Автор: Автор Дмитрий Гусев, Москва
Подготовка к X-Alps. Вести с гор
Дневник гонки-2009
В 11:30, 17 июля 2011 года в Mozartplatz в Зальцбурге стартует очередная гонка-марафон Red Bull X-Alps, которая проводится с 2003 года и заслуженно считается одной из изнуряющих и сложных гонок в мире. 30 атлетов со всего мира стартуют в Зальцбурге (Австрия) у восточного подножия Альп и должны пересечь все Альпы с востока на запад, чтобы финишировать в Монако. Всю дистанцию (а это более 850 км по прямой) атлеты могут преодолевать только либо на безмоторном параплане, либо пешком, неся все необходимое для полета оборудование на себе. Гонка длится непрерывно (24 часа в сутки) в течении нескольких недель, что задает беспрецедентный темп и требует потрясающей выносливости.
Кроме атлета, в каждую команду входит один ассистент. Ассистент имеет право передвигаться на автомобиле, подвозить атлету питание, обеспечивать информационную поддержку. Однако, он не может помогать атлету передвигаться или переносить снаряжение. Задача ассистента – тактическая помощь атлету, помощь в прокладке оптимального маршрута с учетом быстроменяющейся горной погоды, связь с внешним миром и штабом соревнований.
Каждый атлет может сам выбирать маршрут, места посадок и стартов, темп движения. Для успеха в этой многодневной гонке атлету требуется не только уметь хорошо летать, но и огромная выносливость, умение рассчитывать силы, ориентироваться в горах, понимать развитие погоды и построение эффективного многодневного маршрута, навыки треккинга и выживания в экстремальных условиях. Жесткость гонки усугубляется тем, что каждые два дня организаторы отсеивают по одному отстающему участнику. Заканчивается гонка через 48 часов после того, как первый атлет (победитель) приземлится в Монако.
Следить за ходом гонки можно будет с помощью сайта соревнований, где будут в реальном времени отражаться на карте данные с GPS-приемников каждого атлета.
В этом году Россию на Red Bull X-Alps будет представлять команда Х-Alps 2011 Rus, которая
состоит из двух человек: Атлет и Ассистент.
Евгений Грязнов – Атлет команды X-Alps 2011
Родился в Санкт-Петербурге 22 июня 1972 года.
Профессиональный спортсмен (Мастер Спорта), летает с 2002 года, соревнуется с 2004. Более 1500 часов налета.
Антон Поляков – Ассистент команды 2011.
Родился в Тамбове 16 июля 1981 года.
Профессиональный инструктор (кандидат в мастера спорта), летает с 2004 года, соревнуется с 2006.
Это дневники Дмитрия Гусева о гонке X-Alps 2009, где Евгений Грязнов участвовал первый раз и занял 5-е место.
Рекомендации бивактура X-Alps
Пешее перемещение:
При ходьбе очень важно выдерживать темп, но не скорость перемещения. Темп выдерживается по ритму работы сердца.
Выгоднее поддерживать темп немного ниже максимального. Можно уставать, но важно не «выдохнуться», восстановление после будет гораздо более долгим.
Начинайте движение медленно и лишь постепенно ускоряйтесь до нормальной скорости.
Поддерживая один и тот же темп выгодно чаще менять стили ходьбы с палками (одновременный, вразножку, без палок и т.д.) Чем большим числом стилей ты владеешь, тем лучше.
Палки выносите вперед движением кисти, а не руки.
При перемещении по ровной местности не выносите палки далеко вперед, старайтесь ставить их на своем уровне или чуть даже сзади, как бы подталкивая себя вперед.
При спуске с горы делайте длину палок по короче и выносите их вперед опираясь на них сверху как на «костылики» , упирая набалдашник палки в ладонь. Ноги при этом маленькими шажками сбегают как «катящееся колесо».
Туристическая тропа всегда быстрее чем автомобильная дорога, но ходьба по дороге требует меньше усилий.
Очень хороший способ ускориться – начать дышать ритмично в такт шагов (2 шага вдох и 2 шага выдох, или 3 вдох+3 выдох, или 4+4), вы сами непроизвольно начнете ускоряться естественным образом без затраты дополнительных усилий. Руки с палками могут при этом идти произвольно , не в такт шагам. Это также хороший способ восстановить дыхание, если запыхался и не хватает воздуха.
Не делайте больших шагов. Старайтесь чтобы плечи с рюкзаком меньше ходили вверх вниз. (Исключение – способ перемещения когда вы для того чтобы отдохнули плечи специально каждые два шага «перекидываете» вес с палки на палку.)
Старайтесь во время движения пить поменьше воды. Воду или лучше чай пить во время остановки (привала), иначе она начинает сразу выделяться с потом. Во время движения хорошо брать в рот один глоток воды, прополоскать рот и проглатывать его только после того как вы распробовали воду на вкус.
Полеты:
Для старта выгоднее выбирать солнечные склоны, чем наветренные, если нет сильного ветра в данный день.
Если нет фонового сильного ветра и присутствует термичность, ветра в Альпах придерживаются четких правил направления и времени начала.
На гору быстрее забираться официальными тропами, чем идти «напрямую».
Во время полета безопаснее держаться вершин высоких хребтов и сохранять высоту. Зачастую даже когда в долине дует сильный встречный ветер можно успешно идти «по хребтам» с небольшим встречным или даже попутным ветром.
Сон и отдых:
Наиболее экономный режим дня заканчивать пешее перемещение максимум через час после захода солнца. Вставать утром лучше с рассветом. Если нужно сократить время сна, то лучше это делать за счет более раннего подъема, чем перемещения поздно вечером –поздние ночные перемещения больше выматывают.
Если необходимо перемещаться круглые сутки, старайтесь делать это с равной цикличностью: 45 мин перемещения 10-15 мин отдыха или 1,5 часа перемещения и 20-30 мин отдыха. Цикличность можно подобрать индивидуально, главное чтобы не доводить себя до полной усталости, тогда организм восстанавливается очень быстро. Для быстрого восстановления очень хорошо помогает 10-15 сон.
Если вы сильно устали в процессе 45 мин цикла движения, то полезнее потоптаться на месте чем останавливаться.
Во время отдыха и остановки чаще мойте ноги и давайте им «подышать».
Питание:
Есть лучше маленькими порциями и почаще в течении дня. Но при этом важно не набивать желудок по максимуму.
Пища должна быть легкой и быстро усваиваться. Содержать побольше углеводов. Мясо - по желанию, как правило его в процессе больших нагрузок и малого отдыха сильно и не хочется.
Побольше овощей, зелени и фруктов.
Желательно чтобы пища была достаточно жидкой, чтобы не требовать дополнительной воды для ее последующего усвоения. Сухофрукты в чистом виде не использовать. Полезны супы хотя бы раз в день.
В день желательно выпивать 1,5-2 литра воды или жидкости.
Лучше не есть непосредственно перед сном, а после ужина делать еще один небольшой часовой переход.
Снаряжение:
Имейте два-три вида обуви для ходьбы. Ботинки для горных перемещений с хорошей фиксации стопы чтобы уменьшить усилия на поддержание равновесия на камнях. Хорошие кроссовки с жесткой подошвой для ходьбы по дорогам. Обувь должна быть удобна, четко в размер и обязательно предварительно хорошо «разношена».
Всегда хорошо шнуруйте и максимально сильно затягивайте шнуровку на ботинках и кроссовках.
Используйте специальные носки для треккинга и меняйте их почаще. Используйте специальные влагоотводящие кожаные стельки.
Одежда должна быть максимально легкая, дышащая и чуть прохладная по погоде для того чтобы меньше потеть при перемещении. Лучше использовать хорошее качественное термобелье. Имейте всегда в запасе сухую майку и полартек на случай остановки или предстоящего полета. «Сушите на себе» одежду только во время передвижения, а не на стоянке!
Дневник гонки
10 июня ParaShop
Приятно начинать большое предприятие или путешествие в компании хороших друзей. Таким начало стал для нас ParaShop магазин в Кессене (Австрия), где торгуют парапланерным снаряжением. В дальнейшем было еще долгое путешествие и нас очень хорошо встречали и оказывали помощь в подборе и подгонке снаряжения и на фирме Woody Valley в Италии, и на Charly и Brauniger в Германии, но этот небольшой магазин в Кессене стал для нас своего рода перевалочной базой, домом куда мы еще не раз возвращались. Здесь было все – от чашечки кофе и возможности посидеть в интернете, до возможности складировать ненужные вещи. Напоследок нас снабдили двумя банками русской тушенки и банкой ядреной аджики! Путешествие начинается хорошо!
11 июня Мармолада
Рано утром мы уже в центре Доломитовых Альп. Мармолада – это скальный массив высотой 3343м с красивым снежником, не тающим даже в середине лета. Утро началось с чашки кофе и встречи с Джими Пачером – одним из ведущих пилотов и неоднократным чемпионом и призером Италии. Джими рассказал особенности этого места и помог прикинуть варианты возможных быстрых маршрутов перелета этого одного из самых сложных поворотных пунктов. Проблема этого места заключается отсутствии прямолинейных ущелий и жесткий горный массив, представляющий собой отдельно расположенные скальные острова. Район не сильно высокогорный, но очень ветреный и с жесткой термичностью в сильную погоду. Джими также предсказал возможную хорошую летную погоду на день и место возможного старта. Сам он с нами ехать отказался сославшись на семью и необходимость кормить детей. Ок, не теряя времени мы поехали на этот ближайший возможный старт. Оказалось что ветер «немного» сзади и «немного» более сильный чем возможно вообще улететь. Подумав немного решили не теряя времени «сбегать» взять поворотный пункт пешком, благо Джими сказал, что есть несложная тропа по которой можно зайти на гору за 1,5 часа. Прикинув, что раз так – у нас уйдет час зайти в гору, потусоваться наверху и за час мы успеем спуститься до захода солнца. Женька взял как обычно свой параплан, я взял рюкзачок со спасоборудованием и мы бодро побрели в гору. Легко забежав первую половину пути до конца подъемника, мы с ходу проскочили «легкую» тропу, подсказанную нам Джими Пачером. Как потом выяснилось к счастью. Дальше начался снежник, который в конце концов уперся в скалы где тропа уходила вертикально вверх. Скалы достаточно снежные и в наиболее сложных местах пробит толстый трос за который можно придерживаться, поэтому хоть и немного боязно, но подниматься можно. Достигнув вершины, я спредложил обратно все-таки найти легкую тропу Джими, чтобы спускаться покомфортнее. На вершины дул сильный ветер и подходила явная непогода со свинцовыми облаками, поэтому долго тусоваться мы не стали, хотя и очень красиво. Тем более что наш «быстрый» подъем, где мы обогнали две группы альпинистов, занял у нас чуть менее двух часов. «Легкая тропа» тропа от вершины была видна по следам уходящим на запад по снежнику. По ним мы и пошли. На вершине это был достаточно пологий снежник, но уже через некоторое время он начал уходить достаточно круто вниз. С такого уклона можно было уже легко сорваться, учитывая, что не кошек не ледоруба у нас с собой не было, только палки. Остановиться на таком уклоне не реально – только внизу через 400-500метров. Через некоторое время мы смогли выйти на край снежника, где на поверхность выходили гладкие скалы и был пробит трос и можно было воспользоваться обвязкой для страховки. Но радовались мы не долго – снега было в начале лета очень много и трос временами уходил глубоко под снег и на таких участках, можно было только надеяться на удачу. В довершении всего стали попадаться участки откровенного льда. И все это на уклоне под 40-45°!!!
Под нами красивый уходящий вниз язык снежника, который еще предстояло пересечь.. Спускались мы очень долго, и как мы поняли тропа явно не для парапланеристов, а скорей для подготовленных альпинистов. Уже внизу пересекая снежники увидели следы от сорвавшихся недавно лавин. Утром следующего дня я остновил группу явно профессиональных альпинистов собиравшихся на гору выяснить на предмет какая же тропа на верх является самой удачной, не слишком опасной и достаточно быстрой. Ребята были все увешаны хорошим снаряжением, были явно местные и им было можно верить. Их ответ был однозначным: первый маршрут и только в кошках. А по второму, по которому мы спустились, вообще ходить не желательно даже со снаряжением до середины лета…
- 12 июня Осмотр Брюника
- 13 июня Полет с лужайки
- 14 июня Гроссглокнер
Утро обещает быть ясным и достаточно термичным. Можно попробовать осмотреть подлеты, а главное маршрут ухода от Гроссглокнер – одной из поворотных точек маршрута. Гроссглокнер представляет собой скальную вершину окруженную стекающим ледником. По правилам нужно пройти через 5км цилиндр вокруг вершины горы. К сожалению полет нельзя назвать очень удачным – после двух часов в слабой и рваной термичности Женьке удается пройти чуть больше 20км по маршруту. Ну что ж, едем смотреть Гроссглокнер вживую на машине. Ущелья, которые подходят к этой снежной вершине , достаточно узкие и высокие. Поневоле ощущается величие этого места. Особенно усиливает значимость 28 евро, которые берут за проезд по этой территории. Чтобы подобраться к нему с воздуха нужно будет набрать достаточно высоты, районы высокогорные с ледниками с снегом и достаточно безлюдные. Очень порадовало беспредельное царство сурков. Здесь они находятся под защитой закона и совершенно не стесняются фотографирующих их туристов!
- 15 июня Charly, UP
- 16 июня Brauniger.
Ремонт машины. Забег на гору и слет в предельный ветер.
К сожалению, с машиной нам в этой гонке, как и в прошлой не очень повезло. Все решается в последний момент: несколько вариантов, которые предлагали друзья с использованием их минибусов не удались, поэтому поехали на моей Рено Меган. Машина конечно достаточно вместительная для легковушки, но это конечно не минивен, где можно по крайне мере оборудовать хорошее лежачее место. Мы из машины выкинули пару задних сидений, и в результате удалось сделать лежачее место для Женьки с использованием багажного отсека. В общем даже вполне комфортно, правда для водителя место не осталось. Только сидя на водительском кресле. Ну не беда спать все равно особо не придется! Главной бедой оказались полностью сточенные задние тормоза, поэтому несколько дней нам пришлось колесить по Европе в поисках нормального недорогого сервиса. Сервис нашелся как раз под Мармоладой. Это очень хорошо, т.к. пока я ремонтирую машину, Женька может бегать в горку и облетывать район предстоящей гонки. Замена задних тормозных колодок закончилась тем, что опытные итальянские мастера фирменного Реношного центра не смогли снять задние торможные барабаны! Пришлось их греть сваркой, менять подшипники, и закончилось это все сломанными барабанами.. В результате ремонта зависли на два дня. Два дня Женька бегает на горку и слетает вниз. Причем ветер в долине раскачивает легкие деревца. Передаю снизу, что ветер достаточно плотный, чтобы лететь. Женя говорит что на старте дует 2-3м/с и он все рано будет пробовать! После старта и выхода в долину Женька бодрым голосом докладывает, что все нормально, и он пробивается вперед! Я же отчетливо вижу что его сносит немного назад.. Подлетев пониже Женя так же бодро отвечает, типа «ну не удалось и я сажусь где-нибудь внизу на речку». Оптимизма Женьке точно не занимать. Прыгаю в забранную из ремонта машину и мчусь подбирать его снизу.. И так два дня! Испытания нервов и нового купола прошли успешно, но по маршруту мы пока не продвинулись..
- 17 июня Woody Valley.
Ремонт машины. Забег на гору, слет в предельный ветер. Ночевка на озере
- 18 июня Полеты в Molveno.
Ночевка в Carisolo
Первый удачный день для маршрутных полетов. Мы нашли удачное место перехода через широкое, но беспосадчное ущелье Бользано-Тренто и находимся уже в предгорьях Madonna di Campiglio. Задача за недолгое время отпущенное для тренировки облетать самые сложные и спорные участи, чтобы заготовить варианты проходов которые можно использовать во время гонки. Простые хребты, идущие вдоль маршрута, оставляем «на потом».Оставив машину под горой вместе с Женькой с парапланами идем в гору: ему лететь по маршруту, мне полетать недалеко в этом районе, чтобы потом забрать машину и ехать его искать по маршруту. Собственно это стало нормальной практикой на дальнейшее время тренировок. Горы – типичные Доломиты – скальные зубья, торчащие из леса! Собственно такая же типичная «доломитовая» погода – достаточно подойти к скалам поближе как тебя забрасывает в мощном потоке на уровень вершин. «Г-г-главное не б-б-бояться!» Зато красиво! Под тобой голубое очеро, рядом скальные пики с остатками снега! Ветер внизу тоже соответствующий – садиться приходиться практически вертикально. Женьке в этот день удалось пересечь несколько хребтов с высотами под три тысячи метров и пролететь под 40 км. К сожалению тоже в конце концов он уперся в сильный долинный ветер и не смог продолжить маршрут дальше. Но это уже прорыв, тем более что найден удачный путь по сопряжению нескольких ущелий! Дорога пешком по тому же маршруту в обход займет не меньше полутора суток!
- 19 июня Тусовка в Woody Valley. Ночевка на горе перед стартом
- 20 июня Переход от Molveno до Madonna di Campiglio в ливень
Сильная надежда на хороший летный день не оправдалась – с утра дует сильный северный ветер из-за горы, да такой, что это явственно ощущается в густом лесу под стартом, где мы решили провести ночь. Решено, не терять день, а проверить сколько времени занимает пеший переход через высокие горы на другую сторону долины в Madonna di Campiglio, где кстати тоже есть место для старта и если ветер скиснет можно будет улететь дальше по маршруту. Предлагаю Женьке взять с собой «кошки» для снежников, которые мне удалось взять напрокат в Woody Valley, но он отказывается – что такое нам 3000м! Собираемся и вместе с парапланами выходим в гору. У меня задача проверить рюкзак-трансформер и проводить Женьку до предгорий, потом, если погода нелетная, сбежать вниз и объезжать все эти горы на машине. По прикидкам путешествие через высокогорные перевалы займет у Женьки часов шесть поэтому я с запасом по времени успеваю. Легко по известной тропе забежали наверх: на озере внизу видны пятна ряби от порывов ветра, над горами начинают вырастать облака, постепенно закрывая вершины трехтысячников через которые Женьке нужно пройти. Желаю Женьке удачной дороги быстро сбегаю обратно к машине. Дорога вокруг занимает почти три часа. По расчетам с мои спуском к машине Женя как раз должен быть где-то на подходе. Это очень хорошо, т.к. в этой долине уже все очень плотно затянуто облаками и потихоньку начинает накапывать дождь. К сожалению, Женя на связь не выходит и телефон молчит, значит на перевалах связи практически нет. Безуспешно продолжаю вызывать Женю, день потихоньку подходит к концу и дождь постепенно перешел в хороший ливень. Очень надеюсь, что сил у него хватит идти без остановки, у Женьки хорошая куртка, но под таким проливным дождем и низкой температуре в горах может спасти только непрерывное движение. Единственно что могу сделать сейчас для него: разбираю побольше места в машине, чтобы было куда залезть и переодеться. Наконец, когда уже начало темнеть, слышу слабый сигнал в рации: Женя немного ошибся дорогой, но уже выходит к поселку! Ура – записываю координаты места его выхода и мчусь его подбирать! По дороге что есть силы натапливаю в машине печку, так что дышать уже невозможно. Выяснилось, что Женька немного ошибся с поиском тропы в начале и потерял много времени, сделав очень большую петлю и вернувшись опять к началу маршрута. Зато теперь у нас есть записанный трек с тропой кротчайшего перехода через горы!
- 21 июня Переход от Carisolo до Passo Del Tonaleо
Отдыхать некогда, вместо отдыха Женя собирается пересечь следующую горную гряду и выйти уже в то ущелье, откуда ведет по маршруту ряд горных хребтов почти на 60км, до самых озер. На этот раз Женька уже без сомнений берет с собой «кошки», вчерашний переход показал, что без них на такой высоте не обойтись. Подвожу его к месту начала заповедника, куда на машине уже въезд запрещен. Дальше только пешком. Высота перевалов постепенно повышается, на обратной стороне хребта меня встречает строгая красота высоких снежников. Выхода Женьки ожидаю опять до позднего вечера, с расчетом прохода перевалов у нас пока не получается.. Горы начинают темнеть, уже только до половины освещенные закатным солнцем, когда Женя выходит на связь. Он ошибся и вышел правее того склона где рассчитывал, но это к лучшему. То место, которое мы выбрали как точку выхода, явно очень сложное и расположено немного в стороне от главных дорог. И сегодня не обошлось без приключений - решив немного срезать Женя прошел через вертикальный сброс. Результатом сегодняшнего перехода стала сломанная палка и ободранные ноги, когда Женьку чудом не утащил за собой сорвавшийся камень, размером с небольшой парапланерный рюкзак. Зато финалом стал хороший слет на закате из-под снежных скал!
Женя как раз вышел на горнолыжную трассу расположенную на снежнике и собирается стартовать. Погода позволяет, можно даже набрать и уйти дальше по маршруту, но солнце уже зашло и через пару минут низ ущелья будет скрыт темнотой, да и по условиям соревнований полеты после захода солнца запрещены.
- 22 июня Слет в роторе с началом Фена
- 23 июня Фен. Пеший переход в Bellinzona от Gera Lario
- 24 июня Слет в отсутствие термички в Gera Lario. Ночевка в Villadossola
- 25 июня Полет от озера Lago Maggiore до Domadossola
Сегодня по прогнозу хороший летный. Решив не терять удобный день для полетов, которых и так получается немного из-за неустойчивой погоды, мы немного откланяемся от маршрута и смещаемся южнее к озеру Lago Maggiore, где расположен удобный старт для сегодняшней погоды. Заезжаем на машине на самый верх и не дожидаясь развития устойчивой погоды стартуем. Погода еще очень кислая - слабые потоки еще не превратились в зоны уверенного набора, но Жене удается по чуть-чуть поднабрав высоты выйти на хребет. Дальше уже намного проще и погода постепенно становиться термичнее. Ветер удачно позволяет уйти в сторону долины ведущей на Маттерхорн. Пока я полетав, вернулся к машине погода уже превратилась в предгрозовую. От Женьки приходит СМС, что он пролетев все ущелье уперся в грозовые тучи и сел. Дальше проход закрыт переразвитием и начинающейся грозой. Первый раз в жизни я видел как сильная молния прямо из под облака бьет куда-то в середину склона! Я предполагал, что в качестве громоотводов работают сами вершины. Сегодня удалось облетать район подхода к горам везущим к Маттерхорну и завтра начнем его штурм.
- 26 июня Перевал от Domadosola до Saas Fee. Познее прибытие
Автомобильная дорога на Маттерхорн идет очень большим кругом и велик соблазн срезать по прямой через горные хребты в случае нелетной погоды. Если мы найдем кратчайший путь, как под Тренто, это позволит вырваться вперед. Который раз уговариваю Женьку не идти напрямую на Маттерхорн – там сплошные ледники, нет ни одной размеченной дороги, а высоты гор все около четырех тысяч метров. Вчера еще после долгих дебатов решено отказаться от помощи профессионального гида, которого с трудом удалось найти: первая причина, что наверно дорого, вторая – что дороги должны быть размечены, следовательно сами найдем. Решено остановиться на варианте идти не напрямую в долину Маттерхорна через снежники, а через две долины , сначала на Saas Fee напрямую через горы, а потом траверсом обогнуть гору и через один из парапланерных стартов выйти на Zermatt под Маттерхорном. Женька как всегда полон оптимизма – вечером встречаемся в Zermatt, т.е. по плану он до вечера должен пройти два горных хребта, каждый под три тысячи метров, первый из которых еще под снегом! Звоню найденному мною гиду, но он в метро и просит перезвонить позднее. Женька не хочет ждать, время уходит, и поэтому быстро собравшись стартует. Через час после ухода Женьки мне удается дозвониться этому профессионалу и поговорить с ним – каков все таки кратчайший по времени путь на Маттерхорн из Италии. Дэвид подтверждает, выбранный Женей маршрут, но на это он отводит три дня(!!!) и это при условии ходьбы по 12 часов в день по уже известной тропе! Естественно его услуги стоят не дешево – 250 евро в день. Допускаю, что Женька бегает гораздо быстрее этого спеца, но есть большие опасения, что в сроках добраться до Маттерхорна он все же ошибся. К тому же уже к 11 утра собираются грозовые тучи и начинает идти дождь! На сердце не спокойно, принимаю решение ехать ловить Женьку уже в первой долине. Связь оставляет желать лучшего: моя базовая радиостанция бьет очень далеко и Женька меня слышит, но с его портативной я слышу его не дальше 10км по открытой прямой. На подъезде к Saas Fee понимаю, что все гораздо чем я ожидал – идет проливной холодный дождь, и это внизу в долине на высоте около 1000м. Что же твориться на 3000м, где сейчас Женька? Все что можно сделать - это ждать. Наверное самое трудное! Солнце садиться в 21:15 а перемещение ночью в горах практически невозможно если не знать тропы. Уже вечереет, время 20:30, а Женька на связь не выходит. Холодная ночевка в горах – достаточно рискованное занятие. Но карта с помеченной тропой одна и она у Женьки! К тому же если он ошибся и пошел не той тропой его ночью в горах вообще невозможно найти! Прикидываю, что если он до сих пор на связь не выходит у него расстояние никак не меньше 8км, соответственно можно съездить в соседнее ущелье и проверить вдруг произошло чудо и Женька уже в Zermatt под Маттерхорном. Еду и прикидываю где и как найти спасателей ночью. Причем идет такой проливной дождь, что ехать на полной скорости сложно. Подъезжая к Zermatt узнаю, что это вообще запрещенная к въезду зона. Но в любом случае до поселка 5км а Женька не откликается. Поворачиваю обратно и в уме прикидываю во сколько светает, чтобы можно было отправиться на поиски. Уже перед самым подъездом к Saas Fee получаю СМСку от Женьки – он спустился в долину и ждет в Saas Fee!!! Время почти 23:00 – это значит он полтора часа спускался в темноте с перевала под проливным дождем! При встрече Женька как всегда немногословен – на перевале гроза, дождь переходящий в снег и град!!! Супер – в таких нереальных условиях по незнакомой тропе Женька сделал переход, который профессиональный гид оценил в два дня пути! Ну что ж мы еще им не то покажем..
На следующий день плавно подвожу к тому, что пора бы день отдыха взять – все-таки пять высокогорных восхождения за две недели, но Женя не в какую – надо взять Маттерхорн. 27 июня с утра пораньше отвожу Женьку на отправную точку маршрута. Сегодня траверс, но тоже не самый простой – надо забраться на 3000м, и потом также траверсом спуститься под Маттерхорн, да еще взять 4,5км радиус вокруг точки (т.е. скорее всего опять подъем). Правда путь лежит через официальный парапланерный старт и если не будет дождя и сильного ветра можно будет слететь. Со временем обхода конечно мы опять ошиблись расстояние по карте кажется намного короче чем в реальности в горах, но уже к 17часам Женя был на старте и крайние 20 км пролетел до Маттерхорна. Далее посадка на склон под горой, т.к. погода уже скисала и забег крайние 400метров в гору для взятия цилиндра. Итак Маттерхорн взят!
- 28 июня Пешком на 1200 и вылет в долину Sion
Вчера Жене удалось слететь с верхнего старта под Маттерхорном, сегодня в планах с этого же старта слетать полет до входа в ущелье ведущее к Монт-Блану. Торопиться особенно нечего, склон с которого мы планируем стартовать обращен на запад, значит прогрев там будет только во второй половине дня. Правда для этого нужно забраться пешком на от места парковки автомобиля еще на 1200 метров. Плотно завтракаем и выдвигаемся на гору. От подъемника на гору ведет хорошо видимая тропинка. Красивая зеленая долина сменяется каменными завалами и наконец упирается в остатки снежников. Здесь и будем стартовать. Расстилаемся прямо на снегу. Уклон здесь небольшой и ветер сбоку из-за скального отрога, но надежда на начинающуюся термичность снизу. Женя стартует и сразу начинает набор вдоль скальной гряды. Пока я раскладываюсь он уже на высоте вершин и уходит на переход долины. Мне повезло меньше, пока я готовился фаза подъема прошла и я со старта устремился вниз лавируя в роторе между камнями в боковых роторах. Пока вылез на наветренную сторону слил метров 200 высоты, зато там ожидало победное +3,5. Пока я ковырялся с первым набором, Женя так же боролся в подветренных роторах на другой стороне долины. Дальше пошло легче, выбрав над первой грядой под базу, он уже уверенно перемахнул вторую долину. На перелете третьего хребта его ждал подвох – не хватило высоты буквально 15-20метров и Женя коснувшись земли добежал до другого края склона не опуская параплана и опять взмыл в воздух! До Sion маршрут занял около трех часов. Дальше пришлось сливать высоту, т.к. над самим городом запретная зона и несколько аэродромов. Именно за пролет над городом Мюллер в позапрошлом году получил штрафное время. Границы этой зоны нам должны сказать на брифинге перед гонкой, а пока рисковать не стоит.
- 29 июня Полеты на Монт-Блане
Сегодня ночевали перед Мон-Бланом. Очень выгодное отличие Франции и Швейцарии. Там за парковку даже перед отелем или рестораном берут деньги, здесь же мы с комфортом расположились на красивой поляне со столиками с видом на гору. Правда утром нас разбудили группы туристов, которые одна за одной шли куда-то в горы туристическими маршрутами. Такое впечатление, что мы запарковались у самого входа в супермаркет! Решившись не уподобляться обычным туристам, мы взяв свои парапланы отравились совсем другим путем – строго вертикально вверх под палящим солнцем вдоль тросов подъемника. До полудня все пилоты стартуют с о склона расположенного строго напротив вершины Монт-Блана. В районе полудня ветер усиливается и начинают работать северо-западные склоны самой горы Монт-Блан. В перерыве между 12-14 часами местные пилоты обычно не летают из-за усиления ветра в долине. Но поскольку мы об этом узнали только на посадке, то стартовали в одиночку как раз где-то в районе 13 часов, при этом сначала удивлялись, куда это делись все местные пилоты, ведь с утра их было в воздухе так много. Женька опять же по незнанию улетел на 20 км, а мне пришлось садиться внизу, чтобы ехать на подбор. При этом у меня еще в воздухе закралось подозрение, что что-то не чисто когда я увидел, что народ на посадке стал играться с парапланами.. Вечером мы отловили местного пилота и подробно его расспросили, когда и куда можно лететь.
- 30 июня От Монт-Блана к Альбервилю
Согласно полученной вечером информации, Женька пошел на гору с утра пораньше. Притом не совсем с долины, а траверзом с дорожного серпантина, чтобы иметь возможность вылететь как только установиться погода. Решение было совершенно правильное, т.к. погода началась рано и уже с 10 часов можно было выбраться под базу. Я же пошел в этот день прямо на Мон-Блан и очень поздно – уже в полдень началась серьезная гроза. И где-то к вечеру из Швейцарии подошла вторая. В результате мне пришлось в камнях пережидать дождик, а вылетать в промежуток между двумя грозами просто сверху вниз. Женька же благополучно сумел улететь на маршрут впереди дождика. В этот день ему удалось сделать два перелета с одной промежуточной посадкой и подъемом на ближайший старт. Закончился сегодняшний маршрут уже по Альбервилем. Полная продолжительность маршрута составила около 50 км. Результат очень положительный – мы выбрались из снежного высокогорья с ее штормовой погодой. Теперь остается пробить наиболее надежный путь до Монако, вариантов и путей их реализации – ой, как много! Завтра встречаемся с Денисом Картегой, он очень хорошо знает этот район и подскажет наиболее грамотные решения.
- 1 июля Встреча с Денисом Картегой
- 2 июля Перелет от Les Saisies до Cholonge до Sait-Jean-de-Mairienne
- 3 июля Поездка в Sup’Air
- 4 июля Перелет от Grenoble (Cholonge) до Gap (Les Richards)
Встреча с Картегой оказалось очень плодотворной – вооружившись цветными маркерами он так разрисовал карту района полетов, что она стала похожа на простой и понятный «хайвей» с указателями поворотов: здесь старты, направления преобладающих ветров, зоны усиления ветра, конвергенции и т.д. Дело осталось за малым – все это пролететь или просмотреть наиболее важные и спорные участки. На самом деле Денис не дал четких ответов, а только варианты решений, которые и предстоит нам проверить и сделать свой выбор. Район полета Франция на протяжении от Монт-Блана до Монако. Здесь очень важно изначально принять правильное решение – уход не тем хребтом может очень сильно сократить дальность полета или можно просто упереться в безвыходный участок или увести в сторону как случилось в первый летный день в этом районе. А ведь пилоты, участвовавшие в предыдущих X-Alps и дошедшие до финиша, пролетали весь этот участок за два-три дня! На протяжении крайних двух дней Женя пробовал пролететь практически весь маршрут не пропуская ни одного участка. Результаты очень хорошие каждый летный день маршрут около 50км прямой дальности и это при том, что тренировочный день мы ограничивали с 10 до 17 часов дня. Плюс этому постоянно приходилось убегать от нарождающихся гроз! Сегодня очень быстро происходило развитие облаков . Я реально поволновался за Женю увидев серьезные ливни приближавшиеся с запада и располагавшиеся от маршрута не более чем в десяти километрах. В эти два дня не удавались беспасадочные маршруты – получался как раз вариант «X-Alps»: при «просаде» Женя делал вынужденную посадку в горах и тут же забегал на следующий старт. Зато в крайний день Женьке удалось «отметиться» на каких то местных соревнованиях. Убегая в очередной раз от грозы Женька заметил под собой стайку каких-то «компетишенов» и впереди них пересек финишную линию..
- 5 июля От Gap (Lac de Serre Poncon) до Монако
Уже который день ждем «бомбовую» погоду и настраиваемся на «стольник» - и вот оно! Сегодня стартовали на озере Lac de Serre Poncon недалеко от Gap. Сама горка возвышается приблизительно на 1300м над рельефом, но до верха мы добежать не успели – увидев начавшуюся погоду быстро раскинули парапланы на крутом участке склона и дождавшись порыва ветерка снизу быстро взмыли вверх. Уже через пять минут набора Женька принимает решение идти дальше. Как обычно не торопясь «долетываю» свой положенный час, после чего бегу к машине, чтобы гнаться дальше за Женькой. Рассчитываю, что на машине мне опять удастся его догнать на маршруте и дальше сопровождать его на рации. Но даже через пару часов погони не могу установить контакт с Женей. Сегодня маршрут по воздуху пролегает достаточно далеко от дороги, поэтому вполне возможно что рация просто «не добивает». Делаю еще один крупный перегон до того места где горы снова практически подходят к дороге, чтобы дождаться и перехватить Женю тут. И тут приходит СМСка – Женька уже приземлился в крайней точке рассчитанного сегодня маршрута, что впереди меня еще где-то в двух часах езды!!! Ура! Сегодня за 4 часа Женя пролетел около 85 км по прямой, что в этом месте в горах равноценно около 180 км пешей тропы! Сегодня очень хорошая термичность и сильный попутный ветер – на отдельных участках путевая скорость достигала 70 км/ч. В одном месте пришлось поволноваться – здесь на подходах к Монако начинаю встречаться очень узкие беспосадочные ущелья. Решаем сегодня успеть закончить осмотр маршрута на горе Mont Gros в Монако. Один из самых сложных участков – сильно изрезанные ущелья, некоторые настолько отвесные, что дорога прорезана под скалой, очень мало посадок. В дополнение к этому нет прямых дорог – очень много вариантов серпантинов – очень похоже на компьютерную игру в какой-нибудь лабиринт – на участок прямой видимости в 24км – самая короткая тропа 62км и это с учетом того что тропа несколько раз забирается до высоты выше 1000м и спускается до 500м!!! Наконец на закате добираемся до заветной цели – гора в облаках, но после захода солнца облака рассеиваются и мы наконец видим Монако – заветную цель нашего маршрута! Ну что ж мы сюда скоро еще вернемся!!..
- 18 июля Крайние брифинги перед стартом
Завтра утром в 11-30 на центральной площади Зальцбурга стартует гонка RedBull X-Alps 2009. Ребятам предстоит забежать на гору Gaisberg рядом с городом и оттуда можно будет взлетать если позволит погода. По прогнозам как раз днем будет «окошко» когда небо раскроется и не будет дождя. Сейчас уже час ночи, но льет как из ведра, к тому же периодически со шквальным ветром –на стоянке раскачивает машину! Надежды на погоду мало.. Брифинги нас немного расстроили – идет постоянное изменение и корректирование правил, что очень сильно портит нам наши наработки. Изначально задание было очень сложное – много поворотных пунктов было с небольшим цилиндром и чтобы их взять с земли надо было очень тщательно прорабатывать маршрут нередко с применением альпинистских навыков, зато это давало нам очень сильные козыри против тех кто выходил на маршрут мало подготовленным. Так Waisberg очень сложная скала с вертикальными стенками и длинным подходом имел всего километровый радиус, что подразумевало взятие его вершины. Мы с Женькой штурмовали его к тому же в дождь и сильный ветер за несколько дней до начала брифингов. С второго подхода удалось найти очень удачный траверз без пробитой тропы, что экономил почти полдня пути! К сожалению сейчас радиус увеличили аж до 6км, что сделало два дня тяжелейшей работы бессмысленными! Плюс очень много введено запрещенных воздушных зон, вхождение в которые означает дисквалификацию спортсмена. Все это можно было изложить заранее и сделать подготовку более плодотворной! Ну ничего, проведенный месяц не прошел зря – у нас есть еще пара хороших карт в рукаве.. Тем более что на общем фоне уровень физической и технической подготовки Женьки очень высок – и по технике полета и по проработке маршрута. Ну что ж завтра мы все увидим. Спортсмены имеют всего три дня, после чего начнут срезать по одной крайней команде. Вообще со стороны все это очень похоже на гонку на выживание полных отморозков без права на ошибку и на тайм-аут!
- 19 июля Старт гонки
Самый долгий и сложный день. Начинается он очень рано с очередных брифингов, а из-за постоянной быстрой смены событий и декораций кажется не заканчивается он никогда. . Пилотов сразу после утреннего брифинга посадили на автобус и повезли в Зальцбург. Там предстартовые интервью, торжественное открытие, предварительные показательные выступления парапланерного и парашютного Акро с посадкой на центральной площади.. Стартовали ребята только в 11-30 (при том, что утренний подъем у нас был в 6-45!) Путь по центральным улочкам Зальцбурга был размечен и поставлены направляющие, а вот как только выбегаешь за город можешь выбирать свою траекторию движения. В результате на вершине Gaisberg – горы рядом с Зальцбургом, первый пункт маршрута атлеты появлялись с разных сторон совершенно неожиданно из леса, так что трудно было предположить откуда выбежит следующий спортсмен. Уже с вершины Gaisberg можно было стартовать на параплане, но погода была далеко не фонтан – в момент когда давался старт в центре города можно было еще летать, но с появлением первых спортсменов на вершине начал моросить мелкий дождь. Причем прямо по курсу располагалось несколько запретных воздушных зон, за пересечение которых полагалась немедленная дисквалификация! Несмотря на это все пилоты улетали по дождю, просто сверху вниз до подножия склона, чтобы продолжить путь пешком. Ситуцию на страте еще ухудшал вертолет с телевидением, который висел метрах в трехстах сверху и посылал мощную спутную струю – у кого-то купола хлопали и пилоты уходили с сильным просадом вниз и раскачкой. Старт гонки достойный Х-Альпс! Как мы и договорились изначально Женька не торопился со старта и шел в своем обычном темпе, что позволило ему грамотно распределить силы и без излишнего напряжения прийти наверх в середине группы. И уже после слета в долину он потихоньку один за одним начал обгонять других атлетов. Все атлеты шли очень быстро и плотной группой. Разрыв между первыми участниками был не более 3 км. Вечером при подходе к Watzmann – второму ППМ наша позиция поднялась до 7 места. Здесь как раз и начали проявляться отличия в тактике. Алекс Хофер вместе с Маурером совершили забег на ближайший старт, но погода сегодня была не маршрутная – слишком поздняя и ветреная, в результате им удалось слететь вниз не намного продвинувшись вперед и потеряв время на подъем. Женька сразу избрал тактику пешего перемещения правильно оценив погоду, но решил идти горами и высокогорным перевалом, хотя время близилось к закату. Большинство атлетов во главе с Тома Коконеа сразу пошли в обход выиграв на этом очень сильно. Высокогорный перевал вслед за Женькой пошли брать еще четыре пилота. Сложный маршрут ухудшается наступлением темноты и тем, что в этих горах практически полностью отсутствует телефонная и радиосвязь, в результате не только не пишется трек и невозможно найти месторасположение пилота на данный момент, но и невозможно до него дозвониться, чтобы проверить его состояние! Томительное ожидание закончилось только в два часа ночи, когда Женька перевалил горный хребет и вышел на южную его сторону! Ночное восхождение и переход через горный перевал!!!.. К сожалению, в этот день мы немного откатились назад и очень плохо, что потратили много лишних сил, - придется завтра наверстывать упущенное.
- 20 июля Взятие Гроссглокнера
Поставили будильник на 7:20 чтобы поспать хотя бы три часа, но Женька вскочил 6:4 с криками «Труба зовет! Надо догонять!» Впереди широкая долина до Zell-am-See ближайшие удобные старты только там, да и погода не очень – низко висят облака, небо затянуто. Рано утром с рассветом с перевал слетел Хофер и сразу побежал на следующий старт. Через пару часов с тем же успехом сверху вниз слетели канадец с финном, застрявшие до перевала. Но погода прямо на глазах стала улучаться, база облаков чуть поднялась, появились просветы в облаках. Женька сразу заторопился с поиском удобного хребта для взлета. Решили - чтобы не тратить время на переход долины быстро пересечь ее пешком и забегать уже на гребень, тянущийся к Гроссглокнеру. Хофер, а за ним еще несколько пилотов пошли с западной стороны приняв тактически более правильное решение. Во-первых, после взятия Гроссглокнера выгоднее уходить на запад, таким образом беря цилиндр с западной стороны сокращаешь расстояние. А во-вторых, в течении дня над горами сформировались плотные дождевые облака, которые просто не позволяли взять его с полета с востока. Но все это стало актуально после того как организаторы опять таки перед самым стартом увеличили радиус цилиндра и стало возможно брать его с запада. Мы же прорабатывали единственно возможный вариант при маленьком радиусе цилиндра, а это было возможно лишь с востока при радиусе ППМ 5 км. Решили уже в процессе гонки не менять маршрут и идти проработанным путем. Но этот путь оказался очень тяжелым. Чтобы приземлиться повыше в горах, поближе к Гроссглокнеру Женька несколько раз залетал в облачность, но все равно верхнюю часть пути пришлось сделать пешком – плотная дождевая облачность висела на самом уровне перевала. Сделав большой траверс вокруг точки и выйдя на юговосточную сторону горы, откуда возможно попасть в цилиндр пешком по дороге или слетом через сектор в долину. Естественно очень хотелось слететь – сил бежать по дороге сверху вниз уже к вечеру не было. Но слет сверху вниз оказался непростым делом. За час перед нами улетел Винсант из подветренного ротора, разбегаясь практически в гору. Когда Женька подошел к этому месту уже и этой возможности не было – ветер дул четко вдоль горы в спину. Решили карабкаться наверх и стартовать в обратную сторону. Когда залезли наверх выяснилось что гребень очень крутой – обрывисто уходит в обе стороны и место для разбега практически нет. Как назло ветер подстих и взлететь можно только решительно прыгая вниз – для разбега прямым стартом с обрыва десяти шагов мало. В довершение ко всему пока мы меняли одно место на другое выбирая где побезопасней и нет острых камней гору накрыла облака и начался пока слабый но общий «слив». До заката, когда по правилам пилоты имеют право лететь оставалось чуть меньше часа, когда Женьке удалось буквально «прыгнуть вниз» и взлететь. Небо было затянуто полностью да и вечер, поэтому о наборе не было речи – прямиком к Гроссглокнеру в цилиндр. Для долета нехватило 500м которые пришлось проделать пешком, и тут же на новый перевал. Я уже спустился в долину когда от Женьки пришел звонок: «Уже очень поздно, темно, поэтому заночую на перевале, там был домик». Мне к сожалению дороги на машине через этот перевал нету – там только тропа, поэтому продолжаю огибать высокогорный район в объезд. Новое сообщение от Женьки приходит в два часа ночи: «Домик закрыт буду спать укутавшись в параплан». Вот это номер – все легкие бивачные вещи: палатка, спальник в машине, Женька собирался возвращаться поэтому пошел налегке! Ну что ж значит у меня бессонная ночь – собираю рюкзак и в гору через перевал к Женьке с обратной стороны!
- 21 июля От Гроссглокнера в Италию
К сожалению на гору я забрался уже к рассвету – передвигаться в темноте по незнакомым тропам тяжело и я два раза ошибся направлением. Так что палатка уже не понадобилась, но зато удалось обогреть Женьку теплыми вещами, накормить и напоить горячим чаем. Женя за ночь основательно продрог параплан все таки не палатка, а температура утром была всего +8. В результате утреннего слета с рассветом в долину удалось отыгать три-четыре места, теперь предстояло закрепить наши достижения. Перед нами по линии маршрута лежал длинный хребет на который у нас были большие надежды. К сожалению было еще раннее утро и особого прогрева и термичности пока не наблюдалось. Но учитывая, что солнце грело вовсю день обещал быть летным и мы полезли в гору искать старты. В данном случае на гору вело много дорог и я мог предварительно прокатиться на машине и разведать обстановку. Вообще Женя стал двигаться очень быстро – я едва успеваю подъехав на машине оглядеться, как слышу как он уже где –то на походе. Подъем на 700метров высоты Женька одолел меньше чем за полчаса. В первый раз нам не повезло: погода так и не началась, и снизу еле тянуло. Наши преследователи пошли дальше наверх Женя решил не ждать, а пробовать. Проболтавшись в слабых пузыриках минут пятнадцать Женя пошел вниз на долет. Приземлившись, он тут же собрался и опять побежал по долине. А уже через полчаса опять карабкался в гору. Если первый подъем был на 750 метров, то теперь Женя полез под самые вершины более 1000м перепада. Второй полет был более удачным, но усилился верховой ветер. Если бы можно было идти вдоль одного хребта, то можно было побороться, но необходимо было перейти ущелье где сильно просаживало переход против ветра на спидсистеме с путевой скоростью около 10км/ч. К концу перехода Женя уже пришел под склон в ротора – очень сильные забросы и не одного подъема - Женька просто уперся в стену ветра и слился в долину. В любом случае три полета в день и два забега на гору на высокие старты – это очень много и тяжело для одного дня. Тем кто проходили раньше по этому ущелью повезло намного больше им пришлось идти с меньшим ветром и они дошли до края ущелья и перешли на другую сторону. Нам же придется отыгрывать пешим переходом. Впереди лежал еще один перевал прямо на границе с Италией, и я поехал вперед разведать погоду. На самом перевале места под возможный старт не нашлось, пришлось залезать на гору и когда залез повыше понял что погода нам сегодня не благоприятствует – дул очень сильный встречный ветер, впереди сплошная чернота от надвигающейся непогоды, под нами сплошной лес насколько хватает глаз и озеро. Т.е. даже слет вниз череват посадками на елки. Когда Женька дошел до перевала, то решили просто и банально одтохнуть, т.к. торопиться уже было некуда – близился закат. Жека разложил прямо на парковке коврик, закутался в два спальника, весь «стаф» я закинул в машину чтоб не сперли и поехал с перевала обратно в Австрию, где у меня брал Интернет разведывать погоду. Возвращаюсь – Женька сидит в спальниках злой, а вокруг него увиваются толпы фотографов и суппортеров других команд, атлеты которых за этот час прохромали вниз по перевалу! Ну и черт с ними, зато мы отдохнули!! Как сказал Женька: «делать их по ночам наш конек». Женька не торопясь попил чаю, перекусил и так бодро и быстро рванул в темноту, что охотно в это верилось. Ночевать ложились опять в два часа ночи, зато опять впереди своей группы..
- 22 июля Подступы к Мармоладе
Женька полон решимости взять Мармоладу сегодня во чтобы то ни стало. Подъем в пять утра, легкий перекус и опять бежать вперед. Впереди несколько возможных стартов и я еде впереди разведывая погоду, старты и возвращаюсь докладывая Женьке. Первый старт мы пробежали слишком рано – погода еще не началась и Женька просто попутно с перевала слетел в долину. Дальше время подходило к десяти часам и стали проявляться первые облака, пора было определяться со стартом, в Мармоладу быстрее и проще влетать – очень много серпантинов перепутанных дорог и практически нет прямых долин. Тот путь который мы избрали заходя в массив с севера самый прямой и короткий, но все равно лететь гораздо предпочтительней. Наметив хорошую тропу уходящую чуть западнее и выводящую на вершины скалистых гор за две тысячи Женька устремился туда, - где-нибудь по пути да найдется место для старта! Все контакт с Женькой потерян – дальше начинается его свободное плавание горный скалистый массив – туда нет дорог, связь добивает лишь временами, могу только отслеживать в Интернете его перемещения, да слать ему СМС, приблизительно следуя его маршрутом, выбирая автомобильные дороги которые с разных сторон огибают эти горы. В этот день нам так и не удалось долететь до Мармолады – с погодой не везло, сильно не держало и Женька устроил настоящий треккинг. Стартуя из-под вершины одной горы Женька перелетал и садился в роторной зоне другого «двух-с-половиной тысячника», тупо «в лоб» пешком брал его вершину, перемахивая на другую сторону и опять взлетал. И так два раза! Для таких подвигов нужно просто железные силы. И еще нервы: сзади подгоняют преследователи, а старты и полеты в роторах с сильным ветром. Результат – позиции мы удержали, но очень много потрачено сил, сломана треккинговая палка и Женька сильно ушиб пятку садясь в комнях в подветренный ротор. Под вечер отдохнув и немного перекусив решено поменять тактику – Мармоладу «в лоб» брать не будем (мы уже на вершине были на тренировке), а четко рассчитав тропы пересечь ее траверс с юга как требуют правила гонки и попробовать выйти на какой-нибуть старт для влета если позволит погода. Но это все не торопясь и уже завтра. Сегодня только спуск в долину и подход к Мармоладе.
- 23 июля 2009 Взятие Мармолады
Опять старт с рассветом в пять часов. Спать по три часа стало уже нормой, но Женька сильно похудел и вымотался. Пора начинать беречь силы. Гонка первых дней была настолько насыщенной и сильной, что кажется прошла не одна неделя. Пилоты до сих пор идут плотной группой и постоянным соперничеством подгоняют и выматывают друг друга. Вперед группы вырвалось только четыре человека, но это все за счет хорошего полета. Нам же пока не удается поймать удачную погоду. В довершение к бедам стали появляться первые мозоли и залезать в ботинки стало очень тяжело. По нашим прогнозам ветер сегодня ожидался достаточно сильным и решено идти налегке, не сильно надеясь на полеты. Первая часть плана удалась великолепно – Женя уже к 9:30 подошел к Мармоладе, перешел через перевал которым я прошел на предыдущей гонке взял южный траверс Мармолады и быстро вернулся обратно на основную тропу. Для возвращения в долину мы выбрали соседнее ущелье, куда надо было перевалить с основной тропы. Перед выходом на гребень Женя запросил погоду в долине и пропал с радиосвязи.
Мобильный в горах работает тоже не бог весь как поэтому далее обменивались СМСками. Я передал Жене что погода внизу пока спокойная и новый прогноз из Интернета, который успокаивал, что ветер будет не очень сильным на высоте до 2500м. Следом за этим буквально в течении получаса ветер в долине начал быстро усиливаться, понимая что если в ущельях он доходит до 5-6м/с, то наверху он еще сильнее. Быстро набивая СМСки одно за другим я переезжал в другое ущелье пытаясь проконтролировать Женьку по его данным в Интернете. К сожалению в Интернете она идет с 8мин запозданием. Всю дальнейшую информацию Женька рассказал уже после того как я его подобрал в другом ущелье. Выйдя на перевал он оценил что вете5р очень сильный (по его прогнозам около 15м/с), но очень не хотелось спумскаться в долину пешком. Поэтому он решил все-таки взлететь.. По его словам этот полет он запомнит надолго, еще никогда его так сильно не тянуло на посадку! Забросы по вариометру зафиксированы от +9,5 до -8,5 м/с притом по его словам чередовались они достаточно быстро. В борьбе с куполом ему удалось слить 700м высоты, но стало понятно, что сегодня больше полетов не будет. Очень сильный, даже не предельный, а запредельный ветер продлится в течении всего дня и чтобы не терять время нам нужно готовиться к пешей гонке. Пришлось полностью поменять наш первоначальный план пересечения ущелья Тренто-Бользано. Это очень широкое ущелье с сильными ветрами но рассчитывая на летную погоду мы планировали его пересечь в самом узком месте ближе к Трено, но при условии перемещения по земле это очень большой крюк аж за 100км. Поэтому мы остановились на самом коротком пути пересечения ущелья, но это все равно около 65км пути до первых склонов возможных для улета. Началась опять пешая гонка по горам с тяжелыми подъемами в горы, изнурительными спусками вниз, с длинными автомобильными серпантинами и все это без надежды на слет! Женька двигается уже не шагом, а бегом – говорит так удобнее и меньше болят пятки, но реально насколько это сильнее выматывает! Такой средний темп бега с рюкзаком со средней скоростью около 5,5 км/ч (при средней обычной 4,5 км/ч!!) он поддерживал целый день с обеда до двух часов ночи!
- 24 июля Прочь от Бользано
Утром на Женьку было больно смотреть: ноги болят, мозоли не дают одеть нормальную обувь, первые шаги даются с трудом. При этом у нас сегодня задача как можно быстрее пересечь нелетное ущелье между Бользано и Тренто и выйти на один из возможных стартов, т.к. погода обещает быть летная. На удобные старты в горах мы физически не успеваем – слишком далеко, а на старте необходимо быть не позже 14-15 часов дня. Первый старт в районе самого Бользано, мимо которого мы кстати все равно пробегаем, официально запрещен организаторами гонки – над ним запрещенная воздушная зона! Остается небольшой по «нашим» меркам холм около 700м, который находится на подступах к большим нормальным горам с перепадами по 2000м. Проблема что холм очень лесистый и только в Google мы нашли большую «проплешину» на вершине. Придется рисковать – другой возможности вылететь у нас сегодня нет, а пешком идти уже нету мочи! Пока Женька бегом «ковыляет» по маршруту я мчусь искать старт, которого никто не видел. Место возможного старта удалось найти не сразу, я обегал весь лес в радиусе 3км! Поляна которая хорошо видна с другой горы и на Google на деле представляет поле с небольшим наклоном в окружении высоких деревьев. К тому же к пущей прелести, когда Женька добежал до этого места уже усилился долинный ветер, вдоль горы. Т.е. все как обычно в Х-Альпс – старт из роторов и в сильный ветер! Только в данном случае еще и из леса! Женька пробовал вылететь из этого заколдованного места трижды. Первые два раза его «плющило», «колбасило», но не складывало и подлетая к елкам и оценивая просад ему приходилось резко разворачиваться и садиться обратно на склон. Я с замиранием сердца прикидывал, что лезть на такую елку снимать Женьку придется мне и тоже очень переживал. После первых двух попыток решили сделать паузу и пообедать в надежде что ветер немного стихнет. После обеда и легкого отдыха Женька предпринял еще одну попытку. На этот раз его не только кидало из стороны в сторону, чередуя забросы с просадами, но и энергично складывало, что доказало что больше пробовать не надо. Решено было на этом попытки «вылета» на сегодня прекратить,а спуститься вниз пешком, чтобы спокойно добежать да начала «настоящего горного хребта», чтобы утром «всех сделать». Но между делом сегодняшний пеший маршрут составил около 80 км за неполный день! Это очень хороший результат, а самое главное что мы наконец минуем этот индустриальный район с малым количеством стартов и практически полным отсутствием посадок!
- 25 июля Перелет 120км по Альпам
Пока самый результативный день. Наконец сбылась мечта Женьки пролететь 100км. Ночевали в каких то садах - Женя «натырил» по дороге 1,5 кг персиков, пока спускался с горы. Начиналась гроза и мы натянули тент над машиной и остановились прямо на дороге между полем яблок и кажется груш. Ранний отбой принес свои положительные результаты помимо того что удалось получше выспаться: немного подлечили Женькины ноги и разукрасили их йодом и зеленкой. Утром нам наградой было хорошее настроение и отличная погода. Супер! Мы как раз вышли в начало длинного ущелья и есть прямая тропа идущая прямо на предполагаемый нами старт. Уже к 10 часам, т.е. к началу погоды Женька был на старте. Сзади догонял финн. Впереди в 15-20 км основная преследуемая нами группа. Женьке удалось стартовать одним из первых – погода действительно супер! Первую часть пути дул хороший попутный ветер, позволивший набрать хорошую высоту и идти горными хребтами. Но уже поле первых 35км долинный ветер поменялся на встречный и усилился, причем сила ветра составляла около 6-8м/с. Несмотря на это результат потрясающий около 120 км пройдено в одном полете, причем удалось не только обогнать ушедшего вперед англичанина Айдана, но и догнать далеко оторвавшегося от на Мюллера и «сделать» Коконеа! Сейчас вся основная лидирующая группа в сборе, не считая только бесспорных лидеров Маурера и Хофера! Весь полет лидеры менялись постоянно, где то Женька обгонял других и шел впереди, где то немного отставал от вырывавшихся вперед американца Хонзы и англичанина Айдана. Но каждый из этой группы шел своим маршрутом, Женя не сильно торопился и все время старался забраться подальше в горы. Средняя скорость по маршруту поражает – при долинном ветре до 8м/с ребята летели настолько быстро, что временами я на горных серпантинах отставал от них. На одном из участков Женьку втянуло в облако и выперло на 4360м, правда снесло на 2км по маршруту назад. В облаке холодно и сыро – на стропах начинает образовываться иней, который затем тает и стекает вниз – жуть! И скороподьемность поражает – на приборе осталось +9м/с и -8м/с но правда достаточно мягкие, Жека говорит даже не заметил в какой момент. Общий результат - пройдено по воздуху 120км против встречного ветра, время в пути около 8 часов и посадка практически на берегу озера Como в совершенно шквальный ветер. Нормальный рабочий день – гвозди бы делать из этих людей! Вечером пробежали еще около 15км. Очень хотелось бы больше, но силы уже на исходе, а завтра новый день – лучше побольше отдохнуть.
- 26 июля
Потрясающе как много атлетов сходит с гонки на этот раз – Тома Каканеа, Мюллер, Винсент Спрингли, Ллойд Пениквик – все очень сильные спортсмены и участвующие в Х-Альпс не первый раз и имеющие даже сейчас неплохие результаты. И это все на протяжении всего лишь первой недели гонки! Сказывается излишне агрессивный темп первых дней с его безумной скоростью перемещения по земле. Хорошо, что Женька был морально к этому готов и мы шли по своей программе не оглядываясь на других. Но и Женьке эта спешка сильно подорвала силы, кризис перенапряжения и физического и морального для него пришелся на взятие Мамолады и пересечение долины Бозена. Сейчас уже намного легче, понемногу восстанавливаются силы, идут на поправку стертые и сбитые ноги. Но усталость потихоньку накапливается, что сказывается и на принятии решений и агрессивности тактики действий. Сегодня предстояло пересечь район озер - тоже очень сложны участок. Его сложность в выборе тактики полета в этом районе: отдельно стоящие горные хребты, узкие беспосадочные ущелья и широкие долины с крупными городами: Беллинзона, Логано, Локарно. Локарно –самый сложный район – здесь организаторы ввели запрещененную зону за попадание в которую немедленная дисквалификация. И эта зона перекрывает все важные вылеты из ущелий, поэтому перед использованием тактики даже простого долета нужно десять раз подумать. И это как назло в день когда погода «бомба»! Маурер и Эйчхозлер рискнули лететь через этот район, мы же с Женькой решили не рисковать – слишком большая цена ошибки! А это означает опять сутки изнуряющих километров и один хороший высокогорный перевал. Те пилоты которые рискнули лететь сегодня вырвались вперед, что сильно расстраивает Женьку – очень тяжело отмерять тягучие километры по земле и знать что можно их пройти по воздуху не будь этих формальных ограничений. Небольшая радость – проходя через Локарно – сделали привал и с наслаждением приняли НАСТОЯЩИЙ душ на городском пляже! Плевать что подумают эти изнеженные буржуи! Завтра утром попробуем забраться на старт который уже не входит в эти запретные зоны – и на Маттерхон!
- 27 июля Ночевка в горах
Подъем раньше чем обычно - в 4:30. Необходимо успеть на старт к началу погоды, а до него еще 20км пешком и два часа подъема. Под горой мы оказались вовремя, но тут погода приподнесла сюрприз- с запада натягивало плотную облачность и она уже закрыла район куда нам надо лететь. Еще как назло позвонили телевизионщики и попросили их подождать что бы взять интервью. Пришлось сидеть и «тупить» еще час. Небо уже затянуто полностью и мы решаем не продолжить ли пешее перемещение по долине – так вернее. Но ущелье идет на пониженте и если забраться повыше, то возможно на долете отыграть несколько километров. В результате сомнений и раздумий все же решаем: лезем на гору и стартуем – в конце концов только нестандартные решения могут нам помочь догнать ушедших в отрыв наших конкурентов. Женька лезет на гору, а я на машине спускаюсь в сторону Домодоссолы. И тут я вижу что о простом вылете на качестве не может быть и речи – ущелье на протяжении 7км не имеет посадок вообще – узкий каньон поросший деревьями и с горной речкой внизу. Ближайшая посадка почти прямо под стартом, но тогда зачем Женьке ползти полтора часа в гору! Женька уже на горе и решаем подождать – вроде в плотных облаках начали проявляться просветы. Наконец еще через полчаса Женька не выдерживает – надо или лететь или спускаться. Стартовав при почти полностью затянутом небе Жека цепляет какие-то «нолики» и по чуть-чуть начинает подбирать высоту. Перемещается вперед и опять подбирает все что возможно. Через полчаса удается подобраться к облаку и даже залезть в него – Женька продолжает набирать даже в облаке – важен каждый метр высоты. Начинает смещаться в сторону Домодоссолы, оценивая хватит ли в случае чего высоты слиться в долину. Наконец мы понимаем, что ущелье проходится. Дальше через широкую долину на скальные стенки, где прогрев немного получше! В результате кропотливой работы под затянутым облачным небом Женька пролетает около 35км и садится в предгорьях Маттерхорна, куда не позволяет залезть низкая облачная база, закрывающая вершины! Супер! Теперь можно разведанными пешими тропами выйти через горные перевалы в долину Маттерхорна. Но сложность в том, что пересечение такого перевала – это более 12 часов ходу, а сейчас уже вторая половина дня. Решаем ночевать на перевале. Женька берет обычное снаряжение и «кошки» для ледника, я – кемпинговое оборудование для ночевки: палатку, спальники, горелку, продукты на вечер и на утро. Выходим с «базового лагеря» в 16 часов, и тут вдруг забеспокоились организаторы которые видят наш трек уходящий на горные заснеженные перевалы. Сначала приходит смс, потом следует звонок одного из организаторов: на вечер ожидается приход серьезного шторма с грозой, со снегом. Интересуются смотрели ли мы прогноз и найдем ли мы тропу. Потом шлет смс главный спасатель с рекомендацией держаться от горных районов сегодня подальше. Жути нагнали много, но решение принято, тем более что весь стиль данной гонки и построен на постоянном риске – иначе не выиграешь. В довершение приключений нас в начале дороги выследил и пас вертолет с телевизионщиками! Жесть! Первую часть пути прошли без проблем под относительно спокойным небом, но как только вышли к снежникам, начал накрапывать дождик и со стороны перевала послышались раскаты грома. Черная мгла висевшая в той стороне лишний раз подтверждала, что чего-то интересное будет. Несмотря на предзнаменования, до места мы добрались без особых приключений и как раз перед наступлением темноты мы спустились в речке вытекающей в низинке из ледника. Хотя оставался еще небольшой подъем решили встать тут, т.к. в темноте в горах ходить особенно опасно. Как же я порадовался ночью нашей предусмотрительности и правильному выбору места! Весь спектакль начался в час ночи! Трудно сказать был ли снег, на улицу даже всовываться не хотелось, но все остальное было по плану. Женьке повезло – устав за день, он проснулся только когда очередной порыв ветра начал трепать нашу легкую 800гр и отнюдь не альпийскую палатку. Я же по полной насмотрелся на вспышки грохот молний, которые особенно впечатляли в темноте – вспышки такой силы, что в палатке сквозь закрытые веки больно слепило! Очень повезло, что палатку поставили в низинке и нас не так трепало ветром, хотя звуки его завывания рядом вселяли некоторую тревогу – чувствуешь себя уже так аккуратно упакованным в тряпку палатки! Радует что весь концерт длился не очень долго – под утро небо расчистилось, подарив нам надежду что не зря мы все это затеяли. Сейчас мы находились очень не далеко от старта выходящего на Маттерхорн!
- 28 июля Маттерхорн
Этот поворотный пункт дался очень тяжело. Весь день Женя провел в горах несколько раз поднимаясь на 3200, а затем спускаясь в долину. Встали в 5 утра мокрые, после ночной непогоды, но бодрые в предвкушении грядущий свершений. Быстро перекусили, наскоро приготовив на компактной горелке чай и кашу и засобирались в дорогу. Сначала шел перевал со снежником, к которому мы подошли в предыдущую ночь. Женька вышел на маршрут в 6 утра штурмовав бурную речку вытекающую из снежника, а я побежал со всем бивачным барахлом назад, забрав у Женьки не нужную мокрую одежду. Мне предстоял тоже долгий пятичасовой спуск, поэтому на связь я вышел уже к обеду. Женька был уже на старте и готов к слету. К сожалению основные наши надежды на хорошую термичную погоду с утра – главный наш козырь, не оправдались. Женя слетел в следующую долину, а значит предстоял еще один подъем или долгий путь в обход. Поскольку хорошая летная погода прогнозировалась, то был выбран путь через гору, т.к. там был расположен наш дежурный парапланерный старт. Мне предстояло гнать машину в объезд, что занимало более двух часов и Женьку я встречать внизу не успевал, чтобы не терять времени Женя начал новое восхождение, предварительно спрятав альпиниские кошки и ботинки, чтобы не тащить наверх и «налегке» полез опять в гору. «Налегке» - это с тринадцати-килограмовым рюкзаком и практически натощак – ведь завтрак был скудный и очень рано. В добавок к этому, облаков практически не было и солнце в этот день жарило вовсю. Как Женька сознался позднее, при штурме первого перевала при падении была окончательно доломана одна палка и все второе восхождение он делал с одной оставшейся. Зайти на старт удалось уже только к вечеру, так что надежда на хороший маршрут по воздуху в этот день так и не оправдалась. На долете вдоль склона Женя спланировал под самый закат поближе к Маттерхорну, а дальше в очередной раз полез пешком в горы брать поворотный цилиндр уже в полной темноте. Вернулся обратно Женька уже в два часа ночи, угрюмый, уставший и молчаливый. Вместо того чтобы нагнать соперников, мы потеряли очень много времени и сил и чуть не сдали позицию финну который перелетел в этот день через горы ниже по ущелью. В итоге мы держимся пятыми, но пару дней назад мы были третьими и Женька полон решимости вернуть это место. К сожалению у нас остается очень мало времени – вчера вечером Маурер долетел до Монт Гросс и утром ожидается его финиш в Монако. Значит у нас осталось только 48 часов до остановки гонки!
- 29 июля Запретная долина Сиона
Встали не очень рано в 6 часов утра, т.к. Женьке необходимо было отдохнуть после вчерашних восхождений, а легли мы уже после двух ночи. К тому же прогнозировалась хорошая летная погода, пускай и с «голубыми» термиками, поэтому важно было оказаться на горе часам к 10 утра, не раньше. Впереди лежала широкая долина, где расположилась еще более широкая запретная зона, за которую и срезали Мюллера в прошлом году, поэтому если и лететь этой долиной то район самого города и подступы к нему необходимо проходить пешком – иначе очень высока вероятность попадания в зону. Нам же ноебходимо было сегодня лететь, иначе мы никак не достаем Айдана с Хонзой, которые оторвались от нас уже на 80км. Поэтому Женька избрал другую стратегию – сразу забирать дальше в горы и обходить этот район высокими горами. Со старта уходить было очень тяжело – несмотря на полностью раскрытое небо термичность была очень слабая, потоки до 1м/с и первые свои 400м высоты Женьке удалось набрать только через час полета. Дальше пошло легче. Как не странно высокими горами летелось достаточно легко, только в одном месте Жене не хватило 100м высоты при переходе с одного хребта на другой, пришлось садиться на ледник и сделать траверс на другую сторону. Закончил свой полет Жека в зеленой красочной долине Вербьера и сразу попал в крепкие объятия Урбана Валича, который проезжал на машине мимо. Дальше путь предстояло проделать пешком – здесь через сужение в горах постоянно дуют сильные ветра и пройти этот участок по воздуху практически нереально. Дальше все будут решать ноги и выносливость, Женька и так сделать сегодня максимально возможную задачу сократил разрыв до третьего места с 80 до 25км! Зато дальше начинаются родные знакомые французские Альпы предварительно хорошо облетанные Женей. К сожалению сейчас все решает время!
- 30 июля
Целая ночь ходьбы. Женя спал только два часа по будильнику, дальше опять подъем и в темноте пошел дальше, чтобы за ночь пройти Шамони и сразу выйти на старт расположенный на хребте выводящим далее в долину Альбервиля. Успеваем как раз вовремя. В то время как Айдану и Хонзе придется выжидать, мы должны как раз к 11 часам к началу погоды оказаться на горке. Я подъезжаю к месту начала восхождения на пару часов раньше Жени и как раз застаю Хонзу начинающим подъем. Поднявшись на гору застаю там суппортера и машину Айдана. Англичанин как раз готовится стартовать. Женька за ночь сделал невероятное – практически свел разрыв до пяти километров. Только бы была погода! Но вот тут и начались наши неприятности. Погода и так очень слабая и очень низкая база – Айдан стартовал и не смог выбраться, ушел вдоль горы и сел на склон дальше по маршруту. Небо начинает затягивать верхней облачностью, скоро совсем задавит погоду. Хонза где-то на подходе к вершине, Женька еще внизу. Быстро меняем решение и не продолжая восхождения уходим ущельем дальше по маршруту, чтобы выйти на перевал с которого можно стартовать в следующую долину - даже если там не будет держать то можно слиться дальше по маршруту и пешком продолжить гонку. На перевале ребята оказываются практически одновременно: Женька, Айдан и Хонза. Но там предельный ветер и дует сбоку из-за горы. Айдан уходит пешком на юг. Хонза стартует первым - полет в роторах, периодически садясь на склон, проходя пешком до следующего перегиба и опять стартуя – и тоже пытается пробиться южнее. Женька стартует следом – попробовав работать левее попадаешь в роторную зону от горы и ему приходится уходить правее на посадку ближе к долине. Решив, что погода совсем не располагает к маршрутным полетам, а времени до закрытия гонки только до 11:24 утра решаем уходить долиной минимально извилистой дорогой, которая имеет не сильное превышение от текущего рельефа и максимально совпадает по направлению к финишу в Монако. Для этого надо 15км обогнуть гору и выйти в следующую долину. К сожалению когда мы вышли в долину Альбервиля, ветер начал немного стихать - нам опять не везло все удобные старты остались позади, а американец продолжил попытки перелета с хребта на хребет, потихоньку пробиваясь против ветра. К вечеру еще стартовал Айдан. Разрыв от них увеличился до 45км и 25км соответственно. Теперь общая позиция ухудшилась – из «догоняющих» мы превратились в «догоняемые» и задача была не потерять еще и пятую позицию, т.к. сзади подходил немец и тянул на тот же перевал с которого мы теперь уже ушли. Женька идет из последних сил, - гонка с преследованием очень выматывающая задача. Новая напасть пришла с наступлением ночи мы вышли в искомую долину, но GPS вывел Женю на автобан, хотя мы ставили в настройках не использовать платные дороги . Полиция реагирует очень быстро – почти сразу подъехала полицейская машина и пробует арестовать Женьку за пешеходное перемещение по автобану, что запрещено. Пытаемся с ними договориться, но на ум приходит австралиец которого в прошлой гонке продержали в участке почти сутки! В конце концов Женьку отпускают, и ему приходится искать альтернативные дороги. Вдобавок начинает сильно болеть колено – Женька заматывает его тейпом и поливает заморозкой, чтобы меньше болело и идет пока остаются еще какие-нибудь силы. Когда идти из-за боли и усталости больше невозможно устраиваем маленький привал на сон – опять 2-3 часа, чтобы только успеть восстановиться и опять вперед. С рассветом немец слетает и сокращает разрыв до 6км, но он приходит как раз на ту дорогу по которой идти пешком не выгодно, она достаточно длинная и идет под углом к линии маршрута, а забираться на гору у него уже нет времени. Здесь уже у Женьки появляется фора и постепенно удается увеличить отрыв до 11км. Незадолго до завершения гонки немец сдался, а Женька шел до самой остановки гонки. Итак мы пятые в общем рейтинге! Первое место у австрийца Кристин Маурера, второе- австрийская команда Алекс Хофера, третье – американец Хонза Райманек, четвертое – англичанин Айдан Тоус. Очень сильный результат, тем более если учесть что за время гонки мы дважды поднимались до третьего места. На закрытии Хофер, Маурер и организаторы отмечали нестандартный Женькин полет от Маттерхорна с промежуточной посадкой на высокогорном леднике, позволивший опять вернуться в лидирующую группу. До него такой перелет никто не совершал, и считалось что надежнее и безопаснее летать долиной. Очевидно одно – на следующих соревнованиях к нашей команде будут относиться с гораздо большим вниманием как к претендентам на лидерство!
Огромная благодарность тем кто помог нам в подготовке к гонке!
RedBull (Москва, Россия)
Магазин ParaShop (Кёссен, Австрия)
Магазин Extreme (Кишинев, Молдова)
Фирма RedFox (С-Петербург, Россия)
Дикий Геннадий
Кожокарь Александр
Олексина Марина
Jimi Pacher
Denis Kartega
|