Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единая всеросиийская спортивная
классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ) I. Общие положения и требования. 1.Единая всероссийская спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма. 2.В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы –от I-ой до VI -ой категории сложности (к.с.). Кроме того маршруты разделяются по видам туризма : пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео-, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание –комбинированные маршруты. По мере развития спортивного туризма и появления иных средств и способов передвижения человека в природной среде возможно появление других видов туризма и расширение данной "Классификации". 3.Структурно ЕВСКМ состоит из следующих основных разделов: 1. Общие принципы и технология классификации маршрутов
по всем видам спортивного туризма (данный документ -
ЕВСКМ). Классификация спортивных маршрутов производится
в соответствии с единой технологией и требованиями, приведенными в настоящем
нормативном документе (ЕВСКМ). При этом на основании ЕВСКМ и в зависимости
от вида туризма, целей категорирования (решение спорных вопросов, судейство
чемпионата, выпуск на маршрут при первопрохождении участков и др.) возможны
два основных метода категорирования: При сравнении с ПЭМ и КП техническая трудность препятствий, их разнообразие, район и др. факторы классифицируемого маршрута должны быть не ниже, чем параметры эталонного маршрута из ПЭМ для данного туристского региона. Многовариантная технология классификации вызвана спецификой видов туризма и наличием, например, у пешеходного, лыжного, парусного и других видов , помимо локальных препятствий, – определяющих факторов маршрута , в значительной степени определяюших сложность маршрута (географический показатель района, автономность маршрута, суммарный перепад высот, набранный группой на маршруте, напряженность маршрута и др.). 4 Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1 приведены требования к походам 1-3 степени сложности. Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео- и горного туризма отсутствует. Таблица 1.
_______________________ (*) Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий на 2001-2004г. (**) Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов, 2001 Перечень классифицированных перевалов среднегорья, 1985г. Перечень классифицированных пещер,1988г. Классифицикация маршрутов на горные вершины , 2001г. 5. Основными показателями, определяюшими категорию сложности похода являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины и др.) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.) В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов. Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) маршрута называются препятствия (факторы) , оказывающие наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Предопределяющие препятствия (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия (факторы), имеющие на одну категорию /полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута. При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются определяющие препятствия (ОП) и факторы (ОФ). Локальными препятствиями (ЛП) – препятствия имеющие небольшую протяженность и характерны тем, что требуют от туристов при его преодолении соответствующий уровень технического мастерства, и , как правило, использование специального снаряжения. При категорировании горных, водных и спелео маршрутов в первую очередь учитываются ЛП – перевалы, траверсы хребтов, вершины, пещеры, пороги и т.п., которые дают туристам технический опыт необходимый для прохождения последующих маршрутов. Протяженные препятствия (ПП) –препятствия, которые отличаются от ЛП значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, вело-, авто-мото, конных и парусных маршрутах.
Категория трудности (к.т.) препятствия определяется тем. какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовки требуется для его безопасного прохождения. Эталонным маршрутом называется маршрут, имеющий минимальный набор ОП и ОФ, необходимый для отнесения его к той или иной категории сложности. Эталонные маршруты туристских регионов могут иметь различное количество ОП в зависимости от наличия в регионе различных ОФ. 6. Комбинированным считается поход, составные части которого представляют спортивные маршруты из разных видов туризма или имеют препятствия из разных видов туризма. Категория сложности комбинированного маршрута определяется в зависимости от кол-ва ОП (ОФ) из разных видов туризма, включенных в машрут. Типы комбинированных маршрутов: а) Маршрут, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты одинаковой категории сложности из разных видов туризма. Сложность такого маршрута на одну категорию сложности выше составных его частей (при этом не выше V к. с.) б) Маршрут, состоящий из полноценного маршрута соответствующей к.с. одного вида туризма и ЛП или участков маршрута другого вида туризма. Категория сложности такого маршрута может быть увеличена на 1 (при этом не выше V к. с.), если в число ЛП с учетом ОФ или участков другого вида входит не менее 100% ОП для данной к.с. в) Маршрут, включающий ЛП из разных видов туризма. При построении такого маршрута значительное внимание должно уделяться логичности его построения. Категория сложности комбинированного маршрута соответствует максимальной к.т. ОП, в случае если их общее кол-во и к.т соответствует минимально необходимому набору ОП для соответствуюшей к.сл. маршрута. При этом минимально необходимая протяженность маршрута равна длине маршрута состоящего из разных участков пропорционально набранных из видов туризма, включенных в комбинированный маршрут. Мин. набор ЛП комбинированного маршрута определяется пропорциональными долями от минимальных наборов ОП ( с учетом ОФ) для данной к.с. маршрутов данного региона по каждому из видов туризма.(например, водно-горный маршрут одного из регионов IV к.сл. включает препятствия: водные 3 к.т. – 2шт, 4 к.т.-2шт. горные: перевалы 2А-1шт, 2Б-1шт.) Маршруты по типу а) –б) предполагают увеличение к.с. комбинированного маршрута на 1 , но не выше V к.сл. Комбинированный маршрут VI кат сл. должен включать минимальный набор ОП VI к.т., который также может быть составлен из разных видов туризма по варианту в). г) Категорирование комбинированных маршрутов, включающих другие комбинации ЛП или участки маршрутов различных видов туризма осуществляется полномочными МКК с утверждением в МКК ТССР. 7. Требования к категорийным маршрутам по протяженности и продолжительности приведены в таблице 2. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода.8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности. 9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2. Таблица 2.
10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов – не менее двух наиболее трудных перевалов). Радиальным выходом в походе считается небольшой относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении. 11. Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте. В случаях связки участков маршрута ( рек, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой. К.с. такого маршрута определяется исходя из минимально необходимого количества ОП для данной к.с. данного вида туризма, а также с учетом ОФ туристского района (при этом количество ОП препятствий может быть увеличено по сравнению с тем, которое приведено в ПЭМ для соответствующего региона) . Категория сложности такого маршрута определяется минимально необходимым количеством определяющих препятствий соответствующей категории трудности с учетом ОФ, например географического региона. 12. Если у МКК, выпускающей группу, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV к.сл.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета. Если выпускающая МКК не имеет соответствующих полномочий выпуска на данный маршрут, то документы отправляются в вышестоящую МКК. 13. При выпуске на маршруты, включающие участки первопрохождений, к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования по опыту, а категория сложности маршрута оценивается после рассмотрения отчета, при этом категория сложности в отдельных случаях может быть увеличена на единицу. 14 При выпуске на маршрут учитывается опыт прохождения категорированных ЛП, пройденных в комбинированных маршрутах. 15 . При оценке категории сложности маршрутов МКК может принять иные ( в отличие от табл. 2 ) решения относительно протяженности и продолжительности с учетом количества ОП, ПОП и ОФ. II. Видовые классификационные требования 2. Горный туризм. Категория сложности маршрута определяется набором преодолеваемых ЛП (перевалов, вершин, траверсов хребтов) определенной категорий трудности (к.т.). Под понятием "перевал" в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий трудности перевалов –от 1А до 3Б. Перевалы проще 1А к.сл. называются некатегорированными (н.к). Классификация перевалов приведена в книге "Выскогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов . 2001г." . Категория трудности перевалов в зависимости от условий (времени года, снежной обстановки…) может изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. При зачете похода данные перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, 2А или 2Б, но не 2А*). Знак * у к.т. ЛП означает, что для его преодоления участники/руководитель должны иметь опыт, необходимый для прохождения ЛП на полукатегорию выше в зачет идет к.т. по факту прохождения, без звездочки. Например, для выпуска группы на ЛП 3А* к участнику/руководителю предъявляются требования к опыту необходимому при прохождении/руководстве ЛП 3Б, в зачет идет реальная к.т. ЛП - 3А или 3Б (по факту прохождения). При этом, знак * у ЛП 3Б* означает, что для его преодоления участники группы (ее руководитель) должны иметь опыта прохождения (руководства) не менее чем двумя ЛП категории 3Б . Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал. Количество и категория трудности перевалов должны соответствовать указанным в таблице 3. По согласованию с МКК количество локальных препятствий (ЛП) не определяющих к.с. СП может быть сокращено, если маршрут содержит много факторов, повышающих сложность СП (межсезонье, малоизвестный район, наличие первопрохождений, чрезвычайно плохие погодные условия, и т.д.). Таблица 3.
* - эквивалентная шкала категорий, применяется для категорирования комбинированного маршрута **- минимальный набор ЛП, определяющих сложность СП VIк.с. должен соответствовать: 3А – 3шт., 3Б – 1шт., либо 3А – 1шт., 3Б – 2шт., либо 3А – 1шт., 3Б* – 1шт. Во всех случаях необходимо также ЛП к.т. 2Б (или выше). В горные маршруты могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов, которые должны логично вписываться в нитку маршрута. В связи с различиями в подходах к оценке горного рельефа в спортивном туризме и альпинизме, категория сложности восхождения или траверса, не являющихся элементами прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин или изложенной в нем методики экспертной оценки. Категория трудности восхождения или траверса не должна превышать сложность перевала, определяющего категорию сложности маршрута. Только одно радиальное восхождение на вершину/перевал (по определяющей стороне) может быть зачтено в качестве ЛП (из табл.3), определяющего категорию сложности СП при этом, в маршрут должен быть включен не менее сложный по категории трудности перевал или траверс. При определении категории сложности впервые пройденных перевалов рекомендуется пользоваться таблицей "Оценки трудности перевалов" (см. приложение 2).
Приложение 2 Оценка трудности перевалов Примечания к таблице оценки трудности перевалов: 1. Приведенные в графах 2, 3 и 4 техническая сложность участков и способы их преодоления характерны только для данной категории трудности перевалов и не встречаются при преодолении перевалов предшествующих категорий. Допускается наличие участков любой протяженности со сложностью, характерной для перевалов предшествующих категорий. 2. Под точками страховки подразумеваются места (позиции) закрепления и протравливания веревки с помощью ледоруба, крючьев с карабинами, скальных выступов, ледовых столбиков, через плечо, поясницу и т.п., необходимые для навески перил и для страховки идущего первым на подъеме и последнего при спуске. 3. Наличие потенциально опасных участков (камнепады, лавины, ледовые обвалы) не влияет на категорию трудности перевала и должно учитываться в тактике прохождения и в подборе снаряжения. 4. Для прохождения перевалов любой категории трудности в зимних условиях или при глубоком снеговом покрове на склонах дополнительно требуется иметь: лавинные шнуры (20 м) на каждого участника и лавинные лопаты по одной на каждых 2—3 человек. Таблица оценки трудности перевалов
(публикация С.Н.Панова, Р.Деянова по материалам "Русский турист", вып.7,2001г.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||