Автор: Грабарник А.Е., Москва
Отчет о горном походе 3 к.с. по Сев. Тянь-Шаню в августе 2008 г. Часть 1 из 2
Маршрутная
книжка № 1/3 - 302
Руководитель группы: Грабарник А. Е.
Справочные
сведения
1. Проводящая организация.
Московский городской центральный туристский клуб, шифр МКК
177-00-56666252,
адрес: г. Москва, Большая Коммунистическая ул., д. 17, тел. (495)
911-39-81.
2.
Вид
туризма |
Категория
сложности похода |
Протяженность
активной части похода, км |
Продолжительность |
Сроки
проведения |
Общая |
Ходовых
дней |
горный |
третья |
143 |
25 |
18 |
31.07.20008-25.08.2008 |
3. Район, подрайон, массив похода.
Северный
Тянь-Шань (Заилийский Алатау)
4. Подробная нитка маршрута.
Москва - Алма-Ата - Медео - ущ.
Малое А-Атинское - т/б "Ворота Туюксу" -
м/ст.
"Мынжилки" - ст. "Альпинград" (рад)
- г/л база "Чимбулак"
- Медео - ур. "Дубовая роща" - Медео
- г/л
база "Чимбулак"- пер Б. Талгарский н/к - ледн.
Богдановича - п.
Комсомола 2 А (альп., рад) - пер. М. Талгарский н/к - ущ.
Левый Талгар - пер. Орджоникидзе
2 А - ледн. Туюксу - пер. Погребецкого 2 А - ледник
Змеиный - ущ. Большое
А-Атинское - р. Озерная - пер. Алматы-Алагир н/к -
ущ. Проходное - пер. В.
Ломакина 1 А - ущ. Каргалинка - пер. Гляциологов 2 А
- ущ. Проходное - пер.
Проходной н/к - пер. Лунина 1Б - ущ. Пр. Аксай - ущ.
Аксай - пос.Кардон - г. Капчагай - г. Алма -
Ата.
2.3.
Параметры маршрута
Продолжительность
активной части маршрута - 23 дня
Полуднёвок
- 2 (из них 2 вынужденные)
Днёвок - 4 (из них 2 вынужденные)
Протяжённость
активной части маршрута - 143 км
Суммарный
перепад высот на маршруте - 22960м
Набор
препятствий:
2
А альп (рад) - 1 шт
2 А - 3 шт
1 Б - 1 шт
1 А - 1 шт
н/к - 4 шт
Всего - 10 шт
План
похода (скорректированный по рекомендации МКК):
Дата
|
Дни пути
|
Участок маршрута
|
Км
|
Способ передвижения
|
31.07.08
|
|
Москва - Алма-Ата
|
|
АВИА
|
01.08.08
|
1
|
А-Ата - Алма-Арасан - ущ.Проходное
(заброска)- Медео
|
7,0
|
А/транспорт-пеш.
|
02.08.08
|
2
|
Медео- ущ. М А-Атинское - т/б Ворота Туюксу
|
7 ,0
|
Пеший
|
03.08.08
|
3
|
т/б Ворота Туюксу - м/с Мынжилки
|
4,0
|
Пеший
|
04.08.08
|
4
|
м/с Мынжилки - п. Амангельды 3999 1 Б (Альп. рад)
|
3,0
|
Пеший
|
05.08.08
|
5
|
м/с Мынжилки - ст. "Альпинград"
|
2,0
|
Пеший
|
06.08.08
|
6
|
ст."Альпинград" - п.Антикайнен 4100 2А
(Альп. рад)
|
1,5
|
Пеший
|
07.08.08
|
7
|
пер. Пионер 3840 1 Б - ледн. Богдановича
|
2,0
|
Пеший
|
08.08.08
|
8
|
п. Комсомола 4380 2 А (альп., рад)
|
2,5
|
Пеший
|
09.08.08
|
9
|
Запасной
|
|
|
10.08.08
|
10
|
пер. М. Талгарский н/к (3200) - ущ. Левый Талгар
|
12,0
|
Пеший
|
11.08.08
|
11
|
Дневка
|
|
|
12.08.08
|
12
|
ущ. Левый Талгар - под пер. Оджоникидзе
|
8,0
|
Пеший
|
13.08.08
|
13
|
пер. Орджоникидзе 4050 2 А - ледн. Туюксу
|
8,5
|
Пеший
|
14.08.08
|
14
|
ледн. Туюксу - пер. Погребецкого 4100 2 А - р.
Озерная
|
10,0
|
Пеший
|
15.08.08
|
15
|
р. Озерная - пер. Алматы-Алагир н/к - ущ. Проходное
|
14,5
|
Пеший
|
16.08.08
|
16
|
Дневка
|
|
|
17.08.08
|
17
|
ущ. Проходное - пер. В. Ломакина 1 А - ущ.
Каргалинка
|
9,5
|
Пеший
|
18.08.08
|
18
|
ущ. Каргалинка - пер. Гляциологов 4150 2 А - ущ.
Проходное - пер. Проходной н/к - оз. Примул
|
10,5
|
Пеший
|
19.08.08
|
19
|
оз. Примул - пер. Лунина 4100 1 Б - ущ. Пр. Аксай
|
8,5
|
Пеший
|
20.08.08
|
20
|
ущ Пр. Аксай - пер. Богдана Хмельницкого 3850 2 А
- пер. Шнитникова (Роксана) 1 Б - ущ. Правый Каскелен
|
12,0
|
Пеший
|
21.08.08
|
21
|
ущ. Правый Каскелен пер. Окно (Тасчокы) 3850 2 А - ущ
Южная Казачка
|
5,0
|
Пеший
|
22.08.08
|
22
|
ущ Южная Казачка - пер. (В. Савосина) Верхняя Казачка
(пер/прохожденеие 1 А *) ущ. Аксай
|
7,5
|
Пеший
|
23.08.08
|
23
|
ущ. Аксай - п. Кардон
|
19,5
|
Пеший
|
24.08.08
|
24
|
Запасной
|
|
|
25.08.08
|
|
Алма - Ата - Москва
|
|
АВИА
|
Запасной вариант.
|
При плохой погоде или нехватке времени от восхождения на п.
Антикайнен или п. Комсомола отказаться.
|
При плохой погоде, повышенной камнепадоопасности вместо пер.
Орджоникидзе (2 А) - пер. В.Маяковскрго (2А)
|
При плохой погоде или нехватке времени вместо пер Погребецкого
(2А) - связка пер. Туюк-су - Туристов (1Б).
|
При плохой погоде или нехватке времени вместо пер
Б.Хмельницкого (2 А) - пер. Аксай северный (1Б)
|
Аварийный вариант
|
Экстренный выход группы: с ледн. Богдановича и ледн. Туюк-су
вниз по М. А-Атинскому ущелью после пер. Погребецкого вниз по р.
Озерная и далее по Б. А-Атинскому ущ. после пер. В.Ломакина по ущ.
Каргалинка после пер. Лунина, пер Б. Хмельникого по ущ. Аксай после
пер.Окно по ущ. Казачка и далее по ущ. Каскелен.
|
Сравнительный график
заявленного и пройденного маршрутов.
Даты
|
День
|
Участок маршрута по плану
|
Участок маршрута реально пройденный
|
Пройдено
Км
|
31.07
|
|
Москва - Алма-Ата (АВИА)
|
Москва - Алма-Ата (АВИА)
|
|
01.08
|
1
|
А-Ата - Алма-Арасан- ущ.Проходное
(заброска)- Медео
|
Алма-Ата
|
|
02.08
|
2
|
Медео - т/б "Ворота Туюк-Су".
|
А-Ата - Алма-Арасан - ущ.Проходное
(заброска) - Медео - т/б "Ворота Туюксу".
|
7, 5
|
03.08
|
3
|
т/б Ворота Туюксу - м/с Мынжилки
|
т/б Ворота Туюксу - м/с Мынжилки, занос заброски
(стоянка "Камень Зимина") и на морену ледн. Туюксу.
|
4, 5
|
04.08
|
4
|
м/с Мынжилки - п. Амангельды (3999, 1 Б) (Альп. рад)
|
м/с Мынжилки - ст. "Альпинград"
1/2 Дневка (Пережидание непогоды)
|
2, 0
|
05.08
|
5
|
м/с Мынжилки - ст. "Альпинград"
|
ст. "Альпинград" - м/с Мынжилки - т/б
Чимбулак
|
8, 5
|
06.08
|
6
|
ст."Альпинград" - п.Антикайнен (4100, 2А)
(Альп. рад)
|
т/б Чимбулак - Медео - ур. "Дубовая
роща"
|
а/транспорт
|
07.08
|
7
|
пер. Пионер (3840, 1 Б) - ледн. Богдановича
|
Дневка (по мед. показаниям)
|
|
08.08
|
8
|
п. Комсомола 4380 2 А (альп., рад)
|
ур. "Дубовая роща" - Медео - т/б
Чимбулак
|
а/транспорт
|
09.08
|
9
|
запасной
|
т/б Чимбулак - пер. Б. Талгарский н/к - стоянка
"Камень Зимина".
|
2, 5
|
10.08
|
10
|
пер. М. Талгарский н/к (3200) - ущ. Левый Талгар
|
стоянка "Камень Зимина" - ледн. Багдоновича
|
2, 5
|
11.08
|
11
|
Дневка
|
п. Комсомола 4380 2 А (альп., рад)
|
2, 5
|
12.08
|
12
|
ущ. Левый Талгар - под пер. Оджоникидзе
|
ледн. Багдоновича - пер. М. Талгарский н/к (3200)
- ущ. Левый Талгар
|
12, 0
|
13.08
|
13
|
пер. Орджоникидзе 4050 2 А - ледн. Туюксу
|
Дневка
|
|
14.08
|
14
|
ледн. Туюксу - пер. Погребецкого 4100 2 А - р.
Озерная
|
ущ. Левый Талгар - под пер. Оджоникидзе
|
10, 0
|
15.08
|
15
|
р. Озерная - пер. Алматы-Алагир н/к - ущ. Проходное
|
пер. Орджоникидзе 4050 2 А - ледн. Туюксу
|
7, 5
|
16.08
|
16
|
Дневка
|
ледн. Туюксу - пер. Погребецкого 4100 2А - р.
Озерная
|
13, 5
|
17.08
|
17
|
ущ. Проходное - пер. В. Ломакина 1 А - ущ.
Каргалинка
|
р. Озерная - пер. Алматы-Алагир н/к - ущ.
Проходное
|
17, 0
|
18.08
|
18
|
ущ. Каргалинка - пер. Гляциологов 4150 2 А - ущ.
Проходное - пер. Проходной н/к - оз. Примул
|
Дневка
|
|
19.08
|
19
|
оз. Примул - пер. Лунина 4100 1 Б - ущ. Пр. Аксай
|
ущ. Проходное - под пер. В. Ломакина.
1/2 Дневка (Пережидание непогоды)
|
3, 0
|
20.08
|
20
|
ущ Пр. Аксай - пер. Богдана Хмельницкого 3850 2 А
- пер. Шнитникова (Роксана) 1 Б - ущ. Правый Каскелен
|
Дневка (Пережидание непогоды)
|
|
21.08
|
21
|
ущ. Правый Каскелен пер. Окно (Тасчокы) 3850 2 А - ущ
Южная Казачка
|
ущ. Проходное - пер. В. Ломакина 1 А - ущ.
Каргалинка
|
9, 6
|
22.08
|
22
|
ущ Южная Казачка - пер. (В. Савосина) Верхняя Казачка
(пер/прохожденеие 1 А *) ущ. Аксай
|
ущ. Каргалинка - пер. Гляциологов 4150 2 А - ущ.
Проходное
|
5, 4
|
23.08
|
23
|
ущ. Аксай - п. Кардон
|
ущ. Проходное - пер. Проходной н/к - оз. Примул
- пер. Лунина 4100 1 Б - ущ. Пр. Аксай
|
13, 5
|
24.08
|
24
|
Запасной
|
ущ. Пр. Аксай - ущ. Аксай - п. Кардон
п. Кардон - г. Капчагай
|
19, 5
а/транспорт
|
25.08
|
25
|
Алма-Ата - Москва
|
г. Капчагай - г. Алма-Ата
г. Алма-Ата - г. Москва
|
а/транспорт
(АВИА)
|
5. Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия
|
Категория трудности
|
Характеристика препятствия
|
Путь прохождения
|
пер. Малый и Большой Талгарский (2870 м и 3250 м)
|
н/к
|
Подъём и спуск: травянисто - осыпные склоны
|
Ущ. М.А-Атинское - (р. Сауруксай) - р. Левый Талгар
|
Пик Комсамола
(4376 м)
|
2 А (альп)
|
Подъёмна пер. Комсомола - лед крутизной до 30°.
Далее по осыпи подходим под маршрут - к скалам средней сложности
(лазение средний и легкой сложности, крутизной от 50 до 70°).
Страховка крючьевая, "перила" (всего около 120 м
"перил" на скалах).
Спуск по пути подъема.
|
ледн. Багдановича - с пер Комсомола по ю. гребню.
(радиально)
|
Пер. Орджоникидзе (4050 м)
|
2 А
|
Подъем: сначала по леднику, а затем ч/з бергшрунд, по
"снежному мостику", потом траверсируем склон в южном
направлении по ледовому склону крутизной 50-55° - 35 м, далее
несколько выполаживается до 45° -250 м связках, на кошках, со
страховкой через ледовые крючья (с организацией "перил").
Спуск: с перевала со стороны лед. Игл Туюксу длинная крутая
(40-45°) осыпь в основном мелкая, местами средняя, а ближе
книзу крупная - движение плотной группой.
|
ледн. В. Орджоникидзе (р. Левый Талгар) - ледн.З.
Орджоникидзе (р. М.А-Атинка, ледн. Игл Туюксу)
|
Пер. Погребецкого (4100 м)
|
2 А
|
Подъем: на перевал сначала осуществляется по крутой крупной
осыпи до 35 - 40° траверсируя слева на право (по ходу
движения) к скалам на границе со льдом (80 м). Далее по закрытому углу,
образованному льдом и скалами (организация страховки ч/з ледовые крючья
и закладные элементы) 55-60° - 35 м, далее идем по разделу
скалы/лед (40-45° - 130 м) - страховка ч/з ледоруб,
выступы, ледовыеи скальные крючья (с организацией "перил").
Спуск: плотной группой по мелкой и средней
"сыпухе" покрытой снегом.
|
Ледн. Туюксу (р. М.А-Атинка) - Ледн. Змеинный (С.-В.
Ручей р. Озерная)
|
Пер. Алматы - Алагир (3650 м)
|
н/к
|
Подъём и спуск: травянисто - осыпные склоны
|
р. Озерная (р. Б А-Атинка) - р. Проходная
|
пер. В. Ломакина
(3850 м)
|
1 А
|
Подъем на перевал осуществляется по крупной осыпи.
Непосредственный подъем на перевал представлен льдом покрытым очень
подвижной, мелкой осыпью.
Спуск с перевала не крутая - 25-30 градусов среднего размера
малоподвижная осыпь порядка 70 метров. Внизу спуск представляет собой
лед, покрытый крупными обломками скал. Далее ледник ровный, открытый и
без трещин.
|
р. Проходная - Ледн. Каргалинский (р. Каргалинка)
|
пер. Гляциологов (4150 м)
|
2 А
|
Подъем на перевал сначала по средней и крупной осыпи (70 м),
затем по легким разрушенным скалам, далее по разделу скалы/лед (130 м)
- страховка ч/з закладные элементы, скальные крючья, выступы,
ледовые крючья, далее траверсируем по льду 45-50° - 40 м
- "перила" на ледобурах.
Спуск с перевала по крутому осыпному кулуару (45° -
160- 200 м), местами выходы разрушенных скал, плотной группой.
|
Ледн. Каргалинский (р. Каргалинка) -
р. Л. приток
р. Проходная
|
Пер. Проходной
(Алматы)
(3600 м)
|
н/к
|
Подъём и спуск: травянисто - осыпные склоны
|
Р. Проходная -
Р. Алматы (ущ. Чон-Кемин)
|
Пер. Лунина
(4100 м)
|
1 Б
|
подъём: сначала средняя и мелкая осыпь 30-35° - 250 м, далее
снежно-ледовый склон местами покрыт мелкими камнями 35° - 200 м.
спуск: осыпной склон 30-35° - 400м
|
Верховья р. Алматы - ледн. Лунина (р. П. Аксай)
|
6. Состав группы:
Ф. И. О.
|
Год рожд.
|
Место
работы, должн.
|
Туристский опыт
|
Обязанности в группе
|
Грабарник Алексей Ефимович
|
1970
|
Клиника фтизиопульмонологии ММА им. И.М. Сеченова, врач
|
I-VI г.у, I-III г.р.
ц. Тянь-Шань (3 Б)
|
руководитель
|
Дроздов Дмитрий
Викторович
|
1980
|
ГОУ СОШ № 496, зам.директора
|
I, II г. у I г. р.
Сев. Тянь-Шань (1 Б)
|
завснар.
|
Манин Антон Викторович
|
1987
|
ООО "Голд-Турс", менеджер
|
I г. у (с элементами II к/с) Хибины (1 Б)
|
реммастер
|
Золотухин Кирилл Сергеевич
|
1984
|
ООО "Амфора Технологии Качества", менеджер
|
II г.у (с элементами III)
Западные Саяны (2 А)
|
фотограф
|
Мухина Мария
Алексеевна
|
1987
|
РУДН, студент
|
I, II г. у.
Сев. Тянь-Шань (1 Б)
|
зав.пит.
|
Паленый Сергей
Валерьевич
|
1987
|
МЭФИ, студент
|
I, II г. у.
Сев. Тянь-Шань (1 Б)
|
участник
|
Жиденко Дмитрий Игоревич
|
1986
|
ЗАО Прайсвотер-хаускупер, менеджер
|
"Альпинист России"
Ц. Кавказ. (1 Б)
|
хронометрист
|
Азарова Ирина Николаевна
|
1987
|
ООО "Голд-Турс", менеджер
|
I г.у. (с элементами II) Ц. Кавказ
|
участник
|
Содержание
отчёта.
1. Общая смысловая идея похода.
Северный Тянь-Шань
(Заилийский Алатау) для большинства участников группы - не новый
район (т.к. в
прошлом году мы совершали поход в район ледн. Богатырь, р. Чилик с
выходом ч/з Тау-Тургень,
ранним летом прошлись чуть-чуть направо (по Чон-Кемину до р.
Кель-Алматы). И
данный поход планировался как "конечная точка" в изучении
данного горного
района, конечно же хотелось сделать первопрохождение и как
"изюминка" -
подняться на п. Комсомола (который виден из любого района города
Алма-Аты).
Маршрут достаточно полно охватывает центральную, наиболее интересную и
освоенную в туристском отношении часть района (Малоалматинское ущелье),
а так
же редко посещаемые районы рек Проходная, Каргалинка и Аксай. Маршрут
технически
и физически сложный. После окончания горной части похода планировалось
отдохнуть на побережье рукотворного озера - водохранилища
Капчагай (близ г.
Капчагай).
По многим объективным причинам и субъективным обстоятельствам
полностью в заявленном варианте пройти поход не удалось.
2. Варианты подъезда и отъезда.
На сегодняшний день,
существует большое множество различных способов добраться до
Алма-Аты. Так как,
общее время отведенное для проведения похода было крайне ограничено (по
многим
причинам), как и прошлый раз, мы воспользовались вариантом предложенным
Клубом
Делового Туризма (КДТ) (WWW.cor.ru) и
при их
активном участии (без лишней суеты и нервотрепки) получили билеты на
самолет
"тамошней" авиакомпания "Эйр Астана" о чем и не
жалеем (удобный вечерний вылет
из Москвы, удобный утренний прилет в Алма - Ату, и соответственно
удобный
вечерний вылет из Алма-Аты и такой же вечерний прилет в Москву (www.sheremetyevo-airport.ru),
а
вот с "Трансаэро" связываться не стали, кроме того в КДТ
оформили страховку на
каждого (с покрытием до 30 000 у.е.) - в общем полный
сервис...и всего за 12 800
руб, естественно, ни о каких скидках (за молодежный тариф и т.п.) речь
не велась
(Эйр Астана, вроде как, это не поддерживает), но все возможные варианты
предлагались, были проанализированы и обговорены с представителем КДТ
(кстати,
переговоры можно вести и по телефону, а потом пришлют курьера, но мы
ездили
сами). Существуют рейсы каждый день, в пути около 4 часов, бесплатно
багаж до 20 кг. (только снаряга и личные вещи..., чуть-чуть
пропитания, то что нельзя купить там, - а как
показала практика там можно купить все... Цены, правда, ровно
такие же как в
Москве, только продукты и товары местных производителей несколько
дешевле)
Из других самых
распространенных путей можно рассматривать вариант с поездом № 7,
который
отправляется по нечётным с Павелецкого вокзала 19.15, в пути трое
суток,
прибывает в Алматы в 6.40 (по местному), может опоздать на пару часов.
Обратный
поезд отправляется по чётным в 6.00 по местному времени (+2 часа к
Московскому), прибывает в Москву в 10.55. Стоимость плацкарта около
3700 р.
Поезд едет сутки по России, после въезда в Казахстан проводники
подсаживают
местных, и плацкарт становится ближе к общему вагону, в ногах на нижних
полках
могут сидеть люди. Поэтому лучше группе кучковаться на соседних местах,
для
чего покупать билет прямо ровно за 45 дней до отъезда, как туда, так и
обратно.
До Алма-Аты - 4 суток, обратно 3 с небольшим. Такси вокзал
Алматы-2 - аэропорт
обходится 1000-1500 тенге в зависимости от времени суток, есть вариант
добираться рейсовым транспортом с пересадкой. В этом году, прилетевшим
самолётом, регистрация в аэропорту не оформлялась. Тем не менее,
необходимо в течении
5 дней зарегистрироваться в местном РОВД, в противном случае, при
вылете
проблем с милицией не избежать! Мы воспользовались помощью фирмы.
Настоятельно
рекомендуем всем иметь регистрацию, так как на вылете (или при отъезде)
ее все
равно проверят и могут быть большие неприятности (ну, по крайней мере
нервотрепки не избежать).
Основную часть продуктов
закупили в магазине "Столичный" (перекресток ул. Кабанбай
Батыра и пр.
Желтоксан (бывшие ул. Калинина и пр. Мира)). Магазин работает
круглосуточно,
ассортимент очень разнообразный, есть все необходимое. Недалеко, на
пересечении
ул. Курмангазы и пр. С. Сейфулина в магазине Limpopo (работает с 9.00
до
21.00) закупили газ, там же можно закупить и кое-какое недостающее
снаряжение
(цены несколько ниже чем в Москве). В этом же доме работает одноименная
туристическая фирма, которая оказывает различные услуги для
организованных
групп и туристов (вплоть до организации забросок, предоставления гидов,
планирования походов, восхождений и т.п., но более точных координат
нет...).
Кстати, в этом районе по пр. Сейфулина много обменников с самым
выгодным курсом
(проверено опытом). За экзотикой и больше для развлечения посетили
центральный
рынок - "Зеленый Базар", где закупили все остальное (ул.
Жибек Жолы).
Удобны и коротки заезды в
горы из Алматы, в нашем случае, минуя горнолыжную базу
"Чимбулак", чуть далее
до т/б "Ворота Туюксу" на частном автотранспорте, о котором
договорились
заранее (+ 7 7017884139, 8 32326522 73 - Першин Александр),
кстати он нас и
встретил в аэропорту, а потом забирал и с п. Кардон (ущелье Аксай),
отвозил на
Капчагай и снова в Алма - Ату. Можно также добираться рейсовым
городским
транспортом до катка Медео, а оттуда либо пешком 5 км до
"Чимбулака" по асфальту, либо найти попутку (видели как
продолжается строительство канатной
дороги от Медео до Чимбулака - предположительный ввод в
эксплуатацию декабрь
20...г.). Стоимость проезда в городском транспорте по Алма-Ате
- 40 тенге, с
частниками - как договоришься (можно за 200 - 300 тенге
проехать всю Алма - Ату
на "лексусе", а можно шикануть за 1500 на
"шестерке" (ВАЗ 2106)). От п. Кардон
до остановки общественного транспорта еще около 10 км по дороге (ч/з
дачи). Постоянно действующего рейсового сообщения нет. Бывают частники,
но лучше
договориться заранее (связь слабая, непостоянная). От дач до А-Аты
регулярное
рейсовое сообщение. По ходу нашего маршрута населенных пунктов не было.
Загранпаспорт по
состоянию на этот год для въезда и нахождения на территории Казахстана
не
обязателен, но большинство участников нашей группы воспользовались
именно
загранпаспортами. Так как, обстановка изменяется, при планировании
похода
необходимо узнавать состояние дел с пограничниками, паспортами,
регистрацией и
проч. например через Интернет: казахские форумы "Центр
Тяжести" http://bb.ct.kz/, форум
на сайте http://a13.kz , на
mountain.kz, через турфирмы "Треккингклуб",
"Тур-Азия" (телефоны, да и сами фирмы постоянно
меняются...).
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Аварийные выходы с маршрута: из района ледника Богдановича,
ледника
Антикайнен и ледника Туюксу - возврат к "Чимбулаку" и
далее вниз по М. А-Атинскому ущелью к
Медео из-под пер. Орджоникидзе - спуск в долину
Левого Талгара и возврат через перевалы Малый Талгарский и Большой
Талгарский
(оба н/к) к "Чимбулаку", далее вниз по М. А-Атинскому
ущелью к Медео после пер. Погребецкого вниз по р. Озерная и далее
по Б. А-Атинскому ущелью к пос. Энергетик после пер. В.Ломакина по ущ.
Каргалинка после пер. Лунина, пер Б. Хмельникого по ущелью Аксай до
пос.
Кардон после пер. Окно по ущ. Казачка и далее по ущ. Каскелен до п.
Известкового.
Запасные варианты предусматривали: при плохой погоде или
нехватке времени
от восхождения на п. Антикайнен или п. Комсомола отказаться при плохой
погоде,
повышенной камнепадоопасности вместо пер. Орджоникидзе (2 А) -
прохождение пер.
В.Маяковскрго (2А) вместо пер Погребецкого (2А) - связка пер.
Туюк-су -
Туристов (1Б) вместо пер Б.Хмельницкого (2А) - пер. Аксай
северный (1Б).
При
плохой погоде или нехватке времени от прохождения перевалов:
Роксана (1 б), Окно (2 А), Казачка (пер/прохождение) -
отказаться.
4. Изменения маршрута и их причины.
Болезнь одного из участников потребовала сброса высоты, что
привело к срыву графика движения и плана прохождения похода уже в самом
начале
маршрута, в связи с чем, от прохождения пер. Пионер (1Б) и от
восхождения на
пик Антикайнен (2А) пришлось отказаться. Попытки в последующем
наверстать
упущенное - не увенчались успехом, так как погода в этот раз нас не
жаловала -
в итоге от прохождения перевалов: Роксана (1б), Окно (2А), Казачка
(пер/прохождение) - так же пришлось отказаться по причине
нехватки времени.
5. График движения.
Даты
|
Дни пути
|
Участки маршрута *
|
Время движения
|
Км
|
Характер пути, препятствия, опасные участки.**
|
Метеоусловия
|
31.07
|
|
Москва - Алма-Ата (АВИА)
|
4 ч 20 минут
|
|
АВИА перелет (АИР АСТАНА)
|
Погода летная
|
01.08
|
1
|
Алма-Ата
|
ВЕСЬ ДЕНЬ
|
|
Город с населением более 1,5 милн. человек
Произведена закупка продовольствия, горючего, оформление
регистрации.
Вечером прогулка по Алма-Ате с посещением смотровой
площадки на горе КОК-ТЮБЕ
|
Ясная погода, T до 40
|
02.08
|
2
|
А-Ата - Алма-Арасан - ущ.Проходное
(заброска) - Медео - т/б "Ворота Туюксу".
|
08.15 - 10.00
10.30 - 17.00
17.30 - 20.30
|
7,5
|
Ранее заказанным автотранспортом основная часть группы
добралась до т/б "Ворота Туюксу".
Другая, так же ранее заказанным автотранспортом добралась до
сан. Алма-Арасан и далее пешком по хорошо "набитой" тропе
занесла заброску до моста ч/з р. Проходная (практически верхняя граница
леса).
Вечером группа встретилась.
|
Ясная погода, T до 25-30
|
03.08
|
3
|
т/б Ворота Туюксу - м/с Мынжилки, занос заброски
(стоянка "Камень Зимина") и на морену ледн. Туюксу.
|
09.30 - 13.30
14.30 - 19.00
|
6, 5
|
Основная часть группы по дороге от т/б "Ворота
Туюк-Су" до г/л базы "Чимбулак". Далее на
канатно-кресельной дороге (три очереди) на пер Б. Талгарский, и
далее по тропе занесли до стоянки "Камень Зимина" у озера.
Вторая группа поднялась по "дороге" до мемориала
погибшим альпинистам и выше до м/с "Мынжилки", далее справа
по маренному валу к крупной марене в р-не отрогов пика Орджонекидзе
оставили заброску.
Вечером группа встретилась возле м/с "Мынжилки"
|
Ясная погода, T до 28, в обед пасмурно.
|
04.08
|
4
|
м/с Мынжилки - ст. "Альпинград"
1/2 Дневка (Пережидание непогоды)
|
10.00 - 12.40
|
2, 0
|
С м/с "Мынжилки", по хорошо "набитой"
тропе до ст. "Альпинград".
|
Пасмурно, с утра дождь с переходом (на верху) в снег.
|
05.08
|
5
|
ст. "Альпинград" - м/с Мынжилки - т/б
Чимбулак
|
10.00 - 14.00
14.30 - 17.30
|
8, 5
|
"Консервация" лагеря. Спуск по тропе к м/с
"Мынжилки" и далее по дороге до т/б "Чимбулак".
|
С утра ясно, после обеда переменная облачность.
|
06.08
|
6
|
т/б Чимбулак - Медео - ур. "Дубовая
роща"
|
10.15 - 12.00
|
а/т
|
Автотранспортом группа добралась до скал в ур.
"Дубовая роща" |
Ясно, к обеду переменная облачность.
|
07.08
|
7
|
Дневка
|
ВЕСЬ ДЕНЬ
|
-
|
Занятия на скалах по горной технике
|
С утра переменная облачность, ближе к вечеру ясно
|
08.08
|
8
|
ур. "Дубовая роща" - Медео - т/б
Чимбулак
|
13.00 -15.30
|
а/т
|
Автотранспортом до т/б Чимбулак
|
Ясно
|
09.08
|
9
|
т/б Чимбулак - пер. Б. Талгарский н/к - стоянка
"Камень Зимина".
|
10.00 - 14.30
|
2, 5
|
На канатно-кресельной дороге (три очереди) на пер Б.
Талгарский. И далее по тропе до стоянки "Камень Зимина" у
озера.
|
До обеда ясно, затем переменная облачность.
|
10.08
|
10
|
стоянка "Камень Зимина" - ледн. Багдоновича.
|
10.20 - 13.30
|
2, 5
|
От стоянки "Камень Зимина", крутой подъём по тропе
на левобережную морену л. Богдановича, затем по турикам до нунатака,
далее обходим его слева** по леднику и далее до стоянок на
морене.
|
Ясно.
|
11.08
|
11
|
п. Комсомола 4380 2 А (альп., рад)
|
07.00 - 08.40
08.50 - 09.30
09.40 - 15.20
16.00 - 18.00
18.10 - 19.20
|
2, 5
|
Исходный бивак на морене ледника Богдановича. По открытому
леднику в цирк перевала. Непосредственный подъем на перевал на пер.
Комсомола - по правому борту восточной камеры ледника. Движение в
кошках с одновременной страховкой (лед крутизной до 30°). Далее по
осыпи подходим к маршруту - скалам средней сложности и поднимаемся в
лоб по стенке (около 35 м - 60-65°) до площадки,
траверсируем влево, пересекаем кулуар шириной 6-8 м., продолжаем
движение по стенке до 13 - 15 м (легкое лазание) и выходим к
наружному углу (15 м крутизна до 70° средней сложности), подняться
на площадку следующей стенки, отсюда пройти (120 м) по гребню к крутым
сглаженным скалам, возвышающимся на 25-30 м. Скалы преодолеваются в
лоб. Затем выйти на легкие сильно разрушенные, скалы по ним к вершине.
Спуск по пути подъема.
|
Ясно.
|
12.08
|
12
|
ледн. Багдоновича - пер. М. Талгарский н/к (3200)
- ущ. Левый Талгар
|
07.30 - 12.15
14.00 - 19.00
|
12, 0
|
По уже хорошо знакомой тропе спускаемся до пер. Б. Талгарский
и далее по тропе с перевала до пер. Малый Талгарский, затем крутой
спуск по петляющей между упавшими елями тропе к р. Левый Талгар, затем
по тропе левым берегом реки до стоянки "Красная поляна.
|
Переменная облачность.
|
13.08
|
13
|
Дневка
|
ВЕСЬ ДЕНЬ
|
-
|
ущелье Левый Талгар
"Красная поляна"
|
Ясно.
|
14.08
|
14
|
ущ. Левый Талгар - под пер. Оджоникидзе
|
08.00 - 12.00
13.30 - 19.15
|
10, 0
|
По тропе левым берегом до селевой плотины и далее по тропе до
"Солнечной поляны" в р-не р. Улькун-Мынжилки. Травянистым
склоном фронтальной марены поднимаемся в западном направлении и по
старой марене сложенной средними и большими валунами подходим к мощным
"молодым" маренным валам, поднимаемся слева** и
далее переходим на моренные валы, по которым подходим в долину ледника,
обходя его слева** и на невыраженной боковой морене встаем
лагерем.
|
Ясно, к обеду - переменная облачность.
|
15.08
|
15
|
пер. Орджоникидзе 4050 2 А - ледн. Туюксу
|
06.30 - 08.00
08.20 - 15.00
16.00 - 19.00
|
7, 5
|
Выходим на ледник несколько ближе к середине по его
юго-восточному борту, траверсируя склон слева на право**,
продолжаем движение по леднику покрытому средними валунами, тем самым
обходя возможные места падения камней с п. Орджоникидзе практически под
стену п. Маяковского., постепенно выходя на центр. Ледник не имеет
сколько-нибудь крупных трещин, и его прохождение технической сложности
не представляет. Подъем на перевал проходит сначала по леднику, а затем
ч/з бергшрунд, по "снежному мостику", потом траверсируем
склон в южном направлении по ледовому склону крутизной 50-55°
- 35 м, далее несколько выполаживается до 45° - 250 м
связках, на кошках, со страховкой через ледовые крючья (с организацией
"перил").
Спуск с перевала со стороны лед. Игл Туюксу длинная крутая
(40-45°) осыпь, в основном мелкая, местами средняя, а ближе
книзу крупная - движение плотной группой. При подъеме и спуске
наблюдение за северным склоном вершины Орджоникидзе.
|
Ясно.
|
16.08
|
16
|
ледн. Туюксу - пер. Погребецкого 4100 2А - р.
Озерная
|
06.40 - 07.50
08.30 - 15.40
16.00 - 16.40
17.00 - 20.00
|
13, 5
|
По открытому леднику подходим под перевал.
Подъем: на перевал осуществляется сначала по крутой крупной
осыпи траверсируя слева на право (по ходу движения) к скалам на границе
со льдом (80 м). Далее по закрытому углу, образованному льдом и скалами
(организация страховки ч/з ледовые крючья и закладные элементы)
55-60° - 35 м, далее идем по разделу скалы/лед (40-45°
- 130 м) - страховка ч/з ледоруб, выступы, ледовые крючья
(с организацией "перил").
Спуск плотной группой по мелкой и средней "сыпухе"
покрытой снегом.
Выходим на хорошо "набитую тропу с пер. Туристов,
которая со временем переходит в дорогу.
|
До обеда ясно, затем переменная облачность,кратковременный
снег, гроза к вечеру - ясно.
|
17.08
|
17
|
р. Озерная - пер. Алматы-Алагир н/к - ущ.
Проходное
|
07.30 - 09.30
9.50 - 13.00
14.30 - 16.00
16.20 - 20.20
|
17, 0
|
Подход под начало подъема на перевал осуществляется от р.
Озерной по дорогое, далее по травянистому склону на запад к сухому
руслу реки и по нему на перевал.
Подъём и спуск: травянисто - осыпные склоны. Спускаемся
до тропы в доль р. Проходной и по ней вниз до моста.
|
Ясно, на перевале сильный ветер.
|
18.08
|
18
|
Дневка
|
ВЕСЬ ДЕНЬ
|
-
|
Поляна у верхней границы леса
|
Ясно
|
19.08
|
19
|
ущ. Проходное - под пер. В. Ломакина.
1/2 Дневка (Пережидание непогоды)
|
08.30 - 09.30
|
3, 0
|
Подход под начало подъема на перевал осуществляется от р.
Проходной по травянистому склону на запад у верхней границы леса. По
левой части поднялись на фронтальную морену
|
Ясно, затем переменная облачность, проливной дождь, гроза с
переходом в снег
|
20.08
|
20
|
Дневка (Пережидание непогоды)
|
ВЕСЬ ДЕНЬ
|
-
|
Площадки на верхней части маренного вала
|
Мокрый снег с дождем, гроза
|
21.08
|
21
|
ущ. Проходное - пер. В. Ломакина 1 А - ущ.
Каргалинка
|
08.00 - 12.00
12.20 - 14.10
14.40 - 16.10
17.10 - 20.00
|
8, 6
|
Продолжили движение с левой стороны маренных валов, в том
месте, где морена подходит к скалам. Седловина перевала нечетко
выраженная является самой южной в гребне, идущем к характерной вершине
в виде зуба. Подъем на перевал осуществляется по крупной осыпи. Не
следует выходить на ледник, и подходить к камнеопасным склонам,
находящимся справа. Непосредственный подъем на перевал представлен
льдом покрытым очень подвижной, мелкой осыпью. Безопаснее подниматься,
придерживаясь правой стороны, так как слева - путь падения вытаивающих
из ледника камней. Седловина перевала узкая 3-4 м. и короткая - 10-15
м. Спуск с перевала в сторону р. Каргалинка не длинный и не крутой -
порядка 70 метров - 25-30 градусов, сложен из среднего размера
малоподвижных камней. Внизу спуск представляет собой лед, покрытый
крупными обломками скал. Далее пересекаем ледник в направлении центра
его разворота, где выходим на левую боковую морену. Ледник ровный,
открытый и без трещин. Спускаемся по моренным валам придерживаясь
левого борта и несколько подрезая склон, что бы не терять высоты
(тактика не совсем себя оправдала, т.к. в итоге наткнулись на сложное
нагромождение больших обломков скал, прохождение которых потребовало
много сил и времени).
|
Ясно
|
22.08
|
22
|
ущ. Каргалинка - пер. Гляциологов 4150 2 А - ущ.
Проходное
|
07.30 - 08.40
09.00 - 14.30
16.00 - 19.30
|
5, 4
|
С ночевки на левой морене ледника Каргалинка идем на перевал
сначала по средней осыпи, затем по легким разрушенным скала -
перильная страховка. Далее по разделу скалы/лед - страховка ч/з
ледоруб, выступы, ледовые и скальные крючья, френды далее траверсируем
по льду 40-45° - 40 м - перила на ледобурах.
Спуск: плотной группой сначала по кулуару с мелкой и средней
"сыпухой", далее по крупным обломкам гранитных глыб выходим
на маренные валы и далее на "зеленку".
|
Ясно
|
23.08
|
23
|
ущ. Проходное - пер. Проходной н/к - оз. Примул
- пер. Лунина 4100 1 Б - ущ. Пр. Аксай
|
08.00 - 09.40
10.00 - 12.10
13.30 - 15.30
16.00 - 19.00
|
13, 5
|
Перейдя речку выходим на хорошо набитую тропу на пер Проходной
Подъём и спуск: травянисто - осыпные склоны. На перевале -
курган из принесенных туристами камней.
Сразу с перевала уходим в правый карман, пытаясь не терять
высоты и по распадку выходим в камеру пер. Москвичей и пер. Лунина.
Подъём на пер. Лунина идет сначала по средней и мелкой осыпи 30-35° -
250 м, далее снежно-ледовый склон местами покрыт мелкими камнями 35° -
200 м.
Спуск плотной группой по осыпному склону 30-35° - 400 м
из мелкой и средней "сыпухи".
|
Ясно, на перевале сильный ветер, переменная облачность.
|
24.08
|
24
|
ущ. Пр. Аксай - ущ. Аксай - п. Кардон
п. Кардон - г. Капчагай
|
07.30 - 13.00
14.20 - 19.20
|
19, 5
а/т
|
С утра по нечёткой тропе идем вниз правым берегом по долине р.
Аксай.
|
Ясно
|
25.08
|
25
|
г. Капчагай - г. Алма-Ата
г. Алма-Ата - г. Москва
|
|
а/т
АВИА
|
|
|
Здесь и везде:
* - определения правый - левый по отношению к ледникам,
маренам,
сторонам рек и ущелий даны орографически.
** - при прохождении (обходе) препятствий на маршруте определения
правый - левый даны по ходу движения.
Итого: 142, 0 км. (по карте масштаба 1:100000)
5.1 Высотный график:
Продолжение >>> |