Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 к.с. по Приэльбрусью в августе 2010 г. Часть 2
Продолжение. Начало здесь
15 августа. 11 день активной части маршрута. Северный Приют. Пройдено: ходовых часов 0-40, км. 3,0. Набор высоты 50 м, сброс высоты 0 м. В 7-00 подъём, в 7-15 выход. Температура ниже 0 градС. Подмёрзший открытый ледник, местами снежники: по ним хорошо идти – ровные, не изрезанные ручьями и ультрафиолетом. В 7-55 были на «стартовой морене». Фото № 108.
Палаток нет. Но они стоят ниже, около двух домиков МЧС – их верхней базы. Вчера чуть-чуть не дошли. Может, надо было бы дойти? Облачно. Снизу тянутся грозовые облака. Ставим бивак. Забрали заброску. Завтра график нашего движения, вернее, отставание от него, даёт единственную попытку попробовать подняться вверх и установить табличку на высоте последнего лагеря наших ребят. Это около 5300 м. Принимаем решение попытаться подняться в составе двух человек. А двое других участников остаются в базовом лагере и контролируют восхождение. Начал моросить дождь со снегом. 16 августа. 12 день активной части маршрута.
Вершина Эльбрус Восточная (2А,5621). Пройдено: ходовых часов 12-40, км. 13,2. Набор высоты 1871 м, сброс высоты 1871 м. В 2-00 подъём, в 2-30 выход. С фонарями. Температура -10 градС. Пока на небе звёзды, но с юга проглядывает темнота облаков. Через 40 мин. подходим к первым трещинам. Ледник изрезанный не ровный, борозды до 0,5 м. и это затрудняет движение. Но уже выше, ближе к трещинам ледник выравнивается, появляются снежники. Снег хорошо держит благодаря ночному морозу. Здесь и далее до высоты примерно 5200 м. идём без кошек. На склоне уже следы от Северного Приюта. Вешки. Прошли несколько трещин по мостам: на мосты ведут следы, и трещины открытые, не широкие. Крутизна от 15град и на уступах до 40град. Через 1 час 40 мин. мы были уже у большого камня. Привал. В 4-50 подходим под скалы Ленца, которые начинаются мощным жандармом с установленным на нем крестом. Путь от палаток до нижних скал Ленца занял 2 часа 20 мин. Вдоль скал поднимаемся к верхним ночёвкам и немного выше к большим камням: это, примерно, напротив последнего бивака наших ребят. Фото №109.
Неожиданно, к нашему изумлению за камнями торчат лопасти вертолёта. Подошли. Вертолёт, модификации Ми – 8 лежит на боку. В 6-00 начали устанавливать табличку. Работали до 8-00. Минута молчания. Мы обещали себе установить эту табличку. И мы это сделали. Фото №110.
Ребята, мы помним вас. Теперь идём в кошках: не потому, что скользко. Вокруг глубокий свежий снег по колено. Мороз около 10 градС. Так что ноги надо сохранить, поэтому надеваем бахилы под кошки: так они, бахилы, будут держаться на ногах. Крутизна до 40град. Следов нет, и не может быть: сильный ветер, пурга всё превращено в сплошную мглу. Фото №111.
Вешки временами не видно. Один остаётся у нижней вешки, другой идёт вверх, ищет следующую вешку. Человека видно чуть дальше. То подъём, то выполаживание из пурги внезапно появляются скалы. И снова всё повторяется. Если отстанешь более 50-и метров, то следов уже не находишь. Заметает. Кажется, что на Западную было легче подниматься. В какой-то момент поняли, что прошли участок по западному гребню предвершины 5592. В 12-30 вышли на вершинное плато и по дуге, вдоль каменной гряды продолжили движение куда-то в направлении подъёма. Ну, всё! Подъёма нет. Вершина?! Но ничего нет. Карта, компас - без толку. На миг проясняется. Это очередной бугор. Но, оо! Впереди близко, метрах в 200-х, сталь пирамидки: значит мы на вершине. Время 13-00. Почти штормовой ветер, холод около 15 градС мороза, снег пальцы не выдерживают, когда фотографируешь. Пирамиды из металла. Таблички. Надписи: посвящаются защитникам. Флаги. Мы на вершине Эльбрус Восточная (2А, 5621). Фотографируемся с флагами России и Ульяновской области. Фото №112.
В 13-30 начали спуск. Немного плутаем. Прошли детали хижины и верёвку, идущую вниз к седловине. Но местами видны наддувы на наших следах. У установленной нами таблички сняли кошки. Фото №113, 114.
Дальнейший путь по пути подъёма вдоль скал Ленца и по тропе, идущей от Северного Приюта. Небо ещё затянуто облаками, но солнце уже греет даже через них. Преодолеваем трещины и выходим на пологую часть ледника. Последние метры почти ползли. Ноги ватные. Шатает от усталости. В 15-40 мы в лагере. Что происходит с погодой, судите по палатке. Наверху было больше. Извините, но есть основание заметить: мы на каких-то участках маршрута навёрстываем график и, имея хорошую подготовку, опыт и знание это местности, выдерживаем достаточно высокую скорость движения. Рекомендуем не принимать за основу указанные временные отрезки. 17 августа. 13 день активной части маршрута.
Траверс западных ледовых полей в. Эльбрус, перевал Балкбаши (1Б, 3691).
Пройдено: ходовых часов 7-15, км. 15,0. Набор высоты 301 м, сброс высоты 1351 м.
5-30 подъем. Всё ночь шёл мокрый снег. Соответственно на утро вся палатка во льду. Фото №115.
Температура ниже нуля. На небе небольшие облака. Но, как и вчера, с юга проглядывается чернота грозовых облаков. К перевалу Балкбаши мы должны пройти по западным и северо-западным ледовым полям Эльбруса на высоте 3800-4100 м. Выход в 7-45. От «стартовой» морены идем в связках по закрытому леднику Уллукол, с небольшим набором высоты в направлении верхнего края морены между ледниками Уллукол и Карачаул. Фото №116.
Несколько разрывов льда оставляем ниже. Выше морены выпуклая часть ледника, разорванная трещинами. Петляем между ними, узкие - перепрыгиваем с попеременной страховкой. Перед разделительным гребнем между ледниками Карачаул и Уллучиран спуск до 40град 300 м. Связки, местами попеременная страховка. Плотный снег облегчает движение. Ниже ледник открытый, выполаживается. Крупные камни на леднике Карачаул, ручей. Свободное движение вдоль ручья и выход на этот разделительный гребень в верхней его части. Затем 30 метров простого подъёма по гребню, по разрушенным скалам. За ним 50 м. мощных разломов льда проходим с попеременной страховкой, местами вырубая ступени ледорубом и спускаясь в разломы. Фото №117.
Далее 300 м. косого траверса по льду до 35град выводят нас на почти горизонтальную среднюю часть ледника Уллучиран. Фото №119.
Пошёл дождь. Ледник изрезан ручьями и трещинами. Бесконечное петляние. Свободное движение. Фото №118.
Пересекаем боковую морену ледника и по камням вдоль снежника в 11-20 выходим на седловину перевала Балкбаши (1Б, 3691). Фото №120, 121.
Седловина широкая, каменистая, небольшое озерцо. Есть несколько оборудованных площадок под палатку. Дождь поменялся на мокрый, крупный снег с сильным ветром. Спасают только накидки и стенки из камней, за которыми можно спрятаться. Тур находится в стороне от седловины, на возвышенности. Сняли записку группы из города Казани. Дожидаемся «двойку», которая подошла через час, забираем заброску и отправляемся вниз, в долину реки Битюктюбе. Вниз с перевала по хребту ведёт тропа. Виден лес, минеральные источники Джылысу КЧР. Фото №122.
В 16-00 встаём на бивак на травянистой поляне в 10 метрах от реки Битюктюбе. Дождь прекратился. Дует слабый ветер. Температура около +20 градС.
18 августа. 14 день маршрута.
Траверс западного ребра в. Эльбрус от пер. Лётчика Машкова до пер. Рыжие скалы (в сумме 1Б, 3200 - 3500).
Пройдено: ходовых часов 5-55, км. 18,0. Набор высоты 1094 м, сброс высоты 1094 м.
В общем, ребята устали. На этот участок маршрута решились не все. Выходим вчетвером: двое из «четвёрки», двое из «двойки». Выход с бивака в 8-35. Не рано. Хотели раньше, но шёл дождь. И лето ведь, и мы внизу. Кто-то дрыхнет в палатках. Идём вдоль ручья из под ледника Битюктюбе до его разделения, далее - вдоль левого ручья. Вначале травянистые склоны. Через один переход спускаемся к ручью и двигаемся по камням непосредственно рядом с ним, пересекая небольшие притоки. Ещё через час подходим к языку ледника. Верховья долины р. Битюктюбе сильно пересечены хаосом морен. В 10-30 подходим к склону хребта, немного ниже перевального взлёта перевала Пастухова. Фото №123.
И это от палаток 3 ходки по 50 минут. Рюкзаки не тяжёлые. Поднимались вдоль русла ручья по камням, местам тропа но, может быть, надо было подняться ближе к перевалу Кольцевой и идти сюда по зелёнке. Это мы уже отсюда увидели. Через час подъёма по склону мы уже были на гребне хребта у «Царских ворот» - причудливому нагромождению непонятно как стоящих друг на друге больших камней. Фото №125.
Поднимались по камням - крупным и очень. Фото №124.
Но лучше подниматься по границе мелкой осыпи и камней: крупные камни (стулья, столы, шифоньеры) на склоне живые и мы наблюдали подвижку, вызванную нашим движением. Хорошо, что мы были на боковой границе. Здесь гребень хребта, на востоке начинающийся от пер. Пастухова, представляет собой слегка наклонное плато. Плато покрыто светлой пемзовой крошкой, напоминающей опилки. Повсюду лежат гладкие черные вулканические валуны, своими округлыми формами напоминающие тюленей. В районе «Царских ворот», вдоль хребта протекает ручей. Продолжаем маршрут по хребту вниз на запад в направлении перевала Лётчика Машкова. Шквалистый ветер, дождь. Спуск по мелким и крупным камням. Склон 30град, 400 м, выводит нас на перевал лётчика Машкова (1А, 3496). Фото №126.
В 12-10 были на перевале лётчика Машкова. Холодно, облачно, сильный ветер. Памятная табличка, обломки самолёта, разбившегося в 1942 году. Фото №127.
Тур. Записка группы туристов из г. Краснодара. Седловина широкая, с футбольное поле. Делаем перекус. Продолжаем маршрут в направлении перевала Кольцевой (1А, 3353). По пути озеро и снежник над ним. Затем небольшой подъём по средним и крупным камням и спуск на седловину перевала крутизной 30град, 250 м. Фото №128, 129.
Режим движения 50-10. На седловину перевала Кольцевой (1А, 3353) вышли к 9-50. седловина широкая, мелкокаменистая, местами трава. Озеро. Спуск и подъём с седловины в долины не просматривается. Большой тур. Сняли записку туристов из г. Краснодар. Обходим озеро слева по ходу и продолжаем двигаться по хребту. Фото №128. Тропа ведёт наверх на перегиб хребта. Через 30 мин. выходим на хребет. Сложен тур. Записка группы из Украины. Мы определяем, что это промежуточный перевал между перевалами Кольцевой и Озёрный Кольцевой (1А, 3447). Он тоже выводит к этому же озеру, что и пер. Кольцевой. Но подъём на него из долины р. Кюкюртлю начинается ниже, чем на пер. Кольцевой и ниже конца языка ледника Кюкюртлю. Опять начинают сгущаться тучи. Траверсируем в. 3531,2 и в 14-00 выходим на перевал Озёрный Кольцевой. Тура нет. Слабо видна тропа через перевал. Спуск как в одну, так и в другую сторону осыпной. Крутизна спуска в сторону долины реки Уллухурзук больше – около 40град, в сторону озера порядка 25-30град. Фото №130.
Далее продолжаем траверс гребня хребта и в. 3533. Подъём по средним камням около 30 минут. Фото №131.
Удивительно, но есть участок хребта до в. 3533 с действительно очень рыжими камнями и выходами скал. Явной вершины нет. На хребте несколько возвышенностей. Сложено несколько туров без записок. Спуск по склону вершины довольно затяжной по осыпям и средним камням. Сбрасываем более 300 метров и оказываемся на перевале Рыжие скалы (н/к, 3219). Фото №132.
Седловина протяжённая, представлена грядой разрушенных скал. Если это тот перевал, то его категория не может быть более н/к. Но значение он имеет: существенно сокращает путь от мин. источников в долину р. Кюкюртлю или наоборот. С перевала спуск в долину реки Чайтчесу, затем по травянистому, местами заболоченному плато к р. Битиктюбе. Фото №133, 134.
Спуск до 25-30град, каменистый. Ниже выполаживается и склон становится травянистым. Приток реки, вдоль которого мы шли, по склону образует небольшие водопады. В 16-00 выходим реке Битиктюбе. Открылись строения у минеральных источников и кош. Переходим две реки вброд и попадаем в наш лагерь. Вечером посетили минеральные ванны. Минеральные источники Джылысу расположены в долине р. Битюктюбе. Есть гостиница (300 руб./сутки) «постоялый двор», где можно платно поставить палатку на огороженной территории кош, поставляющий свежее молоко, сыр и мясо туристам, лечащимся и отдыхающим широкая долина реки, где можно поставить свои палатки у воды. Сюда приезжают люди отдохнуть и лечиться. Курс лечения обычно длится 10-12 дней. Собственно минеральные источники представляют собой несколько ванн, закрытых сверху остекленными крышами, как в теплицах. Поэтому ванны можно принимать независимо от погоды. Солнечный свет поднимает температуру воздуха в купальнях до 18 градС и более.
19 августа. 15 день активной части маршрута.
Долина реки Уллухурзук.
Пройдено: ходовых часов 7-00, км. 22,8. Набор высоты 0 м, сброс высоты 1300 м.
От минеральных источников Джылысу вышли в 8-45. Колёсная грунтовая дорога. Фото №135, 136.
10 мостов через реку Уллухурзук и её притоки, включая мост в ауле. Солнце и редкие облака. В основном хвойный лес, ниже смешанный. Малина, смородина, крыжовник, грибы. Эльбрус ещё какое-то время виден, но и он исчезает за очередным поворотом. Шли быстро. Режим движения 50 минут ходьба – 10 минут привал. В 13-45 были у «банной речки» (р. Енукол). Так назвали это место, в 300 м. выше её впадения в Уллухурзук. Рядом заброшенный сад: яблони, алыча, груши. Уже несколько лет мы здесь заканчивали маршруты и отмывались перед цивилизацией. Вода в р. Енукол здесь уже не холодная. Солнечно, жарко. И это всё. Маршрут практически закончили. Заброска спрятанных вещей на выезд и продуктов целая. Сбегали в п. Хурзук, в магазин, конечно. Пир горой. Фото №137.
Вечером пели песни, вели беседы, наблюдали звёзды. Завтра в цивилизацию. Завтра к 8-00 часам мы должны быть на автобусной остановке, куда приедет заказанный нами транспорт. Завтра у нас около 40 минут ходу и три последних моста через Уллухурзук. И всё!
4.7. ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ МОМЕНТЫ НА МАРШРУТЕ
Поскольку маршрут проходил в высокогорной местности, то можно считать, что мы находилась в экстремальной среде всё время своего пребывания. И недаром спортивный туризм находится в перечне видов спорта с повышенным риском. Исходя из этого, ниже отражены наиболее опасные моменты с точки зрения группы, имеющий опыт организации жизни в высокогорье, в соответствующих погодных условиях, на микро- и макрорельефе при прохождении данного маршрута.
4.7.1 Крупнокаменистые осыпи, курумники, участки морен с крупными камнями.
При движении по ним с тяжелыми рюкзаками появляется опасность получить травму при падении. Не прыгать, а переступать с камня на камень, передвигаться в касках и с ледорубом или трекинговыми палками для дополнительной опоры. - Участок маршрута между спуском с пер. Керанзы Верхний и подъёмом на пер. Джувурген Западный. Средние камни за несколько часов подхода изрядно нам надоели. Мы немного растянулись. А так как были уставшими - то передвигались медленно. - На перегибе после спуска с пер. Медвежонок и начала подъёма на пер. Чат Эльбрусский Северный нам пришлось траверсировать участок крупнокаменистой осыпи около 300 м. Ну, камни здесь были очень большими. Начиная от величины стола и больше, с легковой автомобиль. Мы прыгали. Иначе никак. Но и это не всё: нужно было ещё и найти, где прыгать, так как в основном расстояния между камнями были большие. Конечно, нам пришлось сосредоточиться: провались между таких камней, и станет совсем плохо. - А вот при подъёме к Царским воротам, это на последнем кольце с пер. Машкова и другими, был момент риска. Хорошо, что шли близко к границе со средней осыпью. А случилось то, что под одним из участников зашевелилась крупнокаменистая осыпь. Камни величиной со стол, стул, да ещё и округлые, пришли в движение. Они могли бы в секунды превратить человека в месиво. А идти по ним вверх было относительно легко. Но мы выбрали путь правильно: около границы с осыпью из более мелких камней и более слежавшихся. И мы сразу туда перешли. - И по хребту, который мы потом траверсировали, т.е. с перевалами лётчика Машкова, Кольцевой, Озёрный Кольцевой, Рыжые скалы, приходилось пересекать среднекаменистые осыпи.
4.7.2 Камнепадоопасные участки.
Опасность представляют падающие камни. От мелких камней помогают каски. Необходимо организовать наблюдение всеми членами группы и своевременную подачу сигналов. И крайне желательно правильно выбрать время суток для прохождения таких участков. Камнепадоопасными были участки на спуске с перевалов Шахты, Керанзы Верхний, на подъёме на перевалы Джувурген Западный и Медвежонок, к Царским воротам. В начале зоны спуска с пер. Чат Эльбрусский Северный находились большие вмёрзшие в лёд камни. И это нас беспокоило. Мы проложили маршрут спуска не под ними, но и далеко от них не смогли проложить: не позволял рельеф. Определяющую роль сыграл небольшой камнепад при подъёме на пер. Мукал-Мкяра Южный. Камни здесь летели с достаточно большой высоты.
4.7.3 Ледники
Закрытые ледники опасны трещинами, местами имеющими значительную глубину. При движении по закрытому леднику можно провалиться в трещину. Необходима организация связок. На крутых ледниках, в ледопадах и разломах возможно падение и соскальзывание. Движение в касках и кошках. Самостраховка ледорубом. Командная страховка. Прохождение разорванных участков ледников очень опасно: проходы между трещинами узкие, переходящие в острые гребни. Глубокие трещины, уходящие в бездну, часто заполненные внизу водой, вызывают ощущение страха. Возможно падение. Необходима организация попеременной страховки. Собственно все ледники, по которым мы шли, имеют закрытые участки, элементы крутизны, трещины и разломы. И необходимые приёмы прохождения ледников и их элементов мы использовали. В том числе и рубили ступени.
4.7.4 Горные реки.
Опасность представляет собой снос течением воды при переправе. Вода ледниковая, холодная. Требуется тщательно подбирать место для организации брода или переправы по камням (бревну). Правильно выбрать и выполнить способы переправы. По возможности лучше организовать навесную переправу. Через реку Кызылкол мы переправлялись группами стенкой. Долго выбирали место по принципу: более пологое течение, более широкое русло, больше рукавов, камней в русле. В итоге можно надеется на более малую глубину и скорость течения. Реки Исламчат и Мукал переходили по камням с намоканием ног. Реки Кызылкол (ещё раз), Каракаясу, Кыртык, Уллухурзук, не мудрствуя лукаво, переходили по мостам. Благо, они были.
4.7.5 Погодные условия
Наверное, в это году они были почти нормальными для Кавказа. Дождь. Снег. Затяжные дожди и снегопады действуют угнетающе и вызывают повышенную утомляемость при движении. В зоне ледников, да и внизу дождь может вызвать переохлаждение. Также опасен крупный град на больших высотах. Были и у нас при прохождении маршрута дожди и снегопады. Холодные. Укрывались накидками. Но были моменты, что и отсиживались под ними (накидками). В долине ручья Голубой, на пер. Балкбаши накрывали нас заряды холодного дождя, града и снега. Дождь периодически сменялся мокрым снегом и градом. Попутчиком при восхождении на в. Эльбрус Западная был снег и туман. Ветер. Холодный шторм на высотах более 4000 м. представляет собой реальную опасность гибели от переохлаждения. На верхнем участке подъёма на в. Эльбрус Восточная и на самой вершине дул шквалистый ветер. С трудом удавалось удерживать равновесие. На вершине флаги просто вырывало из рук. При фотографировании пальцы рук замерзали. Молния. Чрезвычайно опасна в горах. К счастью в этом году, в отличие от 2006, молнии обошли нас стороной. Низкая температура воздуха. Большая вероятность переохлаждения или отморожения конечностей. - 20 градС и сильный ветер на высоте это уже критическая черта. У нас на вершине было около - 15 градС и сильный ветер. Похоже, всё правильно. Спасение в тёплой специальной одежде. А лучше не попадать в эту ситуацию.
4.8. ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ОБЪЕКТОВ
Приэльбрусье – это удивительный горный мир. Притягательная особенность его складывается и из его высотности, и из разнообразия рельефа, и из мощного оледенения, и из возвышающейся на всем этим двуглавой горы Эльбрус, и конечно, из уникальных природных объектов, разбросанных по всему горному району. Вершина Эльбрус. Высота 5642,7 метров. Это высшая точка России и Европы, с мощным оледенением. Панорама Эльбруса величественна. Восточный гребень вершины Эльбрус Восточная – Ачкерьякольский лавовый поток, в верхней части которого - кратер уснувшего вулкана. В нижней части потока озеро. Северный приют, или хижины «Северный Приют», основатель которых Николай Олейников, – комплекс построек у подножия горы Эльбрус на высоте 3762 м. на морене между ледниками Уллукол и Микельчиран. Места боев в Великую Отечественную Войну за Кавказ. Мемориальные таблички на перевале Балкбаши Северный, на обеих вершинах Эльбруса, на других перевалах и вершинах. Высокогорное озеро под перевалом Каранзы Верхний, озёра у нижнего края плато Джикаугенкёз, на пер. Кольцевой, ниже пер. Лётчика Машкова придают горному рельефу особый колорит. Минеральные источники – буквально, на каждом шагу. Настоящий нарзан, с газом, бьёт прямо из-под земли. Заброшенные шахты в долинах ручьёв Голубой, Кислый. В некоторые штольни ещё можно пройти. Из штолен текут сильно минерализованные ручьи, но пить опасно: неизвестно, какой их состав. Пик Калицкого – черный конус, возвышающийся над ледовым плато Джикаугенкёз. На моренах, в районе пика расположены три озера разного цвета. Западный отрог от Эльбруса, начинающийся перевалом Пастухова и далее пересекаемый несколькими перевалами, внизу упирается в р. Уллухурзук в районе минеральных источников. Вверху он накрыт лавовыми породами, образующими какой-то неземной пейзаж. Подтверждение этого – Царские ворота – нагромождение каменных глыб, непонятно каким чудом стоящих друг на друге. На перевале Летчика Машкова установлена табличка в память о погибшем экипаже. Верховья реки Малки: Чертов (Калинов) мост – огромная каменная глыба, с узкой тропой, соединившая берега глубокого каньона реки Кызылкол. Ниже гремит 40-метровый водопад Султан. И сразу после водопада Султан, буквально в 100 м. начинаются минеральные источники Джылысу. Здесь, на высоте 2150 метров, уже целый поселок. Сотни людей отдыхают и лечатся. Рядом 5-10 метровые островерхие останцы из твердой скальной породы – Долина Замков. Выше по реке с ледника Карачаул, в пяти километрах, где оборудована база ПСО Кисловодского ПСС, Серебряный источник – мощный родник, в котором вода содержит повышенное количество серебра или его ионов: так говорят. Что интересно, действует только в августе. В верховьях реки Битюктюбе, что в Карачаево-Черкесии, оборудованы минеральные и грязевые ванны, тоже на основе нескольких целебных источников. Это далеко не полный перечень интересных объектов Приэльбрусья. Есть ещё и каменные грибы, и ледовые воронки, и множество водопадов, и причудливые скалы-башни, и озёра Сылтранкёль, Харлыкёль, и стена Кюкюртлю, и остатки других шахт, гидростанций, и мингир недалеко от перевала Кояешик. Над долиной реки Артыкчал возвышается строго конусообразная свящённая гора Тузлук. Удивительный вид имеют травертины – отложения, образованные минеральными источниками, что в долине реки Тохана, немного ниже слияния ручьёв Голубой и Кислый. Их тут целые поля. И многое, многое другое.
4.9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.
4.9.1. Характеристика района.
Огромное количество литературы имеется по Приэльбрусью. Информация по нему накапливалась десятилетиями, если не столетием. И найти эту информацию теперь не трудно. И в большом количестве она (информация) грамотная. И мы не будем Вас затруднять её повторением. Только немного: об особенностях. Северные отроги Эльбруса. Лес только внизу. Так что приготовление пиши в основном на искусственном топливе. Мощное оледенение Эльбруса локально влияет на погоду. Мокроты побольше, а на высотах температура воздуха пониже: дождь, град, снежная крупа, снег частые гости на маршруте и не совсем зависят от времен суток. В этих горах часты сильные грозы с мощными электрическими разрядами. Синее небо над Эльбрусом не всегда улыбается восходителям. На его вершинах погода мажет быть очень суровой. И ежегодные чрезвычайные происшествия там тому подтверждение. Ледники спокойные. А вот трещины на них часто закрытые и глубокие. На плато Джикаугенкёз имеются ледовые воронки. Только представьте себе: уходящую вглубь на десятки метров воронку и далее тоннель на дне ледника по его ложу и выход где-то там внизу. Всё это образовала вода. Не дай Бог там очутиться. Конечно, скалы, в основном, разрушаются. Но есть и участки из твёрдых пород. Вот мы к перевалу Шахты подходили, видели: ограничивающие долину хребты твёрдые. Ну что ещё сказать. Много источников. Почти нет проблем с водой. Оживлённый район. Много перевалов.
4.9.2. Личное снаряжение.
Какое оно было у нашей команды? Мы остановимся лишь на том снаряжении, которое, как нам кажется, в каких-то моментах имеет особенности по сравнению со стандартным снаряжением, которого сейчас достаточно много и российского и зарубежного производства. Ботинки, специально предназначенные для движения в горах, были не у всех. Причина экономическая. Участники прошли маршрут в берцах или в рабочих ботинках. Приобретали берцы рантопрошивные, по возможности из более толстой кожи. А рабочие ботинки мы приспособились использовать типа «Курьер», кажется, китайского производства. Разве это точно определишь. Самое интересное, это достаточно хорошие ботинки с относительно толстой и крепкой кожей рантопрошивные, на хорошей подошве и что удивительно, мало стирающейся. Пропитывали их гусиным жиром. 2-3 горных маршрута от 1 до 5 к.с. они выдерживают и ещё хватает на тренировки. Применяли толстые войлочные стельки и на высоту (на Эльбрус, значит) использовали самодельные бахилы, не утеплённые. Конечно, на бахилы одевали кошки и не только потому, что скользко, а и для закрепления бахил на ноге. Немного гусиного жира брали с собой: пропитывали обувь на маршруте. Понемногу и у нас появляется термобельё. Говорят: хорошо. Вошли в обиход рабочие перчатки х/б. Конечно, рукавицы для страховки тоже были. До сих пор пользуемся накидками, изготовленными из целого куска полиэтилена в форме трубы. Для дачных нужд он продаётся. Ширина его в рулоне 1,5 м. Используем кусок длиной то же около 1,5 м: одну сторону прошиваем, в углу прорезаем для лица отверстие и готово. В нём тепло, воду не пропускает и накрывает рюкзак полностью. А уж сидя пережидать сильный порыв дождя вообще хорошо: полностью в полиэтилене и тепло. Маску на лицо шили из куска белого ситца. В районе рта прорезали отверстие и прошивали двумя слоями марли, чтобы дышать было легче. Пригодилась. Помимо общей медицинской аптечки брали и индивидуальные аптечки. Каждый знает свои болячки: получается дешевле. Из страховочного снаряжения брали: каску, грудную обвязку, петлю самостраховочную, прусик, 3 карабина, восьмёрку (шайбу Штихта), ледобур, ледоруб, кусок верёвки Ø 6-8мм 5-8 м. на все случаи жизни. Входят в обиход трекинговые палки. Но палки и ледоруб многовато по весу. Как быть?
4.9.3. Командное снаряжение.
Конечно, палатки местного производства слабоваты для высокогорья, но ничего, выдержали. Под дно палаток брали плёнки, чтобы улучшить гидроизоляцию. Налобные фонари были почти у всех. И один был с направленным лучом, но тоже светодиодный: очень пригодился при восхождении – ведь, вышли ночью. Динамометром (от 5 до 45 кг.) взвешивали рюкзаки. Так что сачковать не получалось. Кухня состояла из кастрюли, автоклава своего производства, куска стеклоткани, половника, мерной кружки (из личного комплекта). Без автоклава мы в горы не ходим. Горелку фирмы «Примус» заменили на горелку «фирмы» «Шмель», переделанную и приспособленную для присоединения бензиновых и газовых баллонов. Естественно без шмелёвских бачка, стоек, насоса и т.п. Здорово. Ни разу не чистили, в отличие от группы 2-ки, которая замучилась чистить горелку фирмы «Примус». Бензин приобретали на месте, где-то под Карачаевском.
4.9.4. Питание.
Система времён СССР. Крупы, пакеты, перекус. Утром готовили втрое и третье блюда в обед - первое и третье ужин - втрое и третье. Видовое количество блюд минимизировали. Так как готовили в автоклаве, то блюдо доводили до кипения в автоклаве, и оно на камнях варилось, а в это время готовили на примусе третье блюдо - чаи или кофе. На перекус употребляли колбасу в вакуумной упаковке, халву, сало. В этот раз сахар и сухари были личными: кто сколько хотел. Или их чем-то заменяли - отчасти или полностью. Но суточный вес продуктов не должен был менее 590 г. Мясо сушили сами. 4.9.5. Медицинское обеспечение.
Аптечка была командной, и были личные аптечки. Так дешевле и полезнее. Аптечку то же, как можно, минимизировали, но, тем не менее, с учётом возможных медицинских проблем, перечень медикаментов в командной аптечке комплектовался достаточно полным. И учитывали те медикаменты, которые были у участников.
Список медикаментов в групповой аптечке
4.10.СМЕТА РАСХОДОВ
4.11.ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА
Характеристика маршрута:
Протяженность – 210,9 км, зачётная 192 км. Количество ходовых дней – 15 Количество ходовых часов – 132-25 Суммарный набор высоты – 12640 м. Суммарная потеря высоты – 12640 м. Средняя скорость 14,06 км/день, 1,61 км/час. Пройдено перевалов, вершин, траверсов – 19 Максимальная высота подъёма – 5621 м.
Мы планировали горные маршруты II и IV к.с.
