Автор: Колодяжный Анатолий, Ставрополь – Минеральные Воды

2-5 августа 2010г

(часть 2)

4августа.

Самый насыщенный и сложный день - впереди две вершины. Немного позавтракав, в два ночи выдвинулись наверх.

Идти тяжело, вернее тащить наверх всё своё добро. Володя идёт медленно постоянно, без остановки, я же наоборот - быстрее, но с остановками. Поэтому по-скорости получается одинаково. Восход настигает нас на полпути к вершине. Красивое зрелище - сначала всё окрашивается в нереальный цвет, где есть все оттенки от желтого до бордового, диск солнца незаметно быстро выскакивает из колыбели горизонта, и вроде только что была ночь, а нет - уже утро! И кажется что всё вокруг не просто освещается этим светом, а впитало его и теперь навсегда осталось таким! А снег! Какой снег в эти минуты!!! Ощущаешь себя первым человеком на Марсе! Где-то около восьми остановились рядом со скалами Фрешфильда (5593м), сделали фотосессию и пошли дальше к вершине по вешкам.

Хорошая штука - вешки, если правильно указывают, но наши уходили мимо вершины, на седло. Поэтому на середине кратера мы повернули налево к вершине, вернее к куче атрибутики, развешенной на Восточной вершине. Где-то в 8:15 мы были наверху! Нас наполняет радость победы и тревога дальнейшего пути. На вершине мы одни. Большая фотопауза. Звонки близким (вернее один звонок в 15-20 сек и полный заряд батареи на таком морозе и ветре превращается в «батарея разряжена»).

На спуске к седловине встретили пару человек, пообщались. На седловине сделали маленький привал - перекусили, отдохнули. В это время один из пензенских скороходов уже спустился с западной и поднимаясь на восточную вершину, помахал, узнав нас. На Западную вершину Эльбруса ежедневно совершаются паломнические восхождения, так было и на этот раз. Среди восходителей мне повстречались представители Норвегии, США, Китая, Эстонии. Разговорился с одним из восходителей - так и дошли до верха вместе. Вова пошёл чуть быстрее, я отстал. Здесь подъём менее крутой, чем утренний. На более пологой части маршрута к западной, когда выходишь из за перегиба «набрасывается» ужасный ураганный ветер - только палки спасают. Около одиннадцати я вышел на вершину, Владимир где-то на полчаса раньше. Народу – тьма. Очередь к вершинному туру за фотографиями. Впору брать по сто рублей за фото! )))))) Дождались, пока все разойдутся, сделали пару снимков и вниз, на запад, юго-запад.

Пока я топал наверх, Вова присмотрел место спуска. Начали спуск по западному ребру - ветер просто сносит!!! После долгих ковыряний в снегу, вышли на плато под западной вершиной. Хорошее, тихое, ровное место. А красиво как - Эльбрус совсем другой отсюда! Уже не кажется просто снежными холмами – здесь видно его нутро, массив разрушенных скал. Кстати очень сильно пахнет здесь сероводородом – чувствуется, что вулкан дышит. С плато мы не сразу нашли путь вниз на юго-западное ребро. Вроде описание есть, но все равно немного походили туда - сюда. Нашли хороший спуск, вернее единственный, там есть ориентир – то ли вертолет, то ли еще какой то аппарат, лежит в снегу, одним колесом кверху, а рядом лопасть. Странно, но никто из нас не сфоткал его – устали наверно очень. На спуске связались. Совсем не веселый спуск оказался – закрытые трещины, снег уже раскис. Помогли немного чьи-то следы. . ( Спустились к морене на высоте 4100 около пяти вечера. Здесь решили на ночь остаться. Место не очень удобное даже для одной палатки.

Главное, что воды в нормальном состоянии нет – набирали ложкой из тонких струек, бегущих из-под снежника, снег топить не было желания. Вовчик лег подремать, а я решил покушать. Вскоре мы поменялись - уже я отрубился и до утра не проснулся ни разу. А Вова, поужинав, разведал место спуска с морены на ледник Большой Азау. Здесь совсем другой Эльбрус!

5августа.

Около восьми утра выдвинулись на ледник. Сразу совершили ошибку - нужно уходить к скальной гряде справа по ходу ледника, в сторону перевала Хотютау, а мы взяли чуть левее. Пришлось попрыгать по трещинам и небольшим серакам.
Двигались с одновременной страховкой. На леднике встретили группу из Молдавии - человек 10, из них больше половины девушки. Пытаются прорваться на Приют 11.

По льду мы спустились к тропе, которая ведет на озеро Эльбрусское (Азау,3286м.).
Оттуда открывается живописная для глаз, но ужасная для ног, дорога вниз к Старому Кругозору и дальше к Азау.

Вот здесь уже Эльбрус приобретает привычный вид.

Спустились на поляну Азау. Взяли по бутылочке «Терека» и по хычину - отметить возвращение. Затем пешком, именно пешком, пошли в Терскол – надо замкнуть круг…

Послесловие.

Всё прошло отлично! Погода было фантастически хорошая. Владимир оказался сильным напарником. Пусть и не получился идеальный траверс с запада на восток, как я хотел, всё равно мероприятие было интересным и захватывающим.
Эльбрус в те дни показался легким и не таким страшным, как пишут, но это обман. Я уверен - Он непредсказуем и опасен.
Расстроило количество мусора на стоянках, а Бочки - это вообще свалка, Ледовая база загажена с советских времен, на лавовом потоке повсюду не самые красивые следы присутствия человека, боюсь подумать что на Приюте Одиннадцати, т.к. к нему близко не подходил.
Инфраструктура вообще плохая – поборщики от Национального парка, цены кусаются немного.

Но Гора зовёт к себе, поэтому всё вокруг ничтожно мало, по сравнению с тем, что дает восхождение! Огромное спасибо всем, кто участвовал в этом действе – родителям, жене, друзьям, знакомым и не очень! Спасибо тебе, Эльбрус!!!

Читать первую часть

Фото

То, что надо

Спасибо, надо повторить. Если не были на Хан-Тенгри. Смело отправляйтесь в путь. У Вас классная команда. С Севера на Юг.