![]() |
![]() |
|
Подсказка
![]() |
||
![]() обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
![]() |
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 5 к.с. по С.Тянь-Шаню в августе 2009 г. Часть 1 из 3
ОТЧЕТ
О прохождении горного туристского спортивного маршрута пятойкатегории сложности по Северному Тянь-Шаню (хребет Киргизский Алатоо), совершенному группой туристского клуба «Гастелло» г.Уфа в период с 02 по 31 августа 2009 года.
М.к. № БГ-2009-19 Башкирская РМКК
Руководитель группы: Гильмутдинов Т.Н.
Контакты: Г.Уфа, ул. Транспортная, д.26/3, кв. 15. тел (347) 265-97-77, моб.8-905-350-00-77 email: tgilmutdinov@mail.ru
Республиканская маршрутно-квалификационная комиссия Республики Башкортостан рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено участникам и руководителю пятой категорией сложности.
2. Справочные сведения
2.1 Паспорт спортивного похода
2.2 Проводящая организация:
Туристский клуб им. «Н. Гастелло». Турклуб образован в 1959 году туристами Уфимского Моторостроительного Завода (Сейчас УМПО). Вот уже много лет после перестройки у клуба не стало своего помещения, и не стало большинства последователей. Работники завода стали получать низкие зарплаты, финансирование прекратилось, и естественно туризм стал для большинства просто недоступным.
Не смотря на это клуб им «Н. Гастелло» имеет огромные заслуги в развитии туризма и просто в исследовании бескрайних просторов нашей родины и бывшего СССР. В этом году клуб отметил свое 50-ти летие. Но будет не честно, если не сказать, что клуб практически перестал существовать, как таковой. Может быть когда-то произойдет возрождение этого легендарного клуба. Сайта тоже нет.
2.3 Сведения о маршруте
2.4 Обзорная карта района
2.5 Определяющие препятствия маршрута
2.6 Состав группы
2.7 Место нахождения отчета
Библиотека Башкирской РМКК, у председателя федерации горного туризма Республики Башкортостан – Киреева Мугалима Газизовича. Тел.8-917-759-47-54. (347) 239-41-73.
3 Описание маршрута
3.1 Идея похода После проведения в 2008г. похода 4 к.с. состоявшегося на Центральном Кавказе в составе почти этой же группы, коллегиально было решено совершить технически насыщенный поход в красивом и экзотичном районе. Выбор был между центральным Алтаем и Северным Тянь-Шанем. Под эти критерии больше подходил район хребта Киргизского Алатоо, где руководитель принимал участие в горном походе 5 кт в 2006г. Остались в памяти прекрасные впечатления, красивые фотографии и большое желание снова посетить этот район.
Тянь-Шань победил также большей экзотичностью, более казалось устойчивой погодой (оказалось, раз на раз не приходится) и возможными вариантами первопрохождений (что сыграло основную роль) и, конечно же, непобедимо низкой ценой на арбузы и дыни. Был составлен очень технически насыщенный (6 перевалов 3А к.т.) маршрут и два восхождения на самые высокие вершины района. Данный маршрут был вполне по силам группе т.к. половина состава участников имела в своем активе технически насыщенные горные походы, опыт скало- и ледолазания, опыт участия в соревнованиях по турмногоборью и альпинистский опыт. Более половины группы ранее бывали в этом районе. Еще одним аргументом в пользу района было то, что кроме нашей группы в данный район решили выехать еще три группы из Уфы. Совместно показалось проще решать разные вопросы, да и просто в дороге вместе веселее. Основной состав группы был сформирован летом 2008г. Проводились совместные тренировки технические и физподготовка.
Техническая подготовка к маршруту заключалась в рациональной подборке снаряжения и продуктов питания. За счет оптимальной подборки снаряжения (личного и группового), наличия двух забросок и суточного рациона питания в 600гр. на человека (можно было и меньше), удалось достичь небольшого веса рюкзаков и как следствие быстрого передвижения по сложному рельефу. Все участники прошли полное обследование в медицинском центре, а также были застрахованы по специальной страховке. Все участники - зарегистрированные члены Туристско Спортивного Союза Республики Башкортостан, входящей в состав ТСС России.
Из интернета и личных консультаций была собрана практически полная информация, распечатаны топокарты и турсхемы по району. Огромное спасибо Олегу Геннадьевичу Лукьянову (г.Уфа) за помощь в сборе материала по данному району.
Приготовлен прибор GPS навигации, с картой района (спасибо туристам московского турклуба «Вестра» за размещение на их сайте карт по району и карты для GPS навигации).
В связи с заявкой маршрута на чемпионат России группа запаслась всеми необходимыми, по условиям проведения, атрибутами, в том числе - спутниковый телефон (которым не пришлось пользоваться), медико-транспортные страховки на всех участников и пр. В группе было две радиостанции (с дальностью до 4,5 км) для связи между связками. Велась видеозапись и фотосъемка.
3.2 Варианты подъезда и отъезда
Из города Уфа до стартовой точки маршрута возможны следующие варианты подъезда:
1. Из Уфы – автобус Уфа-Оренбург. Ходит несколько раз в день, стоимость билета (с багажом) порядка 650 рублей. Время в пути порядка шести часов.
Далее поезд Оренбург-Бишкек, ходит каждый день, стоимость с багажом около 2800 рублей. Время в пути на поезде двое суток.
2. Из Уфы – поезд Поезд до Алма-аты. Далее автобус Алматы-Бишкек.
Обратно те же варианты. Группа осуществляла заезды и отъезды по варианту №1. Билеты на поезд, туда и обратно, брались заранее, за 45 дней. Проблем с пересечение границы не было, если не считать, что два кренделя из соседней группы вышли покурить на таможне и были оштрафованы на 500 рублей каждый. Рюкзаки не проверяли. С собой группа везла весь газ. Далее мы двигались из Бишкека на заказанном автобусе «торос» на базе полноприводного Камаза (хотя как оказалось высокой проходимости не требовалось). Автобус и проживание (спальники на ковриках в огороде) в г. Бишкеке, осуществляли через фирму «Достук-треккинг».
Получилось небольшая переплата за трансфер, но удобно в связи с большим количеством груза. Автобус забрал нас прямо с вокзала в Бишкеке. Помогли поменять валюту, отправить телеграмму, купить свежий хлеб, разрешили оставить на базе ненужные в походе вещи и т.д. Отбыли из Бишкека в 10 часов местного времени. К 16 часам прибыли минуя поселок Белогорка в долину Сокулука к месту начала пешей части. Регистрация в Киргизии не нужна. Из Бишкека планировали выезжать через Алматы или Астану, но получилось с небольшими трудностями купить билеты на поезд до Оренбурга, и возвращались по пути приезда.
Для организации заброски двое участников выехали из Уфы на два дня раньше и в течении двух дней, были осуществлены две заброски продуктов на маршрут – в долину реки Алаарча (в альплагерь), и долину реки Аламедин (от т/б Теплые ключи на лошадях до р. Салык, далее пешком почти до березовой рощи). В офисе «Достук-треккинг» мы оставляли на хранение цивильные вещи, которые забрали после похода, денег за это с нас не взяли.
От первоначального плана послепоходного отдыха на Озере Иссык-куль группа отказалась из-за накопившейся тоски по дому.
3.3 Аварийные и запасные варианты
В связи с технической сложностью маршрута было спланировано достаточно много запасных вариантов. Район Киргизского Алатоо в этом плане очень удобен.
Аварийными вариантами, для данного района, являются все спуски вниз на север по долинам основных рек – Сокулук, Ала-Арча, Аламедин, Иссык-Ата. Не рекомендуются аварийные выходы на южную сторону ввиду дальнейшего довольно протяженного выхода до населенки.
3.4. Изменения маршрута и их причины.
Обоснования отклонения по участкам:
1. Участок. Группа отказалась от запланированного первопрохождения траверса с пер. 60 лет 3А через в.4194м до пер.№84. Причина – намного большая техническая сложность (сложный скальный гребень), чем планировалось (первопрохождение). Данный участок этого района редко посещаем, и при планировании похода не удалось собрать большое количество материала для объективной предварительной оценки. Вместо запланированного траверса, группой был пройден другой траверс от пер. 60 лет СССР 3А через в. 4187м (первопрохождение, названа «Башкортостан») до пер. ОГК 2А. Сложность всего траверса составила примерно 2А-2Б.
2.Участок Отказ от восхождения на в. Корона 1-я башня 4800м – было принято решение отказаться от восхождения из-за значительного ухудшения погоды (продолжившегося еще четыре дня). Вместо восхождения группой был пройден пер. Корона Южная 3А 4350м. Погодные условия при прохождении оставляли желать лучшего, и когда группа спустилась на ледник Кара-тоо видимость упала до нескольких метров. На следующий же день группе пришлось провести даже вынужденную дневку из-за полного отсутствия видимости и сплошной пурги.
3. Участок. Вместо пер. Промежуточный 1Б был пройден (второе прохождение) ранее неизвестный и отсутствующий на карте и в классификаторе перевал Пятерочка 1Б-2А (назван так предыдущей группой). Прохождение пер. Промежуточного 1Б планировалось для срезания обхода юго-восточного отрога в. Усеченка. Для этой цели, на наш взгляд, более удобным (меньше сброса высоты – разница 200м и потери времени) оказался перевал, которого не было в классификаторе. Поднявшись на седловину мы обнаружили, что мы не первые, а вторые кто им воспользовался. Перевал простой, безопасный и логичный для своего предназначения.
4. Участок. Отказ от прохождения последнего из запланированных перевалов – пер. Искра центральная 2А. Причина - ухудшившееся погодные условия – конец августа и лета, в горах уже началась осень, и еще немного начнется зима. Все-таки уже пройдено пять перевалов 3А, некоторые из них самые сложные из существующих 3А (Каджир-Уже, Усеченка, пик Семенова-Тянь-Шаньского), за плечами 21 день пахоты, несколько первопрохождений и восхождение на самую высокую точку района. Интереса к прохождению перевала 2А да еще и в плохую погоду (пурга и отсутствие видимости) ни у кого не было. А отсиживаться еще какое-то время из-за пер. 2А тоже было не вариантом. Можно было применить диктат, но тогда это была бы другая история и не справедливо по отношению к друзьям.
3.5 График движения, 3.6 Высотный график
4. Техническое описание маршрута
4.1 Долина реки Сокулук.
От моста через реку Сокулук у впадения реки Ашуутор до стоянки на леднике Чон-тер.
Протяженность: 20 км. Перепад высоты: 1877метров. Время в пути: 2,5 ходовых дня. Описание прохождения:
От моста на реке Сокулук движение по тропе правого берега. Тропа местами вплотную прижимается к реке и смыта, тропа плохая, часто теряется в камнях. На расстоянии около 5-7 километров от моста, тропа выходит к реке и обрывается на разливах и островах образованных мощным селевым выносом напротив впадения левого притока Сокулука реки Кайдакочме. На берегу есть удобные места для ночевок, но необходимо учитывать, что в период продолжительных дождей на это место вероятен сход селей. Делаем бивак на берегу.
Брод реки Сокулук утром следующего дня, глубина немного выше колен, течение быстрое, два-три рукава, брод стенкой. Сразу же, не переодеваясь, движемся до впадения еще одного левого притока - реки Кичитор. Выше слияния с Кичитором река Сокулук называется рекой Чонтор. Брод еще двух-трех рукавов притока, глубина тоже выше колена, но узкие потоки. Далее сухая тропа до водопада в 2-3-х км выше по течению в основном течении Сокулука. К водопаду можно подойти вплотную по тропе, но очень опасно. Красивых фотографий сделать сложно. Перед водопадом тропа резко набирает высоту, выше водопада тропа выполаживается и далее полого лежит вдоль левого берега реки Чонтор. Выше водопада склоны становятся более травянистыми, пасутся стада полудиких лошадей, изумрудная зеленая трава, бирюзовая спокойная вода заводей реки, яркое летнее солнце, в общем рай на земле. От бивака у брода до стоянок в долине реки Чонтор перед началом моренных валов еще один день подъема. Расстояние около 10-12 км.
На следующий день подъем на моренные валы ледника Чон-тер. Выше моренных валов выход на простые скалы, обработанные ледником и незаметно с каменного чехла на тело ледника. На леднике выше ледопад, который легко обходится по левому борту, по снежному склону. Выше движение в связках, через зону несложных трещин в верхний цирк ледника Чон-тер. В верхнем цирке, ледник Чон-тер пологий, почти плоский. Можно наверное даже авиалайнер посадить при желании. Расстояние от стоянок под моренами до стоянок на леднике около 7-8 км.
4.2 Первопрохождение траверса пер. 60-лет СССР 3А (2А) – в.4187м (4202м, Башкортостан, первовосхождение) – пер. ОГК 2А (весь траверс 2А-2Б к.т., максимальная высота 4202м).
Описание прохождения:
Подъем.От места ночевки (высота по GPS-3855м, N42 26,185’ E074 21,560’) двигаемся в связках и кошках по закрытому леднику Чон-тер в сторону перевальной седловины перевала 60-лет СССР. По условиям прохождения ледник закрытый пологий, трещины если они и есть либо сомкнуты, либо сильно забиты снегом. Глубина снега более 30 см. Снег свежий, кругом на склонах видны множество следов схода небольших лавин (ввиду небольших протяженностей склонов), а также схода снежно-ледовых карнизов. Лето выдалось снежным.
От места стоянки до перевального взлета дошли за 15 минут. Уклон до перевального взлета около 25 градусов, от взлета до берга около 40 градусов. От места начала взлета до бергшрунда определяющего сложность перевала дошли за 30 минут. Прохождение берга не вызвало трудностей, так как он практически полностью был плотно забит снегом. Перепад высот от нижней кромки до верхней составил в месте преодоления не более полутора метров. Необходимо отметить, что состояние берга, видимо, может сильно меняться, так как группа, проходившая его впервые оценила перевал как 3А. По условиям прохождения сложность можно оценить в 1Б-2А, но не более.
От берга повесили одну веревку перильной страховки на склоне 40-45 градусов, снег около 15-20 см, глубже лед. Страховка на ледобурах. Конец веревки не дошел почти до начала перегиба и начала снежной мульды. Мульда практически вплотную примыкает с снежной седловине.
Седловина перевала 60 лет СССР узкая снежно-скально осыпная. Высота по GPS 4071м, (N42 25,850’ E074 21,507’). Тур с запиской находится западнее в разрушенных скалах. Место под палатку найти при желании можно в мульде севернее, но делать этого не имеет смысла, так как проще с перевала спуститься в любую сторону (на юг или север). Всего на подъем от места ночевок до перевальной седловины группа затратила 1час50мин. На перевал вся группа взошла очень рано в 9:30.
Так как на преодоление перевала 3А планировалось гораздо большее время, чем было затрачено, было принято решение выдвинуться с разведкой в сторону вершины 4187м. Путь просматривался частично и представлял собой снежно-ледовый гребень с выходами скал. Группа имела все необходимое снаряжение и опыт для проведения возможного первопрохождения данного участка. Через 200-300 метров от перевальной седловины группа вышла на пологий снежно-ледовый гребень выводящий к вершине. На гребне мощные снежно-ледовые карнизы на северную сторону. До вершины 4187м (по GPS высота составила 4202 метров, N42 25,821’ E074 21,235’) от перевала 60 лет СССР потребовалось 1час35мин ходового времени. От перевальной седловины гребень узкий снежно-ледовый, в одном месте мульда с замерзшей большой лужей. Крутизна уклона снежно-ледового гребня до 60-70 градусов, но благодаря глубокому снегу (от 20 до 50 см) движение упростилось из-за отсутствия открытого льда. Движение в связках с одновременной страховкой, использование петель на выступах скал и камней.
Далее гребень положе – 15-30 градусов. От места выполаживания гребня до вершины около 300-400 метров. Тура с запиской на вершине найти не удалось, было принято решение соорудить тур в разрушенных скалах на южной стороне вершины на самой высокой точке и назвать вершину «Башкортостан» имеющую высоту 4202 метров по прибору GPS и 4187 метров по карте. Вершина «Башкортостан» - узловая, находится в главном хребте Киргизский Алатоо, от вершины отходит далее раздваивающийся довольно протяженный отрог, спускающийся к долине реки Западный Каракол, и являющийся водоразделом рек Туюктор и Аптекамтер. Вершина представляет собой небольшое плато, в диаметре около 15-20 метров. Площадка в центре вершины плоская, скально-снежная, как кратер окружена по сторонам невысокими скальными жандармами. Непосредственно на вершине при желании удобно сделать бивак. Никаких следов пребывания человека найти не удалось. С вершины на довольно большом расстоянии хорошо видны пик Семенова-Тянь-Шаньского и массив Короны.
Спуск.
Спуск с вершины продолжили в сторону перевала ОГК по разрушенному северному скально-снежному ребру.
Северное ребро узкое и имеет протяженность около 400-500 метров, с выполаживанием в средней части. Крутизна в среднем 45 местами до 70 градусов. Глубина снега до 50 см. Движение в связках, одновременная страховка через петли на скальных выступах. Организация перил. Время на спуск от вершины «Башкортостан» 4202м до перевала ОГК (GPS-4066м, N42 25,959’ E074 21,091’) – 40минут. Перевальная седловина ОГК (Омская Горная Комиссия) не очень широкая, снежно-скальная, с большой плоской каменной плитой посередине, на которой и находится тур с запиской. Перевал имеет сложность 2А, что на мой взгляд вполне этому соответствует. Спуск в сторону места ночевки на леднике Чон-тер не представляет технической сложности. Перевальный взлет склона перевала ОГК имеет уклон около 35 градусов и протяженность 300-400 метров до пологого тела ледника Чон-тер. Немного выше средней части склон имеет два бергшрунда, которые хорошо просматриваются по пути спуска и полностью забиты снегом, и не представляют ни какой трудности. Единственное на что группе пришлось обратить особое внимание – высокая лавиноопасность склонов. Движение все-же пришлось осуществлять в связках (трещины), но раздельно и с наблюдением – одна связка ушла раньше и полностью спустилась в безопасное место, только после этого начала спуск вторая связка. Спуск также из соображений лавинной опасности проходил по линии падения воды. Спуск с перевала до места ночевок занял 45 минут.
Рельеф по участкам:
Особенности прохождения траверса:
Траверс вершины Башкортостан представляет интерес, как с технической, так и обзорной стороны. С траверса открываются виды на долину реки Западный Каракол на юге. На востоке видны пик Семенова-Тянь-Шаньского, Корона, на севере часть долины реки Сокулук. Представляет неплохой вариант для акклиматизационного кольца. В плохую погоду ориентироваться на гребне не сложно, но найти лагерь на леднике Чон-тер (если выход радиальный), в случае отсутствия следов, задача практически не решаемая, ввиду большой его площади и отсутствия на нем ориентиров. Запас по времени на прохождение траверса не требуется, но необходимо учитывать, что путь аварийного схода с траверса только гребневой, так как непосредственно на ледник на северную сторону он опасен из-за нависающих карнизов, трещин и лавиноопасных склонов. Спуск с траверса на южную сторону очень труден из-за сложных крутых скал. Ночевки на гребне возможны, но не целесообразны.
Описание тактики прохождения траверса:
Прохождение по гребневым участкам проходило в связках, с одновременной и попеременной страховкой через петли на скальных выступах, а также перильная страховка на крутых участках. На подъеме на пер. 60 лет СССР использовалась перильная страховка. Движение по лавиноопасным склонам по линии падения воды, раздельное с наблюдением.
Технические фотографии по траверсу пер. 60 лет СССР, в4187м (4206м, Башкортостан) и пер. ОГК:
Продолжение >>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||