Горы мира > Сибирь >

По льду Байкала. 2005г.

Продолжение (Начало здесь)

9 марта. Зама!

День пешки под углом к мордотыку, с одной стороны, оказался несколько легче наших вчерашних подвигов, но, с другой стороны, был достаточно утомительным. Неоднократно поля торосов подправляли практически прямую линию нашего движения на виднеющийся вдалеке мыс. Когда, наконец, к 15.30 мы подошли к берегу, преодолев 23-25 километров, усталость уже давала о себе знать. Поскольку был ветер, то пришлось одеться достаточно тепло, поэтому внутри всё было практически мокрое от пота. Теоретически на берегу должен был оказаться кордон национального парка, что и подтвердилось. Стоит такая избушка, из её трубы идёт дымок, лает собачка. Захожу в избушку, в ней уже сидит Дима и пьёт чай. Топится печка. Тепло.

«Хозяином» дома оказался Толян. По всему виду этого небритого и охрипшего аборигена было видно - он с сильнейшего похмелья. Пара комнаток, на одной из стен висит рыбацкая сеть - такая вот местная эстетика. Пьём чай. Подходит Доктор, по виду которого понятно, что замаялся он прилично. Толян буквально уговаривает нас переночевать у него. Видимо, тоска, и пообщаться охота, а может быть, и нальют чего гости. Лично мне оставаться здесь не хотелось, и в принципе можно и нужно идти дальше. Но, однако, мы мокрые как курицы, тепло подразморило, и холодная ночёвка в палатке с мокрой снарягой начинает казаться не лучшей перспективой. Дима принимает решение – остаёмся. Тепло - это очень хорошо. Рассказы аборигена про отрезанные у кого-то головы и медведей, в которых стреляли чуть ли не с крыльца, наполняют «оптимизмом». Толян бреется, и - о чудо! У него оказались вполне приличные брюки, рубашка. Переодевшись, абориген идёт бухать дальше в деревню Зама, а нас оставляет на хозяйстве, предложив сварить конину и починить выбитое накануне окошко. До вечера чиним снарягу - кто что. У меня есть уникальная возможность поспать в комнате Толяна, оставив за тонкой перегородкой храпящих монстров в человеческом обличье. Выспаться удалось на 2.6-3 балла, тем не менее, похоже поспал немного. Толян из деревни так и не пришёл, что было просто блистательно, поскольку были реальные перспективы заполучить пьянку в ограниченном пространстве.

Утро на мысе Арал
10 марта. Новые впечатления!

Погода наладилась. Солнышко светит, идётся вполне прилично. Проходим мимо мифической деревни Онгурён. По льду иногда шастают рыбаки, стоят рыбацкие домики. Раз остановились на перекур возле проруби, в которой, наверное, стояла сеть. К нам подъехали местные «олени» на мотоцикле, мирно с ними пообщались….

Самые интересные события начались после обеда, который закончился в около 15.30. Впереди лежал мыс Кочерикова, нам, чтобы дойти до него, надо было обойти прижим, по карте это 15 км! Представьте себе: однородная монолитная скала длиной 15 км! Байкал - это потрясающие масштабы. Ну вот, хреначим себе вдоль него (прижима) и хреначим. Идётся нормально. Большие поля абсолютно ровного льда, покрытого тоненькой плёнкой хрустящего снежка, по которому с лыжи едут просто отлично. Набираешь темп, выходишь на крейсерскую скорость и получаешь моральное удовлетворение.

Потихонечку подкрался вечер. Верх прижима освещают последние лучи заходящего солнца, такая спокойно-умиротворённая вечерняя энергетика. Мороз ощущается не очень, температура примерно -20,-25. Холодает, и надо одеться теплее. Но что удивительно: идём, идём, идём, а прижим в принципе не хочет заканчиваться.

Вечер близко, жильё далеко
Мистика какая-то. И становится ясно, что до темноты мы его проскочить не успеем. Далеко впереди по льду движется четвероногая тень. И вот в контексте того, что до жилья очень далеко, прижим бесконечный, да и следы звериные кругом, приходит мысль, что это волк! А мы достаточно неприлично с Димой оторвались от Доктора, идущего далеко позади с отставанием 6-7 минут. Догоняю Диму, показываю ему на четвероногого и говорю, что по идее надо подождать Витю. Чем черт не шутит, съедят его ещё между делом. Дождались Витю. Потенциальный волк пробегает мимо. Идём дальше, опять растянулись. Тут уже два волка впереди. Опять поджидаем Виктора когда четвероногие пробегали мимо, мы заорали и замахали руками. В ответ услышали гавканье. Ё - моё, это собаки! Волки, вроде, не гавкают. Что они тут делают? До ближайшего жилья больше 15 км!

Предлагаю встать на ночёвку у виднеющихся в нижней части прижима деревьев. Дима хочет идти до конца прижима и становиться на ночёвку чуть ли не затемно. Идея не кажется мне здоровой. Мы уже серьёзно измотались, а лагерь ставить по темноте – бред какой-то. И зачем? Начальник соглашается с моими аргументами, и мы ломимся к оазису из нескольких деревьев и кустов, притулившихся прямо посередине гигантского скального прижима. Только поставили лагерь, как сразу опустилась темнота. Какие мы молодцы! Вовремя поставили лагерь, да и с дровами откровенно повезло. Залезая в спальник, в отличный пуховый спальник, который не так давно ходил выше 7000, я иронично смотрел на Витю, который надел на себя всё, что похоже было возможно. У меня-то правильный спальничек, и мне будет хорошо! Как я был не прав. Только лег, снизу меня, несмотря на два коврика, прямо стукнуло пробивающей волной холода… Ничего себе! Подстилаю под себя пуховку, помогло на пять минут. Опять волна холода…

Монстры уже храпят. Изверги! Вся ночь прошла в бесполезной борьбе с холодом под храп опричников. -35 за бортом.

11 марта. Нас ждут великие дела!

Долгожданным утром не поленился даже растереть ноги, замёрзшие на фиг в двух тёплых носках. Короче, практически не спал. Имеем хронический недосып с момента отъезда. Разогревая на костре кружку с застывшим на дне чаем, опалил в костре перчатку. А позже слегка подпалил штанину. Вот что значит сонным быть. Но жить можно и нужно.

Шлось конечно хреново, но шлось. После обеда дошли до кордона Байкало – Ленского заповедника. И вправду кордон, стоящий, как за стеной крепости, на высоком обрывистом берегу. Фактически несколько домиков. Понимаем, что измотались уже серьёзно, надо бы сделать полуднёвку, и неплохо было бы переночевать в тепле на кордоне после сегодняшней экстремальной ночёвки. Но реальный расклад такой: да, нас пустят обогреться до вечера, но вечером приезжает начальство с инспекцией, поэтому на счёт ночёвки вопрос можно решить только с ним. Обогреться - и то хорошо, а вечером, может, хрен кто нас выгонит - ну не изверги же они. Мне надо спать, я хочу спать, надо выспаться….

После обеда Дима убежал на разведку зимовья, про которое рассказали егеря. Если он его найдёт, то у нас точно будет, где переночевать в тепле. Пытаюсь заснуть, а Витя опять меня опережает. Ему только стоит опустить голову на подушку, 40 секунд - и уже храп. Инстинкт или техника доктора на дежурстве, отработанная годами. Ну нет, этот номер сейчас не пройдёт, бужу его и говорю: «Виктор, (нецензурное слово), мне надо спать, потерпи, пожалуйста. Только прикорнул, заходят люди, хватают рацию и начинаются переговоры с большой землёй. Орёт в полный голос какая-то тётка, выдавая указания по хозяйству какому-то мужику в Иркутске. Сон накрылся медным тазом.

Дима пришёл хорошо поддатый. Он нашёл зимовьё, до него 1,5 км, всё нормально. По дороге помогал каким-то мужикам вытащить из заноса машину, и ему эти «сволочи» налили 200 грамм водки. Заставили бедного выпить, а он, наверное, упирался изо всех сил, но не помогло.

Подъехало начальство, мы собираемся и уходим. Один из мужиков уважительно нас провожает и говорит: «Прямо как первопроходцы». Да, такие вот мы крутые мужики-стальные яйца, но вот только спать очень хочется. Напоследок Виктор умудрился у егерей стрельнуть 1 кг сахара, чем ликвидировал практически единственную небольшую недоработку в моей славной раскладке.

Вечером один из первопроходцев, который выпил грамм 200, пытаясь набрать воды в трещине среди торосов, утопил котелок. Ну, и бог с ним - переживём. Главное, сам не искупался. Лежит теперь наш котелок на дне Байкала на глубине метров 600.

Зимовьё на мысе Онхолой
Ночевка в зимовье была просто райской. Главное, я выспался, применив супертехнику. Лёг спать на 20 минут раньше монстров, и пока они пили вечерний чай, я уже успел заснуть.

Как описать словами музыку дров, горящих в буржуйке, когда просыпаешься рано утром? Такое потрескивание, гул печки и сосновый запах. Печка, это прекрасно. Ночью опять был дубак не меньше вчерашнего. На этом фоне 0 в зимовье просто Гавайи – не зря Дима вскакивал всю ночь через каждые 2 часа и подкидывал дров…

12 марта. Уха на метеостанции.

По плану у нас 35 км на сегодня. На этом участке маршрута снега практически нет, и дорога относительно точно повторяет линию нашего движения. Решаем идти пешком, это должно отвлечь от уже слегка поднадоевших лыж и нагрузить другие группы мышц. Идётся пешком просто отлично, Виктор стал меньше отставать. Мы идём вдоль гигантского серповидного участка берега, окаймлённого горами. Горы в среднем около двух километров высотой. С учётом того, что Байкал расположен на 500 метров выше уровня моря, горная цепь, покрытая снегом, возвышается над нами на 1,5 километра. До гор не больше 10 км, поэтому визуально они кажутся достаточно большими и массивными. Идём от мыса до мыса. Цель виднеется вдалеке тоненькой полоской.

Когда до мыса Покойники остаётся две ходки, нас подбирают на «уазике» фольклорные рыбаки из деревни Онгурёны. Расчёт их прост: они нас подвезут, а мы, может быть, им нальём. Вид у них, естественно диковатый и бандитский. Аборигены прекрасно знают всех по имени, кто, где живёт. Достаточно странно слышать из уст такого типажа рассуждения про большую науку. Да, вид у них, конечно, дикий, но они вменяемы и далеко не идиоты. Выгружаемся. На просьбу-вопрос, а не найдётся ли спирту, реагирую достаточно правильно. Просто говорю, что такие вопросы решает начальник. А начальник в этих местах - дело святое. Дима сказал, что спирта нет.

Метеостанция стоит прямо на берегу Байкала. С запада она окружена горной цепью Байкальского хребта, а на другой стороне Байкала видна горная цепь, симметрично понижающаяся по краям, – полуостров Святой нос. Мы в центре этой суровой ледово-горной реальности. На метеостанции «Солнечная» нас встречают, как полагается. У Димы с этим местом связаны самые теплые воспоминания. Предлагают переночевать в домике с кирпичной печкой. После зимовья это просто реальные хоромы. Встречал нас мужик, а после подошла такая очень скромная девчушка и помогла нам разместиться.

У нас настроение начинает достаточно резко подниматься: день прошёл нормально, план сделан, у нас есть домик для ночёвки. Может, и банька будет. У меня рождается идея: «Мужики, а может, омуля купим?» Что за бред - ходить по Байкалу и не поесть омуля. Обсуждаем вопрос с девушкой. Да, омуль есть, по 5 рублей за хвост. После бурной дискуссии решаем купить десяток. Девчушка, а на вид ей лет 18-19, приносит рыбу, я ей отдаю 60 рублей, 10 рублей потом занесла - честная патологически.

В очередной визит девушки обсуждаем вопрос о бане. Для этого нужно попросить мужиков натаскать воды. Дима спрашивает, кто начальник, чтобы решить вопрос с баней. Девчушка, потупив так скромно глаза, тихим голосом говорит: «Ну я начальник станции». Мы в шоке, просто теряемся… Вот это прикол. От бани, в итоге, решили отказаться, чтобы не сбивать рабочий настрой организма.

После этого эпизода Дима заявляет: «Ты видел! Какие у неё глазки!» Виктор что-то тоже говорит в этом же духе. И вообще, какая чудесная девушка и т.п. У ребят явно… , даже не знаю, как назвать. Девчушка абсолютно обычная, даже слегка прозрачная. Да… отсутствие женского пола явно начинает сказываться.

Нас с Виктором охватывает какая-то эйфорическая лихорадка - у нас имеется рыба, и мы её будем готовить и есть! Обожремся! Раскладка, несмотря на всё своё совершенство, уже надоела. Виктор заявляет: «Уха без водки – рыбный суп!» Мы очень много говорим и производим какие-то не очень нужные действия. Дима предлагает нам угомониться, не суетиться и т.п., но нас с Витей почему-то колбасит. В итоге Виктор занялся ухой, а я пошёл прогуляться. Совершил аморальный поступок - стрельнул у аборигенов сигарету и покурил. Испытал давно забытые ощущения, когда от сигареты начинает кружиться голова и т.п. Не просто закружилась, а реально поехала. Меня назвали предателем за совершение аморального поступка. Дима не курит, а Витя бросил пару месяце назад.

Уха получилась на славу!
Я единственный, кто умудрился не обожраться, как-то нашёл силы остановиться вовремя. Счастье есть!

Утро на метеостанции «Солнечная»
(мыс Покойники)
13 марта. Заворотный.

Первые пару ходок дались нам достаточно тяжело. Очевидно, что сказывалось вчерашнее вечернее обжорство. Постепенно рабочий ритм наладился. Идём опять пешком по ледовой дороге вдоль берега. Наша цель – тоненькая полоска мыса виднеющаяся вдали. До неё опять 35 км. Пару слов нужно сказать о порядке нашего движения. С учётом того, что ходки у нас были, как правило, гигантские (на лыжах по 1,5 часа, пешком - по часу), а естественный темп движения у всех был разный, к концу ходки мы сильно растягивались. Дима приходил первым, я приходил с отставанием от него на пару минут, а за мной минут через шесть подходил Доктор. К концу ходки Дима для меня был точкой среднего размера впереди, а Виктор вообще маячил маленькой точкой на горизонте. Вопрос, как идётся Виктору, меня интересовал практически всё мероприятие чего ему на самом деле это стоило, оставалось тайной. Очевидно, что ему было тяжело, в особенности вначале, когда был период втягивания. Доктор обычно подходил к нам окутанный облаком пара, весь в сосульках. Как-то раз в дежурном порядке спрашиваем у Виктора (который разогнался как трамвай, и вроде даже и не хочет останавливаться на законный отдых): «Виктор, как идётся?» На что он, остановившись, абсолютно искренне отвечает в сердцах: «Вы – то, блин, кони! А я! Я! Старый, заезженный ослик!» Пару дней после этого вспоминал эту фразу сквозь смех и слёзы.
Но надо отдать ему должное: человек-машина - идет медленно, но верно…

Подходя вечером к мысу Заворотный, чуть не пролетели нашу цель. База скрывалась в лесочке, не совсем в том месте, где мы её ожидали увидеть. Она очень гармонично вписывается в линию берега, и место просто потрясающее по красоте. Прибыли в 19.00 нормально, сделали план - 35 км. За последние три дня мы прошли около 115 км. Вошли в рабочий ритм. Но появились и проблемы: Дима, геройски ходя без очков, достаточно сильно подпалил себе глаза солнышком, Виктор стёр себе ноги, и этот процесс продолжается. Во - первых, ботинки у него были не очень расхоженные, и, плюс к этому, после попытки высушить их у печки в зимовье у одного ботинка скукожилась пятка.

Мы сильно устали. Дима хотел спать, поскольку из-за необходимости рано вставать он нарушил свой естественный цикл «совы». И хотя Володя, охотинспектор и сторож на Заворотном, принял нас хорошо, общение с ним, как мне показалось, нас подзагрузило и сбило с рабочего лада. Он как-то интересно стягивал на себя наше внимание и, ведя вроде безобидные разговоры, не давал расслабиться. Слушая Володины философствования, вынес для себя важный урок: мои проблемы с коленями из-за того, что лёд очень жёсткий для ходьбы, а мы пешком прошли уже 70 км. Принял решение завтра опять встать на лыжи - это должно помочь снять нагрузку с суставов.

После ужина хозяин угостил нас расколоткой: мороженый омуль «разбивается» молотком, а после этого кусочки рыбы едят с чесноком, луком и солью. Очень оригинально и, главное, вкусно. Вот пивка бы ещё по баночке к такой красоте.

14 марта. «Халявный» день!

Теоретически мы поспали в тепле, всё нормально и т.п. Но день начинался как-то хреново. Во-первых, мимо проехала машина, на которой мы рассчитывали подъехать. Наверное, мужик забился рыбой до отказа. Плюс я ещё где-то просохатил лёгкую перчатку, надел на руку обычный х/б носок взамен. Можно было по-разному это объяснять, но дело в том, что шлось как-то очень странно, сил особых не было и т.п. Может, мы хорошо поработали в предыдущие дни? Три по 35, итого 115 как-никак? И вот, выйдя за мыс Заворотный, прошли ходку. Виктор, глядя на меня, идущего на лыжах, тоже решил пойти на лыжах. Но у него не получилось, ноги стёрты серьёзно, и на лыжах совсем больно. Доктор попробовал надеть бахилы и идти в них на лыжах.

Вышли на вторую ходку, и Витя как - то совсем отстал, решили мы с Димой его подождать. Приходит Виктор. и тут мы ни на нём, ни на его суперволокуше не видим лыж. Оказывается, Доктор их просто не привязал к волокуше после неудачной попытки идти на лыжах. Положил лыжи рядом и ушёл! Ё – мое, вот и крыша уже начинает ехать на ровном месте. Что делать, пошёл Виктор за лыжами, оставленными километрах в трёх – четырёх позади.

Обсуждаем с Димой ситуацию: время потеряли, идётся хреново, Виктор стёр ноги. До Елохина сегодня нам дойти малой кровью не очень реально. «Ладно, - говорит Дима, - сегодня халявим. На половине дороги в километрах 18 от Заворотного должно быть зимовье, идём до него и там ночуем, то есть идём без фанатизма.

Виктор подъехал на «булке» - «уазике», гружённом рыбой. Он забит до отказа, и нам там места нет, хорошо хоть Витю подвезли. Подумали и решили идти на перекусах если мы идём всего лишь 18 км, то полноценный обед смысла делать нет.

Лично мне идётся достаточно плохо, такое ощущение, что погода портится, а мы растянулись ну совсем неприлично. Дима далеко впереди, Виктор едва виднеется где-то сзади, горы, слева по борту, совсем застыли на месте. Мы что, никуда не двигаемся?! Начались проблемы с креплениями на лыжах. И Дима, как назло, упилил. Я понимаю, так ходить можно, когда нормальная погода, у всех всё в порядке, ритм движения боевой, но сейчас это кажется очень неправильным.

Провожу анализ. Что реально мы имеем? Впереди ещё не меряно километров. Отставание от запланированного графика – 1,5 дня. И, возможно, пять дней на маршруте впереди. Один фактически без глаз, другой без ног, третий тоже имеет проблемы с ногами. Естественно, у всех кое-какие проблемы снаряжением и некоторые из них имеют реальную негативную динамику, погода начинает портиться. Фактически маршрут оказывается достаточно сложным, и Байкал нас уже нормально потрепал. А мы ещё идём как, на курорте.

Пытаюсь догнать Диму и предложить собраться. Он пилит с такой скоростью, что это просто не реально. Начинаю кипеть, но успокаиваюсь, подойдя к нему, когда он встал на очередной «перекур», и излагаю моё понимание ситуации. У нас реальные проблемы, а мы этого не осознаём, и надо хотя бы начать ходить вместе для их компенсации, поскольку быстрее, чем ходит Виктор, мы все равно никуда не уйдём. Как известно из теории анализа систем, система не надёжнее чем её слабое звено. Дима соглашается с предложением ходить компактной группой.

Выпускаем Виктора вперёд и начинаем идти за ним. Небольшой снежок, поэтому Вите приходится прокладывать лыжню. Вот уж точно «битый не битого везёт!» Виктору идётся хуже всех, а он ещё и тропит.

Желанная цель приближается, и на мысе Елохина мы должны быть около 19.30. Сумерки начинают опускаться, поэтому снег внизу расплывается, дна не видно, и как бы паришь в белом бездонном пространстве. Настроение нормальное. И тут, несколько позади нас (километрах в 2-3), прямо у берега наблюдаю двигающуюся колонну. Маленечко охренев, насчитываю 5 точек, двигающихся «гусеницей». Это очень много при обычной плотности движения одна две машины в сутки.

Это что новые буряты на «Мерседесах» по Байкалу катаются!? Колонна подъехала к устью замёрзшей речки, впадающей в озеро, и остановилась. Колонна и колонна, а нам по хрен, нам и так идётся нормально, пускай едут лесом. У ребят настроение аналогичное.

Как ни странно, «гусеница» приближается к нам и - о чудо, состоит она из двух «уазиков», замыкающих её спереди и сзади, и трёх мотоциклистов посередине. На мотоциклах сидят очень экипированные парни, люльки пустые.

Французские бэтмэны
Подъёхали к нам, остановились. На мотоциклах наклейки «Motion kadet», «intermedika». Дима пошёл на переговоры, я сижу, и мне по барабану - «пускай едут лесом». Дима говорит, что это французы, с русским сопровождением. Они предлагают нас подвести до Елохина. Подхожу поближе. Странные такие ребята в просто потрясающем прикиде. От них прямо какая-то сила исходила.

Говорю: «Hi! We are from Russia, Novosibirsk». Тут подбегает ещё один, одетый по-другому, наставляет на меня видеокамеру, по формату близкую к профессиональной. «How many days you are going?” Пытаюсь прикинуть: «We are seven days on the route”… Так маленько, пообщавшись, мы стали грузиться. К нашему удивлению француские мотоциклисты помогали нам рюкзаки и волокушки упаковывать в «уазики».

И вот мы мчимся к Елохину, я пытаюсь понять: а спать-то мы где будем. Дима говорит: «Они едут в зимовье, а мы так, палаточку рядом поставим, пообщаемся.» Такая перспектива меня не очень радует, но едем и едем, там посмотрим. Не совсем ясно, но у них какой-то очень странный состав группы: вроде художник, писатель, фотограф, и едут они вокруг Байкала. Ну, это мы дальше разберёмся.

Подъезжаем к Елохина, французы устраивают настоящее шоу возле берега со съёмкой мотоциклов, нарезающих круги на одном месте, потом с рёвом заезжающих на мыс. Нас встречают прямо как участников их коллектива, и, что замечательно, нам тоже достаётся домик с печкой. Вся эта история нам прямо эмоциональной «инъекцией» стала. Видно, хоть и относительно недолго мы на маршруте, но небольшой состав группы и его медитативность делают своё дело.

Всё классно! У нас домик с печкой, дымящей во все дырки из-за сырых дров.
Пили ледяной коньячок, кушали тушенку с картошечкой и предваались таким это искренним оценкам, воспоминаниям. Кто что думал про поход в начале, и что из этого реально получилось. Нам хорошо. Вот так и финал «халявного дня». Я же знал, что, халявы, в особенности планируемой, в походе может не оказаться.

14 марта. Мы едем, едем, едем!

Согласно достигнутым вечером договорённостям с французской группой, мы должны выехать в 9.00. Однако к нам зашёл их русский сопровождающий и сказал, что едём в 8.00. Ну, в восемь, так в восемь. Выехали, в итоге, практически в 9, поскольку французы парили мозг и ленились быстро собираться. Мы хотим с ними доехать за мыс Мужинай, чтобы, пройдя 18-20 км, оказаться к вечеру на Котельниковском.

Предстартовое общение, фотографирование. Но выезд слегка откладывается: мотоциклы не хотят заводиться. Но, после лёгкого секса с ними русских сопровождающих, всё нормализуется.

Экипировка у французов потрясающая. Когда они полностью одеты, в масках и очках, они выглядят как инопланетяне. Особое внимание привлекли суперсапоги на меху восхитительного по крутизне дизайна. Как мы потом узнали, их делают в Иркутске.

Колонна выстраивается в боевой порядок. Впереди «уазик», в нём едет наш Доктор, в центре мотоциклисты, мы с Димой едем в замыкающей машине. Погода не очень: ветра нет, но и солнца нет, всё белое, дорога покрыта снегом. Дима сидит рядом с водителем, а я с французом Севилья в «салоне». Он у них выступает в роли кинооператора. Есть возможность спокойно пообщаться и разобраться, кто же они такие и кто мы. Общаемся на русско-английском. Он на Байкале 4-й раз, работает, как я понял, корреспондентом в известном еженедельнике «Париматч», группа состоит из художника, фотографа, писателя. Мотоциклы они купили в Иркутске. Спонсирует их компания «Motion Cadet», производящая вино средней ценовой группы. Снимают параллельно фильм для канала «intermedika». И он пишет статью для «Париматч» про людей, которые выбрали философию свободной жизни в гармонии с природой и живут на Байкале. Бедным французам в Париже, живущим в суете мегаполиса и подчиняющихся его ритму, это очень интересно. Статья должна выйти в апреле, а фильм - ближе к осени.

У меня такая идеалистическая постановка вопроса вызывает улыбку, и я говорю ему, что рыбаки, люди на кордонах, заимках и т.п., которых мы видели, живущие в глуши не производят впечатление людей, обладающих возможностью реального выбора. Скорее, они - «заложники» ситуации, образа жизни, своей биографии. (Впрочем, как и все большинство из нас. за редкими исключениями). И пожелай они что-либо изменить, у их вряд ли у них найдётся много реальных возможностей. Например, Толян на заимке национального парка. Сколько шансов у него уехать и жить, например, в Новосибирске? Или бурят, рыбак из деревни Онгурёны. Люди здесь больше заняты проблемой выживания. Так что они, конечно, могут говорить про романтику и т.п., но в большинстве у них особого выбора нет, хотя, естественно, могут быть и исключения.
Моя позиция вызывает интерес, и мы немного дискутируем. Хоп, встаёт мотоцикл. Чинят его, естественно, русские парни, хотя и Севилья пытается порой помогать.

Дима душа в душу беседует с нашим водилой. Проблемы обсуждаются актуальные - про развитие туризма на Ольхоне, про то, как машины проваливаются под лёд, как при этом можно спастись и как это не получалось у некоторых людей - такие трагедии в этих местах случаются с завидной регулярностью. Или у кого-то получалось выбраться, разбив стекло головой в ушедшей под лёд машине.

В какой-то момент наш отличный водитель, рассказывая нам про состав группы и маршрут, говорит, что возглавляет колонну мотоциклистов девушка, работающая в проекте, в котором они летают на вертолёте и делают очень интересные фотографии. Вот, например, фотография сельвы, деревья в которой расположены в форме сердца. У меня в мозгу щёлкает переключатель, и я говорю: “World from above project”. Француз : “Earth from above”! Я: «My friend was in Europe this autumn and seen in Spain the exhibit with pictures from the project». Он показал их мне, и среди них была одна очень интересная фотография - множество голых людей на нудистском пляже. Тут Севилья уже совсем «выпал в осадок» и сказал, что Сайбилле и сделала эту фотографию. Теперь была моя очередь «выпадать».

Да, мир мал, совсем мал. Чтобы осознать ситуацию, представьте, что мой друг едет в Европу, привозит оттуда фотографию с выставки, а я встречаю автора снимка в России, да ещё и посередине гигантского Байкала!

Девушка, безусловно, была тоже в шоке, когда ей рассказали эту историю. Потом, при очередной поломке техники, мы с ней и её друзьями нормально пообщались. Узнал много интересного об их проекте. Это реально супер круто, очень интересные фотографии.

Фото на память
Когда мы доехали до точки нашей высадки, французы, естественно, устроили настоящее шоу. В него входило моё интервью про проблему свободного выбора человека для общения с природой. Виктор просто поработал моделью для французского ТВ, съёмки волокуш лыж и т.д. Нормально попрощались, и напоследок была просто потрясающая съёмка момента, когда мимо Вити и Димы, пытающихся изображать уверенно двигающуюся колонну, проносится крутой француз на мотоцикле. Потом колонна превратилась в гусеницу, гусеница в точку, точка просто растворилась в линии горизонта.
Под вечер, всё-таки ощутив усталость, несмотря на сокращённую ходовую программу, мы подошли к Котельниковскому. Основная интрига - пустят ли нас ночевать, поскольку тут уже элементы цивилизации, горячие источники, и, соответственно, таёжные порядки гостеприимства могут не действовать. И, как правило, не действуют. Был поражён подъезжающими к мысу со стороны Северобайкальска гружёными «Камазами». И их лёд выдерживает. На «котелке» стройка. Строят небольшую «дачку» стоимостью несколько миллионов долларов. Ура! Строители пускают нас к себе ночевать!

После палатки, зимовьев и т.п. ортопедические матрасы «cotton» с цветастыми подушечками в комнате, оклеенной обоями, выглядят просто ирреальной роскошью. Интрига следующая - пустят ли нас в душ. Как выяснилось, должно подъехать очередное мифическое начальство, и поэтому, скорее всего, нам вход «заказан». На Котельниковском горячие источники, и естественные «ванны» есть прямо у берега. В принципе можно искупаться и там. Организм просто требует помыться, оказавшись в относительной цивилизации. О чудо! в 22.00 вопрос решен, и мы идём в душ!

Сказка продолжалась: «душем» оказались абсолютно курортные горячие источники. Представьте себе зимний сад с экзотическими растениями, мягкое освещение, длинный петляющий неглубокий бассейн метров 15-20 с голубой подсветкой. Мы после нашего холодного приключения, абсолютно на халяву в таком божественном месте. Наши эмоции описать невозможно. Мы в настоящем Оазисе посреди льдов и зимы. Вспомнился эпизод описанный Стругацкими в «Граде обречённом», когда Воронов с Изей Кацманом оказались в оазисе после длительных мытарств.

Пловчик, просто правильный пловчик с зирой, красным сладким перцем и барбарисом, с самодельной тушёночкой, был последним аккордом длинного дня Байкальских бродяг.

15 марта. «А все кончается…»

Проснулся я с видом из окна на бескрайний Байкал. Утренняя полудрёма развеивалась восходящим солнцем, подсвечивающим всё красно-розовым. Это было прекрасно.

По рассказам строителей, перед нами у них гостила группа лыжных туристов из Великого Новгорода. Они ушли на пик Черского и должны были вернуться на днях. В подтверждении этого утром за кроватью нашли «имитацию лыжного носка» из дюраля. Поняв, что её потеряли новгородцы, нацарапали на ней «Привет из Новосибирска», ссылку на Димин сайт и воткнули карту Байкала с пройденным нами маршрутом. Только мы завершили эту операцию, как в комнату стали входить загорелые, румяные, здоровые прекрасно экипированные парни и представляться: «Саша, Саша, Саша, Саша...» От них веяло таким бодрым задором. Прямо как богатыри из сказки. Видно было, что это мощная команда! Так мы встретили новгородцев, и это было ещё одно позитивное событие. Ребята идут лыжную 6-ку, и им остаётся на заминку пересечь Байкал и дойти до горячих источников Хакусы.

С Новгородцами на мысе Котельниковском
Дима и руководитель новгородцев прямо вцепились друг в друга. Оказалось, что они заочно знакомы. Димину фотку даже видели в интернете и оказалось, что в реальности он такой же.

Мы посидели, пообщались и выпили с ними настолько чудно, насколько могут побухать люди, которые в принципе делали одно дело, едины по духу. Которым есть что рассказать, поскольку накопили пережитое в себе, и которые маленько истосковались по дополнительному общению.

После застолья наши коллеги отправились восстанавливаться в горячие источники, а мы на сели на «Камаз» и уехали в Северобайкальск. На следующий день мы с Доктором, сделав запасы омуля, уехали в Новосибирск, куда должен был подъехать через пару дней Дима.

На самом деле, окончанием похода для меня явилось посещение симфонического концерта через пару дней после приезда в Новосибирск! Только сидя в мягком кресле концертного зала, я смог оценить как красоту и божественность музыки, так и суровую, дикую зимнюю Байкальскую реальность, в которой посчастливилось побывать…