К сожалению, участников становится всё меньше и меньше. Но те, которые хотят посмотреть горы, пройти спортивный маршрут должны это реализовать. Вот мы и собираем их вместе. Дело ещё и в том, что и руководителей, способных и желающих частицу себя отдать планированию, организации, подготовке и прохождению маршрута в качестве руководителя, становится всё меньше. Это сложно и ответственно. Вот мы и объединяем группы вместе, направляем в один район, увязываем нитки их маршрутов: это и безопаснее, и больше вероятности реализации задуманного, и, в конце концов, веселее. И это мы уже делаем много лет. И получается. Приэльбрусье для нас, ульяновцев, самый близкий горный район, пригодный для прохождения спортивных горных маршрутов. К сожалению, цена имеет значение. И когда мы не планируем сложные маршруты, не планируем изучение какого-либо горного района, Приэльбрусье для нас палочка - выручалочка. Удобные подъезды, доступная для нас общая стоимость мероприятия, обжитой район, достаточно безопасная обстановка, хорошая организация работы структур МЧС - всё это позволяет нам без больших сложностей организовывать и проходить маршруты. По природной безопасности этот район, в общем, не отличается от других горных районов. Разве что высота Эльбруса и его нрав принимаются во внимание при планировании высотных горных маршрутов. Да ещё надо учитывать практическое безлесье северной части района. А так, спокойные ледники, устойчивый горный рельеф, достаточно сухой климат в спортивный сезон, читаемая ориентация и орография местности, наличие информации, большое количество спортивных групп в районе – всё это способствует активному освоению и использованию этого района в спортивном туризме: горном, водном, пешеходном, лыжном, вело и спелео туризме. Имеется и патриотическая составляющая маршрутов по Приэльбрусью. Множество обелисков, мемориальных табличек, находок времён ВОВ тому подтверждение. Интересно и то, что проходя маршрут можно встретить много туристов разных национальностей, жителей разных государств. Ну, а уж интересных природных объектов предостаточно. Альпийские луга, мощные каньоны, водопады, Долина замков, минеральные источники, лечебные минеральные ванны, целый лечебный горок в урочище Джылысу КБР, лыжные склоны, каменные столбы, арки, ворота, лавовые породы, озёра, потухший кратер вулкана, Ачкерьякольский лавовый поток и многое другое. Ну, и конечно, величественный двуглавый Эльбрус, высшая точка России и Европы - никого не оставит равнодушным его красота. А теперь самое главное. Теперь о категориях сложности. Удивительно, но по Приэльбрусью, а это достаточно ограниченный район, можно совершать горные маршруты и I и II и III категорий сложности. Сложнее дела обстоят с маршрутами IV и V к.с. Но потенциальные возможности имеются. И район в. Шаукамбаши, и прохождение участков склонов в. Эльбрус, и узел Мукал-Мкяра, и район ледника и вершины Кюкюртлю - это участки подлежащие освоению. Мы благодарим туристов, изучавших и изучающих этот район. И в скромном варианте мы это продолжаем. При прохождении этого маршрута первопрохождением перевала Шахты мы соединили долины реки Чемарткол и ручья Голубой, тем самым положили начало одной из множества логичных «ниток». Продолжили дело ребят, в т.ч. Михаила Расторгуева: прошли перевал Керанзы Верхний. А так, как нужно было возвращаться, прошли ещё и пер Джувурген Западный. Мы определили их категории. Может быть, в будущем, появятся другие проходы этих перевалов и другие их категории. Нам не удалось пройти пер. Мукал-Мкяра Южный, что от пер. Мукал-Мкяра ближе к п. Советский Воин. Но турик наш на том перевале стоит. Мы его проходили в 2003 году. Только обратно - с запада на восток. Тогда первопрохождение не оформляли. Хотелось больше посмотреть район. Километров прошли достаточно. Конечно, есть и участки маршрута, может быть, чисто пешеходные. Хотя пешеходные маршруты в горах - это скорее недоразумение, которое когда-то исправят. Горы есть горы. Думаю: хорошо в этом районе проводить учебно-тренировочные сборы, совместные сборы, другие сборы, чемпионаты по маршрутам, как это делал Николай Трюхан на Западном Кавказе.
По маршруту.
Маршрут практически проходит через все горные пояса. Начиная с высоты около 1400 м, мы прошли выжженные долины предгорий и выше - уже альпийские луга во всём своём великолепии и далее царство осыпей скал, снегов и ледников. На выходе, удаляясь от склонов Эльбруса, внизу в долинах смешанный лес, обилие ягод, грибов. И шли вдоль реки, что позволило нам иметь достаточно высокую скорость, так как не было чередований спусков и подъёмов. Представляет интерес начальная часть маршрута по так называемому молочному пути. Этот практически гребневый участок по хребту Садырляр по старой заброшенной дороге, далее тропе и альпийским лугам не показался нудным. Широкий обзор начинающихся гор и вид на Эльбрус издалека уже с пер. Енукол, хорошая акклиматизация, в том числе и физическая, без технически сложных участков позволили втянуться в работу. На всём молочном пути перепады были небольшие. Ну а выше обычный горный рельеф: подъёмы на перевалы и спуски с них. Перевалы в основном расположены достаточно близко друг от друга за исключением некоторых. В отдалении пер. Керанзы Верхний и его спутник Джувурген Западный для поворота назад. По ходу мы делали две небольшие заброски: одна с помощью 2-ки, другая - спринт на высоту 3750 м, в район северного приюта (базы Н. Олейникова) на эту же морену. Ледников достаточно, технически сложных участков тоже. Погода, как на Кавказе, но суше, чем на Алтае. Конечно, на Эльбрусе потрепало: 15-и градусный мороз, снег и сильный ветер. Набор препятствий и характер рельефа соответствовали горному маршруту 4 к.с: травянистые склоны, осыпи, морены, скальные участки, ледники, снег, камнепадоопасность, высотность, суммарный набор и сброс высоты – всё это было.
Друзья! Удачи всем вам! И желаем всем вам посетить Приэльбрусье - район на стыке Центрального и Западного Кавказа. ПАСПОРТ ПЕРЕВАЛА ШАХТЫ
1. Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток). Северный хребет от в. Казылкая, севернее в. 3581.
2. Что соединяет и связывает. Долину р. Чемарткол, её третий правый приток и долину р. Тохана, ручей Голубой.
3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. Первопроходцами, в августе 2010 года. В обеих примыкающих к перевалу долинах находятся остатки старых шахт.
4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон). Сведений нет.
5. Печатный или рукописный источник сведений (отчет - место хранения, №, вид туризма, автор, к. с„ № стр., или фото, литература). Сведений нет.
6. Количественные характеристики:
7. Условия, при которых изменяется категория трудности. Сезонное обледенение перевального взлёта со стороны ручья Голубой приведёт к увеличению к.с.
8. Описание прохождения. В 7-30 выход. Подъём по осыпному взлёту и мы выходим к шахте у левого склона долины. К этой шахте ведёт не везде сохранившаяся старая дорога, подрезающая правый склон долины и уходящая серпантином через него на север. Долина и здесь узкая. От шахты выход в 8-33. Мы выше шахты переходим ручей на правый берег и, сокращая путь, поднимаемся по осыпному 300 метровому склону, до 30-35град, удаляясь от ручья, и выходим в пологую часть долины. Отсюда уже видна седловина, пологая, осыпная. Выход в 9-33. Под ногами зелени почти нет, слежавшаяся мелкая и средняя осыпь из плоского конгломерата. Идти великолепно. В 10-23 мы на седловине. То-есть почти час мы проходили такой перевальный взлёт, около 2-х км длины, затяжной и нудный. Вышли на седловину под скалы вершины 3581 справа по ходу. Седловина широкая покрыта мелкой осыпью. Сложили турик, написали записку. В 13-00 спустились к ручью Голубой. Выше в 150 м. верхняя шахта. Спуск большей частью осыпной, местами выходы скал. Но и они обходятся по осыпям. Лишь на одном участке около 50 м. одновременная и попеременная страховка. Крутизна до 45град, большая протяжённость спуска около 500-600 м. От седловины осыпь слежавшаяся жёсткая, трудная для ходьбы. Ниже – мягкая осыпь, ведущая в кулуар, съезжаешь вместе с ней. Спуск по кулуару разной ширины. Местами камнепадоопасно. Далее правее по ходу выход на старую осыпь с зелёнкой и спуск к шахте.
9. Рельеф по участкам пути. Подъём: осыпной склон до 35град, средние и мелкие камни, в основном плоские. Спуск - 3 участка: верхний – мелкая слежавшаяся осыпь до 40град средний – скально-осыпной кулуар до 45град нижний – широкий травянисто-осыпной склон до 45град.
10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Подъём: 7,2 км, до 35град, 3 часа. Спуск. Верхний участок: около 150 м, до 40град, 0-10 минут. Средний участок: около 900 м, до 45град, 1-10 час. Нижний участок: около 1500 м, до 45град, 1 - час.
11. Требования к организации движения и страховки. 1. Организация движения на спуске обуславливается его камнепадоопасностью. 2. При прохождении скальных и скально-осыпных участков использовать одновременную и местами попеременную страховку.
12. Возможные опасности и меры безопасности (выделить особо). Камнепадоопасен со стороны долины ручья Голубой.
13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. ИСС, верёвки, карабины, каски для движения с одновременной и местами попеременной страховкой.
14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. С запада – в районе старой шахты или выше, у ручья. С востока – ручей Голубой, у впадения в него чистого ручейка с разделительного хребта между долинами ручьёв Голубой и Кислый.
15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору. Информации нет.
16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Сапрыкин Василий Павлович, РОО «Ульяновская Федерация спортивного туризма»
ПАСПОРТ ПЕРЕВАЛА КЕРАНЗЫ ВЕРХНИЙ
1. Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток). Боковой отрог Ташорунбаш хребта Кыртык, севернее в. Шаукамбаши, 3728, южнее в. 3631
2. Что соединяет и связывает. Долину р. Шаукол - долины р.р. Керанзыкол, Исламчат.
3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. Одноимённое с названием подходящий реки и отличительное от названия пер. Керанзы Нижний.
4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон). Сведений нет.
5. Печатный или рукописный источник сведений (отчет - место хранения, №, вид туризма, автор, к. с„ № стр., или фото, литература). Интернет сайт Михаила Голубева, г. Москва http://caucatalog.narod.ru/base/keranzy_verkhnii_pass.html
6. Количественные характеристики:
7. Условия, при которых изменяется категория трудности. Сезонное обледенение перевального взлёта со стороны долины р. Шаукол приведёт к увеличению к.с.
8. Описание прохождения. В 7-15 выход. Путь по долине р. Керанзыкол. Тропы нет. Трава, осыпи. Уклон долины около 20град. От слияния ручьёв путь вдоль левого по ходу ручья. Изгиб реки влево срезаем подъёмом по плотно слежавшемуся мелкоосыпному склону, 200 м, до 40град. Далее траверс сначала травянистых, потом осыпных склонов левого борта долины. Мелкие плоские осыпи, устилают всю долину. Местами выходы разрушенных скал из сланцевых пород. Разделяющий долину невысокий короткий гребень обходим справа по ходу, ближе к вершине Шаукамбаши. Местами среднекаменистые осыпи. Крутизна до 40град. Идти легко: осыпи плотно слежавшиеся. Проходим 400-метровый, до 35град взлёт. Но это оказался не перевальный а выход к озеру, подпруженному моренным валом. Время 12-30. Почти круглое достаточно большое озеро диаметром около 300-400 м. серо-зелёного цвета обходим слева по ходу. На карте его нет. Справа крутой склон в. Шаукамбаши с небольшим ледничком. Вокруг мелкие и средние осыпи. Привал у верхней окраины озера. Выход в 13-30. Перевальный взлёт склон из мелкой осыпи до 35град около 400-500 м. Поднялись на перевал в 14 часов. Седловина длинная, обрывается в сторону долины р. Шаукол. Мы на перевале Керанзы Верхний. Высота примерно 3550. Сложили тур. Оставили записку с отметкой «первопрохождение». Спуск из-за своей крутизны полностью не просматривается. Видны только местами осыпные кулуары и скальные выходы. В 14-30 начали спуск с перевала. Движение в связках. Вначале движение по осыпному кулуару и небольшим скалам, крутизной до 70град. Попеременная страховка. Погода пасмурная, временами дождь. Через 200 м. скалы стали круче. Далее на протяжении 300 метров спуска по скалам крутизной 50-90град вешаем перила за скальные выступы. Верхняя страховка. Последний участник по сдвоенной верёвке с самостраховкой схватывающим узлом. За спуск провесили 7 верёвок по 33 метра. Последняя верёвка перед выходом на снежник была вертикальной на всю длину. Дальнейшее движение траверсом осыпного, крупные и средние камни, местами скального склона хребта справа по ходу, отделяющего соседний цирк, без потери высоты. Так не хотелось спускаться ниже. В 19-00 заканчиваем траверс и после небольшого подъёма, около 100 м. до 40град поворачиваем в сторону замыкающего цирка под вершиной Джувурген. До 20-30 уставшие и в начинающихся сумерках продолжаем движение по хаосу маренных валов в направлении вершины Джувурген, пока не нашли небольшое озерцо, скорее лужу. В 20-30 стали на бивак в 400 м. напротив второго справа от в. Джувурген осыпного широкого кулуара, оптимального для прохождения. Первый кулуар, ближний к вершине, смотрелся чуть ниже, но в верхней части там скальные выходы просматривались сложнее, чем во втором. Перевалу Керанзы Верхний 2Б можно дать. Может быть, потом появятся какие-то облегчающие варианты.
9. Рельеф по участкам пути. Подъём – 3 участка: 1. По долине – травянисто-осыпные склоны до 30град. 2. К перевальному взлёту - осыпные склоны с выходами разрушенных скал до 40град, озеро. 3. Перевальный взлёт - осыпной склон до 30град. Спуск – 4 участка: 1. Верхний – скально-осыпной кулуар до 40град, небольшие стенки до 90град. 2. Средний – в основном, скальный кулуар, стенки до 90град 3. Нижний – широкий осыпной склон из слежавшейся осыпи до 45град 4. Переход в замыкающий цирк у в. Джувурген – траверс окрупноосыпного склона вершины, подъём, спуск по разделяющему гребню, движение по хаосу чередующих средне и мелкокаменистых морен цирка.
10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Подъём: 1. По долине: около 3,9 км, до 30град - 2-40. 2. К перевальному взлёту: 1,85 км, до 40град - 1-30. 3. Перевальный взлёт 500 м, до 45град - 0-30. Спуск: 1. Верхний участок: около 200 м, до 90град - 1-20. 2. Средний участок: около 250 м, до 90град - 2-20. 3. Нижний участок: около 100 м, до 45град - 0-20. 4. Переход в замыкающий цирк 2,8 км. – 2-00.
11. Требования к организации движения и страховки. 1. Организация движения на спуске обуславливается его камнепадоопасностью. 2. При прохождении скальных и скально-осыпных участков использовать одновременную и местами попеременную страховку.
12. Возможные опасности и меры безопасности (выделить особо). Камнепадоопасен со стороны долины р. Шаукол. 13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. ИСС верёвки, карабины, каски для движения с одновременной и местами попеременной страховкой.
14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. С запада - у нижней части озера или в долине р. Керанзыкол. С востока - в долине р. Шаукол или в замыкающем цирке с севера под вершиной Джувурген.
15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору. Информация о ЧП и аварийных ситуациях при прохождении этого перевала отсутствует.
16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Сапрыкин Василий Павлович, РОО «Ульяновская Федерация спортивного туризма».
ПАСПОРТ ПЕРЕВАЛА ДЖУВУРГЕН ЗАПАДНЫЙ
1. Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток). Хребет Кыртык, западнее в. Джувурген (Джаурген)
2. Что соединяет и связывает. Долину р. Шаукол - долины р.р. Гитчоесенчи, Кыртык.
3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. Первопроходцами, в августе 2010 года. Одноимённое с вершиной и уточняет расположение относительно этой вершины.
4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон). Сведений нет.
5. Печатный или рукописный источник сведений (отчет - место хранения, №, вид туризма, автор, к. с„ № стр., или фото, литература). Сведений нет.
6. Количественные характеристики:
7. Условия, при которых изменяется категория трудности. Сезонное обледенение перевального взлёта со стороны р. Шаукол приведёт к увеличению к.с.
8. Описание прохождения. Выход с бивака в замыкающем цирке с севера от в. Джувурген в 7-15. С этого цирка начинается подъём на перевалы Плечо Джувургена и Джувурген Западный. После прохождения нескольких моренных валов, около 500 м, подошли ко второму справа по ходу от вершины Джувурген осыпному кулуару, по которому вчера мы решили подниматься. Нижнюю широкую осыпную часть кулуара «в лоб» пройти не получилось: один шаг вперёд, два шага назад – мелкая подвижная осыпь. Поднимались вдоль правого походу скального борта кулуара. Местами по участкам слежавшейся осыпи, местами по скалам. Крутизна от 40 до 70град. Широкие полки. В 10-00 выходим под крутой, скально-осыпной кулуар, принимаем решение: вешать верёвки. Провесили 120 м. перил. Крепление перил за скальные выступы. Подъём по перилам с самостраховкой. В 11-10 мы на перевале. Высота около 3500. Даём оценку по категории сложности, как 1Б. Поднялись со стороны долины р. Шаукол. Седловина осыпная. Смотрим путь нашего спуска - долину р. Гитчоесенчи, левого притока р. Кыртык. Уже от истока ручья проложена дорога. Сложили тур, написали записку с отметкой «первопрохождение». В 11-40 начали спуск. По мелко осыпному перевальному взлёту, 500 м, скатились за 15 минут. Далее травянистые склоны. Вышли на дорогу и по ней до места, где стояла буровая. Эта дорога шла по левому склону, а ниже по правому – уже просматривалась дорога до самой долины р. Кыртык. От места остатков буровой крутой травянистый спуск на дно долины и путь вдоль русла реки Гитчоесенчи до начала дороги по правому склону. Разведка дороги. Решили не идти по ней, а продолжить путь вдоль русла: есть тропы, а внизу мы сориентировались снова выйти на левобережную дорогу и спустится в долину р. Кыртык. Эта дорога вела к кошу, что в километре от её устья. Далее по тропе на разделительный гребень между р. Кыртык и р. Гитчоесенчи, путь по тропе по гребню, и крутой травянистый спуск около 400 м. до 45град к р. Кыртык. Время 14-30.
9. Рельеф по участкам пути. Подъём - 3 участка: 1. Осыпной конус нижней части кулуара до 40град, очень «живые» средние и мелкие камни. 2. Средняя часть - узкий кулуар с выходами скал до 50град. 3. Верхняя часть перевального взлёта - скальный участок до 45-70град, к седловине выполаживается осыпью. Спуск - 3 участка: 1. Верхний – мелкая «живая» осыпь до 40град. 2. Травянистые склоны до 35 – 40град. 3. Тропы по долине реки, местами по заболоченным участкам.
10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Подъём: Нижний участок: около 150 м, до 40град - 0-35. Средний участок: около 220 м, до 50град - 2-00. Верхний участок: около 200 м, до 70град - 1 -10. Спуск: Верхний участок: около 500 м, до 40град - 0-15. Средний участок: около 700 м, до 40град, - 0-50. Нижний участок: около 4,3 км, до 45град, - 2-05.
11. Требования к организации движения и страховки. 1. Организация движения на подъёме обуславливается его камнепадоопасностью. 2. При прохождении скального участка использовать попеременную страховку.
12. Возможные опасности и меры безопасности (выделить особо). Камнепадоопасен со стороны долины реки Шаукол.
13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. ИСС верёвки, карабины, каски для движения местами с попеременной страховкой.
14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. С севера – в замыкающем цирке, при наличии воды. С юга – долина р. Гитчоесенчи или её устье.
15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору. Информация о ЧП и аварийных ситуациях при прохождении этого перевала отсутствует.
16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Сапрыкин Василий Павлович, РОО «Ульяновская Федерация спортивного туризма».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||