Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 5 к.с. по С.Тянь-Шаню в августе 2009 г. Часть 3 из 3
Продолжение. Часть 2 здесь
4.11 Пер. Каджир Уже –3А. Первопрохождение одного из вариантов (в обход ледопада по правому ледовому склону).
Описание прохождения:
Подъем.От Стоянок на леднике Кара-тоо по скально-снежному кулуару, протяженностью 250 м. В нижней части кулуара обледенелые скалы 5 метров, далее снежно-ледовый склон. Потенциально лавиноопасно.
Спуск. Тур на скалах на одной из седловин, по высоте они примерно одинаковы. Седловина с туром не является оптимальной для прохождения в обоих направлениях. Более оптимальной является седловина пройденная группой, она оптимальна в обоих направлениях и находится западнее седловины с туром, на расстоянии 70 метров. С седловины спуск на пологую верхнюю часть ледника Кажир-Уже 50 метров. Далее закрытый ледник, опасные широкие забитые трещины ближе к ледопаду. Обход ледопада по правому склону. Перила на ледовом склоне 200 метров, уклон 70 градусов с выходом в самую нижнюю часть ледопада. Далее выход на пологую нижнюю часть ледника. Дальнейший спуск по пологой части Ледника Каджир-Уже до морен, и в долину реки Аламедин.
Рельеф по участкам:
Возможные места ночевок:
С западной стороны: на леднике Кара-тоо. С восточной стороны: на пологой верхней части ледника Каджир-Уже. Перевальные седловины широкие, места под ночевку много.
Особенности прохождения перевала:
Перевал является одним из самых сложных в районе, сложность его определяется прохождением ледопада на леднике Каджир-Уже. Группа выбрала ранее никем не пройденный вариант обхода по правобережному крутому ледовому склону, протяженностью 200метров. Перевал непосредственно имеет несколько седловин. Перевал крайне редко посещаем, за всю историю освоения района он был посещен всего три раза до нашей группы, причем второй раз также группой нашего т/к «Гастелло» г.Уфа, в 1991 году (по ледопаду), а последний раз перевал был посещен группой т/к Гадкий Утенок в 2002 году. Перевальную седловину с западной стороны в отчетах на фотографиях часто указывают не верно, поиск перевальной седловины (оптимального кулуара) с западной стороны может быть затруднительным.
Описание тактики прохождения перевала:
Перильная страховка на ледовом склоне. Связки на закрытом леднике.
Технические фотографии по перевалу Каджир-Уже 3А
4.12 Пер. Аламединские зубья –3А
Описание прохождения:
Подъем.От начала взлета по снежно-осыпному склону широкого кулуара с участками льда, в кошках около 500метров. Уклон до 45 градусов. При теплой погоде и малом снеге возможна камнеопасность, по условиям прохождения склон полностью покрыт снегом.
Спуск. Тур на скалах на седловине. С седловины на восточную сторону нависают мощные снежно-ледовые карнизы. С седловины по снежно-ледовому склону 500 метров. Уклон до 50 градусов. Внизу скальные и ледовые сбросы, бергшрунд. Перила на ледорубах. Уход вправо по ходу под прикрытие скал от возможного схода снега. Преодоление бергшрунда в нижней части склона по мостику (хорошо запечатан).
Рельеф по участкам:
Возможные места ночевок:
С западной стороны: на леднике Пастухова (во всех частях), пнепосредственно под языком ледника на морене. С восточной стороны: на пологой части ледника Проценко юж, на перевале при желании можно переночевать, но седловина узкая, ширина в основном образована в основном снежно-ледовыми карнизами, поэтому стоять там опасно.
Особенности прохождения перевала:
Перевал является красивым и логичным прохождением в данном месте (не считая опасных 3Б) из долины Аламедин в долину Иссык-ата. Местные пастухи считают, что в этом месте пройти из этих долин так нельзя и удивляются. Что кто-то говорит, что можно и не верят. Стоит отметить высокую лавинную опасность и опасность схода камней, отмечаемую в отчетах. Сложностей в ориентировании и нахождении нет. Перевал имеет несколько примерно сравнимых по сложности и высоте перевальных седловин, на которых лежат записки разных групп. Группа выбрала самую простую из седловин.
Описание тактики прохождения перевала:
Перильная страховка на ледовом склоне.
Технические фотографии по перевалу Аламединские зубья 3А
4.13 Пер. пятерочка –1Б-2А
Описание прохождения:
Подъем.От начала взлета по снежно-осыпному склону с участками льда, в кошках. 100метров Спуск. С седловины по ледовому склону 100 метров.
Рельеф по участкам:
Возможные места ночевок:
С южной стороны: на леднике Проценко в. С северной стороны: на моренах ледника Салык.
Особенности прохождения перевала:
Перевал является альтернативой перевалу Промежуточный 1Б, но более выгоден по сравнению с ним в виду меньшей потери высоты при его прохождении. Тур на седловине на скальной плите.
Описание тактики прохождения перевала:
Перильная страховка на ледовом склоне.
Технические фотографии по перевалу Пяторочка 2А (второе прохождение, поэтому его нет в классификаторе и нет номера)
4.14 Пер. Усеченка –3А
Описание прохождения:
Подъем.От ледника Проценко в. скально-осыпная полка 150-200м уклон 45-50 градусов, ведущая до центральной седловины пер. Усеченка. Подъем до седловины с туром за 30 минут. Центральная седловина пер. Усеченка оптимальна для прохождения с южной стороны, но является самой сложной для прохождения (подъема с или спуска на север). С южной стороны еще есть самый простой вариант Усеченки (но только с юга) – прохождение западной седловины (ближней к в. Салык-Баши), с которой спуск осуществляется по крутому ледовому склону (широкому кулуару). Вариант же подъема непосредственно на восточную седловину пер. Усеченка с юга не рекомендуется, можно подняться на восточную седловину с центральной траверсом несложного скально-снежно-осыпного гребня.
Спуск. С центральной седловины возможен спуск по двум вариантам: непосредственно вниз по скальному маршруту или траверсирую непосредственно от седловины влево (в сторону в. Усеченка) по крутому льду с выходом на крутой ледовый кулуар и уже дальнейший спуск по нему, но он крайне лавинно-ледопадо-камнепадо- и т.п. опасен. Группа выбрала спуск непосредственно с центральной седловины через скалы. От седловины скальный склон со снегом или льдом 50 градусов 10-15 метров, станция за большущий камень на седловине. Далее отвесные скалы 15-20 метров. Далее ледовый склон до 60 градусов протяженностью 250 метров до снега. Ниже снежный склон 200 метров. Ниже склон подрезан бергшрундом, забитым снегом, переходится по мостикам.
Рельеф по участкам:
Возможные места ночевок:
С южной стороны: на леднике Проценко в. С северной стороны: на моренах ледника Салык.
Особенности прохождения перевала:
Перевал состоит из трех возможных седловин – западной, центральной и восточной. При большом снеге, с севера перевал лавиноопасен. Возможно четыре варианта прохождения перевала: 1) Через западную седловину – ледовый с севера (определяющая сторона) и скально-снежный с юга (простая). 2) Центральная седловина – имеет один вариант прохождения на южную сторону, и на северную сторону два варианта: - по скально-ледовому маршруту, - по ледовому маршруту. Также с центральной седловины имеет смысл пройти траверсом до восточной седловины для упрощения прохождения на север, так как восточная седловина представляет самый простой вариат прохождения в этом направлении. 3) восточная седловина – самый простой подъем или спуск на север, не рекомендуется непосредственное прохождение в любом направлении на юг, так как кулуар ведущий на нее с юга чрезвычайно камнеопасен. На восточную седловину можно легко пройти траверсом с центральной седловины.
Описание тактики прохождения перевала:
Прохождение с центральной стороны по скально-ледовому самому сложному маршруту. Перильная страховка начиная от скального выступа на седовине. 20 метров отвесных скал до льда, далее вдоль скал и под их прикрытием от возможного схода снега по крутому до 60 градусов льду.
Технические фотографии по перевалу Усеченка 3А
5. Итоги выводы и рекомендации
Группа успешно совершила горный поход 5 категории сложности по хребту Киргизский Ала-тоо в рамках запланированного маршрута 5кс, продолжительности 22 дня (3 дневки) и протяженности 190 км.
Пройдено 10 категорированных перевалов, из них 5 категории 3А (фактически 4, так как 60 лет СССР по условиям прохождения правильно считать 2А), 2 перевала 2А кт, 2 перевала 1А, совершено первопрохождение перевала №84, предложено название «Уфимских туристов», категория сложности 2Б. Было совершено первопрохождение траверса от пер. 60 лет СССР 3А через в. 4187м (Башкортостан) до пер. ОГК 2А, общая сложность 2А-2Б.
Было совершено два восхождения, причем одно из них на высочайшую точку района – пик Семенова-Тянь-Шаньского 4899м, а второе – первовосхождение на в.4187м, которую предложено назвать «Башкортостан».
Основной идеей похода было посещение максимально возможного количества определяющих сложность перевалов категории 3А в этом районе, а также совершение первопрохождений ряда редко посещаемых участков района с целью его более глубокого изучения. Также выбор района предопределялся возможность посещения уникальных природных и рекреационных объектов – Аксайского ущелья, горячих источников, озера Иссык-куль.
Группе больше удалось воплотить техническую часть концепции похода, на посещение же озера Иссык-куль например уже не осталось времени, а больше желания.
В рамках концепции была разведка и первопрохождения в цирке ледника Чон-тер, находящегося вдалеке от транспортной доступности и редко посещаемого.
По запланированному маршруту группе требовалось сделать попытку первопрохождения траверса от пер. 60 лет СССР 3А до пер. №84. Разведка данного участка показала значительную техническую сложность данного траверса и потребовало бы от группы огромных затрат времени и усилий не имевшихся в распоряжении. Тогда было решено отказаться от него и попробовать также траверс начинающийся от пер. 60 лет СССР, но к сожалению не заявленный в маршруте опять же по причине малой изученности данного участка и отсутствия материалов для подготовки. Данная попытка увенчалась успехом и удалось провести первопрохождение траверса от редко посещаемого перевала 60 лет СССР 3А до перевала ОГК 2А с первовосхождением на вершину 4187метров, предложено название «Башкортостан». Сложность перевала 60 лет СССР 3А составила не более 2А кт, сложность всего траверса 2А-2Б.
В рамках запланированного маршрута группе предстояло первопрохождение перевала №84, которое успешно удалось. Перевал односторонний категория трудности 2Б. Предложено название «Уфимских туристов».
На втором участке маршрута по плану было прохождения сложнейшего перевала 3А кт – Каджир-Уже, посещенного до нашей группы всего 3 раза, причем второй раз также группой из Уфы, также т/к «Им Гастелло» в 1991 году (почти двадцать лет назад). Отличительная сложность данного перевала – сложный и опасный ледопад. Группе удалось совершить первопрохождение одного из вариантов обхода ледопада по ледовому склону имеющего сложность также 3А (протяженность 200м, уклон 70 градусов), но более безопасному и простому чем прохождение непосредственно ледопада. Можно считать, что теперь другие группы имеют возможность не опасаться ледопада и посещать перевал Каджир-Уже чаще.
Группой также было проведено тщательное изучение сложнейшего перевал 3А кт – Усеченка, классифицировано три его седловины, и четыре возможных пути прохождения с северной стороны, и три с южной.
Группа совершила второе прохождение и описание перевала ранее пройденного другой группой впервые и названного ими «Пятерочка», сведений об этом перевале еще не было. К сожалению из запланированных восхождений на высочайшие точки района группе удалось совершить всего одно на пик Семенова-Т-Ш, от Короны же пришлось отказаться из-за сильного ухудшения погодных условий.
Группа была вынуждена провести незапланированную вынужденную дневку после отказа от восхождения на Корону (что еще раз убедило в правильности принятого решения) на высоте 4100 метров под перевалом Каджир-Уже. Восхождение на пик Семенова-Тянь-Шаньского оказалось несколько завышенным по сложности (4б), чем планировалось (3А) по материалам отчетов предыдущих групп, возможно из-за неточно выбранного маршрута. На восхождении группой было провешено 33 веревки перил. Уже при спуске погодные условия резко ухудшились, и было принято решение отказаться от спуска в условиях отсутствии видимости и штормовых условий и провести ночевку в ледовой трещине под вершиной, что прекрасно удалось, благодаря тренировкам ночевок в снежных пещерах на выездах по выживанию.
Из особенностей прохождения маршрута следует отметить крайне неустойчивую погоду – практически ежедневные осадки. Большая глубина снежного покрова – почти все ледники закрыты, и как следствие высокая лавиноопасность. Группа наблюдала сходы нескольких больших и малых лавин. Снежный покров с одной стороны облегчал технически прохождение ледников в зоне трещин, но с другой стороны движение по снегу значительно снижало скорость передвижения. Группой использовалась радиосвязь – две рации американского производства «RadiShaсk», хватило двух комплектов пальчиковых батарей (по 4 на каждую). Очень активно во время маршрута использовался прибор GPS «Garmin», что позволило уточнить высоты и координаты вершин и перевалов.
Отношение местных жителей к туристам несколько изменилось, хотя осталось доброжелательным. Турист является сейчас средством наживы. Но договориться всегда можно.
Помощь в заброске на район для участников группы оказывала турфирма «Достук-Треккинг». Они же организовали нашу встречу на вокзале, сопроводили через терминал и доставили группу в горы (турфирма «Достук-Треккинг», 720005, Бишкек, 18-линия, дом 42-1, тел. +996 (312) 545455 427471 540237 e-mail: dostuck@saimanet.kg, dostuck@elcat.kg, www.dostuck.com.kg, директор - Щетников Николай Николаевич).
Если интересует подробная информация: tgilmutdinov@mail.ru, тел 8-905-350-00-77.
6. Приложения
6.1 Картография
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||