Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поездка на Байкал. 2008 год
Цель поездки: Увидеть легенду нашей планеты - озеро Байкал. Жоржич – руководитель и летописец (А.Г. Окуньков) Тигра – медик Академик - ремонтник. Сложность маршрута: не требует серьёзной горной подготовки, только хорошее физическое здоровье и некоторый опыт туристической жизни. Пешая часть маршрута: 1) город Слюдянка – пик Черского – перевал Чёртовы ворота – река Утулик (с бродом) – назад в той же последовательности. 2) станция Слюдянка – река Бабха (с бродом без моста) – пик Порожистый – назад в той же последовательности. 3) город Слюдянка – станция Порт-Байкал – паром – город Листвянка (посещение музея) – возвращение в Слюдянку – посещение местного биолога Карпова Ю.В. Первоначально планируемый гораздо более сложный маршрут был сокращён по причине болезни одного из участников. Краткое расписание по дням: Общее время нахождения на Байкале – 19 суток. Общее время в поезде – примерно 7 суток. Выезд из Москвы 16 июля 2008-Приезд в Слюдянку около 12 ночи 19 июля. - Выход на первую часть маршрута 20 июля днём. - Возвращение в Слюдянку 29 июля. - Выход на вторую часть маршрута 30 июля днём. - Возвращение в Слюдянку 1 августа. - Выход на третью часть маршрута 2 августа днём. - Возвращение в Слюдянку 4 августа.-6 августа – посещение биолога и отъезд в Москву вечером. Описание места выполнения маршрута: Байкал – самое глубокое озеро на Земле, его максимальная глубина более 1600 метров. Вода Байкала удивительно чиста, прозрачна и насыщенна кислородом, что объясняется деятельностью обитающих там живых организмов. Расположено оно в Южной части Восточной Сибири. Напоминая по форме полумесяц, Байкал растянулся между 51° и 55° северной широты и 103° и 109° восточной долготы. Знакомство с ним решено было начать с западной оконечности, где расположен город Слюдянка. Слюдянка не только крупный железнодорожный узел, но также очень удобное место для начала и горных маршрутов по горам Байкала и пеших маршрутов по берегу. Место, откуда в сторону Порт-Байкала отходит поезд по оставшейся части Кругобайкальской железной дороге, затопленной после постройки в середине прошлого века гидроэлектростанции на реке Ангара. Ближайшие крупные города Улан-Удэ и Иркутск. Интересный факт: из Байкала вытекает только одна река - Ангара. Вокзал расположен в центре города. Центральная улица – улица Ленина. Ночлег можно найти на базе МЧС, которая расположена на берегу Байкала, в 20 минутах ходьбы от вокзала («маршрутчики» и местные знают дорогу). Люди по рассказам очевидца и собственным наблюдениям достаточно гостеприимны и могут предложить бесплатный ночлег на территории своего дома. Милиция внятная и вежливая. Гопстоп не замечен. На улице Ленина есть отделение Сбербанка и круглосуточный банкомат. Воду можно брать прямо из Байкала, но сырую пить не пробовали. Из горных речек сырую воду пили без опаски. Природа очень разнообразна во всех проявлениях. В горах огромное количество растений, деревьев, насекомых, птиц и животных. Не менее густо населён и сам Байкал на всех глубинах. Температура воды в верхних слоях редко превышает 16 градусов, при этом очень чистая и прозрачная. Более подробно о флоре и фауне можно узнать, посмотрев статьи, фотографии и видео, например с купленных там дисков. Температура воздуха 16-25 градусов. По моим наблюдениям погода меняется очень быстро, наблюдали, и солнечную погоду, и проливные дожди на пару дней. Причём, что характерно, приблизительно с 18.00 до 22.00 дожди прекращаются, но ветер не стихает. Перемещение пешком по побережью на северо-запад от Слюдянки в сторону Порт-Байкала возможно, либо пешком по шпалам Кругобайкальской ж.д., либо на туристическом экскурсионном поезде. Поезд идёт медленно в виду не очень хорошего состояния путей. В другую сторону, недалеко от побережья проложены железнодорожные пути и автодорога. Из транспорта доступны пригородные электрички, поезда экспрессы и маршрутки, которые с готовностью довезут вас. Кстати, в электрички-экспрессы можно «вписаться» и без билета, договорившись с кондукторами во время стоянки поезда. Краткое описание путешествия по дням.
Пешая часть. Часть первая. Пик Черского, река Утулик.
16, 17, 18 июля - поезд Москва – Слюдянка 19 июля - до глубокой ночи в поезде. Прибыли с опозданием в несколько часов на ж/д станцию города Слюдянка, затем ночёвка на базе МЧС, расположенной в черте города на берегу Байкала. 20 июля - первую половину дня провели на базе МЧС, вторую – на УАЗиках, через первые 3 брода вверх в горы, далее пешком вдоль/поперёк реки Слюдянка вверх, в сторону ГМС (гидрометеорологической станции). 21 июля – продолжаем подъём, к вечеру дошли до ГМС. Встали чуть выше над ней. Там вообще много стоянок и соответственно мало дров в округе. Зато открывается красивый вид на долину. 22 июля – продолжив подъём, дошли до развилки на перевал Чертовы ворота и пик Черского. Прошли пол пути до перевала и встали лагерем недалеко от водопада, сфотографировать который проблематично, он умело укрыт крутыми каменными склонами. С Тигрой побежали радиалку (это когда вещи оставляют внизу и совершают восхождение до точки и назад) на пик Черского (высота примерно 2100). Сфотографировал окрестности, особенно понравился вид на оз. Сердце с соседней с пиком вершины, так же заснял панорамки на самом пике. Отзвонились домой и на МЧС. 23 июля – поднялись на перевал Чёртовы ворота. На нём же располагается небольшое озеро называемое Чёртово. Начали спуск в сторону реки Утулик вдоль/поперёк реки Спусковая. 24 июля – спустились к Утулику и взяли его штурмом. Нашли 2 брода. Прям на берегу разбили лагерь. Первый брод хорошо виден – он располагается напротив песчаного пляжа на том берегу. Второй брод, менее глубокий – расположен несколько ниже по течению, там, где Утулик широко разливается. 25 июля – у Академика серьёзные проблемы с рукой... развернул группу назад. Снова штурм Утулика. Подъём вдоль/поперёк (12 бродов) реки Спусковая в сторону перевала Чёртовы ворота. Прошли перевал и встали за ним чуть ниже. Пока шли, нас догнал дождь, и было решено устроить днёвку. 26 июля – днёвка там же. Дождь не прекращается. 27 июля – дождь не прекратился. Академика нужно срочно показать врачу. Налегке, за несколько часов, сходили с ним к ГМС. Врача нашли на стоянке детской группы, но диагноз по-прежнему не ясен, а потому решено идти в Слюдянку. Не дожидаясь окончания дождей, выдвинулись. 28 июля – спуск в сторону города Слюдянка вдоль/поперёк одноимённой речки. Остановились задолго до темноты и заночевали у реки вдали от города, чтобы попасть в больницу утром. 29 июля – за 3-4 часа спустились к городу. Остановились на базе МЧС. Пешая часть. Часть вторая. Восхождение на пик Порожистый. 30 июля – утром на поезде до станции Утулик, оттуда вдоль реки Бабха в сторону пика Порожистый. Мост размыт, взяли Бабху штурмом, через брод расположенный выше по течению, за скальным уступом. Продолжили подъём и встали недалеко от цирка перед пиком Порожистый. 31 июля – вещи спрятали в лесу и побежали радиалку на пик. На пике удалось при хорошей погоде снять окрестности (даже Байкал был виден) и позвонить домой. Спустились вниз и, перейдя Бабху, встали на противоположенном берегу, напротив смытого моста. Настоятельно рекомендую пользоваться бродом, Бабха очень бурная и попытка перейти её на месте смытого моста чуть не привела к моему преждевременному спуску вниз по течению. 1 августа – спустились до автодороги и на маршрутке доехали до центра города, пешком до базы МЧС. Часть третья. Поездка в музей (Байкальский музей ИНЦ СО РАН) 2 августа – восьмичасовая поездка на электричке по Кругобайкальской ж/д до станции Порт-Байкал. Заночевали на горе в 200 метрах от вокзала. 3 августа – паромом перебрались через исток реки Ангара до города Листвянка. Посетили музей. В этот же день паром назад и на ночной поезд до Слюдянки. 4 августа - добрались до базы МЧС. Созвонился с биологом и выяснил, как до него дойти. 5 августа – посещение музей минералов «Жигалов и Ко» в Слюдянке. 6 августа – пешочком до соседнего посёлка в гости к биологу. Вечером поезд в Москву. Ниже приведены карты первой и второй частей маршрута.
Элементы практической реализации маршрута
Выезд из Москвы состоялся 16 июля и ...
на многих станциях стоят вот такие памятники – радость и отдушина для любителей старинных паровозов.
«Сейчас вечер, солнце зашло, и с наступление ночи пришла относительная прохлада. Артём спит, я сижу, слушаю пение. Под рукой стоит бутылка коньяка, и манит своим цветом и какой-то теплотой… может разбудить Артёма? Как говорится, пусть тоже послушает…» В поезде полно свободного времени, чтобы побеседовать и обсудить ещё раз маршрут. Есть возможность проверить снаряжение, не забыли ли что-нибудь важное. Освежить в голове способы вязания узлов и их назначение. Завести новые знакомства среди таких же туристов, коих достаточно в каждом вагоне. .....спустя три дня мы оказались в Слюдянке. Часть первая. Пик Черского, река Утулик. Поезд пришёл ночью, с опозданием на пару часов. При выходе из вагонов нас тут же окружили настойчивым «вниманием и заботой», предлагали и ночлег и извоз. Лица предлагающих не внушали доверия, а потому всем было отказано. Пройдя за здание вокзала и оказавшись на пустынной площади, удалось снять маршрутку, которая довезла нас до места ночёвки – базы МЧС. Было известно, что оттуда можно взять машину для «заброски» в горы в сторону метеостанции. По прибытию и расположению на базе МЧС, начали приготовление ужина. Попутно искупались в Байкале, познакомились с парнишей поселившемся там раньше нас и узнали от него много нового. Ура! Есть первая фотография ихтиофауны Байкала. В воде, которую Тигра набрал из озера, оказался один из представителей многочисленного семейства бокоплавов, которых там, около четырёхсот видов.
бокоплав На следующий день запланированная днёвка на КСС. Сходили на мыс Шаманский, отметились и зарегистрировали маршрут на КСС (нас вписали в журнал отбывших и в случае чего пойдут искать). Я оставил свои координаты и время возвращения, до 30-го нужно отзвониться на КСС и сообщить о завершении маршрута. Обдумывали маршрут и обсуждали его со спасателями. Оказывается, пройти можно не везде. 83954451911 ПСП Слюдянская (дежурный.) Учтите, телефон мог измениться! Утром посетили рынок и книжный. Книг в книжном почти нет. Серьёзных совсем нет, только 8 томов Пушкина в прокат. Днём сходили на мыс Шаманский. Посмотрели на раскопки захоронений шаманов, обследовали остров. По рассказам местых жителей несколько лет назад сюда на «консилиум» приезжало множество шаманов. Рассказывали так же, что не удалась ни ожна фотография, все плёнки оказались засвечены, а во время какого-то ритуала вокруг мыса рыб было чуть ли не больше чем воды, чего никогда ранее не наблюдалось. В соответствии с расписанием дежурят Академик и Тигра. Забавно :) Аврал Днёвка отменяется, есть машина, которая довезёт нас почти до ГМС (гидрометеорологическая станция). УАЗ «Буханка» машина зверь, но …. сломалась, шибко древняя. Дальше ехали на УАЗ типа «Козёл», тоже зверь машина, но... ехали недалеко. Дальше шли пешком, учились переходить переправы над речками в виде двух брёвен. Без рюкзака легче, а с 40-45 кг рюкзаком страшно. Переправы нас сильно тормозили, шли долго, но прошли мало. Остановились в 21.00 и до 24.00 готовили еду, ставились. Пить ребята отказались. В дальнейшем, после поглощения части продуктов и появления опыта, скорость значительно возросла.
иногда попадались и вот такие мостики
сел и уснул! Довелось повстречать детёныша из семейства куньих, скорее всего соболёнка. Интересная животинка, с большим любопытством нас разглядывала, пока не переключилась на звук в кустах, а на шум при смене объектива скрылась в зарослях.
соболёнок?
мыс шаманский
первое утро в горах встретило нас туманом
метеостанция Хамар-дабан – рядом расположено множество мест для стоянок и очень мало дров
вид от «дерева желаний»
«дерево желаний»
на подходе к пику Черского. Вид на долину, по которой проходит наш маршрут, вверху-справа видно озеро Чёртово и приток реки Подкомарной.
озеро «Сердце»
вид с пика Черского
первый дождь и туман
перевал «Чёртовы ворота», озеро Чёртово
кукушкин лён
Утулик - первый брод напротив песчаного пляжа
Утулик - второй брод (чуть ниже по течению, за поворотом)
симбиоз
миниютюрный водопадик
По пути назад под дождём, перешли перевал «Чёртовы ворота» и остановились чуть ниже. А потом было два дня дождей... Одному из нас посчастливилось видеть и более крупных зверей. Дело было так. Академик разведывал территорию впереди, для снижения количества разуваний-обуваний при брожениях реки (всего около двенадцати). Когда мы его догнали, он скромненько сидел на тропинке и разглядывал точку перед собой. На вопрос о причине сидения, ответил, что видел двух пробегающих мимо медведей, в холке чуть более метра. После небольших размышлений, было принято решение идти дальше и в случае чего, занять круговую оборону, отбиваясь единственным шестом, как можно сильнее шуметь ложками по тарелкам (медведи не любят громких звуков). К счастью для всех, контакта не произошло. В целом, первая часть маршрута простая и сложностей не представляет. Проблем с дровами и стоянками по ходу движения не возникало, так как маршрут хоженый. По той же причине сбиться с пути сложно, тропа основательно утоптанна. Часть вторая. Восхождение на пик Порожистый. Во вторую часть нашего маршрута решено было провести восхождение на пик Порожистый. В виду проблем со здоровьем у Академика, решено было его полностью разгрузить. Все вещи были разделены на нужные и не нужные. Не нужных вещей набралось целый рюкзак, который мы и оставили у спасателей в ангаре за 50 рублей в сутки. Добравшись до вокзала за 15 минут, весьма скоро удалось вписаться в экспресс из Иркутска. В первый и второй класс закономерно не пустили, а вот в третьем аккуратно договорились с проводницей. Некоторое время в пути мы на станции Утулик. Станция чистенькая и опрятная. В 10 минутах ходьбы есть магазин, местных жителей на улицах мало. Выдвинулись в строну пика. На картах обозначена тропа, которая и вывела нас к реке Бабха, дальше по тропе вверх, вверх и вверх. Через несколько часов пологого подъёма добрый встречный подсказал, что мост через Бабху смыло течением в июле, но есть брод выше по течению. Около брода встретили мальчика и девочку из Чехии кажется. По лицу видно как Академик рад им, болтает с ними по англицки, шутит и смеётся, но наш с Тигрой процесс разведки брода с песнями и прибаутками их напугал (вода очень холодная, для согрева разминаемся), девочка наотрез отказалась переходить. До брода, через скальный прижим дошли легко. Брод тоже взяли без осложнений, но …. тропы вниз по течению на той стороне нет. Пробивались через кедровый стланник... образно говоря «прокляли всё» (проще подняться повыше и пройти над стлаником, но надо знать, когда спускаться). Пробились, и до 20.00 шли вверх. Начались весьма крутые взлёты.
в местах перехода проложены вот такие мостики На следующий день, 31 июля, с самого утра готовились к подъёму на пик. 09.40 Рюкзаки упакованы, укутаны и спрятаны в лесу. (В подъём на пик идём с фотоаппаратом, штативом и бутылочкой вина, припасённой специально по такому случаю.). В 10.30 добрались до перевала под пиком, а в 11.40 и до самого пика. С пика открывается вид неописуемой красоты, вокруг отвесные стенки и ничто не мешает с этой небольшой площадки наслаждаться просторами окружающих гор и самого Байкала. В 14.40 спустились к рюкзакам и через полтора часа были снова возле Бабхи. Настоятельно не рекомендую переходить эту бурную речку вне брода, потому как самого чудом не смыло потоком. Перебрались на ту сторону и встали на ночёвку. На следующий день спустились к мосту через Бабху и на маршрутке доехали до Слюдянки. Снова встали на базе МЧС, откуда наблюдали неполное солнечное затмение. У МЧСовцев прикольный чайник, когда закипает, гудит как сирена тревоги :).
деревенский колодец по пути к Бабхе
река Бабха
а тут был мост через Бабху
незабудки двух цветов вместе
на подступах к пику, озеро Туристическое (оно же Мёртвое, так как зимой промерзает до самого дна)
вид на Байкал с пика Порожистый. В хорошую погоду виден даже противоположенный берег. Часть третья. Поездка в музей (Байкальский музей ИНЦ СО РАН) 2 августа – Ночью на территорию станции приезжали железнодорожницы праздновать день железнодорожника. Из походного дневника. Академик: Местные железнодорожницы настолько суровы, что у них даже в салате гравий из-под шпал. На улице солнечно и тепло. В соответствии с планом поехать в музей в город Листвянка, вчера купили билеты на туристический поезд по Кругобайкальской железной дороге до станции Порт-Байкал. За восемь часов (к 18.30) поезд провёз нас весь 100 километровый участок пути. Столь долгое путешествие вызвано частыми остановками не только в запланированных местах, но и просто по пути, подбирая голосующих. Да-да, поезд останавливается как такси! Прибыв на место, появилась возможность попасть паромом на ту сторону сразу, но, во-первых, в Листвянке не разрешают ставить палатки, а во-вторых, за паром просили слишком дорого. Поэтому, мы остановились на горе, перед станцией и спокойно, наслаждаясь ужином, любовались видом на вечерний Байкал. К слову сказать, в Порт-Байкале есть магазин, небольшая гостиница музей освоения Байкала в свежепостроенном вокзале, а также водяная колонка. Утречком, встали и переправились через исток Ангары в Листвянку всего за 50 рублей с носа. Буквально в 150 метрах от причала цель нашего путешествия - Байкальский музей ИНЦ СО РАН. Музей состоит из трёх частей. Одна часть это аквариумы, показывающие все виды обитателей Байкала, вторая часть – история освоения и изучения Байкала, строительства Кругобайкальской железной дороги, третья – дендрарий. Всё очень интересно. Пока пережидали ливень, удалось послушать очень содержательную и познавательную экскурсию про обитателей Байкала.В аквариумах музея, в воде забираемой из Байкала с глубины 400 метров, живут и растут нерпы, омули, хариусы, щуки, бычки, лещи, осетры, бокоплавы, губки и это не всё!
Вечером, находясь под впечатлением от музея, чуть не опоздали на паром. Обратное путешествие на поезде заняло те же восемь часов, но на этот раз ночью. Утром прибыли в Слюдянку и снова поселились у МЧСовцев.
На следующий день договорились с биологом о встрече и отправились в музей минералов.
В музее собрана обширная коллекция камней и минералов, которые владелец сего заведения собирал большую часть жизни. Есть там и свой магазинчик с поделками из камня. В целом, экскурсией остался доволен, никогда ещё не знал о камнях так много.
частный музей минералов «Жигалов и Ко» Вечером поезд домой, а утром отправились к биологу, Карпову Юрию Владимировичу. Посмотрели коллекцию того, что ползает, летает и плавает возле Байкала и в нём самом. Видели вблизи живого филина, которого биолог вылечил и выходил. Поход к биологу удался! С его помощью, большинство сделанных фотографий животного и растительного мира Байкала опознаны и подписаны. Сам биолог человек интересный, общительный и культурный. О природе Байкала знает действительно много. Карпов Юрий Владимирович тел. 8(950)131-63-13. 6 августа Из походного дневника:«Вечером поезд в Москву…Настроение непонятное. Охарактеризовать его могут слова из песни:
весь Порт-Байкал (вид с места ночёвки)
Читайте на Mountain.Ru:
Байкал 2010
Славное море, священный Байкал...(Фотоальбом)
Внетрассовые спуски. Хребет Хамар-дабан, Байкал |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||