Автор: Михаил Хоменюк, Дахаб

Альпинизм на Синае. Путь Винни Пуха

В горах Синая отцвёл миндаль, но зато зацвело дерево с арабским названием сафсафа – тёзка главного альпинистского массива района Санта Катерина. Жёлтые круглые цветы похожие на очень крупную мимозу усыпали деревья в нашем любимом кемпе MoonLand. С Андреем Плисом мы приехали в Санта Катерину на два дня. В первый день для разминки решили сходить маршрут «Papa Giovanni Paolo 1», вар. «Grand Hand Traverse» +, 400м. Маршрут считается классикой района, но мы долгое время побаивались идти на него, пока нас не подбодрил корифей Синайского альпинизма Сергей Гончаров, сказав, что путь Папы проще, чем маршрут Or HaNer, который мы с Андреем пролезли в прошлый заезд.

На восхождении мы пользовались описанием Александра Кузмицкого

Большое спасибо Александру, и всем, кто не ленится писать подробные толковые описания маршрутов. Несколько смутил только «прыжок в расположенный 2-мя метрами ниже куст в каминчике» - у нас получилось аккуратно слезть. И ещё о вечном: «оставленную «навечно» закладку Parus» мы не нашли, а «заклиненный навечно френд «Стрегор» я выколупал собственноручно. Вполне кстати живой ещё френд:)) На маршруте нам встретилось ещё два заклиненных френда, видимо самопальных, но их вытащить не удалось. Отдельно хочется сказать о спуске, так как в описании этого нет.

Сафсафа

Спуск: маршрут заканчивается на седловинке в гребне Сафсафы. Слева маленькая вершинка, с которой открывается вид на посёлок. Прямо уходит распадок с ровным грунтом и травой (хорошое место для ночёвки), а чуть справа на полке виден тур. От тура двигаться направо, огибая бастионы гребня, и дальше ориентируясь по турам, расположенным довольно часто, с общим направлением на юг. Через некоторое время откроется вид на гору Моисея. Налево вниз будет уходить распадок, внизу которого видны постройки маленького монастыря и деревья. Никаких натоптанных троп, ведущих к монастырю мы не заметили. Спустившись к монастырю повернуть налево и по узкому ущелью с деревьями спускаться на север пешком с элементами лазания и спелеологии. Три раза нам казалось что придётся организовывать дюльфер, но в последний момент находилась лазейка между камней, через которую удавалось просочиться. Один раз рюкзак пришлось спускать на верёвке, а самим лезть через узкий извилистый завал. Когда ущелье расширяется – уходить налево по диагонали вниз по склону до асфальтовой дороги, соединяющей посёлок с монастырём Святой Катерины. Общее время спуска 2-2.5 часа.

Папа. Траверс «Большая Рука»

На следующий день, окрылённые успехом на Папе мы решили проложить новый маршрут на гору Фара. Идея возникла после прохождения маршрута Пентхаус. На фотографиях просматривалась прямая и не очень страшная линия. Барельеф в верхней части маршрута напомнил лицо Винни Пуха из Диснеевского мультика. В результате получилось вот что:

Jabel Fara, SW face. Винни Пух и Все, Все, Все.
6 питчей. Максимальная сложность 6А+. Ориентировочно 4Б.
Михаил Хоменюк и Андрей Плис, апрель 2011.

Подходы: от конца асфальтовой дороги 20 минут по ущелью Wadi El Arbain, миновав оазис с кипарисами до огромного камня на тропе. Далее налево вверх по склону до стены. Ориентир – маршрут Пассовер – камин рассекающий стену сверху донизу. Начало маршрута – 70 метров вправо на том же уровне. Маршрут проходит по системе трещин и каминов справа от большой монолитной стены.

Спуск с Папы. Вид на гору Моисея. Внизу в тени видны постройки монастыря

Лишь бы не дюльферять

Р1. 45м. 6А. Влево вверх по крутому внутреннему углу с трещиной через небольшое деревце. В верхней части крутизна увеличивается почти до отвеса. Для страховки нужны большие френды, закладки, обезьяньи кулаки. Напряжённое лазание метров 30. Станция после выполаживания в основании камина.

Наблюдатель

Р2. 45м. 6а+. Прямо вверх по камину. В верхней части камин сужается до ширины тела и становится глубоким с параллельными гладкими стенками. Сверху заклиненный камень. Приходится лезть под ним в толще скалы – метра два-три от внешнего края. Это место мы назвали норой Кролика. Клинится всё, включая каску. В таком положение надо лезть метров 5. Страховка проблематична, но и свалиться тоже проблематично. Ключ маршрута. Не для пузатых!!! После выхода из камина простым лазанием до широкой комфортной полки в основании внутреннего угла-камина.

Путь Вини Пуха

Р3. 45м. 5В. Направо вверх по пологим полкам простым лазанием до нижнего правого края прямоугольной отвесной рыжей плиты. Завернуть за угол и по расщелине налево вверх выйти до небольшой полочки у верхнего внешнего края рыжей плиты. Дальше лезть проблематично из-за большого трения верёвки. В верхней части питча несколько перехватов 5В. Станция сидячая на полочке на двух выступах – перьях.

Нора Кролика

Р4. 50м. 5С. От станции 2 метра влево вверх по расщелине. Выйти на покатую полку и траверсировать её влево до длинного кулуара ведущего к вершине. Подниматься по правому краю. Приходится пролезать через каверну «дупло Совы», так как иначе проблематично организовать страховку. Удобная станция справа на большой наклонной плите.

Станция №3

Р5. 50м. 6А. Вверх по трещине – внутреннему углу тремя каскадами до выполаживания. В конце питча два небольших камина. Станция справа на просторной полке.

Р6. 60м. До 4А. От станции 15 метров вверх до развилки на огромном камне. Влево продолжение внутреннего угла-камина. Мы сунулись было туда, но отступили перед участком с проблематичной организацией страховки. Вправо по полкам, практически пешком до вершинного гребня. Конечная точка маршрута совпадает с конечной точкой маршрута Пентхаус.

Спуск: вниз по гранитным полям на северо-восток. Затем повернуть налево во вторую по ходу спуска расщелину. Понадобится короткий (7м.) дюльфер. Далее налево вниз по долине по хорошей тропе.
Общее впечатление: красивый, забойный маршрут, несколько коротковатый для полноценной «пятёрки». Можно сделать его ещё сложнее, если Р3 и Р6 идти слева по внутренним углам-каминам.

Рекомендованное снаряжение: верёвка 60 метров, набор закладок, набор френдов (большие номера очень пригодятся), набор обезьяньих кулаков (у нас было 5 штук) или крупных гекс, 15-20 оттяжек (обязательно несколько длинных оттяжек), 2-3 большие станционные петли.