главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Горы мира > Алтай >
Автор: Автор: Женя Кац, Москва

Поход по Горному Алтаю с младенцами
(август 2000)

Лыжню! Лыжню!
При этом далеко не по прямой...
Уборка мусора
Раскладка для многодневного похода
Как собирать аптечку

В начало

Радиалка с Карагемской поляны на озеро Комрю

12.08 ДНЕВКА: жарим оладьи, гуляем, разбираемся с продуктами. Моросит дождь, так что далеко не выбирались.
     Пока мы дневали, на Карагемскую поляну пришли скауты, но не все, а всего четверо: мама Аня и три девочки . Они в две ходки притащили заброску в избушку и рассказали нам, что остальные ушли вверх по Атбаши в сложное перевальное кольцо на 5 дней, а им велели 5 дней стеречь заброску на поляне. Мы предложили девочкам прогуляться вместе с нами на Комрю, и они с радостью согласились – сидеть пять дней на одном месте им не очень хотелось. А мама Аня стерла ноги, и решила подождать нас в избушке.
13.08 И вот мы взяли еду на три дня, и отправились на Комрю: Мишка, шесть девиц и два младенца. Гарем ходячий! Волк и семеро козлят!
     Мы перешли Карагем в верхней части поляны по разливу. Река в этом месте расходится по гальке на 4-5 неглубоких рукавов, и мы без проблем перешли, не замочив ноги выше колен.

Тропа идет правым ор. берегом Карагема через карликовую березку. Местами коридоры березки смыкались у нас над головами, в других местах мы выходили на берег реки и шли вдоль берега по камням.
     Потом тропа поднялась выше от реки, и мы пошли по склону через лес, пересекая многочисленные русла оврагов и селевые выносы.
     Тропа идет по склону через кедровый лес, местами горелый лес, местами крутые травянистые склоны.
     Комрю – крупный правый приток Карагема. Прямо напротив него в Карагем впадает еще один крупный приток.
     Нам повезло - при нас через Комрю была сооружена хорошая переправа из бревен . Поток очень мощный, и даже по колено в нем трудно устоять.
     Лес вдоль реки Комрю очень густой, с обилием поваленных стволов и бурелома. Всюду, где это было возможно, мы шли по камням на берегу реки, а не по лесу. Озеро запружено моренным гребнем, который тропа обходит слева.

На закате мы вышли к озеру , полюбовались и заночевали на берегу.
     Переходы:
     11.20 вышли с Карагемской поляны и 15 минут шли вверх вдоль Карагема до самого удобного разлива. Перешли Карагем примерно на 1 км выше слияния с Иолдо в том месте, где он спокойно течет через мелкие камушки, образуя 4-5 рукавов. Брод простой и спокойный, не выше, чем по колено, течение не слишком сильное.
     12.05 – 12.50 идем по тропе через заросли березки, иногда выходим на камни и идем у самой воды.
     13.00 – 13.45 тропа уходит вверх от реки, обходя прижим. Тропа идет то по травянистому склону, то сквозь кусты, то через лес.
     Напротив левого притока Карагема тропа входит в лес. Много мелких сухих оврагов, пересекающих тропу. Лес смешанный: лиственницы, кедры, иногда осины, подлесок густой: жимолость, акация, шиповник.
     14.00 – 14.30 тропа идет через горелый лес, много поваленных стволов лежит поперек тропы. Брусника в большом количестве, но пока, увы, не спелая.
     15.00 – 15.45 Вышли в 15.15 к крупному правому притоку Карагема, перешли его по поваленным стволам, и вышли на широкую травянистую поляну. Возле притока есть стоянки, на поляне у реки шалаш. Тропа есть по нижнему и по верхнему краю поляны, после поляны тропа снова уходит через лес далеко от реки.
     16.00 – 16.45 тропа идет через редколесье, потом по крутому открытому склону, и спускается к крупному правому притоку, вытекающему из каньона. Это и есть Комрю. Напротив нас в Карагем впадает почти в том же месте, что и Комрю, еще и левый приток.
     Нам повезло: при нас через Комрю была сооружена хорошая переправа. Поперек реки с опорой на большие камни на берегу и посередине лежали три бревна: два над самой водой, одно повыше . Мы не стали рисковать и переходили вброд выше бревна, упираясь в верхнее бревно руками. Вода очень мощная, местами чуть выше колена.

Мы перешли реку и сели обедать, любуясь скалами, нависающими над водой, и мощным потоком реки.
     18.05 – 18.45 Лезем левым по ходу, т.е. правым ор. берегом Комрю через густой лес с буреломом. Поваленные стволы лежат во много слоев, образуя хитрые лабиринты. Местами угадывается тропа. В удобном месте спустились на камни у реки, и дальше всюду, где можно, шли по камням.
     19.00 – 19.45 Идем вверх по камням, иногда ненадолго заходим в лес. На поляне с горелым лесом есть заросли черной смородины.
     20.00 – 20.15 Река прижалась к левому по ходу берегу и вытеснила нас в лес. Впереди виден холм, подпирающий озеро. Поднимаемся по кустистому склону, обходим холм слева и на закате выходим к озеру. Ура!

14.08 Мы решили устроить полудневку, нагрели воды, помылись, пофотографировались , порисовали пастельными мелками, и просто отдохнули , а после обеда собрались и двинулись в обратный путь. Мы быстро спустились по знакомой дороге вдоль реки Комрю, на поляне с горелым лесом наелись черной смородины и набрали ягод с собой. Потом перешли Комрю по бревнам и пошли по тропе вверх вдоль Карагема.
     Ночевали мы на удобной стоянке возле крупного притока. На последнем переходе нас накрыл дождь, и мы все успели промокнуть. Спрятались под тентом, переждали ливень, и под моросящим дождем поставили лагерь. После ужина мы уложили детей спать, а сами сели петь песни у костра. Гитару мы не брали, но это нам не помешало попеть в свое удовольствие.
     16.30 – 17.00 пересекли поляну, вошли в лес с подлеском и буреломом, и спустились к поляне с горелым лесом. Устроили большой привал, наелись смородины и набрали литра три с собой.
     17.30 – 18.15 спустились к переправе через Комрю, стараясь всюду, где можно, идти не по лесу, а по камням. Перешли по тем же бревнам.
     18.25 – 19.10 поднялись по лугу вверх от Комрю и идем по ровной хорошей тропе высоко над Карагемом. Река видна в глубоком каньоне – бушующий и пенистый поток.
     19.25 – 19.50 прошли большую поляну, перешли приток по бревнам и встали на той стороне. Дождь накрыл нас на последнем переходе – тропа сразу стала скользкой, налетел ветер, похолодало.

15.08 Ночевали у притока Карагема, к обеду пришли на Карагемскую поляну
     11.00 – 11.50 по знакомой тропе идем вдоль Карагема
     12.05 – 12.35 идем через корридоры березки вдоль реки
     12.50 – 13.30 подошли к разливу, выбрали удобное место и перешли Карагем, в 14 были у избушки.

По знакомой тропе мы к обеду пришли к броду, перешли Карагем и вышли к избушке. Погода была сомнительная, то и дело начинался дождь, но это не помешало нам нажарить оладушки. А мама Аня в это время пекла блины на печке в избушке, и мы ходили угощать друг друга. К вечеру очень похолодало, на траве заблестел иней, а мы все собрались в избушке поговорить. Вместе с нами в избушке были двое студентов … из Австралии . Они уже полгода путешествуют по России на велосипедах, и пишут книгу о своем путешествии. По пути они много фотографируют, снимают на маленькую цифровую видеокамеру, и все отснятые материалы по Интернету отправляют в Австралию. Они уже год учили в Петрозаводске русский язык, и вполне прилично говорят по- русски.
     Ехали они из Петрозаводска через Вологду, Киров, Нижний Новгород, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Кемерово, Улан-Уде. Там они временно оставили свои велосипеды и поехали поездом в Бийск, чтобы походить пешком по Алтаю. Мы их встретили, когда они пришли с озера Шавло через перевал Обыл-Оюк. Мы угостили австралийцев оладьями и блинами, и с интересом расспросили их про перевал, который нам предстояло идти. Они прошли без всякой страховки, и это нас обнадежило.
     Вечером мы рассказывали девочкам про клуб "Синтон", показывали всякие простенькие игры. Например, мы предложили им поиграть, что они – муж и жена, причем они хотят вместе провести отпуск. Проблема в том, что муж хочет ехать на Белое море, а жена – на Черное. Девочки оживленно спорили, доказывая преимущества каждого из вариантов. Сначала одна принялась командовать и наезжать – и вторая ответила резкой конфронтацией. Тогда мы посадили девочек спинами друг к другу и велели им поменяться ролями. Разговор пошел более мирный и конструктивный.
     Еще мы показали им упражнение "Подстройка по позе": девочки сидели спинами друг к другу, и одна объясняла другой, в какой позе она сидит. Объяснение выглядело довольно забавно, особенно со стороны, ведь девочками не видно было друг друга: "Ну, смотри, я эту руку сгибаю вот так!" – говорила одна. – "Какую руку?" – "М-м. Левую! Видишь?" - "Так, что ли?" - все время переспрашивала вторая. Так продолжалось всю игру: одна говорила: "Смотри! ", "видишь?" или "Вот так!", а другая уточняла "Так, что ли?"

Карагемская поляна - пер Обыл-Оюк 1Б* - оз. Шавло

16.08 . Утром мы собрали рюкзаки и были уже готовы стартовать вверх вдоль Карагема, чтобы подойти повыше под перевал. В это время с другого берега Иолдо послышались голоса, и к нам переправилась группа мужиков из Тулы. Они прошли интереснейший маршрут по нехоженным и неисследованным местам Алтая. В том числе они прошли и описали ледники Монгольского и Китайского Алтая, которые никто не ходил и не описывал с 1904-ого года.
     Группа у них была весьма колоритная: шестеро немолодых сильных бородатых мужиков, одетых в брезентовые брюки и штормовки, с брезентовыми рюкзаками, и с альпенштоками в руках. (Для тех, кто ни разу не видел, и не знает, что такое альпеншток, поясняю – это прочная палка с железным наконечником.)
     Мужики пришли с левого берега Карагема, где тропы нет и не было. Впрочем, они весь поход – а шли они пешую шестерку – ходили без тропы. Мы разговорились, мы их сфотографировали всей группой, они – нас, и завязался разговор. Пятеро торопились на работу в Тулу, а руководитель, Сергей Николаевич, собирался еще недельку погулять. Он преподает в школе и в институте, поэтому он мог вернуться к первому сентября. Мы узнали, что Сергей собирается идти через Обыл-Оюк на Шавло, и очень обрадовались тому, что у нас будет столь опытный попутчик.
     Мы вышли от избушки и пошли по тропе через березку по краю поляны, вдоль границы леса, под скалами. Через два перехода мы вышли на верхнее плато Карагема, на слияние Левого и Правого Карагема. Местность там очень интересная – большущее ровное поле, вымощенное мелкими камушками, и на этой каменистой равнине растут молодые лиственницы и кедры, а травы практически нет.
     Мы перешли Левый Карагем и на слиянии в одной из мелких боковых проток вдруг увидели двух большущих рыбин. Карагем, как и многие другие реки на Алтае, имеет мутную бело-коричневую воду, поскольку несет с собой много песка. А эта протока была идеально чистая, и в ней на дне были видны разноцветные камушки. Мы подошли поближе – и увидели двух хариусов с локоть длиной. Ловить мы их не стали – рыбаков среди нас нет, и никакой снасти мы не брали, а полюбоваться было приятно.
     Вдоль левого ор. берега реки Карагем идет вполне приличная тропа, по которой мы поднялись до границы леса. Там на первых моренных площадках мы заночевали. Если бы у нас был газ, мы могли бы подойти вплотную под язык ледника, но, увы! – мы стояли на дровах.

Переходы:
     11.00 – 11.50 Прошли по тропе через поляну, поросшую высокой травой и цветами, и вышли к зарослям карликовой березки. Берег заболочен, вдоль болота по березке идет тропа, прижимающаяся к скалам.
     12.15 – 12.55 Тропа идет по краю поляны через березку, потом через лесистые холмики выходим на верхнее плато Карагема . Местность удивительная: вся земля очень ровно вымощена галькой, гладкими некрупными камушками. Из этих ровных каменистых площадок торчат довольно высокие (3-5 метров) лиственницы, кусты и деревца, но травы практически нет. Долина в этом месте широкая, поляна с деревцами большая, в дальней части поляны сливаются реки Левый и Правый Карагем, слева по ходу в Карагем впадает красивый водопадистый ручей.
     Перешли Левый Карагем и сели отдохнуть чуть выше слияния в том месте, где тропа снова ныряет в заросли карликовой березки.
     13.15 – 13.45 Тропа идет левым ор. берегом вдоль самой реки сквозь заросли березки, потом набирает высоту и идет через лес. Левый по ходу берег голый, каменисто-осыпной.
     14.00 - 14.15 Тропа подходит к крупному правому притоку. Мутные коричневые струи сшибаясь, мчатся среди камней к Карагему. Через приток лежит несколько поваленных стволов , по которым мы перебираемся на другой берег и садимся обедать.
     15.15 – 16.00 Тропа идет через горелый лес, слева – река, справа – красивые слоистые скальники оранжево-желтого цвета. Присели отдохнуть у маленького ручейка.
     16.20 – 17.00 Тропа лезет вверх то по березке, то по морене. Среди камней встречаются кусты черной и красной смородины.
     17.30 – 17.45 Поднялись к самым нижним моренным площадкам на границе леса и там остановились на ночлег. Впереди моренный вал, за ним – еще несколько. Вероятно, за этими валами скрывается озеро , но у нас нет сил идти туда. Дрова здесь есть, а там их, вероятно, не найти. К тому же, дети устали висеть, и хотят поползать. Решено – стоим здесь!
     Все так устали, в 8 поели, и в 9 завалились спать.

Утром мимо нас пробежали ребята из Саранска, под руководством Кости Лещанкина. Они подивились на нашу компанию, порадовались нашим малышам и пожелали нам успехов. Мы с ними очень мило пообщались, попрощались и разошлись. По идее мы не должны были с ними больше встречаться, но не тут-то было – мы разминулись с ними на озере Шавло, зато они сняли нашу записку на перевале Орой, и потом мы их еще дважды встречали на спуске в Чибит, и вместе ехали в автобусе из Акташа в Горно-Алтайск.
     Мы поднялись по морене, прошли вдоль озера , перешли один из истоков и начали подъем под язык левого ледника. Перед языком есть несколько больших и ровных площадок – хоть под 10 палаток, но дров там нет совсем.
     Язык ледника достаточно крутой, поэтому мы поднимались вдоль него по морене, по средним и крупным камням, и вышли на лед только на пологой части ледника. Пока мы поднимались по морене, навстречу нам спускалась по леднику группа – как потом оказалось, это наш знакомый Дима Сапотенок шел к скаутам на Карагемскую поляну, и мы с ним чуть-чуть разминулись.
     Мы вышли на ледник, прошли по его пологой части направо за угол, обходя редкие открытые трещины, определили, где наша дырка , и слегка приуныли (я, по крайней мере) – сначала изрядный набор по снегу , потом по средней живой морене, потом забитый снегом кулуар , а наверху небольшой скально-осыпной участок. Крутизна кулуара 45-50 градусов , и линять вниз с этого склона нам совершенно не улыбалось. Седловина плоская, скальная, есть место под одну палатку. Эх, говорили мне все, что Обыл-Оюк – мерзкий перевал, и я вполне согласна с этим определением. Впрочем, у них, кажется, в довершение ко всему, шел мелкий снег с дождем, и камни были скользкие и немного обледенелые, а кулуар был забит льдом, а не снегом. Так что можно считать, нам повезло.

Сергей вышел на перевал первым, бросил там свой рюкзак и спустился к нам, чтобы помочь. А мы тем временем неторопливо поднялись по морене и вышли на снег. Как в поговорке: глаза страшатся, а руки делают. (в данном случае, ноги топают.)
Я шла первой и била ступени. Сказать, что мне было уютно и комфортно – не могу. Честно говоря я шла, максимально сосредоточившись на том, что делаю, потому что понимала: эти ступени должны быть абсолютно надежными, на все сто, ни у кого из группы ни одна нога не должна заскользить. Я неторопливо и аккуратно била ступени, а сама в это время гнала от себя паническую мысль: "Дура! А если ты сейчас заскользишь туда и будешь ехать до тех острых камней? Куда тебя занесло! Ну сама по горам шляешься – еще куда ни шло, но ребенок-то тут при чем?! Дура!" Как потом оказалось, Ирка, у которой есть опыт участия в горных пятерках и шестерках, шла и думала примерно то же самое. И только Настя, которая в горах впервые, и потому не могла оценить реальной опасности, думала: "Ну, раз умные люди идут и молчат, значит, все правильно происходит!"
     А Сергей, спускаясь к нам, заторопился, заскользил, раскроил об снег руку, и теперь шел передо мной с Иркиным рюкзаком , и время от времени прикладывал руку к склону. Кровь не сразу унялась, и эти кровавые пятна на склоне не прибавляли мне бодрости. Впрочем, шли мы спокойно и достаточно надежно, и вполне успешно вышли на седловину. Мне, правда, очень не понравилось идти вдоль скал с кенгурушкой – и наступать на ноги своему ребенку.
     Когда я вышла на седловину, мне сначала показалось, что с той стороны вообще обрыв. Потом я внимательнее присмотрелась, и поняла, что там взлет крутой, но без снега, с мелкой сыпухой, которую называют "скоростной лифт": делаешь шаг – и съезжаешь с кучей камней.

Мы съели перевальную шоколадку, достали записку – и поняли, что группа, которую мы видели на леднике, это третья команда московских скаутов под руководством Сапотенка.
     Сидеть на перевале было холодно, но Галя захотела какать, и пришлось мне ее раздевать и держать. После этого у нас вошла в поговорку фраза: "Кто накакал на перевал Обыл-Оюк?"

Мы спустились с седловины по осыпному кулуару и по морене, вышли на пологий ледник , и побежали по нему без привалов, обходя открытые трещины, бегом – нам надо было успеть спуститься с ледника до наступления темноты.
     Мы вышли на левую часть языка, и уже в сумерках спустились на морену. На первых же моренных стоянках у небольшого синего озерка мы в полной темноте поставили свою палатку – и в который раз пожалели о том, что у нас нет газа и горелки. Впрочем, мы достали геркулес и сухофрукты, и соорудили отличные мюсли, да еще добавили сыр и сало, и вполне наелись.
     Сергей на этот раз не стал натягивать свой полиэтилен, а устроился очень уютно под апсидой нашей палатки – и все следующие ночевки там ночевал.

Переходы:
     Мы встали в 7.30, развели между камнями костер, в 9 поели, и в 10 были готовы идти. Мы, все- таки, редкостные тормоза – долго встаем, долго сидим на каждом привале, долго ставим лагерь и долго складываем рюкзаки. Мы всегда так ходим, но в этом походе мы смело отмахивались от переживаний на эту тему, оправдывая себя тем, что с нами младенцы – и из-за них мы так тормозим.
     10.15 – 11.05 по крупным камням вдоль левого ор. берега поднялись через моренный вал и прошли мимо озера. Есть площадки у верхнего края озера, но мы прошли выше по тропе через березку.
     11.15 – 11.45 Перешли левый ор. исток реки и потеряли тропу в зарослях березки. Темп сразу очень снизился, пришлось искать тропу. Сашка закапризничал – остановились, чтобы подкормить его.
     12.20 – 13.10 тропа через березку идет между ручьями, теряясь на травянистых полянках. Мы перешли один из ручьев, поднялись на моренный гребень, перешли широкую площадку и за ней чуть выше, чем по щиколотку, перешли второй ручей, смещаясь к самому левому леднику, из тех, что свисают над озером в эту долину.
     Далее точное время не записывали, а шли примерно так:
     Поднялись по левому краю моренного гребня. Галя устроила громкий концерт, когда Мишка нес ее один переход. Пришлось остановиться, подкормить ее, и перевесить снова на меня. К счастью, я прекрасно отдохнула, пока шла без кенгурухи, и теперь шла лучше, чем в начале дня.
     Под языком ледника есть огромная площадка с местами для стоянки – но ни травы, ни дров тут, конечно, уже нет.
     Поднялись вдоль ручья правым краем по морене, идем вдоль крутой части, не выходя на ледник.
     Вышли на лед в том месте, где ледник выполаживается и поворачивает направо. Слева от нас висит раздвоенный ледник со скалой посредине, а в нашей части видны три отчетливые понижения. Два из них – прямо перед нами, третья дырка – в дальнем правом углу. Смотрим карту и убеждаемся в том, что наша дырка – средняя. Левая дырка вся скально-осыпная, с этой стороны она кажется проще, но со стороны Шавлы она куда противнее. А наш перевальный взлет почти до самого верха забит снегом – хорошо, что не лед, ведь кошки есть только у Сергея.
     По пологому открытому леднику, обходя трещины, подходим под перевал и начинаем подъем. В нижней части идем по мелким и средним слоистым камням, многие из которых живые и скользкие. Стенки кулуара и верхняя часть сложены из скал слоистой структуры, образующей острые зубья и скальные пальцы. Крутизна перевального взлета около 40 градусов, снег местами до 45.
     На перевале есть место под 1-2 палатки.
     Спуск начали в 18.45, за час спустились на ледник (приходилось идти с удвоенной осторожностью, поскольку падать с детьми при спуске по камням нам совершенно не хотелось). Потом вышли на пологий ледник и побежали по нему бегом. Бежали примерно по центральной части ледника, обходя открытые трещины, и в сумерках спустились на моренные площадки. Рядом с нашей палаткой было ровное поле, а за ним - зеленое озеро . УФ!

Всю ночь вокруг нас шумели камнепады, которые шли с левого склона. А утром пришлось ждать, пока с нашей полянки сползет туча – видимость в туче была не более 10 метров. Потом часть облаков уползла наверх, другая часть плавала внизу под нами, и мы, переждав в палатке сильный дождь, начали собираться.
     Идти по мокрым камням вниз под моросящим дождем – сомнительное удовольствие, но у нас не было выбора. Нам обязательно надо было спуститься хотя бы к Верхнему Шавлинскому озеру, туда, где есть дрова.
     Мы прошли совсем немного и увидели высокую стройную башню, сложенную из огромных плоских камней . Кому-то было очень не лень ее возводить! Впрочем, на Шавлинские озера многие группы приезжают на неделю, а то и на две, и ходят оттуда в однодневные радиальные выходы по округе. А места там хоть и красивые, но перевалы все сложные, и "чайникам" там податься некуда. Вот они и строят всякие башенки из камней, да вырезают из пеньков всяких человечков…
     Какие простые перевалы есть вокруг Шавлинского озера? Есть перевал Куранду 1А, но к нему нет тропы, а есть длинный подъем по зарослям карликовой березки. И есть Обыл-Оюк, который тоже особо приятным и простым не назовешь. А Нижне-Шавлинский, хоть и 1Б формально, требует перильных веревок на подъеме, поскольку там взлет – это около 400 метров льда с крутизной 45-50 градусов. (Считайте сами, сколько это веревок!) Еще есть стандартная связка перевалов Москвич-Орбита, две 1Б, а между ними полдня в связках по закрытому леднику – тоже не для "чайников" и не для нас с нашими младенцами.
     С Шавлинского озера во все стороны есть шикарные тропы, отмеченные турами буквально каждые пять метров, но в данном случае это нас не спасало. Идти вниз по мокрым камням, покрытым лишайником, очень трудно и неприятно – сухой лишайник прекрасно держит, а вот по мокрому ноги скользят очень сильно, и легко повредить связки голеностопа или коленей.
     А спуске мы встретили троих туристов из поселка Акташ – они впервые пришли на озеро, да и то их до перевала Орой отвезли на машине. Увидев наших детей, они никак не могли поверить, что мы пришли с ними с Карагема.

Мы спустились пониже, и среди камней стали попадаться в изобилии толстые рыжие мышки- пищухи. После снега, льда и камней, после перевалов и ночевок без костра, любая живность и трава, и цветы очень радуют глаз. А на Карагемской поляне мы видели очень любопытного бурундука, который старался подойти к нам поближе, и совершенно нас не боялся. Вообще, мы видели за поход великое множество мышек, бурундуков и белок – края там дикие, звери непуганые.
     Спуск по крутой глинистой тропе, а местами по камням был неприятным, зато быстрым. Мы оказались на тропе вдоль реки, и вскоре уже пришли к верхней оконечности Верхнего Шавлинского озера. Там мы развели костер, сварили еду и чай, отогрелись у огня и пошли дальше вниз.

Мы пошли правым берегом озера, и в его нижней части наткнулись на камни, размером от 3 до 15 метров, наваленные как попало на берегу . Силовая акробатика в сочетании со скалолазанием, да еще с рюкзаками и детьми – увлекательнейшее занятие. Весь участок вдоль озера мы преодолели за час – и напрыгались изрядно .
     Дальше вдоль реки правым берегом идет хорошая тропа. В одном месте мы присели отдохнуть и набрали сходу литра три черной смородины.
     Вечером мы спустились к Нижнему Шавлинскому озеру, прошли по осыпи над водой до его середины, и встали в первом же удобном месте. Нажарили оладьи, съели их с ягодами, и были очень довольны.
     Переходы:
     От верхнего озера под языком ледника мы за два перехода (45 и 25 минут) спустились к Верхнему Шавлинскому озеру. Встретили троих из Акташа – они ходили в радиалки от Большого озера. Они были поражены, когда увидели наших малышей, и услышали, что мы пришли с Карагема, а сами – аж из Москвы.
     Вдоль озера правым по ходу берегом ковырялись целый час, потом за два перехода дошли до озера (30 и 35 минут), а посредине устроили длинный привал и набрали кучу черной смородины.
     Ночевали в середине озера, подальше от остальных групп – мы не любители коммунальных стоянок.

Шавлинское озеро- река Шавла - плато Ештык-Кель - пер Орой н.к - спуск по ручью Орой - мост через р.Чуя - пос Чибит - гостиница "Как дома"

19.08 Мы очень хотели сфотографировать Шавлинское озеро в хорошую погоду – оно стоит того, и не зря привлекает такие толпы туристов. Грандиозные снежные вершины Красавица, Сказка и Мечта отражаются в зеленоватой воде большого озера, окруженного кедрами и лиственницами. Мы видели это в прошлый раз, а в этом году погода не была столь благосклонна, на вершинах лежали плотные облака, да и ниже озера облаков было немало . Они клубились, как дым, заползали в каждую складку рельефа, причудливо извиваясь выползали из-за хребта… Картина была сказочно красивая, но моросящий дождик слегка портил нам настроение.
Весь день мы ждали, что распогодится, но так и не дождались. Дождь то прекращался, то начинался вновь, и мы решили уйти пониже в любом случае. Собрались и ушли до развилки Левой и Правой Шавлы . Тропа там широкая, разбитая, и идти по ней сразу после дождя не слишком приятно: с мокрых кустов нам за шиворот и в рукава заливались маленькие водопадики, а в глинистых лужах торчали острые камни. Самое забавное, что дети спали всю дорогу, и их такая погода не смущала.
     17.00 – 18.15 Шли мы чуть больше часа, без остановок. Напротив слияния рек мы увидели удобное место для стоянки, и решили дальше сегодня не ходить. Натянули тентик, поставили палатку, развели костер, чтобы высохнуть и согреться.
     Галка как раз там научилась сама сидеть , и очень радовалась этому умению.

Тропа идет правым берегом Шавлы через заросли березки, мимо заболоченного озера, и дальше через лес. В лесу много ягод: брусники и черной смородины.
Мы добежали до слияния Шавлы и Шабарги, поднялись по тропе до удобной стоянки на берегу, и там встретили сначала москвичей с каяками, потом двух пап с мальчишками. Они тоже собирались идти через Обыл-Оюк, и мы им от души пожелали погоды и успехов. Они все удивляются, как мы там прошли с младенцами , но ведь наши-то детки – как дополнительный груз, и идти не очень мешают. А у них-то мальчишки опасности реальной еще не представляют себе, и вполне могут там на спуске поехать. Ох, я бы, наверное, десять раз подумала, прежде чем идти Обыл-Оюк с такими детьми. Мы-то взрослые люди, имеющие горный опыт и общий здравый смысл, а вот как они там пройдут – не представляю себе. Надеюсь, что у них все будет хорошо. Реально там, конечно, некуда улететь, трещины там нет, но руки об снег вполне можно расцарапать, если без варежек идти. Да и вообще, скользить по склону с рюкзаком, кувыркаясь, и видя внизу острые слоистые камни – бр-р!
     Мы поднялись по лесной тропе, перешли правый приток по отличному мостику с перилами, и полезли вверх по крутой тропе через кедровый лес. Справа от нас был виден водопад и снежные вершины в верховьях ручья.

Вскоре тропа траверсом вышла на покрытый кустами склон, и мы поняли, что вот-вот окажемся на голом плато Ештык-Кель. Удобнее было бы заночевать на красивых лесных стоянках возле ручья, но мы ушли далеко оттуда, и нам пришлось стоять в кустах возле самой реки. Дров там было совсем мало, но мы справились. Вечером стало очень холодно – это была, кажется, самая холодная ночевка за весь поход.
     Переходы:
     Встали в 7.15, поели, подсушили вещи, когда выглянуло солнышко, и пошли вниз по подсыхающей тропе. Пока было много луж, шли медленно, когда тропа подсохла, побежали бойчее.
     10.10 –11.30 идем по тропе через березку мимо болотистого озера над разливом реки. Места для ночлега попадаются нечасто, хотя есть и вполне приличные ночевки.
     11.50 – 12.00 Прошли чуть-чуть и остановились для сбора ягод – набрали смородины и брусники.

13.10 – 14.40 идем по тропе вдоль Шавлы, потом вверх вдоль Шабарги до стоянки у воды. Видели белок и бурундуков. Обедаем рядом с мужиками из Омска, которые вывезли своих сыновей в горы.
     17.00 – 17.50 Тропа идет по склону через лес высоко над рекой, левым ор. берегом, через сухой приток, через кусты, снова через лес. Приходим к крупному правому притоку, который течет с ледника. Вокруг притока на обеих сторонах много хороших мест для ночлега, но мы торопимся дальше. (А зря!)
     Через приток лежит толстое бревно и еще тонкое – как перила. Шикарный мостик!
     18.20 – 19.15 Тропа от притока очень круто лезет вверх через кедровый лес вдоль притока. Видно водопад на притоке и снежные горы, с которых он тече т. Потом тропа поворачивает влево, траверсит склон, заросший березкой, и выходит на берег Шабарги. Дальше видно плато Ештык-Кель, на котором леса нет. Решаем ночевать тут, хотя место не самое приятное. Сильный ветер, очень холодно.

Мы прошли по морене, пересекли приток и пошли вдоль него направо по пологому болотистому плато , поросшему карликовой березкой. Дорога через плато привела нас к перевальному туру. Широкая дорога уходила направо-вниз, по склону, заросшему молодыми кедрами. Налево уходила слабая старая дорога. На склоне возвышался скальный останец, похожий на бастион.
     10.25 – 11.10 Идем вверх по тропе. Справа на склоне виднеются последние лиственницы, за ними – голые склоны, а перед нами холмы и кусты заболоченного плато.

Тропа идет то по камням, то по травке, потом становится дорогой – видны колеи.
     11.30 – 12.00 идем по плато – в этом году оно практически сухое, это зависит от того, дождливое ли лето.
     12.20 – 13.05 пришли на перевал Орой, На перевале Орой сложен довольно большой тур из камней и палок, неподалеку на склоне видна характерная скала, напоминающая бастион.
     На перевале мы встретили пару из Уфы. Они сказали, что вчера, поднимаясь по тропе из Чибита, потеряли тропу и забрели в такие дебри, что пришлось вешать веревку.
     И вот в этом месте, где ходят огромные толпы туристов, где летом проходит по 10 человек в каждую сторону, вот тут-то мы и ухитрились заблудиться. Позади оставалось плоское голое плато, вниз в долину спускался склон, поросший кедрами . Мы пошли направо по дороге, прошли мимо летнего домика и загона для скота, и пошли дальше по дороге. Метров через 500 я взбунтовалась и попыталась объяснить мужикам, что мы идем не туда – эта дорога длинными кружными путями идет в долину реки Маашей. Мы долго спорили, потом мужики сбегали на разведку и подтвердили мое предположение – это дорога на Маашей. Мы достали компас и карту-двухкилометровку фирмы "Аква". На этой карте тропа была указана совсем по другому распадку, и мы решили вернуться. В это время налетел сильный ветер, начался дождь. Мы вернулись к туру, прошли до того места, где указан на карте перевал, и убедились, что тропа заросла. Возможно, она и была тут лет 20 назад, но с тех пор появились другие тропы. Мы попытались пойти прямо по склону, но быстро поняли, что легче будет вернуться и поискать нормальную тропу.
     В это время тучи разошлись, и с одного склона горы на другой встал огромный мост радуги – полная дуга! В долине толпились мрачные темно-синие тучи, а мы стояли на склоне и любовались.
Склон этот был интересен еще и тем, что березка на нем была разной высоты – кое-где по пояс, а местами – всего пять сантиметров. От чего это зависит – не знаю, но картина была фантастическая : прямо на склоне растет карликовая березка высотой 5 см, голубика с крупными ягодами – на голых кустиках высотой 3 см, и брусника, которая стелется прямо по земле, и при этом тоже усыпана крупными спелыми ягодами. Если не присматриваться, то кажется, что все эти ягоды растут прямо на березке!
     Мы вернулись в третий раз к туру, прошли по дороге и заночевали в избушке под кедрами . Вечером сходили на разведку и убедились, что тропа вниз уходит прямо от избушки, просто мы ее не сразу заметили, потому что на повороте она растекается на много мелких тропинок.

Мы сварили еду, нажарили очередные – и последние оладушки, точнее, омлет, поужинали и легли спать.

22.08. Утром мы спустились по тропе вдоль ручья Орой. Вскоре после перехода на правую сторону ручья мы остановились и сели собирать бруснику – ее там великое множество по всему склону. Тут мимо нас очередной раз прошли ребята из Мордовии.
     Крутая тропа обходит скалы и бараньи лбы, вьется среди деревьев, круто спускаясь вдоль скал. В прошлый раз мы начинали маршрут из Чибита, и шли до Шавлинского озера под забросочным весом три дня. До сих пор вспоминаю, как мы тут карабкались с тяжеленными рюкзаками. А теперь мы шли вниз, и бежалось нам легко.
     Мы перешли на левую сторону ручья Орой, перекусили и собрались идти дальше. По моим воспоминаниям, тропа там делала несколько резких наборов высоты и несколько таких же крутых спусков.
     Мы уже предвкушали, как мы будем карабкаться вверх-вниз, когда к нам от новой зимней избушки с поляны прибежал местный мужичок и сказал, что они построили новый пешеходный мостик через Чую.

Мы с радостью заплатили мужику по 20 рублей с человека за проход по мосту, и спустились от домика по крутой тропинке на берег Чуи . Там, действительно, появился подвесной мостик на тросах. Посредине мостика стоит железная загородка высотой почти полтора метра – как объяснил мужик, она сделана для того, чтобы парни на конях не катались и мост не разбивали.
     От моста по крутой тропинке мы поднялись на дорогу – и в этот момент увидели впереди на дороге машину – ГАЗик. Мы пошли побыстрее, но машина куда- то пропала. Нами овладело чувство трассы, и мы хотели ехать во что бы то ни стало. Пошли вниз по дороге – и увидели, что ГАЗик стоит на полянке возле избушки. Мы с Иркой и Настей остались на дороге, а мужики пошли договариваться. Сверху нам было плохо видно, что у них там происходит, но договаривались они очень долго. Потом раздался грохот, за ним – еще один, и двое пошли куда-то в сторону от домика, нагнулись, что-то посмотрели и вернулись. Стало ясно, что они до чего-то договорились, хотя приехали они совсем не сразу.
     Что же там было? А вот что: сначала мужики просто не хотели нас никуда везти, потом один сказал нашим: "Вон, видите тот камень? Попадете в него – повезу вас, а нет – так идите пешком!" – и протянул свою винтовку. Мишка стрелять не стал, а Сергей согласился – и попал. Местный мужик сказал: "Не, не попал. Смотри, как надо стрелять!" – и выстрелил тоже. Потом они вместе пошли смотреть, и выяснили, что попали оба.

Мужики отвезли нас в Акташ, мы сложили рюкзаки под забором, и устроили набег на продуктовый магазин: накупили помидоров, хлеба, сметаны, кефира, печенья и китайской вермишели на дорогу.
     Потом мы стали искать жилье. В гостинице берут 36 рублей за ночь, а помыться там негде. Мы стали искать жилье с баней, и уже договорились с одной местной теткой, которая готова была для нас затопить баню. В это время нас поймала другая тетка, и отвезла нас в свою мини-гостиницу, которая стоит на Чуйском тракте, между Акташем и Чибитом.

Гостиница "Как дома"
     О, это место заслуживает, пожалуй, целой поэмы, но это – потом, а пока хоть пару строк. Гостиница представляет собой чуть подкрашенную казарму. Вероятно, раньше там стоял дорожно- строительный батальон. Теперь бодрая хозяйка и ее дочь устроили гостиницу для туристов, построили во дворе баню, устроили платную парковку. Там можно оставить под охраной машину, пока ходишь по горам. Мы были вполне довольны сервисом: нам дали комнату с 4 пружинными кроватями, столом, грубо сколоченным из досок, и тремя железными стульями. Мы разобрали кровати, - и хозяйка нисколько не возражала, что мы постелили на полу матрасы и белье, сварили на электрической плитке еду, поели и отправились мыться.
     Мы как-то не учли, что Сергей воспитан в других традициях, и, похоже, смутили его, когда все одновременно разделись и пошли мыться. Сергей предложил Мишке помочь посидеть с детками – и мужики с младенцами остались снаружи, а мы с Иркой и Настей быстренько помылись.
     Детей искупали снаружи, в тазике, потому что внутри было слишком душно. Потом мы ушли с детьми в дом, а мужики остались мыться и бриться.
     Возле дома в большущей конуре жил малюсенький щенок, привязанный на цепь. Этот ласковый цепной пес нас очень повеселил.
     Мишка был под большим впечатлением от того, насколько халтурно и как попало все сделано. В новой бане щели толщиной в палец. Некоторые из них, хотя и не все, заткнуты мхом. И так – во всем! Домики строят так: сруб накрывают плоской крышей из досок, на эти доски насыпают, вероятно, для тепла, камни и землю, а над этим односкатная крыша, иногда крытая даже железом. Так вот, промежуток между верхней и плоской крышей ничем не закрыт. Зашить его досками было бы совсем легко, но этого никто не делает. Под крышу забивается снег, туда заливает дождь и крыша протекает – и так во всех домиках, которые мы видели!
     На этом описание нашего похода заканчивается. Удачи вам в ваших приключениях! До встречи на тропе!