Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 2 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Сергей Игнатенко, Алматы, Казахстан

Рецепты приготовления “снаряги” или кузнечное дело

Рецепт №1.

В начале 90 годов, уже прошлого века, после развала СССР, молодым и зеленым энтузиастам оставались, пожалуй , только те вещи, которые были спроектированы и выпущены в начале 80 годов того же столетия.
Единственным исключением на тот момент оставалась электроника, которая по-прежнему продолжала как-то развиваться.

Большой зоо магазин с двумя этажами разных аквариумов был скомпонован с коммерческим, на то время очень модным “комком”.
И после просмотра всяких там гуппий и сколярий ты плавно по лестнице попадал в совсем другой мир. Мир электроники, где среди всяческих новоротов был единственный на тот момент, и очень желанный, но по-прежнему не доступный предмет.

Еще советский плеер марки Вега П- 410С . Со знаком качества.

Комплектовался он складными наушниками с рыжим или синим защитным поролоном на них. Конечно, выбрать цвет этих наушников было категорически нельзя! Все еще горячо было наследство СССР. После нескольких месяцев накопления быстро тающих “ ленино-рубликов”, и еженедельных посещений магазина, наконец-то набралась сумма для этого чуда.
Ура! Я стал обладателем этой штуки. И честно сказать, гупии и скалярии более не “вставляли”. Но первый вопрос после покупки встал еще на пороге этого магазина. А где же взять батарейки?

Ведь плеер использовал 4-е батарейки типа АА. И аппетит у него был не слабый.

Вскоре плеер был модернизирован. Из его корпуса стали торчать два провода для подключения к любому подходящему источнику питания.

Через некоторое время и нескольких походов по окрестным горам возник еще один вопрос. А почему бы не сделать музыку доступной для всех?!
К тому времени музыка хлынула в наши головы из всяких подпольных звукозаписей. Нужно было обязательно сделать это, и идея воплощалась в жизни совсем не долго.

В хозяйственных магазинах продавались маленькие радиоприемники, которые включались в доме в радиоточку.
Такая не вполне понятная, торчащая из стены, маленькая, прямоугольная розетка на кухне. В этих радиоприемниках использовались динамики подходящие по размерам и параметрам к изготовлению портативной акустики.

Два разобранных приемника - и у вас появляется чудо материал 1-ГДШ 8.

АЧХ Кому вдруг понадобится.

Изготовление корпуса для акустики имело высоко технологический характер по тем временам, так как с материалами, да и с деньгами была напряженка, а цели были достаточно амбициозными. Во-первых, колонки не должны намного превышать размеры самого плеера.

Во-вторых, они не должны быть тяжелыми. В третьих они должны играть качественно.

Вскоре все было соблюдено. Корпус изготовлен методом наклеивания слоя за слоем бумаги. Сами динамики крепились на тонкой фанере, в которой лобзиком были выпилены подходящие отверстия. Вес был минимален.
Качество звучания доведено до максимума путем разделения на 2-е полосы, где низкие и средние частоты (не пинайте меня, пожалуйста, сильно кто разбирается в АЧХ) воспроизводил 1-ГДШ 8, а высокие частоты воспроизводил динамик, который использовался в родных наушниках.

Просто, через максимум полгода, наушники при непременно ломались из-за некачественной пластмассы в креплении.

Звучание. На тот момент звучание очень сильно отличалось от радио. Качество, било просто фонтаном, а мощности звучания хватало для прослушивания музыкальных композиций (Enigma, DePECHE Mode,Kraftwerk,…) даже при треске разведенного костра. Но оставался один жирный минус. Перемотка кассет носила всегда ручной характер, карандашным методом из-за жесткой экономии батареек.

Рецепт №2.

Каджута.

В альпинистской секции появился ледовый молоток (шакал). Первый шакал, который произвел впечатление пожалуй на всех, кто тогда занимался. Появился он из какой-то экспедиции. Явно бывалый в боях, так как кусок клюва отсутствовал, был отколот. Сам клюв был в форме “ласточкин хвост”.
Покрутив его в руках, мне захотелось иметь такой же инструмент. Да и не только мне хотелось этого. Рассказы “ старшиков” о том, как они сходили, крутой маршрут с этим сверх удобным шакалом просто срывали башню. - «Рука не бьется о ледяной склон», - «Входит в лед как нож в масло» и т.д.
Но все это слова до тех пор, пока сам не попробуешь. Выйдя из верхнего вагона, по пути к погребку, где хранились всякие интересности, правей, стоит ель. На ней-то и проверялись такие рассказы на подлинность.

После нескольких ударов, благодаря правильным углам и пропорциям, рука ни разу не коснулась ствола.

Вскоре, наша славная компания решила потренироваться на льду. И мы в ближайшие выходные отправились к ближайшему ледовому побоищу. Так сказать, попинать чуть-чуть ледок. Сосулька на водопаде Кок-Джайляо подходит для этого как нельзя лучше. От города совсем близко. Имеет два каскада. Крутой лед на первом каскаде и более пологий на втором.
Из снаряжения брали все, что тогда было. Нужно было научиться крутить буры. Делать само-выкруты. Ну и, конечно же, просто лазить в кошках по крутому льду. Все шло нормально, как мне казалось. Но только до тех пор, когда не наступила моя очередь лезть вверх.

Одна веревка перильная, куда в щелкнут карабин от само-страховки ”на скользящем”, вторая, как и полагается, нижняя страховка. Начало довольно несложное, лед не очень крутой, ледоруб ВЦСПС с коротким древком справляется не плохо.

Но когда лед становится крутым, более 70 гр, ВЦСПС с коротким древком, даже имея хитрую заточку клюва, становится мухобойкой.

Перед тем как закрутить бур на крутом участке приходилось выдалбливать специальное место, так, чтобы ВЦСПС с коротким древком, при передаче на него нагрузки не выскакивал изо льда.
Несколько попыток, а он все равно норовит выскочить и треснуть тебя по каске. А острый клюв делает его просто киллером. Структура льда на водопаде, сосульки, делает все попытки выдолбить площадку просто не выполнимой задачей, откалывая лед в ненужном месте.

Вот тут-то я и понял, что необходимо что-то предпринять для улучшения инструмента.

Тренировка получилась на славу, но войдя во вкус, мы вынуждены были остановиться. Уж больно долго получался один подъем с этими “приседаниями” с ВЦСПС ледорубами.

Вскоре, через несколько недель, друзья подогрели меня, отдав старый ледоруб ВЦСПС на растерзание. К тому же кто-то принес весть, что в одном из хозтоварных магазинах ВЦСПС продают как “кирку огородную” по приемлемой цене.
В голове сидела идея, которая не давала покоя. К тому времени у меня уже был кое-какой опыт и знания в деле кузнеца, которые передали мне мой дед Захар и мой дядька Иван. Этот первый опыт был в изготовление ножа.

Главное это кочегарка

Хорошо, что еще остались те места, где работают эти самые кочегарки. В них достаточно температуры для обработки металла, а иногда даже более чем достаточно.
Кроме кочегарки должна быть мастерская с достаточным инструментом для работы по металлу. Я думаю, такая мастерская есть при каждой кочегарки, иначе это не совок.

Всего этого было в достатке. И, наверное, благодаря этому совковому образу жизни, который до сих пор есть.

Дед дает зеленый свет, когда понимает, что за интерес преследует его внучек.

В ходе разбора ледоруба на компоненты Дед дает несколько важных советов. Но, кроме того, становится видно изнутри это изготовление ВЦСПС.
Отнюдь не просто изготовлено древко из сплава алюминия, клюв имеет какое-то покрытие в виде оцинковки. «Щечки», которые обеспечивали плавный переход от древка к клюву, выполнены явно из какого-то КОСМИЧЕСКОГО сплава алюминия. В то время это было нормой, пересечение технологий и когда кастрюли выпускали заводы, которые делали торпеды.
Эти “щечки” очень плотно прижимались к клюву, и все время лопались и крошились при попытке их вытащить.

Открываю печь и пихаю клюв в угли. Тут же получаю подзатыльник от Деда. - « Железо надо видеть всегда! Клади его так, чтобы видеть через смотровое окошко. Затем включай поддувало (поддувало работает от мощного вентилятора).
И обязательно контролируй при этом давление в котле и температуру пара».

На чем ковать и чем ковать

Наверное, этот предмет был самым старшим в этом помещение. Наковальня 30-х годов, а то и старше, один край которой, конусом сходился на нет. Конус был круглым по всему периметру. Другой край был плоским, но имел несколько вмятин от сильных ударов. На этом крае также были два отверстия, одно квадратное, другое круглое.

Когда металл станет малинового цвета его нужно вытаскивать и работать с большой кувалдой. По правде она только так называлась, потому что была не очень-то и большая, всего в два молотка размером. После первых ударов по разогретому металлу становится понятно, что это все не так просто, как представлялось раньше. Металл нужно тянуть, если ты хочешь его сделать тоньше.
И толку от сильных прямых ударов почти нет совсем, разве что искры попускать. Но сначала, нужно выгнуть клюв под нужный угол. Верного угла я еще не знал, и его пришлось подбирать. Разогрев металл уже почти до бело-оранжевого цвета, выгибаем клюв в его основании градусов под 40-45. Используем при этом конусообразный край наковальни. Остужаем металл на воздухе и вставляем в древко.

Возле кочегарки рос большой серебристый тополь. На нем проверяю, подходит ли угол. Приложив не много усилий, даже с тупым клювом ледоруб вошел как нож в масло в этот тополь.
Но когда я его нагрузил, через темляк, продетый в отверстие клюва, он весело вылез и почти также весело вошел мне в ногу.

Угол не подходит. Нужно его изменить. Мозг, слава Бобу 1997!... не задет!

Теперь угол меняю уже не в основании клюва, а ближе к его середине. Через несколько попыток получается верное соотношение. Но сколько пота при этом вышло из меня никто подсчитать не смог бы. Вот куда нужно тех, кто хочет быстро и эффективно сбросить вес!

Немного облагородив клюв, сделав его более-менее гладким вытягивая металл уже молотком, иногда с почти прямыми ударами, делаю последний штрих на точильном камне.

Особых выкрутасов в виде красивых полукруглых зубьев как на импортных шакалах делать не стал. Да и видел тогда всего один, у которого не хватало куска клюва как раз с этими выкрутасами. По окончанию искраметания нужно было подумать о коррозии.

И снова дедовский метод.

Так как в кустарных условиях о каком-то технологическом антикоррозийном методе покрытия речи идти не могло, а краска на клюве долго бы держаться не стала, то Дед предложил сделать воронение.

Воронение. Есть несколько способов добиться вороны, но я остановился в этот раз на самом простом. Нагрел клюв до малинового цвета и бросил его в отработанное автомобильное масло. Масло в консервной банки из-под томата закипело мгновенно.
Клюв нужно не полностью класть на дно банки с маслом, иначе воронение получится не равномерным. Хоть это и было кустарное производство, но, как оказалось вполне достаточное для дальнейшего применения клюва. К тому же, после очередной затрещины от Деда я вдруг понял, что убил двух зайцев. Вторым «зайцем» оказался – закаливание металла.

Выкрутасы с древком.

Как оказалось, древко было самым трудным этапом модернизации ледоруба. Внутри алюминиевой трубы располагалось ребро для увеличения жесткости конструкции. Причем ребро это было перпендикулярно относительно клюва.
А так как старые отверстия, где производилось крепления клюва в древке, были не пригодны (после всяческих надругательств) для нового клюва, то пришлось сверлить новые отверстия. И эти отверстия попадали ровно в это ребро жесткости.
Приходилось просверливать маленькое отверстие, затем более толстым сверлом увеличивать диаметр, а затем круглым напильником дорабатывать. Но для формирования клепок этого было достаточно.

И вот показался логический конец этому экстазу. После обильно пролитых матов при попытке вставить обратно эти “щечки”, я вдруг понял – а нах они вообще нужны?! И поэтому я не стал аккуратничать и впихнул их как мог. Закрепил клюв болтом для пущей прочности и стал собирать инструменты.

Убил я на все это около 4-х дней, конечно не полных, а только после учебы.

Проверку этого изделия проводили на водопаде Туюк –Су, затем на ледовом гроте под Молодежкой. Друзья сперва высмеяли, как и предполагалось, а затем и оценили .

Вскоре на вагон занесли сразу два новеньких Woodpecker от CAMP .

Народ окружил эти железки и рассматривал их, крутя в руках как какую-то страшно дорогую вещь. Кто-то пытался узнать его балансировку и найти центр тяжести.
Кто-то пытался определить кинетическую энергию. В то время на вагоне был такой скальный молоток как у космонавтов набитый шариками, чтобы не отскакивал от крюка при ударе.
И все эти головки клюводержателя у Woodpecker -а сразу рассматривались как что-то подобное. Самый популярный вопрос тогда – «А для чего это, как думаете?»

Уж слишком изящными они мне показались.

-К ели его! Ща будем испытывать!

Воткнул. И ощутил, что соприкосновение клюва и ели произошло на много раньше, чем я ожидал. Удивительно!

Нагрузил. Немного не уверенно, -«Болтается» . А вгонять клюв глубже - ель жалко портить. Покрутив в руках, понял, что мне нужно изогнуть рукоятку таким же образом.
Уж больно сильно поразило то ощущение раннего соприкосновения. Но разница в углах клюва первого изделия не давала этого сделать в полной мере.
При попытке выгнуть древко от ВЦСПС, можно было легко нарушить с трудом подобранную комбинацию.

Кирилл и его ВЦСПС.

Кирилл рискнул и пожелал выгнуть свой ВЦСПС, и мы отправились в кочегарку. Я позабыл про дедовское наставление и сунул клюв в угли. Кусок клюва отвалился как сосулька из теплых рук, оставляя сопливый бело-оранжевый след.
Ничего не оставалось делать, кроме как использовать остаток клюва. И к тому же оставался кусок древка от первого ВЦСПС , который я перегнул . И мы решили сделать малый Woodpecker из этой комбинации.

Древко очень трудно гнуть под нужный угол, но, несмотря на это, два детины налегли на древко зажатое в тесах и выгнули как надо. Шрамы на древке, полученные от варварского отношения, вскоре закрыли герметиком для ванны. Анатомические черты получила эта рукоятка после наших отпечатков рук на сыром герметике. Вид этого изделия точно напоминал дятла.

Затем выгнул еще один ВЦСПС, но на этот раз вместе с целым древко.

Позже, эти инструменты стали пользоваться успехом. С этими ледорубами проходили «первопроходы».

А у меня стала развиваться “железная” мания.

Charlet Moser Pulsar Bent-Shaft

Я увидел Charlet Moser Pulsar Bent-Shaft .

Его притащил Андрюха из какой-то экспедиции. Крутой хищный вид с правильной балансировкой. Нарядно окрашенный, легкий, и благодаря головке, легко обслуживаемый при замене клюва и бойка. Короче мечта просто! И, безусловно, у меня возникло желание сделать такой же.

Андрюха посмотрел пристально мне в глаза и спросил. – «А не профукаешь?», и вручил мне в руки инструмент. Окрыленный тем, что в рюкзачке у меня лежит целый Charlet Moser Pulsar Bent - Shaft , я побежал с тренировки домой позабыв обо всем.

Найдя миллиметровку, тщательно спрятанную у мамки за швейной машинкой (которую она прятала там для дамских выкроек) я отхватил кусок от нее ножницами. Возникло странное знакомое ощущение. Мне это сильно напомнило, как я в детстве отрезал с горного ботинка своего батяни язык для рогатки. Уж очень сильно хотелось сделать рогатку. Но, уже не ожидая тумаков за содеянное, я приступил к делу. Стараясь вырисовать все мелочи до единой, на этой бумаге, спустя пару – тройку дней я получил полный, детальный эскиз.

За эскизом шел сбор необходимого “сырья”. Первая, плохо разрешаемая задача, была отложена на потом из-за того, что стопорила весь процесс напрочь. Клюв. Это должен быть просто клювище по сравнению со старыми экземплярами!
Поэтому я пошел на свалку в поисках рессоры от авто “УАЗ 469”. Дед подсказал про этот металл, так как он, будучи очень прочным (на нем не оставалось следов от удара), в тоже время был гибким на излом. Короче я ковырялся на свалке не так долго и нашел что искал. Далее опять пошел цикл: печь – наковальня - точильный камень.
Но в этот раз изготавливать – крутить в руках просто клюв, было проще, чем всю болванку ВЦСПС. Но с зубцами на клюве пришлось попариться изрядно. И вот я сижу дома, на кухне, и надфилями вытачиваю эти зубцы. Неделю мослал. Стер пару надфилей на нет. И руки тоже вытер, так что ручку в институте не мог держать. Выглядел полным анонимом пля!

Воронение. Теперь гораздо сложней. Перед окунанием раскаленного клюва в масло, необходимо было (через одно из отверстий в нем) быстро продеть проволоку. А после опускания в банку я еще в течение двух часов двумя паяльными лампами подогревал весь этот суп. Клюв при этом болтался на проволоке, закрепленной на краях банки.
Клювяка был супер черным по окончанию операции. И вот “головка” – держалка клюва и лопатки. Дюралюминиевый сплав Д10-12! Но где его такой взять, тем более нужной толщины? Фрезерный станок я уже нашел для того чтобы можно было выточить ее.
И даже был выбор среди них. В одном месте мне пообещали взяться, как только будет достаточно сырья для отливки нужного куска. Но сырья так и недоставало, а время прошло почти 2-а месяца. И я стал самостоятельно искать сырье.
Оббегав все злачные места, помойки и свалки, я уже стал думать об изменение конструкции. И тут удача! Зашел как-то на завод им. Кирова (который уже загибался тогда, но по-прежнему упорно выпускал торпеды) я нашел сговорчивого мастера. Договорившись о цене в 12$, я отдал ему чертеж и окрыленный удалился. Через неделю я забрал деталь и чертеж заляпанный солидолом. Но какое у меня было настроение! Оставалось дело за малым. Опять же, это его древко. И снова ВСЦПС – альтернативы нет блин!

Придал форму в тисах, на сколько смог, но она не совпадала с оригиналом на добрую пару см.

Сил уже не хватало ни у меня не у верстака, на котором крепились тески. В один прекрасный момент верстак оторвался от стены, и я прекратил попытки выгнуть древко. А дальше - снова удача!

Гребцы на каноэ.

Гребцы на каноэ – злобные монстры в тягах спиной. Рекордсмены по подтягиванию на перекладине. Один из них Жомарт учился вместе со мной в институте. И однажды мы пошли с ним на Туюк –Су в домики.
Он тоже любил погулять по горам. Когда я ему показал свой новый “рукодел”, он проникся и сказал, что такое не жалко даже и на стену повесить. Понравилась железяка своими хищными формами. И тут я ему поведал о дефекте этого ЕТИ его – древко. А потом мы нашли старый заброшенный дизель, стоящий возле самого верхнего домика.
На дизеле отсутствовала крышка и все внутренности, но по-прежнему торчали шпильки . Между ними-то и заклинили это древко.
И тут я увидел насколько мощные эти гребцы. Древко как проволока согнулась до нужного угла за секунды без особых усилий. Жома помог полностью воплотить мечту.

Испытания проходили на водопадах Кок-Джайляо и Горельник,Бутаковский. Конечно, была разница между оригиналом и самоделом, но в основном только в толщине клюва. Умышленно я сделал его на 2мм толще. Все еще были воспоминания о Каджуте.

Дальше шакал в паре с оригиналом стал очень даже популярным. И сборы в Арче уже были с правильным инструментом, причем даже не у одного меня.

Потом на какое-то время я остыл. Но совсем ненадолго.

Журнал Climbing

Вдруг Ринат Хайбулин принес стопку журналов. Вкусные такие журналы. Много всего нового в них. Но меня больше всего интересовал лед, ну и, конечно же, «шакалы». Все еще оставалась одна мечта к тому времени, не воплощенная в жизнь. Мечтал об этом ни я один. Все мои друганы просто болели по этой железяки. Шакал Predator .

Его формы неповторимы. И я отбросил желание сделать что-то подобное, вспомнив как парился с “головкой”для Charlet Mozer ,

Но в этом возбудителе беспорядков, журнале, вдруг промелькнула похожая форма.

NAJA!

Siemond выпустил новый шакал NAJA! и рекламировал его в этом журнале. Листали мы как-то этот журнал у Ромы дома, когда в головы вдруг пришла идея. А давай кА его полностью вычертим. Мы же знаем какой нибудь определенный размер.
Мы же опытные и умные. Причем конструкция вполне простая, без головок, не такая как у Predator -а и Charlet Moser . Рома как самый умный кролик достал готовальню. Мы точно знали размер отверстия под карабин в клюве, также как знали и размер крепежного болта. Отверстие под темляк тоже давало подсказку.

И вот, с калькулятором и всякими чертежными прибомбасами дело стало двигаться. Теперь маньячил в основном Рома т.к. мне приходилось пропадать сутками на дежурстве. Но идея кипела в головах, и вот я уже на работе показал этот новый инструмент коллегам. Коллеги быстро подхватили мысль, и теперь надо было начать все делать.
Пашка Воскобойников в прошлом работал на заводе им. Кирова и как раз выпускал те самые торпеды против американцев, которые нас дразнили такими журналами. Он знал много всякого о металле. Был там и Витька Федоров, который мог делать что угодно с металлом, да и не только с металлом…
В итоге проведенных дебатов вместе с ними было решено, что нужно взять более пластичный металл чем рессора, обработать его на фрезе и после произвести углеродистую цементацию, ну а позже воронение и т.п. Но главное это чертежи, которые были готовы.

Благодаря Роме все встало на свои упорядоченные места.

Далее, Пашка выточил четыре заготовки. И я стал по старинке вытачивать зубья надфилями в Витькином вагончике “Полевой заводик” изредка бросая эту работу и выезжая на вызов.
Спустя неделю Пашка забрал все на цементацию углеродом. Хитрая эта штука - цементация. Железяку кладут в специальную печь с достаточным нагревом и туда же добавляют углерод.
При этом углерод не возгорается, печь вакуумная, но проникает в верхние слои металла делая его более прочным снаружи, а внутри он остается пластичным, что амортизирует удар. Цементация прошла успешно - клювы готовы.

Ах это древко!

Я люблю ВЦСПС. Без него уже никак. Как любит говорить Костя ”кирдык”! Теперь проще, углы не такие острые, как на Woodpecker -е и Charlet Mozer -е и поэтому его можно набить песком перед приданием нужного изгиба.
Да и изгиб должен не подвести высокотехнологичный процесс. И мы с Ромой отправились к известной кочегарке. Где возле серебристого тополя стоял трубогиб – тоже еще тот страшный аппарат инквизитора. В итоге было выпущено 4 –е шакала.

Пару забрал Пашка, один Ромка, один я. Все вроде остались довольны. Пашка один кому-то отдал, как я слышал позже. Про судьбу второго не знаю, надо бы спросить. А вот про испытание новой модели, наверное, стоит написать отдельно. Так как основное, боевое крещение, шакал проходил при восхождение на пик Кантбастау во время второй попытки.

Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Снаряга своимим руками

ПРикольно, вспомнилось как сами делали жумары, самохваты а-ля гиббс, фонри etc. Техническое творчество делало все вкусней.
 
ТЕУРЕЛФ

уЕТЕЗБ, НБМБДЕУ!!!!
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru