![]() |
![]() |
|
Подсказка
![]() |
||
![]() обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
![]() |
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе по Терскей-Алатоо и Куйлю в августе 2009 г. Часть 2 из 2
Продолжение. Часть 1 здесь
Общий подъём в 5 часов. Выход в 6 часов. Погода отличная. Сначала вдоль русла ручья, потом вдоль правобережной морены ледника быстро набираем высоту. С ледника видно, что на хребет ведет раздваивающийся в верхней части кулуар. В 8.30 часов подошли к основанию кулуара, по которому планировали подняться на хребет. С запада приближается плотная серая туча. Хочется подняться на перевал до её подхода, чтобы успеть просмотреть путь спуска. Кулуар, в средней, наиболее крутой части около 45°, покрыт смерзшимся, но не жестким снегом (фото 17). Кулуар прогревается во второй половине дня. В средней части кулуара, перед его разделением, слой снега около 10-15-ти сантиметров, под снегом лёд. На перевал поднялись по западной, более пологой (около 35°) ветви кулуара в 11 часов. Тур не нашли ни на нашей седловине ни на восточной, на которую выходит вторая ветвь кулуара. Сложили тур на скальном выходе. После
просмотра возможных путей спуска (фото 21) стало очевидно, что категория
сложности перевала выше заявленной. Такого крутого спуска не было ни на одной
из пройденных нами трех 2Б. В 12 часов продолжили движение, уйдя от седловины
на Отойдя от склона на безопасное расстояние, поджидая, пока ребята снимут перила, сделали обед. На перевал Обручева и, следовательно, на одноименный пик не пошли, т.к. снег совершенно не держит. Отстаем от графика. Поставили палатки.
К ночи погода традиционно испортилась. Всю ночь шёл снег. После завтрака, в ожидании видимости, успели поспать около часа. Прояснило только ближе к 10 часам утра. Пошли вниз по леднику, пересекая его в среднем течении с юга на север (фото 22). К 11 часам пересекли ледник и пошли дальше держась между ледником и его правобережной мореной. В 12.30 часов встали на обед у языка ледника. Река мутная. Воду для чая набрали с ледника. После двухчасового обеда перешли вынос небольшого свежего селя, спустившегося в русло реки Ашу-Тор Восточный (фото 23). В этом месте, с правого борту долины постоянно шли камни, застреваю в кармане правобережной морены. К 16 часам, по плоскому, широкому дну долины, дошли до первых полян и, сделав ещё переход, встали на ночевку. Небольшой ручей теряется на поляне, в нескольких метрах от обрывистого берега реки Ашу-Тор Восточный. В реке вода очень грязная.
Только успели собрать рюкзаки, как пошёл дождь со снегом (фото 24). Вышли в 7 часов. К 10 часам утра, по альпийским лугам (в верхней части долины есть тропа) добрались до стойбища у слияния рек Ашу-Тор и Каракол-Тор Западный. К 16 часам, после двухчасового обеда, подошли к месту переправы через Каракол-Тор Западный. Переправа вечером практически не отличалась от утренней переправы, уровень воды существенно не изменился (фото 25). После переправы разобрали заброску и встали на ночёвку.
Вышли в 8 часов. По крутому травянистому склону, припорошенному за ночь мокрым снегом, за 1 час поднялись на высокий левый борт долины Каракол-Тор, тропы нет. По каменным отложениям на правом берегу реки, к 10 часам вышли на ледник. Погода периодически портится. Обед сделали в 12 часов, выйдя на широкое, слегка наклонное ледовое плато. Во время обеда погода наладилась, и удалось сориентироваться. В 14 часов пошли в связках вверх по леднику, стараясь держаться его правого борта (фото 26). К 17 часам, обойдя ледопад, вышли на верхнее плато ледника, и примерно в километре от вершины 4721 встали на ночёвку.
Утром одна из горелок работала плохо. Понадобилось её чистка, поэтому завтракали поздно. В 9.30 вышли к перевалу. Перевал находится восточнее вершины 4721, в месте, где от основного хребта на север уходит его отрог, разделяющий ледники Чон-Узень Западный и Чон-Узень Восточный. В 11.20 всей группой поднялись на перевал. Тур на скалах слева. Спуск начали в 12 часов. От нижнего края скал, по снежному склону (до 50°) на небольшое наклонное снежное поле (правая сторона начинающегося отрога) навесили 1 верёвку перил (фото 27). Отсюда в связках, сначала влево-вниз на отрог, затем по наклонному, широкому, снежному гребню отрога вниз. В верхней части две неширокие засыпанные снегом трещины. Спустившись до скальных выходов в средней части отрога, по мелкой осыпи или по снегу влево-вниз на приток восточной ветви ледника Чон-Узень Западный.
Приток восточной ветви формируется в цирке, лежащем непосредственно под вершиной 4721 и в нижней части правый борт его обрывается ледопадом. Обойдя ледопад слева, под склонами вершины 4721, спустились на восточную ветвь ледника Чон-Узень Западный (фото 28). По центру ледника, оставляя справа зону разломов, дошли до его конечных морен и в 15 часов встали на обед. В 17 часов начали спуск к озеру, держась левее ручья. Обогнув озеро слева, сначала по камням, лежащим в русле ручья, затем по альпийским лугам вышли к борту долины реки Чон-Узень. Ручей обрывается в долину бурным потоком. По крутым травянистым склонам, левее ручья спустились в долину. Верховья долины завалены крупными каменными блоками. За завалами, на левом берегу реки появляется тропа. В 18.45 часов, увидев удобную полянку, встали на ночевку.
Вышли по тропе в 9 часов. Завал, перегородивший долину выше слияния Чон-Узень и ручья Такыр-Тор, обошли вдоль берега реки и в 10.30 остановились на поляне, среди первых елей и арчи, в 300-х метрах выше устья ручья Такыр-Тор. Сделали полуднёвку. Партиями сходили на горячие источники Такыр-Тор. По тропе от устья Такыр-Тор до источников можно налегке добраться за 1 час. В 17 часов под дождём переправились по бревнам на левый берег Такыр-Тор и по хорошей тропе пошли вниз. В 17.45 достигли урочища Экичат. В 18.30 переправились по бревнам через ручей Кыруин-Тор, а в 19.10, найдя удобные площадки, встали на ночлег.
Вышли в 9 часов. В 9.50 переправились по бревнам через речку Кельдыке и в 10.25 остановились на привал у курорта Арашан. От Кельдыке до курорта тропа идёт по еловому лесу и довольно сильно разбита лошадьми. Ребята не смогли побороть искушения, купили кумыса с хлебом и расправились с ними в несколько минут. После перекуса переправились по мосту на правый берег реки Арашан и, миновав ванны с горячими источниками, пошли вниз по грунтовой дороге. В 14 часов сделали обед на берегу ручья Тура-Булак - правого притока реки Арашан. С 15.30 до 17.30 часов прошли оставшийся отрезок пути до Теплоключенки. В Теплоключенке около нас остановилась полная пассажиров «газель», но водитель убедил нас ехать и мы непостижимым образом, всей группой вместе с рюкзаками, забились в машину. В 19 часов мы высадились в Караколе, недалеко от офиса фирмы «Туркестан-Тревел». Прибыв в «Туркестан-Тревел», поставили палатки на территории её фруктового сада, приняли душ и переодевшись, сходили в кафе на ужин.
Днёвка в Караколе. Утром на автовокзале купили билеты на рейсовый автобус до Бишкека. После завтрака сходили на рынок, обошли магазины. Часть группы решила съездить на озеро Иссык-Куль. До озера можно добраться рейсовым автобусом с центральной площади города. Вода в озере оказалась холодной и полноценного купания не получилось. Кроме того, начал дуть холодный западный ветер и даже в футболках стало холодно. Собрав вещи, мы решили вернуться в Каракол. После ужина, перед началом упаковки рюкзаков, с запада пришла грозовая туча и начался дождь. Вещи собирали в палатке. Мокрые палатки в рюкзаки убирать не стали. Дождь перестал, и мы пешком пошли на автовокзал. По дороге дождь снова усилился и до автовокзала мы добрались вымокнув до нитки. С трудом уселись в автобус, т.к. водитель всё багажное отделение забил мешками с яблоками. Часть рюкзаков пришлось разместить в салоне автобуса.
Слегка просохнув за ночь, с остановкой на перекус в придорожном кафе, в 6 часов утра мы высадились на автовокзале города Бишкек. От услуг таксистов отказались и на городском автобусе доехали до парка, по которому поднялись к железнодорожному вокзалу. Расположившись рядом с вокзалом, вывесили за киоском, подальше от любопытных глаз, наши палатки для просушки. Поочередно сходили в город: позавтракали, купили продуктов в дорогу. По прибытии поезда, без взвешивания рюкзаков на пункте взвешивания ручной клади, погрузились в поезд и в соответствии с расписанием покинули столицу гостеприимного Кыргызстана.
Определяющие препятствия маршрута. Перевал Валерия Грушина, из-за достаточно большой высоты перевала, заснеженности и необходимости прохождения длинного участка в верховьях ледника Кара-Тор оказался сложнее физически, чем технически. Техническая сложность перевала определяется спуском на ледник Куйлю Южный. Возможно, после малоснежной зимы и в жаркое лето потребуется навеска нескольких веревок перил. В нашем случае весь спуск проходил по глубокому снегу со страховкой через ледорубы. Но нужно внимательно следить за лавинной опасностью. При этом следует учитывать, что по желобу, из-под скал, снег сходит более часто (фото 14). Но это препятствует большому накоплению снега. Перевал
«Буревестник» оказался самым сложным в техническом плане. В малоснежный сезон
может понадобиться организация страховки на подъёме по кулуару, особенно в
нижней его части. Проходить кулуар необходимо в первой половине дня (возможно
падение камней по ледовому склону). Спуск с перевала нужно начинать
сместившись от седловины примерно на Перевал Одесских политехников имеет ярко выраженный односторонний характер. Проходить перевал необходимо при хорошей погоде, т.к. при прохождении перевала с юга на север нужно точно знать место начала спуска, чтобы избежать попадания на сбросы Аксуйской стены. Дальнейшее движение по широкому ребру и спуск с него на ледник Чон-Узень Западный также требует знания пути спуска и хорошей погоды. Переправа через реку Ашу-Тор может стать очень серьёзным препятствием на пути к перевалам хребта Куйлю если будет отсутствовать мостик через неё.
Общественное снаряжение.
Личное снаряжение.
Ремонтный набор.
Медицинская аптечка.
Смета расходов.
Фотоальбом
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||