Автор: Евгений Буянов, Санкт-Петербург
Техника горных маршрутов (Продолжение)
Творчество
Творческий уровень - "высокое небо", "высокий полет" любой деятельности, а походы и восхождения предоставляют прекрасные возможности для развития своего творчества. Активные путешествия - это один из видов образования и самообразования, познания и самопознания, которые, развиваясь, способны при целенаправленной работе вывести человека на творческий уровень понимания предмета, явления. Тогда человек открывает новое, ранее неизвестное знание, создает произведения искусства, технические изобретения, научные открытия, приходит к написанию книг, передает накопленный опыт другим людям. Походный опыт - огромный жизненный капитал, который может быть использован в самых различных областях, порой совершенно неожиданных. Ниже дается несколько советов по организации личного творчества.
НАЙДИТЕ ЛЮБИМЫЙ ПРЕДМЕТ. У каждого своя "золотая жила", в которую надо вложить труд, умножаемые знания, энтузиазм и порыв. Молодые должны попробовать себя во многом и влюбиться в свое дело: без любви, энтузиазма и преданного трудового подвижничества дело не пойдет. Не пойдет оно как следует и без достаточно глубоких знаний, без достаточного понимания. В своем деле надо постепенно стать "профессором": уровень его понимания должен подняться до всего, уже достигнутого человечеством и выше.
НАЙДИТЕ СВОЙ ТАЛАНТ. Здесь надо поверить в свои силы и учесть, что некоторые виды творчества требуют наличия чисто физиологических качеств таланта: без музыкального слуха композитором не станешь. Совершенно бесталанных людей не бывает, у каждого что-то есть. Одним из признаков таланта является относительная (по сравнению с другими) легкость и быстрота овладения навыками той или иной деятельности. Надо сказать, что в любой деятельности человек начинает "с нуля" и в начале действует достаточно неумело и неэффективно. Но по мере обретения навыков действия обретают быстроту, отточенность, правильную направленность и на достижение результата и на последующее совершенствование, очень четкую организацию. Если ваши голова и руки быстро налаживают этот процесс, - здесь зарыт один из ваших талантов. Только не обольщаться: познание известного образованием, обретением навыка и обретение нового, неизведанного, требуют качественно различных уровней знания и умения. В «новой области» нет готовых решений, задачи решаются без полного знания и понимания, на ощупь, интуитивно.
СТАВЬТЕ И РЕШАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ. Пусть они будут вначале несложными и небольшими, - они должны расти вместе с вами. Творчество требует хорошо развитых ПРАКТИЧЕСКИХ знаний и навыков: хорошую картину никогда не нарисует человек, не умеющий развести краску с нужным цветом и оттенком. Знания и навыки должны быть на профессиональном уровне: творчество - это высший уровень профессионализма. Для настоящего мастера нет технических секретов в его сфере деятельности (может быть только разная степень овладения этими секретами и навыками).
НЕ ПОДРАЖАЙТЕ ДРУГИМ. Творческая личность уникальна и неповторима. Естественно подражание высоким человеческим качествам: честности, трудолюбию, упорству, уровню мастерства... Но методологию и взгляд других надо использовать в виде доброго совета, в случае, если они хорошо укладываются в движение личной творческой мысли. У каждого своя методология. Это искусство.
ВЕДИТЕ ЗАПИСИ. Постоянно имейте под рукой блокнот и карандаш. Появилась удачная мысль, оригинальное выражение, нестандартная ситуация... - запишите. Запишите предельно кратко, но так, чтобы память, зацепившись за эту строчку, смогла воссоздать мысль, выражение, ситуацию... На память надо опираться, но не полагаться: многое быстро забывается. А такие ваши находки - это ваше богатство, ничуть не меньшее, чем драгоценный камень или самородок. Из таких находок складывается тонкая мозаика больших, сложных произведений искусства. Так, великие писатели подолгу собирали наблюдения и материалы для своих произведений, чтобы наполнить живой мыслью каждую строчку...
ВИДЫ, направления творческой деятельности, связанные с путешествиями, очень разнообразны. Несколько слов об основных направлениях.
СПОРТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО состоит не только в прохождении рекордных вершин, перевалов и маршрутов: технических, высотных, сезонных, скоростных, протяженных, "весовых" (по максимуму или минимуму), "на выживаемость" ("голодных", "холодных", с минимумом снаряжения...) и других достижений. Оно состоит, прежде всего, в умении сделать поход или комплекс восхождений максимально содержательным, филигранно отработанным и обоснованным, дающим очень высокую отдачу в плане изучения района и удовлетворения целевых запросов группы: эмоциональных, физических, эстетических и т.п. Спортивное творчество состоит в открытии новых запросов и возможностей района, группы, участников. Это поиск новых достопримечательностей и препятствий, неизведанных районов и путей, не обязательно сверхсложных. Новых способов передвижения и преодоления, новых "связок" маршрута (например, путем преодоления перевалов, вершин, участков гребневых траверсов) и "связок" районов, например, с использованием различных видов транспорта, различных видов туризма... Свою специфику и свои возможности открывают путешествия групп определенного состава: с детьми, с инвалидами, с людьми старшего возраста, группы чисто мужского и чисто женского состава и др. В каждом из таких походов можно открыть для себя много нового, неожиданного, интересного.
Спортивное творчество очень многогранно. Здесь не надо идеализировать отдельные виды деятельности, пусть и очень престижные. Важно понять, например, что не только не всем дано "влезть на отвесные стены", но и не всем это "важно и нужно". В горах немало и других проблем, которые можно решать на самом высоком уровне познания.
ТВОРЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ состоит в живом интересе к тем, с кем вы делите невзгоды и радости походной жизни, совместного поиска, усилий коллектива единомышленников. Каждый путь в горах - неповторим. И он проходит не только по склонам и тропам, но и через вашу душу и через души ваших товарищей. Прекрасно, когда душа выходит из похода, наполненная впечатлениями, с сознанием обретенного богатства. Плохо, если в ней остается черная горечь взаимных обид и упреков, подозрений и несбывшихся надежд... Старайтесь взять в группу новых людей, если их подготовка позволяет. Они обогатят в плане общения: новый человек всегда расскажет что-то новое и свое, "старое", ему будет интересно рассказать: как-то он воспримет? Не лишайте себя радости обладания добрым, внимательным и чутким взглядом на всех окружающих. Такой взгляд обогащает, это тоже внутренний талант. Неприятие же другого человека, уход от общения, от понимания, - это разорение, которое часто - от внутренней нищеты. В плане же "чисто практического выхода" творчество общения близко психологии, педагогике, литературной деятельности.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: живопись, декоративно-прикладное искусство естественно привязывать к природе, к объектам посещения, к предметам быта. Они дают и пищу для размышлений, и яркость образа, которая может быть воплощена в произведении.
СТИХОТВОРНОЕ, ПЕСЕННОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО естественно связаны с образами природы, с образами и чувствами людей и коллективов в сложных условиях похода. Должны быть отражены яркость и сложность характеров, сложность условий и борьбы, загадки и тайны событий, душ, сюжета...
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО связано с развитием предметов искусственной (очеловеченной) среды, которые являются продолжением человека, увеличивают его возможности, способности преодолевать сопротивление среды природной. Техническое творчество целесообразно начать с попыток тщательного усовершенствования какого-то предмета снаряжения, одежды или усовершенствования небольшого функционального набора: ремонтного, умывального, кухонного и т.п. Здесь надо самому мастерить, испытывать, рисовать чертежи и эскизы, изучать литературу. Техническое творчество связано и с технической отработкой тех или иных действий.
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ - сложный и многогранный вид творчества. Собирать коллекции можно из самых различных предметов. Одно дело - чертеж, рисунок или описание, а другое дело - живая вещь, которую можно потрогать руками, увидеть воочию, как она работает, как она сделана. По старым вещам хорошо просматривается история вещи, как процесса, пути ее совершенствования в прошлом. Коллекция позволяет детально изучить предмет, разработать его методологию и классификацию, раскрыть новые возможности и пути совершенствования. Например, статья данной книги о фурнитуре была методически выполнена с помощью коллекции пряжек, карабинов, кнопов, танок... Наконец, коллекция - это небольшой домашний музей с интересной экспозицией (не важно, если эта экспозиция интересна только для специалистов, - это не уменьшает ее ценность). Рекомендуется на первом, начальном этапе выбрать близкий, любимый предмет для коллекционирования, начать сбор образцов, продумать организацию, систематизацию и оформление коллекции. Она должна быть очень компактной, информативной, быстро сворачиваться и разворачиваться, легко перевозиться. Тогда ее можно будет использовать для обучения, для выставок и публикаций, консультаций специалистов. Надо развивать и совершенствовать коллекцию: приобретать и делать новые образцы, улучшать систематизацию и методологию на новом уровне понимания предмета, изобретать, изучать историю, новые возможности производства... Процесс сбора коллекции может быть сделан очень интересным, а выход ее - самым неожиданным: книги, производство, общение с интересными людьми, с единомышленниками... Коллекция может быть не обязательно множественной, - может быть всего один образец, который в совокупности с образцами других коллекционеров образует интересный экспозиционный ряд. Например, автоколонну из старых машин. Хорошая коллекция - огромный капитал, а ценность отдельного экспоната существенно выше, чем ценность его вне коллекции. Помимо основного, коллекция может содержать вспомогательные фонды: запасной (не для экспозиции), резервный (для восполнения утраченных образцов), обменный, продажный и т.д.
ТВОРЧЕСКИЙ АРХИВ - тоже своего рода коллекция, но составленная не из предметов, а из описаний, информационных материалов о предмете исследования. Можно, например, составить архив из описаний аварий с целью изучения явления аварии как процесса для предотвращения, профилактики аварий... Сбор информационных материалов связан с методической и учебной деятельностью, с написанием книг и методических пособий. И, конечно, архив может представлять уникальный источник информации по определенному предмету для специалистов-исследователей в данной области и в смежных областях. Архив должен иметь очень четкую организацию для быстрого поиска нужной информации (оформление его в виде базы данных на магнитных носителях для персональных ЭВМ делает архив очень эффективным и доступным).
КОЛЛЕКЦИЯ КНИГ определенной направленности позволяет очень вдумчиво изучить тематический вопрос. КОЛЛЕКЦИЯ ФАЙЛОВ по определенной тематике, - это в некотором роде та же "книжная коллекция". Здесь нужна очень четкая организация базы данных, обеспечивающая возможность извлечения информации по конкретным вопросам.
ТВОРЧЕСТВО НАТУРАЛИСТА состоит в изучении природных явлений и процессов: минералов, растений и животных, метеорологии, тектоники и т.д.
ТВОРЧЕСТВО УЧЕБНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ состоит в умении передать знание, опыт, навыки, интерес, привить высокие человеческие качества... Особенно важно воспитание и подготовка детей. Здесь требуется личный пример, умение превратить подготовку к походу и сам поход в интересную игру и в ходе этой игры произвести обучение умению, навыкам. Важно, чтобы обучающиеся поверили в свои силы (не давать непосильных задач), чтобы прочувствовали удовольствие от той пользы, которую приносят коллективу и осознали силу этого коллектива в дружеской спайке. Многие необходимые навыки приобретаются путем игры, подражания и постепенно превращаются в привычку, стиль поведения. Так, интересная игра "в дежурных" переходит в привычное, добросовестное выполнение обязанностей без напоминаний, понуканий и объяснений. А добросовестность - это и основа дисциплины.
Наконец, творчество - это деятельность, которую нельзя загнать в известные рамки. Здесь можно и нужно открывать принципиально новые пути и направления, которые ранее никто не открывал. Ищите приложение своим силам не только в известных областях. Творчество - это как путь в горах: когда невысоко, идешь по дороге, выше - по тропе, проложенной другими, а, достигнув большой высоты и сложных препятствий, приходится находить свой, уникальный путь.
Творчество само по себе является высокой наградой. Далеко не всегда человек получает материальные и моральные выгоды со стороны общества за свою творческую деятельность. Нередко бывает наоборот: вместо заслуженной награды обретаются порицание, завистливые взгляды со стороны, украденные другим авторство, приоритет и слава... В некоторых вещах здесь надо и постоять за себя. Творчество и награда за него - вещи совершенно разные и зачастую совершенно не связанные между собой. Главная награда за творчество - это радость самого творческого процесса, высокого проявления человеческой природы.
Человек сформирован своим прошлым, своей прошлой жизнью и продолжает формироваться настоящим. Но будущее также может формировать человека. Будущее существует в нем в виде мечты, в виде детей, и в виде устремленности к определенным целям, в виде направленного в будущее процесса. Творческий путь дарит и мечты и устремленность. Без них нельзя. Конечно, никакую мечту нельзя воплотить в первоначальном замысле.
- Лишь путь, пройдя, его узнаем, -
- Полет мечты ИМ осязаем...
Экология в походе
Горы - общее богатство. Их нельзя купить, продать, приватизировать, они не имеют ни национальности, а "государственность" их - очень недолговечное по их возрасту понятие. Они - дар природы, который надо хранить и из высоких побуждений и из чисто прагматических соображений - для себя, своих детей и внуков. У настоящего путешественника не может не возникнуть глубокого чувства благодарности к окружающему миру и наше бережное отношение к природе - зримое выражение этого чувства. Своим посещением мы затрагиваем чуткий механизм природы. Надо дать ему возможность быстро восстановиться так, как будто нас не было.
Ненужные предметы ОЧЕЛОВЕЧЕННОЙ среды должны быть возвращены первозданной природе так, чтобы они либо сразу становились частью этой первозданной среды, либо быстро переходили в нее и разрушались с полной потерей признаков и свойств очеловеченных предметов. Вредными признаками и свойствами являются даже наличие этих предметов, их вид и все их способности оказывать вредное влияние и на человека и на природу.
В местах достаточно частого посещения людей (сильно" очеловеченных") надо придерживаться общепринятых норм поведения, выбрасывать мусор в специально отведенных местах, пользоваться общественными и личными санитарными объектами (умывальниками, туалетами, биотуалетами).
В местах редкого посещения людей надо также придерживаться некоторых норм, обеспечивающих сохранение природной среды:
- предметы, которые быстро "утилизируются", разрушаются, перерабатываются природной средой, например, остатки пищи, надо захоронить отдельно от предметов, стойких к воздействию среды (ниже: стойкие предметы). Например, отдельно от упаковки.
- любые захоронения нестойких остатков производятся в укромных местах так, чтобы не нарушить вид ландшафта. Из ледовой зоны выносят все отходы, т.к. на большой высоте они обретают повышенную стойкость
- стойкие предметы перед захоронением должны быть переведены в нестойкое состояние, а при невозможности они переносятся вниз, до общей свалки. Недопустимы захоронения предметов, оказывающих вредные воздействия на среду и человека, особенно токсичных, пожароопасных, даже нестойких.
Большая часть обычных отходов легко уничтожается. Упаковка, салфетки из бумаги, и пластмасс-термопластиков (полиэтилена и др.) и обрывки ткани сжигаются. Железные консервные банки обжигаются в костре или на примусе (это очень недолго, если банка пустая), расплющиваются камнями и зарываются во влажный грунт (коррозия их съест быстро). Бутылки и другие стеклянные предметы можно уничтожить, разбив их с силой (на мелкие осколки) о береговой камень горной речки, в бурном месте, далеком от возможных переправ так, чтобы осколки упали в течение: река быстро перемелет острые осколки в гладкую гальку. Труднее уничтожить алюминиевые предметы (фольгу, отдельные консервные банки) и изделия из негорючих пластмасс-реактопластов. Обычно таких предметов очень немного, частично их можно сжечь в костре, спустить вниз до свалки в "мусорном" мешке. Хрупкие негорючие пластмассы-реактопласты можно измельчить камнями в мелкие осколки, неотличимые от камешков.
Нужны совсем небольшие усилия, чтобы не оставить за собой грязных следов. Если же их оставили другие, постарайтесь эти следы уничтожить. Такая работа - настоящее приобщение к природе, единение с ней. Ибо пришедшие за вами будут благодарны и природе и вам.
|