Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: Г.Сальников, Новосибирск

Описание зимнего прохождения перевала ПСК (3Б, 4431)

Новосибирское отделение туристско-спортивного союза России

Секция горного туризма Спортклуба Новосибирского госуниверситета

О П И С А Н И Е

зимнего прохождения перевала
Провал Свободной Кореи (ПСК) (3Б, 4431)
в хребте Киргизский Алатоо,
совершенного 8 - 9 марта 2011 г.

Маршрутная книжка №О-10-11

Руководитель: Георгий Сальников
Адрес: 630058 Новосибирск, ул. Сиреневая, д. 27. кв. 24
Телефон: +7(383)3336984
sge@nmr.nioch.nsc.ru

г. Новосибирск, 2011 г.

Данное описание представляет собой свободную информацию. Электронная версия находится на WWW сервере автора: http://nmr.nioch.nsc.ru/psk/, а также может быть размещена и на других серверах по желанию их администраторов.

Справочные сведения о группе

Проводящая организация:

Секция горного туризма Спортклуба Новосибирского госуниверситета, http://mountain.nsu.ru/

Маршрут рассмотрен:

МКК Сибирского Федерального округа, шифр 154-00-666665553, http://www.no-tssr.ru/

Фото- и видеоматериалы доступны:

у автора в Интернете по адресу http://nmr.nioch.nsc.ru/psk/

Состав группы

Ф. И. О.

г. р.

адрес

обязанности

фото

1

САЛЬНИКОВ
Георгий Ефимович

1965

Сиреневая, 27 - 24

руководитель

2

КОРОЛЕНКО
Леонид Александрович

1988

Пирогова, 4 - 323

завхоз, реммастер

3

МАЛЬКОВИЧ
Евгений Геннадьевич

1986

Пирогова, 16 - 308

казначей

4

РАЗУВАЕВ
Георгий Павлович

1989

Пирогова, 14 - 216

отв. за снаряжение

5

НАЗАРОВ
Евгений Анатольевич

1985

Бердск, мр-н Северный,
18/1 - 58

врач

6

ФАТЕЕВ
Артем Анатольевич

1981

Донского, 17 - 6

Материальное обеспечение группы

Специальное групповое снаряжение

Основные веревки 10 мм

4 шт. по 50 м

Расходная веревка 10 мм

1 шт. (25 м) (прим. 1)

Репшнур 6 мм

1 шт. (60 м)

Крючья скальные

23 шт. разных (прим. 2)

Закладухи

7 шт. (прим. 2)

Оттяжки

3 шт. (прим. 2)

Крюконоги, крюколесенки

1 комплект(прим. 3)

Айсфифи

1 пара(прим. 4)

Ледобуры

18 шт. (из них 6 с твердосплавными коронками)

Ледосбросы

2 шт.

Щит-снегосброс

1 шт.

Карабины общественные

25 шт.

Лавинные лопаты

2 шт.

Снежные пилы

1 шт.

Выколотки (прочищать ледобуры)

3 шт.

Специальное личное снаряжение

Айсбайль (ледоруб, ледовый инструмент)

1 шт.

Кошки

1 пара

Страховочная система

1 шт.

Зажим (жумар)

2 шт.

Спусковое устройство

1 шт.

Карабины личные

5 шт.

Каска

1 шт.

Стремена

1 шт.

Снегоступы

1 пара(прим. 5)

Примечания

1. Была навешена один раз в качестве укороченной перильной веревки

2. Имелись в наличии для использования на других локальных препятствиях при прохождении пер. ПСК не требуются

3. Крюконоги применялись в качестве стремян для подъема по перилам, крюколесенки на пер. ПСК не требуются

4. Не применялись

5. Применялись на подходах к перевалу

Описание перевала Провал Свободной Кореи (зимнее прохождение)

Район

Хребет

Название

Высота (м)

Категория трудности

Северный Тянь-Шань

Киргизский Алатоо

Провал Свободной Кореи (ПСК)

4431

3Б сн-лд-ос

Местоположение на хребте

Перевал Провал Свободной Кореи (далее ПСК) расположен в так называемой Аксайской Подкове хребта Киргизский Алатоо между вершинами п. Свободной Кореи (4777) и п. Симагина и ведет с лед. Аксай на лед. Топкарагай. Ориентация перевала: север - юг. Характер: согласно Классификатору - снег-лед-осыпь. В зимних условиях пер. ПСК является чисто ледовым. Определяющая сторона: северная. Сложность определяется 500-метровой очень крутой ледовой стеной, обращенной на лед. Аксай. Однако и другой, южный склон перевала представляет собой техническую сложность на уровне ледовой 2Б.

Проблем с ориентированием и идентификацией с севера, со стороны лед. Аксай, перевал не представляет - это действительно глубокий, очень характерный по внешнему виду провал к востоку от всем известной, можно сказать, культовой северной стены п. Свободной Кореи (Фото 010) . При поиске перевала с юга, со стороны лед. Топкарагай, сначала нужно идентифицировать вершину п. Свободной Кореи. На перемычку ПСК ведет единственный полностью ледовый (только в нижней части осыпной) кулуар справа по ходу от нее (Фото 027) . Альпинисты называют северную стену пер. ПСК "Галстук Симагина" - по ней проходит маршрут 4Б на п. Симагина (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4186). Через южный склон пер. ПСК проходит альпинистский маршрут 4Б первовосходителей на п. Свободной Кореи.

Что связывает

Пер. ПСК связывает лед. Аксай и лед. Топкарагай (оба ледника являются восточными притоками р. Алаарча).

Кем назван, когда, что означает

Неполиткорректное название Провал Свободной Кореи предложено группой туристов из г. Москвы под руководством Вадима Ляпина, совершивших первое сквозное прохождение этого перевала в августе 1997 г.

Сведения о первопрохождении перевала

Пер. ПСК впервые пройден насквозь группой туристов из г. Москвы под руководством Вадима Ляпина в августе 1997 г. (отчет №374 в библиотеке ТССР). Туристами этот технически сложный перевал посещался редко. Второе сквозное прохождение пер. ПСК совершила группа из г. Саратова под руководством Дмитрия Гоннова в августе 2009 г. (http://www.manturs.narod.ru/ot4et/gkirg/gkirg.htm). Обе команды прошли пер. ПСК в летний сезон с севера на юг (с лед. Аксай на лед. Топкарагай, на подъем с определяющей стороны). Наша группа прошла пер. ПСК в том же направлении, на подъем, но зимой, совершив тем самым первое сквозное зимнее прохождение этого перевала.

Количественные характеристики

Общее время

Время

Время

Время движения со

Количество пунктов

прохождения

спуска

подъема

страховкой

страховки

(час)

(час)

(час)

попеременной

одновременной

(ориентир.)

13

3

10

11

2

27

Условия, при которых изменяется категория трудности

По нашему мнению, категория трудности пер. ПСК при прохождении его с севера на юг - всегда 3Б. В направлении с юга на север, на спуск по определяющей стороне, он будет, безусловно, проще для прохождения, но стоит ли его при этих условиях девальвировать до 3А* - вопрос неоднозначный. Зимой перевал безопасен, по-видимому, всегда. Летом, когда снега больше, можно предполагать возможность лавинной опасности относительно некрутого южного склона. Наши предшественники из г. Саратова (http://www.manturs.narod.ru/ot4et/gkirg/gkirg.htm) описали этот склон как снежный (им приходилось с целью страховки докапываться до льда), но о лавинной опасности они не упоминают. На исключительно крутом северном склоне снег накапливаться не может, однако летом на обеих сторонах перевала не исключена опасность камнепадов со скальных стен пиков Свободной Кореи и Симагина.

Рельеф по участкам пути. Время прохождения участков. Организация движения и страховки. Возможные опасности и меры безопасности.

На полное прохождение через пер. ПСК от лед. Аксай до лед. Топкарагай (на подъем) с учетом вспомогательных действий (предварительная навеска перил) требуется минимум полтора дня, а от лед. Топкарагай до лед. Аксай (на спуск) - один день. Ниже описывается вариант прохождения на подъем. Вариант спуска - аналогичен.

Подход под перевал со стороны лед. Аксай.

От так называемой Коронской хижины (Фото 008) до перевального взлета ПСК - одна ходка (около 40 мин) по закрытому ровному пологому леднику. Подходить желательно в связках, хотя широких трещин на леднике нами замечено не было.

Прохождение перевального взлета со стороны лед. Аксай.

Перевальный взлет со стороны лед. Аксай (Фото 001) (Фото 011) определяет категорию сложности всего перевала. Он представляет собой ледовую стену крутизной в разных местах от 60o до 75o (в среднем 65o) и протяженностью порядка 500 м. Ходят непроверенные слухи, что здесь - хотя и сравнительно небольшой перепад, зато самый крутой лед в районе. На прохождение стены хорошо подготовленной группе требуется около 10 часов работы. Ситуация осложняется тем, что ни на перемычке ПСК (Фото 024) , ни на его более пологом южном склоне (Фото 025) нет места для ночевки, т. е. в этот же день необходимо успеть также и спуститься до лед. Топкарагай. Чтобы успеть сделать все это засветло, необходимо навесить все имеющиеся в группе веревки накануне с вечера. Мы считаем, что в туристском маршруте (понимай: с тяжелыми рюкзаками) за световой день без предпровеса пер. ПСК не проходится.

Ледовый кулуар стены ПСК неширокий (до 50 м) (Фото 017) , так что в каком именно месте будет проходить линия подъема в конкретной ситуации - вопрос несущественный. Обычно до бергшрунда можно добраться без перильной страховки, эта часть склона покрыта фирном. Бергшрунд легче всего преодолевать с левого края по ходу (Фото 014) . Далее перильные веревки практически до самой седловины навешиваются примерно по линии падения воды (Фото 015) . Характерный скальный контрфорс п. Симагина, отделяющий часть ледового склона, остается при этом слева по ходу (Фото 016) . При навеске перил следует избегать середины желоба для того, чтобы большая часть мелких осколков льда из-под кошек и ледорубов летела мимо нижестоящих участников. Когда до перемычки останется одна - две веревки, пора высматривать, в каком месте удобнее будет преодолевать карниз, обращенный на северную сторону (Фото 021) (Фото 022) . В нашем случае карниз был не снежным, а чисто ледовым, отвесным, но не нависающим, высотой около двух метров, и проходился в левой (по ходу) части.

Первая веревка (провешенная вверх сразу от бергшрунда) - самая пологая, всего-то 45 - 50o (Фото 014) . Затем следует ледовый лоб (Фото 015) (Фото 016) . Здесь наиболее крутой участок (до 75o) протяженностью две веревки. После лба становится положе, но ненамного, до 60 - 65o (Фото 017) (Фото 018) . За две веревки до седловины крутизна снова постепенно возрастает, доходя до отвесной на самом карнизе (Фото 022) . Расслабиться и отдохнуть (Фото 020) совершенно негде. Ледовые трещинки или полочки, локальные выполаживания, где можно было бы хоть ненадолго разгрузить голеностоп, отсутствуют. Поэтому при подготовке к походу участники должны заранее хорошо продумать и проверить удобную и надежную конструкцию всей подвесной системы, зажимов (жумаров), а для лидера - соответствующих ледовых инструментов, чтобы можно было "вытерпеть" весь этот подъем. Обязательно должны быть проверенные ледобуры, чтобы легко закручивались. На рюкзаках - достаточно длинные страховочные усы, чтобы можно было пристрахованный к станции рюкзак снять и надеть. Рубить лохани на склоне крайне нежелательно - рикошетирующими кусками льда можно внизу кого-нибудь покалечить. Очень помогают стремена, они позволяют не только более комфортно подниматься по перилам, но и перераспределять нагрузку с передних зубьев на ступни ног. Изредка удавалось немножко посидеть на чьем-нибудь подвешенном на станции рюкзаке, но "отдыхом" это можно было назвать только условно. При нашем прохождении первые четыре веревки были навешены налегке в предыдущий день. В день прохождения одну из наименее крутых веревок лидер попробовал навесить, поднимаясь с сильно облегченным рюкзаком. Хотя ему это удалось, но в целях сохранения сил и безопасности решили дальше так не делать. Последующие участки лидер проходил без рюкзака, который другим участникам приходилось подтаскивать (Фото 019) . Вытягивание рюкзаков вряд ли было бы целесообразным - это потребовало бы времени, а также дополнительную веревку.

Спуск с перевала в сторону лед. Топкарагай.

Седловина ПСК острая, чисто ледовая (Фото 024) . Находиться на ней непристрахованным невозможно, стоять на станции очень неудобно. Поэтому собирать всю группу на седловине нецелесообразно. Лучше начинать спуск сразу, как только снизу принесут первую же освободившуюся веревку. Спуск представляет собой ледовый склон крутизной 40 - 45o протяженностью около 250 м, далее переходящий в осыпь, покрытую снегом (Фото 025) (Фото 027) . Протяженность осыпного участка - еще около 300 м, крутизна до 30o. На спуске мы навесили 5 веревок на ледобурах, которые сдергивали самовывинчивающимися ледосбросами. Хорошо подготовленная группа успеет спуститься до ровного места на леднике за 3 часа.

Рекомендуемое специальное снаряжение

На группу:

4 - 5 основных веревок длиной 40 - 60 м. Репшнур, соответствующий самой длинной из веревок. Ледобуры - 14 - 18 шт. Ледосброс - 1 шт. (при прохождении перевала на спуск лучше иметь 2 ледосброса). Карабины - 14 - 18 шт. Для лидера - пару айсфифи со стременами или пару хороших ледовых инструментов, смотря чем предполагается пользоваться на подъеме.

На каждого участника:

ледоруб или айсбайль, кошки, каска, полная страховочная система, спусковое устройство, зажимы (жумары) - 2 шт., карабины - 5 шт., стремена, оттяжка на рюкзак.

Возможные и рекомендуемые места ночлега

Ни на каком участке подъема, равно как и на седловине, ночевать негде. Нужно с вечера предварительно навесить все имеющиеся в группе веревки, наутро сделать максимально ранний выход и стремиться пройти весь перевал за один день, в крайнем случае заканчивая спуск по перилам в темноте, оставляя съем последних веревок на утро. Под самыми перевальными взлетами с обеих сторон ночевать удобно. Однако на лед. Аксай под взлетом ПСК ночевать не рекомендуем - гораздо лучше на Коронских стоянках (Фото 008) , расположенных к перевалу достаточно близко.

Информация о ЧП и аварийных ситуациях

О каких-либо аварийных ситуациях, связанных с прохождением пер. ПСК, нам ничего не известно.

Описание прохождения перевала ПСК группой секции горного туризма Спортклуба НГУ 8 - 9 марта 2011 г.

Время везде указано местное (UTC+6), которое отличается от московского на +3 часа. Это же время выставлено и в полях информации EXIF цифровых фотографий. Светлое время суток с 715 до 1900. Средняя продолжительность одной ходки 40 минут. Чистое ходовое время - на 65-градусном ледовом склоне понятие условное. Фактически там все время, даже и когда висишь на станции, должно рассматриваться как ходовое, и оно не менее чистое, чем голый лед под кошаками.

8 марта 2011 г.

Группа вышла от Коронской хижины на правой боковой морене лед. Аксай (Фото 008) в 900. Поскольку в этот день планировался только предпровес на перевальном взлете, экстремально ранний выход не требовался. Погода была ясная, но довольно холодная, и ближе к вечеру усилился ветер. За две ходки по ровному закрытому леднику в связках мы подошли под взлет ПСК (можно было подойти и быстрее, но мы не торопились, а иногда останавливались для фотографирования). Оставив рюкзаки под ПСК, мы в связках налегке отправились в разведку дальше вверх по лед. Аксай, чтобы рассмотреть перевальные взлеты Космонавтов и Корона Южная (оба перевала 3А), заявленные запасными вариантами, на случай, если с прохождением пер. ПСК у нас что-нибудь не сложится. Запасные перевалы (особенно доступной выглядела Корона Южная) нам понравились (Фото 009) , но ПСК "понравился" больше, и мы утвердились в решимости пройти именно его.

В 1230 мы вернулись, поставили напротив взлета ПСК с противоположной стороны ледника палатку (Фото 012) , пообедали и привели в боевое состояние снаряжение. В 1430 четверо участников, взяв с собой все имеющиеся в группе четыре веревки, отправились провешивать начало взлета, а двое остались наблюдать. Сам перевал и действия людей были от палатки хорошо видны, особенно в телеобъектив "цифрозеркалки" (Фото 016) . До бергшрунда по крутому фирновому склону можно было пройти в кошках без страховки. Преодоление бергшрунда не составило большого труда: с левого (по ходу) края трещина почти смыкалась и была закрыта фирновым мостом. Перила, как мы и предполагали, начались сразу от бергшрунда. Вешать их начали в направлении характерного скального контрфорса п. Симагина, обходя этот контрфорс по ходу справа (Фото 015) (Фото 016) . Перила навешивались по голому льду. Те места, которые издалека казались покрытыми фирном, реально оказались покрыты очень тонким (пара сантиметров) снежным налетом, который больше мешал. Лед был надежным, умеренно жестким, имея в виду зимние условия - кошки на нем держали, ледобуры входили. Но на протяжении всего взлета совершенно отсутствовали какие-либо ямочки, полочки, трещинки и прочие шероховатости - лед был совершенно гладким, так что предстоящий подъем обещал быть весьма напряженным.

В 1800, успешно закончив предпровес, отважные восходители вернулись к палатке. Однако к тому времени ветер усилился, похолодало (по ощущениям до -15oC), поднялся ветер (снежные флаги на гребне п. Свободной Кореи казались грандиозными) (Фото 013) . Чтобы зря не трепать палатку, мы решили вернуться для ночевки в Коронскую хижину: это не отняло бы у нас наутро дополнительного времени, а скорее бы сэкономило. На Коронские стоянки мы пришли в 1855.

9 марта 2011 г.

Группа вышла от Коронской хижины (Фото 008) в 715. Погода была ясная, безветренная, и по ощущениям теплее, чем в предыдущий день. Фактически это оказался единственный день с хорошей погодой за весь двухнедельный поход, и то, что он случайно выпал на день прохождения пер. ПСК, было для нас немалой удачей. Характерно, что как вся северная стена Свободной Кореи, так и северная стена пер. ПСК, и даже весь ледник под пер. ПСК до самого противоположного борта в зимнее время солнцем вообще не освещается.

В 805 мы подошли под перевальный взлет, некоторое время потратили на обувание кошек и прочее снаряжение, и в 830 начали движение по навешенным с вечера перилам (к вчерашним четырем веревкам добавилась дополнительно еще одна расходная длиной 25 м, закрепленная на снежном щите, для более уверенного подхода по крутому фирну к бергшрунду ее сразу после прохождения фирнового участка убрали в рюкзак и больше не вешали). В 1030 участники достигли верхней станции и продолжили навеску перил далее по склону по мере их высвобождения. Одну из веревок лидер попробовал навесить, идя с сильно облегченным (только личные вещи) рюкзаком. Это ему удалось, но оказалось слишком напряженно, так что на всех последующих веревках он работал без рюкзака, который по очереди подтаскивали участники. Лидер двигался на нижней страховке с парой ледовых инструментов (в группе были также айсфифи, но с инструментами показалось сподручнее). Остальные участники проходили перила на жумарах, иногда с использованием стремян, ожидая друг друга на станциях между веревками для передачи наверх снятого внизу снаряжения. Для более эффективного подъема на каждой веревке устраивался дополнительный промежуточный пункт страховки, разделяющий ее на два примерно равных участка. Все пункты страховки организовывались на ледобурах. Путь движения проходил слева на некотором расстоянии от средней линии ледового желоба (Фото 021) , чтобы откалывающиеся из-под кошек кусочки льда падали большей частью в стороне от людей. На верхних полутора веревках, обойдя справа небольшой скальный островок, мы постепенно сместились еще левее к самому борту кулуара - там было удобнее преодолевать карниз (Фото 022) . Карниз оказался вертикальным (не нависающим), около двух метров высотой, и не снежным, а чисто ледовым, так что проблем с организацией надежной страховки при преодолении карниза не возникло. Всего на подъем таким образом было пройдено по льду (средняя крутизна 65o) 10 полных веревок по 50 м, плюс 25 м "расходняка" по снегу в самом начале взлета, итого 525 м перил.

Седловина перевала, к сожалению, представляла собой острый чисто ледовый гребень (Фото 024) , обрывающийся на север отвесным карнизом (Фото 023) , а на юг - примерно 40-градусным склоном (Фото 025) , состоящим, насколько было видно, из голого льда. Находиться на такой седловине непристрахованным было нельзя, расслабиться негде, так что мы не стали пытаться собраться на ней всей группой, а начали навеску спусковых перил на юг, как только для этого принесли первую освободившуюся веревку. Участники проходили седловину ПСК в промежуток времени от 1600 до 1730. На спуске пришлось навесить 5 веревок (250 м перил), все на ледобурах, по склону крутизной 40 - 45o. Снимали веревки с помощью самовывинчивающихся ледосбросов. В верхней части мы двигались вблизи левого (орографически) борта неширокого кулуара, в нижней части переместились к правому борту, где кулуар выполаживался (Фото 026) .

В 1900, еще засветло, первая тройка участников, не дожидаясь остальных, уже спустилась на ровный лед. Топкарагай. Остальные трое к этому же времени как раз закончили сдергивание последних веревок и, собрав их, к 2000, уже в глубоких сумерках, по протоптанным передовой группой следам на заснеженной осыпи пришли к уже установленной ими палатке. Таким образом, мы совершили первое зимнее сквозное прохождение пер. ПСК, причем успели полностью пройти весь перевал засветло, что очень непросто даже летом. При этом мы навесили с определяющей стороны на подъем 11 веревок и на спуск 5 веревок, итого 16 веревок (775 м перил).

Комментарии и рекомендации по прохождению перевала

Пер. ПСК зимой, по-видимому, является безопасным при любой погоде. Нашей группе в день прохождения с погодой повезло. Однако если придется подниматься по северной стене в снегопад, надо быть готовым к тому, что сверху постоянно будут ссыпаться ручьи (иногда большие) снега, который не задерживается на таком крутом косогоре. Значительной опасности эти микролавинки не представляют, но очень сильно портят настроение, и могут вызвать срыв лидера, идущего на нижней страховке. Чтобы меньше подвергаться этим неприятностям, нужно избегать движения по самому дну ледового желоба, смещаться к какому-либо борту (видимо, выгоднее к левому по ходу). Если проходить перевал летом - не исключено, что по кулуару могут лететь и камни с полок пиков Свободной Кореи и/или Симагина, хотя группы, проходившие пер. ПСК летом, о камнепадах не упоминают. То же относится, хотя и в меньшей степени, к южному склону пер. ПСК. Кроме того, летом на южном склоне может оказаться довольно много снега, что, с одной стороны, облегчит прохождение, а с другой - может привести к повышенной лавинной опасности. В этом случае придется рыть ямы для ледобурной страховки и, видимо, стараться держаться ближе к бортам кулуара.

Успеть полностью пройти весь пер. ПСК за световой день крайне желательно, но очень трудно. Предварительная провеска перил совершенно необходима, так же, как и по возможности максимально ранний выход. Мы считаем, что на подъем без предпровеса этот перевал засветло вообще не проходится.

В обратном направлении, с юга на север, на спуск по определяющей стороне, пер. ПСК, насколько нам известно, до сих пор не проходился. В случае такого прохождения перевала на спуск оптимальный путь и тактика будут такими же, как и описанные выше для подъема.

Фотоматериалы

Автор каждой фотографии отмечен инициалами:

АФ: Артем Фатеев

ГС: Георгий Сальников

ЕН: Евгений Назаров


Фото 001 ГС: Перевальный взлет ПСК со стороны лед. Аксай.

Фото 008 АФ: Коронская хижина.

Фото 009 ГС: Перевалы Космонавтов (слева) и Корона Южная (справа).

Фото 010 ГС: Пик Свободной Кореи и перевал ПСК с севера.

Фото 011 ГС: Перевальный взлет ПСК.

Фото 012 ГС: На леднике под перевалом ПСК во время предпровеса.

Фото 013 ГС: Снежные флаги на гребне пика Свободной Кореи.

Фото 014 АФ: Предпровес на перевал ПСК - прохождение бергшрунда.

Фото 015 АФ: Предпровес на перевал ПСК - впереди ледовый лоб.

Фото 016 ГС: Предпровес на перевал ПСК.

Фото 017 АФ: Предпровес на перевал ПСК.

Фото 018 ГС: Леонид Короленко при подъеме на перевал ПСК.

Фото 019 АФ: Подъем на перевал ПСК.

Фото 020 ЕН: Весьма условный отдых при подъеме на перевал ПСК.

Фото 021 ГС: Подъем на перевал ПСК - две веревки до карниза.

Фото 022 АФ: Преодоление карниза на перевале ПСК.

Фото 023 ГС: Артем Фатеев проходит карниз на перевале ПСК.

Фото 024 ГС: Седловина перевала ПСК.

Фото 025 ГС: Спуск с перевала ПСК.

Фото 026 АФ: Спуск с перевала ПСК - последние веревки.

Фото 027 ГС: Пик Свободной Кореи и перевал ПСК с юга.

Видеоклипы сняты фотоаппаратом PENTAX Optio S12, монтаж видео -

Георгий Сальников. Походный фильм доступен в Интернете по адресу:

http://nmr.nioch.nsc.ru/psk/kirg11s.avi (79 Мбайт).

Лирическое отступление

Когда со стороны смотришь на какой-нибудь достаточно крутой склон, издалека он кажется вертикальным. Когда подходишь к нему поближе, он "ложится". Но если приближаешься к действительно очень крутому склону, вместо того, чтобы "ложиться", он начинает казаться еще круче. Подходя к пер. ПСК (Фото 011) , в какой-то момент начинаешь думать про себя: "Ну когда же ты, зараза, ляжешь? Пора бы уже..."

Первая - не самая крутая - веревка подъема на пер. ПСК (Фото 014) обнадеживает: "Эээ, не боги горшки обжигают! Перевал не такой уж длинный, буры крутятся, тяпки зарубаются, кошки держат, что еще надо? Сейчас на него вздрючимся!" Однако начинающийся ледовый лоб (Фото 015) (Фото 016) вскоре снимает необоснованную эйфорию. И вот отчетливо видный снизу небольшой карниз на перевальной седловине начинает казаться очень далеким (Фото 017) , он как будто даже и не приближается вовсе, пока мы поднимаемся по веревкам. Ощущение кажущейся простоты перевального взлета по мере накопления усталости и "забитости" голеностопа постепенно проходит. В голове возникают вопросы: "Как так? Я же лазил и по более крутому льду? Или я стал совсем хилым?" Нет, дело не в этом. Просто в какой-то момент количество градусов под ногами, метров над головой и килограммов за плечами в совокупности перерастает в качество...

Дмитрий Гоннов в отчете (http://www.manturs.narod.ru/ot4et/gkirg/gkirg.htm) оценивает крутизну перевального взлета ПСК в 60 - 70o. Дмитрий Павленко (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4186) пишет: 40 - 45o.

Хммм... Возможно, истина где-то посередине... Во всяком случае, похоже на то, что субъективное восприятие на этом перевале сильно зависит от того, каково было качество кошек и прочего ледового "железа" у автора отчета, и сколько весил его рюкзак. Пер. ПСК не слишком изощрен технически, но труден физически. На нем негде отдохнуть, приходится терпеть до самой той стороны. И соответствующая подготовка, качественное снаряжение, продуманная тактика здесь очень существенно помогут.

А впрочем, не так страшен черт, как он малюет. Нет здесь ничего сверхъестественного. ПСК - это просто нормальная тройка-Б - без халтуры, но и без излишнего экстрима. Перевал (особенно зимой) совершенно безопасный. Разве что много работать на нем приходится, только и всего. Так что удачи вам, народ!

Благодарности

Группа выражает признательность:

- Нашему туроператору - фирме "Ak-Sai Travel", Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Советская, 65, +996(312)591759, http://www.ak-sai.com

- Страховому агенту Валентине Васильевне Мамонтовой, оформившей нам страховку на время прохождения маршрута

- Тимуру Гильмутдинову (г. Уфа) и Виталию Горелику (г. Новосибирск) за полезные консультации по маршруту

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru