
В отеле кроме нас жили какие-то швейцарки, которые были в недоумении как русские люди соблюдают гигиену. По-Русски они не говорили естественно, и вообще были на пути в Монголию.
Мы заказали у хозяина баню и они попросились туда буквально на 5 минут. Естественно это вылилось в час. Расстроенный упущенной выгодой хозяин отеля устроил им шоу с выключением света.

КБЖД

По КБЖД ходит модный рельсовый автобус, делая остановки на каждом углу. Билетов в Слюдянке на него не купить, но нам удалось выклянчить место у проводников. Велики поставили в нерабочий тамбур.
Поезд приехал из Иркутска по главному ходу Транссиба и народ уже разложил на столах куры яйки, помидорки. Мы конечно слегка диссонировали на этом празднике жизни.
КБЖД без сомнения одно из самых ярких впечатлений на маршруте.
Уму непостижимо - как такое можно сделать всего за два года, да еще и при технологиях 19-го века.
Дорога проходит по тоннелям, мостам и выдолбленным в скалах полкам.
Скалы спускаются в озеро крутыми лбами и похожи то на медведя, то на кошку. Вдоль путей масса оборудованных мест под стоянку.
Из-за того что сюда на машине не подъехать народу довольно мало.
На великах по КБЖД вроде проезжали, но видимо большую часть пути их вели в руках по насыпи.
Пешком этот маршрут проходится за два дня с двумя ночевками. И поверьте, что оно того стоит.
В одной деревне стоит на подпорках автомобиль иж. При этом никаких дорог тут нет.
Видимо его сюда притащили зимой по льду и используют как зимний транспорт.
Местное население живет с туристов, а на остановках можно поесть шашлыка или омуля.

Поезд выходит из Слюдянки в 10.20, а приходит в порт Байкал около 6-ти вечера.

Порт Байкал

Порт Байкал [G ] - совсем небольшое поселение на другом берегу Ангары от Листвянки.
В деревне есть порт и конечная станция КБЖД.
Раньше железка шла дальше в Иркутск, по левому берегу Ангары, а еще раньше тут Транссиб заканчивался и вагоны огромными паромами «Байкал» и «Ангара» перевозились на другой берег озера - в Танхой. Зимой организовывали ледовую переправу до Бабушкина.
После войны построили альтернативный участок Транссиба через Горы, а в конце 50-х годов участок от Иркутска до Байкала разобрали и затопили водохранилищем Иркутской ГЭС.

На паром в Листвянку нас не пустили, сославшись на перегруз.
Пришлось искать альтернативный транспорт.
На станции, под парами, стоял шикарный поезд "мегаполис". На рельсах сидели немецкие и японские пенсионеры пьющие вино и пиво. На столах стояли закуски. Из мармитов чем-то вкусно пахло.

Эллинг перевозчика[G] находится на берегу Ангары. Нужно пройти около километра вдоль путей.
Лодочником оказался бородатый, удивительно интеллигентный для здешних мест дядька.
Переправа стоит 150 рублей с человека.

От Листвянки Иркутска маршрутка идет около часа по красивой холмистой дороге.

Иркутск

В Иркутске в очередной раз собрали велики и поехали смотреть город.
В городе очень много молодых людей с недобрым взглядом.
Еще там, также как и в остальных городах на нашем пути, очень сильно пьют.
Пьют все: и старые и молодые и парни и девки.
Центр города довольно грязный и невнятный. Даже не очень понятно, что это центр. Понравился район университета, оперного театра и набережная.
Самое интересное, что есть в Иркутске - деревянные дома. Их много, но большей частью они находятся в плачевном состоянии. В районе центрального собора стоят несколько милых взгляду отреставрированных избушек.
На набережной расположилось несколько ресторанов и клубов, из которых лилась музыка.
Бдительные менты на входе в здание аэропорта углядели у меня в рюкзаке бомбу и оружие, которые оказались горелкой и ключами. Но фляжку от горелки все равно не разрешили провезти.

Итоги

Недели на Байкале конечно мало. Мы не посмотрели Ольхон, Баргузин и Аршан, которые однозначно стоит посетить. Дорога от Селенги до Байкальска не особо живописна - озера практически не видно и рельеф умеренный. Дорога от Байкальска до Слюдянки и от Листвянки до Иркутска очень живописна.
Как ни странно маршрут оказался не особенно популярным у велотуристов. Мы так никого и не встретили, зато мототуристов тут полно встречалось.
Если хотите сходить на Черского – обязательно нужно иметь резервные дни. Погода там крайне нестабильна.
Клещей в августе уже нет. Во всяком случае, мы ни одного не видели.
Народ очень сильно пьет и не особо радушен. Много быдла и алконавтов.
А вообще – Байкал, видимо, лучше смотреть с воды. А то мы его видели большей частью только когда вставали лагерем на ночевку.
Фото: Игорь Канель и Алексей Павлов


Читайте на Mountain.Ru:

Славное море, священный Байкал...(Фотоальбом)

Внетрассовые спуски.
Хребет Хамар-дабан, Байкал

Поездка на Байкал. 2008 год

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru