Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Кашель Александр под редакцией Александры Ивановой, Киев.

Радиоэкспедиционный проект
«Зимние Горы Украины – Траверсы Вершин»
Карпаты
Черногорский хребет
2010 г.

Квази-отчет.

Предисловие.
Ритм жизни и, в частности, работы не позволяет писать «по горячим следам». Ну и что... даже в такой ситуации можно найти позитив – через пару недель, когда впечатления начинают стираться, вдруг, пальцы, бегающие по клавиатуре, воскрешают события и главное – эмоции, рожденные выездом. Да – случившееся событие вернее назвать выездом, чем радиоэкспедицией «как она есть» по ряду причин. Но причины эти весомы для прожженных радистов, а как может объяснить альпинист или горный турист наличие в рюкзаках кучи радиостанций, мотков проволоки, блоков аккумуляторов и... удочки!?

Да это же радиоэкспедиция!!!
Задумка была в сочетании классической полевой работы в эфире и траверса цепи высших вершин Восточных Карпат зимой. Забегая вперед скажу, что просочетать без ущерба чему-то одному очень сложно. Да тут еще трудовой режим чуть не превратил зимнее мероприятия в весеннее. А скрывать нечего – альпинизм в Карпатах может быть только зимний и он же единственный. Здесь никто не станет спорить с классификационной комиссией – с весны по осень Восточные Карпаты превращаются в дождливый рай пешеходника.

Предыстория... ну очень похожа на электрон. Вроде бы вот - она, но в каждом конкретном месте вроде бы как и нет. Она размазана между первой, детской еще, бессонной ночью в эфире, первыми отроческими головоломками «как бы растянуть антенну между двумя многоэтажками с паутиной проводов?» и первым предложением взять с собой трансивер в горы, пару лет назад.

Отправной точкой можно считать коллективное решение команды «Traverse-team» на кануне этой зимы: «В радиоэкспедицию!» Повторять в который раз зимний выезд на Эльбрус или в Крым не тянуло. А вот Карпаты... такого мы там еще не делали!

Да... была радиоразведка пару лет назад, но летом. А тут – покушение на радиотраверс цепи высочайших вершин Восточных Карпат зимой. Без выгадывания окна в погоде – как только отпустят на работе.
Безусловно, этап подготовки имел место быть! Начина с символики и аппаратуры и заканчивая снаряжением и тренировками. В подготовке своя прелесть - погружение в предвкушение. Ощущение, что чем глубже погружение, тем ярче переживание самого выезда. Особенность подготовки заключалась в разбросанность команды: расстояние от Киева до Житомира часто давало знать о себе.

Ключевое слово - команды. Нас трое – Саша, Николай и Шура, автор повествования. Несмотря на то, что обязанности тяготели к равномерному распределению, векторы распределились так: первый – капитан, второй – радист, третий – штурман. Архивариуса из штурмана не вышло – на втором дне записи в бортжурнале закончились. Даже погода, проставленная по недельному прогнозу, не корректировалась – уж слишком все совпадало. Тем не менее, постараюсь воспроизвести события в виде дневника и от своего имени, особо не придерживаясь стандартной отчетной формы. Однако, редактирование мы делали сообща - втроем, также вставляя технические моменты из дневника Николая. А детальный технический отчет команда представит отдельно, сейчас же хочется упустить как можно меньше, двигаясь по еще свежим следам.

12.03.10 Пятница.

Отъезд из Киева. Аппаратура, экипировка и «забегания вперёд».
Да, нас таки трое... группа поддержки, на которую мы так рассчитывали, так и не состоялась. А задумка была интересной – организовать нечто типа базового лагеря, откуда группа поддержки сможет обеспечивать плановую связь и ходить маршруты на свой вкус, пока мы будем совершать свой траверс. Что ж – будет наш автоном автономнее
 Тем более, что на «большой земле», в городе герое Монастырище, есть человек, готовый «вести» нас эти девять дней. Каждую точку связи можно пробовать тестировать по договоренности, если будеть покрытие GSM.
Все ли готово по аппаратуре? Николай настолько был сконцентрирован на этом вопросе последнее время, что сомневаться не приходится!

(Все радиохозяйство включало:
портативный трансивер YAESU FT-817 (это основной аппарат) и две носимые - YAESU VX-6 и Icom IC-E90, литий-полимерные аккумуляторы 4штХ4000мА/часов напряжением 11,1В при 15гр С, антены - два не симетричных диполя конструкции HB9SL ''Vertical Polarized 2 Element’’ на диаппазоны 14 и 7 МГц. Кроме аппаратуры для целевой работы в эфире, мы еще вооружились двумя носимыми станциями (YAESU VX-6 и ...) (основная и аварийная) для постоянной контрольной связи со спасателями. По ней мы в течени дня сообщали свои координаты, направление движения, дальнейшие планы, погоду и состояние снега.

А как со снаряжением? Да это уж неведомо какой мохнатый по счету выезд в горы зимой и в Карпаты в частности - много времени на подбор снаряжения не понадобилось.
Снаружи защищались «верхонкой» широкого спектра: Marmot, Millet, Ferrino, Vaude, Pinguin, Marson, Swan, Milo. Поларушки – тоже сборная солянка: Campus, Alpine Pro, Marson, SEC, Viking. Пуховки – Marson, SEC. Спальники – Salewa, Pinguin, SEC. Пластики – Koflach и Scarpa. Снегоступы – TSL, а кошки Grivel. «Телескопы» - Petzl и Ferrino с флик-локами и. Еще и с Buff-продукцией уже свыклись, переоценить сложно.
Если говорить о выбранном снаряжении, то придется немного забегать вперед. Готовили классически – на газу. На трех человек две горелки (MSR и Coleman) - одна запасная или на случай параллельной готовки еды и питья. В среднем уходил один баллон 0,5 л (230 гр) на сутки, при использовании отражательной защиты: на трех человек с учетом топления воды из снега, забивки термосов – Tatonka, Ferrino и незначительной подсушки вещей.
Что касается рациона, то придерживались схемы не далекой от классической – крупяные хлопья, гречка, рис, как основа, разные сыры и соленая рыба, печенье, сушки, мед, сгущенка, а на перекусах – разные орехи, сухофрукты, батончики, кофеты. Нужно заметить, что готовка и сушка внутри палатки сокращает расход, хоть и несколько добавляет конденсата. Что касается самой палатки – решили остановиться на старой испытанной полусфере SEC, в основном из-за высокой стойкости к ветру и снежной нагрузке.
А этого добра прогноз обещал с лихвой. Эта модель палатки весьма неплохо показывала себя в высоких широтах, в свое время и хоть прогресс текстиля уже ушел вперед, каркас работает отлично. Что особо радовало – достаток относительно свободного места для трех человек – и вверх и вширь при весе 4,5 кг. В палатке высотой 0,95 м было бы точно не так удобно. Единственное, чего не хватало немного – так это второго тамбура. Борьба с конденсатом – отдельная тема. Когда удавалось растянуть тент, так чтоб он не прикасался к внутрянке, то было нормально, пока не заметало плотно юбку и не прекращалась циркуляция воздуха под тентом и он под весом снега не ложился. Тогда приходилось поработать лопатами. А вооружены были Salewa и Ocun. Последняя – мультифункциональная, что сказать, но рукоятка при морозе ощутимо холодит из-за отсутствия накладок. Если вернуться к палатке, то скажу, что мы в ходе нашего мероприятия старались максимально использовать дополнительную защиту от ветра и снега – будь то колыбы (летние лачуги чабанов), сараи или просто полупещеры в снегу. Важно было защитить оборудование от сырости и холода, да и повышения комфорта поднимало боевой дух. Как известно, даже мелкие неудобства могут накапливать со временем психологическую уталость. А при учете, что март выдался в Карпатах в это время совсем не весенним – низкие температуры, практически постоянные осадки в виде снега , ветер и туман с изморозью (точнее, высота нашего маршрута совпадала с низкой облачностью) – соответственно, плохая видимость, постоянное накопление снежной массы и повышение лавинной опасности.
Именно этот комплекс привел к последующему закрытию района для посещения туристами и фрирайдерами. К тому же, в соседнем районе в это же время погибло 10 человек, включая спасателя, во время спас-работ. В нашем же районе было два ЧП, но, Слава Богу, без летальных исходов: в первом случае - при попытке восхождения одного из участников ивано-франковких сборов произошел срыв вместе с кранизом в северо-восточный цирк Говерлы, где восходитель пролетел с карнизом порядка 400 м, который сработал как подушка и чудом обошелся без серьйозных повреждений, во втором случае – групповой выход на карниз со срывом на Петросе.
Здесь тоже обошлось без серьйозных повреждений, на сколько нам известно. Мы оказались одни в закрытой зоне, так как возвращаться и спускаться было намного опаснее, чем «пурговать», ждать схода лавин. Был еще вариант пробовать пробиваться, выбирая менее опасный путь, к спуску по одному из надежных отрогов главного хребта.

А что у нас по средствам навигации? В этих условиях помогали ориентироваться навигаторы Garmin - e-Trex и 76SX, электронные компасы Casio и ATOMIC, карты-пятисотки: генштаб и туристическая «Черногора». Теперь, когда база мероприятия освещена, можно вернуться к событиям. Втроем – так втроем. Режим движения, провиант, топливо и снаряжение были заточены на тройку и внешние изменения ни как не пересекались с раскладками. Перед самым выездом возникли накладки – не доехала поставка с сублиматами, а ее ожидание ставило под угрозу успевание к отправлению поезда. На поезд автор строк таки успел, буквально за десять минут до отправления. Ничего, что без сублиматов – ведь каждый сделал небольшой запас по провианту и разные аппетитные сюрпризы  Выехали из Киева вдвоем - Саша и Шура. Николай же присоединился в Новограде-Волынском, поскольку от Житомира, места базирования, до Новограда было ближе, чем до Киева, плюс время посадки обеспечивало фору для закупки еды в поезд и «швартование» машины на время мероприятия. Таким образом наша компания пополнилась где-то после десяти вечера. А там уж, как говорится, претасовка снаряжения, ужин, «вагонные споры», «железнодорожная вода» и «сны о чем-то большем».

13.03.10 Суббота

Прибытие в Ивано-Франковск.
Поезд прибыл вовремя, по расписанию. Выйти пришлось не сразу – вагон был забит лыжникми, бордерами, дождавшимися под конец зимы снега и матрасниками, которые быстро забили собой выход. Стэпан – наш постоянный драйвер по трансферу из Франковска не смог нас забрать из-за возникших проблем, но как ответственный человек обеспечил себе замену. Мы с комфортом разместились в иномарке и погрузились кто в сон, кто в смакование предвкушения гор, иногда прерываемые общением с водителем Романом. Дорога на равнине успела расстаять и действия мороза и воды было на лицо, точнее на то место, что несколько ниже. Но дальше и выше в горы все выбоины были хорошо залатаны снегом и льдом. Однако эти самые лед и укатанный снег не позволяли сильно разогнаться на серпантинах. И чем более мы приближались к цели, тем более дорога становилась пожа на каток. Перед Яблуницким перевалом мы пересекли полосу свободного от туч неба и успели полюбоваться золотом, заливающим почти нетронутые свежие снега. Но вот и серые гряды туч над самой головой и бешенные порывы ветра, швыряющие машину из стороны в сторону.

Прибытие в Лазещину. В Лазещине пришлось ехать чуть больше, чем ожидали - немного сбивал с толку указатель на Козьмещик «9 км» из центра, хотя мы знаем, что от самого края вытянутой Лазещины, даже от КПП Аварийно Спасательного Отряда не менее девяти км. Решили поставить на память и интуицию, а не на указатель и... выиграли. Около 9:00 прибыли.

На КПП нас вполне добродушно, но настороженно встретили «спасы». Заблаговременный звонок в Говерлянскую и Ворохтянскую службы с подробным описанием задач и целей мероприятия сделал свое дело, тем более, что начальников служб знаем не по наслышке. Нужно отметить, что здесь позитивно относятся к альпинистам, ...да и к горным туристам - тоже, соотвтетсвенно и «книжки альпиниста» просят показать, чтоб убедиться в соответствии заявленным планам, и «маршрутный лист», и по снаряжению расспросят. Да и консультацию всегда дадут.
Важный момент – наличие радиостанций на КПП АСП, объединенных в одну сеть – и Станиславщины и Закарпатья. Так же выяснилось, что лавинная станция под Пожежевской нв той же волне. Зарегистрировавшись и получив контрольный срок мы начали настраивать радиостанции спассвязи на частоты спасателей. Местные станци оказались «тюнинговаными» - с левыми кварцами и неизвестными точными частотами. Поскольку настройкой ведает неместный радист, а связи с ним в данный момент не было, то пришлось попотеть.Это заняло порядка 45 мин – сканеры упорно сопротивлялись. Вот все готово, относительное добро получено, сводка по погоде и состоянию снега есть – можно выходить. Именно выходить, так как дальше КПП для нашей машины ходу не было: дорога превратилась в чисто ледовое сильно пересеченное полотно. Здесь, разве что полноприводный грузовик с цепями и высоким клиренсом справился бы. Дело уже к одиннадцати. А тем временем полосы туч над головами окончательно сомкнулись, северо-восток залился свинцом и пошли снежные заряды. А мы – пошли вперед и вверх, а там...

Прибытие к колыбам под Петросом. Не сильно надрываясь, в два броска, мы дошли до приюта Козьмещик – места, от куда начинаются походы к АВС Говерлы и Петроса. По дороге несколько раз встречали растянутую многочисленную группу из Черновцов. Оптимизма у них, как и у нас, было пока что хоть отбавляй. На встречу, наоборот, спускалось пару двоек – довольно упаханных, с досадой и скепсисом в глазах. Они сходу предупредили, что идея наша провальна – и по всему маршруту и даже по Петросу в частности. Петрос перед этим откидвал атаку за атакой. Плохой видимостью, снежными досками на подступах и льдом, холодным шквальным ветром до самой вершины. Сказали, что есть шанс, если есть кошки, буры, веревки и нормальные ледорубы. Мы в ответ невольно переглянулись, вспомнив черновчан, пытающихся закрепить на безрантовых ботинках «автоматы» на бобслейной дороге от КПП. У ребят точно выросли шансы попасть на Петрос! Юмор, конечно, мрачный...

Лучший способ поднять боевой дух – вкусно и вовремя подкрепиться. Высмотрев неподалеку кунг и навес с лавками и столом возле костра взяли курс на этот объект. Мы вежливо пропустили вперд черновчан и не менее вежливо осведомились о наличии квази-хозяев кунга. Наружу вышел парень и предложил располагаться у костра и занимать стол. Это были франковские сборы. Оказывается – работа на значков, откатка стажеров, повышение квалификации инструкторов. Но сейчас процесс свернулся из-за вышеупомянутого ЧП на Говрле, плюс снизу сообщили, что есть вероятность большей нéпогоди – район планируют закрыть. Чему быть - того не миновать. Главное – перекусили и тронулись, а в АВС будет видно. Мы так и обещали «спасам»: будем ориентироваться ситуативно. При входе в зону леса лед скоро скрылся под слоем снега и больше не мешал идти. Крайние встречные ребята, увидев нас и нашу удочку, лишь невесело покачали головами и сказали, махнув в сторону Петроса: «нет... ТАМ рыбы нет...». Черновчане под легкими рюкзаками хорошо успели оторваться, хоть и растянулись по тропе. Главное – их стайеры успели первыми дойти до АВС у верхней границы леса, так называемое урочище Грэбли, и занять удобную целую колыбу с надписью «Готель» на борту и буржуйкой внутри. Нас устроил и заслон сарайного сруба – от напора ветра укрывал и снегом не сильно пресовало. На часах уже было уже за четыре и было понятно, что сейчас переходить к АВС у северно-восточной стены Петроса, как планировалось изначально, смысла нет – и погода и время не для перехода. Решили подождать и принимать решение утром – идти на Петрос по «двойке» или по «классике», судя по погоде и снегу.

Связь. Теперь, когда палатка уже стояла, у ближайшей ели попытались закрепить мачту-удочку. Даже привязанная к стволу она несколько раз падала под порывами, но, наконец, нам удалось разместить ее надежно, несмотря на сильную вибрацию диполей. Первая вечерняя связь не сильно нас порадовала – мы принимали удовлетворительно, а вот нас – практически не слышали. После нескольких неудачных попыток установить связь решили вернуться к вопросу утром и заготовив блоки плотного снега для воды, отправились в день следующий.

14.03.10 Воскресенье.

Связь. Вот и утро. Ветер неиствует, пригоршнями бросая в лицо ледяной крошкой. Начинаем день со связи и параллельной готовки еды, забивки термосов. Кстати, а точнее совсем не к стати, один из трех термосов оказался без внутренней крышки. Ничего, все идет в ход: хорошая тара для транзита воды в сложных логических операциях между чайником, кастрюлей (Tatonka) и другими термосами. Да и отлична мерка для круп вышла из внешней крышки На бщий вызов нам по прежнему ни кто не отвечает. Сказывается малая мощность радиостанции. Пробуем работать на поиск – есть первая связь! Нам дали рапорт 55. Через некоторое время проводим еще две связи – обе с рапортом 57. Мы принимали всех кореспондентов на 59. Эфир активен. Но малой мощьностью (5ватт) тяжело пробиться среди громогласных соседей. Это утро определило принцип дальнейшей работы: минимум на общий вызов, максимум на поиск.)
Все-таки неправы были спускающиеся ребята – здесь рыба есть!Уже... пока... слабосоленая Выход и траверс перемычки. В ходе неспешных сборов и радиосвязи становится определенным – Петрос действительно не жаждет видеть нас на вершине. По крайней мере – за приемлемую для нас цену. Ход по «двойке» отметаем сразу: слева гигантский кулуар, заряженый лавинами, справа стенка с карнизами, меж ними – скальные обледенелые стеночки с досками, а видимости почти нет и ветер с ног валит. Принимаем решение выдвигаться на перемычку меж Петросом и Гарманеской, а там смотреть – возможен ли сейчас выход на «классику», отступать ли в АВС или двигаться дальше влево по хребту от Петроса к Говерле, пытаться ловить «окно», чтоб пройти Черногору. Попасть на Мармаросы шансов уже не было.

Постепенно набираем высоту. Перемычка местами щетинится редкостоем и альпийкой, побитыми ветрами и лавинами. То тут то там лавиноопасные мульды и козырьки. Лавируя между всем этим добром, прорезая глубокий снег снегоступами, выходим на перемычку. Разрывы туч время от времени открывают нам зуб Гарманеску, что позволяет ориентироваться относительно мезорельэфа. Сверяемся с навигаторами и часами. Темп слишком низкий из-за глубокого снега и ветра. Становится ясным, что подъем на Петрос очень опасен сейчас, когда его ребро стало просматриваться ближе да поздновато даже для разветки. Бивак на седле теоретически реален, но это гарантированно бессонная ночь в пытающейся улететь палатке – ясно, что заброшенные с такими усилиями рюкзаки никто вниз в АВС не попрет, да еще в темноте. К тому же набитую тропу замело за нами почти сразу. Принимаем решение траверсировать перемычку с помощью навигаторов и восходительской наглости, согласно предзабитому треку. С данного места расстояние до вершины может показаться детским, но как не мучительно, а приходится отказаться идти на нее. Спасатели по связи предупреждают об опасных участках и меняющихся направлениях образования карнизов по перемычке. Наша локальная цель на сегодня – преодолеть небольшие массивы Гарманеска и Скопеска. Это серия подъемов и спусков, седел и седлышек и обманки-ответвления хребта, путающие в плотной облачности даже с навигатором, поскольку трасса набранна из отдельных точек, а не классический трек, соответственно, время от времени возникают расхождения с реальным рельефом местности. Иногда приходится до сотни метров в сторону, чтоб словить и соотнести его с изображением на навигаторе. Параллельно пишем трек: если назад, то уже безопасно и надежно! Отдельно хочется сказать о перекусах. В случае, когда обед заствал нас на переходе, ситуация складывалась практически всегда типовая – мы оказывались меж двух огней, точнее между двух морозов J С одной стороны – необходимо пополнять каллории, что не только дает силы, но и согревает, но с другой стороны – при остановке на перекус становится сразу ощутимо холоднее, движение и рюкзак уже не греют. Здесь нужно экономить каждую минуту и иметь перекус под рукой и желательно уже фасованый по дням. Для этого, например, я нес в поясной сумке-банане заряженый литровый термос и прекус на день.

Стоянка в елях. Скопеска долго водила нас за нос, пока мы не убедились, что окончательно траверснули ее: за каждым взлетом снова и снова слева открывалась стена с карнизами, а справа – крутой склон с готовой вот-вот уехать доской.

Хребет перемычки местами отмаркирован табличками, есть приметное седло с летними навесами, что помогает сориентироваться, привязаться к месту. Явно выраженный подъем начинаем около 18:00 и заканчиваем траверс Скопески уже в темноте. В свете фонарей только движение помогает определить куда дальше двигаться, так как радиус обзора в темноте очень ограничен. Немного посовещавшись решаем не рисковать на склонах, где может двинуться пухляк, чтоб не создать еще одну дятловскую загадку потомкам, а выбираем визуально горизонтальную площадку, окруженную группой старых елей со старыми ветками со всех сторон, что говорит о надежности места. Хотя согласно навигатору до нижней отчки седла по проекции – метров семдесят, но уже 22:30 – не до поисков. Площадки хватает ровно на палатку и подход к тамбуру. Снег очень глубокий – даже в снегоступах вязнем по развилку. В итоге получается не площадка а целый шурф. Заметает стенки довольно быстро, не ветра в шурфе практически нет и в палатке тепло. Связь. Связь откладываем на завтрашнее утро – слишком поздно, и сил ушло много на траверс и оборудование бивака. Утро вечера мудренее, оно покажет, где мы конкретно и что делать дальше.

15.03.10 Понедельник

Связь.
Утро с завидным постоянством показало ветренно-снежно-туманную картину. Видимость в порядка 50-ти метров. Снег валил всю ночь не переставая и к утру не думал иссякать. Просто какие-то бездонные хляби. Ночью приходилось все время струшивать снег с палатки и вскоре он заполнил пространтство между стенками шурфа и палатки. Температура поднялась, снег начинал сначала липнуть, а потом браться коркой на тенте. Под тяжестью тент прикасался к внутрянке и она начала отсыревать. Пришлось интенсивно работать лопатами. Шурф расширили, на сколько возможно, намокший и провисший тент дополнительно растянули, обеспечив максимальный зазор для вентиляции. Как следствие – утро встретили с относительным комфортом. С рассветом решили заняться антенным хозяйством. Какое-то время пришлось поколдовать – из-за глубокого снега было не просто выстроить наш несимметиричный диполь. Вскоре зжурчал эфир.(Сегодня прхождение получше: получаем 9 балов от коллеги из Москвы, есть связь с Лондоном и Италией. Замечаю интересную вещь: иностранные кореспонденты - рапорт из Лондона и Италии соответвенно 45 и 44(первая цыфра – разборчивость по 5-бальной шкале, вторая – громкость по 9-бальной) – стараются провесть связь с радиостанцией со слабым сигналом, проявляя приэтом терпение и доброжелательность, большинство «наших» операторов часто оставляют связь с пожеланием лучшего прохождения).

Пока Николай работал в эфире, а Саша занимался бытом и кухней, я решил провести на легке разведку ближайшей местности и, если удасться, хорошо привязаться, потропить в нужном направлении. Навигатор, конечно, на готове. Не успел я пройти и дюжины метров из редкостоя, как в разрывах облаков, по ходу движения, метрах в 70-ти от нашего пристанища, увидел сначала крошечную часовенку, потом скат крыши капитальной новой колыбы и совсем близко, на самом дне седла, маленькую, целую колыбку с трубой. Это было то самое седло, к которому мы стремились и до которого не дошли каких-то 70 метров! Но лучше не дойти 70 метров и заночевать на надежной площадке, чем уехать в темноте с лавиной или карнизом вниз! Именно об этом седле нас предупредилы спасы: «За Скопеской на седловине, перед взлетом на массив Говерлы, есть Эко-пункт – надежное и комфортное укрытие только будте аккуратны на подходе – доски могут сойти в любом направлении!»

Быстро, на сколько позволяла глубина снега, обошел пустынную вёску. Большая, двуэтажная колыба недостроена и законсервирована – пробраться внутрь просто, но это просто пока защита от снега и ветра. Вход к часовеке пришлось откопать. Сработана целиком в духе местного глубоко верующего народа: добротно, добротно, без щелей. Внутри – распятия, иконы, лампады, свечи и духовная литература. Рядом с часовенкой внушительный крест. Все это очень гармонично вписывалось в месный суровый пейзаж. Остается только восхищаться целеустремленности людей, забрасывавших на эту верхотуру материал и работавших здесь. Из своего опыта скажу – в Карпатах на высоте более 1500 м даже летом условия часто не подарок.
А вот эко-пункт – настоящий приют для путника, в любое время года. Двери закрываются символически – на шнуровку. Разместиться в колыбе можна на нарах основного помещения и на чердаке, куда ведет люк. Нары могут вместить две маленькие или одну крупную палатку. Внутри есть, хоть и несколько разваленная, но печурка. Комфорт усиливает капитальный стол и две лавки и полка. Окно на случай бури усилены ставнями. Двери тоже были когда-то двойные. Судя обломкам и разнообразному мусору повсюду, здесь побывали матрасники. Как птицы – прилетили, нас...ли и улетели (прошу прощения за прямоту). Просто не вериться, что такое после себя могли оставит альпинисты или горники. Я уже молчу о пущеной на дрова двери...
Не тратя попусту время отправился по протоптанной траншее к ребятам, порадовать новостями. Переход со стоянки в елях к Экопункту.
На подъеме к нашему шурфу меня встретил Саша с камерой. Закончив с приготовлением завтрака, он взялся за фото-видеосъемку, насколько позволяла погода. А нужно заметить, что ближе к обеду видимость улучшилась. Сотня метров уже держалась стабильно.

К моему возвращению Коля уже навоевался в эфире и мы решили переброситься в эко-пункт и завершить дневку с комфортом. Сообщили спасателям, что по всей перемычке ледово-фирновая подложка, на ней – плотная доска около 30 см, а сверху более метра пухляка, сказали, что переходим в эко-пункт. Они были более чем рады тому, что мы хоть временно, но будем в надежном месте. Даже спросили, не против ли мы остаться на приюте до схода основных лавин. Начальник спаспункта рассказал о ЧП в соседнем районе и о выходе отряда на ПСР, хоть погода и лавинная обстановка ставили сами работы под угрозу. Мы пообещали сделать все, чтоб не добавить труда ребятам. А помочь из своей собственной снежной мышеловки мы никак не могли, к сожалению.

Относительно быстро собравшись, мы, не особо тщательно пакуясь, в одну ходку все перебросили к хижине. Дверь только слегка приоткрывалась, поэтому пришлось помахать лопатой. Ставни расперли «телескопом», так как ветер сразу решил их, открытые, оторвать. Саша сварганил из лапника залихватские метлы и тут же закипела уборка – стол, нары, пол скоро уже располагали к пребыванию в хижине с удовольствием. Потом он мужественно занялся налаживанием печи и сортировкой мусора на горящий и не очень. Конечно, топить так, чтоб поднять температуру внутри было нечем, но часть мусора удалось уничтожить, поглотав немного едкого дыма. Но работа стоила свечь! Плюс - на печи быстрее таял снег в емкостях, что несколько экономило газ.

Ребятам тоже не терпится осмотреть поскорее отшельническую вёску, основауню на этой суровой седловине, сделать снимки, пока есть разрывы в снежных зарядах. Да и ветер очень быстро задувает тропу, которая, не смотря на снегоступы, практически не бывает мельче, чем по колено. Заодно оценили состояние склона, уходящего с седловины к первой ступени Говерлы, так называемой Перемычке с вершиной Ланчинеска, 1850,2 м. Именно на ней находится перекресток путей, ведущих на Говерлу, Петрос, в урочище Грэбли и, по вытянутому отрогу с «говерлянской классикой», к приюту Козьмещик.

Обследования на сегодня завершились , пора закончить с благоустройством. Связь. Вскоре и палатка водрузилась на нарах. На столе появились припасы и вкусные сюрпризы. Стало совсем уютно. Но нужно не забывать основную цель - вперед на растяжку диполя! Еще немного борьбы с сугробами на сегодня и вот, антенна растянута, коаксиал подключен. Начинается работа в эфире. (Сегодня вечер, помимо прочего, порадовал связью с земляком из Новоград-Волынского).

Сегодня вечер затягивается – мы впервые за выезд практически в люксовых условиях и дневка сохранила запас сил. Можно ганять чаи, делиться идеями, прорабатывать дальнейшие планы. Приятной неожиданностью оказались вечерние разрывы в тучах – мы впервые за долгое время увидели полоски неба. К ночи разрывы увеличились, ветер поменялся с западного на восточный. Температура начала резко падать – главный хребет Восточных Карпат подпустил к себе арктический антициклон – на долго ли?
Выхожу из хижины. Купол неба развернуся черным зонтом с рваными синими краями гор, усеянным мириадами звезд. Ни одной тучки. В воздухе почти никакого движения, лишь сугробы и редкостой играют искрами на свежем снегу в лучах фонаря да легкий шепот смерек в низинах. Долой фонарь! И сразу небо словно падает, словно космос начинается прямо здесь – у твоих ног. Морозный вздух перехватывает дыхание – уже хорошо за -20°С.
Оторваться от такого зрелища очень сложно – невероятная сила затягивает в созерцание. Квази-безмыслие рассекает мысль: а наши предки, лет 10000 тому, тоже самое чувствовали глядя в эту Бездну Миров!? Некоторые исчезающие горные народы еще не так далеко ушли от этих первобытных ощущений, как дети цивилизации.
В продолжение своей мысли запускаю на плеере тибетскую композицию KARTA, не отрываясь от золота светил на черном бархате неба. Не смотря на то, что от Гессер Хана до Олексы Довбуша далеко и по времени и по расстоянию, время останавливается... Все сходится в одной точке. Тут слова бессильны. Это тоже связь, тоже эфир... тоже цель отрыва от равнины и броска скозь непогодь и усилия – вверх. Пожалуй – основная, главная цель.

16.03.10 Вторник Связь. Ночное затишье было не долгим. К утру ветер развернулся, вернулись и снежные заряды с запада. Атлантика и Арктика состязались прямо над нашими головами. Утром же установился некий баланс, состоящий из крепкого ветра с крупой и поземкой и видимостью около 200-300 метров. Наше надежное укрытие позволяло принять и более крутой поворот событий, но мы все еще надеялись перевалить Говерлу. Надежды надеждами,а завтрак и связь – это святое. Почти. По крайней мере, здесь и сейчас.

(Утренний эфир на 7 Мгц принес две связи с Украинскими ралиолюбителями. Диапазон 14 МГц порадовал больше: в активе несколько станций Краснодарского края, Владикавказ и Нидерланды). Также вышли на связь со спасами. Прогнозы по погоде не утешительные – до конца недели ветер, осадки, низкая облачность, переменная выморозка накопленного на склонах снега.

Переход от Экопункта к левосторонним колыбам. На нашей седловине граница редкостоя. Сразу над часовенкой он переходит в заваленную снегом альпийку. Довольно коварный рельеф – местная альпийка (жереп и можжевельник) хорошо помогает собирать толщу снега, но при достижении им критической массы она практически не препятствует сходу. Густой ельник с мощными стволами – другое дело. Но сейчас даже в лесу небезопасно на склонах. Еще раз оценив подъем на Ланчинеску, отбрасываем идею движения по лавиноопасному склону. Это не перестраховка. Не говоря о всем массиве Говерлы, одна только Ланчинеска унесла с лавинами, например, в 1958-м году жизни 12-ти человек, в 1960-м – 20-ти человек! И, почти, каждый год мрачный список пополняется. Очень часто это происходит не сколько из-за слабости участников, сколько из-за неспособности вовремя отступить.

И мы отступаем, но только от хода «в лоб». Принимаем решение выдерживая высоту 1450 м по горизонтали траверсировать гребень, идущий от Ланчинеску к Козьмещику у границы леса, обходя и лавинные просеки. Это позволит относительно безопасно выйти к вечеру к колыбе на орографически левом склоне гребня. От нее уже можно по лесу перевалить гребень и попытаться пробиться к АВС в северо-восточном цирке Говерлы.
Вот уж все и готово: рюкзаки собраны, антенны смотаны, термоса заправлены. Зашнуровываем дверь. Сасибо этому дому – идем к дому другому, вперед!

Конечно, не так просто дается это «вперед». Ориентироваться, приспустившись в зону леса намного сложнее, тем более, что здесь у нас нет записанного трека, даже просто точек. Ориентируемся, в основном, по картам и компасам. Кроме того, склон очень сильно пересечен разнонаправлеными мульдами, рвами, ущельицами – часто очень крутыми и глубокими. Даже здесь громоздятся карнизы и доски. Это крохи в сравнении с тем, что на верху, но их волне может хватить, чтобы навсегда перевести путешествие в мир иной. Рюкзаки хоть и полегчали немного за счет провианта, но даже в снегоступах мы практически все время по пояс в снегу, иногда и глубже. В лесу опасно подходить близко к верхушкам маленьких елочек – это обманка. Вдоль ствола можно провалиться метра на два запросто! Да и на дне кулуарчиков нужно быть на чеку. Если не лавинка поедет, так можно провалиться в подснежный незамерзающий ручей – а это совсем не зимнее развлечение.

Наконец, после изнурительной борьбы со снегом, выходим к первой прогалине, согласум ее с картой, привязываемся к местности. Судя по всему место летовки с колыбой уже не далеко – должны дойти засветло. Так и есть – огибаем отрожек со старой вырубкой и перед нами появляется склон с небольшой площадкой, где компактно стоит колыба и пара сараюшек. За последние 4 часа удается продвинуться на 2 км, приблизительно. Точный выход придает сил, но бдительности не притупляем – к колыбе еще нужно спуститься по лавиноопасному склону. Поступаем просто – находим нечто типа конторфорсика, разделяющего склон. На нем снег особо не собирается – даже желтая прошлогодняя трава торчит местами. Спукаемся по нему и вот мы у занесенной по самую крышу колыбы.

Это классическая летовка. Ватра (местный очаг) оборудована отвертстием в крыше для выхода дыма. Кровля не везде соединена со стенами. Внутри две комнатушки с плотными стенами и потолком (он же обарзует антресоль под общей кровлей). В комнатушках палатка наша не помещается, только в основном помещении, задутом снегом. Снег – не беда, можно расчистить площадку, да и запас для готовки по рукой. А в отверстие – за погодой удобнее наблюдать. Оно нам даже помогло решить вопрос прокладки фидера – нужно было как-то дотянуться от палатки со станцией до мачты-удочки.

Классически распаралелив работы скоро получили расчищенную площадку и установленные палатку. Теперь можно браться и готовку пищи!

Уходящий день шуршит снегом и время от времени открывает урочища Грэбли, Лощина и даже иногда противоположный склон – подножье массива Петроса.
К ночи температура ощутимо падает (снова хорошо за – 20°С) – это вселяет надежду на победу арктических масс. Мы понимает, что при самых отличных раскладах нам уже не пройти Черногорский хребет. Макимум – возможен траверс Говерлы, со спуском через Пожежевскую и лавинную станцию к базе Заросляк. Это – при идеальной погоде и безопасных склонах. Сроки уже поджимают и мы рассматриваем разные варианты продолжения нашего мероприятия. С этим и засыпаем.

17.03.10 Среда

Связь.
Утро начинается с того, что, оказывается, некоторые вещи примерзли к палатке. Но это особо не мешает начать трудовой день – топка снега, установка антенн, утренний эфир, сборы в обычном режиме. (Этот день пожалуй самый удачный и результативный в отношении радио-составляющей нешей экспедиции. Отдельное спасибо за это радиолюбителю из Калужской области Алексею Соколову (RW3XZ) – узнав откуда мы работаем, он снабжает нас номером заповедника по программе WFF(World Flora Fauna), а передача велась из Карпатского биосферного заповедника, и выкладывает информацию в DX-кластере. «Ну вот тут мне карта и пошла»... В течении часа было проведено 37 связей - в активе Германия, Эстония, Испания, Дания, Франция, Латвия, Норвегия, Италия, Швейцария, Британия, Финляндия Бельгия, не оставили нас без внимания и соседи из России и земляки.) В «бочке» ветра, туч и поземки – «ложка» окон пристойной видимости. Утренним лучам, время от времени, подставляет то один, то другой свой бок Петрос.
Иногда открываются части пройденной нами перемычки.

Выход с левосторонних колыб. Что-то глобальное сегодня изменилось в погоде. Конечно, она не налаживается, но появилось ощущение, что борьба между Атлантикой и Арктикой уступила место борьбе между Весной и Зимой.
Интересно, будет ли хоть небольшая пауза? Очень хочется хотя бы соединить радио-траверсом два данных доминирующих массива – Петрос и Говерлу. Вырвать у погоды хотя бы эту часть от задуманного – часть с высшей точкой и с наибольшими перепадами по высоте. Как ни обидно, но приходится быть заложником работы и ехать в горы тогда, когда она отпускает, а не тогда, когда горы дарят бесценные окна погоды. Что ж... назвался груздем – полезай в кузов! И мы добросовестно полезаем... теперь – в заваленный пухляком лес, охватывающий уже на высоте 1400 м наш отрог, оставляя за собой глубокую траншею в снегу под грузом наших рюкзаков. В лесу сразу становится тише. Теперь среди звуков доминируют потрескивание древних стволов, шум хвои и лязгание наших снегоступов.

Перевал хребта. Сегодняшний переход не предвещал особых трудностей или неприятных сюрпризов. Прямо от хижины в лес уходила просека, выводящая на водораздел отрога – ее и придерживались.

Прибытие на правосторонние колыбы. Так, в поочередных сменах на тропление, и прошел ходовой день. Лесистый гребень хребта довольно узкий и заблудиться на нем очень сложно. Главное было определить место, с которого нужно сваливать на противоположный склон, где находится вырубка с группой колыб и сараев – наша очередная цель. Эту группу обычно используют, как АВС Говерлы при классическом подъеме из Козьмещика. Нужно заметить, что при идеальной погоде, хорошей форме и отличном покрове можно зайти из Козьмещика «туда-назад». Летом – так точно.

Нашим ориентиром для переваливания хребта было характерное седлышко по ходу. С него двигаясь вниз и несколько назад, огибая крутяк под гребешком, вышли к долгожданной вырубке. Ситуация с хижинами здесь меняется год от года. «Лучшие друзья» чабанов, «матрасники», часто уничтожают колыбы в герострато-вакхических порывах. Очень жаль, что для местных гуцулов часто люди с рюкзаками – зло на одно лицо. Силы на разубеждение нужны пропорциональные тем, какие местный газда не раз вложил на восстановление згоревших хижин. Но с другой стороны – тяжело переоценить горское гостеприимство – здесь всегда готовы поделиться последним в сложную минуту и, если нужно, то и жизнью рисковать ради помощи. Здесь это встретит любой, чье поведение достойно уважения. А вот разные вакхонавты – могут и на орехи получить.

Осматриваем хижины и сараюшки. Один из сараев имеет комнатку-выгородку, но места для палатки маловато. На выбор – две колыбы с нарами, открытыми очагами и столами. Одна оказалась тесной и грязноватой. Другая – просто хоромы! Даже не смотря на люк-дымоход и классическую кровлю без стыка с дверной стеной. Здесь просторные нары и проконопаченный сруб. НТР забралась в горы – здесь на всю катушку уже используют полиэтиленовую изоляцию и монтажную пену! В хижине относительно чисто и есть тысяча и один гвоздь для развески чего бы то ни было. Удобно и уютно.

Связь.
Побросав рюкзаки делаем обход окресностей. За одно начинаем колдовать с антеннами. Совсем скоро ветер уже попевает в проводах, а мы тем временем нашли подснежный ручей и следы лисьего мышкования, разрисовавшие снежок меж сараев. Пока светло, беремся за лопату и ледоруб, чтоб сформировать ложе ручейка для забора воды. Наконец-то можно пить сколько угодно и не мучиться с топкой снега. Вода, пойманная в чайник и кастрюлю быстро схватывается ледяными иглами, но не беда – ведь нам не нужно ее хранить – всегда можно сбегать к ручью. Тем временем и эфир зажурчал. Не обходится и без проблем. Больше всего боялись, чот аккумуляторы померзнут, а враг подкрался с другой стороны – отказала антенна 20-ти метрового диапазона. Визуально все нормально... коаксиал целый, разъем в норме, провод антенны – вроде тоже цел... загадка.

Длительные попытоки найти причину и востановить антену не приносят результата – остается только 7 МГц. Постепенно ночь забирает свои права, шумя в кронах неутомимым ветром.

18.03.10 Четверг

Связь. Новое утро снова не балует нас погодой. Видимость вниз, конечно,улучшилась... но сразу над границей леса все то же опотылевшее молоко. По нижним краям туч видно, что ветерок над нами не слабый. Думаем над сложившейся ситуацией. С одной стороны очевидно, что ни времени, ни условий пробовать перевалить Говерлу нет. С другой – есть еще один день в резерве. Самое логичное и безопасное, что напрашивается – так это сделать сегодня днёвку, полноценно отдохнуть, посвятить день эфиру, а в следующий день, если выпадет окно – попытаться зайти на вершину Говерлы. По этому поводу утром спали вдоволь. Антенна была уже растянута, поэтому особых хлопот с утренней связью не было. (Диаппазон 7 МГц активен практически все время но и пробиться на нем труднее. Ну да чем богаты... И здесь имеем интересных кореспондентов. Один из них такая же QRP(маломощная) радиостанция RU3ZK/3/p, работающая в полевых условиях из «аномальной зоны» в Белгородской области Фатежские воронки в рамках дипломной программы STALKER).

Тропежка. Разведка. Словаки. Поскольку Коля с лихвой перекрывал собой все радиозадачи, а быт давно безоговорочно капитулировал перед Сашей, то я решил найти себе дело и, желательно, полезное. Выбор в горах не большой – или идешь, или сидишь. Главное бы с толком. Голову долго не ламаю – решение на поверхности. Не известно, какая завтра будет видимость от хижины и дальше, а снегу всюду по развилку, не менее. Значит, карту в руки, навигатор на шею, снегоступы защелкнуть – и вперед! Местность здесь для меня не чужая. С моим «вооружением» можно разведать два варианта выхода на наш отрог – снизу вверх, пройдя глубже в цирк Говерлы и далее вдоль границы леса до первой ступени или же вернуться назад до зазубрины на нашем отроге, а далее – по водоразделу на ту же первую ступень. И основное – можно не только потропить, но и записать трек. Если условия позволят – можно будет и пару ступеней пройти.

Так, в принципе, все и сложилось. К первой ступени вышел из цирка. Пришлось закладывать множество галсов вдоль групп деревьев, чтоб не подрезать склон. А снег везде держался на честном слове. Обратно и на восхождение – только по водоразделу! Как говорится, и к бабке не ходи...

Когда подошел под ступень – уведел вешки. Пожалуй, это франковские сборы маркировали тропу. Тропы, конечно, и в помине нет, но маркировка для ориентира – это настоящий «зер гут». На границе леса меня встречает капитальное «дуло». Выход на ступень оказался веселым: без снегоступов – провалишься, в снегоступах – съезжаешь с верхним слоем снега по насту, зубы не работают. Выручают галсы. На первой ступени ситуация меняется кардинально: снег весь унесло постоянным сильным ветром. Под ногами серые полосы льда, белые – фирна, кое где камешки торчат. Здесь уже зубья снегоступов работают отлично. Основное – правильно палки ставить, чтоб не повалило ветром и не скинулов цирк. «Ветер вырывает из рук последние деньги, немного холодно в кедах, но это фигня...»

Это я напеваю себе в затянутый капюшон для самопреободрения J На самом деле, ветер как-то не очень обращает внимание на то, что на мне мембранка, а под ней винд-блок, и ощутимо холодит. Отпускаю палку на темляке – она принимает бодрое горизонтальное положение. Да... Наконец, практически на карачках, дохожу до Ланчинески с ее развилкой и перемычкой. Круто влево от меня уходит предвершинное седло Говерлы с двумя характерными жандармами. В клубах туч едва угадывается лишь ближний. Дальше нет смысла идти – дальше трек предзаписан. Да и не безопасно здесь ползать в одиночку по такой погоде. Скачу вниз. Трек пишется автоматически и я почти не смотрю на навигатор – для ориентировки хватает и ветра.

После живой хотьбы по фирну лесной пухляк кажется особенно занудным. Причем, в зоне редкостоя тропу занесло, как не бывало. В какой-то момент движение по водоразделу достает и я решаю спуститься по лесному склону прямо к нашей поляне. Конечно, погорячился... Лес хоть и густой, снега держит, но склон местами такой крутой – хоть дюльферяй, прямо. Заодно освоил слалом в снегоступах... или фрирайд, скорее уже  Торопиться нужно медленно, как говорится. Вот я уже и на базе. Довольный и с треком.

Очень скоро после моего возвращения у края нашей поляны появляется три человека. Они гребут откуда-то снизу ущелья. Странно... там вроде нет жилья. Что за десант? Хотя мы рады их видеть – все-таки это первые люди, кого мы встречаем «наверху».

Оказывается – это словаки. Блуданули около Козьмещика, заночевали в какой-то хижине по ходу в лесу, а теперь решили подтянуться в АВС – посмотреть место для старта.
Напоили их чаем, они - конфетами угостили. Отличные ребята, только странные: на троих – одна пара кошек, одна пара снегоступов и один ледоруб. Говорят, что вес экономят... ну-ну... наверное хитрая западная тактика. Рассказали им про район, про маршруты, привязали к карте и они, перекусив, побежали вниз – к своему лесному логову. Соединение троп. Дело постепенно шло к вечеру. С эфиром сегодня было не очень насыщенно – порядка 16 связей за день. Пока готовился ужин я решил еще пройтись. А точнее пробить тропу от лагеря к зазубрине на гребне и от зазубрины до тропы на водоразделе, откуда я раньше «срезал».

Все было отлично, пока лес не поглотил мрак. Сразу как-то почувствовалось и расстояние до ребят. Лес перестал ощущаться пустым – появилось стойкое ощущение присутствия, кроме меня. Присутствующего назвал условным волчком и почухал назад к ребятам. Хватит на сегодня! А на завтра – есть задел. Если встать очень рано, бодренько собраться и выдвинуться, то можно успеть и сходить на верх, используя трек, и потом собрать вещи и свалить в Козьмещик или даже в Лазещину. А там, глядишь, во Франковске и паровоз под парами

19.03.10 Пятница

Выход на Говерлу. Встали сегодня рано, как в больших горах – около трех часов. Не перекусывая выдвинулись, стараясь экономить время. Набитый с вечера след позволил быстро пробежать зону леса и подойти к первой ступени. В лесу, как у Бианки, была написана целая книга – следов изобилие. И заяц, и лиса, и ворон, и даже совсем неусловный волчек. Этот ушел из лесу вдоль моего вчерашнего следа... похоже, что на Говерлу! Я и раньше встречал часто траверсирующие волчьи следы. Иногда даже встречал следы, обрывающиеся на карнизах над кручами – очень странное явление... Мы постепенно набираем высоту. Однако вчерашняя невоздержанность в прогулках дала о себе зать – я с трудом поспеваю за ребятами. Особенно это ощущалось перед выходом на первую ступень, где нужно было тропить заново – след полностью замело, хоть оставшиеся характерные заструги указывали направление. С выходом на ступень мы погрузились в мир дула. Под ногами заскрежетал лед. Теперь ориетирование только по ветру, рельефу и навигатору. В таких условиях и картой не сильно попользуешься. Были еще вешки – приятный след прибывания здесь людей. На первой ступени встретили рассвет, постепенно перекрашивающий мглу. Видимость порядка 30-50 метров. Это хватает, чтоб достаточно хорошо контролировать зону отрыва карнизов цирка да и вообще сам перегиб. Аккуратно обходим оба жандарма справа. За вторым жандармом перед самым вершинным взлетом появился новый артефакт – остатки экопункта «Говерла». Все пространство между стенами забито фирном и снегом. Да уж... не по Сеньке шапка. То есть не по Говерле хижина. Но что-то подсказывает, что не обошлось в разрушении без человеческого фактора...

Взлет на вершинную пирамиду слишком крут для снегоступов, да и зубья уже не справляются. Приходится одеть кошки. С другой стороны - нет досады их носить все время на себе. Взлет проходится минут за сорок пять. Здесь очень высокая вероятность срыва ветром в цирк, поэтому каждый шаг контролируется ледорубом. Связываться нет смысла – веревка только увеличит парусность, а крепить ее не на чем. Однако, при определенных условиях без веревки бывает не обойтись...

Вот, наконец, долгожданная вершина. Она угадывается по так называемым «ангелам» - ажурным образованиям из фирна и изморози вокруг креста, шпиля и прочей символики на вершине. Пытаемся, на сколько это возможно, сделать съемку и пеервести дух.

Только 7:40 утра, но нужно спешить вниз, раз собрались уехать сегодня вечером. Отдыха на вершине все-равно в таких условиях не выйдет – ветер вытягивает почти все тепло из-под одежды, словно вакуумный насос. Со спокойной совестью за логически завершенное дело бежим вниз.
Спуск к колыбам. До Ланчинески спускаемся без особых приключение. Навигатор даже не достаем, так как ориетируемся по карнизам и по проходу жандармов. С конуса Ланчинески стараемся спускаться вдоль перегиба с карнизами, отслеживая их визуально. Проходит какое-то время, не появляется выполаживание ступени. Тут уж достаем навигатор. Оказывается мы уже сильно ушли влево! Нас потянуло на перемычку с Петросом! А как же перегиб с карнизами??? Ведь вот он! Хм...

На карнизы лезть никто не станет... Сбрасываем высоту, пока видимость не увеличивается до сотни метров. Теперь все ясно: с Ланчинески спускается кулуар, постепенно углубляющийся и расширяющийся к низу. Соответственно получается две линии перегиба вправо. Только один в цирк, а второй – в кулуар. От верха до начала кулуара достаточное расстояние и мы просто недооценили свою скорость спуска. Наверное ветер слишком нас простимулировал и мы гораздо ниже и раньше нашли ложный перегиб. Это печально известный двойной кулуар, который прозвали Воронкой. В нем часто гибнут, когда в тумане пытаются вернуться вправо при спуске – срываются на фирне или уходят с лавиной. Это было место событий 1958 и 1960 годов, о которых я писал выше.

Случаи достоверные, из рассказов Гарика Полевого. В начале девяностых мне и самому пришлось здесь зарубаться. Мало кому так стоит доверять, как Гарику, Вечного ему Восхождания, и мы добросовестно спустились к горловине. Это своеобразная ступенька, пересекающая кулуар. Здесь можно безопасно его пересечь. Мы поочередно, с отслеживанием из двух точек перешли на правый борт и метров через 200-300 вышли на наш отрог, ступенями спускающийся в сторону хижины. Вывод: при плохой видимости путь необходимо мониторить с навигатора постоянно! Хоть каждые десять шагов. Сбрасываем высоту. Тем временем облачность поднялась и вскоре только над вершиной Говерлы засела «линза» с полосами флагов из-под нее. Ниже первой ступени ветер был уже не значительный – даже захотелось под солнышком шапку сменить на баффку, расстегнуться. Около 10 часов утра мы уже нежимся на солнце у хижины. Солнце уже реально весеннее – обмерзшие вещи сохнут очень быстро.

Словаки. Почти сразу появляются словаки. Они было ринулись по моему старому следу розведки подъемма из цирка. Но мы их ловко перехватили и перенаправили на след верной тропы. На этом и попрощались. Оставил им на всяк случай контакты и по связи спасикам дал словацкие планы. Контрольный срок у них есть, так что нам было относительно спокойно.

Спуск к АСП. Очень скоро все вещи были собраны и мы понеслись вниз, успев позвонить Стэпану. Попросили его быть к трем на КПП и забронировать нам билеты на шестичасовой поезд Франковск – Киев. Вниз пошли по словацким следам, чтоб не тратить время на ориентирование в лесу. Следы странно петляли между деревьев, то семенили, то великанили и мне было сложно приноровиться к ним так, чтоб не топтать новые и чтоб удобно было. Получалось скорее неудобно, за что я в итоге и получил строгий выговор от команды.

Наконец мы спустились в Козьмещик, залитый весенними ручьями – мы словно в совсем другой приют попали, чем по приезду! Птицы, капель, журчание – весна в разгаре!
Перекусили, переоделись, напились и опять заспешили по мутным лужам, заполнившим обледенелые колеи. По дороге две достопримечательности: приятная – минеральный источник и отвратная – лазещинский мусорник. Прошли дистанцию без привалов и за 10 минут до назначенного срока были на КПП.

Розовощекий здоровяк Стэпан нас уже поджидает. Очень приятный экспрессивный балагур – он как всегда бурно и весело бросается высказывать свое непонимание, чего это нас прет зимой и по такой погоде в горы. Говорит: «То слабі люди!!!». Слабые – имеется в виду на голову J Смеемся вместе... мы-то знаем, что все-то он знает и все-то понимает... Вот машина уже запакована нашими рюкзаками. Короткие прощания со спасателями – они собираются на поиски своего коллеги, погибшего в лавине неделю назад при спасработах. Светлая ему память!
Прибытие в Ивано-Франковск. Прибываем на вокзал с небольшим запасом по времени и не без Стэпановой шутки: бензин заканчивается в 50-ти метрах от входа в вокзал.
Остается только посмеяться и поблагодарить нашего драйвера за дорогу, за билеты и за эко-яблоки, которые он для нас отвоевывал на раскладке по дороге с гор.

Пора в вагон... скоро он качнется и все быстрее и быстрее понесет нас прочь из солнечноснежного горного края. А следы наши на его склонах скоро исчезнут под солнцем и ветром, только останется шеврон экспедиции в красном уголке в уютной рубке говерлянских спасателей.

20.03.10 Суббота

Прибытие в Киев. Обратную дорогу вспоминать не хочется и не интересно. Доехали до своих станций и по домам-коробкам. Просто хочется коротко подытожить, если уж читатель вытерпел до сих пор.


Послесловие.
Задача мероприятия - произвести тестирование нового для нас формата радиоэкспедиции в режиме зимнего траверса цепи вершин – выполнена. Теперь проводим анализ, делаем выводы касательно аппаратуры, рабочих диапазонов, снаряжения. Результаты, выводы и дальнейшие планы - постараемся отобразить в техническом отчете, раз уж это квази-отчет.

Цель мероприятия – достигнута далеко не полностью, по объективным причинам (погода, глубокий снег, лавинная опасность). Оценить сложно... пожалуй, 25% трудности от заявленного объема. Никто не знает, что нас могло ждать на отальном Черногорском хребте и на Мармаросах. Возможно, на ЧГ был фирн и лед, а дальше – снова пухляк... что гадать. Важный момент для нас, что в закрытый период мы одни эффективно действовали на верху в этом районе. Живые и здоровые. Первыми после нас появились словаки, но подошли по хорошей погоде и дальше по готовым следам в улучшающейся ситуации. Почти уверен, что в это же время народ и на Петрос повалил. Может на день раньше, так как Петрос открылся раньше.

Конечно, цель была не показуха крути... - в первую очередь мы сами для себя хотели смоделировать условия экспедиций первооткрывателей и землепроходцев начала прошлого века. Ведь мало кто сейчас автоматически набирая номер на мобильном или спутниковом телефоне задумывается, каково было совмещать экспедиционный ритм и эфир Кренкелю, полярникам Севера и Юга, развенчателям белых пятен Памира и Тянь-Шаня. Смоделировать, почувствовать, поделиться пережитым и может заложить новую комбинацию старых направлений деятельности в Горах.
Так может и радиоспорт омолодится

Хотим выказать благодарность тем близким, которые нас понимают, принимают и ждут, а так же поблагодарить за поддержку:
Сердюкова Олега (a.k.a. сtrl-d),
ЭЦ «TRAVERSE», г. Киев и Пилипчука Валерия,
ЭЦ «SEC», г. Киев и Синицину Татьяну,
ЭЦ «Команда ЭКС», г. Киев и Думу Андрея,
Ворохтянский Аварийно-Спасательный Отряд КСС Ив.-Фр.Обл.
и Савчука Михайла
Говерлянский Аварийно-Спасательный Отряд КСС Зкрп.Обл.
и Клымпуша Дмытра,
а так же нашего незабвенного драйвера Стэпана,
Радиолюбителей - Юрия Фёдоровича Панасюка (UR3CC), из Монастырища,
ведущего нас на заявленных частотах в ходе траверса,
и Алексея Соколова (RW3XZ) из Обнинска-2
...и всех, кто откликнулся на наши позывные в эфире!
Большое Вам Человеческое Спасибо!
73, SK!
P.S.: С полными материалами мероприятия (фото, видео, навигация) можно ознакомиться на сайте команды «TRAVERSE-TEAM» здесь:
фото: http://traverse-team.org.ua/v/mountains-alpinism/carpatian/karpaty-mar2010-radioexp
слайд-шоу: http://traverse-team.org.ua/archives/2497
видео: http://traverse-team.org.ua/archives/2499
и т.д.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru